Календарно-тематическое планирование по биологии 6 класс по УМК В.В. Пасечника.
Календарно-тематическое планирование уроков биологии 6 класс по УМК В.В. Пасечника.
Составила учитель биологии МКОУ «Кореневская средняя общеобразовательная школа №2» Кореневского района Курской области.
1.Планируемые результаты
Личностные:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающегося к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,
знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;
формирование личностных представлений о целостности природы,
формирование толерантности и миролюбия;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах,
формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с учителями, со сверстниками, старшими и младшими в процессе образованной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;
формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования;
Метапредметные:
учиться самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
знакомство с составляющими исследовательской деятельности, включая умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
формирование умения работать с различными источниками биологической информации: текст учебника, научно-популярной литературой, биологическими словарями справочниками, анализировать и оценивать информацию
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений в учебной и познавательной деятельности
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникативных технологий.
формирование умений осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать различные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения.
Предметные:
классификация определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
выделение существенных признаков биологических объектов;
соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями;
объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы;
различение на живых объектах и таблицах наиболее распространенных растений; опасных для человека растений;
сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
выявление приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме;
овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
знание основных правил поведения в природе;
анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.
знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).
освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми растениями.
2. Календарно-тематическое планирование «Биология» 6 класс (35 часов)
№ п\п
Тема урока
Основное содержание
Характеристика основных видов деятельности обучающихся
Планируемые результаты
Глава 1. Строение и многообразие покрытосеменных растений (14 часов)
1
Строение семян.
Лабораторная работа№1
Изучение строения семян двудольных растений.
Лабораторная работа№2
Изучение строения семян однодольных растений
Особенности строения семян двудольных и однодольных растений.
Определяют понятия: «однодольные растения», «двудольные растения», «семядоля», «эндосперм», «зародыш», «семенная кожура»,, «микропиле».
Отрабатывают умения,
необходимые для выполнения лабораторных работ.
Изучают инструктаж памятку последовательности действий при проведении анализа.
Предметные: Учащиеся могут назвать особенности строения семян двудольных растений.
Определяют понятия «двудольные растения», «семядоля», «эндосперм», «зародыш», «семенная кожура», «микропиле»
Метапредметные:
- познавательные: умение работать с текстом, выделять в нем главное.
- регулятивные: умение организовать выполнение лабораторной работы
-коммуникативные: умение слушать учителя и отвечать на вопросы лабораторной работы. Работают по плану
Личностные: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам
2
Виды корней и типы корневых систем.
Лабораторная работа№3
Виды корней. Стержневые и мочковатые корневые системы
Функции корня. Главный, боковые и придаточные корни. Стержневая и мочковатая корневые системы.
Фронтальная беседа, работа с учебником. Выполнение лабораторной работы. Определяют понятия.
Анализируют виды корней и типы корневых систем.
Предметные: Учащиеся умеют различать виды корней, типы корневых систем, знают функции корня.
Метапредметные:
- познавательные: анализируют виды корней и типы корневых систем;
- регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Развитие навыков самооценки и самоанализа;
- коммуникативные:
обмениваются знаниями для принятия эффективных совместных решений
Личностные: ученик осмысленно относится к тому, что делает, знает для чего он это делает.
3
Зоны (участки) корня.
Лабораторная работа№4
Корневой чехлик и корневые волоски
Участки (зоны) корня, внешнее и внутреннее строение корня.
Определяют понятия. Анализируют строение корня.
Выполняют лабораторную работу.
Предметные: Учащиеся знают выделяемые на продольном срезе зоны корня, особенности строения клеток различных зон корня в связи с выполняемой функцией, определяют понятия «корневой чехлик», «корневой волосок», «зона деления», «зона растяжения», «зона всасывания», «зона проведения».
Метапредметные:
- познавательные: умение выделять главное в тексте, грамотно формулировать вопросы.
- регулятивные: устанавливают цели лабораторной работы, анализируют строение клеток коря
- коммуникативные: умение работать в составе групп
Личностные: осознание возможности участия каждого человека в научных исследованиях
4
Условия произрастания и видоизменения корней.
Приспособления корней к условиям существования.
Видоизменения корней
Определяют понятия. Устанавливают причинно-следственные связи
между условиями существования и видоизменениями корней.
Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему)
Предметные: Учащиеся имеют представление о видоизменениях корней как результате приспособления растений к условиям существования, определяют понятия «корнеплоды», «корневые клубни», «воздушные корни», «дыхательные корни».
