Патриотическое воспитание обучающихся в социуме села


Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
Средняя общеобразовательная школа с Новофёдоровское
МР Стерлитамакский район Республики Башкортостан






Семинар классных руководителей по теме
«Патриотическое воспитание обучающихся в социуме села»









Подготовила Алимбаева Ф.Р.,
зам. директора по воспитательной работе






2015год
План.
Доклад «Патриотическое воспитание обучающихся в социуме села». Заместитель директора по воспитательной работе Алимбаева Ф.Р.
Выступление «Работа по патриотическому воспитанию молодёжи сельского поселения Ашкадарский сельский совет». Специалист СП по работе с молодёжью и спорту Гудкова С.Р.
Выступление «Патриотическое воспитание обучающихся на культуре и традициях народа». Классный руководитель 6 класса Ишемгулова Х.А.
«Военно-патриотическое воспитание обучающихся». Руководитель ОБЖ МОБУ СОШ с.Новофёдоровское Кантюков А.Г.
Педагогический практикум «Подготовка к празднованию 70-летия Победы».
Решение семинара.
Цель семинара: обобщить опыт, выявить проблемы, пути и способы совершенствования работы по гражданско-патриотическому воспитанию школьников в сельском социуме.
Актуальность темы
Академик Д.С.Лихачёв писал: «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству».
Нет сомнений в том, что в наше время возникла проблема патриотического воспитания школьников. В предыдущее десятилетие это направление воспитательной деятельности было немного упущено: реорганизованы детские организации, взамен художественным книгам появились сотовые телефоны, компьютеры, планшеты. Как результат этого мы видим выросшее поколение, для которого чуждо понятия "Патриотизм", "Отечество". Поэтому стали актуальными проблемы воспитания защитников Родины, законопослушных граждан, воспитание милосердия и человеколюбия. Актуальность воспитания гражданственности и патриотизма обусловлена и процессами в обществе, которые обострили проблемы национального экстремизма, оказывая негативное влияние на формирование патриотического сознания и гражданской позиции личности. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, агрессивности, происходит переоценка жизненных ценностей, что актуализировало нравственный аспект в гражданском развитии личности, в формировании гражданина-патриота.
В России традиция патриотизма имеет глубокие корни. Патриотизм в России всегда понимался, как готовность поступиться личными интересами во благо Отечества. Воспитание у молодежи патриотизма и чувства национальной гордости, национального достоинства было характерно для России на протяжении веков.
Сила патриотизма наших людей особенно ярко проявилась в годы Великой Отечественной войны, война носила характер народной. «Вставай страна огромная, вставай на смертный бой!» - пели наши деды, не щадившие жизни ради Победы.
Термин «патриотическое воспитание».
Согласно толковым словарям, патриот (от греческого «земляк, соотечественник») - это человек, любящий свое Отечество, преданный своему народу, действующий во имя Родины.
Особая значимость патриотического воспитания в современных условиях подчёркнута в государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 – 2015 гг.»
(утв. постановлением Правительства РФ от 5 октября 2010 г. №795) и нашла свое продолжение в Концепции модернизации российского образования на период до 2020года.
В государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ» дано следующее определение патриотического воспитания:
* это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины; * это процесс освоения, наследия традиционной отечественной культуры, формирование отношения к стране и государству, где живёт человек.
По мнению Л.С. Выгодского, патриотизм включает в себя:

· чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос;

· уважительное отношение к языку своего народа;

· заботу об интересах Родины;

· осознание долга перед Родиной, отстаивание ее чести и достоинства,свободы и независимости (защита Отечества);

· проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине;

· гордость за социальные и культурные достижения своей страны;

· гордость за свое Отечество, за символы государства, за свой народ;

· уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа, его обычаям и традициям;

· ответственность за судьбу Родины и своего народа, их будущее, выраженное в стремлении посвящать свой труд, способности укреплению могущества и расцвету Родины;

· гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности
Патриотизм формируется в процессе обучения, социализации и воспитания школьников. Однако социальное пространство для развития патриотизма не ограничивается школьными стенами. Большую роль здесь выполняют семья и другие социальные институты общества, такие как: средства массовой информации, общественные организации, учреждения культуры и спорта, дополнительного образования, религиозные организации, учреждения здравоохранения, правоохранительные органы, военные организации, учреждения социальной защиты населения. Все это необходимо учитывать педагогам в процессе воспитания учащихся. Поэтому мы сегодня рассмотрим патриотическое воспитание школьников в нашем сельском социуме.
Направления патриотического воспитания.
Основными направлениями в системе патриотического воспитания являются следующие:

· Духовно-нравственное, которое предполагает осознание учащимися в процессе патриотического воспитания высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности.

