Проект по организации инклюзивного образовательного пространства в МКОУ Архиповская СОШ для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата
Министерство образования и науки Российской Федерации
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования города Москвы
«МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Трифонова Елена Владимировна
(МКОУ Архиповская СОШ,
с. Архиповка, Савинский район, Ивановская область)
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
Проект по организации инклюзивного образовательного пространства в МКОУ Архиповская СОШ для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата
По программе повышения квалификации для руководителей образовательной организации реализуемой в рамках обучающих мероприятий
Государственной программы «Доступная среда»
2015 год
Содержание.
Введение...3
Инклюзивное образование в России..6
Особые образовательные потребности детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата..8
Деятельность в рамках проекта....10
Цели и методы работы каждого субъекта сопровождения...11
Взаимодействие членов рабочей группы....12
Анализ условий, имеющихся в МКОУ Архиповская СОШ, для организации инклюзивного пространства13
I этап реализации проекта (организационный 01.01.2015 г.–31.08.2016 г.)15
Мероприятия и сроки их реализации на организационном этапе реализации проекта....18
II этап реализации проекта - основной (01.09. 2016 г – 25. 05.2017 г.) ..18
Реализация второго этапа проекта..19
III этап реализации проекта (контрольно-диагностический - 26.05.2017 – 26. 09.2018г.)....22
Критерии эффективности инклюзивного образовательного процесса в соответствии с принципами инклюзии...22
Заключение 24
Список используемой литературы...24
I.Введение.
«Образование детей с особыми потребностями является одной из основных задач для страны. Это необходимое условие создания действительно инклюзивного общества, где каждый сможет чувствовать причастность и востребованность своих действий. Мы обязаны дать возможность каждому ребенку, независимо от его потребностей и других обстоятельств, полностью реализовать свой потенциал, приносить пользу обществу и стать полноценным его членом»
Дэвид Бланкет
МКОУ Архиповская СОШ попала в этом году под реализацию Федеральной программы «Доступная среда». В архитектурном плане в школе происходят большие изменения но это лишь малая часть того, что предстоит сделать для детей с ограниченными возможностями если токовые будут обучаться у нас в образовательной организации.
Цель проекта: Разработка и внедрение модели инклюзивного образования для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в условиях МКОУ Архиповской СОШ.
Задачи:
Создание безбарьерной среды для обучения детей, имеющих особые образовательные потребности.
Создание единой образовательной среды для детей с разными стартовыми возможностями.
Разработка нормативно-правовой базы по проблеме.
Организация системы психолого-педагогического сопровождения развития детей в инклюзивных классах посредством взаимодействия диагностическо-консультивного, лечебно-профилактического, социально-трудового направлений деятельности.
Разработка модели взаимодействия с родителями и социумом, успешной социализации детей в социуме.
Обеспечение повышения профессиональной компетентности педагогов по проблеме инклюзивного образования.
Подзадачи:
В работе с семьей:
Способствовать формированию у родителей воспитательной компетентности через расширение круга их педагогических и дефектологических знаний и представлений;
Вовлечь родителей в образовательный процесс в качестве активных его участников, посредством их обучения приемам взаимодействия с детьми, организации совместной практической деятельности.
Содействовать изменению родительской позиции и вооружение родителей позитивными способами коммуникации.
Создать условия для объединения родителей в сообщество, расширения социального пространства семей, воспитывающих детей с проблемами в развитии.
В работе с педагогами:
Создать условия для повышения квалификации педагогов по проблеме инклюзивного образования.
Способствовать повышению мотивации педагогической деятельности.
Стимулировать педагогов на самообразование и инновационную деятельность по проблеме.
Ожидаемые результаты:
Разработка модели инклюзивного образования и эффективное её функционирование в МКОУ Архиповской СОШ.