Метапредметные:
- познавательные: умение работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал.
- регулятивные: устанавливают причинно-следственные связи между условиями существования и видоизменениями корней
- коммуникативные: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя
Личностные: умение применять полученные на уроке знания на практике. Потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников
5
Побег и почки.
Лабораторная работа№5
Строение почек. Расположение почек на стебле
Побег. Листорасположение. Строение почек. Расположение почек на стебле. Рост и развитие побега.
Определяют понятия:
Анализируют результаты лабораторной работы и наблюдений за ростом и развитием побега.
Формулируют конечный результат своей работы на уроке.
Предметные: учащиеся знают и могут рассказать о строении побега и почек, о развитии побега из почки.
Метапредметные:
- познавательные: умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное
- регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя
- коммуникативные: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы, работать в группах.
Личностные: формируются элементы коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с учащимися класса в процессе образовательной деятельности.
6
Внешнее строение листа.
Лабораторная работа№6
Листья простые и сложные, их жилкование и листорасположение
Внешнее строение листа. Форма листа. Листья простые и сложные. Жилкование листьев. Листораположение.
Находят в тексте понятия, информацию. Выполняют лабораторную работу и анализируют её результаты.
Предметные: Определяют понятия «листовая пластинка», «черешок», «черешковый лист», «сидячий лист», «простой лист», «сложный лист», «сетчатое жилкование», «параллельное жилкование», «дуговое жилкование
Метапредметные:
- познавательные: умение работать с различными источниками информации.
- регулятивные: заполняют таблицу по результатам изучения различных листьев;
- коммуникативные: обмениваются знаниями для принятия эффективных совместных решений, умеют представлять конкретное содержание и сообщать его.
Личностные: Формируется научное мировоззрение на основе установления взаимосвязи строения органа с выполняемыми функциями
7
Клеточное строение листа.
Лабораторные работы №7
Строение кожицы листа
Клеточное строение листа
Строение кожицы листа, строение мякоти листа. Строение жилок.
Определяют понятия. Анализируют строение листа. Формулируют выводы.
Выполняют лабораторную работу.
Предметные: определяют понятия «кожица листа», «устьица», «хлоропласты», «столбчатая ткань листа», «губчатая ткань листа», « мякоть листа», «проводящий пучок», «сосуды», « ситовидные трубки», «волокна».
Метапредметные:
- познавательные: умение работать с различными источниками информации
- регулятивные: выполняют лабораторные работы и обсуждают их результаты
- коммуникативные: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы, работать в группах.
Личностные: формируется научное мировоззрение на основе установления взаимосвязи строения органа с выполняемыми функциями
8
Влияние факторов среды на строение листа.
Влияние факторов среды на строение листа. Видоизменения листьев.
Определяют понятия: « световые листья», «теневые листья», «видоизменения листьев».
Заполняют таблицу по результатам изучения, выполняют интерактивное задание.
Предметные: учащиеся имеют представление о видоизменениях листьев.
Метапредметные:
- познавательные: умение работать с различными источниками информации.
- регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя
- коммуникативные: умеют слушать и слышать друг друга
Личностные: формируется научное мировоззрение на основе установления причинно-следственных связей между условиями существования и видоизменениями листьев
9
Строение стебля.
Лабораторная работа №8
Внутреннее строение ветки дерева
Разнообразие стеблей. Внутреннее строение стебля. Годичные кольца.
Находят в тексте понятия, информацию.
Выполняют лабораторную работу
и обсуждают её результаты.
Предметные: учащиеся имеют представление о внешнем и внутреннем строении стебля.
Метапредметные:
- познавательные: умеют выбирать смысловые единицы текста и устанавливать отношения между ними.
- регулятивные: выполняют лабораторную работу и обсуждают ее результаты
- коммуникативные: интересуются чужим мнением и высказывают свое, умеют слушать и слышать друг друга
Личностные: формирование бережного отношения к окружающей природе
10
Видоизменения побегов.
Лабораторная работа №9
Изучение видоизмененных побегов (клубень, луковица)
Видоизменения побегов: корневища, клубни, луковицы.
Определяют понятия: «видоизмененный побег», «корневище», «клубень», «луковица». Выполняют лабораторную работу и обсуждают ее результаты.
Осуществляют взаимопроверку.
Предметные: учащиеся знают о разных вариантах видоизмененных побегов, их биологическом и хозяйственном значении.
