Календарно-тематическое планирование по биологии 6 класс с УУД к учебнику Пасечника В.В.


Календарно - тематическое планирование
№ Раздел,
Тема урока Кол-во
часов Основное содержание (решаемые проблемы) Виды деятельности учащихся Планируемые образовательные результаты Предметные УУД:
Познавательные
Регулятивные
Коммуникативные Личностные План Факт
1 Строение и многообразие покрытосеменных растений 14 1.1 Строение семян двудольных растений
Лабораторная работа
«Изучение строения семян двудольных растений» 1 Двудольные растения. Строение семян: семенная кожура, семядоли, зародыш, эндосперм, семяножка, микропиле. Особенности строения семян двудольных однодольных. Определяют понятия: «однодольные растения», «двудольные растения», «семядоля», «эндосперм», «зародыш», «семенная кожура», «семяножка», «микропиле». Отрабатывают умения, необходимые для выполнения лабораторной работы. Изучают инструктаж-памятку последовательности действий при проведении анализа. Имеют представление об особенностях строения семени как будущего растения. Различают на таблицах и рисунках и натуральных объектах основных частей семени. Знают значение необходимости запаса питательных веществ в семенах растений; условий, необходимых для прорастания семени (тепло, вода и воздух). Умеют закладывать опыты и оценивать их результаты. П.: выбирать наиболее эффективные способы решения задач, делать выводы на основе полученной информации, устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками, проводить сравнение объектов.
Р.: определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения, представлять результаты работы. Организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете.
К.: воспринимать информацию на слух, строить эффективное взаимодействие с одноклассниками при выполнении совместной работы. Формируется познавательный мотив на основе интереса к изучению новых объектов 1.2 Строение семян однодольных растений 1 Особенности строения семян однодольных растений. Эндосперм. Зародыш. Околоплодник, зерновка.
Закрепляют понятия из предыдущего урока. Определяют понятия: «однодольные растения», «эндосперм», «околоплодник», «зерновка». Применяют инструктаж-памятку последовательности действий при проведении анализа строения семян Имеют представление об особенностях строения семян однодольных растений. Различают на таблицах и рисунках основных частей семени однодольных растений. П: отделять главное от второстепенного; структурировать учебный материал, давать определения понятиям
Р: определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения.
К: слушать учителя, грамотно формулировать вопросы
Формируется познавательный мотив на основе интереса к изучению новых объектов 1.3 Виды корней. Типы корневых систем
Лабораторная работа
«Виды корней». 1 Функции корня. Главный, боковые и придаточные корни. Стержневая и мочковатая корневые системы.
Определяют понятия «главный корень», «боковые корни», «придаточные корни», «стержневая корневая система», «мочковатая корневая система». Анализируют виды корней и типы корневых систем Знают о главных функциях корня, видах корней и типах корневых систем. Умеют различать на таблицах и рисунках виды корней, типы корневых систем и зоны корня. Знают особенности строения и функций каждой зоны корня. П.: выбирать наиболее эффективные способы решения задач, делать выводы на основе полученной информации, устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками.
Р.: определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения. Представлять результаты работы.
К.: воспринимать информацию на слух, строить эффективное взаимодействие с одноклассниками при выполнении совместной работы. Формируется познавательный мотив на основе интереса к изучению новых объектов 1.4 Строение корней
Лабораторная работа
Корневой чехлик и корневые волоски 1 Участки (зоны) корня. Внешнее и внутреннее строение корня.
Определяют понятия «корневой чехлик», «корневой волосок», «зона деления», «зона растяжения», «зона всасывания», «зона проведения». Анализируют строение корня Знают особенности строения растительных тканей, входящих в состав корня; знают особенности строения корня и тканей его образующих, позволяющим корням выполнять укрепляющую, запасающую, питательную функцию, а также являться органом вегетативного размножения П.: воспроизводить информацию по памяти, работать с различными источниками информации, делать выводы, давать определения понятиям, строить речевые высказывания в устной и письменной форме.
Р.: определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения, представлять результаты работы.
