Урок по литературе на тему Осень в творчестве поэтов, писателей и художников Севера (5 класс)


Конспект внеклассного чтения для 5 класса
«Осень в произведениях поэтов, писателей и художников Севера».
Цели: Через художественное своеобразие произведений раскрыть красоту осенней природы; воспитывать чувство прекрасного, интерес к живописи; развивать способность внимательного отношения к авторскому слову.
Задачи:
Познавательные:
отрабатывать навыки выразительного чтения;
закрепить навыки определения средств выразительности текста;
формировать навыки построения сообщения.
Развивающие:
развивать языковое чутье, чувствовать красоту языка;
развивать умение работать в паре.
Воспитательные:
воспитывать умение внимательно слушать и слышать, уважать другое мнение, воспитывать уважение и терпимость к одноклассникам.
Оборудование: компьютер, мультимедиа
Ход урока:
Времена года — неизменная тема в творчестве многих русских поэтов. Осень занимает особое место в силу своей загадочности и тайны. И к нам в Ошевенск пришла осень.
(Просмотр видео «Ошевенск осенью»).
- А какой вы видите осень? Ответьте одним словом на вопрос «КАКАЯ?», пожалуйста, не повторяйтесь.
- Что отражают данные прилагательные?
С одной стороны — величие, великолепие природы, буйство красок. С другой — печаль, грусть .
Как часто мы браним осень, называем её скучной, тоскливой порой… Может быть, мы правы? Осенью короче становятся наши прогулки. Фасады домов делаются какими-то скучно однообразными, все на одно лицо. А иногда кажется, что неба вовсе нет – одна серая пелена. То ли дело «волшебница-зима» или лето … Весной хоть и грязно бывает, зато солнце такое весёлое. И неожиданно голые деревья вдруг становятся зелёными. Ну а осень? Что в ней хорошего? Попробуем совершить путешествие в осень, а помогут нам в этом поэты, писатели и художники Севера.
Описание осени позволяет поэтам выразить сокровенное, потаённое, то, что может быть, скрывалось даже от себя самого. Поражаешься живописным эпитетам, яркости и ясности образов, силе чувств, выраженных в стихах. Читая стихотворные строчки, живо представляешь эти чарующие картинки, чувствуешь осенние запахи и восхищаешься умением поэта воплотить на бумаге всё осеннее великолепие. 
- Послушайте литературную композицию из стихов поэтов Севера. Фото автора звучащих строк вы увидите на слайде.
1. Осень! Летит по дорогам                Осени стужа и стон!Каркает около стога                 Стая озябших ворон.Скользкой неровной тропою                 В зарослях пасмурных ивЛошадь идет с водопоя,                 Голову вниз опустив.Мелкий, дремотный, без меры,                 Словно из множества сит,Дождик знобящий и серый                  Все моросит, моросит... Жнивы, деревья и стены                 В мокрых сетях полутьмыСловно бы ждут перемены —                 Чистой, веселой зимы! (Н.Рубцов)
2. Слава тебе, поднебесныйРадостный краткий покой!Солнечный блеск твой чудесныйС нашей играет рекой,С рощей играет багряной,С россыпью ягод в сенях,Словно бы праздник нагрянулНа златогривых конях!Радуюсь громкому лаю,Листьям, корове, грачу,И ничего не желаю,И ничего не хочу!И никому не известноТо, что, с зимой говоря,В бездне таится небеснойВетер и грусть октября...
3. Перепутались краски…
Между жёлтых осин
Колыхается красное пламя рябин.
Среди ствольной берёзовой белизны
Зеленеют точёные иглы сосны.
Эй, художники-други, идите сюда!
Посмотрите, в сто радуг играет вода!
В омутах зелена,
На порогах светла,
А по заводям синего столько стекла!
Перепутались краски…
Ну кто виноват,
Что у осени русской добротный наряд,
Что малиновы зори во весь небосвод,
Что багряный закат и румяный восход?
Ах ты, чертушко, чудо,
Мой северный край…
Ты смотри да пошире
Глаза раскрывай! (Д.Ушаков)
4. Я в осени не чувствую печали…
Вот только разве клёны у ворот
Поводят зябко голыми плечами
Да всё глядят с опаской в небосвод.
И я жалею, что цветы завяли,
Уснуло окуньё среди осок,
Что отзвенели зори, отпылали,
Темны и холодны, как вишни сок.
Всё это так.
Всё зримо и понятно.
Крик журавлиный где-то далеко…
Мелькают листьев золотые пятна
И тают постепенно и легко.
Земля продрогла.