Метапредметные:
- познавательные: знакомятся с видоизмененными побегами - корневищем, клубнем и луковицей
- регулятивные: выполняют лабораторную работу и обсуждают ее результаты
- коммуникативные: умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме
Личностные: формируется познавательный мотив на основе интереса к изучению новых для учащихся объектов.
11
Цветок.
Лабораторная работа №10
Изучение строения цветка
Строение цветка. Венчик цветка. Чашечка цветка. Околоцветник. Строение тычинки и пестика. Растения однодомные и двудомные. Формула цветка.
Определяют понятия: «цветок», «венчик», «тычинки», «пестик», «околоцветник», «цветоножка», «цветоложе», «однодомное растение», «двудомное растение», «завязь», «семязачаток». Выполняют лабораторную работу и обсуждают ее результаты.
Формулируют выводы.
Предметные: учащиеся знают и могут рассказать о строении цветка.
Метапредметные:
- познавательные: умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы.
- регулятивные: выполняют лабораторную работу и обсуждают ее результаты.
- коммуникативные: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы, работать в группах.
Личностные: эстетическое восприятие природы
12
Соцветия.
Лабораторная работа №11
Ознакомление с различными видами соцветий.
Виды соцветий. Значение соцветий
Выполняют лабораторную работу. Заполняют таблицу по результатам работы с текстом учебника и дополнительной литературой.
Предметные: учащиеся умеют распознавать наиболее распространенные типы соцветий.
Метапредметные:
- познавательные: Знакомятся с простыми и сложными соцветиями, делают вывод о биологическом значении соцветий.
- регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя.
- коммуникативные: учатся самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе
Личностные: Эстетическое восприятие природы
13
Плоды.
Лабораторная работа №12
Ознакомление с сухими и сочными плодами.
Строение плодов. Классификация плодов.
Анализируют и сравнивают различные плоды. Обсуждают результаты работы и заполняют таблицу.
Выполняют лабораторную работу.
Предметные: знакомясь с плодами, делают вывод об их многообразии, и использовании их в пищу. Осознают важность этих знаний для сохранения здоровья
Метапредметные:
- познавательные: знакомятся с классификацией плодов.
- регулятивные: выполняют лабораторную работу. Анализируют и сравнивают различные плоды
- коммуникативные: Обсуждают результаты работы, вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении
Личностные: формируется познавательный мотив на основе интереса к изучению новых для учащихся объектов.
14
Распространение плодов и семян.
Способы распространения плодов и семян. Приспособления, выработавшиеся у плодов и семян в связи с различными способами распространения.
Работают с текстом учебника, коллекциями, гербарными экземплярами.
Наблюдают за способами распространения плодов и семян в природе. Готовят сообщение «Способы распространения
плодов и семян и их значение для растений».
Предметные: Учащиеся имеют представление о способах распространения плодов и семян.
Метапредметные:
- познавательные: наблюдают за способами распространения плодов и семян в природе
Работают с текстом учебника, коллекциями, гербарными экземплярами.
- регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя
- коммуникативные: умение работать с различными источниками информации.
Личностные: Формируется научное мировоззрение на основе изучения плодов: учащиеся подводятся к выводу о родстве цветковых растений и возникновении различных приспособлений к распространению плодов и семян, возникших в процессе эволюции.
Глава 2. Жизнь растений (11 часов)
15
Минеральное питание растений
Почвенное питание растений. Поглощение воды и минеральных веществ. Управление почвенным питанием растений. Минеральные и органические удобрения. Способы, сроки и дозы внесения удобрений. Вред, наносимый окружающей среде использованием значительных доз удобрений. Меры охраны природной среды
Определяют понятия. Выделяют существенные признаки почвенного питания растений. Объясняют необходимость восполнения запаса питательных веществ в почве путём внесения удобрений. Оценивают вред, наносимый окружающей среде использованием значительных доз удобрений. Приводят доказательства (аргументация) необходимости защиты окружающей среды, соблюдения правил отношения к живой природе
Предметные: научиться давать определения понятиям: минеральное питание, удобрения ), микроэлементы, экологические группы:; объяснять роль корневых волосков в механизме почвенного питания; обосновывать роль почвенного питания в жизни растений; сравнивать и различать состав и значение органических и минеральных удобрений для растений; устанавливать взаимосвязь почвенного питания растений и условий внешней среды
Метапредметные:
Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать и делать выводы, составлять план параграфа, работать с натуральными объектами.