Индикаторы результативности:
Результаты опросов, тестирования, анкетирования родителей и педагогов (аналитические материалы)
Результаты диагностики:
развития детей,
уровня детско-родительских отношений,
личностного развития родителей и педагогов. (диаграммы, графики, сводные таблицы, результаты продуктивной деятельности)
Востребованность родителями психолого-педагогических мероприятий (журналы посещаемости, книги отзывов).
Повышение рейтинга МКОУ Архиповская СОШ.
Концептуальными основами проекта являются:
Правило 6 Стандартных правил ООН по обеспечению равных возможностей для людей с ограничениями возможностями о том, что “следует признавать принцип равных возможностей в области начального, среднего и высшего образования для детей, молодежи и взрослых, имеющих инвалидность, в интегрированных структурах”, что включение образования инвалидов в качестве неотъемлемой части в систему общего образования обязательно.
Положения президента РБОО “Центр лечебной педагогики” г. Москва А.Л. Битовой о том, что полноценная помощь ребенку с нарушениями развития с необходимостью должна включать не только систему реабилитационных мероприятий, но и комплексную психолого-медико-педагогическую работу по построению такой среды жизни и активности, которая наилучшим образом побудит ребенка использовать приобретенные функции в естественных условиях.
Утверждения Л.С. Выготского о построении и формировании высшей психической деятельности, совершаемой в процессе социального развития ребенка, в которой социум и семья оказывают огромное влияние на формирование полноценной личности; развитие ребенка с ограниченными возможностями осуществляется по тем же законам, что и развитие его здорового сверстника.
В качестве основной концептуальной идеи выступает создание условий для получения качественного образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Принципиальными являются современные подходы к организации и содержанию образовательной деятельности на основе диалектического единства интеграции и дифференциации.
Основная часть.
Инклюзивное образование в России.
В России уже для детей с инвалидностью создана и успешно функционирует система специального образования. В этих учреждениях созданы особые условия для занятий с такими детьми, работают врачи, специальные педагоги. Но во многом из-за обособленности специальных коррекционных образовательных учреждений уже в детстве происходит разделение общества на здоровых и инвалидов. В результате обучения детей-инвалидов в специальных условиях – конкурентность их на образовательном рынке низкая и тяга к продолжению образования невелика по сравнению с выпускниками обычных общеобразовательных школ. Альтернатива такой системы – совместное обучение ребят с ограничениями физического развития и детей без инвалидности в обычных, общеобразовательных школах.
Инклюзивное (франц. inclusif – включающий в себя, от лат. include – заключаю, включаю) или включенное образование – термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах.
В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Инклюзивное образование – процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.
Совместное (инклюзивное) обучение признано всем мировым сообществом как наиболее гуманное и наиболее эффективное. Направление на развитие инклюзивного образования так же становится одним из главных в российской образовательной политике. Положения об инклюзивном образовании закреплены в российских государственных документах (Национальная доктрина образования Российской Федерации до 2025 года, Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года и т. д.).
Инклюзивное образование – это такой процесс обучения и воспитания, при котором все дети, в независимости от их физических, психических, интеллектуальных и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же общеобразовательных школах, которые учитывают их особые образовательные потребности и оказывают необходимую специальную поддержку.
Инклюзивное обучение детей с особенностями развития совместно с их сверстниками – это обучение разных детей в одном классе, а не в специально выделенной группе (классе) при общеобразовательной школе.
Восемь принципов инклюзивного образования:
Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
Каждый человек способен чувствовать и думать;
Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
Все люди нуждаются друг в друге;
Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Система инклюзивного образования включает в себя учебные заведения среднего, профессионального и высшего образования. Ее целью является создание безбарьерной среды в обучении и профессиональной подготовке людей с ограниченными возможностями. Данный комплекс мер подразумевает как техническое оснащение образовательных учреждений, так и разработку специальных учебных курсов для педагогов и других учащихся, направленных на развитие их взаимодействия с инвалидами. Кроме этого необходимы специальные программы, направленные на облегчение процесса адаптации детей с ограниченными возможностями в общеобразовательном учреждении.