К.: слушать учителя, высказывать свое мнение, строить эффективное взаимодействие с одноклассниками при выполнении совместной работы. Формируется познавательный мотив на основе интереса к изучению новых объектов 1.5 Условия произрастания и видоизменения корней 1 Приспособления корней к условиям существования.
Видоизменения корней: корнеплоды, корневые клубни, воздушные корни и дыхательные корни. Определяют понятия «корнеплоды», «корневые клубни», «воздушные корни», «дыхательные корни». Устанавливают причинно-следственные связи между условиями существования и видоизменениями корней
Умеют различать на таблицах, рисунках и гербарных материалах видоизмененные корни. Понимают причины возникновения видоизменений корней. Знают о минеральных и органических удобрениях. П.: работать с различными источниками информации и преобразовывать ее из одной формы в другую, давать определения понятиям, устанавливать причинно-следственные связи.
Р.: развитие навыков самооценки и самоанализа.
К.: слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения. Формируется научное мировоззрение на основе установления причинно – следственных связей между условиями растений и видоизменениями их корней 1.6 Побег. Почки и их строение. Рост и развитие побега.
Лабораторная работа
Строение почек. 1 Побег. Листорасположение. Строение почек. Расположение почек на стебле. Рост и развитие побега.
Расположение почек на стебле
Определяют понятия «побег», «почка», «верхушечная почка», «пазушная почка», придаточная почка», «вегетативная почка», «генеративная почка», «конус нарастания», «узел», «междоузлие», «пазуха листа», «очередное листорасположение», «супротивное листорасположение», «мутовчатое расположение».
Анализируют результаты лабораторной работы и наблюдений за ростом и развитием побега Знают строение побега растений. Различают на рисунках и таблицах части стебля. Умеют определять листорасположение на побегах. Знают отличия вегетативных и генеративных побегов. Умеют приводить примеры растений, имеющих прямые, вьющиеся, стелющиеся и др. побеги. П.: работать с различными источниками информации, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, давать определения понятиям, строить речевые высказывания в устной и письменной форме.
Р.: определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения, организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете.
К.: слушать учителя и одноклассников, работать в составе творческих групп, развитие навыков выступления перед аудиторией. Формируются элементы коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с учащимися класса в процессе образовательной деятельности 1.7 Внешнее строение листа.
Лабораторная работа
«Листья простые и сложные, их жилкование и листорасположение»
1 Внешнее строение листа. Форма листа. Листья простые и сложные. Жилкование листьев.
Определяют понятия «листовая пластинка», «черешок», «черешковый лист», «сидячий лист», «простой лист», «сложный лист», «сетчатое жилкование», «параллельное жилкование», «дуговое жилкование». Заполняют таблицу по результатам изучения различных листьев Знают особенности внешнего строения листа. Различают на таблицах и рисунках простые и сложные листья. Умеют определять тип жилкования листьев растений. П.: умение выбирать наиболее эффективные способы решения задач, делать выводы на основе полученной информации, устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками.
Р.: умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения, представлять результаты работы.
К.: умение воспринимать информацию на слух, строить эффективное взаимодействие с одноклассниками при выполнении совместной работы. Формируется научное мировоззрение на основе установления взаимосвязи строения органа с выполняемыми функциями 1.8 Клеточное строение листа. Видоизменение листьев.
Лабораторная работа
«Строение кожицы листа»
1 Строение кожицы листа, строение мякоти листа. Влияние факторов среды на строение листа. Видоизменения листьев.
Определяют понятия «кожица листа», «устьица», «хлоропласты», «столбчатая ткань листа», «губчатая ткань листа», « мякоть листа», «проводящий пучок», «сосуды», « ситовидные трубки», «волокна», «световые листья», «теневые листья», «видоизменения листьев». Выполняют лабораторную работу и обсуждают ее результаты Знают особенности клеток растительных тканей, входящих в состав листа. Описывают строение устьиц. П.: выбирать наиболее эффективные способы решения задач, делать выводы на основе полученной информации, устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками.
Р.: определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения, представлять результаты работы.
К.: воспринимать информацию на слух, строить эффективное взаимодействие с одноклассниками при выполнении совместной работы. Формируется научное мировоззрение на основе установления причинно-следственных связей между условиями существования и видоизменениями листьев 1.9 Строение стебля. Многообразие стеблей.
