Конспект урока Здоровый образ жизни и его составляющие
Класс: 10-а
Тема урока: Здоровый образ жизни и его составляющие
Цель урока:
Создать условия для овладения учащимися основных понятий: гигиена, культура питания, эмоциональное, интеллектуальное, духовное и социальное самочувствие.
Задачи урока:
Обучающие:
дать понятие здорового образа жизни
обозначить роль здорового образа жизни
обеспечить усвоение учащимися ключевых элементов, входящих в понятие «здоровый образ жизни»
Развивающие:
актуализировать личностный смысл учащихся к изучению темы
помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость учебного материала
содействовать развитию у школьников умений выделять главное в познавательном объекте (определении понятия, роли ЗОЖ);
создать условия для развития у школьников умения структурировать информацию о здоровом образе жизни
Воспитательная:
помочь учащимися осознать ценность совместной деятельности
Тип урока: урок изучения нового учебного материала
Методы обучения: объяснительно- иллюстративный, репродуктивный, проблемный, исследовательский, метод устного изложения, метод стимулирования и мотивации.Оборудование: персональный компьютер, интерактивная доска, презентация Power Point, учебник: А.Т. Смирнов « Основы безопасности жизнедеятельности»,М. Просвещение, 2010 г.; листы заданий (листы обратной связи)
Последовательность и длительность этапов урока:
Организационный этап (3 мин).
Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению знаний (3 мин)
Этап усвоения новых знаний (12 мин)
Физпауза (2 мин)
Первичное закрепление (7 мин)
5.2 Контроль результатов самостоятельной работы над темой (некоторых учащихся, групп) (7 мин)
Резервное задание (при условии активной работы учащихся на предыдущих этапах) (~ 4 мин)
Рефлексия. Подведение итогов урока (4 мин)
Объявление и объяснение домашнего задания (2 мин)
Содержательная часть урока.
Этап Время Содержание учебного материала этапа Ожидаемые действия учащихся (У) Формы и методы и приемы организации познавательной деятельности Дидактические задачи
Задачи развития Планируемый результатПримечания
I 3 минОрганизационный этап
В последние годы вы, вероятно, слышали очень много о проблемах здоровья нации. Все знают о том, что вести здоровый образ в современном мире не только модно, но и необходимо. Сегодня мы поговорим об основах здорового образа жизни. Несмотря на то, что эта тема прекрасно вам знакома я уверен, что сегодня вы узнаете немало нового. На уроке мы с вами должны вспомнить, что вы уже знаете о понятии здоровый образ жизни; узнать подходы к определению здорового образа жизни и выяснить из каких составляющих он состоит.
Для достижения поставленных целей мы с вами уже потрудились самостоятельно дома. Некоторые из учащихся вашего класса подготовили краткие устные сообщения, я подготовил презентацию для прочного визуального восприятия, также у вас на столах имеется лист заданий (приложение 1), с которым вы будете работать в течение урока, и для начала я предлагаю вам просмотреть таблицу №1. У демонстрируют уровень подготовки к уроку, объясняют причины возможной неподготовленности Ф: фронтальная работа, индивидуальная работа
МиП: объяснительно- иллюстративный метод ДЗ: подготовить учащихся к работе на уроке, определить цели и задачи урока
РЗ: помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость учебного материала Кратковременность организационного момента; полная готовность класса к работе; быстрое включение учащихся в деловой ритм; организация внимания всех учащихся. Все этапы, основные положение, таблицы, иллюстрации дублируются в презентации, которая демонстрируется с помощью интерактивной доски
II 3 мин Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению знаний
Прежде, чем приступить к работе над темой урока, нам необходимо активизировать знания. Понятие «здоровый образ жизни» тесно связано с понятием «здоровье». Возьмите лист заданий и заполните таблицу №2 синонимами (словами или словосочетаниями) (приложение 1)
Давайте посмотрим, что у вас должно получиться. Правильные ответы У:
прививка
табак (сигареты)
алкоголизм
иммунитет
карантин Ф: фронтальная работа, индивидуальная работа
МиП: объяснительно- иллюстративный метод ДЗ: Организовать сознательную деятельность учащихся по усвоению предлагаемого педагогом материала, подготовка их к усвоению новых знаний, активизация речемыслительной деятельности учащихся.
создать условия для развития у школьников умения работать во времени Активность познавательной деятельности учащихся на последующих этапах; эффективность восприятия и осмысления нового материала; понимание учащимися практической значимости изучаемого материала (выясняется на последующих этапах урока) III 12 Этап усвоения новых знаний
Как связаны перечисленные в нашей таблице понятия и здоровый образ жизни?