Особые образовательные потребностидетей с нарушениями опорно-двигательного аппарата
В зависимости от причин и времени действия вредных факторов выделяются следующие виды нарушений опорно-двигательного аппарата:
Заболевания нервной системы – ДЦП, полиомиелит.
Врожденная патология ОДА - врожденный вывих бедра; кривошея; косолапость и другие деформации стоп; аномалии развития позвоночника; недоразвитие и дефекты конечностей.
Приобретенные заболевания и повреждения ОДА - травматические повреждения спинного мозга, головного мозга и конечностей; полиартрит; заболевания скелета (туберкулез, опухоли костей, остеомиелит); системные заболевания скелета (хондрострофия, рахит).
Познавательная деятельность.
Неравномерный, дисгармоничный характер нарушений отдельных психических функций
Выраженность астенических проявлений
Сниженный запас знаний и представлений об окружающем (вынужденная изоляция, ограничение контактов с другими людьми; затруднения в познании окружающего в процессе практической деятельности, связанные с двигательными и сенсорными расстройствами)
Нарушение координированной деятельности различных анализаторных систем (патология зрения, слуха, мышечно-суставного чувства)
Особые образовательные потребности обучающихся с НОДА
раннее выявление нарушений и максимально раннее начало комплексного сопровождения ребенка с учетом особенностей психофизического развития;
регламентация деятельности с учетом медицинских рекомендаций (соблюдение ортопедического режима);
особая организация образовательной среды, характеризующаяся доступностью образовательных и воспитательных мероприятий;
Успешное инклюзивное обучение детей с НОДА в общеобразовательной организации: организация доступной среды; организация специальной помощи
Обязательное условие - систематическая специальная психолого-педагогическая поддержка коллектива учителей, родителей, детского коллектива и самого ребенка с двигательными нарушениями. Психолого-педагогическая поддержка предполагает:
помощь в формировании адекватных отношений между ребенком, одноклассниками, родителями, учителями;
работа по профилактике внутриличностных и межличностных конфликтов в классе/школе;
поддержание эмоционально комфортной обстановки в классе;
обеспечение ребенку успеха в доступных ему видах деятельности с целью предупреждения у него негативного отношения к учебе и ситуации школьного обучения в целом.
II
Деятельность в рамках проекта.
Для построения и успешного функционирования модели инклюзивного образования в МКОУ Архиповской СОШ необходим системный подход, программная форма организации, создание мультидисциплинарной команды сопровождения всех субъектов образовательной деятельности.
Системность подхода мы видим в выделении направлений, структурирующих модель инклюзивного образования:
Социально-педагогическое направление предполагает оказание
адресной дифференцированной помощи всем субъектам образовательной деятельности;
Программно-структурное направление включает организацию и содержательную разработку последовательных этапов по психолого-педагогическому сопровождению участников образовательной деятельности;
Содержательное направление - определение содержания, форм и методов интегрирования педагогических задач в практику обучения и воспитания;
Кадровое обеспечение - повышение профессиональной компетентности педагогов по проблеме инклюзивного образования.
В реализации проекта примут участие сотрудники учреждения, составляющие мультидисциплинарную рабочую группу, обеспечивающую психолого-педагогическое сопровождение всех субъектов образовательной деятельности (детей, родителей и педагогов).
В системе взаимодействия членов рабочей группы определены цели и методы работы каждого субъекта сопровождения, что представлено в таблице
Цели и методы работы каждого субъекта сопровождения.
№
п./п
Должность
Роль в проекте
1
3
7
1.
директор
руководитель: организует работу по реализации проекта, подбирает специалистов, контролирует текущую работу специалистов, составляет отчеты по реализации проекта.
2.
заместитель
директора по УВР
координатор: координирует действия специалистов, осуществляет сбор и анализ информации об образовательном процессе в рамках проекта, осуществляет научно-методическое руководство реализацией проекта.
3.
Социальный педагог
консультант: консультирует педагогов и родителей, осуществляет сбор и анализ информации об альтернативных программах инклюзивного образования.
