МЕТОДИКА ПОЗИТИВНОГО ДЕЙСТВИЯ В ПРЕДУПРЕЖДЕНИИ ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК И ФОРМИРОВАНИИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ПОДРОСТКА.
МЕТОДИКА ПОЗИТИВНОГО ДЕЙСТВИЯ В ПРЕДУПРЕЖДЕНИИ ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК И ФОРМИРОВАНИИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ПОДРОСТКА.1. Игровые формы работы с подростками, как фактор формирования здорового образа жизни.
Игра – это дело серьёзное, это вечный спутник детства. Миллионы людей проходили в игре школу жизни, познавали окружающий мир, учились человеческим отношениям. Досадно, что она порой становится редкой гостьей в домах и что особенно странно - мы всё реже и реже встречаем игру во дворах, на улицах.
По мнению В. Даля – великого русского собирателя народной мудрости, когда-то сказал: "В игре да в дороге узнают людей”. Каждый из нас в игре самовыражается на пределе всех своих сил и эмоций. Формированию позитивного отношения к физическому и нравственному здоровью игра имеет большое значение в педагогическом арсенале классного руководителя.
Во-первых, это подвижные игры, закрепляющие навыки двигательной активности, а также обеспечивающие социализацию подростка через коллективную деятельность. Методика проведения игр, требующих от детей проявить и развивать физические умения и навыки, будет освещена чуть ниже.
Во-вторых, интеллектуальные игры, закрепляющие основные понятия, представления, знания по проблематике здорового образа жизни.
В-третьих, игры с использованием элементов театрализованного проигрывания ситуаций.
С.А. Шмаков своей книге "Игры учащихся – феномен культуры” утверждает, что интеллектуальные игры, весьма привлекательные для подростка как юного телезрителя. Речь идёт о "Брейн-ринге”, КВН-ах, "Поле чудес”, "Что? Где? Когда?”, "Счастливый случай”. Для подростков седьмого и более старших классов эффективна форма театрализованного действа. Например, "Судебный процесс” между табачными компаниями и Министерством здравоохранения. По желанию подростков, процесс может быть оформлен декорациями- атрибутами судебного заседания и костюмами участников. К этой работе также могут быть привлечены родители.
2. Содержание работы учителя физической культуры с родителями.
Ребёнок растёт в своём, особом пространстве, его оберегают и лелеют. Привычный образ жизни у ребёнка постепенно формируются поведенческие стереотипы, характерные для членов семьи.
В своей книге М. И. Рожков "Организация воспитательного процесса в школе” приводит следующие принципы работы с родителями.
Работа с родителями должна основываться на следующих принципах:
Чем меньше ребенок, тем с большей степени он не может участвовать в выборе того или иного образа жизни. Он ест ту пищу, которую ему дают, дышит воздухом, который комфортен для других членов семьи, в том числе насыщенным табачным дымом, он часами смотрит телевизор, если это делают другие и т. д.
Основные поведенческие привычки, в том числе связанные с риском для здоровья, формируют у ребёнка сами родители или другие члены семьи, воспитывающие ребенка.
Выбирая тот или иной образ жизни, родители несут ответственность не только за собственное здоровье, здоровье детей, но и за здоровье своих будущих внуков. Здоровье детей – цель, где безусловно сходятся интересы семьи и школы. Общность интересов и в том, чтобы помочь себе, своей семье вырастить здоровую смену, жить в здоровой стране.
Попытаемся рассмотреть, что приобретает каждый ученик этого содружества.
Что приобретают родители, семья?
возможность получить новые знания о здоровье;
возможность приобщения к "живому” опыту других семей и использования его в интересах здоровья своей семьи, своих детей;
возможность о способах изменения образа жизни на более благоприятный для здоровья;
возможность найти поддержку в изменении образа жизни своей семьи;
возможность улучшить здоровье своих детей и других членов семьи;
возможность способствовать укреплению семьи;
Учитель физической культуры относится к тем немногим членам школьного коллектива, которые имеют возможность многолетнего живого общения с семьей. Если учесть, что других возможностей просвещения семьи в области здоровья в настоящее время практически нет или они недоступны большинству родителей, без преувеличения можно сказать, что сегодня кроме учителя и, гораздо меньшей степени, врача реально взять на себя функцию просвещения родителей некому.
Просветительство семьи – крайне важная часть этой деятельности.
Итак, что приобретает учитель физической культуры?
возможность через общения с родителями получить новые знания о здоровье расширить собственный кругозор;
найти поддержку решению собственных проблем в опыте других людей;
лучше, ближе узнать свой класс и реально помочь здоровью детей и их семей;
повысить уважение к себе со стороны родителей и детей.
И учитель физической культуры, и родители должны осознать, что они совместно работают на будущее – на здоровье детей, семьи.
Для того, чтобы определить направление и выбрать наиболее эффективные формы работы с каждой конкретной группой родителей, желательно получить информацию об особенностях их образа жизни. Форма общения с родителями ни в коем случае не должна носить поучающего характера, а быть совместной попыткой рассмотреть актуальную для всех проблему с разных сторон. Очень важно стремиться избежать подобия лекции, чтобы каждый родитель мог активно включиться в обсуждении темы. Учитель физической культуры совсем не обязательно должен быть ведущим таких встреч. Эту роль могут прекрасно выполнить родители, если среди них найдутся профессионалы-медики, психологи или просто хорошо образованные люди. Тогда задача учителя физической культуры – координировать и направлять беседу.
