Повышение продуктивности учебно-физкультурной деятельности учеников начальной школы
Повышение продуктивности учебно-физкультурной деятельности учеников начальной школы
Особую роль в сложном и многофакторном процессе формирования индивидуальности человека призвано сыграть физическое образование. Оно создает фундамент здоровья для развития других сторон культуры человека, обеспечивает внутренние гарантии продуктивности учебно-познавательной деятельности и общения в сложной социально-экономической и экологической обстановке, способствует накоплению первичного опыта адаптации будущего работника к условиям рыночных отношений и рынка труда. Такая адаптация становится объективно необходимой, поскольку рынок сопряжен с психической и физической напряженностью, с профессионализмом, со способностью к конструированию адекватной системы отношений и поведения. Жизнь современных детей и подростков сильно отличается от той, которой жили в этом же возрасте их родители. Успеха может достичь только сильный, выносливый, уверенный в себе человек, умеющий ставить перед собой цели и достигать их. Повышение продуктивности занятий физической культурой в школе на современном этапе является очень важной и серьезной проблемой в связи с ухудшением состояния здоровья подрастающего поколения.
Прежде чем говорить о повышении продуктивности учебно-физкультурной деятельности учеников начальных классов, необходимо рассмотреть само понятие «продуктивность учебно-физкультурной деятельности».
Под продуктивностью понимаются, прежде всего, качество, темп работы, ее объем в единицу времени, отсутствие напряжения и утомления в течение длительного периода, удовлетворенность результатом труда. Продуктивность учебной деятельности может характеризоваться этими параметрами применительно к осваиваемым знаниям, умениям, навыкам и формируемым общественным способам действий.
Можно предположить, что оценка отдельных компонентов в системе критериев оценки физкультурной деятельности в целом позволяет достоверно делать прогноз продуктивности этой деятельности.
Что представляют собой эти группы компонентов?
1. Физические возможности
Психические функции личности неразрывно связаны с физическими возможностями, включая аэробные и анаэробные возможности, силу, гибкость и быстроту. Кроме этого – ряд морфологических характеристик (рост, вес, относительная сила и др.)
Для измерения этих характеристик физиологами и биомеханиками разработаны вполне адекватные процедуры тестирования.
2. Уровень технической подготовленности
В этой подсистеме можно выделить две категории факторов:
А) физическая сторона технической подготовленности (проявляется и оценивается довольно точно);
Б) способность обрабатывать информацию:
выявление нужной информации;
восприятие в полученной информации элементов пространства, времени, усилий;
представление различных планов действий;
оценка возможности достижения успеха и выбор наиболее перспективных действий;
выбор способа действия для выполнения избранного плана действий.
3. Отношение (личностные особенности) к физкультурной деятельности
Личностные факторы характеризуют связь между отдельным учащимся и ситуационной обстановкой, в которой происходит физкультурная деятельность. Чтобы они способствовали ориентировке и адаптации ученицы к требованиям обстановки, необходимо очень тщательно выявить природу связи между психологическими факторами и требованиями обстановки. В настоящее время при оценке результатов деятельности принято учитывать личностные реакции ученика на социальные воздействия, включая его состояние во время физкультурной деятельности.
Механическое выполнение движений на уроке, т.е. обучение только тому, как правильно прыгать, бегать, двигаться, без передачи учащимся в процессе урока знаний в области физической культуры, есть не что иное, как обучение навыку. Для чего этот навык, как применять его в жизни – зачастую для учащегося это остается неизвестным.
Физкультурная деятельность, как и любая другая, осуществляется сознанием. В подсознательных действиях сознание не контролирует все процессы, а следит лишь за общим ходом деятельности, проводя его оценку, контроль и коррекцию. Сознание в случае возникновения каких-то нарушений (темпа, ритма, технических элементов упражнения) с появлением различных трудностей может мгновенно направить произвольное внимание, включить усилия на преодоление этих трудностей, осуществить необходимую коррекцию, оптимизацию деятельности. Особенно это важно в период становления младшего школьника.
Одним из существенных путей проникновения психологии в физическое воспитание, в жизнь учеников начальных классов является путь незаметного, но неуклонного повышения культуры общения, культуры отношений, культуры тренировок и соревнований. Это, несомненно, повысит продуктивность физкультурных занятий. Процесс формирования физических качеств – это непрерывная цепь поэтапного преодоления все возрастающих трудностей. Успешность их преодоления приносит самое главное в физкультурно-спортивной деятельности – удовлетворение. Этому во многом мешает несовершенство программ, учебников, методов обучения, недостаточно высокий уровень квалификации большого количества учителей и, наконец, то обстоятельство, что многим ребятам трудно учиться из-за несоответствия их возможностей предъявляемым к ним требованиям. Существующая система обучения эксплуатирует и перегружает систему внешней мотивации при практическом игнорировании системы внутренней мотивации, что приводит к ее атрофированнию.
Из изложенного следует, что учет вышеперечисленных факторов, а также раскрытие новых позволит повысить активность учащихся и приведет к повышению продуктивности учебно-физкультурной деятельности. А значит, деятельность каждого педагога должна быть направлена на снижение возможного риска и помощь ученику начальных классов в преодолении трудностей школьной программы. Для этого необходимо обеспечить оптимальное распределение всего учебного материала в течение учебного года. Методика должна обязательно учитывать возрастные особенности учащихся. При этом необходимо реализовать общие задачи по физическому воспитанию учащихся общеобразовательных учебных заведений.
Главная задача мотивации обучения – такая организация учебной деятельности, которая максимально способствовала бы раскрытию внутреннего мотивационного потенциала личности ученика. Одним из действенных методов я считаю возможность проведения уроков под музыку. Музыка используется как лидер, задающий ритм и темп выполняемых упражнений. Музыкальное сопровождение увеличивает эмоциональность занятия, положительные эмоции вызывают стремление выполнять движение энергичнее, что усиливает их воздействие на организм.
Цель моей работы – совершенствование физического развития учеников начальных классов и повышение их функциональных возможностей, защитных сил организма и его сопротивляемости.