Логопедическое сопровождение обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата в условиях дистанционного обучения как одной из форм интегративного образования
Логопедическое сопровождение обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата в условиях дистанционного обучения как одной из форм
интегративного образования
Подготовила:
Шведова Тамара Федоровна
учитель-логопед МАОУ СОШ №2 УИИЯ
март 2016 года
Логопедическое сопровождение обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата (далее НОДА) с в условиях дистанционного обучения является одним из компонентов успешной адаптации ребёнка к современным условиям. Логопедическая работа направлена на развитие коммуникативных навыков, включающих устную речь ребенка, развитие коммуникативных навыков с использованием заместителей устной речи, развитие лингвистической системы обучающихся с НОДА, развитие произносительных способностей. Развитие лингвистической системы обучающихся с НОДА тесно связано с содержанием обучения, прежде всего, по предметам гуманитарного цикла.
Следовательно, своевременная и действенная логокоррекционная работа предупреждает или минимизирует трудности достижения метапредметных результатов (формирование коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий).
С 2008 года в муниципальном автономном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа № 2 с углубленным изучением иностранных языков» муниципального образования город Ноябрьск (далее МАОУ СОШ №2 УИИЯ) реализуется дистанционное обучение. На протяжении всего времени работу по коррекции речевых нарушений осуществляет учитель-логопед.
Коррекционно-педагогическая деятельность с учащимися с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ), получающими образование с применением дистанционных образовательных технологий осуществляется в соответствии с нормативно-правовыми документами и локальными актами МАОУ СОШ №2 УИИЯ муниципального образования город Ноябрьск, регламентирующими деятельность учителя-логопеда в общеобразовательном учреждении.
Необходимым условием организации успешного обучения детей ОВЗ в образовательных учреждениях является создание адаптивной среды, позволяющей обеспечить их полноценную интеграцию и личностную самореализацию в образовательном учреждении.
Контингент детей с ОВЗ НОДА, имеющих речевые особенности, неоднородный, полиморфный. И основным речевым нарушением у детей является – фонетическое недоразвитие речи, а также ОНР различных уровней. Одним из ведущих видов нарушений речи является нарушения письменной речи, и этот вид один из ведущих видов коммуникации у детей, имеющих тяжёлые формы ДЦП. Фонетическая сторона речи наиболее выражена у детей с ДЦП, что наиболее ярко проявляется в просодической стороне речи – темп, ритм, звукопроизношение. Общее недоразвитие речи характеризуется нарушением формирования всех компонентов речевой системы в их единстве. И поэтому организация и содержание логопедической работы играет достаточно весомую роль во всестороннем развитии ребёнка в условиях дистанционного обучения. Специфика работы учителя-логопеда логопункта предполагает оказание помощи разным категориям детей с ОВЗ и проводится с учетом личности ребенка, как ее отрицательных сторон, так и положительных, которые используются в процессе компенсации, т.е. используется привлечение здоровых анализаторов для компенсации деятельности неполноценных.
Основной целью логопедической работы с детьми с НОДА является развитие речевого общения, улучшение разборчивости речевого высказывания для того, чтобы обеспечить ребёнку наибольшее понимание его речи окружающими. Логопедическая работа направлена на коррекцию нарушений речи в сочетании со стимуляцией развития всех её сторон (лексики, грамматики, фонетики), сенсорных и психических функций. Ориентиром в логопедической коррекции служит не календарный возраст ребёнка, а уровень актуального речевого и интеллектуального развития. Одновременно проводится работа по развитию и коррекции нарушений артикуляционной моторики и функциональных возможностей кистей и пальцев рук. Так же стимулируется двигательно-кинестетический анализатор, что позволяет сформировать управление артикуляционным праксисом, развить навыки самоконтроля и адекватной самооценки действий, совершаемых ребёнком. При этом активно используется опора на другие анализаторы (зрительный, слуховой).
