Урок по технологии на тему: Квартирная электропроводка по требованиям ФГОС (7 класс)
Урок технологии по теме "Квартирная электропроводка"
Класс: 7
Тип урока: комбинированный.
Цели урока:
Образовательная
– познакомить обучающихся с разветвленной электрической цепью, последовательным и параллельным соединением, разновидностью проводов, шнуров и их применением.
Развивающая
– работать над формированием умений различать способы соединения потребителей электрической энергии, виды проводов, развивать логическое и техническое мышление, прививать навыки правильно и безопасно пользоваться инструментом.
Воспитательная
– способствовать формированию аккуратности, элементам хозяйственности, внимательности при электромонтажных работах.
Практическая
– познакомить обучающихся с особенностями сборки разветвленной электрической цепи.
Основные методы:
словесный, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, демонстрационный, самостоятельная работа, практическая работа, моделирование, наблюдение, стимулирование.
Оборудование и материалы:
компьютер с проектором, презентация по теме урока, видеофрагмент, плавкие предохранители,штепсельная розетка, лампы накаливания,выключатель, соединительные провода, набор электромонтажных инструментов, учебники,инструкция по технике безопасности.
№ п/пЭтапы работы Содержание этапа
1. Организационный момент
Цель, которая должна быть достигнута учащимися:
подготовиться к продуктивной работе на уроке.
Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе
:
способствовать подготовке учащихся к продуктивной работе.
Задачи:
- создать положительный эмоциональный настрой;
- мотивировать обучающихся на работу;
- напомнить о важности выполнения работы аккуратно.
Методы:
словесный, объяснительно-иллюстративные. Учитель:
Добрый день, ребята. Присаживайтесь.
Нам сегодня на уроке, помимо учебных принадлежностей, потребуется ваше внимание, старание и желание трудиться.
Сядьте за парты правильно, спину держим прямо.
Расположите тетрадь так, чтобы руки при письме находились на столе, не свешивались.
Улыбнитесь!
У вас всё сегодня на уроке получится!
Я в вас верю!!!
2.
А) Изучение нового материала
Актуализация опорных знаний.
Цель, которая должна быть достигнута учащимися:
Знать: основные источники электрического тока;
Уметь: работать с дополнительными материалами; логически мыслить, отвечать устно.
Цель, которую хочет достичь учитель:
создать условия для актуализации жизненных наблюдений обучающихся и знаний по теме; организовать класс к выполнению поставленных перед ними целей на данный урок.
Методы
: демонстрационный, репродуктивный, беседа, самостоятельная работа.
Критерии оценивания: полнота ответов на вопросы, умение сформулировать свою мысль, делать выводы. Учитель: Ребята, а сейчас я предлагаю вам посмотреть небольшой видеофрагмент. Презентация(“Виды электропроводок”. Просмотр 1-2 мин.)
Что вы сейчас увидели, о чём этот видеофрагмент?
По вашему мнению, с чем познакомимся, о чём будем говорить на сегодняшнем уроке?
(Ответы детей).
Правильно, мы познакомимся с особенностями квартирной электропроводки и выполним практическую работу.
Так же рассмотрим основные понятия (на доске). Показ…
Откройте тетради, запишите сегодняшнее число и тему урока: “Квартирная электропроводка”
(Слайд 1). Дата на доске …
Сегодня на уроке мы не только познакомимся с квартирной электропроводкой, но и соберём разветвлённую электрическую цепь.
Кто назовет мне основные источники электрического тока, так хорошо известные современному человеку в жизни и используются им в быту? (Батарея, аккумулятор, генератор). (Слайд 2)
Б) Открытие новых знаний.
Цель:
обсудить проект решения учебной задачи и познакомить с технологией сборки разветвленной электрической цепи.
Цели, которые учитель ставит перед учениками:
рассмотреть основные понятия, правильно выполнять сборку разветвленной электрической цепи, учиться ориентироваться и использовать их в практике.
Цель, которую учитель хочет достичь:
Проверить знание основных видов проводов и шнуров, назначение предохранителей и автоматических выключателей, способы соединения потребителей электрической энергии; умение ориентироваться в вопросах темы.
Уметь: различать провода по условным обозначениям.
Методы и приёмы
: учебный диалог, моделирование схем, рассказ, беседа, демонстрация, работа с учебником, стимулирования.
Критерии оценивания:
уметь работать с текстом, с информацией слайдов, с материалами схем, умение логически размышлять и делать выводы. Учитель:
Сейчас обратите ваше внимание на материал текста учебника стр. 91. и рис. 27 на стр. 92.
Материалы, применяемые в электротехнике, подразделяются на проводники и изоляторы. К проводникамотносятся металлы (алюминий, медь, серебро), к изоляторам- слюда, пластмасса, фарфор, стекло и др.
Чем отличаются проводники от изоляторов?
Провода бывают голые и покрытые изоляцией. Голые провода применяются при передаче электроэнергии от электростанции в места ее потребления. Передача осуществляется воздушными линиями при высоком напряжении. Для электроустановок применяют круглые и плоские провода, а для присоединения электроприборов и светильников – шнуры (слайд 3).
Какие бывают провода? Для чего нужны шнуры?
Провода по назначению разделяют на установочные, монтажные и обмоточные. (Слайд 4)
Установочные провода применяют для монтажа открытых и скрытых электропроводок. Эти провода бывают с резиновой или полиэтиленовой изоляцией. Монтажные провода применяют для внутреннего монтажа электрических приборов и аппаратов. Жилы монтажных проводов изготавливаются из мягкой медной проволоки. Обмоточные провода в основном применяют для изготовления обмоток электрических машин, приборов, трансформаторов
В современных квартирах в основном применяется скрытая электропроводка, для которой чаще всего используют плоский провод с двумя токоведущими жилами в полихлорвиниловой изоляции.
