Мастер-класс в районном семинаре


Северо – Казахстанская область
Жамбылский район
КГУ «Жамбылская средняя школа»
Учитель русского языка и литературы
Казиева Акку БалтабаевнаМастер - класс « Использование новых технологий в преподавании русского языка и литературы в школах с казахским языком обучения»
Учитель остаётся учителем, пока он учится.
К.Ушинский
Уважаемые коллеги! Можно ли на уроке организовать активное участие всех учеников класса в обсуждении темы, выполнении заданий, презентации результатов самостоятельной работы? Да, АМО (активные методы обучения) направлены именно на то, чтобы вовлечь всех обучающихся в эти процессы.
Как известно успешность любого урока зависит от его начала, от эмоционального настроя обучающихся. Вот и я предлагаю начать выступление с игры «Добрый день».
Условия игры: я буду говорить слова «Добрый день» и назову кого-то из зала, а те, кого я назову, помашут мне рукой.
• Добрый день всем у кого сейчас хорошее настроение.
• Добрый день всем у кого день рождения зимой или весной.
• Добрый день всем кто родился летом или осенью.
• Добрый день учителям начальных классов
• Добрый день учителям основной школы
• Добрый день всем кто находится в этом классе
Современная жизнь требует от нас, чтобы мы постоянно менялись, иначе не будем успевать за ее переменами. Учитель - он, как душа и сердце маленького коллектива. Очень разные растут у нас ученики и, смотря на них, я не могу нарадоваться, я учу их, они учат меня, в некоторых вопросах они преуспели лучше нас, наличие свободного времени, Интернет дают о себе знать. Поэтому я стараюсь не отставать от них. Как гласит народная мудрость: «Век живи – век учись», каждый учитель должен пополнять свой багаж знаний, идти в ногу со временем..  Для преодоления трудностей общения в группе и нормализации психологического климата я использую упражнение «Я хочу сказать…» (каждый учитель должен за одну минуту поделиться хорошей новостью или впечатлением из своей жизни, остальные - поздравить его)
       После завершения  Программы я задумалась над планированием  уроков. Поставила перед собой такие вопросы: Как я буду работать? Как буду внедрять 7 модулей? Учащиеся работают в группе, слушают друг друга, помогают товарищам по группе в случае необходимости, если что-то не получается, спикеры в группах выступают перед классом.
Урок начинаю с создания психологического настроя, используя при этом позитивы тренинги, нацеленных на сплочение коллектива, на дружбу между мальчиками и девочками, чтобы в классе была благоприятная обстановка. Это помогает детям объединиться и в течение урока чувствуется эмоциональный подъем и влияет на положительный результат урока. Чтобы активизировать детей на уроках, использую работу в группах, работу в парах, где есть возможность проявить себя как слабым, так и одаренным детям. Используя диалогическое обучение, я применяла кумулятивную исследовательскую беседу, вопросы открытого и закрытого типа. Использую ИКТ для показа видеороликов, детям нравиться составлять кластеры, писать синквейны, методы взаимной проверки. Дети научились взаимооцениванию, самооцениванию. Очень нравиться ребятам работать на стикерах. Все это развивает интерес у учеников любознательность и интерес к обучению. Новые подходы и методы обучения способствовали созданию благоприятной среды для достижения успеха в обучении. На уроках дети активно работают, участвуют в обсуждениях, сами находят ответы на вопросы, справляются со всеми заданиями. Если раньше я требовала от своих учеников точного мгновенного ответа, оценивала конкретность и правильность ответа, не добиваясь от учеников рассуждений по выбору ответа. На уроках я стала меньше говорить. Помогала ученикам с помощью наводящих вопросов, а также опорных сигналов, алгоритмов активно участвовать в диалоге, вырабатывать и отстаивать свою точку зрения. Я вижу, как учащиеся меняются, как исчезают у них барьеры, как свободно они выступают перед классом, имея  право на ошибку. Самое главное на уроках все работают, и работают с желанием. Считаю, что данная Программа отвечает современным требованиям, помогает учителям изменить свое отношение к работе, детям вселяет уверенность, желание учиться. Например, некоторые дети, которые отмалчивались на уроках, стали активными, выражали свою точку зрения.
Модуль 1: «Новые подходы в обучении»
          Согласно «Руководству для учителя» (страница 126), «в основе новых подходов в преподавании и обучении лежит понимание обучения с социоконструктивистской точки зрения». Это значит, что дети являются активными обучающимися, которые строят свое собственное понимание, исходя из личных исследований и социального взаимодействия.  Именно в этом модуле рассматриваются вопросы «Обучение через диалог» и «Обучение тому, как учиться». Вопросы немаловажные, потому что обучение, основанное на основе диалога между учеником и учителем, помогает ребенку развивать свое собственное мышление. Для меня, как для учителя-словесника, диалоговое обучение наиболее приемлемо, чаще всего уроки-диалоги, призванные «открывать знания вместе с детьми». Диалоговое обучение я практиковала на всех своих уроках. Например, на первом этапе урока для определения новой темы я часто задаю вопросы высокого и низкого порядка, если ученик, которому задавался вопрос, затрудняется ответить, то ребята очень быстро приходят к нему на помощь. При объяснении новой темы, ученики тоже принимают участие. Подобный вид работы не только дает возможность ребятам найти ответ, но и заставляет их думать, приводить аргументы в защиту своего мнения, защищать его. Кроме того развивает мышление, монологическую речь учащихся, умение слушать собеседника и дать оценку.
        Применяя модули на уроках, я поняла, что ученикам надо доверять, надо чтобы они свободно чувствовали себя на уроке, создавать на уроке эмоционально благоприятную  обстановку.  Также я поняла, что особое внимание надо уделить вопросам. Обучение связано  с исследованием неизвестного, а исследование начинается с вопросов. Одним словом надо своих учеников учить думать.  Хороший учитель заинтересован не столько в ответе, сколько в том, чтобы его ученики размышляли над вопросом.  Нам самим надо научиться слушать их. И если мы хотим, чтобы преподавание было  эффективным мы должны двигаться не в одностороннем движении, а в двустороннем движении, то есть уроки должны строиться не на монологе, а на диалоге.  Мои дети учатся составлять вопросы, слушают одноклассников, учатся анализировать и рассуждать.  Дети выбирают сами, кому и как они хотят задать тот или иной вопрос и отвечают, то есть у них есть право выбора, не надо бояться, что сейчас ответят неправильно, у них есть время подумать и прийти на помощь тому, кто не знает правильного ответа. 