В ходе коррекционной работы логопед решает следующие задачи:
проводит первичное обследование каждого ребенка по специальной единой схеме с записью в речевой карте;
составляет перспективный план и график логопедических занятий;
вырабатывает логопедический режим для детей, имеющих те или иные речевые расстройства (осуществление режима проводится всем персоналом школы);
проводит логопедические занятия по коррекции речевых нарушений
оказывает консультативно-методическую помощь учителям, родителям;
проводит динамические обследования и обсуждения речевого развития детей с врачами, учителями АФК, учителями и родителями.
Основными направлениями коррекционной логопедической работы являются: коррекция оптико-пространственных нарушений, фонетико-фонематического недоразвития, коррекция дизартрии, дислексии, дисграфии, дизорфографии.
Логопедическое сопровождение в условиях дистанционного обучения строится по тем же принципам, что и в общеобразовательных учреждениях, то есть поэтапная, систематичная работа. Эта работа включает в себя диагностический, коррекционно-развивающий этапы, а так же просветительскую часть, которая включает в себя работу с участниками образовательного процесса - родителями (или законными представителями), педагогами, работающими на дистанционном обучении.
Работа учителя-логопеда в условиях дистанционного образования имеет ряд особенностей
1. В первую очередь, прежде чем приступить к коррекционной работе, учитель-логопед, как и в случае с обычными учениками, путем тщательного специального обследования выясняет характер нарушения речевой деятельности ребенка при помощи специальных методик.
2. На основе диагностики логопеда, совместно с другими специалистами, с учетом особенностей ребенка, составляется план индивидуального сопровождения, вырабатываются стратегии и меры по устранению или предотвращению причин неуспеваемости детей с особыми образовательными потребностями.
Устанавливаются следующие обязательные направления коррекционной помощи для всех категорий детей с НОДА, осваивающих вариант 6.1. ФГОС НОО. Эти направления образуют структуру программы коррекционной работы, дополняющей основную образовательную программу:
медицинская коррекция и абилитация (лечебно-воспитательные мероприятия, медикаментозное лечение, психотерапевтическое лечение);
психологическая коррекция познавательных процессов;
психологическая коррекция эмоциональных нарушений;
психологическая коррекция социально-психологических проявлений;
коррекция нарушений речи;
коррекция нарушений чтения и письма.
Диагностическая деятельность, включающая в себя обследование устной и письменной речи учащихся 1-4 классов; проведение контрольных срезов среди учащихся, зачисленных на логопедический пункт, с целью выявления результативности коррекционно-развивающей работы (в течение года).
Все данные, полученные в ходе обследования, анализируются, сопоставляются и фиксируются в речевой карте.
Коррекционно-развивающая работа.
Содержание образовательного процесса строится в соответствии с рекомендациями А.В. Ястребовой, Т.П. Бессоновой, изложенными в «Инструктивно-методическом письме о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе».
Логопедическая коррекционно-развивающая работа на дистанционном обучении осуществляется в соответствии с годовым планом, перспективными индивидуальными планами, расписанием занятий, составленном в сентябре месяце на основе СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской федерации от 29.12.2010 г. №189; в ред. Изменений [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.06.2011 N 85), инструктивного письма Министерства образования Российской Федерации № 2 от 14.02.2000 г. с соблюдением норм САНПиНа и рекомендаций, отраженных в письме Министерства образования Российской Федерации от 14 декабря 2000 г. №2, и календарно-тематическим планированием логопедических занятий.
Логопедическая работа основывается на применении ИКТ и использовании Интернет-ресурсов, что и отличает дистанционный коррекционно-образовательный процесс от традиционной формы коррекции и ведения документации.
Для каждого учащегося с ОВЗ, зачисленного в логопедический пункт разработана и утверждена директором школы индивидуальная коррекционная рабочая программа. С учетом речевого дефекта их несколько: «Коррекционно-развивающее обучение учащихся 1 классов с НВОНР с дизартрией», «Коррекционно-развивающее обучение учащихся 2 классов с нарушением чтения и письма. ФФНР», календарно-тематическим планированием логопедических занятий, утвержденными директором МАОУ СОШ №2 УИИЯ. Для учащихся с нарушением звукопроизносительной стороны речи разработана программа по коррекции звукопроизношения.
