«Самостоятельные работы учащихся как средство повышения познавательной активности»
«Самостоятельные работы учащихся как
средство повышения познавательной активности»
Основополагающим требованием общества к современной школе является
формирование личности, которая умела бы самостоятельно творчески решать
научные, производственные, общественные задачи, критически мыслить,
вырабатывать и защищать свою точку зрения, свои убеждения, систематически и
непрерывно пополнять и обновлять свои знания путем самообразования,
совершенствовать умения, творчески применять их в действительности.
Специалистами в этой области подчеркивалось, что учащимся важно дать метод,
путеводную нить для организации приобретения знаний, а это значит – вооружить
их умениями и навыками научной организации умственного труда, т.е. умениями
ставить цель, выбирать средства ее достижения, планировать работу во времени.
Для формирования целостной и гармоничной личности необходимо систематическоевключение ее в самостоятельную деятельность, которая в процессе особого вида
учебных заданий – самостоятельных работ – приобретает характер проблемно-
поисковой деятельности.
Собственно процесс самостоятельной деятельности представляется в виде триады:
мотив – план (действие) – результат. Развитию познавательной активности школьников способствует использование на уроке текста и иллюстраций их учебника, хрестоматии, справочника, из научных
и научно-популярных журналов и газет, а также интересные демонстрационные
опыты, фрагменты из кинофильмов и другие средства наглядности.
Однако мало обеспечить мотивацию учения и возбудить познавательный интерес
ученика. Необходимо далее, во-первых, четко осознавать цели обучения и, во-
вторых, показать, как эти цели могут быть достигнуты.
Самостоятельность – как характеристика деятельности учащегося в конкретной
учебной ситуации представляет собой постоянно проявляемую способность
достигать цель деятельности без посторонней помощи.
“Самодеятельность” – субъективная, собственно индивидуальная самоуправляемая
деятельность, с личностно обусловленными компонентами: целью, ведущей
потребностью, мотивацией и способами реализации.
“Самоактивация” – это субъективно соотнесённая внутренняя мотивация
деятельности.
“Самоорганизация” – свойство личности мобилизовать себя, целеустремлённо,
активно использовать все свои возможности для достижения промежуточных и
конечных целей, рационально используя при этом время, силы, средства.
“Саморегуляция” – изначально психологическое обеспечение деятельности, впоследующем развитии приобретающее личностный смысл, т.е. собственно
психическое наполнение.
“Самоконтроль” – необходимый компонент самой деятельности, который
осуществляет её исполнение на личностном уровне.
Самостоятельная работа связана с работой школьника в классе и является следствием правильной организации учебно-познавательной деятельности на уроке.
Изучение новой темы , закрепление, опережающие задания могут быть основаны на самостоятельной работе учащихся, которая включает в себя не только работу с учебником, но и с дополнительной информацией.
А.И. Зимняя подчёркивает, что самостоятельная работа школьника есть следствие
правильно организованной его учебной деятельности на уроке, что мотивирует
самостоятельное её расширение, углубление и продолжение в свободное время.
Для учителя это означает чёткое осознание не только своего плана учебныхдействий, но и осознанное его формирование у школьников как некоторой схемы
освоения учебного предмета в ходе решения новых учебных задач.
Выполнение лабораторных и практических работ по инструкции способствует развитию умений выделить главное, определить сущность вопроса, составить выводы.
Работа с учебником может включать такие задания:
Прочитать текст, составить план.
Составить вопросы по прочитанному тексту.
Ответить на эти вопросы , либо вопросы могут быть предложены учителем.
Составить опорный конспект, кластер, таблицу.
Так можно начать изучение новой темы, нужно отметить что все учащиеся получают оценки за выполненную работу. По ходу изучения темы можно назначить учащихся выполняющих опережающее задание, которые могут быть представлены в виде презентаций, докладов, сообщений.
Для закрепления темы в целом можно задать составление теста.
Например , при изучении темы «Общая характеристика класса. Многообразие насекомых»,
план работы учащихся включает следующие задания:
Общая характеристика класса. Многообразие насекомых.
Л.Р. № 4. «Внешнее строение комнатной мухи. Рассмотрение личинок и взрослых насекомых мухи дрозофилы».
Особенности строения насекомого .Передвижение. Питание. Дыхание . По первому вопросу выступает учащийся с сообщением, второе и третье задание учащиеся выполняют, используя учебник. Блиц-опрос проводится по вопросам для закрепления темы.
Вопросы заранее подготовлены учащимся как опережающее задание.
В 10 классе при изучении генетики я использую такие задания :Презентация : «Важнейшие открытия в области генетики».
Сообщения : «Биография Г.Менделя», « Вклад Н.И.Вавилова в развитие генетики», и другие темы.
Составление задач с решением.
Составление тестовых заданий.
