Здоровый образ жизни и его основные составляющие
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Тубинская средняя общеобразовательная школа»
Усть – Илимского района
Иркутской области
Учитель химии, биологии, ОБЖ
высшей квалификационной категории:
Павличкова Анна Юрьевна
Интегрированный урок
Тема: «Здоровый образ жизни и его основные составляющие»
(урок построен в соответствии с ФГОС)
Тема «Здоровый образ жизни и его основные составляющие»
Цель Систематизировать знания обучающихся в области ЗОЖ, изучить его составляющие и выработать убеждение в необходимости соблюдать их для укрепления и сохранения здоровья.
Планируемый результат Предметные умения Личностные УУД
Метапредметные УУД
- способствовать формированию представления о ЗОЖ
и его основных составляющих
Понимать ценность бережного отношения к своему здоровью, к здоровью других; оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей Регулятивные:
Определять и формировать цель деятельности на уроке, высказывать свое предположение на основе работы с информационными картами и интернет-ресурсами
Познавательные:
Делать выводы по результатам своей работы, преобразовывать информацию из одной формы в другую
Коммуникативные:
учить работать в группе, в паре, выполнять различные роли (руководителя, наблюдателя, исполнителя), прислушиваться к мнению других, толерантности.
Основные понятия Здоровье, рациональное питание, режим дня, двигательная активность, гигиена, аллергия, экологическая обстановка, вредные привычкиОрганизация пространства
Межпредметные связи Формы работы Ресурсы
Химия, биология, медицина, математика, ИКТ Парная, групповая, фронтальная Для учителя:
учебник «Основы безопасности жизнедеятельности», 8 класс Москва «Просвещение» 2012 год;
мультимедиа; презентация урока, разработанная учителем; Основы безопасности жизнедеятельности (Планируемые результаты) Москва «Просвещение» 2013 год; Для обучающихся:
учебник «Основы безопасности жизнедеятельности», 8 класс;
Информационные карты; раздаточный материал, интернет-ресурсы
Этапы урока Ход урока
Содержание деятельности
учителя Содержание деятельности
обучающихся, УУД
Ι. Организационный момент.
Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
Определение темы урока.
Целеполагание.
У : Добрый день, здравствуйте! Я рада приветствовать вас на очередном уроке ОБЖ.
У:Перед вами афоризм: «……..- это единственное благо, которое каждый отнимает у себя сам.». Какое слово пропущено?
У:Выберите из этих слов наиболее близкое вам, поместите сюда свой смайлик.
У: Мнения разделились.
- К какому из этих слов подходит изображенный предмет? (В афоризм вставить слово – здоровье). Определите по афоризму тему урока.
Чему должны научиться, что узнать? (На доску вывешиваются плакаты: «Что такое здоровье?», «Факторы, влияющие на здоровье») Что нам надо сделать, чтобы достичь цели работы?
Р Высказывают предположения и называют подходящие слова на их взгляд ( дружба, любовь, деньги, счастье, семья и т.д)
П Умение прогнозировать содержание по представленному тексту
К Представляют свои мысли в различной форме, слушают и понимают речь других
Р Определяют тему и цель урока, проговаривают последовательность своих действий для достижения цели работы
II Организация познавательной деятельности:
А) выявление и фиксирование
затруднений;
Б) построение проекта выхода из затруднения
ФизминуткаВ) Применение полученных знаний в практической деятельности
III Подведение итогов
Рефлексия
У:Для подрыва здоровья у всех есть свои мины замедленного действия. Я принесла некоторые из них с собой. Наверняка вам известно о вреде данных продуктов. Кто может ответить, почему они вредные?
Точного ответа нет. Необходимо найти выход из сложившейся ситуации. Давайте поработаем в группах, а работать будете в роли: … У вас на столах карточки, открываем под №1 и так 1 гр -химики, 2- биологи, 3- медики.
В карточке под № 2 даны задания для групп. Время выполнения -7 мин.
1 группа- определить содержание жира и крахмала в продуктах питания (чипсы, кереешки);
2 группа – найти информацию о влиянии жиров и крахмала и усилителей вкуса на организм
3 группа – проанализировать сведения о заболеваемости ЖКТ и кариеса у школьников за 2 года, построить диаграмму и предположить причины сложившейся ситуации.
Выступление групп.
У: Подведем итог. О каком факторе, влияющем на здоровье, мы поговорили? (о питании). Какой вывод сделаем?(Питаться нужно правильно). На доску вывешивается высказывание: «С тех пор как люди научились варить пищу, они едят вдвое больше, чем требует природа».
У: А теперь давайте отдохнем: предлагаю всем встать.
Кто ест 5 раз в день, встаньте к доске, кто 4 – к двери, кто 3 – к столу. Если у вас другой вариант ответа – встаньте к стене.
Медики советуют есть часто, но понемногу.
Кто предпочитает плотный завтрак -встаньте к доске, кто ограничивается чаем и бутербродом – к столу, кто вообще не завтракает – к двери.
Кто любит есть на ночь встаньте к доске, кто не ест– к двери.
Суворов говорил: «Завтрак съешь сам, обед раздели с другом, ужин отдай врагу»., так давайте будем прислушиваться к этому высказыванию
У: А теперь продолжим работу. Все ли факторы здорового образа жизни мы назвали? Давайте обсудим остальные составляющие здоровья. Для этого поработаем в парах. Возьмите карточку № 3, в которой описаны проблемные ситуации. Обсудите их и сформулируйте правило ЗОЖ. Оформите его на листах.
