Доклад на семинар «Применение групповой работы, внедрение семи модулей на уроках русского языка»
Кайркулова К. Г.
Сертифицированный учитель ІІІ уровня
Шиповская СОШ Таскалинский района
Западно- Казахстанской области
«Применение групповой работы, внедрение семи модулей на уроках русского языка»
Групповая работа на уроке – это составная часть современного урока.
Цель:
Развитие мышления учащихся с разной мотивацией;
Развитие глубокого понимания учебного материала;
Развитие познавательной активности, творческой самостоятельности;
Развивать умение общения среди учащихся, взаимоуважение, повышение самокритичности;
Образование - один из ключевых аспектов качественной оценки и жизнеспособности общества. Будущее того или иного государства зависит от того, как и насколько разумно решены в нем проблемы образования.
Основной задачей политики нашего государства является повышение уровня интеллектуальных способностей нации.
Какая должна быть система образования? Этот вопрос сейчас является актуальным, т. к. от правильного образованного учебного процесса напрямую зависит результат учебы учащихся. Само время диктует свои правила.
Традиционное преподавание отходит на задний план. На смену приходят новые подходы в преподавании, целью которых является воспитание и развитие конкурентоспособной личности, способной критически мыслить вырабатывать и защищать свою точку зрения, самостоятельно принимать решения, систематически пополнять и обновлять свои знания в процессе самообразования. Из этого вытекает, что нам следует полностью пересмотреть и переосмыслить свои взгляды, касающиеся школьной практики.
Современный урок Каким же он должен быть, чтобы соответствовал требованиям современного общества. Это прежде всего такие уроки, на которых ученики, работая в сотрудничестве или самостоятельно, научились добывать знания и делать выводы.
Раньше я много слышала о курсах, в которых готовят учителей нового формата. Мне было интересно, в чем заключалась идея новой программы. Попав на курсы, познакомилась с « Программой курсов повышения педагогических работников Республики Казахстан». Программа обусловлена целями и задачами Государственной программы образования в Республике Казахстан на 2011- 2020гг ». Сущность целей программы заключается в воспитании у молодежи уважения к культуре своей страны на основе культурных и моральных ценностей, которые важны для каждой страны. Настоящая программа, направленная на развитие учителя, соответствует целям стратегических планов развития казахстанского образования, демонстрируя пример взаимной интеграции достоверных результатов современных научных исследований и передового опыта преподавания.
Ученики могут мыслить критически самостоятельно, а также в группе, и именно групповая работа, по моему мнению, является основой для развития мышления учащихся с разной мотивацией.
По мнению психологов: мысли чаще всего рождаются в группе. При использовании на уроках групповой работы ученики глубже начинают понимать учебный материал, возрастает познавательная активность, творческая самостоятельность. Взаимоотношения между детьми приобретают иной характер, они начинают лучше относиться друг к другу, прислушиваются к мнению одноклассников. Возрастает самокритичность, они начинают оценивать друг друга и самих себя.
По словам Мерсера « ученики, работая в группах, имеют общую проблему, создают совместное ее понимание; обмениваются идеями и мнениями, обсуждают и оценивают идеи друг друга. Иными словами, ученики думают вместе»
Основной целью групповой работы является развитие мышления учащихся. Как же развивать мышление учащихся, при помощи каких методов и приемов - над этим, я думаю, задумывается каждый учитель.
Так как я являюсь учителем русского языка и литературы, меня также интересует, как можно повысить интерес к своему предмету, как улучшить познавательный процесс учащихся, что я могу использовать на своих уроках, чему я должна сама научиться, прежде чем научить детей. «Если учитель желает оказать помощь ученикам в их становлении личностями с развитым критическим мышлением, то, прежде всего, ему самому необходимо обладать развитым критическим мышлением и быть открытым для новых идей»
При групповой работе учащиеся имеют возможность общаться со сверстниками, защищают и представляют свои идеи, обмениваются мнениями, принимают активное участие во взаимооценивании и самооценивании и, наверное, самое главное в учебном процессе, по- моему мнению, при групповой работе ученики с разной мотивацией имеют возможность проявить свои качества.
Таким образом, «Сущность коллаборативного (группового) обучения, то есть обучение в сотрудничестве, являющееся личной философией учителя, а не только методом, используемым в классе. Во всех случаях объединения субъектов в группы, сотрудничество предполагает способ работы на основе уважения, признания способностей и личного вклада каждого члена группы. Существует распределение власти и ответственности между членами группы для эффективной работы групп. Основная предпосылка обучения в сотрудничестве основана на достижении консенсуса путем сотрудничества членов группы».
Групповая работа будет эффективной, если ее проводить систематически, так как учащиеся получают пользу от сотрудничества с разными людьми, кроме того, в ходе групповой работы на уроках с целью повышения познавательного интереса учащихся прослеживается применение различных стратегий. Так, например, стратегии критического мышления предполагают работу в группах, стратегии диалогового обучения подтверждают, что дети эффективно учатся при активном их вовлечении в обсуждения и дискуссии.