Лекция (приложение 2)
«Для поддержания здорового образа жизни необходим отказ от вредных привычек, поддержание собственной сопротивляемости организма (иммунитета), в том числе и с помощью вакцинации»
Во время прослушивания лекции с помощью тезисов, представленных в презентации, У делают записи в таблице №1 в ЛЗ. Ф: фронтальная работа, индивидуальная работа
МиП: объяснительно-иллюстративный метод содействовать развитию у школьников умений выделять главное в познавательном объекте (определении понятия ЗОЖ);
создать условия для развития у школьников умения структурировать информацию показателем эффективности усвоения учащимися новых знаний и умений является правильность их ответов и действий в процессе беседы и активное участие класса в подведении итогов самостоятельной работы, а также в оценке качества знаний учащимися на последующих этапах обучения Учителем целенаправленно не делается акцент на конспектирование учащимися получаемой информации
IV 2 мин ФизпаузаДля любого человека одним из наиболее важных в деле ведения здорового образа жизни является умение снятия утомления. Я хочу предложить вам следующие способы. (приложение 3) У выполняют предлагаемые учителем упражнения. Ф: фронтальная работа,
МиП: репродуктивный метод V 7 Первичное закрепление
На следующем этапе, я уверен, вы сможете самостоятельно заполнить таблицу «Элементы ЗОЖ» (приложение 1).
Обменяетесь листами с соседом по парте, прочитайте, исправьте или допишите то, чего не хватает в листе вашего товарища при помощи опоры, которую вы видите на доске, при этом будьте объективны и внимательны, не имейте целью обидеть кого-либо или показать свое превосходство. Взаимный контроль- это средство взаимопомощи. Ф: индивидуальная и парная работа,
МиП: репродуктивный метод содействовать развитию у детей умений осуществлять самоконтроль, самооценку, взаимоконтроль, взаимооценкуспособствовать воспитанию толерантного отношения к окружающим основной критерий выполнения дидактической задачи - уровень осознанности нового материала большинством слабых и средних учеников Организация процесса осмысления, первичного обобщения и систематизации нового для учащихся учебного материала
VI
7 Контроль результатов самостоятельной работы над темой (некоторых учащихся, групп)
Итак, чтобы расширить усвоенные сегодня знания, предлагаю вам послушать выступления ваших одноклассников (приложение 4)
Статистические данные о положительных и отрицательных факторах, влияющих на ведение ЗОЖ.
Культура питания
Выступают учащиеся, получившие задание на дом Ф: индивидуальная, групповая работа,
МиП: проблемный, исследовательский методы, метод устного изложения (методы приобретения новых знаний) способствовать развитию сознательного совершенствования навыков самостоятельной работы;
обеспечить развитие у школьников монологической и диалогической речи Умение учащихся соотносить между собой факты, понятия, правила и идеи; умение воспроизводить основные идеи нового материала, умение выделить существенные признаки ведущих понятий, конкретизировать их. Активность учащихся Резервное задание Условия для ведения здорового образа жизни в г/п. Лянтор (приложение 5) МиП: прием составления тематической карты создать содержательные и организационные условия для развития у школьников умений анализировать познавательный объект Умение учащихся соотносить между собой факты, понятия, правила и идеи; умение воспроизводить основные идеи нового материала, умение выделить существенные признаки ведущих понятий, конкретизировать их. Активность учащихся VII 4 мин Рефлексия. Подведение итогов урока
Сегодня вы усвоили большой объем информации по нашей проблеме. Чтобы узнать достигли мы поставленных целей или нет, нам необходимо заполнить оставшуюся часть таблицы 1 в листе заданий
Объявление оценок учащимся и обоснование объявленных результатов У задают вопросы относительно заработанных баллов, выражают согласие или несогласие МиП: метод стимулирования и мотивации содействовать развитию у детей умения отстраниться, занять любую из возможных позиций по отношению к своей деятельности, ситуации взаимодействия Четкость, лаконичность, максимум участия школьников в оценке своей работы Обсуждение оценок дает возможность создания положительной мотивации к дальнейшей успешной работе на уроках ОБЖ
VIII 2 мин Объявление и объяснение домашнего задания
Дома вам необходимо создать проект буклета с рекомендациями для ваших сверстников по ведению здорового образа жизни. Работа может быть выполнена как в печатном варианте с красочными нарисованными вами иллюстрациями либо в форме компьютерной презентации. Лучшую работу будете определять тоже вы, все работы будут представлены самими создателями. Для более качественного выполнения задания вы можете составить творческие группы Обращаются за дополнительной информацией по оформлению работ МиП: метод стимулирования и мотивации, метод проектов содействовать развитию у школьников умений использовать научные методы познания (наблюдение, гипотеза); мотивировать на достижение положительных результатов; создать содержательные и организационные условия для развития у школьников умений работать в группе (паре) Правильное выполнение домашнего задания всеми учениками Приложение 1.