Стылыми ночами
Звенит ледок под ветром, как всегда…
Я в осени не чувствую печали,
Но замечаю, как бегут года. (Д.Ушаков)
5. Доволен я буквально всем!На животе лежу и емБруснику, спелую бруснику!Пугаю ящериц на пне,Потом валяюсь на спине,Внимая жалобному крикуБолотной птицы...Надо мнойМежду березой и соснойВ своей печали бесконечнойПлывут, как мысли, облака,Внизу волнуется река,Как чувство радости беспечной...Я так люблю осенний лес,Над ним — сияние небес,Что я хотел бы превратитьсяИли в багряный тихий лист,Иль в дождевой веселый свист,Но, превратившись, возродитьсяИ возвратиться в отчий дом,Чтобы однажды в доме томПеред дорогою большоюСказать: — Я был в лесу листом!Сказать: — Я был в лесу дождем!Поверьте мне: я чист душою... (Н.Рубцов «В осеннем лесу»)
6. Ветка к ветке клонится,Хмурый день во мгле.Ветровая конницаСкачет по земле.Разметала рыжиеГривы и хвосты.Колею разжижило -Мчит через кусты.Березняк приклонится,Ивняки дрожат.От лохматой конницыНекуда бежать.Мнет и прет, сердитая,Через лес густой.Под ее копытамиЖухнет травостой.Вытоптала краски,Размела окрест.И стоит неласковХмурый черный лес. (Н.Журавлев «Осенний ветер»)
7. Застудила осень, заветрила,Дерева раздела невзначай.Пролетели лебеди над миром,Прокричали трубное: «Прощай!» Помахали белыми крылами,Исчезая в пасмурной дали,Снег рассыпав редкий и печальный,Еле долетевший до земли.Я смотрел вослед красивым птицамИ желал им доброго пути,Зная, что ничто не повторится,В реку жизни дважды не войти,Что на свете ничего не новоДля души, для сердца и умаВ возрасте задумчивом Покрова -Там, где в нас вселяется зима. (В.Коротяев «В Покров день»)
8. Листья не хотели умирать,Ободряли шепотом друг друга:«Сиверко бы только переждать,А ужо подует ветер с юга...»Солнце, заблудившись в облаках,По неделе там запропадало.«Ничего, беда невелика,Ведь и раньше тоже так бывало...»Уступила зелень желтизне,Заалел чахоточный румянец.«Вот примчится буря, вместе с нейМы еще станцуем майский танец...»
И не знали листья, что покаНе сдавались непогоде ранней,Отлагалась где-то в черенкахГоречь неисполненных желаний.Накопился горечи комокВ черенке у каждого листочка,И, когда пришла гроза – не в срокТяжело сказалась та просрочка.Зря металась молния, и зряОбнимал деревья ветер смелый:Той последней ночью октябряПлакал он над рощей омертвелой. (О.Фокина)
9.Лес осенний пахнет пряно,
Первый снег и чист, и бел.
Посреди пустой поляны
Почерневший стог просел.
Волк оставил след свой чёткий,
Совершив ночной пробег.
Здесь косой плясал чечётку,
Принимая первый снег. (В.П.Цыганов «Первый снег»)
Природа – один из главных мотивов прозы Ф.А.Абрамова. Как истинный патриот, писатель отражает в рассказах неповторимую природу замечательного архангельского Севера, родные места Пинежья. Л.В.Крутикова-Абрамова во вступительной статье «Врачующее слово» пишет: «Фёдор Абрамов любил и воспринимал природу разносторонне: как человек, выросший в деревне, как писатель, как художник, как поэт. Природа предстаёт в его заметках как радостный праздник постоянно меняющейся красоты, как целительное, врачующее начало и как могучая первооснова бытия, как вечный источник искусства, творчества». Небольшой цикл «Наедине с природой» родился из заметок, сделанных Федором Абрамовым в записных книжках.
- Сейчас мы посмотрим фрагмент из фильма «Наедине с природой», созданного по рассказам Ф.А.Абрамова (часть 3 «Золотая осень»).
Задание: записать прилагательные, звучащие в тексте, которые обозначают цвет.
- Какие прилагательные вы записали?
«Желтые зонтики кленов висят в воздухе, красные флажки осинок» (Сентябрь);
«желтый березняк, густо расшитый красной рябиной» (Сентябрь);
«красные сосны,  прошитые лимонными березами» (Сентябрь);
«лимонные солнечные кустарники» (Сентябрь);
«бронзовая листва дуба» (Сентябрь);
 «малиново-розовые листья вяза» (Сентябрь);
«брусничным соком стала наливаться листва черемухи» (Сентябрь);
«тоненькая красная ниточка, подёрнутая сиреневой дымкой» (Закат);
«иссиня - морозные кочаны» (Сентябрь).
