Статья «Проектная работа как средство мотивации учащихся средних и старших классов»


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«САКСКАЯ ГИМНАЗИЯ № 1»
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ УЧИТЕЛЕЙ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН
«Проектная работа как средство мотивации учащихся средних и старших классов»
Подготовила: учитель истории
и обществознания
МБОУ «Сакская гимназия № 1»
Ильина Евгения Валерьевна
Саки - 2017

Не существует сколько-нибудь
достоверных тестов на одаренность
кроме тех, которые проявляются в результате активного
участия хотя бы в самой маленькой
поисковой исследовательской работе. А.Н.Колмогоров
      Современная школа живет и развивается в динамично изменяющемся мире, который предъявляет к ней все возрастающие требования. Акцент образовательной деятельности переносится на формирование у обучающихся способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и четко планировать действия. Одним из важнейших критериев педагогического мастерства считается результативность работы учителя, которая проявляется в стопроцентной успеваемости школьников и таком же их интересе к предмету. Возникает вопрос, каким образом повысить учебную мотивацию к предмету, развитие креативных способностей учащихся?
Мотивировать не значит заставить. Мотивировать — помочь понять и принять необходимость тех ли иных действий, объяснить, предложить необходимые доводы и причины. Учебная мотивация является специфическим видом мотивации. Психологи выделяют два вида мотивов, внешние и внутренние. Внешние мотивы, такие как наказание, награда, материальная выгода, поощрение со стороны родителей, не относятся непосредственно к обучению, в этом случае, знания и умения являются лишь средством для достижения других целей. Другой вид мотивов — внутренние — желание получить знания, улучшить профессиональные и личностные навыки, все то, что побуждает к обучению, как к цели. Для учебной мотивации важна вторая группа мотивов, так как учащиеся понимают зачем и для чего нужно учиться, но этого не достаточно для мотивации. Именно появление у учащегося мотивов из второй группы является задачей преподавателя. Задачей является не только передача знаний и контроль над их усвоением, важно пробудить интерес к предмету, пробудить у учащегося интерес к самостоятельному поиску информации и получению знаний.
Целью любого процесса обучения является развитие личности. Именно поэтому, в процессе обучения важен личностно-ориентированный подход. Традиционно, в педагогическом процессе ученик является объектом обучения, информация при этом подается ему извне. Таким образом, преподаватель задерживает развитие познавательной активности учащегося, лишает его некой самостоятельности и необходимой важной роли в образовательном процессе. Для пробуждения мотивации важно сделать учащегося субъектом образовательного процесса, что не всегда возможно исходя из специфики педагогической деятельности. Однако, можно найти способы повышения мотивации, специфические для каждого предмета. Одним из способов повышения мотивации учащихся на уроках является проектная деятельность.
Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Его называли также методом проблем и связывали с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюби. он предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании. Чрезвычайно важно было показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Здесь важно, чтобы проблема была взята из реальной жизни, являясь знакомой и значимой для ребенка. Учитель может подсказать новые источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужном направлении. Но в результате они должны самостоятельно и совместными усилиями решить проблему.
В современном понимании проектная деятельность – это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным практическим результатом, оформленным тем или иным образом.
Цели проектной деятельности таковы: воспитание людей, способных быть самостоятельными в мышлении и действиях; развитие коммуникативных, исследовательских навыков, умений работать с информацией, формировать проблемы и находить пути решения; развитие у учащихся критического мышления.
Метод проектов называют технологией четвертого поколения, реализующей личностно-деятельностный подход в обучении. При осуществлении проекта учитывается индивидуальность ребенка – его интересы, темп работы, уровень обученности, творческие задатки. Метод проекта позволяет выбирать темы подпроекта, партнеров по работе, источники и способы получения информации, методы исследования и формы представления результатов. Все это развивает чувство ответственности у учащихся, повышает их мотивацию у учебе, познавательную и творческую активность.       
Данная деятельность требует от учителя, который выбрал для себя направление работы с помощью метода проекта, не только быть учителем-предметником, но и стать специалистом широкого профиля. Ученики должны доверять своему учителю, видеть его большую заинтересованность в их совместной работе, иными словами, учитель и ученики должны стать единомышленниками. Нельзя резко ограничивать самостоятельность и инициативу учащихся, чтобы у них не пропал интерес к творчеству.   Чрезвычайно важно показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Для этого необходима проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребёнка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания, новые знания, которые ещё предстоит приобрести. Учитель может подсказать источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска. Но в результате ученики должны самостоятельно и в совместных усилиях решить проблему, применив необходимые знания иногда из разных областей, получить реальный и ощутимый результат. Вся работа над проблемой, таким образом, приобретает контуры проектной деятельности.
Планирование действий по разрешению проблемы - иными словами, выполнение работы всегда начинается с проектирования самого проекта, в частности - с определения вида продукта и формы презентации. Наиболее важной частью плана является пооперационная разработка проекта, в которой приводится перечень конкретных действий с указанием результатов, сроков и ответственных. Однако некоторые проекты (творческие, ролевые) не могут быть сразу чётко спланированы от начала до конца.
Работа над творческим проектом проводится поэтапно. Исследователь Н.В. Матяш выделил три основных этапа: организационно – подготовительный, технологический и обобщающий.
Этапы выполнения творческого проекта