Коррекционные программы рассчитаны на 1 – 2 года в зависимости от тяжести речевой патологии.
Коррекционное обучение ведется по 3 этапам.
Первый этап предусматривает восполнение пробелов в развитие звуковой стороны речи. Содержание работы по преодолению отклонений речевого развития предусматривает формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза слого-звукового состава слова, коррекция звукопроизношения.
Главная задача второго этапа заключается в формировании у детей полноценных представлений о морфологическом составе слова и синонимии родного языка.
Основная цель третьего этапа коррекционно-развивающего обучения – развитие и совершенствование умений и навыков построения связного высказывания.
Учитывая специфику работы, предпочтения отданы индивидуальным формам обучения, с каждым обучающимся проводятся фронтальные занятия с использованием компьютера через бесплатную программу Skype, обеспечивающую текстовую, голосовую и видеосвязь через Интернет между компьютерами, и выдохом на дом. Индивидуальные занятия по коррекции звукопроизношения проходят на дому у обучающихся. Но не исключена и организация занятий с посещением школы (индивидуально или в малых группах).
Занятия структурированы в зависимости от ведущего дефекта, их содержание насыщенно необходимым практическим материалом.
Коррекционно-логопедические занятия планируются в соответствии с логопедическим заключением, проводятся не менее 2-х раз в неделю с каждым обучающимся, имеющим речевые нарушения разной степени выраженности.
Продолжительность индивидуальных занятий – 20 минут, групповых – 40 минут.
Наибольшую специфику имеет работа по формированию звукопроизношения.
Особенностью этой работы при ДЦП является индивидуализация требований в зависимости от тяжести и характера поражения артикуляционного аппарата. При формировании звукопроизношения у детей с дизартрией решаются следующие задачи:
нормализация тонуса мышц и моторики артикуляционного аппарата;
развитие произвольного контроля над положением и движением мышц артикуляционного аппарата;
развитие произвольных мимических губных и язычных движений;
постановка, автоматизация и дифференциация звуков;
подавление синкинезий, уменьшение слюнотечения;
развитие дыхания, голоса и просодики, а также коррекция их нарушений.
При формировании произносительной стороны речи используются пассивная и активная артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика, голосовые упражнения.
При проведении дыхательной гимнастики предусматривается включение упражнений, построенных на сочетании движений туловища и конечностей с произнесением звуков.
Комплексы этих упражнений подбираются индивидуально в зависимости от двигательных и речевых возможностей детей.
Голосовые упражнения направлены на формирование у детей произвольного изменения силы голоса, длительности звучания, на тренировку голоса в произнесении слогов, включающих глухие, щелевые, африкативные, сонорные звуки.
Особенностью логопедической работы является строгое соблюдение ортопедического режима, который разрабатывается совместно с логопедом и врачом-психоневрологом и фиксируется в истории болезни. Логопед постоянно следит за осанкой ребенка, правильным положением конечностей. При возникновении нежелательных патологических двигательных реакций логопед способствует их преодолению путем пассивно-активных вмешательств. При проведении коррекционных логопедических занятий необходима широкая опора на все анализаторные системы (слуховую, зрительную, кинестетическую). Это особенно важно в работе над коррекцией звукопроизношения, которая проводится перед зеркалом.
Программа логопедических занятий рассчитана на детей с ЦП страдающих различными формами дизартрии и общим недоразвитием речи, а также на детей с другими клиническими формами двигательных расстройств, имеющих те или иные дефекты речи. Дети с анартрией, алалией, недоразвитием речи в связи с нарушениями слуха нуждаются в дифференцированных приемах логопедической работы в зависимости от структуры речевого дефекта. Логопедическая работа обеспечивает преодоление недостатков речевого развития и способствует овладению родным (русским) языком.
Реализация программы коррекционной работы осуществляется в единстве урочной и внеурочной деятельности. В урочной деятельности учитель реализует коррекционные задачи в рамках реализации индивидуально-ориентированного подхода к детям.