4.
педагог-психолог
педагог-психолог:
осуществляет психологическое сопровождение образовательного процесса с детьми, педагогами и родителями.
5.
Учитель физкультуры
инструктор ЛФК:
проектирует и осуществляет работу по физкультурной и оздоровительной работе.
6.
главный бухгалтер
бухгалтер: ведет бухгалтерский учет, составляет отчеты во внебюджетные фонды, оформляет финансовые документы по проекту.
Взаимодействие членов рабочей группы
Участник сопровождения
Цели
Методы работы
1
2
3
Администрация
Управленческое и организационное обеспечение профессионального роста педагогов, повышения социально - педагогической грамотности родителей.
Собеседование, интервью.
Информирование о перспективах деятельности в рамках проекта.
Организация научно - методических семинаров, работы мастер - класса, наставничества.
Использование системы мотивации на сотрудничество и самообразование по проблеме.
Методическая служба
Профессиональная подготовка и помощь педагогу в разрешении проблем профессиональной деятельности.
Проектирование и реализация педагогического сопровождения развития детей.
Анализ и оценка профессиональной деятельности педагогов, функциональной грамотности родителей.
Организация и проведение разных форм методической работы с педагогами и родителями по проблеме.
Информирование о научно - теоретической и методической литературе по проблеме.
Помощь в проектировании и реализации индивидуальных творческих планов.
Психологическая служба
Повышение психологической компетентности педагогов и родителей.
Психологический анализ педагогической деятельности.
Психологическая диагностика развития детей, тестирование педагогов и родителей.
Проведение психолого-педагогических тренингов, семинаров, консультаций, совместных занятий.
Педагог (воспитатели, специалисты)
Повышение профессионального мастерства и психологической компетентности по проблеме.
Самоанализ педагогической деятельности.
Участие в семинарах, конференциях, методической работе лицея по проблеме.
Работа по самообразованию.
Для успешной реализации проекта по организации инклюзивного образовательного пространства в образовательной организации проведен анализ условий, имеющихся в учреждении. Результаты работы отражены в таблице
Анализ условий, имеющихся в МКОУ Архиповская СОШ, для организации инклюзивного пространства.
Условия
Способствующие
Препятствующие
Пути решения проблем
1
2
3
4
Материально - технические
Наличие комнаты релаксации, спортивного зала, медицинского пункта, процедурной, приспособление пути движения, оборудование парковочных мест, включая пандус, переоборудование санитарных комнат и других помещений,
приспособлений для перемещения детей с нарушениями опорно – двигательного аппарата.
Отсутствие кабинетов психолога, социального педагога, тренажеров,
недостаточная оснащенность коррекционным и развивающим оборудованием.
Установка специального оборудования в рамках государственной программы РФ «Доступная среда» на 2011-2015гг, приобретение коррекционного и развивающего оборудования.
Кадровые
Наличие в МКОУ Архиповской СОШ специалистов:
-Учитель физкультуры, руководителя ЛФК;
-музыкального руководителя.
Высокий уровень профессионализма педагогов: более 9
·5 % имеют 1 и высшую категорию.
100 % имеют высшее образование.
Отсутствие в штатном расписании
-педагога – психолога;
-социального педагога;
логопедов – дефектологов, тьюторов,
Заключение договоров с ВУЗами, профпереподготовка специалистов, заключение договоров со специалистами для работы по совместительству.
Научно - методическое
Реализуются различные формы интеграции.
Отсутствие коррекционно – развивающих программ, не разработаны индивидуальные образовательные маршруты
Разработка индивидуальных образовательных маршрутов, адаптированной программы, коррекционно – развивающих программ
Финансово - экономические
Участие в федеральной государственной программе РФ «Доступная среда»
Отсутствие в штатном расписании специалистов сопровождения детей с ОВЗ, логопеда, дефектолога.
Внесение изменений в штатное расписание учреждения.
