Выступление на тему Здоровый образ жизни и его составляющие
ГКС(К) ОУ «Мещовская школа-интернат III-IV вида»
Выступление на педсовете по теме:
«Здоровый образжизни. Егопринципы и
составляющие»
Выступление подготовилаУчитель географииБитюцкая Т.В.
2015 г.
Здоровье не всё, но всё без здоровья - ничто.
Сократ.
Как безжалостно порой человек относится к своему организму, загружая егострессами, неумеренным питанием, чрезмерными нагрузками. С ранних летнам твердят о том, что тело - это помощник человека в обеспечении егосамого материальными благами. Тело нужно тренировать, загружатьработой, учить выполнять максимально возможное количество движений,помогающих в достижении цели. И редко-редко, когда среди этихавангардных призывов звучало понятие «любить свое тело, быть с ним всодружестве, помогать ему в сохранении здоровья и молодости». Чтобы что-то любить, надо это знать.
Проблема здоровья, развития и воспитания детей остается важнейшейгосударственной проблемой. Каждое образовательное учреждение призванообеспечить не только учебный процесс, но равно действовать нормальномуразвитию обучающихся и охране их здоровья. Это четко оговорено в п. 51«Закона об образовании».
Реформа содержания образования и модернизации образовательной системыподразумевает обязательное внедрение здоровьесберегающих технологий вучебный процесс. Высокая общественная потребность в технологиях,укрепляющих и сохраняющих здоровье участников образовательногопроцесса, обусловлена, прежде всего, тем, что уровень здоровья детскихколлективов в 90-х годах резко снизился по сравнению с 60-70-ми годами.
Ухудшение здоровья детей и подростков связано, прежде всего, сэкологическим и социально- экономическим кризисом в стране. Вместе стем, на здоровье школьника оказывает влияние и комплекс так называемыхвнутри школьных факторов, включающих планировку, благоустройство иоборудование учебных помещений, их освещенность и микроклимат, общуювместимость учебного заведения и т.д.
Важная роль принадлежит организации учебного процесса, учебнойнагрузке.
Приведение этих условий в соответствии с санитарными нормами иправилами абсолютно необходимо. Однако педагогический аспект решенияэтой проблемы не может ограничиваться только созданием экологическойкомфортности образовательной среды. Непременным условием такжеявляется обеспечение определенного уровня валеологической грамотностиобучающихся, формирующей культуру здоровья и здорового образа жизни.
Но, пожалуй, основным источником психологического, психического, а затем ифизического здоровья детей является применение личностно-ориентированного,индивидуального подхода к обучению школьников.
А что такое ЗОЖ?
Здоровый образ жизни и его принципы.
Здоровый образ жизни - это индивидуальная система поведения и привычек каждогоотдельного человека, обеспечивающая ему необходимый уровень жизнедеятельностии здоровое долголетие. В основе здорового образа жизни лежат как биологические,так и социальные принципы.
Образ жизни должен меняться с возрастом, он должен быть обеспечен энергетически,предполагать укрепление здоровья, иметь свой распорядок и ритм.
В биологических принципах ЗОЖ необходимо отметить: питание, солнечный свет,тепло, двигательная активность, уединение и даже игры (преимущественно в
детстве).
Но человек велик и разумен. Он живет в обществе (в социуме) и для его образа жизнинедостаточно одних биологических принципов.
К социальным принципам здорового образа жизни относятся:
эстетичность;
нравственность;
присутствие волевого начала;
способность к самоограничению.
Эстетика ЗОЖ.
Эстетика (от греческого чувствующий, чувственный) - это наука о прекрасном.
Эстетическое воспитание - это высшая форма человеческого воспитания, в основекоторого лежит искусство, понятие о красоте.
Нравственность ЗОЖ.
Нравственность - это особая форма индивидуального сознания, определяющаяпринципы межличностных отношений, один из основных способов регулированиядействия человека в обществе.
Присутствие волевого начала и способность к самоограничению говорят сами за
себя.
Здоровый образ жизни и его составляющие.
По современным представлениям в ЗОЖ входят следующие составляющие:
отказ от вредных пристрастий (курение, алкоголизм, наркотики);
рациональное питание;
оптимальный двигательный режим;
закаливание организма;
личная гигиена;
положительные эмоции.
