Краткое описание опыта работы
«Моя школьная дорога»
Школе отдано 29 лет жизни. В сентябре начался мой 30 год учительства. За плечами немалый опыт, но я вспоминаю мой первый год в школе. Это был далекий 1985 год. Неопытной девочкой – студенткой я перешагнула порог школы №5. Помню, как не спала ночь перед своим первым рабочим днем, как много раз переписывала план урока, стараясь сделать его самым интересным. Вспоминаю волнение, когда, войдя утром в класс, я увидела 30 пар глаз моих первых учеников. Было время узнавания, радости сотрудничества, были и разочарования, и неудачи. Я взрослела вместе со своими учениками, так как начала свою педагогическую деятельность в 20 лет, будучи студенткой третьего курса педагогического института им. К.Д. Ушинского в городе Ярославле.
В течение педагогической деятельности у меня было несколько выпусков ребят. Свой первый выпуск я не забуду никогда не только потому, что первые выпускники всегда дороги учителю, но еще и потому, что младше меня они были только на шесть лет. Мы придумывали и проводили интереснейшие мероприятия, ходили в походы, катались на лыжах, ездили на турбазу в Плес. Сейчас дети этих ребят – мои ученики, и я часто нахожу в них родные и знакомые черты их мам и пап. Среди моих выпускников уже состоявшиеся учителя, инженеры, военные, люди разных профессий, а также недавние выпускники - пока студенты и начинающие взрослую жизнь люди.
Учитель в современной школе должен быть не просто человеком, который учит основам преподаваемого предмета. Это человек, который должен научить ребят ориентироваться в сложном мире информации, не всегда положительной, научить анализировать полученную информацию, самим находить знания, используя необходимые источники информации. Важно увидеть и разглядеть, не пропустить в ребенке интересы и увлечения, развить все те ростки таланта, что в нем заложены с рождения, и дать импульс к самосовершенствованию. Важно учить маленького человека чувствовать другого, идти вместе с детьми по пути их взросления, именно вместе, а не рядом, именно участвуя, а не наблюдая. Ведь недаром говорил великий В.А.Сухомлинский, обращаясь к педагогам: «Умей чувствовать рядом с собой человека, умей читать его душу, увидеть в его глазах его духовный мир – радость, беду, несчастье, горе, успех».
Считаю, что учитель необходимый человек для ребенка в современной школе. У него необычная миссия в жизни: не только руководить, направлять, но и воспитывать. Его предназначение – проследить за становлением личности ребенка, входящего в современный ему мир, воспитать человека, способного достойно занять свое место в жизни. Классное руководство может показаться делом легким и понятным всем, кроме тех, кто им занимается. « К воспитанию детей нужно относиться как к самой важной из всех земных профессий», - писал Ю. Рюриков. Нам доверено действительно ни много ни мало – будущее нашей страны. Отсюда цели, которые должен ставить перед собой учитель.
Формирование зрелой, целостной и толерантной личности, адаптированной к жизни в социуме - вот цель, которую я ставлю перед собой.
Я думаю, что моя задача - в первую очередь создать условия самореализации личности. Важно, чтобы каждый ребенок понял, что он сам творец себя, своей удивительной души. Важно не упустить в воспитании детей стремление делать добрые дела бескорыстно, не за вознаграждение, а лишь потому, что твой труд принес пользу твоей семье, школе, городу, твоей стране.
Можно бесконечно говорить о том, какие формы и методы должен применять учитель в процессе обучения и воспитания своих ребят. О том, как надо строить свою деятельность. Но я убеждена, что прежде всего необходимо любить своих учеников, по- матерински заботиться о том, чтобы они выросли добрыми и чуткими людьми. Необходимо вовремя увидеть боль в глазах ребенка и помочь ему в трудную минуту, радоваться его радостям и сочувствовать огорчениям. Только тогда можно рассчитывать на ответную улыбку детей, их доверие и откровенность.
Надолго остаются в памяти ребят походы, песни под гитару у костра, экскурсии в разные города страны, совместные вечера для родителей и детей, конкурсы и праздники. Для меня мои ребята всегда остаются самыми дорогими людьми, а наблюдение за их взрослением – это самый ценный и самый важный опыт. Сколько бы лет ни прошло после очередного выпуска, их успехи радуют, а промахи огорчают. И так хочется, чтобы все в их жизни сложилось хорошо!