Вывод:
Если только родители ведут здоровый образ жизни, они могут формировать у своих детей навыки здорового образа жизни. Если среди них найдутся профессионалы – медики, психологи или просто образованные люди, то они могут прекрасно выполнить роль классного руководителя, взять на себя подготовку месячника "Операция подросток”. Цель его – показать детям разнообразие интересных, увлекательных и полезных занятий, хобби, которые делают жизнь интересной, обогащают ее, помогают открыть и т.д.
Как организовать праздник "Операция подросток”. Актуальность данной акции определяется тем, что одним из важнейших факторов, способствующие втягиванию детей и подростков в алкоголизм, токсикоманию, табакокурению является невозможность себя занять в свободное время – это мнение не только организаторов, но и самых детей.
Например, наша школа ежегодно проводит – месячник под названием "Операция подросток”. Цель месячника: через ролевую деловую игру, медицинскую профилактику сформировать позитивное мышление у учащихся в отношении употребления алкоголя, табака, повысить роль и ответственность семьи в профилактике табакокурения и алкоголизации.
Задачи:
Дать информацию учащимся и родителям о вредном влиянии никотина на организм.
Рассказать о социальных последствиях употребления алкоголя и табака.
Способствовать формированию потребность в здоровом образе жизни.
Приобретение учащимся навыка сказать "нет”.
1 неделя. Подготовительный.
Проводится анкетирование среди учащихся по данной проблеме.
Объявляется конкурс на:
лучшее сочинение о вреде курения и алкоголя;
рисунки, плакаты;
доклад, сообщение.
Оформляется выставка "Здоровье – наше богатство”.
2 неделя. Деловая ролевая игра "Скажи "нет” табакокурению”. Старшеклассники разбиваются по 4-5 человек для работы в группах: историки, медики, химики, писатели, психологи, пресс-центр, отражающий работу групп, социологи, статистики. Каждая группа готовит о вреде курения и выступят перед учащимися, перед школой.
Рабочая группа историков говорит о том, как табак завоевывает мир. Медики рассказывают о заболеваниях, вызванных постоянным курением. Химики рассказывают о физико–химическом механизме курения, содержании химических веществ. Писатели приводят пример Тома Сойера, описанный в "Приключениях Тома Сойера” Марка Твена, об ощущениях ребят от первой затяжки и неприятностях последствиях курения. Социологи - данные анкетирования по школе. Статистики - статистические данные о смертности, связанной с курением.
Группа ребят под руководством психолога разыгрывает ситуации по отказу от курения.
Пресс-центр освещает работу каждой группы, рисует на плакате зачеркнутую сигарету, каждая группа должна на листе написать "нет” с аргументами и прикрепить к плакату.
3 неделя. Деловая ролевая игра "Скажем "нет” алкоголю”. Один класс старшеклассников развивается по 4-5 человек для работы в группах: историки, медики, химики, юристы, психологи.
Принимают участие также юные журналисты, отражающие работу групп, социологи, статистики.
На каждом столе лежат раздаточный материал и листки с вопросами.
Ведущий начинает игру: "Наверное, вы знаете о пагубном влиянии алкоголя на организм человека. Он сказывается и на воспитании детей, разрушает семьи, человек может потерять работу. Но ведь пьяницами не рождаются, ими становятся, если их вовремя не предупредить и не остановить руку, тянущуюся к рюмке.
Итак, сегодня мы с вами поговорим о том социальном зле, которое приносит алкоголизм человеку. Слово предоставляется нашим социологам, которые приведут данные анкетирования, и статистикам”.
Затем начинается самостоятельная работа в группах, после которой ребята рассказывают об истории возникновения алкогольных напитков, почему и что пьют люди, с чего начинается пьянство, медики рассказывают о стадиях и формах опьянения и алкоголизма. Юристы - о преступлениях в состоянии алкогольного опьянения.
Группа ребят под руководством психолога разыгрывает ситуации от отказу от алкоголя.
Пресс-группа освещает работу каждой группы, рисует плакат с изображением зачеркнутой бутылки с вином, на листе каждая рабочая группа пишет обоснование своего "Нет!” алкоголю и прикрепляет к плакату.
Ведущий обобщает ответы, благодарит всех за участие.
4 неделя. Работа с родителями по профилактике табакокурения и алкоголизации среди детей. Конференция: "Роль и ответственность семьи в профилактике табакокурения и алкоголизации”.
Круглый стол для родителей: "Алкоголь и курение. Здоровье и заболеваемость. Ответственность человека за поступки, совершенные в состоянии алкогольного опьянения”.
Приглашаются врачи – специалисты и инспектор по делам несовершеннолетних.
Тематика бесед для родителей: как помочь ребенку не употреблять табак и алкоголь.
Что нужно знать о табаке и алкоголе родителям. Что полезно знать ребенку.
Как помочь ребенку, если у него возникли проблемы.
Как поведение родителей влияет на ребенка.
Семейные правила.
Советы родителям.
Вывод: Наверное, сегодня одна из самых больших трудностей, встречающихся в практике деятельности классного руководителя - уметь найти контакт с родителями, сделать их своими союзниками. Тем приятнее успех, тем ощутимее радость педагогического творчества, плодами которого будет здоровье детей. Работа с родителями проводится по определенной системе, используются различные формы работы: в виде лекториев медицинских и правовых, бесед, круглого стола, конференций, индивидуальных бесед, консультаций психолога, социального педагога.