Планирование специальных коррекционных мероприятий на уроке осуществляется при тесном взаимодействии с учителем-логопедом и педагогом-психологом.
Логопедическая работа направлена на развитие коммуникативных навыков, включающих устную речь ребенка, развитие коммуникативных навыков с использованием заместителей устной речи, развитие лингвистической системы учащихся, развитие произносительных способностей. Развитие лингвистической системы учащихся тесно связано с содержанием обучения, прежде всего, по предметам гуманитарного цикла. Учителя-логопеды проводят коррекционно-развивающие занятия «Основы коммуникации» и «Речевая практика».
«Речевая практика». Основные задачи реализации содержания: Развитие различных видов устной речи (разговорно-диалогической, описательно-повествовательной). Формирование умения грамотно ставить и задавать вопросы, отвечать на них. Формирование умения
составлять рассказ. Развитие связной речи. Развитие лексико-грамматического и фонетико-фонематического строя речи.
Развитие общей разборчивости речи, речевого дыхания, голоса, просодики.
Формирование синхронности речевого дыхания, голосообразования и артикуляции.
Развитие письменной речи, коррекция нарушений чтения и письма.
В связи с необходимостью развития коммуникативных навыков для учащихся 1-4х классов введены коррекционно-развивающих занятий «Основы коммуникации».
Целью данного курса является поэтапное формирование речевой деятельности и коммуникативной компетенции у обучающихся с НОДА во всех аспектах. На коррекционно-развивающих занятиях обучающиеся получают не только знания о нормах общения, но и практическую речевую подготовку. Они научатся наблюдать, анализировать и обобщать различные процессы языковой деятельности, осуществляется работа по развитию диалогической и монологической речи, происходит обогащение и уточнение словарного запаса и практическое овладение основными закономерностями грамматического строя языка. Система занятий по развитию речи направлена на овладение обучающимися способами и средствами речевой деятельности, формирование языковых обобщений, правильное использование языковых средств в процессе общения и учебной деятельности.
«Основы коммуникации» осуществляется в процессе решения следующих задач:
формирование и развитие различных видов устной речи связной речи (разговорно-диалогической, описательно-повествовательной) на основе обогащения знаний об окружающей действительности, развития познавательной деятельности (предметно-практического, наглядно-образного, словесно-логического мышления);
формирование, развитие и обогащение лексического строя речи;
практическое овладение основными закономерностями грамматического строя речи;
практическое овладение моделями различных синтаксических конструкций предложений.
В процессе коррекции нарушений звуковой стороны речи программой предусмотрены следующие направления работы:
развитие ручной и артикуляторной моторики;
развитие дыхания и голосообразования;
формирование правильной артикуляции и автоматизация звуков;
дифференциация акустически и артикуляторно сходных звуков;
формирование всех уровнейязыкового анализа и синтеза;
коррекция нарушений звуко-слоговой структуры слова;
формирование просодических компонентов (ритма и темпа речи, паузации, интонации, логического и словесно-фразового ударения).
При проведении индивидуальных и подгрупповых занятий ставятся следующие задачи:
уменьшение степени проявления двигательных дефектов речевого аппарата (спастического пареза, киперкинезов, атаксии);
развитие речевого дыхания и голоса, формирование силы, продолжительности, звонкости, управляемости голоса в речевом потоке. Выработка синхронности голоса, дыхания и артикуляции.
нормализация просодической системы речи;
формирование артикуляционного праксиса на этапе постановки, автоматизации и дифференциации звуков речи;
развитие фонематического восприятия и звукового анализа;
развитие функциональных возможностей кистей и пальцев рук;
нормализация лексико-грамматических навыков.
Коррекционные фронтальные занятия проводятся 3 раза в неделю по 40 минут, индивидуальные занятия по 20 минут.
Дистанционное занятие проводится по заранее составленному расписанию. Логопед инициирует контакт с ребенком в начале занятия, объявляет его задачи, знакомит с план его проведения, приглашает ребенка к общению в программах для Онлайн взаимодействия, момент завершения занятия также обозначается учителем. Все материалы для занятия учитель-логопед предоставляет по электронной почте.