Регулятивные: формулировать цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения; планировать свою деятельность и прогнозировать ее результаты; осуществлять рефлексию своей деятельности. Коммуникативные: строить речевые высказывания в устной форме, аргументировать свою точку зрения, использовать информационные ресурсы для подготовки сообщения
Личностные:
Формирование познавательного интереса к изучению природы; осознание возможности применения полученных знаний в практической деятельности; формирование потребности и готовности к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы
16
Фотосинтез.
Фотосинтез. Хлоропласты, хлорофилл, их роль в фотосинтезе. Управление фотосинтезом растений: условия, влияющие на интенсивность фотосинтеза. Значение фотосинтеза. Роль растений в образовании и накоплении органических веществ и кислорода на Земле
Выявляют приспособленность растений к использованию света в процессе фотосинтеза. Определяют условия протекания фотосинтеза. Объясняют значение фотосинтеза и роль растений в природе и жизни человека
Предметные: Научиться давать определения понятиям: фотосинтез, воздушное питание; характеризовать условия, необходимые для воздушного питания растений; объяснять роль зеленых листьев в фотосинтезе, находить различия в их питании; обосновывать космическую роль зеленых растений в жизни Земли
Метапредметные:
Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать и делать выводы, передавать содержание в сжатом (развернутом) виде, составлять план параграфа, работать с натуральными объектами. Регулятивные: формулировать цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения; планировать свою деятельность и прогнозировать ее результаты; осуществлять рефлексию своей деятельности. Коммуникативные: строить речевые высказывания в устной форме, аргументировать свою точку зрения, использовать информационные ресурсы для подготовки сообщения
Личностные:
Формирование познавательного интереса к изучению природы; мотивирование учащихся на получение новых знаний; осознание возможности применения знаний в практической деятельности; формирование научного
17
Дыхание растений.
Дыхание растений, его сущность. Роль устьиц, чечевичек и межклетников в газообмене у растений. Взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза.
Выделяют существенные признаки дыхания. Объясняют роль дыхания в процессе обмена веществ. Объясняют роли кислорода в процессе дыхания. Раскрывают значение дыхания в жизни растений. Устанавливают взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза
Предметные: Научиться давать определения понятиям: дыхание, обмен веществ; характеризовать сущность процесса дыхания у растений; устанавливать взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза, проводить их сравнение; характеризовать обмен веществ как важный признак жизни
Метапредметные:
Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать и делать выводы, передавать содержание в сжатом (развернутом) виде, выделять обобщенный смысл и формальную структуру учебной задачи, составлять план параграфа, работать с натуральными объектами. Регулятивные: формулировать цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения; планировать свою деятельность и прогнозировать ее результаты; предвидеть конечные результаты работы, выбирать средства достижения цели.
Коммуникативные: строить речевые высказывания в устной форме, аргументировать свою точку зрения
Личностные:
Формирование научного мировоззрения; знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий умение выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе
18
Испарение воды растениями. Листопад
Испарение воды растениями, его значение. Листопад, его значение. Осенняя окраска листьев
Определяют значение испарения воды и листопада в жизни растений.
Предметные: Научиться давать определения понятиям: испарение, характеризовать сущность процесса испарения у растений; устанавливать значение испарения воды и роли листопада в жизни растения.
Метапредметные:
Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать и делать выводы, передавать содержание в сжатом (развернутом) виде, выделять обобщенный смысл и формальную структуру учебной задачи, составлять план параграфа, работать с натуральными объектами. Регулятивные: формулировать цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения; планировать свою деятельность и прогнозировать ее результаты;, предвидеть конечные результаты работы, выбирать средства достижения цели.
Коммуникативные: строить речевые высказывания в устной форме, аргументировать свою точку зрения
Личностные:
Формирование научного мировоззрения; знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий умение выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе
19
Передвижение воды и питательных веществ в растении.
Лабораторная работа № 13.
Передвижение веществ по побегу растения.
Передвижение веществ в растении. Транспорт веществ как составная часть обмена веществ. Проводящая функция стебля. Передвижение воды, минеральных и органических веществ в растении.
Запасание органических веществ в органах растений, их использование на процессы жизнедеятельности. Защита растений от повреждений.
Объясняют роль транспорта веществ в процессе обмена веществ. Объясняют механизм осуществления проводящей функции стебля. Объясняют особенности передвижения воды, минеральных и органических веществ в растениях. Проводят биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности организмов и объясняют их результаты. Приводят доказательства (аргументация) необходимости защиты растений от повреждений
Предметные:
объяснять роль транспорта веществ в процессе обмена веществ, объяснять механизм осуществления проводящей функции стебля, особенности передвижения воды, минеральных и органических веществ в растениях, проводить биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности организмов и объяснять их результаты, приводить доказательства (аргументация) необходимости защиты растений от повреждений.