Лист заданий (обратной связи)
Таблица 1. В течение урока не забывайте делать записи тезисного характера, основываясь на таблице:
Это я знаю Это мне интересно Это для меня новое
Таблица 2. Заполните таблицу синонимами (синонимичными словосочетаниями) имеющихся понятий
вакцинация Nicotiana tabacum пьянство сопротивляемость организма изоляция больных Таблица 3. Заполните таблицу «Необходимые элементы ЗОЖ»
воспитание необходимо с раннего детства прививать ребенку здоровые привычки и навыки
окружающая среда закаливание питание гигиена организма движение отказ от самочувствие гармоничное
Приложение 2.
Лекция к уроку по теме: «Основы здорового образа жизни»
Понятие «здоровый образ жизни» однозначно пока ещё не определено. Представители философско-социологического направления (П. А. Виноградов и др.) рассматривают здоровый образ жизни как глобальную социальную проблему, составную часть жизни общества в целом.
В психолого-педагогическом направлении (Г. П. Аксёнов и др.) здоровый образ жизни рассматривается с точки зрения сознания, психологии человека, мотивации. Имеются и другие точки зрения (например, медико-биологическая), однако резкой грани между ними нет, так как они нацелены на решение одной проблемы — укрепление здоровья индивидуума.
Здоровый образ жизни является предпосылкой для развития разных сторон жизнедеятельности человека, достижения им активного долголетия и полноценного выполнения социальных функций, для активного участия в трудовой, общественной, семейно-бытовой, досуговой формах жизнедеятельности.
Актуальность здорового образа жизни вызвана возрастанием и изменением характера нагрузок на организм человека в связи с усложнением общественной жизни, увеличением рисков техногенного, экологического, психологического, политического и военного характера, провоцирующих негативные сдвиги в состоянии здоровья.
«Здоровый образ жизни» (ЗОЖ) — поведение, базирующееся на научно обоснованных санитарно-гигиенических нормативах, направленных на сохранение и укрепление здоровья. Укрепление же здоровья — мероприятия по сохранению и увеличению уровня здоровья населения для обеспечения его полного физического, духовного и социального благополучия».
Здоровый образ жизни подразумевает не только физиологические адаптационные возможности человека, но и правильное физическое воспитание, должное сочетание труда и отдыха, развитие устойчивости к психоэмоциональным перегрузкам, преодоление трудностей, связанных со сложными экологическими условиями обитания, и противостояние малоподвижному образу жизни. Здоровый образ жизни — основа профилактики заболеваний, следует подчеркнуть, что в нем реализуется самый ценный вид профилактики — первичная профилактика заболеваний, предотвращающая их возникновение, расширяющая диапазон адаптационных возможностей человека. Профилактика заболеваний подразумевает какие-то дополнительные нагрузки для человека, изменение его привычек и поэтому требует сил. И если человек захочет вести здоровый образ жизни, то он в первую очередь должен понять важность изменения своего образа жизни. И тогда найдется недостающее время и необходимые материальные средства.
Здоровый образ жизни включает в себя:
–– Регулярные физические нагрузки (физкультура, ходьба пешком, велосипедные прогулки, оздоровительное плавание, активный отдых и т.д.) Важна правильная организация нагрузок. Регулярные физические нагрузки связывают с уменьшением риска многих заболеваний. Кроме того, регулярные занятия спортом или физкультурой сами по себе создают позитивную зависимость, улучшают качество жизни.
–– Правильное питание. Разумное питание помогает чувствовать себя и выглядеть лучше.
Отказ от алкоголя и курения, наркотиков.
Знание основ предоставления первой доврачебной помощи.
Поиск и использование медицинской помощи в случае необходимости.
Потребительская информированность.
Защита окружающей среды.
Эффективное использование времени.
Умение справляться со стрессом.
Здоровый образ жизни направлен на обеспечение общего комфортного самочувствия, когда человек может справиться с жизненными вопросами и проблемами, оценивать реально происходящие события, находить позитивные стороны различных ситуаций, т.е. избегать глубоко стрессовых ситуаций.
При рассмотрении здорового образа жизни можно говорить об интеллектуальном, физическом, социальном и духовном самочувствии человека.
