Разработка урока по истории Казахстана на тему:Переселенческая политика России в Казахстане (10 класс)
Урок по истории Казахстана 10 класс
Тема: Переселенческая политика России в Казахстане.
Тип урока комбинированный урок
Образовательные ресурсы и оборудование учебник, таблицы, атласы, исторические документы.
Цель : Изучить процесс колонизации Казахстана, историю переселения уйгуров и дунган , выявить причины переселения, охарактеризовать условия жизни переселенцев.
Предметные результаты: Проанализировать изменения в жизни казахского общества, связанные с переселенческой политикой , определить характер и последствия этих изменений в Казахстане.
Системно- деятельностные результаты: развивать навыки работы с документами статическими данными, умения сопоставлять и анализировать исторические события и явления.
Личностные результаты: воспитывать понимание значения независимости для полноценного развития нации и государства, любовь к Родине.
Методы : объяснительно - иллюстративный, частично - поисковый, проблемный.
Форма и приемы: тест, моделирование ситуации, хронологический поиск, логические ряды, составление диаграммы, РАФТ-технология, поисковая работа в Интернете.
Термины и понятия: переселенческая политика, крестьянская колонизация, военно - казачья колонизация, государственная собственность на землю, «правительственные линии», «самовольцы», недоимки, переселенческий фонд, землеотводные работы, батраки, «вспомогательные мероприятия», жатачество, Таранчинское ханство, Жетышар, уйгуры, дунгане.
Даты:
1866 г. - Главное управление Западной Сибири разрешило самовольное переселение крестьян в Казахстан.
1868 г. – Г. Колпаковским разработаны «Временные правила о крестьянских переселениях в Семиречье»
1881г. – «Временные правила о переселении крестьян на свободные казенные земли»
1885г. – «Правила о поземельном устройстве оседлого населении»
1889 г.- Положение «О добровольном переселении сельских обывателей и мещан на казенные земли.»
1881г. – подписание Петербургского соглашения
1881-1884гг. – переселение уйгуров и дунган в Казахстан.
Планируемые образовательные результаты:
Ученики узнают:
- о хронологическом периоде переселении русских крестьян на территорию Казахстана, его масштабах и особенностях.
- о влиянии переселенческого процесса на развитие казахского общества.
- как проходило переселение в Казахстан уйгуров и дунган.
Ученики научатся:
- работать с диаграммами и статистическими данными
- моделировать исторические процессы и определять их последствия
- использовать историческое ранжирование событий.
Межпредметные связи: с географией.
ХОД УРОКА
I. Оргмомент.
II. Проверка домашнего задания.
Контрольный тест по теме. «Административные реформы вт. пол. XIX в. в Казахстане»
1. На сколько генерал – губернаторств были разделены казахские земли по реформе 1867 – 1868гг? А) одно В) два С) три Д) четыре.
2. Кто выступил с критикой проекта реформы 1867-1868гг?
А) М.С.Бабажанов В) Ш.Уалиханов, С) Ы.Алтынсарин Д) М.Каратаев.
3. В какие генерал- губернаторства вошел Казахстан по реформе 1867 –1868гг ?
А) Уральское, Сибирское, Семиреченское,
В) Сырдарьинское, Семипалатинское, Оренбургское,
С) Оренбургское, Западно – Сибирское, Туркестанское,
Д) Семиреченское, Среднеазиатское, Оренбургское.
4.Какие области вошли в Туркестанское генерал – губернаторство?
А) Семипалатинская, Семиреченская, В) Верненская, Уральская
С) Сырдарьинская, Семиреченская, Д) Ферганская , Семиреченская.
5. Какой генерал – губернатор имел право вести дипломатические переговоры с Ираном и Китаем?
А) Оренбургский В) Западно – Сибирский С) Степной Д) Туркестанский
6. Какие области вошли в Оренбургское генерал – губернаторство?
А) Уральская, Тургайская, В) Оренбургская, Актюбинская,
С) Тургайская, Акмолинская, Д) Акмолинская, Уральская.
7.В какую губернию вошли земли Бокеевского ханства?
А) Воронежскую В) Астраханскую С) Закаспийскую Д) Мангистаускую
8. Какие области вошли в Западно – Сибирское Генерал – губернаторство?
А) Уральская, Тургайская, В) Семиреченская, Семипалатинская,
С) Акмолинская, Семипалатинская Д) Акмолинская, Сырдарьинская.
9. Кто возглавил «Степную комиссию» по подготовке проекта реформы?
А) полковник Главного штаба Гейнс.
В) член Совета Министерства внутренних дел Гирс,
С) генерал – губернатор Крыжжановский
Д) военный министр Милютин
10. Кто назначался во главе областей согласно реформе 1867 – 1868гг?