Модуль 2 «Обучение критическому мышлению»
 Мне нравятся уроки  с применением методов критического мышления.    Ребятам очень  нравиться работа в группе. Здесь совершенствуются коллективистские отношения,  учатся слушать друг друга, уважать чужое мнение, оценивать свою деятельность и деятельность своего товарища. На проведенных мною уроках детям особенно  понравилась работа с флипчартами. Мне было приятно наблюдать за ними, никто не хотел оставаться в стороне, все работали. Учащиеся не боялись выступать. На защиту они выходили всей группой, а так же внимательно слушали выступления других групп. Такая форма работы позволяет учителю двигаться дальше, как в планировании уроков, так и в плане профессионального развития. Без критического мышления невозможно перейти  к новым подходам в преподавании. Умение подходить к своей работе критически, повышает интерес в преподавании. Мы начинаем отходить от стандартной системы образования, которая содержала, как бы сырой материл, то есть учитель пересказывал урок, давал упражнения из учебника или тесты для закрепления урока из этого состоял весь урок. Опрос домашнего задания то же самое, когда один ученик отвечает, а остальные слушают, или карточки, и фронтальный опрос. И нет никакой рефлексии. Тем более обсуждения: понравился ли урок? Что они хотели бы изменить?  Ученики в ходе обучения с применением приемов критического мышления  полностью изменяют  свое отношение к учебе в лучшую сторону то, что очень
важно для учителя и для ученика.
Модуль № 3: «Оценивание обучения и результатов обучения с использованием критериального оценивания».
Данному модулю нужно уделить особое внимание, потому что оценка может вдохновить, направить на преодоление трудностей, оказать поддержку, может и огорчить, записать в разряд «отстающих», занизить самооценку. Сейчас учитель должен формировать у школьников умение оценивать себя, других.  Дети должны быть вовлечены в оценивание.  Разрабатываю критерии оценивания, по этим критериям ребята приобретают умения и навыки защищать свою работу, на что обращать внимание, чтобы получить хорошую оценку. Иногда на уроках после каждого задания использую формативное оценивание при помощи стратегий: «Светофор», «Смайлики», «Большой палец», «Дерево достижений». Применяла листы оценивания, в которых ребята оценивали свою работу и работы друг друга. Например, после урока ребята отмечали, что им сегодня удалось на уроке, определяли собственный вклад в работу группы. В конце урока дети выбирали тот смайлик, который подходит его настроению и вывешивали его на "дереве настроения".  Не менее интересной была работа по оцениванию собственных достижений. Вначале урока ребята пишут, чего ожидают от урока, а в конце урока если они добились результатов, получили удовлетворение от урока, то ребята уже прикрепляют к дереву плоды - смайлики. Этот прием позволяет ученику оценивать себя, дать оценку своей деятельности. Оценивали друг друга по образцу после выполнения специально предложенных заданий, тестирования при парной работе. Во время взаимного оценивания ребята были доброжелательными друг к другу. Моим ученикам очень понравилась такая форма работы, они с удовольствием оценивали своих товарищей. Применение формативного оценивания позволило мне установить с учащимися обратную связь. Поняла, что нужно вводить различные виды оценивания.