· Историко-краеведческое, включая система мероприятий по патриотическому воспитанию, направленных на познание историко-культурных корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, формирование гордости за сопричастность к деяниям предков и современников и исторической ответственности за происходящее в обществе.

· Гражданско-патриотическое воспитание, воздействует через систему мероприятий на формирование правовой культуры и законопослушности, навыков оценки политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, гражданской позиций, постоянной готовности к служению своему народу и выполнению конституционного долга.

· Социально-патриотическое, направлено на активизацию духовно-нравственной и культурно-исторической преемственности поколений, формирование активной жизненной позиции, проявление чувств благородства и сострадания, проявление заботы о людях пожилого возраста.

· Военно-патриотическое, ориентировано на формирование у молодежи высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к его вооруженной защите, изучение русской военной истории, воинских традиций.

·Героико-патриотическое, составная часть патриотического воспитания, ориентированная на пропаганду героических и исторических дат нашей истории, воспитание чувства гордости к героическим деяниям предков и их традициям.

· Спортивно-патриотическое, направлено на развитие морально-волевых качеств, воспитание силы, ловкости, выносливости, стойкости, мужества, дисциплинированности в процессе занятий физической культурой и спортом, формирование опыта служения Отечеству и готовности к защите Родины.
Особое значение в патриотическом воспитании имеет изучение подростками отечественной истории, в ходе которого происходит осмысление ими исторического опыта народа, формируется ценностное отношение к отечественной культуре, обусловливающее их гражданскую позицию, выбор направлений и способов самореализации в социальной практике.
Таким образом, можно сказать, что воспитание патриотизма достаточно многогранная и сложная задача, требующая ответственного отношения. Формирование патриотических качеств личности – это целенаправленный, специально организуемый процесс. Патриотические качества – это качества личности, характеризующие ее способность к активному проявлению гражданской позиции. Формирование их возможно лишь через вовлечение подростка в специфическую патриотическую деятельность.
Патриотическое воспитание в учебно-воспитательном процессе МОБУ СОШ с.Новофёдоровское.
Патриотическое воспитание в учебно-воспитательном процессе охватывает методический процесс, учебный процесс, воспитательный процесс.
Педагоги успешно решают вопросы обучения и воспитания школьников, как граждан, патриотов своей Родины через уроки, внеклассные мероприятия, спортивные соревнования, эстафеты. Созданы в школе и соответствующие условия для формирования чувств любви к своей Родине, краю, школе, своей семье, для развития интереса к спорту, военной профессии, имеются спортивный зал, кабинет ОБЖ, спортивная площадка, краеведческий уголок, пришкольный участок, сад.
Как же мы воспитываем патриотизм? В школе действует Программа патриотического воспитания школьников «Я - гражданин Великой страны» на 2011-2015годы. В этом учебном году истекает срок действия Программы. Поэтому предлагаю всем участникам семинара заполнить таблицы, которые находятся на столах. В практической части семинара каждый из вас выступит с предложениями, будут учтены при составлении новой Программы патриотического воспитания школьников на 2016-2020годы.
Направлениями в системе патриотического воспитания нашей школы следующие:
1 направление. Воспитание на боевых традициях народа и Вооруженных Сил.
Данное направление включает в себя следующие мероприятия:
Мероприятия по увековечиванию памяти павших в борьбе за независимость нашей Родины (Традиционная ежегодная Вахта памяти и митинг учащихся 9 мая).
Проведение уроков Мужества, классных часов к Дням Воинской славы, встреч с ветеранами Великой Отечественной войны. Поздравление и выступление с концертами перед ветеранами войны и труда. Шефская помощь.
Сбор материала о судьбе своих предков, родственников – участников ВОВ, локальных войн. Знакомство с семейными реликвиями, хранящими память о ВОВ.
Празднование памятных дат, проведение выставок, викторин.
Проведение военно-спортивной игры «Зарница», спортивных соревнований, а также других праздничных мероприятий (концертов), посвященных великим праздникам.
Посещение музеев.
В патриотическом воспитании подрастающего поколения велика роль ветеранов Великой Отечественной войны и локальных войн, военнослужащих, работников правоохранительных органов. У нас нет в живых ни одного Ветерана ВОВ. Последним попрощались с Т. Х., который был частым гостем школы. Мы держим связь с ветеранами труда и тружениками тыла, проживающих на территории СП. Все ветераны пед.труда закреплены за классными коллективами, которые шефствуют над ними, поздравляя с праздниками.
Необходимо возобновить в школе работу Тимуровского движения, направленную на оказание помощи работникам тыла, ветеранам труда, инвалидам, пожилым людям, всем, кто в ней нуждается.
