Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата (в урочной и внеурочной деятельности).


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Калуги
«Средняя общеобразовательная школа № 37»
Карасева Елена Валерьевна
(МБОУ школа № 37, г. Калуга, Калужская область)
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата (в урочной и внеурочной деятельности).2014
Содержание
Введение
1.1. Актуальность и практическая значимость работы…………………………………………………………….………. 3
1.2. Цели и задачи работы……………………………………………………………………………………………….…….4
2. Теоретические аспекты формирования коммуникативных учебных действий
2.1. Виды коммуникативных универсальных учебных действий ………………………………………………………….5
2.2. Характеристика групп коммуникативных универсальных учебных действий и их возрастные особенности развития……………………………………………………………………………………………………………………………..6
2.3.Технологические карты формирования коммуникативных универсальных учебных действий……………………………………………………………………………………………………………………….…...10
3. Рассмотрение практического опыта формирования коммуникативных универсальных учебных действий в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 37» г. Калуги……………………………………………………………………16
Заключение …………………………………………………………………………………………………………………22
Литература ………………………………………………………………………………………………………………….23
Введение.
1.1. Актуальность и практическая значимость работы.
Гарантия прав всех детей, в том числе и с ограниченными возможностями здоровья, на получение равного, бесплатного и доступного образования закреплена в целом ряде документов федерального уровня: Конституции Российской Федерации, Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Федеральных законах от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", от 24 ноября 1995 г. 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
В федеральном документе «Наша новая школа» был сформулирован основной принцип инклюзивного образования:
Новая школа – это школа для всех. В любой школе будет обеспечиваться успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации. В каждом образовательном учреждении должна быть создана универсальная безбарьерная среда, позволяющая обеспечить полноценную интеграцию детей-инвалидов.
Приоритетной целью образования при обучении разных детей, в том числе и детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов является формирование способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря - учить учиться. Учащийся – это "архитектор и строитель" образовательного процесса.
Достижение этой приоритетной цели связано с формированием «универсальных учебных действий», обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию, путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
В Федеральном государственном образовательном стандарте выделены 4 группы универсальных учебных действий: личностные УУД, регулятивные УУД, познавательные УУД и коммуникативные УУД.
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий - актуальная проблема педагогики, так как низкий уровень коммуникативной компетентности находит отражение в увеличении количества детей с высокой социальной и межличностной тревожностью. Все чаще наблюдаются случаи отвержения детей одноклассниками, переживания одиночества, проявления агрессии по отношению к сверстникам.
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий - часть широкой проблемы воспитания всесторонне развитой личности, поэтому необходимость формирования коммуникативных универсальных учебных действий в школе имеет социальное, педагогическое и психологическое значение.
В нашей работе мы рассмотрим формирование коммуникативных универсальных учебных действий у учащихся с нарушением опорно-двигательного аппарата, так как овладение этими универсальными учебными действиями, способствует не только формированию и развитию умения взаимодействовать с окружающим миром, выполнять разные социальные роли в группе и коллективе, но и является ресурсом эффективности и благополучия их будущей взрослой жизни.
Практическая значимость нашей работы, заключается в том, что мы планируем создать таблицы, позволяющие отслеживать уровень сформированности коммуникативных универсальных учебных действий, на протяжении всего обучения в начальной школе. Такие таблицы, позволят учителю, работающему с детьми с нарушением опорно-двигательного аппарата, корректировать и дифференцировать формы и способы формирования коммуникативных универсальных учебных действий, учитывая результаты каждого ребенка в индивидуальном порядке.
1. 2. Цели и задачи.
Цель: изучение особенностей формирования коммуникативных универсальных учебных действий у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Задачи:
1. Определить виды коммуникативных универсальных учебных действий.
2. Выделить группы коммуникативных универсальных учебных действий и их возрастные особенности развития.
3. Рассмотреть технологические карты формирования коммуникативных универсальных учебных действий в начальной школе.