Выступление пар.
У: Давайте вернемся к началу нашего урока. Какие цели мы ставили? Что такое здоровье? Назовите составляющие здоровья. Добились ли мы поставленных целей?
У: Д/З-гл.7, п.4, найти информацию по продолжительности жизни населения в Иркутской области
На стол ставятся весы , на одной чаше которых написано слово жизнь.
У: Взгляните еще раз на слова, которые мы пытались вставить в афоризм. Какое из них вы положили бы на вторую чашу весов, чтобы привести их в равновесие?
Напишите выбранное вами слово на полоске бумаге и положите на весы.
Учитель зачитывает несколько слов.
У: Мнения остались разными. Это здорово! Но я хочу еще раз пожелать вам… здоровья.
Жизнь пронесется, как одно мгновенье, Ее цени, в ней черпай наслажденье. Как проведешь ее — так и пройдет, Не забывай: она — твое творенье.
Чтоб мудро жизнь прожить, знать надобно немало. Два важных правила запомни для начала: Уж лучше голодать, чем что попало есть, И лучше одному, чем вместе с кем попало. Омар Хайям
У: благодарит детей за урок
Р Высказывают предположения, опираясь на свой жизненный опыт.
Л Приобретают опыт самостоятельного поиска
Р Определяют и формулируют цель деятельности, высказывают свои предположения, работают по предложенной инструкции
П Преобразовывают информацию из одной формы в другую, ведут исследовательскую деятельность, делают выводы по результатам работы,.
К Работают в группах, выполняя роли (руководителя, наблюдателя, исполнителя), представляют свои мысли в устной и письменной форме, слушают и понимают речь других.
Предм. Отвечают на вопросы учителя, формулируют выводы.
Л высказывают свое мнение на основе жизненного опыта.
Р Анализируют эмоциональное состояние свое и окружающих.
К Готовность к обсуждению разных точек зрения и выработки общей позиции;
Л Проявляют интерес к решению коллективной задачи
П Умение извлекать информацию из проблемной ситуации
П Умение обобщать
К Умение формулировать ответ, высказывать свою точку зрения и сопоставлять ее с точкой зрения других
Л Осознание ценности здорового и безопасного образа жизни;
Р Оценивать результаты деятельности
К Формировать умение слушать и понимать других
Приложение
Задание № 1
1 группа –ХИМИКИ, 2- БИОЛОГИ, 3 – МЕДИКИ
Задание №2
1 группа- определить содержание жира и крахмала в продуктах питания (чипсы, кириешки);
2 группа – найти информацию о влиянии жиров, крахмала и усилителей вкуса на организм (используют интернет-ресурсы, дополнительную литературу3 группа – проанализировать сведения о заболеваемости ЖКТ и кариеса у школьников за 2 года, построить диаграмму и предположить причины сложившейся ситуации. (данные мед. осмотров школьников)
Задание № 3
Игорь имел твердую пятерку по информатике. Даже отличники просили у него списать на контрольной, а учителя приглашали отремонтировать компьютеры. Но отношения со сверстниками у Игоря не складывались. Девчонки сторонились его, а мальчишки часто смеялись над ним из-за его внешности. У подростка было ожирение 2-й степени. Врачи говорили, что это из-за нарушения обмена веществ. Поэтому с детства ребята не брали его в свои игры, и Игорь часами сидел за стареньким компьютером, изучая его возможности, и преуспел в этом. Но приобретенные знания не помогли ему утвердиться среди сверстников. Что, по-вашему, можно посоветовать Игорю?
Соня была отличницей не только в общеобразовательной, но и в музыкальной школе. Это давалось ей нелегко: часто приходилось допоздна засиживаться за уроками или пораньше вставать утром, чтобы сыграть гаммы и пьесы. В последнее время у Сони стала часто болеть голова, бывали головокружения и носовые кровотечения. А впереди – зачет по математике, экзамен по сольфеджио и контрольная по литературе. Мама Сони очень беспокоится о здоровье дочери, но не знает, как помочь ей. Подскажите.
Костя вторую неделю жил в палаточном лагере, расположенном на берегу озера. Вместе с другими ребятами он готовил на костре, спал в спальном мешке и чувствовал себя немного аборигеном. Но недавно Костя заметил, что кожа у него стала сухой, появились зуд и жжение, и даже трещины между пальцами. Говорить об этом воспитателю или вожатому Костя стеснялся и продолжал молча терпеть неудобства. Почему подросток попал в данную ситуацию и как найти выход из создавшегося положения?
Дом Веры Васильевны стоит недалеко от завода. Она всегда радовалась, что не надо тратить много времени на дорогу до работы и обратно. Но недавно женщина стала ощущать одышку, заметила, что часто чувствует себя разбитой и уставшей. Вера Васильевна пыталась ложиться спать пораньше, больше отдыхать, даже устраивала себе часы дневного сна, но ее состояние не улучшилось. А еще женщина заметила, что в гостях у сестры, жившей на другом конце города, она чувствует себя намного лучше. С чем связано состояние Веры Васильевны и что предпринять женщине для решения данной проблемы?
Настя учится в 8-м классе. За свои 15 лет она ни разу не пробовала спиртное и сигарет. Но мама все же ругала девочку за вредную привычку грызть ногти. Возмущенная Настя спорила с мамой, утверждая, что это не может быть вредной привычкой, так как никакого вреда никому не приносит. Кто прав, девочка или мама, и почему?