Лабораторная работа
«Внутреннее строение ветки» 1 Строение стебля. Многообразие стеблей.
дерева
Определяют понятия «травянистый стебель», «деревянистый стебель», «прямостоячий стебель», «вьющийся стебель», «лазающий стебель», «ползучий стебель», «чечевички», «пробка», «кора», «луб», «ситовидные трубки», « лубяные волокна», «камбий», «древесина», «сердцевина», «сердцевинные лучи».
Выполняют лабораторную работу и обсуждают ее результаты Осознают единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки. Умеют называть и показывать слои древесного стебля. Знают особенности строения и местоположения сосудов и сосудистых трубок в стеблях растений. Умеют приводить доказательства движения веществ по стеблю и объяснять значения этого процесса для растений. П.: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений. Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
Р.: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать и искать самостоятельно средства достижения цели. Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы. В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
К.: воспринимать информацию на слух, строить эффективное взаимодействие с одноклассниками при выполнении совместной работы. Формируется познавательный мотив на основе интереса к изучению новых объектов 1.10 Видоизменения побегов.
Лабораторная работа
«Изучение видоизмененных побегов (корневище, клубень, луковица)» 1 Строение и функции видоизмененных побегов.
Определяют понятия «видоизмененный побег», «корневище», «клубень», «луковица». Выполняют лабораторную работу и обсуждают ее результаты Знают многообразие видоизменений побегов. Различают на рисунках, таблицах, гербарных материалах и натуральных объектах надземных и подземных видоизмененных побегов. Умеют объяснять функции видоизмененных побегов. Знают определения понятия «фотопериодизм» П.: работать с различными источниками информации, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, осуществлять подбор критериев для характеристики объектов.
Р. : планировать выполнение заданий учителя. Развивают навыки самооценки.
К. : строить эффективное взаимодействие с одноклассниками при выполнении совместной работы Формируется познавательный мотив на основе интереса к изучению новых объектов 1.11 Цветок и его строение.
Лабораторная работа
«Изучение строения цветка» 1 Строение цветка. Венчик цветка. Чашечка цветка. Околоцветник. Строение тычинки и пестика. Растения однодомные и двудомные. Формула цветка.
Определяют понятия «пестик», «тычинка», «лепестки», «венчик», «чашелистики», « чашечка», «цветоножка», «цветоложе», «простой околоцветник», «двойной околоцветник», «тычиночная нить», «пыльник», «рыльце», «столбик», «завязь», «семязачаток», «однодомные растения», «двудомные растения». Выполняют лабораторную работу и обсуждают ее результаты Знают особенности строения тычиночных, пестичных и обоеполых цветков. Умеют различать на рисунках, таблицах, муляжах и натуральных объектах части цветка. Умеют объяснять различия между однодомными и двудомными растениями. П.: воспроизводить информацию по памяти, выбирать наиболее эффективные способы решения поставленных задач, делать выводы на основе полученной информации, устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками, проводить сравнение объектов.
Р. определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения, представлять результаты работы.
К. умение воспринимать информацию на слух, строить эффективное взаимодействие с одноклассниками при выполнении совместной работы Формируется познавательный мотив на основе интереса к изучению новых объектов 1.12 Соцветия.
Лабораторная работа
«Ознакомление с различными видами соцветий» 1 Виды соцветий. Значение соцветий.

Выполняют лабораторную работу. Заполняют таблицу по результатам работы с текстом учебника и дополнительной литературой
Знают роль соцветий в жизни цветковых растений. Умеют выделять существенные признаки простых и сложных соцветий. Умеют различать на рисунках, таблицах, гербарных материалах, муляжах и живых объектах основные типы соцветий, приводить примеры растений, имеющих различные соцветия П.: работать с различными источниками информации и преобразовывать ее из одной формы в другую, давать определения понятиям. Развитие навыков устанавливания причинно-следственных связей. Уметь сравнивать и делать выводы на основании сравнений.
Р.: развитие навыков самооценки и самоанализа.
К.: слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения. Формируется познавательный мотив на основе интереса к изучению новых объектов 1.13 Плоды и их классификация Распространение плодов и семян.
