Разработка урока по истории на тему Переселенческая политика царизма в Казахстане в 19 веке


История Казахстана, 10 класс
Тема урока: Переселенческая политика царизма в Казахстане в 19 веке.
Цель урока: развитие Казахстана в составе Российской империи.
Задачи урока: совместно рассмотреть, как происходил процесс переселения российских крестьян в Казахстан; выявить причины, последствия переселенческой политики в Казахстане; попытаться дать объективную характеристику этому историческому событию;
-развивать навыки самостоятельной работы, создавать условия для творческой работы учащихся,
-прививать интерес к предмету, толерантность, любовь к Родине, уважительное отношение к мнению других.
Тип урока: Комбинированный
Применяемая технология: критическое мышление.
Наглядность: информационные листы, карточки, листы самооценки, тесты.
Ход урока:
1.Психологическая установка на урок.
Урок начинается со слов учителя: «Улыбнемся друг другу, ребята. Сядьте удобно, закройте глаза, положите головы на парты». Под тихую мелодичную музыку дети тихо повторяют за учителем:
- Я в школе на уроке,
-Сейчас я начну учиться.
- Я радуюсь этому.
-Внимание мое растет.
-Я как разведчик, все замечу.
- Память моя крепка.
- Голова мыслит ясно.
- Я хочу учиться.
- Я очень хочу учиться.
-Я готов к работе.
2. Постановка цели и задач урока.
Сегодня на уроке мы с вами выясним, что такое переселенческая политика , причины ее проведения, а также последствия проводимой политики для Казахстана, выявим положительные и отрицательные стороны переселенческой политики, т.е. попытаемся дать объективную характеристику этому историческому событию.
3. Опрос домашнего задания. Мозговой штурм.
Фронтальный опрос. (+ и -) по пройденным темам.
В начале 19в. большинство территорий Младшего и Среднего жузов вошло в состав России или находилось под сферой ее влияния, но часть казахских земель оставалась зависимой от:
Хивинское и Кокандское ханства совершали набеги на земли казахов в начале 19в., опираясь на:
Самый разорительный набег Хивинского хана Мухаммед Рахима состоялся:
В результате самого разорительного набега Хивинского ханства в феврале 1820г разорено:
Войско хивинского хана Мухаммеда Рахима, с которым он совершил самый разорительный поход на казахские земли в феврале 1820г, составляло:
Народное восстание под руководством Тентек-торе против Кокандского ханства состоялось в:
Характер восстания под руководством Тентек-торе:
Восстание под руководством Тентек-торе охватило окрестности городов:
Количество повстанцев армии Тентек-торе:
Данная крепость являлась базовым лагерем повстанцев, участников восстания под руководством Тентек-торе:
Султан Суйик Абылайулы заявил о желании подвластных ему родов принять российское подданство:
Количество племени жалаиров под руководством султана Суйик Абылайулы приняло подданство России в 1817г:
Цели кокандских и хивинских феодалов в отношении населения юга Казахстана в 30-40-е годы 19в.:
Гарант усиления влияния России на юге Казахстана в начале 19в.:
Военные крепости на юге Казахстана- Актау, Алатау, Капал в 20-30-е гг 19в. служили:
Строительство крепости Капал ускорило обращение в подданство России казахов, кочующих в междуречье:
Русский отряд под предводительством генерала Карбышева взял Кокандскую крепость Таушубек:
Опорный пункт кокандцев, возведенный в низовьях реки Каскелен:
В 1853 г русские войска взяли крепость:
Возведено укрепление Верное:
Укрепление Верное было возведено:
В данном районе укрепления Верное построена водяная мельница:
Данное событие послужило превращению укрепления Верное в главное поселение Семиреченского края:
Открытие в Верном данного предприятия положило начало созданию местной промышленности:
400семей из Сибири переселились в станицу Большая Алматинка в:
Имя сибирского казака, заложившего основы развития пчеловодства в Заилийском крае:
Укрепление Верное воздвигнуто на месте:
Киргизский род бугы принял подданство России в:
Из данных областей Центральной России в Верный прибыли переселенцы в 1856г:
Через Верный распространялось экономическое и политическое влияние России на Казахстан в район: Данный материал первоначально использовался при построении укрепления Верное:

4.Объяснение нового материала.
А) деление класса на группы.