Содержание занятий фиксируется в рабочих тетрадях в виде письменных работ учащихся.
После изучения каждого раздела проводятся проверочные работы в тетрадях для проверочных работ.
Требования к результатам реализации программы коррекционной работы по направлению «Коррекция нарушений речи»:
- Умение решать актуальные житейские задачи, используя коммуникацию (вербальную, невербальную) как средство достижения цели.
- Формирование слухового контроля за своим произношением и фонематическим анализом.
- Нормализация проприоциптивной дыхательной мускулатуры при и вне фонации.
- Формирование синхронности речевого дыхания и голосоподачи.
- Автоматизация поставленных звуков.
- Умение передать свои впечатления, умозаключения так, чтобы быть понятым другим человеком. Умение делиться своими воспоминаниями, впечатлениями и планами с другими людьми.
Требования к результатам реализации программы коррекционной работы по направлению «Коррекция нарушений чтения и письма»:
- Умение чтения разных слогов.
- Умение чтения слов, не несущих смысловой нагрузки.
-Умение чтения текстов, составленных по законам морфологии и грамматических связей в русском языке из слов, не имеющих семантической значимости.
- Умение дифференцировать звуки на фонетико-фонематическом уровне.
- Умение осуществлять морфемный анализ и синтез слов.
- Умение анализировать слова и предложения на лексико-грамматическом уровне.
- Умение анализировать слова и предложения на синтаксическом уровне.
Коррекционно-логопедическая работа не ограничивается специально-организованными занятиями с учителем-логопедом. Используются возможности внеурочной деятельности.
Индивидуальные и групповые занятия по логопедии, по психологической коррекции, по двигательной коррекции, а также занятия, направленные на развитие осознания, ощущений, ориентировки в пространстве и на плоскости являются основой для развития жизненных компетенций. Чем сложнее дефект развития, тем более необходимы данные коррекционно-развивающие занятия.
Логопедическая работа с детьми, имеющими различные речевые расстройства, позволяет в той или иной мере речевые возможности детей. В течение всего периода обучения в школе за речевым развитием ребенка должен наблюдать логопед, поддерживая тесный рабочий контакт с учителями, воспитателями и родителями учеников.
В коррекционно-развивающий процесс обучения включаются различные мультимедийные презентации, именно они вызывают повышенный интерес у учащихся, что в свою очередь помогает намного быстрее скорректировать речевые проблем.
Для логопедических занятий используются компьютерные диски с развивающими программами:
«Логопедические упражнения» (компакт-диск) – издательство «Учитель», 2010. Содержит занимательный презентационный материал для закрепления правильного звукопроизношения, общего и речевого развития, поддержания интереса к логопедическим занятиям.
«Логопедические пазлы». Прогрессивные технологии обучения детей. (компакт-диск) – издательство «Учитель», 2013. Содержит рекомендации и сборники для коррекции нарушений письма по всем видам дисграфии и дизорфографии.
«Коррекция письменной речи младших школьников» (компакт-диск) – издательство «Учитель», 2013. Содержит материал по коррекции пробелов в развитии письменной речи детей-дисграфиков.
«Компьютерный практикум для проведения логопедических занятий в начальной школе», разработанный в 2005 году в Калининграде. Практикум содержит 20 компьютерных игр, использующих около 1500 упражнений по предупреждению и исправлению дисграфии и дислексии, развитию восприятия, внимания, зрительной памяти, мышления. Учебная программа включает в себя пять разделов: подготовительный, восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи, восполнение пробелов лексико-грамматического развития; восполнение пробелов в формировании связной речи; развитие индивидуальных качеств учащихся.
