Урок обучение грамоте в 1 классеЗакрепление звуковых значений буквы я.
Тема. Закрепление звуковых значений буквы я.
Цель: закрепить умение читать прямые и обратные слоги с буквой я, работать над формированием навыков правильного, сознательного, плавного, выразительного и беглого чтения; способствовать развитию фонематического слуха, логического мышления, внимания, памяти, расширять кругозор; воспитывать интерес к русскому языку.
Оборудование: таблицы Шульте, таблицы слогов, карта, кораблик, бутылка, дельфины, герои мультфильмов: обезьяна, львенок, слоник, учебник.
Литература: Н.С.Вашуленко, И. Н. Лапшина «Букварь».
Тип урока: закрепление изученного.
Ход урока
l. Организационный момент.
Прозвенел звонок веселый,
Дружно всех зовет он в класс.
Интересные задания приготовила для Вас.
Станьте прямо, соберитесь и друг другу улыбнитесь.
Приготовьте все, что нужно для урока.
Приготовили? Молчок!
Начинаем наш урок.
ll. Мотивация учебной деятельности.
- Сегодня мы отправляемся в плаванье на корабле, а нашими друзьями будут Львенок и Слоненок. Это путешествие будет полным испытаний, неожиданностей. Для того, чтобы их преодолеть, нам нужно работать быстро, четко, быть внимательным.
lll. Постановка цели и задач урока.
На уроке мы повторим все о букве я.
lV . Повторение ранее изученного.
- Однажды моряки выловили в море бутылку. В ней лежит какой – то свернутый листок бумаги, но бутылка плотно закрыта, на ней даже есть печать. На печати написано: «Провести языковую разминку».
- Вам хочется узнать какой секретный документ лежит в бутылке? Но сначала проведем с вами разминку с целью развития мышц глаза и техники чтения. Приготовьте, пожалуйста, числовую таблицу Шульте. Стуча карандашом, будем находить числа, какие я называю.
- Молодцы! Вы были внимательными. Следующее наше задание. На доске висит таблица слогов.
- Читаем хором, 1 вариант по вертикали, 2 вариант по горизонтали, прочитаем слоги с буквой а, у, ы.
- Молодцы! Хорошо читали. А сейчас поиграем в игру «Чтобы ротик был послушным».
Работа со скороговоркой. Сначала читаю я, потом вместе со мной вы, потом по взмаху моей руки все время увеличивая темп чтения.
Яхта легка и послушна моя.
Я бороздить на ней буду моря.
- Поставьте ударение на каждом слове по очереди.
Вывод. Молодцы! Хорошо справились с этими заданиями. А теперь давайте посмотрим, какой же лист бумаги лежит в бутылке. (Достаю чистый лист бумаги). На нем ничего не написано. Я догадалась, дети, это Тото, противная обезьянка, подменила документ. Она ставит нам условие: хочет проверить наши знания.
«Мозговой штурм»
- Из чего состоит наша речь? Из чего состоят предложения? Сколько слов может быть в предложении? Придумайте предложение, состоящее из одного слова. Из чего состоят слова? Какие бывают звуки? Что значит гласные? Что значит согласные? Молодцы!
Игра «Солнышко и лучики»
- Что обозначает буква я? (я обозначает гласный звук а и мягкость предыдущего согласного звука).
- Что обозначает буква я, если она стоит в начале слова или в конце? (обозначает сочетание двух звуков йа)
Теперь мы справились с заданием. Обезьянка отдала нам настоящий лист бумаги.
«Трехмачтовое судно «Британия» потерпело крушение в южном полушарии. Капитану Гранту удалось добраться до острова Мелк – Уайта. Там, испытывая постоянную нужду, он бросил в море бутылку. Окажите ему помощь».
- Ну что спасем капитана Гранта? У нас есть карта, кораблик – в путь.
По синему морю мы плывем.
Капитана Гранта мы спасем.
Какою б ни была нужда,
Мы с нею справимся всегда.
Только вдали перестал виднеться берег, как неожиданно навстречу нашему кораблю вышла флотилия пиратских судов. Морские разбойники на этих судах. На нашем судне есть пушка, и она выстрелит в пиратский корабль, если вы прочитаете правильно, без ошибок слова.
Какая, такая, стая, маяк, ясная.
Катя, Надя, Тоня, Коля.
Молодцы! Мы с вами смело отразили атаку пиратских кораблей. Устали? Давайте отдохнем вместе с жителями острова. Потанцуем? Молодцы!
Так поплывем дальше.
По синему морю мы плывем.
Капитана Гранта мы спасем.
Какою б ни была нужда,
Мы с нею справимся всегда.
На горизонте остров, навстречу нам выбегает слоненок. И если мы справимся с еще одним интересным заданием, он поможет нам в поисках.
Игра «Поймай звук».
(Стая, якорь, маяк, Яна, нота, нотная, косой, косая, дыня, мята, Катя, Тоня.)Вывод.
Отправляемся дальше.
По синему морю мы плывем.
Капитана Гранта мы спасем.
Какою б ни была нужда,
Мы с нею справимся всегда.
А вот и наш друг Львенок. Он открывает нам тайну, что на другой стороне острова живет племя, которое несколько месяцев назад подобрало нашего капитана Гранта.
В путь!
По синему морю мы плывем.
Капитана Гранта мы спасем.
Какою б ни была нужда,
Мы с нею справимся всегда.
Недружелюбное племя Аппачи отпустят капитана только тогда, когда мы выполним их задания.
Работа с текстом учебника.
Сегодня текст на уроке будет читать Аксенова Полина. Слушаем и следим. Правильно читала Полина? Для того, чтобы так хорошо читать нам всем, давайте подготовимся и научимся читать отдельные слова из этого текста.
Стасик, коня, Оля, Надя, сидят.
- Чтение вслух;
- выборочное чтение (прочитайте восклицательное предложение, прочитайте предложение, которое начинается с имени Стасик, Оля).
Беседа по тексту.
Кого звали дети? Что делает мальчик? Кто катается на лошади? Что кричали Оля и Надя? Катались ли вы верхом на лошади? Было ли вам страшно на такой высоте? Боялись ли вы животного?
Итак, мы победили в схватке с индейцами. Капитан Грант возвращается домой.
Капитана Гранта мы нашли
И краснокожим помогли.
Ну, а пираты, ой – ой – ой,
Плывем скорее мы домой.
V. Итог.
- Какую букву мы изучали целых три урока?
- Какую «работу» выполняет буква я в слогах мя, ня, тя?
- Когда буква я обозначает два звука?
Vl. Рефлексия.
- Понравился вам урок? Если вам урок понравился, то нарисуйте улыбочку на личике, если вам урок не понравился, то нарисуйте грустное лицо. Мне тоже понравилось как вы работали. Спасибо за урок!