1 гр.-Историки
2 гр.-Правительство
3 гр.-Переселенцы
4гр.-Местное население
5 гр.-Эксперты
В)пояснение этапов работы каждой группе ( задания на индивидуальной карточке; при их выполнении используются учебники, а также информационные листы, которые раздаются группам)
Задания для групп.
1 гр. Историки.
1.Когда началось переселение крестьян в Казахстан? Как происходило оно в дальнейшем?
2.Расскажите о переселении в Семиречье дунган и уйгуров.
3.Занятия переселенцев.
2 гр. Правительство.
С какой целью вы переселяли военные казачьи части в Казахстан?
Какие цели вы ставили перед собой, переселяя в Казахстан другие народы?
А почему именно Казахстан стал местом переселения крестьян?
3 гр. Переселенцы.
Как получилось, что вы (дунгане и уйгуры) оказались в Казахстане?
Вы получили то, что вам обещало царское правительство?
Как складывались ваши отношения с местными жителями?
4 гр. Местное население.
Что принесла вам переселенческая политика?
Как складывались отношения с уйгурами и дунганами?
Ваши действия по поводу происходящего?
5 гр. Эксперты.
1.Попытайтесь дать объективную оценку переселенческой политике, проводимой царской администрацией: положительное и отрицательное.
2. Внимательно слушайте выступления групп, затем оцените их выступление по следующим критериям:
критерии историки правительство переселенцы Местное население
Изложение исторических фактов Изложение материала согласно своей роли Умение участвовать в дискуссии С)работа в группах( 7-10 минут).
Д)Ролевая дискуссия. ( Проверка работы в группах).
Е)Эксперты подводят итоги. По критериям выставляют оценки группам.
Ж) Оценивание внутри группы. В листах самооценки( внутри группы) оценивается работа каждого участника той или иной группы.
Лист самооценки в группах
Ф.И. уч. Участие во время подготовки ответов на вопросы Правильность суждений Участие в защите Участие в дискуссии
5.Обобщение. Рефлексия.
Итак, тема нашего урока…
Сегодня на уроке мы с вами УЗНАЛИ…
НАУЧИЛИСЬ
СМОГЛИ
ОСТАЛОСЬ НЕПОНЯТЫМ…
Сделаем вывод: Исторические судьбы переселенцев переплелись с судьбой казахского народа, в основе их отношений лежала дружба.
Составьте к слову ДРУЖБА синквейн.
6. Творческая работа. Применение приема синквейн.
Прошу прочитать ваши синквейны.
Пример синквейна.
1.ДРУЖБА
2.Нерушимая, крепкая
3. Связывает, обогащает, учит
4.Дружба-это сила
5. Единство.
Благодарю всех за хорошую работу.
7. Закрепление.
Тестирование по пройденной теме
Вопросы.
В каком году был принят «Манифест об отмене крепостного права в России»:
А) 1879 В) 1860 В)1880 Д) 1881 Е) 1861
2. По чьей инициативе в 1868г. были разработаны «Временные правила о крестьянских переселениях в Семиречье»:
А) Колпаковского В) Эссен С) Сперанского Д) Столыпина Е) Рукина.
3. По «Правилам», каждому переселенцу (мужчине) передавалось десятин земли:
А) 20 В) 25 С) 30 Д) 35 Е) 40
4. За период с 1893 по 1896г. в Актюбинский уезд переселилось человек:
А) 2500 В) 2400 С) 2300 Д) 2200 Е) 2100
5. В состав какого государства входили дунгане:
А) Китай В) Джунгария С) Монголия Д) Бухара Е) Коканд
6. В 1864г. произощло событие:
А) сражение В) восстание С) война Д) революция Е) битва
7.Кого называли «таранчи»:
А) китайцев В) узбеков С) уйгуров Д) дунган Е) калмыков
8. Сколько волостей было создано из переселенцев дунган и уйгуров:
А) 4 В)5 С) 6 Д) 7 Е) 8.
9. Основной район переселения дунган и уйгуров на территории Казахстана:
А) Тургай В) Семиречье С) Уральск Д) Кустанай Е) Мангышлак
10. Дунгане, начиная с 1888г. , сажали рис на правом берегу реки:
А) Иртыш В) Или С) Чу Д) Каратал Е) Яик.
8. Итоги.
9.Домашнее задание. Параграф 33.
Мини-сочинение «Дружба народов не просто слова…»
10. Психологический тренинг ( ученики берутся за руки и произносят вслух)
Какие мы молодцы!
Какой я молодец!