Календарно-тематическое планирование по биологии 7 класс УМК Пасечника


Календарно- тематическое планирование по биологии в 7 классе
№ Тема урока Число
часов Тип урока Элементы содержания Требования к уровню подготовки учащихся Виды контроля Сроки
проведения
план факт
ВВЕДЕНИЕ (2 часа)
1.
История развития зоологии.
1 Изучения и первичного закрепления новых знаний Зоология - наука о животных. Признаки живых организмов, их проявление у животных. Методы изучения животных. Биологический эксперимент. Наблюдение, описание и измерение биологических объектов. Называть: предмет изучения зоологии; систематические категории.
Описывать методы изучения животных. Объяснять значение классификации животных. Характеризовать этапы развития зоологии. Фронтальный опрос
Задания со свободным ответом Вопрос 2,3,7 с.7
2.
Современная зоология, её роль в жизни людей
1 Обобщения и систематизации знаний. Черты сходства и различия животных и растений. Значение животных. Роль зоологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, практической деятельности людей. Основные систематические категории, их соподчиненность. Царство животных. Называть области применения зоологических знаний.
Отличать животных от растений.
Распознать их на рисунках. Фронтальный опрос
Задания со свободным ответом
Вопрос 1 с.7 Раздел 1. МНОГООБРАЗИЕ ЖИВОТНЫХ. Тема «ПРОСТЕЙШИЕ» (2 часа)
3. Общая характеристика простейших.
1 Изучения и первичного закрепления новых знаний Простейшие - одноклеточные организмы. Колониальные организмы. Образование цисты. Корненожки, строение и многообразие Определять принадлежность организмов к простейшим.
Характеризовать типы простейших. Рисунок и подписи к нему.
Вопрос 1 с.19 4. Жгутиконосцы, инфузории
1 Комбинированный Строение, органы движения, роль в природе и в жизни человека. Простейшие - возбудители заболеваний человека. Объяснять общность происхождения животных и растений. Объяснять значение простейших в природе и в практической деятельности
Пересказ, рисунок. Вопрос 3,4 с.19
Раздел 2. МНОГОКЛЕТОЧНЫЕ ОРГАНИЗМЫ. БЕСПОЗВОНОЧНЫЕ (19 часов)
5. 1 Изучения и первичного закрепления новых знаний Среда обитания. Особенности строения: специализация клеток, два клеточных слоя (наружный и внутренний), приспособления для защиты от врагов. Роль губок в природе и в жизни человека. Называть способы защиты от врагов.
Распознавать и описывать строение слоев тела губки.
Объяснять усложнение строения тела губок по сравнению с простейшими.
Характеризовать значение губок. Вопрос 2, 4 с.25 6. Тип Кишечнополостные. Общая характеристика. 1 Комбинированный Признаки типа: лучевая симметрия, наличие кишечной полости, стрекательные клетки, двухслойный мешок. Ткани и органы.
Распознавать и описывать строение кишечнополостных. Объяснять значение термина «кишечнополостные». Выделять сходства между губками и кишечнополостными. Фронтальный опрос.
Задания со свободным ответом Вопрос 1 с.31 7. Многообразие кишечнополостных.
1 Комбинированный Роль кишечнополстных в природе и в жизни человека. Называть значение кишечнополостных в природе и в жизни человека. Распознавать и описывать представителей кишечнополостных.
Доказывать принадлежность представителей к одному типу. Вопрос 1, 3 с.31
8. Тип Плоские черви. 1 Изучения и первичного закрепления новых знаний Признаки типа: трехслойные животные, наличие паренхимы, появление систем органов (пищеварительной, выделительной, половой, нервной). Системы органов, их взаимосвязь как основа целостности многоклеточного организма. Плоские черви - возбудители заболеваний человека и животных, профилактика заболеваний. Распознавать и описывать представителей типа Плоские черви.
Выявлять особенности строения, связанные с паразитизмом.
Сравнить строение кишечнополостных и плоских червей.
Объяснять роль плоских червей в природе и в жизни человека Фронтальный опрос.
Задания со свободным ответом 9. Тип Круглые черви.