4. Разработать таблицы контроля сформированности коммуникативных универсальных учебных действий.
2. Теоретические аспекты формирования коммуникативных учебных действий
2.1. Виды коммуникативных универсальных учебных действий
 Теоретико-методологическим обоснованием формирования универсальных учебных действий может служить системно-деятельностный культурно-исторический подход, базирующийся на положениях научной школы Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, а также в концепции совместных форм учебных действий и учебного сотрудничества В.В. Рубцова, Г.А. Цукермана и др.
В контексте концепции универсальных учебных действий (УУД) коммуникация рассматривается как смысловой аспект общения и социального взаимодействия.
Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
К коммуникативным действиям относятся:
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий;
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.
Содержание и способы общения и коммуникации обусловливают развитие способности ребёнка к регуляции поведения и деятельности, познанию мира, определяют образ «Я» как систему представлений о себе, отношений к себе.
Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают способность осуществлять продуктивное общение в совместной деятельности, проявляя толерантность в общении, соблюдая правила вербального и невербального поведения с учётом конкретной ситуации.
2.2. Характеристика групп коммуникативных универсальных учебных действий и их возрастные особенности развития.
Коммуникативные универсальные учебные действия разделяют на три группы в соответствии с тремя основными аспектами коммуникативной деятельности - коммуникацией как взаимодействием, коммуникацией как сотрудничеством и коммуникацией как условием интериоризации. Рассмотрим последовательно их возрастные особенности.
Коммуникация как взаимодействие: коммуникативные действия, направленные на учет позиции собеседника либо партнера по деятельности (интеллектуальный аспект коммуникации).
Важным этапом в развитии детей при переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту является преодоление господства эгоцентрической позиции в межличностных отношениях.
Как известно, изначально детям доступна лишь одна точка зрения - та, которая совпадает с их собственной. При этом детям свойственно бессознательно приписывать свою точку зрения и другим людям - будь то взрослые или сверстники.
В общении эгоцентрическая позиция ребенка проявляется в сосредоточении на своем видении или понимании вещей, что существенно ограничивает способность ребенка понимать окружающий мир и других людей, препятствует взаимопониманию в реальном сотрудничестве и, кроме того, затрудняет самопознание, основанное на сравнении с другими.
В шесть-семь лет дети впервые перестают считать собственную точку зрения единственно возможной. Происходит процесс децентрации в контексте общения со сверстниками - прежде всего под влиянием столкновения их различных точек зрения в игре и других совместных видах деятельности.
По мере приобретения опыта общения (совместной деятельности, учебного сотрудничества и дружеских отношений) дети научаются весьма успешно не только учитывать, но и заранее предвидеть разные возможные мнения других людей, нередко связанные с различиями в их потребностях и интересах. В контексте сравнения они также учатся обосновывать и доказывать собственное мнение.
Коммуникация как кооперация. Вторую большую группу коммуникативных УУД образуют действия, направленные на кооперацию, сотрудничество.
Содержательным ядром этой группы коммуникативных действий является согласование усилий по достижению общей цели, организации и осуществлению совместной деятельности, а необходимой предпосылкой для этого служит ориентация на партнера по деятельности.
Зарождаясь в дошкольном детстве, способность к согласованию усилий интенсивно развивается на протяжении всего периода обучения ребенка в школе.
Между тем, в настоящее время становление данной способности фактически нередко запаздывает и многие дети, приходя в школу, обнаруживают склонность работать, просто не обращая внимания на партнера.
На протяжении младшего школьного возраста дети активно включаются в общие занятия. В этом возрасте интерес к сверстнику становится очень высоким. Хотя учебная деятельность по своему характеру (при традиционном обучении) остается преимущественно индивидуальной, тем не менее, вокруг нее (например, на переменах, в групповых играх, спортивных соревнованиях, в домашней обстановке и т.д.) нередко возникает настоящее сотрудничество школьников: дети помогают друг другу, осуществляют взаимоконтроль и т.д.