А) военные губернаторы В) бии С) старшие султаны Д) старшины.
11. В каком регионе Казахстана полицейская и исполнительная власть была передана аксакалам?
А) в Семиреченской области В) в Сырдарьинской области
С) в Семипалатинской области Д) в Уральской области
12. Кто контролировал деятельность областного правления?
А) вице – губернатор В) старший султан С) военный губернатор Д)советник.
13. Областное правление по реформе 1867-1868гг. состояло из трех отделов:
А) судебный, распорядительный, военный,
В) хозяйственный, судебный, распорядительный
С) уголовный, военный, хозяйственный
Д) судебный, казачий, переселенческий
14. В каких областях военные губернаторы были наказными атаманами казачьих войск?
А) Уральской, тургайской В) Акмолинской, Семипалатинской
С) Семиреченской, Уральской Д) Семиреченской, Сырдарьинской
15. Низшее звено судебной системы по «Положению» 1891г. называлось:
А) «Народный суд» В) Суд биев и казиев С) Суд адата Д) Суд шариата
16. По «Положению» 1891г. размер кибиточной подати был увеличен до:
А) 5 рублей В) 7 рублей С) 4 рублей Д) 8 рублей
17. По реформам вся полнота власти в генерал - губернаторствах была сосредоточена в руках:
А) Министра внутренних дел России
В) генерал- губернатора
С) военных губернаторов
Д) Министерства иностранных дел России
18. Сколько кибиток входило в административный аул?
А) 100-200 кибиток В) 100-150 кибиток С) 50-100 кибиток Д) 150-300 кибиток
19. Какой характер носила система управления, созданная по реформам вт. Пол. XIX в.?
А) традиционный В) демократический С) военный Д) гражданский
20. Как назывался основной налог с кочевого населения по реформе 1867-1868гг.?
А) покибиточный В) ясак С) душевой Д) шыгын
III. Подготовка учащихся к изучению нового учебного материала
( актуализация знаний, умений).
Массовая переселенческая политика царизма обострила и без того трудно разрешимый аграрный вопрос в Казахстане. Она началась с принятия в 1861 г. "Манифеста об отмене крепостного права в России". Массовое переселение русских крестьян в Казахстан начинается после проведения в жизнь реформы 1867-1868гг., по которой вся земля объявлялась собственностью государства. Отнимая у казахов лучшие земли, создавался «переселенческий фонд», который расширялся по мере притока переселенцев из центральных губерний России, Украины и Белоруссии.
Исходя из изученного материала, определим цели этой переселенческой политики. В ходе обсуждения выясняем:
1. Ослабить остроту земельного вопроса в центральных районах России
2. Создать социальную опору царской власти в лице переселенцев
3. Постепенно переводить казахское население к оседлости, проводить русификацию и христианизацию казахов.
Моделирование ситуации. «Представим, что по реформе 1867-1868гг. земля оставалась в собственности казахских родов, и они бы имели право ею распоряжаться. В каком направлении в этом случае развивалась бы экономика края?».
Версии: 1. Переселение шло бы только на свободные земли.
2. Традиционное кочевое скотоводство развивалось активнее.
3. Казахские аулы включились бы во всероссийскую торговую систему и активно развивались .
4. Социальное положение казахского населения улучшалось.
Но, увы, ситуация развивалась в рамках колониальной зависимости казахского края от Российской империи. На уроке мы выясним, как на самом деле проходили эти процессы.
IV Изучение нового материала.
План урока
Начало и причины переселения крестьян
2. Поворот в государственной переселенческой политике в конце XIX века.
3. Переселение уйгуров и дунган.
Начало и причины переселения крестьян.
Переселение населения из разных районов России начинается с вхождения территорий Казахстана в Российскую империю.
Используя учебник составим из данных предложений логический ряд.
( здесь дано правильное построение) и найдем доказательства тезисам:
- создание военных линий и заселение крепостей казачьими войсками
- стихийное переселение русских крестьян по добровольному признаку или в ссылку
- самовольное массовое переселение после отмены крепостного права
- разработка «Временных правил о крестьянских переселениях в Семиречье».
Определяем основные причины переселения русских крестьян на земли Казахстана, изучая материал параграфа и располагаем их по значимости ( ранжированию).
решить земельную проблему, которая сложилась в центральных районах России после отмены крепостного права
сформировать в лице крестьян- переселенцев социальную опору Российской империи
3) развивать земледелие с целью перехода казахов к оседлости и увеличений производства зерна для Российской империи перевод казахов на оседлый, земледельческий образ
4) проводить политику русификации и христианизации местного
2. Изменение переселенческой политики России в конце XIX века.