1 Комбинированный Образ жизни. Особенности строения. Наличие полости. Значение круглых червей в природе и жизни человека. Возбудители заболеваний человека и животных, профилактика заболеваний. Распознавать и описывать животных, принадлежащих к типу Круглые черви. Меры профилактики заражения. Сравнивать круглых и плоских червей Вопрос 1, 2 с.36. 10. Тип Кольчатые черви
1 Комбинированный Л/р. 1 «Знакомство с кольчатыми червями» с.42
Особенности строения. Вторичная полость. Замкнутая кровеносная система. Значение полихет в природе. Перечислять внутренние органы различных систем. Объяснять значение полихет в природе. Распознавать и описывать представителей типа Кольчатые черви. Сравнить строение органов кольчатых и круглых червей. Вопрос 1 с.40. 11. Многообразие кольчатых червей. 1 Комбинированный Образ жизни и особенности строения. Значение в природе и жизни человека. Распознавать и описывать по рисункам принадлежность червей к различным типам, классам
Роль дождевого червя в почвообразовании. Фронтальный опрос.
Задания со свободным ответом 12. Тип кишечнополостные. Типы червей. Контроля и оценки знаний Контрольная работа №1. Тестирование (или письменная работа с заданиями, соответствующими требованиям к уровню подготовки). 13. Тип Моллюски.
1 Изучения и первичного закрепления новых знаний Лаб. работа №2 «Особенности строения и жизни моллюсков». Среда обитания и образ жизни, особенности строения (мантия, отделы тела). Строение раковины. Распознавать и описывать животных типа Моллюски.
Выделять особенности внешнего строения моллюсков,
Сравнивать строение моллюсков и кольчатых червей. Вопрос 3 с.48. 14. Многообразие моллюсков.
1 Комбинированный Многообразие и практическое значение и роль в природе моллюсков. Способы питания и передвижения. Определять принадлежность моллюсков к классам.
Объяснять значение в природе и в жизни человека.
Выявлять приспособления моллюсков к среде обитания.
Сравнивать по плану двустворчатых и брюхоногих моллюсков. Фронтальный опрос.
Задания со свободным ответом Вопрос 1 с.52. 15. Тип Иглокожие.
1 Комбинированный Особенности строения и жизнедеятельности. Роль иглокожих в природе и в жизни человека.
Узнавать по рисункам представителей иглокожих. Описывать значение иглокожих в природе. Объяснять приспособления иглокожих к среде обитания. Находить черты сходства иглокожих и кишечнополостных животных. Фронтальный и инд. Опрос.
16.
Тип Членистоногие. Класс Ракообразные. 1 Изучения и первичного закрепления новых знаний Л/р. 3 «Знакомство с многообразием ракообразных»
Внешний скелет, отделы тела, смешанная полость тела. Образ жизни и внешнее строение. Системы внутренних органов, органы чувств. Распознавать животных типа Членистоногие. Распознавать и описывать внешнее строение и многообразие членистоногих.
знать приспособления к с/о. Объяснять роль ракообразных в природе и в жизни человека. В. 1 с 62
Отчет по С.58. 17. Класс Паукообразные. Клещи.
1 Комбинированный Образ жизни и особенности строения: восьминогие, отсутствие усиков, органы дыхания наземного типа, отделы тела (головогрудь, брюшко). Систематика темы внутренних органов. Поведение и особенности жизнедеятельности. Клещи. Значение паукообразных. Распознавать и описывать представителей отрядов насекомых.
Доказывать принадлежность паукообразных к типу Членистоногие.
Характеризовать по плану представителей класса Паукообразные. Выявлять приспособления пауков к наземной среде обитания. Фронтальный и инд. Опрос.
Задания со свободным ответом Вопрос 2, 4 с.62 18. Класс Насекомые. Общая характеристика и значение.
1 Комбинированный Лаб. работа №4 «Изучение представителей отрядов насекомых». Образ жизни и особенности внешнего строения насекомых: три отдела тела, три пары ног, крылья у большинства, органы дыхания наземного типа. Типы ротового аппарата: грызущее - лижущий, колюще-сосущий, фильтрующий, сосущий. Приводить примеры насекомых с различным типом ротового аппарата.
Выявлять приспособления насекомых к среде обитания, образу жизни.
Объяснять связь типа ротового аппарата с характером употребляемой пищи. Фронтальный и инд. Опрос.
Отчет по с.65 19. Отряды насекомых. Тараканы, прямокрылые, уховертки, поденки. 1 Комбинированный Признаки отряда Прямокрылые.
Представители. Роль в природе и жизни человека.