Лабораторная работа
«Ознакомление с сухими и сочными плодами» 1 Строение плодов. Классификация плодов.
Определяют понятия «околоплодник», «простые плоды», «сборные плоды», «сухие плоды», «сочные плоды», «односемянные плоды», «многосемянные плоды», «ягода», « костянка», «орех», « зерновка», «семянка», «боб», «стручок», «коробочка», «соплодие». Выполняют лабораторную работу. Анализируют и сравнивают различные плоды. Обсуждают результаты работы
Работают с текстом учебника, коллекциями, гербарными экземплярами. Знают принципы классификации плодов: по количеству семян, по характеру околоплодника. Умеют различать на рисунках, таблицах и натуральных объектах типы плодов. П.: выбирать наиболее эффективные способы решения поставленных задач, делать выводы на основе полученной информации, устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками, проводить сравнение объектов.
Р.: определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения, организовывать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете, делать выводы по результатам работы.
К.: воспринимать информацию на слух, строить эффективное взаимодействие с одноклассниками при выполнении совместной работы Формируется научное мировоззрение на основе изучения плодов: учащиеся подводятся к выводу о родстве цветковых растений и возникновении различных приспособлений к распространению плодов и семян, возникших в процессе эволюции 1.14 Обобщающий урок по теме: «Строение покрытосеменных растений» 1 Органы растения – единая система, обеспечивающая целостность организма растений.
Закрепляют и обобщают полученные знания по данному материалу. Жизнедеятельность организма и её связь с окружающей средой. Регуляция процессов жизнедеятельности организмов. П:умение обобщать и структурировать учебный материал,
Р: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете.
К : выражает свои мысли в ответах
Понимание взаимосвязи между работой органов и систем органов организма. 2 Жизнь растений 11 2.1 Минеральное питание растений
1 Почвенное питание растений. Поглощение воды и минеральных веществ. Управление почвенным питанием растений. Минеральные и органические удобрения. Способы, сроки и дозы внесения удобрений. Вред, наносимый окружающей среде использованием значительных доз удобрений. Меры охраны природной среды Определяют понятия «минеральное питание», «корневое давление», «почва», «плодородие», «удобрение». Выделяют существенные признаки почвенного питания растений. Объясняют необходимость восполнения запаса питательных веществ в почве путём внесения удобрений. Приводят доказательства (аргументация) необходимости защиты окружающей среды, соблюдения правил отношения к живой природе Знают особенности строения корня и образующих его тканей, позволяющие корням выполнять питательную функцию. Знают особенности строения и местоположения сосудов в стеблях растений. Умеют приводить доказательства движения минеральных веществ по стеблю и объяснять значение этого процесса для растений. П.: работать с различными источниками информации, давать определения понятиям, устанавливать причинно-следственные связи.
Р.: развитие навыков самооценки и самоанализа.
К.: слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения Формируется познавательный мотив на основе интереса к изучению новых для учащихся объектов и демонстрации опыта 2.2 Фотосинтез 1 Фотосинтез. Хлоропласты, хлорофилл, их роль в фотосинтезе. Управление фотосинтезом растений: условия, влияющие на интенсивность фотосинтеза. Значение фотосинтеза. Роль растений в образовании и накоплении органических веществ и кислорода на Земле Выявляют приспособленность растений к использованию света в процессе фотосинтеза. Определяют условия протекания фотосинтеза. Объясняют значение фотосинтеза и роль растений в природе и жизни человека Знают условия, необходимые для протекания фотосинтеза. Умеют называть вещества, участвующие в процессе фотосинтеза, и продукты этой реакции. Умеют объяснять роль устьиц в процессе фотосинтеза и приводить доказательства глобального значения фотосинтеза П.: сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, давать определения понятиям, строить речевые высказывания в устной и письменной форме. Развитие навыков самостоятельной исследовательской работы.
Р.: определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения, представлять результаты работы, организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете.
