Дополнительная образовательная программа Детское школьное объединение «Медио»
МАОУ для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
средняя образовательная школа-интернат №6 города Ялуторовска
Дополнительная образовательная программа
Детское школьное объединение «Медио»
г.Ялуторовск 2016
Содержание
1 Пояснительная запаска…………………………………………………………….3
2 Место программы в образовательном процессе…………………………………3
3 Цели и задачи программы…………………………………………………………4
4 Принципы построения программы……………………………………………….4
5 Тематическое планирование……………………………………………………….5
6 Учебно-тематический план…..................................................................................5
7 Содержание основных разделов…………………………………………………..6
8 Планируемые результаты…………………………………………………………7
9 Материально-техническое обеспечение занятий………………………………..7
Пояснительная записка
В настоящее время – время информационного века - нельзя ограничиваться только бумажными носителями информации.
Программа детского школьного объединения "Медио», направленного на подготовку подрастающего поколения к полноценному использованию информации, в условиях глобальной информатизации всех сторон общественной жизни.
В детском объединении учащимся предоставляется возможность изучить медиа-носители информации, познакомиться со специальными устройствами и попрактиковаться в создании базы современной медиатеки.
Цель дополнительного образования состоит в помощи детям, чьи интересы в использовании различных видов получения информации выходят, на определенном этапе, за рамки привычных источников.
Одна из задач учреждений образования, создать условия для развития творческой деятельности учащихся, их самореализация, раннего профессионального и личностного самоопределения. Навыки использования различных источников информации, влечет за собой изменение и совершенствование системы образования в частности для детей с ОВЗ.
Посещая занятия, ребята смогут сделать первые шаги в изучении информационных носителей или уверенно продолжить свое движение в заданном направлении. Будущее докажет им необходимость этого, а занятия помогут им найти своё место в современном информационном мире.
Место программы в образовательном процессе
Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время одной из задач современного образования является содействие воспитанию нового поколения, отвечающего по своему уровню развития и образу жизни условиям информационного общества. Для этого обучающимся предлагается осваивать способы работы с информационными потоками - искать необходимую информацию, анализировать её, использовать её для решения учебных задач. Особенно это актуально для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Умение представлять информацию в виде, удобном для восприятия и использования другими людьми - одно из условий образовательной компетенции обучающегося.
Немаловажным фактором программы является поддержание самоуправления детьми частью образовательного процесса. Формирование навыков самоконтроля и способности передавать свои знания и умения сверстникам.
Цели и задачи программы:
- Формировать у учащихся навыки работы с различными информационными носителями;
-Формировать информационно – коммуникационную компетентность.
Задачи:
-формирование знаний о роли информации в жизни, обществе;
-формирование знаний об основных способах использования информации;
- формирование навыков самоуправления деятельностью при создании школьной медиатеки;
-формирование умений и навыков самостоятельного поиска и создания информационных носителей.
Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы: от 14 до 18 лет.
Основными, характерными при реализации данной программы формами являются комбинированные занятия. Занятия состоят из теоретической и практической частей, причём большее количество времени занимает практическая часть.
Занятия проходят одни раз в неделю по 1 академическому часу.
Принципы построения программы
Обучение по программе «Медио» осуществляется естественным путем, в процессе совместной деятельности. Данная программа предполагает соединение самоуправления учащихся и контроля руководителем кружка.
Программа предполагает работу с учащимися в форме занятий, совместной работе, а так же их самостоятельной деятельности.
Данная образовательная программа разработана с учетом современных образовательных технологий, которые отражаются в:
-принципах обучения (индивидуальность, доступность, преемственность, результативность);
-формах и методах обучения (дифференцированное обучение, проекты занятия);
-методах контроля и управления образовательным процессом (тестирование, анализ результатов и др.).
Программа состоит из двух частей, дополняющих друг друга. Первая часть – «работа и имеющимся материалом», вторая часть – «создание нового»
Тематическое планирование и содержание программы
№ Тема Всего часов Теоретических Практических
1. Вводное занятие. Создание документации. 1 0,5 0,5
Часть «Работа и имеющимся материалом»
2. Работа с техническими средствами 1 - 1
3. Работа с медиа-файлами 20 - 20
4. Мероприятия по продвижению использования медиа-носителей 3 - 3
5. Работа по составлению перечней медиа-файлов 2 - 2
II.Часть «Создание нового»
1 Работа по обновлению базы медиа-файлов 2 2
5 Итоговое занятие 1 1 -
Всего 30 0,5 29,5
Учебно-тематический план
№ Тема занятия Количество часов Дата
Проведения
Всего Теоретические занятия Практические
занятия I.Часть «Работа и имеющимся материалом» 1. Вводное занятие 1 1 - 2. Проверка тифлоплееров и тифлофлешплееров1 - 1 3. Проверка CD-дисков 1 - 1 4. Прослушивание и сортировка «говорящих книг» на флеш-картах 1 - 1 5. Прослушивание и сортировка «говорящих книг» на кассетах 18 - 18 6. Медиаурок «Что такое медиатека?» 1 1 - 7. Беседа «Говорящие книги» 1 1 - 8. Видеолекция «Информация во всех видах» 1 1 - 9. Составление перечня медиа-файлов 2 - 2 II.Часть «Создание нового»
1. Формирование заявки на необходимые мадиа-файлы в соответствии со школьной программой 1 - 1 2. Формирование заявки на необходимые мадиа-файлы по желанию учеников1 - 1 13. Итоговое занятие 1 1 Всего 30 0,5 29,5 Содержание основных разделов
Вводное занятие
Вводное занятие. Знакомство с деятельностью объединения, составления правил и инструкций для участников. Вводный инструктаж по технике безопасности.
Работа с техническими средствами
Проверка рабочего состояния тифлоплееров, тифлофлешплееров, тифломагнитол на пригодность.
Работа с медиа-файлами
Прослушивание и сортировка «говорящих книг», разбор по темам и авторам.
Мероприятия по продвижению использования медиа-носителей.
Проведение мероприятий направленных на популяризацию чтения и обучение пользованию медиатекой.
Работа по составлению перечней медиа-файлов
Составление списка имеющихся медиа-файлов пригодных к использованию.
Работа по обновлению базы медиа-файлов
Формирования заказа на необходимые медиа-файлы.
Планируемые результаты
В результате занятий в объединении учащиеся должны получить знания:
- что такое медиатека, ее назначение, состав, методы формирования, возможности использования;
- о роли информации в жизни, обществе;
- об основных способах использования информации.
умения:
- самостоятельно управлять деятельностью при создании школьной медиатеки;
- подбирать и использовать медиа-файлы в соответствии с необходимым запросом;
- самостоятельно руководить своими действиями в процессе обработки и поиска информации;
- понятно доносить до своих сверстников принципы работы медиатеки;
Материально-техническое обеспечение занятий
Бумага формата А4Шариковые ручки
Компьютер
Принтер