Распознавать и описывать представителей отрядов насекомых
Определять принадлежность к отряду, классу, типу.
Объяснять название «прямокрылые». Характеризовать роль в природе и жизни человека. Вопрос 1-3 с.70 20. Стрекозы, вши, жуки, клопы.
1 Комбинированный Признаки отрядов Жуки, Клопы. Представители. Роль в природе и жизни человека. Редкие и охраняемые виды насекомых. Меры по охране.
Распознавать и описывать представителей отрядов.
Приводить примеры редких и охраняемых видов насекомых и описывать меры по их охране.
Объяснять название «жесткокрылые». Характеризовать роль в природе и жизни человека.
Определять принадлежность к отряду, классу, типу. Задание со свободным ответом по выбору учителя.
Вопрос 3с.77 21. Бабочки, равнокрылые, двукрылые, блохи.
1 Комбинированный
Признаки отрядов Представители. Тутовый шелкопряд -домашнее животное. Роль в природе и жизни человека. Редкие и охраняемые виды насекомых. Меры по охране. Насекомые -вредители растений и переносчики заболеваний человека. Работа с учебником и таблицами.
Распознавать и описывать представителей отрядов. Приводить примеры редких и охраняемых видов насекомых и описывать меры по их охране. Определять принадлежность к отряду, классу, типу. Объяснять роль в природе и жизни человека. Меры борьбы с насекомыми - вредителями растений и переносчиками заболеваний человека. Задание со свободным ответом по выбору учителя. 22. Перепончатокрылые насекомые. 1 Комбинированный Признаки отряда, представители
Медоносная пчела - домашнее животное. Роль в природе и жизни человека. Определять принадлежность к отряду, классу, типу. Объяснять роль в природе и жизни человека. Объяснять, почему пчел и муравьев называют общественными насекомыми. Фронтальный и инд. Опрос.
Вопрос 1,6 с.91 23. Тип Членистоногие Урок контроля и оценки знаний Контрольная работа № 2 (тестирование или письменная работа с заданиями, соответствующими требованиям к уровню подготовки).
Раздел 3. МНОГОКЛЕТОЧНЫЕ ОРГАНИЗМЫ. ХОРДОВЫЕ (19 часов)
24. Общая характеристика хордовых. Подтип Бесчерепные.
1 Изучения и первичного закрепления новых знаний Признаки хордовых: внутренний скелет, нервная трубка, пищеварительная трубка, двусторонняя симметрия тела, вторичная полость. Местообитание и внешнее строение. Системы внутренних органов. Роль в природе и жизни человека. Работа с учебником и таблицами.
Распознавать животных типа Хордовые. Выделять особенности строения ланцетника для жизни воде.
Объяснять роль в природе и жизни человека. Доказывать усложнение в строении ланцетника по сравнению с кольчатыми червями. Фронтальный и инд. опрос
Вопрос 1,2 с.96 25. Классы рыб. Костные рыбы.
1 Изучения и первичного закрепления новых знаний Общие признаки подтипа Черепные: наличие позвоночника и разделение нервной трубки на головной и спинной мозг, развитие черепа, формирование парных конечностей.
Л/р. 5 «Наблюдение за внешним строением и передвижением рыб». Работа с учебником и таблицами.
Называть органы чувств, обеспечивающие ориентацию в воде. Распознавать и описывать внешнее строение и особенности пере-
движения рыб. Выделять особенности строения рыб. Фронтальный и инд. опрос
Вопросы с. 102 26. Хрящевые рыбы.
1 Комбинированный
Хрящевые рыбы: акулы и скаты. Черты примитивного строения. Приспособления к местам обитания. Роль в природе и значение для человека. Распознавать и описывать представителей хрящевых рыб.
Доказывать родство хрящевых рыб с ланцетниками.
Выявлять приспособленность
хрящевых рыб к местам обитания.
Объяснять значение хрящевых рыб в природе и жизни человека. Вопрос 2,3 с.106.
27. Многообразие
костных рыб.
1 Систематизации и обобщения
Многообразие костистых рыб. Отряды: Осетровые, Карпообразные и Окунеобразные. двоякодышащие и кистеперые, приспособления к у /о. Распознавать и описывать представителей костных рыб.