К.: умение слушать одноклассников и учителя, высказывать свое мнение, адекватно аргументировать свою точку зрения. Формируется экологическая культура на основании осознания необходимости борьбы с загрязнением воздуха, охраны растений и сохранении лесов 2.3 Дыхание растений 1 Дыхание растений, его сущность. Роль устьиц, чечевичек и межклетников в газообмене у растений. Взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза Выделяют существенные признаки дыхания. Объясняют роль дыхания в процессе обмена веществ. Объясняют роль кислорода в процессе дыхания. Раскрывают значение дыхания в жизни растений. Устанавливают взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза Знают особенности строения листьев, обеспечивающих дыхание растений. Умеют объяснять роль устьиц в процессах дыхания и испарения воды листьями. Умеют сравнивать процессы дыхания и питания растений. П.: давать определения понятиям, развивать элементарные навыки установления причинно-следственных связей; сравнивать и делать выводы на основании сравнений.
Р.: планировать выполнение заданий учителя, представлять результаты работы. Развитие навыков самооценки и самоанализа.
К.: слушать одноклассников и учителя, высказывать свое мнение, адекватно аргументировать свою точку зрения. Овладение навыками выступлений перед аудиторией. Формируются познавательные потребности на основе интереса к изучению жизнедеятельности растений, ценностно-смысловые установки по отношению к растительному миру 2.4 Испарение воды растениями. Листопад.
1 Испарение воды растениями, его значение. Листопад, его значение. Осенняя окраска листьев Определяют значение испарения воды и листопада в жизни растений Знают особенности строения листьев, обеспечивающих процесс испарения им воды. Умеют объяснять роль устьиц в процессе испарения воды листьями и проводить сравнение процессов дыхания, испарения и питания растений. П.: давать определения понятиям. Развитие элементарных навыков установления причинно-следственных связей; сравнивать и делать выводы на основании сравнений. Развитие навыков самостоятельной исследовательской деятельности.
Р.: планировать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.
К.: умение слушать одноклассников и учителя, высказывать свое мнение, адекватно аргументировать свою точку зрения. Формируются познавательные потребности на основе интереса к изучению жизнедеятельности растений, ценностно-смысловые установки по отношению к растительному миру 2.5 Передвижение воды и питательных веществ в растении.
Лабораторная работа
«Передвижение веществ по побегу растения» 1 Передвижение веществ в растении. Транспорт веществ как составная часть обмена веществ. Проводящая функция стебля. Передвижение воды, минеральных и органических веществ в растении.
Запасание органических веществ в органах растений, их использование на процессы жизнедеятельности. Защита растений от повреждений.
Объясняют механизм осуществления проводящей функции стебля, особенности передвижения воды, минеральных и органических веществ в растениях. Проводят биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности организмов и объясняют их результаты. Приводят доказательства (аргументация) необходимости защиты растений от повреждений Знают особенности строения и местоположения сосудов и сосудистых трубок в стеблях растений. Умеют приводить доказательства движения веществ по стеблю и объяснять значения этого процесса для растений. П.: структурировать учебный материал, давать определения понятиям. Умение делать выводы на основе полученной информации, устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками.
Р.: планировать выполнение заданий учителя, представлять результаты работы. Развитие навыков самооценки и самоанализа.
К. : слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения. Формируется научное мировоззрение на основе изучения процессов жизнедеятельности в клетках растений 2.6 Прорастание семян.
Лабораторная работа
«Определение всхожести семян растений и их посев» 1 Роль семян в жизни растений. Условия, необходимые для прорастания семян. Посев семян. Рост и питание проростков.
Объясняют роль семян в жизни растений. Выявляют условия, необходимые для прорастания семян. Обосновывают необходимость соблюдения сроков и правил проведения посевных работ Знают условия, необходимые для прорастания семени (тепло, вода и воздух). Умеют закладывать опыты и оценивать их результаты. Знают о всхожести и правилах посева семян. Умеют объяснять причины различной глубины заделки семян разных растений П.: структурировать учебный материал, давать определения понятиям. Умение делать выводы на основе полученной информации, устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками.
Р.: планировать выполнение заданий учителя, представлять результаты работы. Развитие навыков самооценки и самоанализа.