«заря была палевая» (Закат);
- А что значит палевый? (Индивидуальная работа со словарём)
- Палевый – бледно-жёлтый с розоватым оттенком, соломенного цвета, бледно-желтоватый, бело-желтоватый, и́зжелта-белый; желто-беле́соватый). Вот такое богатство оттенков в одном слове!
- Как называется этот прием?
Вывод: Ф.Абрамов использует разные оттенки желтого цвета (лимонный, солнечный, бронзовый, палевый) и разные оттенки красного  цвета (малиново-розовый, брусничный, сиреневый). И как напоминание о приближающейся зиме, выпадающий из общей палитры мазок – «иссиня морозный» цвет кочанов капусты.
- Мы продолжаем наш разговор о пейзажных зарисовках Ф.Абрамова. В выданных вам текстах определите средства выразительности, которые использует писатель. Работаете в парах. (Приложение 1)
- Проверяем. (Приложение 1)
Вывод: А значит, у Ф.Абрамова осень - «очей очарование»! (А.С. Пушкин).
На Архангельском Севере исстари творили талантливые художники. Они полны искреннего желания рассказать о своей земле, об отчем крае. Это мастера, в творчестве которых получило яркое отражение красота и величие северной земли.
Я предоставляю слово …, которые расскажут о двух художниках, чьё творчество посвящено архангельскому Северу.
(Индивидуальные сообщения о Васендине Ю.Д. и Ломкове Ю.А.)
- А теперь посмотрим, какой видят осень наши северные художники?
(Осень разнообразна. Это и золотая осень. Ясные дни, умытые белой пеной дальних облаков и ключевой прохладой лазурно-голубого неба. Она яркая, нарядная, светлая, лучистая, солнечная. Это прекрасное мгновенье сказочной красоты. Это и осень, вызывающая грусть. Мы видим обнажённые деревья, листья пёстрым ковром укрыли землю. Только кое-где на ветках ветер колышет оставшийся листок. Трава пожухла. Небо затянуто тяжёлыми тучами. Земля покрыта снегом, но на деревьях ещё видны жёлтые, оранжевые листочки и речка ещё не замёрзла.)
(Звучит стихотворение Владимира Туриянского)
В архангельских лесах осенняя пора, Желтеет лист берёз, краснеет гроздь рябины.И в солнечных лучах - волшебная игра,Как будто строчкой слёз прошитой паутина.Ещё нет пенья вьюг, но вот над головой,Не ведая границ и тяжести закона,Уже пошёл на юг изломанный конвойНеподконтрольных птиц под серым небосклономОни покинут край бревенчатых церквей,Где чёрные кресты прострелены дождями...Последнее "прощай" над сединой полей -До будущей весны, до новой встречи с нами.И мы за ними вслед. "Пора, мой друг, пора".Как говорил поэт, "покоя сердце просит"И горький дым вдохнуть последнего костра,И слушать, как поёт по перелескам осень.
Заключительное слово учителя.
Слово и краски нам помогают открывать красоту родного   края, призывают охранять всё живое, учат понимать язык природы. Мир     искусства - великое чудо. Но откроется оно, как и чудо, не сразу и далеко   не всякому, а только человеку умному и доброму, чуткому и   внимательному. Постарайтесь же стать такими!
Рефлексия. Выберите осенние листья в зависимости от настроения после увиденного и услышанного, красные – вы любите осень, жёлтые - не любите. Напишите на листочке, что значит осень для вас.
Приложение 1.
Ф.А.Абрамов «Наедине с природой»
Осеннее солнце.
 Утром солнце разгорается медленно, трудно – как костер из сырых дров.
Тишина.
 Теплый, солнечный день.
 Деревья, измученные дождями и ветрами, нежатся на солнце. Стрекочут, как летом кузнечики. Присвистывают птицы. Удивительная тишина.
Сентябрь.
Брусничным соком стала наливаться листва черемухи. Желтые зонтики кленоввисят в воздухе, красные флажки осинок. Малиново-розовые листья вяза.Бронзовая листва дуба.
Красные сосны, прошитые лимонными березами. Лимонные солнечные кустарники. Поле капустное. Иссиня - морозные кочаны.
Желтый березняк, густо расшитый красной рябиной.