В школе проведена литературная гостиная «Вечная память героям!», посвящённая открытию Года литературы, в рамках которой прошли уроки мужества, конкурсы чтецов «В огне войны», конкурс рисунков, плакатов «Я помню, я горжусь». Особенно торжественными памятными они были у обучающихся 1-4классов (кл.рук. Зеброва Н.А., Миронова Л.К.)
Опорной базой для формирования настоящих защитников Отечества, патриотов Родины является ряд мероприятий, которые проходят в СДК (директор Купцова Г.Н), в которых участвуют и наши школьники.
На последнем педагогическом совете мы подробно ознакомились с федеральным Проектом Память и гордость в сердцах поколений» по подготовке и проведению 70летней годовщины Великой Победы. Ещё раз остановлюсь на направлении «Имена Победы»: это поиск пропавших без вести воинов ВОВ. До конца февраля надо завершить эту работу, найденные имена пропавших без вести передать в РОО или СЮТ. По каким 3 сайтам искать имена пропавших вы записывали. Методички по пользованию сайтами по школам были разосланы. Это очень работа. Нужно начать работу со своей семьи, семьи родственников, соседей. Кл. руководители, напомните, пожалуйста, ещё раз ученикам в своих классах. Кто уже увековечен, т.е. у кого известны дата и гибели, место захоронения, их искать не нужно. Только тех, у кого одно из данных отсутствует.
Телефон для вопросов, которые возникают во время поиска: 8-917-443-8989
Бикбаев Ильдар Зинурович (после 21.00ч. в СБ, ВС)
С обучающимися школ можно создать презентации «Герои и события». Их можно посвятить отдельным героям ВОВ, указать когда призвался, за что награждён с описанием подвига, с фотографиями. Презентации передаём в РОО, они выкладываются в сайты.
Нужно нацелить детей на работу с ветеранами. На сайте «ВК.com» по ссылке «Мой ветеран» можно поместить селфи-фотографии с ветераном и описанием. Но сперва должен проверить учитель, чтобы не было ошибок, потом только помещать в группе ВК. В сентябре состоится Патриотический Слёт РБ. Будут приглашены от района 3 лучших участника.
2 направление. Историко-краеведческая работа.
Знание истории своего края, своей страны обогащает духовно, развивает чувство патриотизма, гордости за свой народ. В этом направлении проводятся разнообразные мероприятия:
– экскурсии в школьный музейный уголок; – уроки-знакомства с памятниками края и страны;
– посещение краеведческого музея городов Стерлитамак и Уфа;
В этом учебном году планируем поездки в краеведческие музеи соседних школ д.Аючево (нач.кл.), с.Золотоношка (ср.звено) – уроки мужества;
– исследовательская работа;
– экскурсии на природу, на памятные объекты.
В школе имеется Музейный уголок для приобщения молодого поколения к культурному наследию предков. Школьный музейный уголок - это не только музейные выставки на стенах, но и многообразные формы деятельности школьников, включающие в себя поиск и сбор материалов, работу в походах, встречи с людьми, запись их воспоминаний, организацию экспозиций и выставок, праздников и встреч. Школьниками создана Книга Памяти «Равнение на Победу» по воспоминаниям ветеранов ВОВ, тружеников тыла и детей войны, выполнены Презентации «Судьбы моих земляков – участников ВОВ» об Ишимбаеве Г.Б., о Трушкове И.Ф. Классные руководители Книгу Памяти и презентации с местными материалами можете использовать при проведении классных часов. Сошникова М. (8кл., рук.Алимбаева Ф.Р.) написала очерк «Воспоминания о военном детстве» по рассказу ветерана пед.труда Купцовой Е.Ф. и создала слайд-шоу «Дети войны». 6 марта организуем встречу школьников с ветеранами пед.труда и ознакомим их с очерком. Желательно, это мероприятие провести совместно с СДК и сельской библиотекой. Культработников СДК попросим подготовить концертные номера, чаепитие, библиотекаря – оформление зала. Мы поможем. Гудкову С.Р. просим найти спонсора, чтобы купить букет и сувенир Елизавете Филипповне. Просьба классным руководителям не проводить в этот день классные мероприятия. Приглашение ветеранов пед. труда 06.03.2015г. к 14.00ч. поручаем профсоюзному лидеру Зебровой Н.А.
3 направление. Формирование правовых знаний.
Гражданин должен не только любить свою родину, но и знать и уметь защищать свои права. В этом направлении проводятся
– уроки обществознания, права; – изучение правил поведения в школе и общественных местах;
– День правовых знаний, классные часы «Телефону Доверия - скажем «Да!»» – встречи с представителями правоохранительных органов, психологической службы, ОГИБДД, медработниками; – работа Совета профилактики правонарушений среди несовершеннолетних; – работа Совета школы.
4 направление. Воспитание на культурных традициях народа.
Выступит Ишемгулова Х.А.
Все эти мероприятия повышают интерес учащихся к истории Отечества, дают понимание значимости роли простого человека в исторических событиях, способствует воспитанию уважительного отношения к старшему поколению, любви к Родине, чувству долга и патриотизма.
Огромная роль в воспитании гражданственности и патриотизма у школьников лежит на классных руководителях, которые координируют деятельность детского коллектива и, в соответствии с годовым планом, проводят классные часы, уроки мужества, организуют встречи с ветеранами и военнослужащими.
5 направление. Военно-патриотическое воспитание.
Выступит Кантюков А.Г.