Школа должна способствовать воспитанию привычек, а затем и потребности вздоровом образе жизни
Воспитание культуры поведения:
Гигиена тела;
Культура питания;
Культура общения;
Воспитание нравственности;
Умение справедливо оценить свои поступки и поступки сверстников.Физическая культура и спорт:
Физкультурные досуги и развлечения
Дни здоровья;
Занятия в спортивных секциях;
Обучение плаванию и праздники на воде;
Участие в спартакиадах и соревнованиях, знакомство с малоизвестными видамиспорта;
Встречи со спортсменами.
Работа с родителями:
Совместная систематическая работу ОУ и семьи;
Физкультурные праздники “Папа, мама, я - спортивная семья!”;
Родительские собрания, беседы, лекции;
Дни открытых дверей, полная информация о развитии ребёнка;
Консультационная служба “Семья” (помощь специалистов: психолога, логопедаинструктора по физической культуре, педиатра, педагога).
Внедрение новых технологий:
Использование новых методик по физическому воспитанию (универсальныйспортивный тренажерный комплекс "Обезьянник”, спортивный тренажер “Змейка”,дидактическая развивающая игра “Пирамидки”);
Применение универсальной программы “Тропинка”, разработанной
лабораторией медико-физиологических проблем обучения Красноярского институтаповышения квалификации работников образования. /
Лечебно-профилактические и оздоровительные мероприятия:
Комплексное закаливание (солнечные ванны, водные процедуры, обливание ног);
Лечебная физкультура;
Укрепляющая фитотерапия;
Контроль часто болеющих детей;
Физиолечение - тубус-кварц, ингалятор, УФО;
Массаж - лечебный, профилактический.
Учебно-воспитательная работа:
Обучение детей.
1. Через обучение детей элементарным приёмам здорового образа жизни (ЗОЖ):
Профилактическим методикам, например, оздоровительная гимнастика(пальцевая, корригирующая, дыхательная, для профилактики простудныхзаболеваний, для бодрости и др.), самомассаж;
Простейшим навыкам оказания первой медицинской помощи (при порезах,ссадинах, ожогах, укусах и т.д.);
Привитие детям элементарных навыков (например: мытьё рук, использованиеносового платка при чихании, кашле и т.д.).
2. Через здоровьесберегающие технологии процесса обучения и развития:
Физкультминутки во время занятий;
Проветривание и влажная уборка помещений;
Аромотерапия, витаминотерапия;
Функциональная музыка;
Чередование занятий с высокой и низкой двигательной активностью.
Специально организованная двигательная активность ребёнка: занятияоздоровительной физкультурой, подвижные игры, “тропа здоровья”, своевременноеразвитие основ двигательных навыков и др.
Реабилитационные мероприятия, проводимые после проведённой диагностикисостояния физического и психологического здоровья детей: фитотерапия, ингаляция,ЛФК, массаж, психогимнастика, тренинги. Массовые оздоровительные мероприятияспортивные оздоровительные праздники, тематические праздники здоровья, выход нприроду, экскурсии.
Работа по преемственности с д/с:
круглые столы по сотрудничеству;
молодецкие игры “Школьники и дошколята”;
У
школьный концерт для ребят-дошколят.
III. Работа с педколлективом: обучение педагогического коллектива в условияхинновационного образовательного учреждения:
поиск новых форм и структур;
Осознание того, что уровень здоровья ребёнка за время его пребывания вшкольном учреждении - это основной показатель деятельности учителя, школьногоучреждения; Высокий уровень профессионально-этической, коммуникативной,
рефлексивной культуры;
Творческого совершенствования, знание основ здоровья, ЗОЖ;
Знание основ проектирования и моделирования здоровьесберегающихтехнологий в учебных программах и мероприятиях;
Владение методической культурой, навыками и умениями прогнозированиярезультатов собственной деятельности;
Способность к выработке индивидуального стиля педагогической деятельности;
Здоровье самого учителя.
Здоров ли наш учитель? Исследования специалистов подтверждают, чтоучительство, как профессиональная группа, отличается крайне низкими показателямифизического и психического здоровья. Эти показатели снижаются по мереувеличения стажа работы в школе. Для учителей со стажем работы в школе 15 20лет характерны “педагогические кризы”, “истощение”, “сгорание”. У трети учителейпоказатель степени социальной адаптации нередко ниже, чем у больных неврозами.
>
Понаблюдайте за собой. Как часто на работе напряжены спина и шея. Посмотрите,как часто нахмурены брови, озабочены лица коллег. Мы - это уже не мы, мыполностью вошли в роль учителя. Учитель - напряжение. А если попробовать ненадевать привычную маску, попробовать остаться собой - отдыхающим, собой любующимся природой? И, поймав себя вновь на напряжении, вернуться ввыбранное, оптимальное для вас состояние.
