Опыт работы «Обучение навыкам письма «
Обучение навыкам письма
в условиях сдачи государственной (итоговой) аттестации
в форме и по материалам ЕГЭ
Опыт работы учителя немецкого языка
МБОУ гимназии №2 г. Георгиевска
Ставропольского края
Соболевой О.А.
В условиях несовершенства программного продукта по немецкому языку для обучения школьников, большого разрыва между требованиями вузов, условиями сдачи ЕГЭ и реальной картиной организации обучения детей в школе (наличие мотивации, технологическое обеспечение процесса, недостаток времени для автоматизации выработанных навыков и многое другое) большая роль в подборе дополнительного материала, организации учебного процесса, естественно, ложиться на плечи учителя. Многое зависит от его профессионализма, желания творить, добиваться высоких результатов в своей работе и элементарной любви к детям. Эффективность планирования и организации работы на уроке поможет ликвидировать недостатки в УМК, сократить время на совершенствование навыков тех, кто имеет хотя бы минимальную мотивацию в изучении иностранных языков, в частности немецкого языка.
На мой взгляд, одним из самых сложных речевых аспектов является развитие и систематизация навыков письма, и не только как процесса, а как результата, продукта деятельности ученика. Приведу несколько примеров из своей работы.
Изучение немецкого языка (второй язык по выбору) в нашей гимназии начинается с 5 класса. К этому моменту обучающиеся уже имеют определенные навыки письма на родном языке и на английском (первом – обязательном языке). В какой-то степени работать становиться легче. В УМК И.Л. Бим помимо орфографических навыков уже на первом году обучения дается основа оформления анкетных данных, пригласительных открыток, написания дружеского письма Однако, учебник во многом отстает от тех требований, которые предъявляют разработчики материалов ЕГЭ.
Анкетные данные могут заполняться по шаблону (Приложение 1), но шаблон в разных источниках отличается.
Пример №1
Пример №2
Name______________________________
Name______________________________
Geburtsdatum____________
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·_____
Lieblingsbeschдftigung___________________________________________________
Несмотря на это дети привыкают действовать по алгоритму (Приложение 2).
Если Name, то необходимо написать имя (дружеская, неофициальная анкета), имя и фамилию (полуофициальная/официальная информация).
Если информация об имени имеет конкретизацию Vorname, Vatersname, Familienname (строго официальная информация), то заполняется в строгом соответствии с запрашиваемой информацией.
Ничего лишнего в анкете не пишем, только запраш
·иваемую информацию, числа пишем цифрами, без пояснения и расшифровок. Например: Alter 14 (и не добавляется слово год или буква г./g.)
Пригласительные открытки имеют определенную структуру и дают право фантазировать. Так, например можно пригласить на день рождения, на встречу, на карнавал. Мероприятия разные, структура продукта одна: обращение, краткая информация о событии с указанием времени и места проведения, само приглашение, подпись. Очень удобно дать сначала образец, затем текст с пропусками, затем начало и завершение, и лишь потом полностью написать самому приглашение (Приложение 3).
Liebe ___________ !
Ich habe am ______________ um _________ (was?)________________.
Du bist herzlich ________________________________.
Deine _____________
Еще одним продуктом письменной деятельности является объявление и, на мой взгляд, требует достаточно большого внимания. В нем много сокращений, которые допускаются в немецком языке при написании объявлений о найме/продаже/покупке жилья, поиске утерянных вещей/животных, это, что называется, отдельный язык. Но общие правила есть и здесь: знакомство с тематическими сокращениями: Жилье (3-Zi.-Wohnung, 3-ZW, ZH, Zentral-hzg. и т.д.); поиск (lb.-lieb, kl.-klein, gr.-groЯ, versch.-verschenken, verk.-verkaufen, bl.-glb. – blau-gelb) и другие; умение сокращать по образцу; оформлять объявления по алгоритму: Кто? Кого? С какими параметрами ищет, покупает, продает, снимает пишущий объявление, куда обращаться? Например: Кто? – Die Katze. C какими параметрами? – klein, schwarz-weiЯ. Что делает? – zu verkaufen. Куда обращаться? – Tel. 35 89 47 (Georgiewsk, Tronin-Strasse 8). Получаем объявление: Lb. kl. schw.-wЯ. Katze zu verk. Tel. 358947 (можно приложить фотографию). Обычно дети с большим удовольствием продают/покупают домашних питомцев, в качестве студентов ищут/снимают жилье.
Привычка работы по алгоритму, знание нюансов лексической практико-ориентированной стороны немецкого языка помогает не только при изучении навыков письма, но и чтении и аудировании. Особую роль играют микро-письма при подготовке к государственной (итоговой) аттестации по немецкому языку. Во-первых, маленькие сообщения, письма, открытки, объявления писать не страшно – они маленькие. Во-вторых
15