Урок географии 8 класс. Тема Деревянное зодчество русского севера
ГБСУВУ «Няндомская общеобразовательная школа закрытого типа»
Город Няндома Архангельская обл.
Учитель Надежда Павловна Алимгалиевапервая категория
Урок географии в 8 классе по теме: Деревянное зодчество Русского Севера
(урок-путешествие)
Цели и задачи урока:
Закрепить знания о закономерностях смены природных зон России
Уметь выделять особенности природы лесной зоны (взаимосвязь компонентов природы)
Сформировать представления о хозяйственном использовании компонентов лесной зоны и проблемах нарушения целостности природных комплексов
Показать красоту многообразие природы своей страны
Оборудование:
Физическая карта России, карты природных зон, картины и таблицы, гербарии, атласы, книги. Компьютер.
Тип урока: урок – путешествие.
Методы: проблемно-поисковый, репродуктивный, частично-поисковый, практический, исследовательский.
Ход урока
I.Организационный момент.II. Повторение изученного материала. Природные зоны России.
Фронтальный опрос
Мы изучили природные зоны России. И сегодня наша с вам цель показать связь между хозяйственной деятельностью человека и природой нашего региона. Значительной и самобытной частью древнерусской культуры человека проживающего в лесной зоне.
В каком климатическом поясе расположена природная зона арктических пустынь? (В арктическом поясе)
Почему в арктической пустыне разреженный почвенно-растительный покров, отсутствуют почвы? (80% поверхности занята покровными ледниками, мало солнечной радиации, а в полярную ночь она вообще отсутствует)
Как приспособились животные к суровым экстремальным условиям арктической пустыни? ( Животные – хищники, имеют толстый слой подкожного жира, густой белый мех, впадают в спячку. Птицы – сезонные)На какой высоте лежит снеговая линия в арктической пустыне? ( 0 метров)
Почему в тундре прохладное лето, несмотря на то, что в полярный день солнце круглые сутки над горизонтом, а тепла земля получает меньше, чем в зоне лесов? (Тепло расходуется на таяние снега и вечной мерзлоты)
Покажите на карте самую широкую природную зону России. В каком климатическом поясе находится эта зона? (Зона лесов, в умеренном климатическом поясе)
В каких климатических зонах находится Архангельская область? Покажите на карте. (арктическая, тундра, лесотундра, тайга)
Индивидуальная работа по карточкам (2чел)
III. Изучение нового материала.
«Привет тебе, приют свободы и покоя,Родного Севера неприхотливый лес!Ты полон свежести, и все в тебе живое,И сколько у тебя загадок и чудес!Ты испокон веков сдружился с человеком,Берет он для себя от «щедрости» твоейГрибы и ягоды по солнечным просекам,И пищу, и жилье, и мачты кораблей!»
Вс. Рождественский
45% земель в России занимают леса. В основном это – тайга (хвойные леса). Архангельская область – один из наиболее лесистых районов России. Леса области занимают площадь 29, 6 мнл.га. Запасы древесины в лесах оцениваются в 2, 4 млрд. м кубических.
Назовите основные дерево образующие породы лесной нашей зоны. (ель, сосна, осина, берёза, лиственница)
Различают хвойные леса: сосняки - 32%, ельники – 68%
Лиственные леса: Березняки – 94%, Осинники - 6%
На долю хвойных лесов приходится более 82, 6%
2. Роль леса в жизни человека чрезвычайно велика. Лес является источником сырья для многих отраслей хозяйства области. Ягоды и грибы – для пищевой промышленности, лекарственные травы – для здравоохранения. Но, пожалуй, основным для человека была древесина.
- «Человек это царь природы, ее хозяин – так еще недавно считали многие. «Человек – дитя природы», все чаще слышим мы в последнее время.
- Сегодня из путешествия вернулись две экспедиционные группы, которые исследовали деревни Архангельской области, их мы пригласили на нашу конференцию.
Деревянное зодчество - неотъемлемая часть культурного наследия нашего края, его культурного ландшафта. В единении с северными пейзажами творения мастеров деревянного зодчества создают образ Русского Севера.
Они постарались – выявить особенности природы лесной зоны,
установить взаимосвязь компонентов природы и деятельности человека.
Презентация «Северные избы» Щербаков Даниил (Приложение1)
Физ. Минутка.
Презентация «Часовни» Колесов Николай. (Приложение2)
Презентация «Утерянные реликвии» Стукалов Илья (Приложение3)
Основная задача - сохранить для потомков неповторимые творения народной архитектуры, показать жизнь и быт русской северной деревни прошлого.
Рефлексия.
Подведение итогов. (Приложение4)
Домашнее задание: §27 вопросы