Интеллектуальное самочувствие — это способность человека узнавать и использовать новую информацию, чтобы повысить качество жизни и способность действовать оптимально в новых обстоятельствах.
Физическое самочувствие — способность человека действовать эффективно, в соответствии с требованиями повседневной работы; это хорошая физическая подготовленность и наличие полезных двигательных качеств.
Социальное самочувствие — способность успешно взаимодействовать и устанавливать значимые отношения с другими людьми.
Духовное самочувствие — это способность устанавливать систему ценностей и действовать в соответствии с ней, при этом устанавливать действительно значимые, конструктивные жизненные цели и стремиться к ним.
Формирование образа жизни, способствующего укреплению здоровья человека, осуществляется на трёх уровнях:
социальном: пропаганда СМИ, информационно-просветительская работа;
инфраструктурном: конкретные условия в основных сферах жизнедеятельности (наличие свободного времени, материальных средств), профилактические учреждения, экологический контроль;
личностном: система ценностных ориентиров человека, стандартизация бытового уклада.
Приложение 3.
Физпауза.
Гимнастика для глаз
Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до пяти. Повторить 4–5 раз.
Крепко зажмурить глаза (считать до трех), затем открыть их и посмотреть вдаль (считать до пяти). Повторить 4–5 раз.
Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4–5 раз.
Посмотреть на указательный палец вытянутой руки (на счет "1–4"), потом перенести взор вдаль (на счет "1–6"). Повторить 4–5 раз.
В среднем темпе проделать 3–4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет "1–6". Повторить 1–2 раза.
Физкультминутка для снятия утомления с мышц туловища
И. п. – стойка ноги врозь, руки за голову. На счет "1" – резко повернуть таз направо; "2" – резко повернуть таз налево. Во время поворотов плечевой пояс оставить неподвижным. Повторить 6–8 раз. Темп средний.
И. п. – стойка ноги врозь, руки за голову. На счет "1–3" – круговые движения тазом в одну сторону; "4–6" – то же в другую сторону; "7–8" – руки вниз и расслабленно потрясти кистями. Повторить 4–6 раз. Темп средний.
И. п. – стойка ноги врозь. На счет "1–2" – наклон вперед, правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая, сгибаясь, – вдоль тела вверх; "3–4" – и. п.; "5–8" – то же в другую сторону. Повторить 6–8 раз. Темп средний.
Физкультминутка для снятия утомления с плечевого пояса и рук
И. п. – стоя или сидя, руки на поясе. На счет "1" – правую руку вперед, левую вверх; "2" – переменить положения рук. Повторить 3–4 раза, затем расслабленно опустить руки вниз, потрясти кистями, голову наклонить вперед. Темп средний.
И. п. – стоя или сидя, кисти тыльной стороной на поясе. На счет "1–2" – свести локти вперед, голову наклонить вперед; "3–4" – локти назад, прогнуться. Повторить 6–8 раз. Затем руки опустить вниз и расслабленно ими потрясти. Темп медленный.
И. п. – сидя, руки вверх. На счет "1" – сжать кисти в кулак; "2" – разжать кисти. Повторить 6–8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.
Физкультминутка для улучшения мозгового кровообращения
Исходное положение (и. п.) – сидя на стуле. На счет "1–2" – плавно наклонить голову назад; "3–4" – голову наклонить вперед, плечи не поднимать. Повторить 4–6 раз. Темп медленный.
И. п. – сидя, руки на поясе. На счет "1" – поворот головы направо; "2" – и. п.; "3" – поворот головы налево; "4" – и. п. Повторить 6–8 раз. Темп медленный.
И. п. – стоя или сидя, руки на поясе. На счет "1" – махом левую руку занести через правое плечо, голову повернуть налево; "2" – и. п. Повторить 4–6 раз. Темп медленный. Затем повторить то же упражнение правой рукой.
Приложение 4.
Задания для самостоятельной работе на этапе подготовки к изучению новой темы.
Статистические данные о факторах, имеющих положительное и отрицательное влияние на желание и возможность человека вести здоровый образ жизни.
Культура питания – один из наиболее важных структурных элементов ведения здорового образа жизни.
Необходимые условия для ведения здорового образа жизни.
Приложение 5
Резервное задание. Составить тематическую карту: Условия для ведения здорового образа жизни в г/п. Лянтор.
Лес
Активный отдых
(турпоходы, «собирательство»)
Река
Активный отдых
(занятия рыбной ловлей круглый год)
Спортивные школы
Физкультурно-оздоровительный комплекс
Секции и кружки на базе общеобразовательных школ
Лыжная база
Искусственно созданные условия
Природные условия
ЗОЖ Лянтор