К.: слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения. Формируется научное мировоззрение на основе изучения процессов жизнедеятельности растений 2.7 Способы размножения растений 1 Размножение организмов, его роль в преемственности поколений. Размножение как важнейшее свойство организмов. Способы размножения организмов. Бесполое размножение растений. Половое размножение, его особенности. Половые клетки. Оплодотворение. Значение полового размножения для потомства и эволюции органического мира Определяют значение размножения в жизни организмов. Характеризуют особенности бесполого размножения. Объясняют значение бесполого размножения. Раскрывают особенности и преимущества полового размножения по сравнению с бесполым. Объясняют значение полового размножения для потомства и эволюции органического мира Умеют объяснять биологическую роль процесса размножения в жизни низших растений. Знают отличия бесполого и полового размножения . П: строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Р: : составлять план решения проблемы. Работать по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
К: отвечать на вопросы, формулировать вопросы для одноклассников, работать в группах.
Формируются познавательные потребности на основе интереса к изучению жизнедеятельности организмов 2.8 Размножение споровых растений 1 Размножение водорослей, мхов, папоротников. Половое и бесполое размножение у споровых. Чередование поколений Определяют понятия «заросток», «предросток», «зооспора», «спорангий». Объясняют роль условий среды для полового и бесполого размножения, а также значение чередования поколений у споровых растений Умеют сравнивать особенности размножения низших растений. П: развивается умение сравнивать объекты и на основе обобщения знаний делать выводы, умение работать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный материал,
давать определения понятиям,
Р: организовать выполнение заданий учителя согласно
установленным правилам работы в кабинете.
К: слушать учителя и отвечать на вопросы
Формируется научное мировоззрение на основе сравнения размножения водорослей, мхов и папоротников и установления их родства и единства происхождения 2.9 Размножение голосеменных растений 1 Размножение голосеменных и покрытосеменных растений. Опыление. Способы опыления. Оплодотворение. Двойное оплодотворение. Образование плодов и семян Определяют понятия : «пыльца», «пыльцевая трубка», «пыльцевое зерно», «зародышевый мешок», «пыльцевход», «центральная клетка», «двойное оплодотворение», «опыление», «перекрестное опыление», «самоопыление», «искусственное опыление». Объясняют преимущества семенного размножения перед споровым. Сравнивают различные способы опыления и их роли. Объясняют значение оплодотворения и образования плодов и семян. Знают особенности строения органов голосеменных на примере хвойных растений. Имеют представление о наличии прогрессивных особенностей размножения голосеменных по сравнению со споровыми. П: умеют выбирать наиболее эффективные способы решения задач, делают выводы на основе полученной информации.
Р: умеют определять цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения. Умеют представлять результаты работы.
К: умеют воспринимать информацию на слух, строить эффективное взаимодействие с одноклассниками, работают в составе групп. Формируется научное мировоззрение на основе сравнения размножения споровых и голосеменных растений 2.10 Вегетативное размножение покрытосеменных растений.
Лабораторная работа
«Вегетативное размножение комнатных растений»
1 Способы вегетативного размножения.
Определяют понятия «черенок», «отпрыск», «отводок», «прививка», «культура тканей», «привой», «подвой». Объясняют значение вегетативного размножения покрытосеменных растений и его использование человеком Знают основные способы вегетативного размножения покрытосеменных растений, различия процессов перекрестного опыления и самоопыления. Выделение особенностей строения цветков опыляемых насекомыми и ветром. Различение на рисунках, таблицах, гербарных материалах и натуральных объектах растения, опыление цветков, которое происходит при помощи насекомых и ветроопыляемых растений. Формируется познавательный мотив на основе интереса к вегетативному размножению растений в природе и сельском хозяйстве 2.11 Половое размножение покрытосеменных растений. Образование плодов и семян. 1 Формирование пыльцевых зерен и семязачатка. Роль опыления в образовании плодов и семян. Работают с текстом и иллюстрациями учебника;
- определяют понятия: «пыльцевое зерно», «центральная клетка», «двойное оплодотворение», «опыление» Знают определения понятия «оплодотворение», особенности строения половых клеток цветковых растений. Умеют, при помощи рисунков и таблиц, давать описание процесса двойного оплодотворения. П.: воспроизводить информацию по памяти, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, давать определения понятиям. Умение строить речевые высказывания в устной и письменной форме.
