Обобщение опыта работы по теме Современный урок как основная форма реализации требований ФГОС


Я думаю, что многие из присутствующих сталкивались с проблемой: даже имея хороший набор теоретических знаний, часто возникают трудности в их применении на практике.
Еще Гете писал: «Думать легко, действовать трудно, а превратить мысль в действие – самая трудная вещь на свете».
Мы привыкли к традиционному уроку, где все части изолированы друг от друга и решают свои частные задачи. Первый структурный элемент как всегда и везде это постановка цели урока, причем учитель намечает конкретные цели как результат того, что будет сформировано, какие задачи будут решены, чем так сказать сердце успокоится в конце урока. Во – первых конкретные цели должны отразиться в содержании урока, во – вторых быть мотивированными, то есть ребенок должен абсолютно четко понимать зачем делать все то, что будет происходить на уроке, в третьих цели должны помочь выстроить этапность в их предъявлении и, наконец, они должны быть проверяемыми. Постановка цели урока как первого элемента современного урока может проходить как прямое указание на то чем мы будем сегодня заниматься, но лучше когда постановка цели носит проблемный характер, т.е. учитель задает вопросы, на которые ребята не могут ответить или дает задание, с которым они не могут справиться и тогда возникает естественный вопрос, что нужно сделать для того, чтобы мы ответили на этот вопрос, решили задание и т.д.
Приёмы активного целеполагания — организация начала урока и подготовка к активному усвоению нового учебного материала:
1) приём «Задом наперёд»
Ученикам предлагается выполнить вариант итоговой проверочной работы по новой теме «Нахождение процентов от данного числа», 6 класс.
Учитель. Если мы так много знаем по этой теме, может быть, нам следует сразу написать контрольную работу? Давайте попробуем выполнить задания самостоятельной работы по данной теме: а) выразить 50% дробью,
б) выразить ½ в процентах,
в) найти 2% от 300,
г) увеличить 40 на 10%,
д) решить задачу: « В школе 400 учащихся, 58% из них мальчики.
Сколько девочек в школе?»
Учитель. Отметьте, какие задания вызывают у вас затруднения. Какие задания вы готовы решить прямо сейчас?
– Зачем же нам изучать данную тему? Давайте попробуем вместе сформулировать цели её изучения.
– А как достигнуть той цели, которую мы с вами сейчас сформулировали?
– Что же нам для этого необходимо знать и уметь?
2) приём «Знаю» – «Повторить» – «Хочу узнать»
Учитель. Что встретится нам на пути изучения признаков делимости в 6 классе?
Таблица «Знаю» – «Повторить» – «Хочу узнать» поможет нам разобраться и выстроить каждому из вас свой маршрут.
У каждого из вас есть рабочий лист с различными заданиями и таблица. Я предлагаю по порядку выполнять их, проверяя правильность выполнения по ключу.
Если задание у вас не вызывает трудностей и вы не допустили ошибок при его выполнении, то его следует поместить в колонку «Знаю».
Если что-то вам знакомо, но вызывает трудности (например, забыли, сделали ошибки), то необходимо заполнить колонку «Повторить». В этом случае вы можете обратиться ко мне за консультацией.
Если вы впервые сталкиваетесь с таким заданием, то заполните колонку «Хочу узнать».
Примеры заданий:
1.Даны числа: 12, 15, 20, 25, 30, 32, 40, 45, 65. Запишите, какие из этих чисел:
а) кратны 2?
б) кратны 5?
в) кратны 10?
г) кратны и 5, и 10?
д) кратны и 2, и 5?
е) кратны и 2, и 10?
2. Могут ли два одинаковых набора фломастеров стоить 72 рубля 13 копеек?
3. Могут ли 5 одинаковых тетрадей стоить 17,3 рубля?
4. Какую последнюю цифру имеет произведение всех нечётных чисел от 1 до 99?
5.Чётным или нечётным будут сумма и произведение:
а) двух последовательных натуральных чисел?
б) трёх последовательных нечётных чисел?
6. Ученик купил несколько одинаковых тетрадей по 5 рублей и подал в кассу 100 рублей. Могла ли его сдача составлять 23 рубля?