I этап реализации проекта (организационный - 01.01.2015 г. – 31.08.2016 г.)
Цель: создание условий в МКОУ Архиповской СОШ для разработки и внедрения модели инклюзивного образования.
Основные задачи на данном этапе:
изучение потребностей социума в организации инклюзивного образовательного пространства,
изучение возможностей учреждения для организации инклюзивного образования детей с разными возможностями;
разработка нормативно-правовой базы МКОУ Архиповской СОШ в соответствии с Законодательством РФ об инклюзивном образовании;
разработка программно-методическое обеспечения.
Формирование инклюзивных классов.
Для решения поставленных задач необходимо провести ряд мероприятий. Мероприятия и сроки их реализации на организационном этапе реализации проекта отражены в таблице
Мероприятия и сроки их реализации на организационном этапе реализации проекта.
Мероприятия
Ответствен-ный
Срок
Предполагаемый результат
1
2
3
4
Формирование рабочей группы по созданию инклюзивного образовательного пространства и открытию инклюзивных классов.
Директор, заместитель директора по УВР
Сентябрь 2015
Издание приказа, создание методических комиссий
Установление связей с Шуйской ЦРБ, отделом социального обеспечения
Администрация МКОУ Архиповская СОШ
Октябрь – декабрь 2015
1.Создание банка данных о семьях, нуждающихся в психолого-педагогической поддержке.
Выявление потенциальных партнеров учреждения в плане организации инклюзивного образования.
2.Заключение соглашений о сотрудничестве
Исследование готовности инфраструктуры МКОУ Архиповская СОШ, мониторинг состояния учебных помещений
Администрация
Сентябрь – октябрь
1.Выделение помещений для инклюзивных классов, изменение условий обучения в соответствии с требованиями к инклюзивной школе.
2.Приобретение необходимого оборудования
Изменение инфраструктуры, монтаж оборудования
Генеральный подрядчик
Ноябрь – декабрь
Готовность помещений школы для обучения детей с разными возможностями
Определение состава педагогов, занятых в реализации проекта, обучение персонала
Администрация
Сентябрь 2015 –август 2016г.
Курсовая подготовка учителей, дистанционное обучение.
Совершенствование системы стимулирования деятельности педагогов
Администрация
Сентябрь 2015 –август 2016г.
Внесение дополнений в положение об оплате труда
Внесение изменений в локальные акты
Рабочая группа. Директор
Сентябрь – декабрь 2015 г.
Разработка нового Устава, разработка локальных актов (положение об инклюзивном обучении, о ПМПк, требования к рабочим программам и программа [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]: коррекционно-развивающим, профилактическим, просветительским) и должностных инструкций специалистов, договоры с родителями и учреждениями, оказывающими ППМС помощь.
Подготовка УМК
Педагоги, занятые в реализации проекта
Январь – май 2015 г.
1.Разработка положений и рабочих программ, должностных инструкций для участников проекта, формирование пакета диагностических методик, модели образовательной программы для инклюзивных классов.
Освещение работы над реализацией проекта в СМИ
Администрация
Постоянно
1.Создание раздела «Инклюзивное образование» на сайте.
2.Цикл статей о деятельности в рамках проекта в газете «Знамя».
Работа с родителями
Члены рабочей группы, администрация
Постоянно
1.Проведение тематических родительских собраний.
2.Разработка и утверждение новой формы договора с родителями. Заключение договоров с родителями.
3.Дни открытых дверей для родителей.
4.Согласование с родителями направлений деятельности в рамках проекта, содержания и форм сотрудничества.
5.Выпуск рекламных буклетов для родителей.
6.Анкетирование родителей.
Комплектование инклюзивных классов
Директор
По мере поступления детей с особыми потребностями.
Сформированные инклюзивные классы в соответствии с требованиями к организации учебно – воспитательного процесса в инклюзивной школе.
Прогнозируемый результат:
Повышение педагогической компетентности и ответственности родителей.
Рост профессионального мастерства педагогов.