Метапредметные:
Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать и делать выводы, составлять план параграфа, работать с натуральными объектами.
Регулятивные: формулировать цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения; планировать свою деятельность и прогнозировать ее результаты; осуществлять рефлексию своей деятельности.
Коммуникативные: строить речевые высказывания в устной форме, аргументировать свою точку зрения, использовать информационные ресурсы для подготовки сообщения
Личностные:
Формирование познавательного интереса к изучению природы; мотивирование учащихся на получение новых знаний; осознание возможности применения полученных знаний в практической деятельности
20
Прорастание семян
Лабораторная работа № 14.
Определение всхожести семян растений и их посев.
Роль семян в жизни растений. Условия, необходимые для прорастания семян. Посев семян. Рост и питание проростков.
Работают в группах. Объясняют роль семян в жизни растений. Выявляют условия, необходимые для прорастания семян. Обосновывают необходимость соблюдения сроков и правил проведения посевных работ.
Предметные:
Объяснять роль семян в жизни растений, выявлять условия, необходимые для прорастания семян, обосновывать необходимость соблюдения сроков и правил проведения посевных работ.
Метапредметные:
Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать и делать выводы, составлять план параграфа, работать с натуральными объектами.
Регулятивные: формулировать цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения; планировать свою деятельность и прогнозировать ее результаты; осуществлять рефлексию своей деятельности.
Коммуникативные: строить речевые высказывания в устной форме, адекватно использовать речевые средства для аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию, использовать информационные ресурсы для подготовки сообщения
Личностные:
Формирование познавательного интереса к изучению природы; мотивирование учащихся на получение новых знаний; осознание возможности применения полученных знаний в практической деятельности
21
Экскурсия «Зимние явления в жизни растений».
Взаимосвязь организма со средой, влияние факторов среды на рост и развитие растений.
Работают в группах, проводят наблюдения; выявляют черты приспособленности деревьев и кустарников к перенесению холода, находят отличия деревьев и кустарников друг от друга по расположению ветвей, форме кроны , и окраске коры, расположению почек
Предметные: научиться выявлять взаимосвязь организма со средой, влияние факторов среды на рост и развитие растений,
Метапредметные:
- познавательные: умение анализировать и обобщать, делать выводы.
- регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя
- коммуникативные: работают в группах. Подводят итоги экскурсии (отчет)
Личностные: Формируются любовь и бережное отношение к родной природе.
22
Способы размножения растений.
Размножение организмов, его роль в преемственности поколений. Способы размножения организмов: бесполое и половое размножение. Половые клетки. Оплодотворение. Значение полового размножения для потомства и эволюции органического мира
Определяют значение размножения в жизни организмов. Характеризуют особенности бесполого размножения. Объясняют значение бесполого размножения. Раскрывают особенности и преимущества полового размножения по сравнению с бесполым. Объясняют значение полового размножения для потомства и эволюции органического мира.
Предметные:
Научиться давать определения понятиям: бесполое размножение, вегетативное размножение, спора, половое размножение, оплодотворение, гамета, яйцеклетка,спермий, сперматозоид, зигота, характеризовать значение размножения живых организмов; называть и описывать способы бесполого размножения, приводить примеры; обосновывать биологическую сущность бесполого размножения; объяснять биологическую сущность полового размножения; называть основные особенности оплодотворения у цветковых растений
Метапредметные:
Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать и делать выводы, составлять план параграфа, работать с натуральными объектами.
Регулятивные: формулировать цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения; планировать свою деятельность и прогнозировать ее результаты; осуществлять рефлексию своей деятельности. Коммуникативные: строить речевые высказывания в устной форме, аргументировать свою точку зрения, использовать информационные ресурсы для подготовки сообщения
Личностные:
Формирование познавательного интереса к изучению природы; мотивирование учащихся на получение новых знаний; осознание возможности применения полученных знаний в практической деятельности.
23
Размножение споровых растений.
Размножение водорослей, мхов, папоротников. Половое и бесполое размножение у споровых. Чередование поколений.
Определяют понятия «заросток», «предросток», «зооспора», «спорангий». Объясняют роль условий среды для полового и бесполого размножения, а также значение чередования поколений у споровых растений.