Приводить примеры видов рыб. обитающих в РТ, характеризовать по плану отряды костных рыб, значение двоякодышащие и кистеперых для понимания эволюции Фронтальный и инд. опрос
28. Класс земноводные
1 Изучения и первичного закрепления новых знаний Места обитания и образ жизни. Признаки класса. Внешнее строение. Приспособления к образу жизни. Многообразие. Отряды: Хвостатые и Бесхвостые. Значение земноводных в природе и в жизни человека. Охрана земноводных. Определять принадлежность к типу, классу и распознавать представителей класса.
Описывать внешнее строение.
Выделять особенности строения в связи со средой обитания.
Объяснять: роль в природе и жизни человека; происхождение земноводных. Сравнивать внешнее строение земноводных и рыб. Вопрос 3 с.121.
Вопрос 1 с.121. 29. Тип Хордовые. Класс Рыбы. Класс Земноводные. 1 Урок контроля и оценки знаний Контрольная работа №3. Тестирование (или письменная работа с заданиями, соответствующими требованиям к уровню подготовки).
30. Класс Пресмыкающихся, или Рептилии. 1 Изучения и первичного закрепления новых знаний Особенности внешнего строения. Приспособления к жизни в наземно-воздушной среде: покровы тела, наличие век, отсутствие желез. Происхождение пресмыкающихся. Определять принадлежность к типу, классу и распознавать наиболее распространенных представителей класса. Выделять особенности строения.
Доказывать: что пресмыкающиеся более высокоорганизованные животные по сравнению с земноводными происхождение пресмыкающихся от земноводных. Вопрос 1 с.133. 31. Отряды пресмыкающихся.
1 Комбинированный Многообразие. Отряды: Черепахи и Чешуйчатые. Роль в природе и жизни человека. Значение пресмыкающихся в природе и в жизни человека. Охрана пресмыкающихся. Работа с учебником и таблицами.
Распознавать и описывать представителей класса Пресмыкающиеся. Определять принадлежность рептилий к определенным отрядам. Объяснять роль в природе и жизни человека. Фронтальный и инд. опрос
32. Класс Птицы.
1 Изучения и первичного закрепления новых знаний Л/р 6 «Изучение внешнего строения птиц».
Общая характеристика класса. Среда обитания птиц. Особенности внешнего строения птиц. Приспособленность к полету. Работа с учебником и таблицами.
Распознавать и описывать внешнее строение птиц. Выявлять приспособления внешнего строения птиц к полету. Доказывать, что птицы более совершенные животные по сравнению с рептилиями. Объяснять происхождение птиц от пресмыкающихся. С.136 Вопрос 3 с. 156.
Вопрос 1 с.138. 33. Отряды птиц. Страусообразные, нандуобразные, гусеобразные. 1 Комбинированный Признаки отрядов Страусообразные и Гусеобразные. Значение в природе и в жизни человека. Меры по охране птиц. Распознавать и описывать представителей отрядов птиц, обитающих вТатрстане.
Определять принадлежность птиц к определенным отрядам.
Объяснять: роль в природе и жизни человека; необходимость защиты .Фронтальный и инд. опрос
34. Дневные хищники. Совы. Куриные. 1 Комбинированный Признаки отрядов, значение в природе и жизни человека.
Меры по охране птиц. Определить принадлежность птиц к определенным отрядам.
Объяснять: роль в природе и жизни человека; необходимость защиты. Фронтальный и инд. опрос 35. Отряды воробьинообразные, голенастые. 1 Комбинированный Признаки отряда воробьинообразные. Значение в природе и в жизни человека. Меры по охране птиц.
Распознавать и описывать наиболее распространенных представителей класса птиц. Определять принадлежность птиц к определенным отрядам. Наблюдать в природе за представителями воробьинообразных. Объяснять роль в природе и жизни человека. Фронтальный и инд. опрос 36. Класс Млекопитающие, или Звери.
1 Изучения и первичного закрепления новых знаний Лаб. работа № 7 «Изучение внешнего строения млекопитающих». Признаки класса. Среды жизни и места обитания. Особенности внешнего строения. Строение кожи. Шерстяной покров. Железы млекопитающих. Первозвери. Распознавать и описывать внешнее строение млекопитающих.
Выявлять приспособления внешнего строения млекопитающих к среде обитания. Работа с учебником Фронтальный и инд. опрос
с.229 37. Отряды: Насекомоядные, Рукокрылые, Грызуны, Зайцеобразные.