Теперь давайте попробуем вернуть себе улыбку! У улыбки много чудесных свойств,это доказывают серьёзные научные исследования психологов, физиологов. Во-первых, она поднимает настроение, даже если первоначально вызвана искусственноВо-вторых, улыбка располагает к нам окружающих, вызывает ответныеположительные эмоции учеников. В-третьих, заметно подтягивает мышцы лица,позволяет выглядеть молодо и мило.
Закажите своему компьютеру-памяти радость, удовлетворение, сознательновозвращайтесь к этому состоянию в минуты раздражения и усталости.
пропишите себе рецепт оздоровления (мы ведь лукавим, говоря, что не знаем правил:норового образа жизни и путей избавления!), и вновь - творите! К примеру, сделав;тром зарядку, похвалите себя.
Вы не работаете в этот момент, вы отдыхаете. Вы не инструкции выполняете, вы
живёте.
Оздоровительные мероприятия:
Отбор детей в оздоровительные группы;
Профилактические прививки;
Ионизация воздуха при помощи люстры Чижевского;
Лечебный свет “Дюна - Т” (использование инфракрасного и красного цвета);
Физиопроцедуры (тубус-кварц), ингаляции;
Профилактика близорукости у детей - гимнастика для глаз;
Соблюдение мероприятий по улучшению адаптационного периода у
первоклассников;
Строгое соблюдение норм санпина;
Летняя оздоровительная компания (под девизом: “Если праздник, то спортивный;
если отдых, то активный”);
Группа здоровья для самих сотрудников школы и родителей учеников;
Витаминизация. (В нашей школе дети с удовольствием пьютвитаминизированные кисели.)
ВЫВОД: педагогике оздоровления присущ ряд отличительных черт:
В её основе лежат представления о здоровом ребёнке, который является не толькоидеальным эталоном, но и практически достижимой нормой детского развития.
Здоровый ребёнок и учитель рассматривается в качестве целостного телесно-духовного организма.
Оздоровление трактуется не как совокупность лечебно-профилактических мер, акак форма развития, расширения психофизиологических возможностей детей.
Ключевым системообразующим средством оздоровительно-развивающей работыс детьми является индивидуально-дифференцированный подход.
Здоровый образ жизни, под которым подразумевается, с одной стороны,формирование знаний о средствах и методах диагностики, сохранения и укрепленияздоровья, с другой - организация здорового образа жизни (репродуктивной ивоспитывающей среды) как отдельного индивидуума, так и общества в целом.
Здоровье - это не только отсутствие болезней, но и физическая, социальная ипсихологическая гармония человека. А также доброжелательные отношения слюдьми, природой, наконец, самим собой.
Так будьте здоровы и всегда помните слова Сократа:
ЗАПОВЕДИ
здорового образа жизни для учителей:
Своим примером прививать детям элементарныегигиенические навыки (культура питания, мытьёрук и т.д.);
Владеть навыками саморегуляции, самооргани-зации (ритуалы, традиции, гибкость переключе-ния ролей и т.д.);
Владеть богатым запасом знаний, умений иметодических навыков в области ЗОЖ;
Иметь хобби (увлечение), связанное с ЗОЖ(группы «Здоровья», бассейн, танцы, гимнастика
и т.д.);
Достичь и удержаться на волне самосовершенст-вования;
Принять себя, постоянно любить и творить себя.ЗАПОВЕДИ
здорового образа жизни для детей:
Рано ложиться и рано вставать - горя и хвори небудешь ты знать!
Прогони остатки сна, одеяло в сторону!
Вам гимнастика нужна - помогает здорово!
С шумом струйка водяная на руках дробится.Никогда не забывай по утрам умыться!
Дети должны усвоить, а также их родители, чтогорячий завтрак, обед, полдник - простонеобходимы!
Ешь спокойно за столом, не надо торопиться. Этовредно и при том можно подавиться!Неряшливость не только не красива, но и опасна.Чистота - залог здоровья - это знают всепрекрасно!
Чтобы ночью крепко спать, видеть сон хороший,мы советуем гулять вечером погожим!
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
ЗАПОВЕДИ
здорового образа жизни родителей:
у
Витаминизация;
Закаливание;
Соблюдение режима дня, зарядка;
Организация дома спортивного уголка;Соблюдение санитарно-гигиенических норм;Профилактика табакокурения, наркомании;Обеспечивание участия детей в спортивныхмероприятиях, секциях и т.д.;
В выходные дни - активный образ жизни;Сбалансированное питание детей.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
5 ноября 2011 года
1
15