Школа, работая по патриотическому направлению, имеет свой опыт, достижения. Учащиеся школы имеют результаты в творческих конкурсах, спорте, в военизированных соревнованиях, НПК как в районе, так и в республике.
Результаты в муниципальном уровне:

·НПК «Менделеевские чтения» Ишемгулова А. (7кл., рук.Максютова М.Ю.) - 1место;

·Арт-фестиваль

·Конкурсы патриотических песен

·Олимпиада по башкирскому языку

· Олимпиада по ИКБ Сошникова М. (8кл., рук.Аминева А.Н.) -1место

Результаты на республиканском уровне:

· НПК «Ломоносовские чтения» Сошникова М. (8кл., рук.Алексеева Л.Г.) - 1место

· НПК «Шаг в будущее» Сошникова М. (8кл., рук.Алимбаева Ф.Р.) - 2место

·Проект «Память поколений» Алимбаева Л.(7кл.), Гудков Е. (8кл.)

·Конкурс сочинений, посвящённых Салавату Юлаеву, Ишкубатов Т. (6кл., рук. Мухаметшина А.Х.)

Практическая часть семинара.
Для дальнейшего совершенствования работы по воспитанию гражданственности и патриотизму у школьников присутствующим предлагается принять участие в составление плана совместных действий педагогического коллективов и социума села. Используя метод «Мозгового штурма», участники по кругу высказывают свои предложения, которые заносятся в начерченную таблицу: (можно раздать заготовленные заранее бланки)

№ п/п
Мероприятия для дальнейшего совершенствования работы по воспитанию гражданственности и патриотизма у школьников
Для кого проводится (классы, участники)
Ответственные за проведение мероприятия




СМП, школа, СДК, библиотекака



Обработанные в дальнейшем инициативной группой данные таблицы будут учтены при составлении Комплексной программы по гражданско-патриотическому воспитанию, при составлении общешкольного плана воспитательной работы и станут основой для планирования работы в классах в дальнейшем. 6. Заключительная часть.
В проекте «Национальной доктрины образования в Российской Федерации» говорится, что «система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободу личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость»
Задача подготовки защитников Родины, стоящая перед нами, педагогами, весьма сложная и ответственная. Каждый учитель в школе должен пересмотреть как, с помощью каких средств, методов и приемов привить современному школьнику чувство патриотизма, которое гарантировало бы укрепление территориальной целостности России; любовь к ней; защиту Родины, как в мирное, так и в военное время (а не предательство и уклонение от службы в армии). Антон Семёнович Макаренко когда-то сказал: «Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего люди. Из них на первом месте родители и педагоги». Так вот мы – педагоги и должны сделать все, чтобы наши дети и внуки гордились своим званием «ГРАЖДАНИН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
Обсуждается и утверждается решение:


Проект решения:
Одобрить работу по воспитанию гражданственности и патриотизма у школьников. Совершенствовать и разнообразить формы и методы работы по данному направлению, выявляя и используя в практической деятельности позитивный опыт гражданско-патриотического воспитания.
Продолжить проведение внеклассных мероприятий по гражданско-патриотическому воспитанию совместно в социуме села.
Учитывать особенности учащихся 1–11-х классов в целях определения потребностей и интересов участников образовательного процесса.
Использовать в работе с учащимися разнообразные педагогические, информационные технологии, мультимедиа, интернет, а также документальные, художественно-исторические фильмы.
Приглашать для участия в мероприятиях ветеранов труда, тружеников тыла, участников локальных войн, выпускников-военнослужащих, а также родителей учащихся.
Обобщить опыт работы по патриотическому воспитанию на уровне района.