Модуль 4 «Использование ИКТ и цифровых систем для усовершенствования систем обучения».
В наше время  без использования ИКТ, сложно строить уроки. Использование ИКТ на уроках развивает визуальное восприятие учеников.  В моей школе интерактивная доска находится только в кабинете биологии. Вот поэтому не всегда удается на уроках использовать интерактивную доску. Но когда есть возможность, я использую на уроках интерактивную доску, ноутбук. Дети смотрят видеоролики,  составляют  кластеры, предложения.

Модуль 5 «Работа с талантливыми и одаренными детьми»
Обязательным условием развития одаренности является формирование у ребенка чувства успешности. Перед учителем этот вопрос должен стоять всегда: как раскрыть талант ученика? Данный модуль требует много работы, нужна определенная подготовка. В классе много способных учеников, есть одна талантливая ученица. Поэтому, прорабатывая задания, я сама узнала много нового, в будущем я буду внимательно вести наблюдения за ними, для раскрытия у учеников талантов. Возможно, это позволит мне выявить одарённую личность.

Модуль 6 «Обучение с учетом возрастных особенностей»
На своих уроках я применяла задания занимательного характера, игровые моменты. Средний возраст – благоприятный для творческого развития. На практике, при оформлении плакатов на презентацию, дети использовали маркеры разных цветов. Особое значение в этом возрасте имеет возможность самовыражения и самореализации. У многих учащихся в этом возрасте возникают проблемы с учителями.  Ученик, который имеет 5 по многим предметам, получает лишь «2» и «3» по другим. Это не связано с его работоспособностью, зачастую это связано с резким падением интереса к учению, изменением учебной мотивации. До прохождения курсов, я бы так, наверное, и думала, что виноват ученик. А сейчас поняла, что многое зависит от учителя, надо заинтересовать ребенка, а для этого, считаю, учитель должен внедрять инновации в свою профессиональную деятельность

Модуль 7 «Управление и лидерство в обучении»
 Продолжила работу над развитием критического мышления. Управление и лидерство в обучении на первый взгляд может показаться парадоксальным, ведь данный модуль заключается в усилении «голоса» учителя как индивидуально, так и  в рамках коллектива. Развивая в себе лидерские качества, незаметно  для себя, учим детей тоже быть лидерами в учебе, что повышает мотивацию и меняет отношение к учебе. Я проводила родительское собрание, где применила стратегию «Карусель». Родители отвечали на вопрос, как создать дружескую атмосферу в классе. Что мне это дало? Некоторые родители заняты и не хотят лишний раз приходить  в школу, узнать не только о своем  ребенке, но и о жизни всего класса. Исходя из этого, можно сделать вывод, что учитель должен вовлекать в сотрудничество, рефлексию других учителей и родителей.