п/п Название подэтапа Содержание подэтапа
I. Организационно – подготовительный этап
11 Поиск проблемы Учащиеся слушают учителя, анализируют услышанное.
Учитель ставит перед ними проблему, предлагает банк проектов, раскрывает требования к ним, технологии их выполнения и критерии оценивания
2. Осознание проблемной области Учащиеся из предложенных учителем проблем выбирает одну, наиболее актуальную.
Учитель выступает в роли консультанта.
3. Выявление конкретной потребности. Первое мини- исследование Опираясь на собственные знания и обобщая информацию различных источников, учащиеся проводят мини – исследования.
Учитель – наблюдатель, консультант, советчик
4. Определение конкретной задачи и ее формулировка У-ся формулируют конкретную задачу исследования, определяют тему проекта.
Учитель помогает уточнить формулировку
5. Построение «звездочки обдумывания». Второе мини – исследование У-ся на листе бумаги составляют схематический перечень проблем для решения: материалы, инструменты, модель, размеры, форма, дизайн.
Учитель проверяет, уточняет, советует
6. Выработка идей, вариантов, альтернатив. Третье мини – исследование. Учащиеся на листе бумаги «набрасывают» возникшие идеи, записывают их в виде фраз, отдельных слов, картинок и т.д.
Учитель уточняет, советует, предлагает дополнительную литературу
7. Анализ и синтез идей. Выбор оптимального варианта. Четвертое мини-исследование Учащиеся выбирают из многих вариантов подходящее решение, разрабатывают эскиз продукта проекта с его описанием.
Учитель наблюдает, консультирует, обобщает
8. Разработка технологического процесса Учащиеся выбирают и анализируют рациональную технологию, составляют технологические карты, конструируют и моделируют, определяют режимы работы и затраты времени, уточняют критерии контроля.
Учитель наблюдает, консультирует, обобщает
9. Контроль качества Учащиеся уточняют критерии проверки и оценки качества проекта.
Учитель проверяет, обобщает результаты
II. Технологический этап
10. Выполнение технологических операций Учащиеся подбирают режимы работы, самоконтроль, вносят изменения в технологический процесс, контролируют последовательность операций, режимы обработки, соблюдение технологической и трудовой дисциплины, контролируют организацию рабочего места
III. Обобщающий этап
11. Коррекция Учащиеся сравнивают выполненный проект с задуманным, устанавливают и устраняют недочеты
12. Контроль, испытание Учащиеся осуществляют контроль и коррекцию параметров продукта
Учитель наблюдает, консультирует
13. Записки, реклама Учащиеся готовят рекламу.
Учитель наблюдает, консультирует
14. Оформление Учащиеся оформляют проект в соответствии с установленными требованиями
Учитель консультирует, помогает
15. Самооценка Учащиеся анализируют достоинства и недостатки проекта
Учитель наблюдает, консультирует
16. Защита проекта Учащиеся готовят и делают доклады, иллюстрации, отвечают на вопросы
Учитель слушает и участвует в оценке проекта
Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к его выполнению и презентации результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п.
Результаты выполняемых проектов должны быть, что называется, «осязаемыми», то есть если это теоретическая проблема, то конкретное её решение, если практическая – конкретный результат, готовый к внедрению».
        Как правило, учитель может подготовить с учащимися одну работу, так что вполне можно организовать ежегодные ученические чтения, и это не станет перегрузкой ни для него самого, ни для членов жюри. На таких мероприятиях дети могут (и даже чувствуют потребность) делать устные сообщения по выбранной теме, учатся отвечать на вопросы оппонентов и отстаивать свою точку зрения. Таким образом, они учатся грамотно излагать прочитанное, четко формулировать поставленные цели и задачи, описывать ход проделанных экспериментов, характеризовать результаты своей деятельности и т.д. При этом ученику понадобится дома в течение нескольких месяцев работать над темой, готовить свой отчет и устный ответ, глубже осознавая материал, выбранный для рассмотрения.
Некоторые критерии оценивания работ учащихся
Степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над проектом
Степень включенности в групповую работу и четкость выполнения своей работы.
Практическое использование предметных и надпредметных знаний, умений и навыков.
Количество новой информации, использованной в работе.
Степень осмысления использованной информации.
Уровень сложности и степень владения использованными методиками.
Оригинальность идеи, способа решения проблемы.
Осмысление проблемы проекта и формирование цели проекта или исследования.
Уровень организации и проведения презентации: устного сообщения, письменного отчета, обеспечения объектами наглядности.
Владение рефлексией
Творческий подход к подготовке объектов наглядности для презентации.
Социальное и прикладное значение полученных результатов.
Список использованной литературы:
1. Березина В.А. Дополнительное образование детей как средство их творческого развития: дис. .канд. пед. наук: 13.00.01 / В.А.Березина. М., 1998.- 147с.2. Гребенникова О.А. Проектная деятельность как средство развития познавательных интересов старшеклассников: дисс. . канд. пед наук: 13.00.01 / О.А.Гребенникова. — Великий Новгород, 2005. 181 с.3. Штанько И.В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста.// Управление ДОУ. 2004. - № 4. С. 99-101.
4. Опытно- экспериментальная деятельность: программа развития, проектная технология (из опыта работы) /авт.- сост. В.В. Москаленко, Н.И. Крылова.- Волгоград: Учитель, 2009.
5. Перекрестова Г. Г. Проектная деятельность как способ мотивации учащихся на уроках английского языка // Молодой ученый. — 2015. — №7. — С. 845-847.