1 Комбинированный Признаки отряда. Значение в природе и в жизни человека. Меры по охране млекопитающих. Определять принадлежность млекопитающих к определенным отрядам. Объяснять роль в природе и жизни человека; меры охраны. Выявлять приспособления внешнего строения. Работа с учебником Фронтальный и инд. опрос 38. Отряд Хищные.
1 Комбинированный Признаки отряда. Значение в природе и в жизни человека. Меры по охране млекопитающих.
Определять принадлежность млекопитающих к определенным отрядам. Работа с учебником
Объяснять: роль в природе и жизни человека; меры по охране. Фронтальный и инд. опрос 39. Отряды: Китообразные, Ластоногие.
1 Комбинированный Признаки отряда. Значение в природе и в жизни человека. Меры по охране млекопитающих. Определять принадлежность млекопитающих к определенным отрядам. Выявлять приспособления внешнего строения. Фронтальный и инд. опрос 40. Отряды Парнокопытные, Непарнокопытные
1 Комбинированный Признаки отряда. Значение в природе и в жизни человека. Меры по охране млекопитающих.
Определять принадлежность млекопитающих к определенным отрядам. Объяснять роль в природе и жизни человека. Распознавать и описывать представителей класса Млекопитающие. Вопрос 3.с.183 41. Отряды млекопитающих: Приматы.
1 Комбинированный Признаки отряда. Сходство с человеком, родственные связи. Определять принадлежность млекопитающих к отряду.
Описывать представителей класса Млекопитающие. Объяснять родство человека с млекопитающими. Фронтальный и инд. опрос
42. Тип хордовые. Класс млекопитающие 1 Контроля и оценки знаний Контрольная работа № 4. (Тестирование по теме или письменная работа с заданиями, соответствующими требованиям к уровню подготовки).
ТЕМА 4. ЭВОЛЮЦИЯ СТРОЕНИЯ И ФУНКЦИЙ ОРГАНОВ И ИХ СИСТЕМ (14 часов)
43. Покровы тела.
1 Изучения и первичного закрепления новых знаний Л/р. 8 «Изучение особенностей различных покровов тела».
Разнообразие покровов тела у животных. Функции. Приспособления к условиям жизни. Строение кожи млекопитающих. Называть функции покровов тела.
Распознавать и описывать на таблицах и рисунках строение кожи млекопитающих.
Выявлять приспособления покровов тела к среде обитания. Отчет по с.192 44. Опорно-двигательная система.
1 Комбинированный Функции. Приспособления к условиям жизни. Типы скелетов: внешний, внутренний. Строение скелетов позвоночных животных.
Распознавать и описывать на рисунках органы опорно-двигательной системы.
Называть функции ОДС, типы скелетов. Выявлять усложнения в строении скелета млекопитающих. Сравнивать скелеты позвоночных. Проверка тетрадей с сам. работой 45. Способы передвижения. Полости тела. 1 Комбинированный Л/р. 9 «Наблюдение за способами передвижения животных» Передвижение животных. Полости тела: первичная, вторичная, смешанная. Приводить примеры животных, имеющих разные полости тела. Давать определения терминам. Распознавать и описывать способы передвижения. Выявлять приспособления организмов к передвижению. Отчет по с.202
Индив. и
фронтальный опрос, беседа
46. Органы дыхания и газообмена 1 Комбинированный Дыхание. Пути поступления кислорода. Приспособления к условиям жизни. Называть пути поступления кислорода в организм животных.
Распознавать и описывать на таблицах и рисунках органы дыхания. Выявлять приспособления организмов к среде обитания. Сравнивать строение органов дыхания. Фронтальный и инд. опрос
47. Органы пищеварения. Обмен веществ и превращение энергии.
1 Комбинированный Питание. Обмен веществ и превращение энергии. Органы пищеварения. Приспособления к условиям жизни. Строение пищеварительной системы млекопитающих.
Называть функции органов пищеварения. Работа с учебником
Распознавать и описывать на рисунках органы пищеварения.
Сравнивать строение органов пищеварения и процессы питания. Задание со свободным ответом по выбору учителя. 48. Кровеносная система. Кровь.
1 Комбинированный Транспортировка веществ. Кровь и её функции.
Приспособления к условиям обитания Работа с учебником. Называть функции кровеносной. Распознавать и описывать на рис. органы к/с, сравнивать органы к/с, объяснять связь строения и их функций. Объяснять взаимосвязь строения органов пищеварения и их функций. Индив. и
фронтальный опрос, беседа
49. Органы выделения.