        Сейчас уроки русского языка и литературы в казахских классах проходят интересно, учащиеся с увлечением работают, помогают мне своими советами, высказывают свои новые идеи. В настоящее время  я стараюсь работать по новой методике в средних классах, где преподаю русский язык и литературу.
         На мой взгляд, ценность данных модулей в том, что они учат слушать и слышать, развивает речь, дает возможность общения, активизирует мыслительную деятельность, познавательный интерес, побуждают детей к действию, поэтому на уроке работают все.
Я поняла, что иду по правильному пути. Инновационные уроки важны и нужны в моей практике, именно, благодаря таким урокам я смогу готовить своих учеников к жизни.
Основная часть:   Делимся на проектные команды. Каждый участник, входя в аудиторию, получает фрагмент открытки, его задача найти в какую группу он попал,  воспользовавшись целыми открытками,  расположенными на столах.
 Тренинг "Давайте познакомимся": два круга: внешний и внутренний, стоя напротив друг друга здороваются, пожимая руки и знакомятся с каждым участником.
Вот вы и одна команда! Как здорово, что наш мастер-класс объединил вместе активных, заинтересованных в своём профессиональном росте людей из разных школ нашей области!
         Пора начинать наше новое путешествие - в мир Атмосферы сотрудничества! Продолжать путь  нам предстоит, работая в командах, потому что вместе учиться полезнее и интереснее. Вместе вы сможете успешно преодолеть все трудности, потому что команда – это на самом деле сила! А заодно на практике освоим такие технологии, как - учебное сотрудничество, работа в группах и т.д.
Работу в группах начнём  с распределения ролей.
Основные роли:
Организатор – человек, который следит за тем, чтобы всем в группе было комфортно, за тем, чтобы все были услышаны, за тем, чтобы группа не отклонялась от темы.
Вторая роль – секретарь – тот, кто записывает ВСЕ мысли группы,
Третья роль – спикер группы, тот,  кто будет высказывать мнение группы, именно группы, а не свое!
 Четвертая роль – это человек, который следит за временем- тайммеккер, за тем, чтобы к исходу его группа смогла получить результат.
Пятая роль – человек, который будет оформлять мысли на постере.
После того, как работа в командах завершится, состоится презентация достижений команд. Отдельно создается экспертная группа, которая будет оценивать работу коллег.
Итак, пора приступать к активным действиям.
Сегодня мы попробуем выступить в роли учеников. Будем работать в двух группах. Роли в группах мы с вами распределили.
Задание № 1
 Участники группы должны подобрать эпиграф к прочитанной притче и нужно объяснить, почему были выбраны именно эти слова.(приложение № 1)
Притча «На всех не угодишь»
Отец вместе с сыном в полуденную жару путешествовали по пыльным переулкам южного города. Отец ехал верхом на осле, а сын вел его за уздечку. Прохожие стали ругать отца за то, что маленький мальчишка выбился из сил, а он лениво восседает на осле. Отец слез с осла и велел сыну сесть верхом. Через некоторое время прохожие стали стыдить мальчика за то, что он, как султан, восседает на осле, а его бедный старый отец бежит следом. Мальчик расстроился и попросил своего отца сесть на осла позади себя. Прохожие стали возмущаться безжалостным отношением к животному. Когда же отец и сын пошли пешком рядом с ослом, люди стали насмехаться над ними. Тогда отец положил руку сыну на плечо и сказал:
- Что бы мы не делали, обязательно найдется кто-то, кто с нами будет не согласен. Мы сами должны принимать решение, что делать.
Работа с материалом. Обсуждение проблемы в группах.
Каждый сообщает друг другу свои решения. Стараются прийти к единому мнению. Формулируется ответ и записывается секретарем группы, далее  по итогам данного этапа участники сообщают позицию своей группы.
Представление результатов работы, обсуждение.
 Задание № 2 "Пойми меня"
Каждому участнику группы даётся карточка с заданием, которое он должен выполнить не говоря ни слова, т.е. молча. Задание друг другу не показываем. Всю работу вы будете выполнять и оформлять на постере.
1) На башне должно быть только 6 окон.
2) Вокруг башни растут 3 дерева.
3) Башня состоит из 10 этажей.
4) Вся башня должна быть обведена синим контуром.
5) На небе сияет солнышко.
6) На вершине башни веет синий флаг.
Выполнение задания. Представление результатов работы, обсуждение.
Насколько вы можете друг друга дополнять, взаимодействовать друг с другом.
Задание № 3 "Собери текст"
Каждому участнику группы раздаются листочки с предложениями. Ваша задача как можно быстрее из них составить текст.
Крылатые гости.
1) Они пробрались к старой яблоне, которая росла в саду и прикрутили проволокой к стволу яблони.
2) Скворцы поселились в домике, который сделали для них Арман с папой.
Выполнение задания. Представление результатов работы, обсуждение.
Заключительное слово:
Таким образом, при создании коллаборативной среды, применяя групповую работу на своих уроках, хотелось бы отметить, что повышается учебная и познавательная мотивация учеников, снижается уровень тревожности, страха оказаться неуспешным, некомпетентным в решении каких-то задач, в группе выше обучаемость (взаимообучение- сильные-слабые), эффективность усвоения и актуализации знаний, при совместном выполнении задания происходит взаимообучение, поскольку каждый ученик вносит свой вклад в общую работу, групповая работа способствует улучшению психологического климата в классе, развитию взаимоуважения, умению вести диалог и аргументировать свою точку зрения. Создание коллаборативной среды на уроке способствует комфортному взаимосотрудничеству каждого члена коллектива. Но, используя групповую работу, мы должны исходить из её целесообразности.
И свое выступление я хочу закончить следующими словами:
Мы должны:
- видеть в каждом ребенке в первую очередь личность, любить , уважать его  интересы и потребности, узнавать эти потребности и помогать ему  реализовать их;
- на уроках дифференцированно относиться к каждому ученику, учитывая уровень его развития, его способности и компетенции;
- любить свой предмет, нести ответственность за качество его преподавания, воспитывать у учащихся уважение и любовь к  языку. Хочу закончить свой отчет словами известного русского историка и профессора Василия Осиповича Ключевского: «Чтобы быть хорошим педагогом, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь».
Начиная любое дело, человек имеет ожидания и опасения. Ожидания напоминают нам что-то лёгкое, воздушное, а опасения – тяжёлое.
У вас на столах есть яблоки, на зелёных яблоках напишите ожидания, на жёлтых – опасения, от данного семинара. (Озвучивание по желанию.)
В конце занятия мы наблюдаем какой мы собрали урожай
- Мне было очень приятно с вами работать. Спасибо за поддержку.
- И в заключении хочу пожелать всем успехов в нашей работе и напомнить, что больше всего дети утомляются в бездействии.