Расширение образовательного пространства , повышение социального статуса учебного заведения в районе.
II этап реализации проекта - основной (01.09. 2016 г – 25. 05.2017 г.)
Цель на данном этапе: внедрение в практику модели инклюзивного образовательного пространства.
Построение инклюзивного образовательного процесса выполняется следующим образом:
1. Диагностика индивидуальных особенностей развития детей инклюзивных классов.
2. Междисциплинарное оценивание ресурсов и дефицитов детей, составление Индивидуальных образовательного маршрута и Индивидуальных образовательных планов.
3. Планирование образовательного процесса с учетом индивидуальных образовательных потребностей учащихся
4. Организация совместной жизнедеятельности детей в условиях инклюзивного класса
5. Оценка эффективности инклюзивного образовательного процесса.
Методическое обеспечение инклюзивных классов выбирается в равной мере с ориентиром на детей с ОВЗ, обычно развивающихся школьников и детей, опережающих возрастные нормативы.
Перечень мероприятий, реализуемых на втором этапе проекта, ответственные за их реализацию и сроки выполнения отражены в таблице
Реализация второго этапа проекта
Мероприятия
Сроки реализации
Исполнители
1
2
3
1. Стартовая конференция
Сентябрь 2016
Руководитель проекта,
рабочая группа
2. Рациональная организация учебного процесса:
соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объёму учебной и внеучебной нагрузки учащихся в инклюзивном образовательном пространстве;
активное внедрение в процесс обучения и воспитания здоровьесберегающих технологий: метод проектов, групповые и игровые методы обучения;
личностно – ориентированный подход к обучению;
проведение оценки степени трудности новых учебных программ и методов обучения с целью адаптации их к функциональным возможностям учащихся инклюзивных классов.
В течение всего этапа
В течение всего этапа
В течение всего этапа
Руководитель проекта,
рабочая группа,
преподаватели, администрация.
3.Психологическая поддержка учащихся:
создание комфортного психологического климата в инклюзивном образовательном пространстве;
психологическое сопровождение учащихся инклюзивных классов;
индивидуальные консультации учащихся и их родителей;
психологические тренинги для учащихся;
проведение психологического мониторинга;
В течение всего этапа
ежемесячно
сентябрь, январь, май
Руководитель проекта,
Рабочая группа,
Преподаватели.
4. Физкультурно–оздоровительная работа:
полноценная и эффективная работа с учащимися всех групп здоровья;
организация динамических пауз и часов, физкультминуток и тренингов на уроках, способствующих эмоциональной разгрузке детей;
Разработка программы комплексов утренней зарядки для учащихся совместно с преподавателями физического воспитания.
совершенствование методики проведения сюжетных игр и физкультминуток;
дыхательная гимнастика, сказкотерапия, светотерапия, музыкальная терапия и др.
В течение всего этапа
Руководитель проекта,
Рабочая группа,
преподаватели,
5. Медицинское сопровождение:
профилактические медицинские осмотры учащихся и вакцинация;
создание и обновление электронных карт здоровья, медицинских паспортов школьников;
контроль организации питания учащихся
По графику
Сентябрь
Постоянно
Руководитель проекта,
вспомогательный персонал.
6.Просветительская и методическая работа с педагогами, специалистами и родителями:
повышение квалификации педагогов по проблемам инклюзивного образования,
повышение уровня знаний родителей по проблеме,
привлечение педагогов и родителей к совместной работе по проведению мероприятий в инклюзивных классах
Использование наглядной агитации: выпуск газет, буклетов, социальной рекламы.
В течение всего этапа
В течение всего этапа
В течение всего этапа
Руководитель проекта,
вспомогательный персонал,
преподаватели,
эксперты,
волонтеры, тьюторы.
7.Научно – методическая работа:
Обеспечение научно – методической литературой по проблемам инклюзивного образования
Внедрение новых результатов научных достижений в области экологии, психологии, медицины в практику образовательного процесса.