1 Комбинированный
Органы выделения. Приспособления к условиям жизни и выполняемые функции. Строение органов выделения млекопитающих. Называть функции органов выделения. Распознавать и описывать на таблицах и рисунках органы выделения. Выявлять приспособления в строении органов к среде обитания. Индив. и
фронтальный опрос, беседа
50. Нервная система. Рефлекс. Инстинкт.
1 Комбинированный Л/р. 10 «Изучение органов чувств животных»
Поведение животных: рефлексы, инстинкты, элементы рассудочной деятельности. Приспособления к условиям жизни. Строение нервной системы млекопитающих. Называть функции нервной системы. Распознавать и описывать на рисунках органы нервной системы и поведение животных. Давать определение терминам. Сравнивать строение органов нервной системы. Объяснять взаимосвязь между строением и функцией органов нервной системы. Работа с учебником Индив. и
фронтальный опрос, беседа
с.234 51. Органы чувств. Регуляция деятельности организма
1 Комбинированный Органы чувств. Приспособления к условиям жизни. Механизм регуляции. Распознавать и описывать на таблицах и рисунках органы чувств. Выявлять приспособления организмов к среде обитания. Сравнивать строение органов чувств. Индив. и
фронтальный опрос, беседа
52. Продление рода. Органы размножения.
1 Изучения и первичного закрепления новых знаний.
Размножение. Бесполое и половое размножение у животных. Органы размножения. Раздельнополые животные. Гермафродиты. Называть функции органов размножения. Распознавать и описывать на таблицах и рисунках органы размножения. Приводить примеры животных с различным типом размножения. Индив. и
фронтальный опрос, беседа
53. Способы размножения животных. Оплодотворение.
1 Комбинированный Способы бесполого размножения: деление, почкование. Способы полового размножения: оплодотворение (внешнее, внутреннее). Приводить примеры:
животных с различными видами бесполого размножения; животных с внешним и внутренним оплодотворением. Выявлять приспособления процесса размножения к среде обитания. Индив. и
фронтальный опрос, беседа
Вопрос 2,3 с.242. п46 54. Развитие животных с превращением и без превращения. Комбинированный Типы развития. Стадии развития с превращением. Стадии развития без превращения Приводить примеры животных с развитием с метаморфозом и без метаморфоза. Сравнивать развитие с метаморфозом и без метаморфоза.
Работа с учебником Индив. и фронтальный опрос, беседа Вопрос 1,3 с.246. п 47 55. Периодизация и продолжительность жизни животных. 1 Комбинированный Эмбриональный период. Формирование и рост организма. Половая зрелость и смерть.
Работа с учебником.
Называть периоды в жизни животных. Характеризовать возрастные периоды животных Индив. и фронтальный опрос, беседа
Вопрос 2.с 248 ТЕМА 5. РАЗВИТИЕ И ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗМЕЩЕНИЯ ЖИВОТНЫХ НА ЗЕМЛЕ (4 часа)
56. Доказательства эволюции животных.
1 Обобщения и систематизации знаний.
Понятие об эволюции. Доказательства эволюции.
Давать определение термину эволюции.
Приводить доказательства эволюции животного мира.
Работа с учебником Индив. и
фронтальный опрос, беседа п49
57. Учение об эволюции органического мира 1 Комбинированный Ч.Дарвин – основоположник учения об эволюции. Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Движущие силы и результаты эволюции. Усложнение животных в процессе эволюции. Работа с учебником.
Называть факторы эволюции. Приводить примеры действия факторов эволюции. Задание со свободным ответом по выбору учителя.п 49
58. Усложнение строения животных. Многообразие видов
1 Обобщения и систематизации знаний. Основные этапы развития животного мира на Земле: появление многоклеточности, систем органов. Происхождение и эволюция хордовых. Выход позвоночных на сушу. Роль изменений условий среды в эволюции животных Называть основные этапы развития животного мира на Земле. Выделять приспособления в строении и функциях у многоклеточных в отличие от одноклеточных организмов Задание со свободным ответом по выбору учителя.
П 50
59. Ареалы обитания. Миграции. Закономерности размещения животных. 1 Комбинированный Закономерности размещения животных.