В этот период также происходит интенсивное установление дружеских контактов. Приобретение навыков социального взаимодействия с группой сверстников и умение заводить друзей является одной из важнейших задач развития на этом школьном этапе. Как известно, от навыков конструктивного общения, приобретенных в младшем школьном возрасте, во многом зависит благополучие личностного развития подростка.
Коммуникация как условие интериоризации. Третью большую группу коммуникативных УУД образуют коммуникативно-речевые действия, служащие средством передачи информации другим людям и становления рефлексии.
Как известно, общение рассматривается в качестве одного из основных условий развития ребенка (особенно развития речи и мышления) практически на всех этапах онтогенеза.
В соответствии с нормативной картиной развития, к моменту поступления в школу дети должны уметь строить понятные для партнера высказывания; уметь задавать вопросы, чтобы с их помощью получить необходимые сведения от партнера по деятельности.
Однако, характеризуя нормативно-возрастные особенности развития коммуникативных действий, следует признать, что, несмотря на значительное внимание, уделяемое в школе развитию речи, именно в школьные годы ее развитие часто тормозится, что в итоге приводит к малоудовлетворительным результатам.
Невозможно совершенствовать речь учащихся вне связи с ее исходной коммуникативной функцией - функцией сообщения, адресованного реальному партнеру, заинтересованному в общем результате деятельности, особенно на начальном этапе обучения. Необходима организация совместной деятельности учащихся, которая создаст контекст, адекватный для совершенствования способности речевого отображения (описания, объяснения) учеником содержания совершаемых действий в форме речевых значений с целью ориентировки (планирование, контроль, оценка) предметно-практической или иной деятельности, - прежде всего в форме громкой социализированной речи. Именно такие речевые действия создают возможность для процесса интериоризации, т.е. усвоения соответствующих действий, а также для развития у учащихся рефлексии предметного содержания и условий деятельности. Правомерно считать их важнейшими показателями нормативно-возрастной формы развития данного коммуникативного компонента УУД на ступени начального обучения.
В условиях традиционной школы коммуникативные трудности преодолеваются крайне слабо, консервируются в виде негативного стиля общения. У значительного числа детей они приобретают хронический характер, постепенно переходя в устойчивые и неблагоприятные характерологические черты. Таким образом, без целенаправленного и систематического формирования базовых коммуникативных компетенций (иначе - коммуникативного компонента УУД) в ходе обучения просчеты дошкольного воспитания или негативные индивидуальные особенности преодолеть нельзя.
В связи с этим можно полагать, что создание в школе реальных условий для преодоления эгоцентрической позиции, успешное формирование («прививание») навыков эффективного сотрудничества со сверстниками (и, как следствие, выстраивание более ровных и эмоционально благоприятных отношений с ними) послужит мощным противодействием многочисленным личностным нарушениям у детей.
2.3. Технологические карты формирования коммуникативных УУД.
Таблица 1
Вид коммуникативных УУД Показатели Уровень сформированности коммуникативных УУД
высокий средний низкий
1 класс
Коммуникация как кооперация Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу.
Участвовать в диалоге на уроке и внеурочное время.
Работать в паре. - отвечает на все вопросы.
- осознанно стремится к сотрудничеству. - частично отвечает на вопросы.
- работает в паре ситуативно. - не идет на контакт (агрессивен или пассивен).
Коммуникация как интеракция Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.
Понимать речевое обращение другого человека. - тактичен, вежлив, соблюдает этикет.
- понимает речевое обращение другого человека - частично соблюдает этикет.
- не всегда понимает речевое обращение другого человека - молчалив или агрессивен.
- не понимает речевое обращение другого человека.
Коммуникация как интериоризация Слушать и понимать речь других. - слышит, понимает и дает собеседнику обратную связь
- слышит, понимает, обратную связь дает ситуативно. - не слышит, не может дать обратную связь
Таблица 2.