Работая коллективно, дети учатся анализировать, часто им приходится принимать решение, зачастую учитель выступает в роли наблюдателя, и здесь как раз- таки нужна слаженная работа группы, для того, чтобы решить поставленные перед ними задачи. Групповая форма создает на уроке благоприятную атмосферу: те ученики, которые боятся отвечать, начинают принимать участие в выполнении заданий, начинают удивлять своих одноклассников и учителя своими интересными ответами, у них появляется уверенность в себе.
Окончив курсы, я научилась многому. Я изменилась полностью, поменяла свое отношение к коллективу, к детям. Научилась распределять время, внесла различные новшества в своей работе, которые заинтересовали не только учеников, но и моих коллег. Раньше не было среднесрочного планирования. Изменилась форма поурочного плана – краткосрочный план. Уроки планирую, применяя семь модули. Использую модули: «Новые подходы. Диалоговое обучение и «Обучение тому, как учиться», «Использование ИКТ», «Обучение критическому мышлению», «Оценивание для обучения и оценивание обучения», «Обучение талантливых и одаренных учеников», «Преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями учеников», «Управление и лидерство».
Каждый урок начинается с утреннего приветствия. Учащиеся, взявшись за руки, хором произносят.
Здравствуй, небо ясное!
Здравствуй , солнце красное!
Плодородные поля, горы, реки и леса.
Здравствуй, школа!
Здравствуй класс!
В классе все друзья у нас.
Дружно за руки возьмемся,
И друг другу улыбнемся,
Солнце поднимается,
Сердце согревается,
Просыпается земля,
Вместе с ней и я.
Психологический настрой на работу.
Давайте улыбнемся друг другу. Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки. И думаю, что сегодняшний день принесет радость общения друг с другом.
Друзья мои, я очень рада
Приветствовать сегодня вас.
И для меня уже награда
Внимание ваших умных глаз.
Я знаю: каждый из вас гений,
Но без труда талант не впрок-
Высказывайте свои мнения
Лишь в тепле, тишине
Зреют добрые дела,
Молчаливая воля,
Стань ростком моей силы!
Учащиеся, встав в круг, произносят слова- комплементы друг другу и пожелание успехов и удач.
Провожу различные тренинги «Домики», «Поход в магазин», «Как здороваются люди разных стран», «Куда падают лучи солнца». Это помогает настроить учащихся на рабочий лад и помогает саморегуляции. На уроке для меня важно создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса. Стараюсь создать благоприятную атмосферу на уроке, которая позволила бы каждому ученику проявить инициативу, активность.
Деление на группы на каждом уроке: по цвету кислинок, по временам года, по названиям литературных произведений, по цифрам, по названиям овощей, фруктов, цветов(в зависимости от темы урока).
При помощи мозгового штурма, создании проблемных ситуаций, актуализации знаний, ассоциации (Критическое мышление) определяют тему урока. Ознакомившись с целью урока, самостоятельно по опорным схемам определяют задачи урока.
На каждых моих уроках учащиеся работают индивидуально, в парах и в группах (Новые подходы). Дети самостоятельно работают индивидуально по учебнику, по ресурсам, по раздаточному материалу. Работая в парах обсуждали, изучают новый материал, составляют тонкие и толстые вопросы. Совместно в группе ученики расширяют свой кругозор, познавательную деятельность, учатся применять в различных ситуациях. При создании постера они высказывают свою точку зрения, делают выводы, анализируют. Защищают постер лидеры.
Задания подбираю с учетом возрастных особенностей детей. Задания для одаренных и талантливых, средних и учеников с низким уровнем мышления.
Разноуровневые задания, нарисовать Диаграмму Венна, составить слепую карту, начертить алгоритм, составить синквейн, ставлю вопросы низкого и высокого порядка.
Талантливые и одаренные учащиеся помогают мне на уроке, направляют учащихся. Лидерство проявляется и при выполнении различных творческих заданий и заданий повышенной трудности.
На уроках применяю ИКТ.(Темы уроков, цели схемы, различные задания коды тестовых заданий.)
На уроке каждый ученик должен оценен.
Впервые на всех моих уроках применяю формативное оценивание. Благодаря формативному оцениванию повышается интерес к учебе, это стимулирует на успех. Словесная оценка, критериальное оценивание (критерии совместно вырабатываем в начале урока). Самооценивание, взаимооценивание, смайлики, карточки светофор, жест рукой, листы учета знаний. Суммативное оценивание в конце четвертого урока. В конце каждого урока обратная связь, две звезды и пожелание.
Всем ученикам нужно давать любую возможность раскрыться, показать себя. И в данном случае групповая работа, критерии оценивания, обратная связь, творческие задания помогают учителям помочь детям с заниженной самооценкой, еще больше раскрыть талант одаренных детей.
15