Задание 1. Хронологический поиск. Расположите данные события в хронологическом порядке и укажите даты ( здесь дано в правильном порядке):
1866 г. - Главное управление Западной Сибири разрешило самовольное переселение крестьян в Казахстан.
1868 г. – Г. Колпаковским разработаны «Временные правила о крестьянских переселениях в Семиречье»
1881г. – «Временные правила о переселении крестьян на свободные казенные земли»
1885г. – «Правила о поземельном устройстве оседлого населении»
1889 г.- Положение «О добровольном переселении сельских обывателей и мещан на казенные земли.»
Составьте краткую историческую справку о содержании этих документов.
Сделайте выводы о расширении масштабов колонизации казахских земель.
Задание 2. На основании статистических данных документа создайте графическое изображение информации в виде диаграммы.
Переселение русских крестьян в Акмолинскую область
Годы переселения
Число переселенческих поселков
Число жителей
1896
132
99 399
1897
134
113 249
1898
138
122 311
1899
150
134 424
1900
200
160 090
Проанализируйте и сделайте выводы:
Например: Переселение идет в восточные районы, где есть вода и плодородная земля
Количество переселенцев резко увеличилось в 1900г., что, скорее всего, было связано с принятием Положения 1899г.
За 5 лет число переселенцев увеличилось почти на 50%.
Задание. Сравните условия переселения русских крестьян с момента принятия «Временных правил..» 1868г. до принятия Положения « О добровольном переселении» 1889г. и на основе анализа следующих документов, сделайте выводы об изменении условий наделения землей переселенцев.
Документы
Условия наделение землей
«Временные правила о крестьянских переселениях в Семиречье»
«Временные правила о переселении крестьян на свободные казенные земли»
«Правила о поземельном устройстве оседлого населении»
Положение «О добровольном переселении сельских обывателей и мещан на казенные земли.»
3.Переселение уйгуров и дунган в Казахстан.
Творческая работа с использованием. RAFT-технологии. По трем группам.
- Р (роль. От имени кого будет представлено сообщение? )
- А (аудитория. Для кого? )
- Ф (форма. В какой форме будет преподнесен материал сообщения? )
- T (тема. О чем будет рассказано в сообщении?).
Вариант.
1. Роль – представитель уйгурского или дунганского народа
2.Аудитория – соседям казахам
3.Форма – рассказ от первого лица
4. О переселении в Казахстан в 1881г.
Вариант 2.
Роль – казахские крестьяне
Своим сородичам из других областей
Письмо
О появлении на их землях новых переселенцев – уйгуров и дунган.
Вариант. 3.
Роль – военный губернатор Семиреченской области
Аудитория – Министерство внутренних дел
Отчет.
О расселении уйгуров и дунган, правилах наделения землей и налогах.
Представление работы.
Актуализация вопроса: поисковая работа с помощью Интернета определить современное положение уйгуров и дунган в Казахстане по алгоритму:
- Численность населения, районы проживания, основные занятия, известные представители уйгурского и дунганского народа.
Вариант 2 ( в слабо подготовленных классах). Найти с помощью учебника окончание следующих определений:
1.Этническая родина дунган.
2.В Восточном Туркестане произошло восстание уйгуров и дунган в ..
3.Восстание уйгуров произошло в Кашгаре в .
4.Российские войска во главе с генералом Г. Колпаковским вошли в Илийский край в
5.В 1881 году был подписан Петербургский договор, по которому территория Илийского края возвращалась
6.Книга Сайрами “Двенадцать мyкамов” вышла в
7.Переселение уйгуров и дунган в Семиречье началось в ..
8.Главные занятия уйгуров и дунган – это..
9.Сколько уйгуров дунган переселилось в Семиречье с 1881 г. до 1884 г.:
10.Назовите основные районы расселения уйгуров и дунган..
V. Закрепление изученного материала.
Используя карты « Социально – экономическое развитие Казахстана в конце XIX века» найдите ответы на вопросы:
- Укажите районы интенсивного переселения русских крестьян.
- Укажите изменения в хозяйственной деятельности казахского населения.
VI.Рефлексия
Приём "Телеграмма" Кратко написать самое важное, что уяснил на уроке с пожеланиями соседу по парте и обменяться.
VII. Домашнее задание.
Вопросы для самоконтроля в конце параграфа.
Задание по параграфам:
- дайте определения понятиям.
- определите краткосрочные и долгосрочные задачи переселенческой политики царизма.
- изучите иллюстрации, приведенные в учебнике, и расскажите о дифференциации казахского общества.
- Подготовьте эссе (200-250 слов) на тему «Влияние массового переселения крестьян на экономику на экономику Казахстана».
- Выписать из параграфа фактов статистического характера и проанализировать их.
Заголовок 215