Внедрение инновационных здоровьесберегающих технологий в учебный процесс


Внедрение инновационных здоровьесберегающих технологий в учебный процесс
Введение

Образовательные учреждения являются единственной системой общественного воспитания, охватывающей в течение продолжительного времени всю детско-подростковую популяцию страны. Более 40 % времени учащиеся проводят в стенах МБОУ «Житковской СОШ». Это связано и с расписанием автобусного движения до поселков, в которых проживает порядка 20% учащихся, а так же курсом школы на организацию дневного досуга школьников после уроков. Время обучения совпадает с периодом роста и развития ребенка, когда организм наиболее чувствителен к воздействию благоприятных и неблагоприятных условий окружающей среды. Общеизвестны педагогические факторы, отрицательно влияющие на здоровье детей. Это стрессовая педагогическая тактика, интенсификация учебного процесса, несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников, нерациональная организация учебной деятельности, низкая грамотность педагога в вопросах физических и психических особенностей возрастного развития детей, отсутствие системы о формировании здорового образа жизни. За последнее десятилетие произошло значительное ухудшение состояние здоровья учащихся. У многих детей отмечается выраженный рост распространенности функциональных отклонений, хронических заболеваний. Наиболее распространенными заболеваниями являются заболевания органов дыхания, органов пищеварения, функциональными отклонениями-нарушение осанки и снижение остроты зрения. В связи с этим перед педагогическим коллективом МБОУ «Житковская СОШ» остро встал вопрос о такой организации учебно-воспитательной работы, которая способствовала бы сохранению и укреплению здоровья учащихся, а также воспитывала потребность сохранения здоровья у самих детей, т.е. создания здоровьеформирующей среды. Для организации такой работы в школе необходимо выполнение ряда условий: - понимание всеми участниками образовательного процесса необходимости укрепления здоровья школьников. - благоприятное педагогическое и психологическое воздействие каждого учителя на своих учеников. - обеспечение необходимого уровня грамотности школьников и педагогов по вопросам здоровья.
Программа внедрения здоровьесберегающих технологий
в учебный процесс с использованием
педагогических инноваций
Принципы создания здоровьеформирующей среды отражены в концепции развития школы и проработаны на педагогическом совете. В результате была разработана программа внедрения здоровьесберегающих технологий в учебный процесс на основе уроков физической культуры. Программа охватывает как начальную, так и среднюю и старшую школу. Цель программы: формирование у детей ответственного отношения к своему здоровью. Задачи:1. Учащиеся должны знать свое здоровье, возможности и особенности.2. Учащиеся должны научиться физическим упражнениям для укрепления здоровья.3. Учащиеся должны иметь представление о заболеваниях и вредных привычках, знать их последствия.4. Воспитывать в учащихся культуру спорта, физического развития. В основе реализации программы лежит убеждение, что успех оздоровительной работы достигается за счет объединения усилий учителей, классных руководителей, медработника и родителей.