Р.: определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения.
К.: слушать одноклассников и учителя, высказывать свое мнение, адекватно аргументировать свою точку зрения Формируется познавательный мотив на основе интереса к размножению покрытосеменных растений 3 Классификация растений 6 3.1 Систематика растений 1 Основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство. Знакомство с классификацией цветковых растений Работают с текстом учебника. Определяют понятия «вид», «род», «семейство», «класс», «отдел», «царство». Выделяют признаки, характерные для двудольных и однодольных растений Имеют представление о систематических категориях цветковых растений. Умеют выделять и сравнивать особенности строения растений класса Однодольные и Двудольные. П: работать с текстом, выделять в нем главное, структурируют учебный материал, дают определение понятиям. Составляют конспект урока в тетради. Преобразуют информацию из одной формы в другую. Проводят сравнение биологических объектов, выделяют их существенные признаки.
Р: определять цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения.
К: слушать учителя и отвечать на вопросы. Аргументируют свою точку зрения. Формируется научное мировоззрение на основе установления сходства в строении и жизнедеятельности растений, указывающего на происхождение от одного предка 3.2 Класс Двудольные растения. Семейства Крестоцветные и Розоцветные 1 Признаки, характерные для растений семейств Крестоцветные и Розоцветные Выделяют основные особенности растений семейств Крестоцветные и Розоцветные.
Работают с гербариями. Знакомятся с определительными карточками Имеют представление об общих признаках растений семейства крестоцветных и розоцветных. Умеют отличать представителей данных семейств от других на таблицах и гербарных экземплярах. Знают значение растений семейств в природе и жизни человека. П: выбирать наиболее эффективные способы решения поставленных задач, делают выводы на основе полученной информации. Устанавливают соответствие между объектами и их характеристиками. Приобретают навыки самостоятельной исследовательской деятельности.
Р: определять цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения,
организовывать выполнение заданий учителя,
согласно установленным правилам работы в кабинете, анализировать результаты своей работы на уроке.
К: воспринимать информацию на слух, строить эффективную работу с одноклассниками при выполнении совместной работы. Формируется познавательный мотив на основе интереса к изучению отличительных признаков растений семейства крестоцветных и семейства розоцветных 3.3 Семейства Пасленовые и Бобовые Семейство Сложноцветные 1 Признаки, характерные для растений семейств Пасленовые и Бобовые Признаки, характерные для растений семейства Сложноцветные Выделяют основные особенности растений семейств Пасленовые и Бобовые. Работают с гербариями. Определяют растения по карточкам Выделяют основные особенности растений семейства Сложноцветные. Имеют представление об общих признаках растений семейства Пасленовые, Бобовые и Сложноцветные. Умеют отличать представителей данных семейств от других на таблицах и гербарных экземплярах. Знают значение растений семейств в природе и жизни человека. П: выбирать наиболее эффективные способы решения поставленных задач, делают выводы на основе полученной информации. Устанавливают соответствие между объектами и их характеристиками. Приобретают навыки самостоятельной исследовательской деятельности.
Р: определять цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения,
организовывать выполнение заданий учителя,
согласно установленным правилам работы в кабинете, анализировать результаты своей работы на уроке.
К: воспринимать информацию на слух, строить эффективную работу с одноклассниками при выполнении совместной работы. Формируется познавательный мотив на основе интереса к изучению отличительных признаков растений семейств Пасленовые, Бобовые и Сложноцветные 3.4 Класс Однодольные. Семейства Злаковые и Лилейные 1 Признаки, характерные для растений семейств Злаковые и Лилейные Выделяют основные особенности растений семейств Злаковые и Лилейные. Определяют растения по карточкам
Имеют представление об общих признаках растений семейства Злаковые и Лилейные. Умеют отличать представителей данных семейств от других на таблицах и гербарных экземплярах. Знают значение растений семейств в природе и жизни человека. П: выбирать наиболее эффективные способы решения поставленных задач, делают выводы на основе полученной информации. Устанавливают соответствие между объектами и их характеристиками.
Р: определять цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения,
организовывать выполнение заданий учителя,
согласно установленным правилам работы в кабинете, анализировать результаты своей работы на уроке.