Вид коммуникативных УУД Показатели Уровень сформированности коммуникативных УУД
высокий средний низкий
2 класс
Коммуникация как кооперация Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения;
выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). - осознанное стремление к сотрудничеству.
-доброжелательно идет на контакт, участвует в совместном решении проблемы (задачи) - участвует выборочно в диалоге.
- идет на контакт, когда уверен в своих знаниях - не идет на контакт (агрессивен или пассивен).
Коммуникация как интериоризация Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных ситуаций.
Читать вслух и про себя тексты учебников, художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное. - обладает хорошим словарным запасом и активно им пользуется
- усваивает материал, дает обратную связь (пересказ, рассказ) - читает, высказывает свои мысли по алгоритму.
- читает, но не понимает прочитанного, и не может найти нужных слов при высказывание обратной связи.
Таблица 3.
Вид коммуникативных УУД Показатели Уровень сформированности коммуникативных УУД
высокий средний низкий
3 класс
Коммуникация как кооперация Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.
Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом. - активно принимает участие в работе группы, умеет договариваться с другими людьми,
- понимает смысл высказываний других людей и выражает свою точку зрения. - понимает смысл высказываний других людей, но испытывает трудности при выражении обратной связи.
- ведомый - не хочет участвовать в диалоге.
- не слушает и не понимает других.
Коммуникация как интеракция Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета и дискуссионной культуры
Понимать точку зрения другого.
- отстаивает свою точку зрения, вежлив, тактичен, доброжелателен.
- умеет слушать и слышать, дает обратную связь - ситуативно отстаивает свою точку зрения, не всегда вежлив и тактичен.
- слушает, но не всегда дает обратную связь
- пассивен или агрессивен.
- молчит, игнорирует другого человека
Коммуникация как интериоризация Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных ситуаций.
Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное. - владеет большим словарным запасом и активно им пользуется.
- усваивает материал, дает обратную связь (пересказ, рассказ) - читает, высказывает свои мысли, но с помощью алгоритма.
-молчит, не может оформить свои мысли
-читает, но не понимает прочитанного
Таблица 4.
Вид коммуникативных УУД Показатели Уровень сформированности коммуникативных УУД
высокий средний низкий
4 класс
Коммуникация как кооперация Умение договариваться, находить общее решение.
Умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать.
Способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов.
Взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания. - умеет договариваться, находить общее решение,
- умеет аргументировать свое предложение, убеждать и уступать.
- владеет адекватными выходами из конфликта.
- всегда предоставляет помощь. - не всегда может договориться.
- не всегда может сохранить доброжелательность.
- предоставляет помощь только близким, знакомым. -не может и не хочет договариваться.
-пассивен или агрессивен.
- не предоставляет помощь.
Коммуникация как интеракция Понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос.
Уважение позиции других людей, отличную от собственной.
Учет разных мнений и умение обосновать собственное
различает и понимает различные позиции другого, дает обратную связь, проявляет доброжелательность. -понимает различные позиции других людей, но не всегда проявляет доброжелательность, дает обратную связь, когда уверен в своих знаниях.
-редко понимает и принимает позицию других людей, считая свое мнение единственно верным.
Коммуникация как интериоризация Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных ситуаций.
Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное. - имеет богатый словарный запас и активно им пользуется, бегло читает,
- усваивает материал, дает обратную связь (пересказ, рассказ) -читает, но понимает смысл прочитанного с помощью наводящих вопросов,
- высказывает свои мысли по алгоритму молчит, не может оформить свои мысли
-читает, но ни понимает прочитанного
3. Рассмотрение практического опыта формирования коммуникативных универсальных учебных действий в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 37» г. Калуги
В 2012 году в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 37» г. Калуги в 1 класс поступил на обучение ребенок с ограниченными возможностями здоровья, а именно с нарушением опорно-двигательного аппарата. Ребенок может передвигаться только в инвалидной коляске, поэтому его в учебном процессе сопровождает мама. Задача мамы обеспечивать передвижение ребенка в здании школы (из кабинета в кабинет, в библиотеку, в столовую, в туалет).