Просветительская часть логопедического сопровождения включает в себя просвещение и повышение уровня компетентности педагогов и родителей по вопросам организации коррекционного процесса, способам преодоления речевых недостатков у учащихся с ОВЗ. Проводятся родительские собрания и индивидуальные консультации. Тематика определяется запросами родителей и педагогов или самим учителем-логопедом. Например, были проведены консультации, освещающие следующие темы: «Формирование навыка самоконтроля при обучении списыванию», «Формирование навыка грамотного письма у детей с ДЦП», «Индивидуальные задания в совершенствовании навыка чтения у младших школьников», «Способы преодоления нарушения письма у младших школьников», «Система упражнений для развития навыков чтения для детей младшего школьного возраста», «Система работы по автоматизации звуков», «Формирование орфографической зоркости».
Для реализации комплексного воздействия осуществляется тесное и активное сотрудничество с педагогами-предметниками, педагогом-психологом, социальным педагогом и тьютором. Коррекционный процесс происходит в тесном взаимодействии с родителями учащихся, которые зачастую становятся неотъемлемой частью каждого логопедического занятия.
Использование Интернет-ресурсов в логопедической практике даёт широкую возможность для творческой деятельности не только логопеда, но и ученика.
В логопедические занятия включается аудио- и видеоинформация, игры и игровые упражнения. В режиме Онлайн логопед копирует и пересылает ученику ссылку на сайт с игрой, видеороликом или другой информацией, ребёнок открывает ее в нужный момент занятия, показывая в режиме демонстрации экрана в программе Skype.
Работа с Интернет-ресурсами повышает уровень владения информационно-коммуникативными технологиями, как учителя, так и учащихся, так как для поиска нужной информации необходимо владеть компьютером и уметь ориентироваться в огромном информационном пространстве.
Учитель-логопед создает дидактические материалы, игровые и учебные пособия, используя различные компьютерные программы: Microsoft Office Power Point, «Просмотр» (в системе Mac OS X), «ПервоЛого», OpenOffice, текстовые редакторы (Блокнот, WordPad, Microsoft Office Word), графические редакторы (Paint и т.п.), способствующие внимания, памяти и моторики ребенка, активизации мышления, углублению и закреплению знаний по русскому языку, отработке навыков правописания.
Практика дистанционной работы доказывает, что при правильной организации системы логопедических занятий, адаптации существующих программ к данному формату проведения занятий, учета индивидуальных запросов и пожеланий ученика и его родителей, достигаются ощутимые результаты обучения школьников с речевыми затруднениями.
Родители и педагоги отмечают результаты логопедических занятий по улучшению устной и письменной речи детей, в успеваемости, в повышении мотивации к обучению, а ученики с желанием и вовремя выходят на дистанционные занятия, учатся с интересом и дополнительные задания выполняют более охотно и самостоятельно.
Литература
Быков Д.А. Дети с ограниченными возможностями и общество // Дополнительное образование. - 2006. - №1.
Богомолова А.И. Логопедическое пособие для занятий с детьми. М.; СПб., 1996.
Игнатьева С.А., Блинков Ю.А. Логопедическая реабилитация детей с отклонениями в развитии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М., 2004.
Инструктивное письмо Министерства образования Российской Федерации № 2 от 14.02.2000 г. с соблюдением норм САНПиНа и рекомендаций, отраженных в письме Министерства образования Российской Федерации от 14 декабря 2000 г. №2
Ишимова О.А. Логопедическая работа в школе: пособие для учителей-логопедов, педагогов доп. образования, воспитателей и родителей/ О.А. Ишимова, О.А. Бондарчук. – М.: Просвещение, 2012. – 176 с.: ил. – (Работаем по новым стандартам). – ISBN 978-5-09-026754-0.
Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. 680 с.
Поваляева М. А. Справочник логопеда. - Ростов-на-Дону, 2001.
Полат Е.С. Дистанционное обучение: организационные и педагогические аспекты. – М.: ИНФО, 2006.
Садовникова И.Н. Нарушение письменной речи и их преодоление у младших школьников. - М., 1998.
СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской федерации от 29.12.2010 г. №189.
Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Инструктивно-методическое письмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе.- М., 1996.
Ястребова А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы. - М., 1984.
Ястребова А. В. Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений. - М., 2000
15