Миграции животных и их роль. Называть причины миграций. Приводить примеры мигрирующих животных. Объяснять условия существования для жизнедеятельности животных. Вопрос 6 на с.266.Вопрос 5 с.266 п 52 ТЕМА 6. Биоценозы. Животный мир и хозяйственная деятельность человека 4 ч.
60. Естественные и искусственные биоценозы. Факторы среды и их влияние на биоценозы.
1
Урок изучения и первичного закрепления знаний Биоценоз. Примеры биоценозов: естественные и искусственные. Экология как наука. Популяция
Основные среды жизни: водная, почвенная, наземно-воздушная. Условия в различных средах. Среда – источник веществ, энергии и информации. Влияние экологических факторов на организмы. Приспособления организмов к различным экологическим факторам. Давать определение понятию биоценоз. Приводить примеры биоценозов, называть популяции
Распознавать и описывать компоненты биоценоза.
Называть основные среды жизни. Описывать условия среды обитания. Приводить примеры положительного и отрицательного влияния человека на природу. Объяснять влияние экол. факторов на животных, их приспособления к среде Задание со свободным ответом по выбору учителя. п. 53
беседа
Вопрос 3 с.274.п. 54
61.
Цепи питания. Поток энергии. Взаимосвязь компонентов биоценоза. 1 Комбинированный Цепь питания. Примеры цепей питания. Роль производителей, потребителей и разрушителей органических веществ в экосистемах и круговороте веществ в природе.
Взаимосвязь компонентов в биоценозе. Пищевые связи. Типы взаимодействия популяций разных видов (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм). Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы, результат эволюции. Л/р. 11 «Составление пищевой цепи», с.276
Давать определение понятию цепь питания. Приводить примеры цепей питания.
Приводить примеры взаимосвязей компонентов биоценоза.
Работа с учебником Отчет по лаб работе
Индив. и
фронтальный опрос, беседа
Вопрос 2 с.282. п 55, 56 17, 20
мая 62. Антропогенное воздействие на природу.
1 Урок изучения и первичного закрепления знаний Положительное и отрицательное воздействие. Домашние животные. Приемы выращивания и размножения домашних животных. Промыслы, примеры промысловых животных. Приводить примеры воздействия, Описывать полож. и отриц. воздействие человека на животных. Распознавать и описывать домашних животных Проверка самостоятельной работы 57, 58 63 Законы России об охране животного мира. Система мониторинга. 1 Комбинированный Охрана животных. Охраняемые территории. Красная книга. Рациональное природопользование. Соблюдение правил поведения в окружающей среде, бережного отношения к биологическим объектам. Приводить примеры редких и охраняемых животных.
Объяснять меры по охране животных. Фронтальный и инд. Опрос 59, 60
64 «Царство Животные» 1 Контроль знаний Итоговая контрольная работа в форме тестирования Повторение (6 ч)
65. Эволюция строения и функций органов и систем животных. 1 Обобщения и систематизации.
Признаки приспособленности животных к среде обитания и образу жизни, выработанные в процессе эволюции. Поведение животных (рефлексы, инстинкты, элементы рассудочного поведения) Выявлять признаки приспособленности животных к среде обитания и образу жизни.
Индив. и
фронтальный опрос, беседа

66. Опорно-двигательная система. Полости тела. Органы дыхания, пищеварения, 1 Обобщения и систематизации Типы скелетов: внешний, внутренний. Строение скелетов позвоночных животных. Дыхание. Пути поступления кислорода. Органы пищеварения. Приспособления к условиям жизни. Строение пищеварительной системы млекопитающих. Транспортировка веществ. Выявлять усложнения в строении скелета млекопитающих. Сравнивать скелеты позвоночных.
Называть функции дыхательной, пищеварительной систем. 67. Органы выделения, кровообращения. Кровь. 1 Кровь и её функции. Строение органов выделения, нервной системы млекопитающих Называть функции кровеносной, выделительной, нервной, систем. Распознавать и описывать на рис. органы, сравнивать органы, объяснять связь строения и их функций 68. Органы размножения, продления рода. 2 Обобщения и систематизации. Бесполое и половое размножение у животных. Органы размножения.
Называть функции половой системы. Распознавать и описывать на рис. органы. Индив. и
фронтальный опрос, беседа
69-70. Многообразие животных.
1 Комбинированный Экскурсия №1.«Многообразие животных» Признаки разных систематических групп животных Последствия деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы. Выделять основные признаки животных разных систематических групп.