7. Для поздравления юбиляров купили 45 красных роз, жёлтых в 3 раза больше, а белых на 15 меньше, чем красных. Можно ли из этих цветов составить 5 одинаковых букетов?
8. Запишите цифры, которые можно вставить вместо * , чтобы полученное число делилось на 3: а) 537*; б) 1*23; в) 61*.
9. Даны числа 1134, 3965, 7200, 1724. Выберите те из них, которые делятся :а) на 3; б) на 9; в) на 6.
10. Используя признак делимости на 11, установите, делится ли число 4217532 на 11.
11. К числу 23 слева и справа приписали по цифре и получили четырёхзначное число, кратное 45. Что это за число?
Знаю Повторить Хочу узнать
3) приём «Выбор цели по маршруту»

Постановка цели осуществляется учащимися на основе маршрутной карты изучения темы.
Учитель. Перед вами маршрут изучения новой темы «Сложение и вычитание положительных чисел» (математика 6 класс):
1. Противоположные числа.
2. Модуль числа.
3. Сравнение чисел.
4. Сложение положительных и отрицательных чисел.
5. Вычитание положительных и отрицательных чисел.
Прочитайте его, обратите внимание на темы уроков, а также на то, что потребуется для успешного освоения этого материала, и на те знания и умения, которые вы приобретёте, изучив эту тему.
– Сформулируйте собственную цель: что вы узнаете нового, чему научитесь и что вам необходимо повторить, чтобы освоить новое содержание и новые способы деятельности.
Следовательно характер постановки цели определяет, в значительной степени, возникновение мотива. Мотив это психологическая основа успешности учения. Все знают, что мотив это побуждение к деятельности, к поступку, к действию. Нас интересует учебно-познавательный мотив, который направит ребенка если не на самостоятельное обучение, то хотя бы на участие в этой деятельности.
Возможные приёмы мотивации к изучению тематики урока:
1) Предмет «Геометрия», тема «Конус», 11 класс.
Учитель. Предлагаю сегодняшний урок начать со старинной восточной легенды, описанной А.С. Пушкиным в трагедии «Скупой рыцарь».
Читал я где-то,
Что царь однажды воинам своим
Велел снести земли по горсти в кучу,
И гордый холм возвысился,
И царь мог с высоты с весельем озирать
И дол, покрытый белыми шатрами,
И море, где бежали корабли.
Представим себе иллюстрацию к этой легенде. Чему бы вы отвели центральное место в своём рисунке? Верите ли вы в реальность этой легенды? Как вы думаете, что необходимо оценить, чтобы подтвердить или опровергнуть реальность легенды?
Ученики. Реально ли образовать холм такой высоты, чтобы царь мог видеть такое пространство – «и море, где бежали корабли, и дол, покрытый белыми шатрами»; сколько земли потребуется для холма такой высоты?
Учитель. Сегодня у нас урок геометрии, поэтому проверить реальность этой легенды предлагаю методами геометрии. Центральное место вашего рисунка занимает холм. С каким из изученных нами геометрических тел он у вас ассоциируется?( С конусом)
Закончите предложение: «Чтобы проверить реальность легенды, нужно...»
Варианты ответов учеников:
– найти способ измерения размеров холма (элементов конуса – радиуса основания, образующую и высоту);
– рассчитать возможный объём холма;
– вывести формулу объёма конуса;
– понять, как меняется панорама наблюдения на вершине холма.
Учитель записывает на доске варианты ответов учащихся, и таким образом формулируются тема и цель урока: вывод формулы объёма конуса, установление связи между элементами конуса, в процессе решения задач, примеры связей темы урока с жизненной практикой.
2) Предмет «Математика», тема «Проценты», 5 класс. (Пример ситуативного задания.)