Контроль за недопустимостью использования в отношении учащихся и учителей непроверенных оздоровительных систем и методов.
В течение всего этапа
Руководитель проекта,
вспомогательный персонал,
администрация.
8.Профилактиктическая работа:
рассаживание учащихся в классах с учётом дефектов зрения;
физкультминутки для зрения, использование сенсорных кругов;
гигиеническое нормирование учебного процесса: освещение, размеры учебной мебели, вентиляции учебных помещений, полиграфические параметры учебников и т.д.;
использование элементов методики доктора В.Ф. Базарного;
создание электронных тренажеров для глаз.
В течение всего этапа
Руководитель проекта,
вспомогательный персонал,
преподаватели,
администрация лицея
9. Выпуск и распространение информационно-методических материалов по проблеме инклюзивного образования
В течение всего этапа
Руководитель проекта,
вспомогательный персонал,
преподаватели,
администрация школы
10.Выпуск буклетов, бюллетеней, разработка индивидуальных здоровьесберегающих программ.
Прогнозируемый результат реализации данного этапа:
Устойчивое продвижение детей в развитии.
Увеличение доли детей, которым созданы условия для получения качественного образования в условиях инклюзии.
Совершенствование психолого-педагогической и медико-социальной помощи с применением современного коррекционно-развивающего, лечебно-оздоровительного, психодиагностического оборудования.
Расширение социальных связей учреждения, увеличение количества партнеров по реализации модели инклюзивного образования.
Увеличение количества специалистов, прошедших повышение квалификации по инклюзивному образованию.
III этап реализации проекта (контрольно-диагностический - 26.05.2017 – 26. 09.2018г.)
Цель работы на этом этапе: обобщение опыта, диагностика и контроль.
На данном этапе ведется подготовка отчетной документации и презентации проекта.
Эффективность работы в рамках проекта будет оцениваться по следующим критериям: реализация индивидуального подхода к детям; обеспечение условий для самостоятельной активности ребенка; активное включение в образовательный процесс всех его участников; междисциплинарный подход; вариативность образовательного и воспитательного процесса; взаимодействие с семьей; динамическое развитие образовательного учреждения.
Критерии эффективности инклюзивного образовательного процесса в соответствии с принципами инклюзии
Критерии
Показатели
Индикаторы
1
2
3
Реализация индивидуального подхода к
детям
Составление индивидуального учебного
плана с учетом данных
диагностики
Наличие индивидуальных учебных
планов с оценкой хода
их выполнения
Обеспечение условий для самостоятельной активности ребенка
Организация развиваю-
щей среды, наличие в режиме дня времени и форм
для самостоятельной
активности ребенка, обе-
спеченной наблюдающей
позицией взрослого
Планирование времени в режиме дня для самостоятельной
активности детей.
Методические рекомендации по психолого-
педагогическому со-
провождению детей с
разными образовательными потребностями.
Активное включение в образовательный процесс всех его
участников
Командные формы выработки и принятия организационных решений:
междисциплинарные команды, собрания, командные тренинги, координационный совет, проектные группы, родительские комитеты, пожелания детей
Функционирование в МКОУ Архиповской СОШ разнообразных командных форм работы
Междисциплинарный подход
Междисциплинарное
проведение и обсуждение
диагностики, составления
и реализации ИОП
Наличие специалистов.
Циклограмма проведения междисциплинарных консилиумов,
формы фиксации результатов обследования и рекомендаций.
Вариативность в организации процессов
обучения и воспитания
Вариативные образовательные программы,
приемы, методы образования, вариативная образовательная среда
Квалификация специалистов – наличие образования по разным
методам работы, в том
числе и с детьми с ОВЗ,
методических,
дидактических пособий, обеспечивающих
образовательный процесс
Партнерское взаимодействие с семьей
Организация партнерских
форм взаимодействия с
семьей, участие родите-
лей в жизни школы, консультации родителей по
волнующим их вопросам
Наличие договора с
родителями с приложением о конкретной программе действий.