К: воспринимать информацию на слух, строить эффективную работу с одноклассниками при выполнении совместной работы. Формируется познавательный мотив на основе интереса к изучению отличительных признаков растений семейств Лилейные и Злаковые 3.5 Важнейшие сельскохозяйственные растения
1 Важнейшие сельскохозяйственные растения, агротехника их возделывания, использование человеком Работают с текстом и иллюстрациями учебника. Готовят сообщения на основе изучения текста учебника, дополнительной литературы об истории введения в культуру и агротехнике важнейших культурных двудольных и однодольных растений, выращиваемых в местности проживания школьников
Знают о центрах происхождения и многообразия культурных растений. Имеют представление об основных растениях культурных семейств, встречающихся на территории Московской области. П: работать с различными источниками информации и преобразовывать из одной формы в другую. Работать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный материал, дают определение понятиям. Составляют конспект урока в тетради.
Р: организовывать выполнение заданий учителя, анализировать результаты своей работы на уроке.
К: отвечать на вопросы, формулируют вопросы для одноклассников, работают в группах. Высказывают и аргументируют свою точку зрения. Формируется познавательный мотив на основе интереса к изучению культурных растений 3.6 Обобщающий урок по теме «Классификация растений» 1 Основные систематические группы растений. Основные признаки покрытосеменных растений. Работа с дидактическим материалом.
Выполнение заданий творческого характера. Знание особенностей строения и жизнедеятельности представителей разных систематических категорий. Умение сравнивать растения разных отделов. П: воспроизводить информацию по памяти, давать определение понятиям, устанавливать причинно-следственные связи.
Р.: организовывать выполнение заданий учителя, анализировать результаты своей работы на уроке.
К: воспринимать информацию на слух, строить эффективное взаимодействие с одноклассниками при выполнении совместной работы. Понимают важность охраны растительного мира планеты для сохранения жизни. 4 Природные сообщества 3 4.1 Природные сообщества. 1 Типы растительных сообществ. Взаимосвязи в растительном сообществе. Сезонные изменения в растительном сообществе. Сожительство организмов в растительном сообществе Работают с опорными таблицами. Определяют понятия «растительное сообщество», «растительность», «ярусность». Характеризуют различные типы растительных сообществ. Устанавливают взаимосвязи в растительном сообществе
Имеют представление об естественных и искусственных сообществах. Знают значение пищевых связей в сообществах для осуществления круговорота веществ. Умеют составлять элементарные пищевые цепи.
П: давать определения понятиям. Развитие элементарных навыков устанавливания причинно-следственных связей. Умение сравнивать и делать выводы на основании сравнений.
Р:умение организовать выполнение заданий учителя,
развитие навыков оценки и самоанализа
К: умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения. Овладение навыками выступлений перед аудиторией.
Формируется познавательный мотив на основе интереса к изучению растительных сообществ 4.2 Взаимосвязи в растительном сообществе. Развитие и смена растительных сообществ 1 Смена растительных сообществ. Типы растительности.
Работают с текстом учебника и дополнительной литературой. Определяют понятие «смена растительных сообществ». Работают в группах. Знают приспособленности организмов к совместному проживанию в сообществе. Имеют представление о развитии и смене сообществ во времени. П.: работать с различными источниками
информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, выделять главное в тексте,
структурировать учебный материал
Р.: организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.
К.: умение строить эффективное взаимодействие
с одноклассниками
Развивают познавательные потребности на основе интереса к изучению взаимосвязей растений в сообществе 4.3 Экскурсия «Природное сообщество и человек»
1 Многообразие дикорастущих цветковых растений своего города. Приспособленность растений к обитанию в городской среде. Обсуждают отчет по экскурсии. Выбирают задание на лето
Имеют представление о влиянии человека на развитие сообществ П: умение работать с природными объектами , определять критерии для характеристики природных объектов
Р: умение определять цель работы, планировать этапы ее выполнения и оценивать полученные результаты.
К: умение воспринимать информацию на слух, работать в составе творческих групп.
Формируется любовь и бережное отношение к родной природе, элементы экологической культуры Резервное время – 1 час