Закат
 Сперва был огромный раскалённый шар, потом, по мере приближения к черте горизонта, шар сверху и снизу сплющился, будто по нему стали бить кувалдой, потом образовалась пирамидка с закруглённой верхушкой, потом шапка, плоский курганчик, краюшка и наконец тоненькая красная ниточка, подёрнутая сиреневой дымкой. Красной зари не было. Заря была палевая.
Ответы:
Эпитеты:
- «утром солнце разгорается медленно, трудно» (Осеннее солнце);
- «теплый, солнечный день»; «удивительная тишина» (Тишина);
- «лимонные солнечные кустарники» (Сентябрь);
- «иссиня - морозные кочаны»; - «бронзовая листва дуба»; «лимонными березами» (Сентябрь);
- «огромный раскалённый шар» (Закат).
Метафоры:
- «утром солнце разгорается медленно» (Осеннее солнце);
-«деревья, измученные дождями и ветрами, нежатся на солнце» (Тишина);
- «желтые зонтики кленов висят в воздухе, красные флажки осинок» (Сентябрь);
- «красные сосны, прошитые лимонными березами» (Сентябрь);
- «тоненькая красная ниточка, подёрнутая сиреневой дымкой» (Закат).
Сравнения:
- «утром солнце разгорается медленно, трудно – как костер из сырых дров» (Осеннее солнце);
- «брусничным соком стала наливаться листва черемухи» (Сентябрь);
- «шар сверху и снизу сплющился, будто по нему стали бить кувалдой» (Закат).
Приложение 2.
Васендин Юрий Дмитриевич родился в 1958 году в Архангельске. В 1975 году окончил Архангельскую художественную школу. После школы работал художником в Доме культуры поселка Маймакса. В армии тоже часто приходилось рисовать. Демобилизовавшись, устроился в автотранспортное предприятие, где работал его отец. Потом перешёл художником-оформителем на гидролизный завод. В экономически трудные 90-ые годы попал под сокращение. С тех пор трудится художником дома. Любит летом выходить на природу – писать этюды. Очень притягивает лес. «Порой даже на несколько дней выбираюсь в лесную избушку; там, когда остаюсь один на один с собой, легко приходит вдохновение. Будь возможность, я бы вообще в лесу жить остался: деревья, тишина, особая атмосфера», - делится своими мыслями Юрий Дмитриевич. Поэтому основная тематика полотен Васендина – лесные пейзажи. В 2002 году в музее православной культуры Новодвинска была открыта его выставка. С тех пор Юрий Дмитриевич стал очень востребованным художником. Его работы участвовали в многочисленных выставках родного Архангельска, не раз представляли Русский Север на экспозициях Москвы и Санкт-Петербурга, пополнили частные коллекции России, Финляндии, Швеции, Норвегии, Канады, Германии, Дании. Несмотря на устойчивую преданность лесным сюжетам, ему остаются интересны захолустные дворики "Старого Архангельска", поморские баркасы на Соломбалке и ветхие "двухэтажки" поселка Гидролизного завода.
Приложение 3.
Творческий путь художника Юрия Александровича Ломкова начался в 1971 году. Основная тема его произведений - Север России, Белое море, памятники архитектуры древнерусского зодчества и люди, живущие в этом удивительном крае. Виды природы вполне узнаваемы: это наш родной Север, сосны и болота, увядающие цвета осеннего леса, низкое тяжелое небо… Но в картинах Ломкова помимо пресловутой красоты северной природы наглядно и ясно выражена красота самой живописи. Среди его работ немало таких, где красота природы и красота живописи слились воедино.Ежегодно художник демонстрирует свои творческие работы на выставках различного уровня. Активная творческая позиция послужила основанием для принятия Ломкова Ю. А. в Союз художников России в 1991 году. Юрий Александрович уже многие годы работает в Детской художественной школе № 2 города Северодвинска. Многие из его воспитанников стали лауреатами и дипломантами международных и всероссийских выставок и конкурсов. В 2012 году получил благодарность министра культуры Российской Федерации за большой вклад в развитие культуры и многолетнюю плодотворную работу.
Приложение 4.
Оксов Алексей.

Патракеев Валерий.

Третьяков Андрей.

Фото с урока
Использованные источники.
Абрамов Ф.А. Трава-мурава. Были-небыли: Миниатюры. Чтобы красота не пропала. Рассказы. СПб.: МП РИЦ «Культ-информ-пресс», 1993. – 304 с.
Цыганов В.П. «Ты мне свои дарила силы, моя Полярная звезда»: Стихи. – Архангельск, 2002.
http://svistanet.com/http://www.arhcity.ru/?page=38/11http://bibliotechka.ucoz.com/http://writers.aonb.ru/