Динамическое развитие образовательной модели инклюзивного пространства школы
Выстраивание образовательного процесса в соответствии с потребностями
детского контингента, изменение образовательных
условий в связи с диагностикой образовательных
потребностей
Соответствие качественного состава контингента детей, штатного расписания, методической базы и предметно-
развивающей среды.
Применение новых технологий в соответствии
с выявленными потребностями детей
Другим направлением оценки эффективности является исследование по статистическим показателям: успешность реализации индивидуальных образовательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья (в 75% случаев достигнуты запланированные результаты). Удовлетворенность инклюзивным процессом у его участников (в 90% случаев, работа над изменением оставшихся 10%). Развитие родительского сообщества (возникновение родительских объединений); Повышение квалификации сотрудников (формирование нового профессионализма).
Формами оценки эффективности может быть как административный контроль, так и самоконтроль, самооценка и самоанализ деятельности каждым участником педагогического процесса.
III. Заключение
Разработанная модель инклюзивного образования для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в МКОУ Архиповской СОШ может быть адаптирована для любых общеобразовательных учреждений.
Реализация проекта по внедрению инклюзивной модели образования позволит организовать процесс обучения лиц с ОВЗ по замкнутой схеме планирование - учебный процесс - контроль - анализ - коррекция. Это позволит оперативно корректировать действий непосредственно на стадиях учебного процесса, а не по конечным результатам.
Дальнейшее развитие проекта
Все результаты, достигнутые в процессе реализации данного проекта, предполагается сохранять и обобщать с целью использования их в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
IV.Литература
Андреева Л.В. Бойков Д.И, Войлокова Е.Ф.и др. Образование лиц с ограниченными возможностями в контексте программы Юнеско “Образование для всех”: опыт России./ под ред. акад. Г.А. Бордовского СПб.: Изд-во РГПУ им.А.И.Герцена.- 2007
Алехина С. В. Готовность педагогов как основной фактор успешности инклюзивного процесса в образовании / С. В. Алехина, М. Н. Алексеева, Е. Л. Агафонова // Психологическая наука и образование. - 2011. - N 1. -С. 83-92. - Библиогр.: с. 91 (8 назв. ). - ISSN 1814-2052
Артюшенко Н. П. Организация процесса включения детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательные учреждения / Н. П. Артюшенко. - (Наука - практике) // Практический психолог и логопед в школе и ДОУ. - 2011. - N 1. -С. 57-76 : табл.
Бгажнокова, Ирина Магомедовна. (канд. псих. наук ; проф.). Общее и специальное образование: пути к взаимодействию и интеграции / И. М. Бгажнокова. - (Образовательная политика) // Вопросы образования. - 2006. - N 2. - С. . 30-38. - Библиогр.: с. 38 (7 назв. ). - 0; Пути к взаимодействию и интеграции. - ISSN 1814-9545
Битова А.Л., Борисовская О.Б., Габдракипова А.Л.: Педагогика, которая лечит. Опыт работы с особыми детьми
Дробинская А.О. Школьные трудности “нестандартных” детей. Книга для практических педагогов общеобразовательной школы, дефектологов, школьных психологов и родителей. Издательство Школьная Пресса. - 2006.
Коростелев Б.А., Тер-Григорьянц Р.Г., Лазарев В.Н. Образование детей с ограниченными возможностями здоровья: Международный опыт, тенденции и трудности //Научно-методический журнал Перспективы развития современной школы
На пути к инклюзивной школе. Брошюра в рамках проекта “Юридическая защита прав инвалидов в России”. РООИ “Перспектива”. 2005.
Ресурсы Интернета
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Инклюзивное обучение Сайт Нижегородского института развития образования [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Материалы Московского городского педагогического университета Московского городского психолого-педагогического университета Государственная программа "Доступная среда" 2011-2015 годы
http://edu-pmpk.ru/
13 PAGE \* MERGEFORMAT 142515
15