Учитель. Школа, где учился Петя, получила путёвки для поездки лучших учащихся в лагерь «Зеркальный». Необходимо было выбрать самых достойных учеников школы. Среди учащихся пятых классов отличников оказалось десять человек, а поехать в «Зеркальный» могли только два ученика школы. Тогда было принято решение наградить путёвками тех школьников, которые в рейтинге имеют самый высокий балл в учебных и внеучебных достижениях. Учащимся предложили определить средний балл успеваемости по предметам и средний балл по итогам различных предметных олимпиад. При выполнении этого задания они допустили ошибки, и поэтому возникли трудности в определении претендентов на поездку...
(Школьники предлагали разные версии, но дискуссия показала, что им пока не хватает определённых знаний и умений, чтобы убедительно представить свою позицию.)
3) Предмет «Математика», тема «Длина окружности», 6 класс.( Введение мотивационной задачи. Ситуация поиска.)Учитель. Цирковая арена имеет форму круга, диаметр которого равен 12 м. Вдоль арены есть дорожка, которую надо покрыть ковром. Какой длины ковёр надо подготовить, если длину дорожки считать по внутреннему краю (по внешнему краю) цирковой арены?
Закончите предложение: «Чтобы решить эту задачу надо ...»
Варианты ответов учеников:
– найти способ измерения длины дуги окружности;
– найти закономерности между диаметром окружности и её длиной;
– знать формулу для нахождения длины окружности.
(Школьники предлагали разные версии, но дискуссия показала, что им пока не хватает определённых знаний и умений, чтобы справиться с решением задачи.)
На основе мотива монтируется следующий элемент урока – это оживление имеющегося у детей опыта, эту часть урока условно можно назвать проблемной. Почему это важно, потому что на голом месте учебно-познавательная деятельность не развивается, если у ребенка не оживлен опыт или отсутствует, то организация поисковой, исследовательской деятельности бесполезна. Учитель обязательно выстраивает небольшую часть урока, которая строится на предъявлении заданий на восприятие уже имеющегося у них опыта: вспомним, выдвинем предположение, зададим друг другу вопросы, каково наше мнение, выскажем это мнение, установим, что мы знаем, что нам нужно сделать, чтобы мы решили следующий этап. Это подготавливает детей к следующему этапу – это постановка проблемных вопросов или задач для освоения нового материала. В традиционном обучении мы привыкли к тому, что первым и главным методом в обучении является образец. И тут четко выстраивается цепочка образец – его копирование – упражнение в применении – воспроизведение. В этом случае у детей работает два психических процесса восприятие и память, т.е. дети должны хорошо запомнить образец и научиться применять. В этом случае не формируется логическое мышление, моделирующая деятельность, творчество мышления. Поэтому в свете новых стандартов необходимо, чтобы образец ушел с первого, главного места в обучении. Это не означает, что мы вообще не будем пользоваться образцом, это зависит от этапа обучения и от уровня обученности детей, от особенностей учебного материала. Проблема это противоречие между знаемым и искомым. Первичное обсуждение любой проблемы заканчивается тем, что дети выдвигают некие предположения: должно быть так, результатом будет это, нужно делать, таким образом, а затем идет поиск доказательств, чтение текста учебника, т.е. дети работают на другом интеллектуальном уровне – они должны не вспоминать, а анализировать, сравнивать, видеть ложное и истинное. Проблемные ситуации могут быть принципиально разными:
условие выбора;
проблемные ситуации-ловушки (когда заложена ошибка) – это очень важный вид проблемной ситуации, потому что у нас ученики, как правило, не умеют искать ошибки. Здесь развивается уровень форсированности контроля, самоконтроля, оценки и самооценки;
проблемные ситуации, которые требуют обязательной постановки гипотезы (может быть - не может быть, ложное – исинное);
проблемные ситуации, которые требуют развернутого алгоритма действия.
