Статья РАЗВИТИЕ НРАВСТВЕННЫХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ ПРИ ПОДГОТОВКЕ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ


РАЗВИТИЕ НРАВСТВЕННЫХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ
ПРИ ПОДГОТОВКЕ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ.
Молодежь, составляющая третью часть трудоспособного населения России, занимает важное место в системе воспроизводства и развития трудовых ресурсов и является основным инновационным потенциалом. И от того, насколько широко молодежь включена, интегрирована во все сферы социально-экономической жизни и насколько активно ее участие в ней, во многом зависят темпы развития всего общества, уровень жизни населения страны.
Специалист XXI века – высокопрофессиональная личность, способная творчески мыслить, принимать нестандартные решения и нести за них ответственность. Развитие экономики, науки и информационных технологий предъявляет высокие требования к подготовке будущих специалистов. Современное состояние рынка труда России диктует необходимость в конкурентоспособных специалистах.
Конкурентоспособный специалист имеет такие профессиональные и личностные качества, которые дают ему определенные преимущества перед другими кандидатами при приеме на работу. В чем же эти преимущества? Прежде всего, в активности самого специалиста, в поиске своей профессиональной «ниши», в стремлении к профессиональной социализации, под которой подразумевается процесс вхождения в профессиональную среду, усвоение профессионального опыта, а так же овладение стандартами и ценностями профессионально сообщества.
Для успешного трудоустройства молодых специалистов необходимо наличие как профессиональных, так и личностных компетенций. Основы профессионализма закладывают в молодого человека учреждения профессионального образования. Но окончательно формирует себя сам человек, вырабатывая определенные для себя индивидуальные эталоны и стратегии профессионального поведения и развития. Профессионализм – это не только высший уровень знаний, умений и навыков, а определенная системная организация психики человека с определенной социальной направленностью, отношением к внешнему миру, к людям, к себе, к представлению о своем месте в обществе. Широко используемое сегодня понятие «компетентность» означает «соответствовать и быть способным к достижению чего-либо». В то время как термин «компетенция» подразумевает: а) круг проблем или сфер деятельности, в которой данный человек обладает знанием и опытом; б) совокупность полномочий, прав должностного лица.
Итак, профессионализм – это мера и степень совершенства, которых достигает человек в своей деятельности. Профессиональная компетентность – степень проявления профессионализма, глубокое доскональное знание своего дела и способность делать его хорошо и эффективно.
Чего не хватает сегодняшнему молодому специалисту (выпускнику) для успешной работы?
Прежде всего, желания трудиться, внимательного и добросовестного отношения к делу, стремления достичь реального результата, при этом адекватно оценивая собственные способности и их стоимость на рынке труда.
Реже наблюдается недостаточный уровень воспитанности, умения себя вести, доброжелательности в общении, умения подобрать адекватный внешний вид для различной обстановки.
В большем дефиците находятся навыки самоорганизации: пунктуальность, способность правильно распоряжаться своим временем, умение решать проблемы, умение ставить цели и достигать их. Здесь важно отметить, что учебное заведение играет огромную роль в формирование этого элемента личностной компетенции: умение вовремя мобилизоваться, учиться и переобучаться, адекватно воспринимать и анализировать информацию, выбрасывая из нее все не нужное и четко выделяя нужное. Навыки целесообразной организации являются одной из ключевых основ успешной деятельности начинающего специалиста.
Говорят, образование – это то, что у вас остается, когда все выученное в профессиональном учебном заведении уже забыто. Развитие личностных компетенций не является целью любого профессионального учебного заведения, но, безусловно, в процессе обучения, формируются навыки самоорганизации. Чтобы формировать конкурентоспособных специалистов, в учебные программы необходимо включить курсы по развитию личных компетенций. Разрушение действовавшей ранее системы государственного регулирования трудоустройства молодых специалистов заставило учебные профессиональные заведения взять под свой контроль процесс трудоустройства своих выпускников. В результате разрабатываются различные программы содействия трудовой занятости выпускников.
XXI век является временем больших технологических достижений, глубоких экономических кризисов и глобальных переоценок ценностей, которые требуют подготовки специалистов нового типа, обладающих мобильностью и высокой нравственной культурой. Развитие рыночных отношений предопределило новый взгляд на человеческие ресурсы и на профессиональную социализацию начинающих специалистов. Одной из важнейших составляющих профессиональной социализации современных студентов является формирование нравственной культуры, которую можно характеризовать как выражение зрелости и развитости всей системы социально значимых личностных качеств, продуктивно реализуемой в деятельности. Профессиональная культура ограничивается профессиональными навыками, умениями, знаниями, а культурный аспект деятельности обеспечивается общей культурой индивида. Безусловно, культура молодого специалиста складывается в единстве и взаимодействии всех составляющих, их разделение возможно только условно. В деятельности она всегда проявляется целостно, и в этом ее принципиально важная особенность. Тем не менее, именно духовная сторона профессиональной культуры отражает ее специфические ценности, нормы и отношения, регулирующие профессиональное поведение субъекта профессиональной деятельности, именно она предъявляет систему нравственных требований к представителям соответствующих профессиональных групп. Совершенствование профессиональной деятельности ─ это не только расширение знаний, но и повышение моральной культуры.
Нравственная составляющая профессиональной культуры не является ненужным багажом для специалиста. Современная профессиональная культура развивается в условиях возрастания внимания общества к культуре взаимодействия. Возрастание количества специалистов, которые трудятся в сфере «человек — человек» приводят к необходимости специальной подготовки работников для «контактной зоны». В первую очередь — это межкультурная, межличностная коммуникация, основанная на профессиональной этике. С помощью коммуникативной этики как компонента профессиональной культуры личности человек предотвращает возникновение психологических трудностей и прогнозирует результативность межличностного и делового профессионального взаимодействия.
Значительную роль в формировании нравственного аспекта профессиональной культуры играет образовательная среда учебного заведения, все, что окружает студента. Работники образовательного учреждения, преподавательский состав, сами должны являться примером реализации этичного поведения. Формирование духовной стороны профессиональной культуры будущего специалиста осложнено рядом трудностей. Во-первых, гуманитарный аспект, ответственный за формирование духовности, недостаточно представлен предметами, развивающими нравственную культуру. Во-вторых, низкий уровень профессиональной ориентации, низкая информированность студентов о будущей профессии, в том числе и о качествах, которыми должен обладать специалист, что приводит к тому, что студенты зачастую не осознают важность нравственных знаний для своей будущей работы. В-третьих, трудно сформировать нравственные качества у молодых людей в условиях безнравственности, на фоне кризиса ценностей, недооценки нравственности в жизни общества.
Таким образом, налицо противоречие: социально-экономическая ситуация предъявляет жесткие требования к специалисту на рынке труда, что отражается на своеобразном социальном заказе на формирование специалиста: сделать человека не просто «знающим», а понимающим, чувствующим, культурным, то есть подготовить к реальной жизни в сложном и противоречивом мире, обеспечить тем самым развитие культуры общества в целом. В то же время в обществе отсутствует идеал, соответствующий требуемым качествам. Нравственная культура является регулятором человеческих отношений во всех сферах деятельности, ее по праву можно считать определяющим в духовном развитии любой личности.