Направление программы
1. Интегрированные уроки биологии и физкультуры (средняя школа),окружающего мира и физкультуры (начальная школа).2.Здоровьесберегающие технологии в учебном процессе.3.Оздоровительная работа в учебное и внеурочное время.Интеграция ознакомления с окружающим миром, биологии и физкультуры позволила выделить большее количество учебного времени вопросам здоровья человек, позволила активизировать предметные знания учащихся для оценки конкретных ситуаций, угрожающих жизни и здоровью. Был разработан и проведен цикл клубных бесед в группе продленного дня «Твое здоровье» («С режимом дня мы друзья», «Чистота залог здоровья», «Чтобы зубы не болели», «Беречь глаз как алмаз», «О дурных привычках»), цикл классных часов схожей тематики.Для внедрения здоровьесберегающих технологий в учебных процесс школьные предметы были разбиты на три группы:
I группа – уроки математики, информатики, английского языка. На уроках этой группы ребенок ограничен в движениях и активно вовлечен в мыслительную деятельность, что приводит к большому эмоциональному, умственному и мышечному напряжению. Самостоятельно ученик не может избавиться от этой нагрузки, в результате чего наступает усталость, потеря внимания. Для предупреждения усталости и поддержания высокого уровня активности и работоспособности ученика необходимо чередовать умственную нагрузку с выполнением физических упражнений. Физкульт-минутка на уроках в начальной школе делится на 3 момента:начало урока – упражнение на внимание:(комплекс упражнений, в котором двигательная активность сочетается с интеллектуальной деятельностью, например:«Посчитай назад» - счет от 10 до 1, на четные числа дети разводят руки в стороны, на нечетные – приседают)середина урока – релаксация (комплекс упражнений, используемый с целью выработки максимальной работоспособности путем умения не только расслабляться, но и собираться:например: «Путешествие на облаке», «У моря»)конец урока – снятие умственного напряжения: (комплекс упражнений, сочетающих в себе большое количество двигательных элементов «Зверобика», «Шарик», «Любопытная Варвара»)Физкульт-минутка на уроках в средней и старшей школе состоит из схожих упражнений на внимание в начале урока и релаксационных упражнений в конце урока.
II группа – уроки чтения/литературы, русского языка, истории, окружающего мира, химия, физика, информатика. На этих уроках проводится значительная работа с печатными и письменными текстами. Вследствие этого у учащихся возникает мышечное напряжение (устает спина, плечи, позвоночник, шея) и создается большая нагрузка на зрение. Разработаны и проводятся во время физкульт-минутки 4 комплекса упражнений:
1 – 2 комплекс на улучшение и коррекцию зрения, снятие усталости глазных мышц (Упражнение «Далеко-близко», «Часики Тик-Так»);
3 – активация работы обоих полушарий, улучшение зрительного двигательного навыка (комплексы упражнений, сочетающие в себе упор на пространственную ориентацию «право-лево» и движения рук «Веселые Хлопушки», «Вот так бабушка прядет», пальчиковая гимнастика);
4 – преодоление усталости и снятие «блокировок» мышц шеи и спины: (комплексы упражнений «Петрушка», «Бабочки», «Две лягушки»)
III группа – уроки ИЗО, музыки, МХК, физкультуры. На уроках рисования и МХК проводим зрительные упражнения для выбора грамотного изображения пропорций различных предметов.На уроках музыки отводится время для дыхательной гимнастики и ритмических упражнений. На уроке физкультуры, интегрированных с биологией и проводящих раз в четверть, учащиеся получают теоретические знания о возможностях человеческого организма в виде спортивной игры, сочетающейся с интеллектуальными вопросами по теме анатомии и физиологии человека.Например, урок-игра в виде соревнований двух команд по 4-7 человек в каждой. Спортивные конкурсы («Акробатика», «Переправа», «Лианы», «Конь» и т.д.) чередуются с заданиями по биологии, на которые соревнующиеся отвечают коллективно, подойдя к экрану, на который проецируются задания с вариантами ответа, специально разработанные учащимися других классов на уроке информатики, с мультимедийного проектора. За каждый неправильный ответ команда получает штрафное упражнение (подтягивание на перекладине, прыжки через скакалку, броски в баскетбольное кольцо, отжимание…)
Оздоровительная работа во внеурочное время проводится с целью закрепления изученного материала по сохранению здоровья и организации свободного времени учащихся. Часть работы стала традиционной:
- зарядка до уроков. Учебный день в школе начинается с зарядки. Систематическое ее проведение имеет оздоровительную и воспитательную направленность. Зарядка имеет и организационное значение, т.к. помогает учащимся сосредоточить свое внимание и настроиться на работу. Зарядка проводится в проветренных классах, продолжительность 5 минут, каждый месяц обновляется комплекс.
- подвижные перемены.
- спортивный час и подвижные игры на свежем воздухе в ГПД
- беседы врачей, родителей – медицинских работник, родительские осмотры.
- спортивные мероприятия: «Дни здоровья», «Веселые старты», «Мама, папа, брат и я – мы спортивная семья».
- оздоровительные витаминные курсы (сентябрь адаптационный, ноябрь, март профилактический).

Анализ работы:
- снижено количество простудных заболеваний
- не зарегистрировано вспышек инфекционных заболеваний;
- увеличилось количество детей, посещающих спортивные секции
- здоровье как ценность большинство учащихся ставят на I место.
Таким образом, обновляя содержание естественно-научного образования, создавая специальные условия для активизации его здоровьеформирующего потенциала, мы добиваемся повышения уровня знаний детей о здоровье, сформировываем мотивацию к ведению здорового образа жизни самими детьми и их родителями, повышаем уровень практических умений и навыков ведения здоровой жизни.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Абрамова И.Н. Двигательная активность старшеклассников / И. Н. Абрамова// Физкультура в школе. -2010. – №1. – С.43-45.
Аксенова И. Исправлять или предупреждать? / И. Аксенова // Педагогический вестник. – 2010. - №3. – С.12.
Амосов Н.М. Раздумья о здоровье. – 3-е изд., перераб. И доп. – М.: Физкультура и спорт, 1987. – 64 с.: ил.
Величковский Б. Т. и др. Здоровье человека и окружающая среда: Учеб. Пособие – М.: Новая школа, 1997. – 236 с.: ил
Дикуль В. И., Зиновьева А. А. «Как стать сильным» М., 1990
Популярная медицинская энциклопедия, Москва, «Советская энциклопедия» 1979
Физическая кульрура и человек. Учебное пособие для ВУЗов. М. Высшая школа, 1991 год.
«Физкульминутки» / Авт.-сост. С. А. Левин. С. И. Тукачева // Волгоград, изд-во «Учитель», 2008
«Физическая культура в школе», 2010, №1, №2 – М., «Школа-пресс», 2010.