Провода и шнуры имеют самое разное назначение и устройство, поэтому каждый из них имеет свое обозначение (марку). Марку провода или шнура условно обозначают в виде сочетания букв, которые указывают на его основное назначение и конструктивное выполнение, материал жилы и изоляции (слайды 5-6).
Существует два способа соединения потребителей электрической энергии: последовательное и параллельное (слайды 7-8).
В быту в основном применяется параллельное соединение потребителей электроэнергии. Такое соединение предложил русский физик Василий Владимирович Петров. При таком соединении все лампы горят независимо друг от друга, а перегорание одной из ни не влияет на другие.
Простейшая электрическая цепь включает в себя последовательно соединенные между собой источник тока, потребитель, ключ и провода. Особенностью последовательного соединения лампочек является то, что при перегорании одной лампы разрывается вся цепь и другие лампочки не горят.
Особое внимание нужно уделить устройству и назначению предохранителей.
Среди разнообразия средств защиты выделяют два типа предохранителей: плавкие предохранители и автоматические выключатели (слайд 9).
Сейчас обратите ваше внимание на материал текста учебника стр. 95.
В плавких предохранителях имеющаяся в них проволочка при увеличении тока выше нормы расплавляется. Автоматический выключатель позволяет автоматически отключать цепь тока при перегрузках, замыканиях и других нарушениях.
Из какого материала изготавливают проволочку в плавких предохранителях? В каких случаях отключается автоматический выключатель?
3. Закрепление учебного материала.
Цель: проверить
теоретические знания обучающихся.
Методы:
индивидуальный опрос, беседа, работа с учебником. Учитель:
Где применяются голые провода?
Назовите способы соединения потребителей электрической энергии?
В чём отличие последовательного соединения от параллельного?
Какие материалы относятся к проводникам, а какие к изоляторам?
(Ответы детей)
4. Физкультминутка. Ребята, давайте с вами прервёмся и перед началом практической работы выполним физкультминутку для улучшения мозгового кровообращения:
1. Исходное положение (и.п.) - сидя на стуле, 1-2 - плавно наклонить голову назад, 3-4 - голову наклонить вперед, плечи не поднимать. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.
2. И.п. - сидя, руки на поясе. 1 - поворот головы направо, 2 - и.п., 3 -поворот головы налево, 4 - и.п. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.
3. И.п. - стоя или сидя, руки на поясе. 1 - махом левую руку занести через правое плечо, голову повернуть налево, 2 - и.п., 3-4 - то же правой рукой.
Повторить 4-6 раз. Темп медленный.
5 Практическая работа.
Цель:
проверить теоретические знания обучающихся на практике, учиться собирать разветвленную электрическую цепь.
Цели, которые учитель ставит перед учениками:
познакомиться и научиться собирать разветвлённую электрическую цепь по схеме.
Цель, которую ставит перед собой учитель:
создать условия для сборки разветвленной электрической цепи и соблюдения правил безопасной работы.
Задачи:
- развивать умения и навыки последовательной сборки разветвленной электрической цепи;
- работать над формированием давать адекватную самооценку своим действиям;
- учить работать в парах.
Методы:
репродуктивные, наблюдение, демонстрация, самостоятельная работа и работа в парах. А) Учитель: Перед началом работы нам необходимо рассмотреть основные правила техники безопасности при электромонтажных работах
(Приложение 1. слайд 10).
Б) Учитель: Теперь приступим к выполнению практической части нашего урока – сборке разветвленной электрической цепи (схема на доске). Показ …
Сейчас я объясню вам последовательность сборки цепи, а затем вы приступите к самостоятельной работе.
Начертите схему цепи, состоящей из двух предохранителей, выключателя, розетки, двух ламп.
После проверки схемы учителем выдается комплект арматуры для электромонтажных работ.
Предварительно разместите изделие на панели, согласно схеме и закрепите изделие.
Зажимы соедините проводами с контактами изделий сверху панели.
Произведите монтаж электрических цепей.
После проверки схемы учителем произведите подключение цепи к источнику тока.
Разберите цепь и упакуйте комплект арматуры.
Учитель:
И так инструменты и приборы готовы – приступаем к работе (у каждого на столах…).
В помощь последовательный план выполнения практической работы стр. 95–96 в учебнике.
6. Итог урока
Цель учителя:
проверить степень усвоения знаний у учащихся; правильность сборки разветвленной электрической цепи.
Методы:
демонстрация, беседа, стимулирования. Учитель: Проверка выполнения практической работы.
Демонстрация работы собранной цепи,
самооценка и оценка работ учащихся.
Разбор допущенных ошибок.
7. Рефлексия
Цель:
осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка своей деятельности и деятельности класса.
Метод:
самооценка. Приём “Лестницы успеха”:ученик помещает своего человечка (т.е. себя) на соответствующей ступеньке (нуждаюсь в помощи; нужно ещё повторить; в основном уверен; уверен в своих знаниях).
8. Домашние задание
Цель:
сообщить о домашнем задании; разъяснить методику его выполнения, мотивировать необходимость и обязательность его выполнения.
Цель, которую хочет достичь учитель:
совершенствовать свои знания в электротехнических работах. § 18, выучить определения. Подготовить сообщения о назначении бытовых электрических приборов и светильников (по желанию) (слайд 11).