Предметные: научиться давать определения понятиям: бесполое размножение, спора, спорангий, зооспора, заросток, предросток, характеризовать значение размножения живых организмов; называть и описывать способы бесполого размножения, приводить примеры; обосновывать биологическую сущность бесполого размножения
Метапредметные:
Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать и делать выводы, составлять план параграфа, работать с натуральными объектами.
Регулятивные: формулировать цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения; планировать свою деятельность и прогнозировать ее результаты; осуществлять рефлексию своей деятельности. Коммуникативные: строить речевые высказывания в устной форме, аргументировать свою точку зрения, использовать информационные ресурсы для подготовки сообщения
Личностные:
Формирование познавательного интереса к изучению природы; мотивирование учащихся на получение новых знаний; осознание возможности применения полученных знаний в практической деятельности
24
Размножение семенных растений.
Размножение голосеменных и покрытосеменных растений. Опыление. Способы опыления. Оплодотворение. Двойное оплодотворение. Образование плодов и семян
Определение понятий: «пыльца», «пыльцевая трубка», «пыльцевое зерно», «зародышевый мешок», «пыльцевход», «центральная клетка», «двойное оплодотворение», «опыление», «перекрестное опыление», «самоопыление», «искусственное опыление». Объясняют преимущества семенного размножения перед споровым. Сравнивают различные способы опыления и их роли. Объясняют значение оплодотворения и образования плодов и семян.
Предметные:
Научиться давать определения понятиям:, «пыльца», «пыльцевая трубка», «пыльцевое зерно», «зародышевый мешок», «пыльцевход», «центральная клетка», «опыление», «перекрестное опыление», «самоопыление», «искусственное опыление», объяснять преимущества семенного размножения перед споровым, сравнивать различные способы опыления и их роли; объяснять значение оплодотворения и образования плодов и семян. половое размножение, оплодотворение, гамета, яйцеклетка, спермий, сперматозоид, зигота, двойное оплодотворение; объяснять биологическую сущность полового размножения; называть основные особенности оплодотворения у цветковых растений; доказывать обоснованность определения двойное оплодотворение применительно к цветковым растениям;
Метапредметные:
Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать и делать выводы, составлять план параграфа, работать с натуральными объектами.
Регулятивные: формулировать цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения; планировать свою деятельность и прогнозировать ее результаты; осуществлять рефлексию своей деятельности. Коммуникативные: строить речевые высказывания в устной форме, аргументировать свою точку зрения, использовать информационные ресурсы для подготовки сообщения
Личностные:
Формирование познавательного интереса к изучению природы; мотивирование учащихся на получение новых знаний; осознание возможности применения полученных знаний в практической деятельности.
25
Вегетативное размножение покрытосеменных растений.
Лабораторная работа№ 15.
Вегетативное размножение комнатных растений.
Способы вегетативного размножения.
Определяют понятия «черенок», «отпрыск», «отводок», «прививка», «культура тканей», «привой», «подвой». Объясняют значение вегетативного размножения покрытосеменных растений и его использование человеком
Предметные:
Научиться давать определения понятиям: прививка, подвой, привой, черенок, глазок, культура тканей; называть характерные черты вегетативного размножения растений; сравнивать различные способы и приемы работы в процессе вегетативного размножения растений; соблюдать правила работы в кабинете биологии, обращения с лабораторным оборудованием
Метапредметные:
Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать и делать выводы, выделять обобщенный смысл и формальную структуру учебной задачи, выделять объекты и процессы с точки зрения целого и частей, составлять план параграфа, работать с натуральными объектами.
Регулятивные: формулировать цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения; планировать свою деятельность и прогнозировать ее результаты; владеть основами самоконтроля и самооценки, применять эти навыки при принятии решений и осуществлении осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. Коммуникативные: строить речевые высказывания в устной форме, аргументировать свою точку зрения
Личностные: Формирование познавательного интереса к изучению природы; умение выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях по отношению к живой природе; осознание возможности применять полученные знания в практической деятельности, при условии соблюдения определенных
Глава 3. Классификация растений. (6 часов)
26
Систематика растений.
Основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство. Знакомство с классификацией цветковых растений.
Определяют понятия «вид», «род», «семейство», «класс», «отдел», «царство».Выделяют признаки, характерные для двудольных и однодольных растений
Предметные: учащиеся имеют представление о классификации растений, знают основные систематические группы растений, умеют распознавать однодольные и двудольные растения.
Метапредметные:
Познавательные: сравнивать и делать выводы, составлять план параграфа, работать с натуральными объектами.