На этом этапе урока ученики не только получают новые знания, но и пробуют применить в разнообразной деятельности, потому что, ка известно, практическая деятельность – это основной момент, на котором должны фиксироваться планируемые результаты обучения. Мы подошли к очень важному элементу урока – это метапредметные универсальные действия, которые могут быть как отдельный структурный элемент, так и вмонтироваться в те структурные элементы, о которых мы уже с вами говорили. Коллеги, вы уже знаете, что такое УУД – это совокупность способов, приемов, которыми пользуется ученик для решения задачи, причем, универсальность означает независимость действия от самого содержания (если ребенок знает, что такое сравнивать т.е. выделять тождества, различия, похожести, то ему все равно, что сравнивать геометрические фигуры, выражения и т.д., потому что умение сравнивать поднялось над предметным и стало универсальным. Мы знаем, что в соответствии со стандартами мы должны развивать познавательные (некоторые называют их логические), коммуникативные и регулятивные учебные действия. В познавательных действиях прежде всего надо обратить внимание на:
смысловое чтение (умение найти в тексте, проанализировать, оценить, уметь использовать информацию, которая дана в том или ином тексте) учить этому нужно на любом уроке независимо от содержания;
умение анализировать;
сравнивать;
совершать классификацию (группировать по существенному признаку);
Очень важное место занимают рефлексивные учебные действия. Любое задание должно заканчиваться анализом их результата: соответствует ли результат, есть ли ошибки, какие были трудности и как ты оцениваешь свою работу.
1) Пример оценивания в процессе работы группы на уроке
Правила работы в группе
– распределите роли (капитан, хранитель времени, секретарь, другие);
– договоритесь о ходе выполнения задания;
– принимайте решения сообща;
– соблюдайте принципы сотрудничества: равноправие, взаимоуважение, взаимопомощь.
Оценочный лист «Работа в группе»
(Критерии оценивания по каждому: «1» – да, «0» – нет.)
№ Фамилия и имя участника группы Участвовал в рабочем обсуждении Участвовал в принятии рабочих решений Соблюдал принципы сотрудни-честваОценка группы
(0 – 3 балла)

2. Рефлексия деятельности (итог урока).
1) Примеры рефлексивных вопросов:
– За что я могу себя похвалить?
– Что я приобрёл после этого урока?
– Что меня удивило?
– Что мне не удалось? Почему?
2) Индивидуальная рефлексивная карта учащегося:
Отметьте «+» или «-» то выражение которое соответствует вашему состоянию «+» «-» Затрудняюсь
ответить
1. Своей работой на уроке в целом я доволен 2. Своей работой в группе я доволен 3. Для меня не было подходящего задания 4. Урок для меня показался коротким 5. За урок я устал 6. Моё настроение улучшилось 7. Материал урока мне был интересен 8. Материал урока мне был полезен 9. Сегодня на уроке мне было комфортно 3) Чтобы учащиеся подумали, удалось ли в процессе занятия выполнить поставленные цели, учитель просит закончить предложения: «Сегодня на уроке ...», «Мне запомнилось ...», «Хотелось бы отметить ...». Подводя итог сказанному детьми, учитель подчёркивает необходимость математических знаний в положительном преобразовании окружающего мира. Можно закончить урок строками из стихотворения:
Настоящий геометр тоже поэт,
Вечно жаждущий знать и предвидеть.
Кто сказал, что в науке поэзии нет?
Нужно только понять и увидеть.
М.В. Бромлей
Коммуникативные учебные действия. Наши дети не умеют беседовать. Вопрос учителя – ответ ученика, а остальные в это время думают, хорошо что не меня спросили. Беседа должна быть яркой, в которую включены все учащиеся, один отвечает, другой критикует, третий дополняет, четвертый внимательно слушает и пропускает это через себя. При организации диалога надо помнить три правила:
ребенок имеет право на ошибку (задача учителя не обвинить, а использовать для того, чтобы направить его на поиск ее причины)
ребенок имеет право на собственное мнение (не надо спешить учителю высказывать свое мнение, потому что авторитет учителя велик и ученики сразу идут за учителем)
создание успеха и интереса к коллективному общению
Если учитывать эти правила. То дети будут более разговорчивыми на уроке
Вы — блестящий учитель, у вас прекрасные ученики!
• Подари ребёнку радость творчества, осознание авторского голоса;
• Введи ученика от собственного опыта к общественному;
• Будь не «над», а «рядом»;
• Радуйся вопросу, но отвечать не спеши;
• Учи анализировать каждый этап работы;
• Критикуя, стимулируй ученика.