Первое, с чем столкнулся классный руководитель первого класса, это с необходимостью проведения родительского собрания, на котором были изложены основные советы и рекомендации для родителей по проведению беседы с детьми о правилах поведения в классе, в связи с поступлением в класс ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата.
С самых первых дней обучения практика показала, что большинство детей, достаточно быстро приняли правила поведения, не испытывая личного дискомфорта.
Трудности возникали в процессе совместной деятельности или сотрудничестве в рамках учебного процесса. Одноклассники в общении довольно часто уступали и уходили в сторону, руководствуясь внутренними моральными и этическими нормами (жалость, сочувствие, сострадание к ребенку, ограниченному в возможностях передвижения).
В этом случае задачей учителя было создавать такие условия взаимодействия, при которых ребенок с НОДА находился в равных условиях с одноклассниками, использовать формы и методы, позволяющие ребенку с НОДА решать определенную коммуникативную задачу, максимально в комфортных условиях. Время показало, что в дальнейшем одноклассники стали воспринимать ребенка с НОДА как равноправного партнера и не стеснялись отстаивать свою точку зрения или свою позицию. Необходимо отметить, что сам ребенок, несмотря на свои трудности с передвижением, изначально занимал позицию равного партнера, не нуждаясь в каком-то снисхождении. Это тоже способствовало, достаточно быстрому изменению отношения одноклассников к совместной работе с этим ребенком.
В рамках урочной деятельности, решая определенную коммуникативную задачу, дети связаны различными требованиями, которые определяются поставленною целью задачи, регламентом времени, формами работы и т.д.
В общении вне урока (перемены, внеурочные мероприятия, школьные праздники, соревнования, прогулки и т.п.) у детей гораздо больше свободы в общении.
Для детей с НОДА данный вид коммуникации является одним из приоритетных, так как у большинства таких детей отсутствует такой опыт общения со сверстниками, в силу того, что многие не посещают дошкольные учреждения.
Практика показала, что школа явилась великолепной площадкой для формирования коммуникативных компетенций у ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата во внеурочной деятельности.
Ребенок с НОДА, наравне с одноклассниками смог принимать участие практически во всех школьных мероприятиях. Задача учителя совместно с педагогом-организатором состояла в том, чтобы подобрать тот вид деятельности, который позволяет ребенку принимать участие в мероприятии. В таких мероприятиях, как «Праздник осени», «Новогодний утренник», «Митинг памяти» ребенок с НОДА вместе со своими одноклассниками читал стихи и исполнял песни. Для ребенка это был бесценный опыт совместной деятельности в равных условиях с другими детьми, опыт «включения» ребенка в полноценное взаимодействие с окружающим миром за пределами урока.
В настоящее время этот ребенок уже ученик 3 класса и совместно с одноклассниками продолжает постигать тайны и глубины школьных знаний. Отметим, что за два года совместного ежедневного общения с одноклассниками, этот ребенок стал их полноправным партнером в различных видах деятельности. Однако не стоит забывать, что этот ребенок обучается по Федеральному государственному стандарту второго поколения, а значит для учителя, актуальным является вопрос каким образом отследить формирование коммуникативных УУД у ребенка с ОВЗ.
На базе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 37» были созданы таблицы, позволяющие отслеживать формирование коммуникативных УУД на протяжении всего обучения в начальной школе.
Таблица 5.
1 класс
Оформлять свои мысли в устной и письменной форме
( на уровне предложения или небольшого текста). Слушать собеседника и понимать речь других. Выразительно читать и пересказывать текст. Включаться в диалог с учителем и сверстниками. Учиться формулировать ответы на вопросы. Слушать партнера по общению (деятельности). Учиться договариваться и приходить к общему решению. Учиться излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения. Строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. Готовить небольшие сообщения с помощью взрослых по теме проекта. Признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие. Договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.