Регулятивные: формулировать цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения; планировать свою деятельность и прогнозировать ее результаты; осуществлять рефлексию своей деятельности.
Коммуникативные: строить речевые высказывания в устной форме, адекватно использовать речевые средства для аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию, использовать информационные ресурсы для подготовки сообщения
Личностные:
Формируется научное мировоззрение на основе установления сходства в строении и жизнедеятельности растений, указывающего на происхождение от одного предка.
27
Класс Двудольные растения. Семейства Крестоцветные и Розоцветные.
Признаки, характерные для растений семейства Крестоцветные и Розоцветные.
Признаки, характерные для растений семейства Крестоцветные и Розоцветные.
Предметные: научиться выделять признаки класса Двудольные; определять признаки деления классов Двудольные и Однодольные на семейства; описывать характерные черты семейств Крестоцветные и Розоцветные, приводить примеры охраняемых видов.
Метапредметные:
Познавательные: устанавливать прничинно-следственные связи, выделять обобщённый смысл и структуру учебной задачи, выделять объекты и процессы с точки зрения целого и частей, работать с натуральными объектами
Регулятивные: формулировать цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения; самостоятельно выдвигать варианты решения поставленных задач, предвидеть конечные результаты работы, выбирать средства достижения цели; осуществлять рефлексию своей деятельности.
Коммуникативные: строить речевые высказывания в устной форме; аргументировать свою точку зрения; использоватьинформационные ресурсы для подготовки сообщения.
Личностные: формировании е научного мировоззрения; воспитание любви и бережного отношения к природе; формирование элементов экологической культуры; эстетическое восприятие объектов природы
28
Семейства Пасленовые и Бобовые
Признаки, характерные для растений семейств Пасленовые и Бобовые.
Выделяют основные особенности растений семейств Пасленовые и Бобовые. Определяют растения по карточкам
Предметные: научиться выделять признаки класса Двудольные; определять признаки деления классов Двудольные и Однодольные на семейства; описывать характерные черты семейств Паслёновые и Бобовые, применять приёмы работы с определителем растений.
Метапредметные:
Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи, выделять обобщённый смысл и структуру учебной задачи, выделять объекты и процессы с точки зрения целого и частей, работать с натуральными объектами
Регулятивные: формулировать цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения; самостоятельно выдвигать варианты решения поставленных задач, предвидеть конечные результаты работы, выбирать средства достижения цели; осуществлять рефлексию своей деятельности.
Коммуникативные: строить речевые высказывания в устной форме; аргументировать свою точку зрения; использоватьинформационные ресурсы для подготовки сообщения.
Личностные: формировании е научного мировоззрения; воспитание любви и бережного отношения к природе; формирование элементов экологической культуры; эстетическое восприятие объектов природы
29
Семейство Сложноцветные.
Признаки, характерные для растений семейства Сложноцветные.
Выделяют основные особенности растений семейства Сложноцветные. Определяют растения по карточкам.
Предметные: научиться выделять признаки класса Двудольные;определять признаки деления классов Двудольные и Однодольные на семейства; описывать характерные черты семейства Сложноцветные ,применять приёмы работы с определителем растений.
Метапредметные:
Познавательные: устанавливать прничинно-следственные связи, выделять обобщённый смысл и структуру учебной задачи, выделять объекты и процессы с точки зрения целого и частей, работать с натуральными объектами
Регулятивные: формулировать цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения; самостоятельно выдвигать варианты решения поставленных задач, предвидеть конечные результаты работы, выбирать средства достижения цели; осуществлять рефлексию своей деятельности.
Коммуникативные: строить речевые высказывания в устной форме; аргументировать свою точку зрения; использоватьинформационные ресурсы для подготовки сообщения.
Личностные: формировании е научного мировоззрения; воспитание любви и бережного отношения к природе; формирование элементов экологической культуры; эстетическое восприятие объектов природы
30
Класс Однодольные. Семейства Злаковые и Лилейные.
Признаки, характерные для растений семейств Злаковые и Лилейные.
Выделяют основные особенности растений семейств Злаковые и Лилейные. Определяют растения по карточкам.
Предметные: научиться выделять признаки класса Однодольные ;определять признаки деления классов Двудольные и Однодольные на семейства; описывать характерные черты семейств Злаковые и Лилейные , приводить примеры охраняемых видов.