Составление кроссвордов
Данные задания могут быть выполнены как опережающие, дополнительные, в ходе изучения новой темы.
Самостоятельная работа рассматривается как высший тип учебнойдеятельности, требующий от учащегося достаточно высокого уровня самосознания,
рефлексивности, самодисциплины, ответственности, и доставляющий ученику
удовлетворение, как процесс самосовершенствования и самосознания.
Эффективность учебного процесса познания определяется качеством преподавания
и самостоятельной познавательной деятельностью учеников. Эти два понятия
очень тесно связаны, но следует выделить самостоятельную работу как ведущую и
активизирующую форму обучения в связи с рядом обстоятельств. Во-первых,
знания, навыки, умения, привычки, убеждения, духовность нельзя передавать отпреподавателя к ученику так, как передаются материальные предметы. Каждый
учащийся овладевает ими путём самостоятельного познавательного труда:
прослушивание, осознавание устной информации, чтение, разбор и осмысление
текстов, и критический анализ.
Во-вторых, процесс познания, направленный на выявление сущности и содержания
изучаемого подчиняется строгим законам, определяющим последовательность
познания: знакомство, восприятие, переработка, осознание, принятие. Нарушение
последовательности приводит к поверхностным, неточным, неглубоким, непрочным
знаниям, которые практически не могут реализоваться.
В-третьих, если человек живёт в состоянии наивысшего интеллектуального
напряжения, то он непременно меняется, формируется как личность высокойкультуры. Именно самостоятельная работа вырабатывает высокую культуру
умственного труда, которая предполагает не только технику чтения, изучение
книги, ведение записей, а прежде всего ума, потребность в самостоятельной
деятельности, стремление вникнуть в сущность вопроса, идти в глубь ещё не
решённых проблем. В 9 классе был проведен урок -игра «Заседание клуба молодых ученых»
по теме « Биологические ритмы и биологические часы». Сначала учащиеся подобрали материал из дополнительных источников, распределили роли, назначили ответственных , составили план совещания.
1.Виды биоритмов. Причины биоритмов. (Экологи)
2. Сезонные изменения в жизни живых организмов.(Зоологи)
3. Фотопериодизм.(Ботаники)
4.Теория трех ритмов.(Биологи)
5. Биоритмы человека. Мнения (Медики)
6. Выводы. Итоги заседания.
Совещание проводил ответственный секретарь- эту роль может выполнять либо учитель, либо ученик
В процессе такого труда наиболее полно выявляются
индивидуальные способности школьников, их наклонности и интересы, которые
способствуют развитию умения анализировать факты и явления, учат
самостоятельному мышлению, которое приводит к творческому развитию и созданию
собственного мнения, своих взглядов, представлений, своей позиции.
Из всего ранее сказанного видно, что самостоятельная работа – это высшая
работа учебной деятельности школьника и является компонентом целостного
педагогического процесса, поэтому её присущи такие функции, как
воспитательная, образовательная, развивающая.
Заключение
Говоря о формировании у школьников самостоятельности, необходимо иметь в виду
две тесно связанные между собой задачи. Первая их них заключается в том,
чтобы развить у учащихся самостоятельность к познавательной деятельности,
научить их самостоятельно овладевать знаниями, формировать свое
мировоззрение; вторая — в том, чтобы научить их самостоятельно применять
имеющиеся знания в учении и практической деятельности.
Самостоятельная работа является средством борьбы за глубокиеи прочные знания учащихся, средством формирования у них активности и
самостоятельности как черт личности, развития их умственных способностей.
Знания, умения, убеждения, духовность нельзя передать от преподавателя к учащемуся, прибегая только к словам. Этот процесс включает в себя знакомство, восприятие, самостоятельную переработку, осознание и принятие этих умений и понятий.
Самостоятельная работа – это не форма организации учебных занятий и не метод
обучения. Её правомерно рассматривать скорее как средство вовлечения учащихся
в самостоятельную познавательную деятельность, средство ее логической и
психологической организации.
.
Список использованных источников
1. Горностаева З.Я “Проблема самостоятельной познавательной
деятельности” // Открыт. школа. – 1998. - №2
2. Ёсипов Б.П. “Самостоятельная работа учащихся на уроках”. – М.:
Учпедгиз, 1961.
3. Жарова Л.В. “Управление самостоятельной деятельностью учащихся”
- Л., - 1982.
4. Зимняя И.А. “Основы педагогической психологии” - М, 1980.
5. Нильсон О.А. “Теория и практика самостоятельной работы
учащихся” - Тал., 1976.
6. Орлов В.Н. “Активность и самостоятельность учащихся” - 1998.
7. Пидкасистый П.И., Горячев Б.В. “Процесс обучения в условиях
демократизации и гуманизации школы.” — М, 1991.
8. Пидкасистый П.И. “Самостоятельная познавательная деятельность
школьников в обучении.” — М, 1980.