Таблица 6.
2 класс
Оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста).
Выразительно читать и пересказывать
различные тексты, понимать прочитанное. Задавать вопросы, адекватные речевой ситуации. Формулировать ответы на вопросы. Формулировать собственное мнение и аргументировать его. Принимать участие в диалоге, общей беседе, выполняя правила речевого поведения. Работать в парах, учитывать мнение партнера, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. Учиться работать в группе, выполняя различные роли (лидера, критика, исполнителя). Находить нужную информацию ч\з беседу со взрослыми, книги, словари, справочники, энциклопедии для детей, через сеть Интернет.
Готовить небольшие сообщения с помощью взрослых (родителей, воспитателя ГПД и пр.) по теме проекта. Признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие. Договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.
Таблица 7.
3 класс
Читать вслух и про себя тексты учебников,
Художественных и
научно- популярных книг, понимать прочитанное, задавать вопросы. Выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы. Соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения. Понимать различные позиции в подходе к решению учебной задачи, задавать вопросы, высказывать свои оценки и предложения. Контролировать свои действия при работе в паре или группе, умение использовать речевые средства и
средства информационных технологий. Осуществлять взаимопомощь и взаимоконтроль при работе в паре или группе. Находить нужную информацию через беседу с взрослыми, через учебные книги, словари, справочники, энциклопедии для детей, через сеть Интернет и СМИ.
Таблица 8.
4 класс
ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;
Понимать необходимость ориентироваться на позицию партнёра в общении, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге;
строить понятные для партнёра высказывания; проявлять доброжелательное отношение к партнёру; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
активно использовать речевые средства и средства ИКТ для решения коммуникативных и познавательных задач;
применять приобретённые коммуникативные умения в практике свободного общения.
Учитель, обучающий ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата, отслеживая уровень формирования коммуникативных УУД, с помощью этих таблиц, получает возможность корректировать формы, методы и способы развития коммуникативных навыков.
4. Заключение
В рамках обучения коммуникация обеспечивает совместную деятельность людей и предполагает не только обмен информацией, но и достижение некой общности: установление контактов, кооперацию (организацию и осуществление общей деятельности), а также процессы межличностного восприятия, включая понимание партнёра. Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнёра по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Чтобы достичь этих целей, нужно изменить роль учителя: из простого транслятора знаний ему нужно стать действительным организатором совместной работы с учениками, способствовать переходу к реальному сотрудничеству в ходе овладения знаниями.
Практический опыт показал, что учитель, обучающий ребенка с ограниченными возможностями здоровья, в частности с нарушениями опорно-двигательного аппарата играет одну из ключевых ролей в формировании коммуникативных компетенции ребенка. Учитель является, связующим звеном обеспечивающим «включение» ребенка во все сферы общения в урочной и внеурочной деятельности.
Исполняя роль наставника, куратора, помощника, учитель формирует индивидуальный маршрут ребенка, направляет его деятельность, помогает максимально реализовать возможности ребенка. Приоритетная задача учителя, обучающего ребенка с ограниченными возможностями здоровья создать оптимальные условия для его развития, становления, как полноправного члена общества.
5. Литература
Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. / Под ред. Асмолова А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011.
Битянова М.Р. Адаптация ребенка в школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка. Сб. метод. м-лов для админ., педагогов и шк. психологов. / М.Р. Битянова. - М.: Педагогический поиск, 1997.
Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте: Психологическое исследование. / Л.И. Божович. - М.: Просвещение, 1968.
Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1996.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования – М.:Просвещение,2010.
Шипицына Л.М., Защиринская О.В., Воронова А.П., Нилова Т.А. Основы коммуникации. СПб: Образование, 1995.
Шустова Л.А. Методы и способы подготовки младших школьников к общению./ Л.А. Шустова // Вопросы психологии №2, 1990.