Метапредметные:
Познавательные: устанавливать прничинно-следственные связи, выделять обобщённый смысл и структуру учебной задачи, выделять объекты и процессы с точки зрения целого и частей, работать с натуральными объектами
Регулятивные: формулировать цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения; самостоятельно выдвигать варианты решения поставленных задач, предвидеть конечные результаты работы, выбирать средства достижения цели; осуществлять рефлексию своей деятельности.
Коммуникативные: строить речевые высказывания в устной форме; аргументировать свою точку зрения; использовать информационные ресурсы для подготовки сообщения.
Личностные: формировании е научного мировоззрения; воспитание любви и бережного отношения к природе; формирование элементов экологической культуры; эстетическое восприятие объектов природы
31
Важнейшие сельскохозяйственные растения.
Важнейшие сельскохозяйственные растения, агротехника их возделывания, использование человеком.
Готовят сообщения на основе изучения текста учебника, дополнительной литературы и материалов Интернета об истории введения в культуру и агротехнике важнейших культурных двудольных и однодольных растений, выращиваемых в местности проживания школьников.
Предметные: научиться называть родину наиболее распространённых культурных растений, причины их широкого использования человеком; характеризовать значение растений в жизни человека.
Метапредметные:
Познавательные:
Устанавливать причинно- следственные связи, составлять план параграфа, работать с натуральными объектами
Регулятивные: формулировать цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения; самостоятельно выдвигать варианты решения поставленных задач, предвидеть конечные результаты работы, выбирать средства достижения цели; осуществлять рефлексию своей деятельности.
Коммуникативные: строить речевые высказывания в устной форме; аргументировать свою точку зрения; использовать информационные ресурсы для подготовки сообщения.
Личностные: формировании е научного мировоззрения; воспитание любви и бережного отношения к природе; формирование элементов экологической культуры; эстетическое восприятие объектов природы
Глава 4. Природные сообщества (4 часа)
32
Растительные сообщества.
Типы растительных сообществ. Взаимосвязи в растительном сообществе. Сезонные изменения в растительном сообществе. Сожительство организмов в растительном сообществе
Участие в беседе, работа с учебником.
Анализируют информацию, делаю выводы.
Работают в парах.
Предметные: учащиеся знают, что такое растительные сообщества и умеют различать их типы.
Метапредметные:
- познавательные: характеризуют различные типы растительных сообществ. Устанавливают взаимосвязи в растительном сообществе
- регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя
- коммуникативные: принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий
Личностные: формирование личностных представлений о целостности природы
33
Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир. Охрана растений.
Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир. Роль заповедников и заказников. Рациональное природопользование
Определяют понятия. Анализируют информацию, делают выводы.
Работают в парах.
Предметные: определяют понятия «заповедник», «заказник», «рациональное природопользование».
Метапредметные:
- познавательные: умение работать с различными источниками информации.
- регулятивные: самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера
- коммуникативные: вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении
Личностные: формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования
34
Экскурсия «Природное сообщество и влияние на него деятельности человека».
Правила поведения в природе, разнообразие растений родного края: листопадные и вечнозелёные растения. Влияние деятельности человека на природу.
Работа в группах по изучению местных растений.
Предметные: учащиеся знают больше видов растений, произрастающих в местах их проживания , умеют видеть черты приспособленности растений к обитанию в сообществе.
Метапредметные:
- познавательные: умение анализировать и обобщать, делать выводы.
- регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя
- коммуникативные: работают в группах. Подводят итоги экскурсии (отчет)
Личностные: Формируются любовь и бережное отношение к родной природе.
35
Заключительный урок по курсу «Биология. 6 класс». Летние задания
Итоги изучения материала 6 класса. Летние задания.
Обсуждают отчет по экскурсии. Выбирают задание на лето.
Предметные: обобщение материала изученного в 6 классе.
Метапредметные:
- познавательные: умение анализировать и делать выводы
- регулятивные: самостоятельно исправлять ошибки
- коммуникативные: принимать позицию другого
Личностные: формируются любовь и бережное отношение к родной природе.
Итого 35
Темы проектов:
1. Факторы, влияющие на изменение окраски листьев деревьев и кустарников.
2. Фото определитель древесно-кустарниковых растений пришкольной территории.
3. Влияние табачного дыма на рост растений.
4. Влияние тепла, влаги и света на рост растений.
5. Многообразие плодов покрытосеменных растений родного края.
6. Папоротниковидные Курской области.
7. Изучение строения цветка растений семейства Сложноцветные и Розоцветные.
8. Растения рекордсмены.
9. Ядовитые растения Курской области.
15