Воспитательная система класса (5-9 классы).
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ
СИСТЕМА
КЛАССА
«РАДУГА»
( 5-9 классы)
Учитель - Хор-Оглы Светлана Федоровна
х.Новая Надежда
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Надо видеть себя в детях, чтобы помочь им стать взрослыми, надо принимать их как повторение своего детства, чтобы совершенствоваться самому, надо, наконец, жить жизнью детей, чтобы быть гуманным педагогом.
Ш.А. АмонашвилиСтремительно меняется время, меняется общество и отношения между людьми. А в современной школе роль классного руководителя остается неизменной. Он не только руководит, направляет, но и воспитывает.
Что такое воспитание? В своей педагогической деятельности я исхожу из нескольких определений воспитания:
Воспитание – процесс целенаправленного управления развитием личности, основанный на эффективном взаимодействии воспитателей и воспитанников, направленный на достижение поставленной цели.
Воспитание - это искусство. Искусство прикосновения к ребенку, которое помогает, стимулирует его самоизменение, самостроительство, самосовершенствование.
Воспитание - это чувство, голос души, сердца.
Главные целевые ориентиры системы:
Создание в классном сообществе комфортной атмосферы жизнедеятельности, побуждающей интерес учащихся к реализации потребности стать самим собой, проявлению и развитию своих способностей, индивидуальному и коллективному творчеству, овладению умениями и навыками самопознания, самостроительства и саморефлексии;
Развитие образованной, нравственной личности, способной к самопознанию, саморазвитию и самовыражению.
Задачи воспитательной системы:
Способствовать формированию в классе духовно богатой, нравственно чистой и эмоционально благоприятной среды развития учащихся;
Внимательно и бережно относясь к любым проявлениям индивидуальности детей, поддерживать и обеспечивать её становление;
Пробудить интерес ребёнка к самому себе, помочь в формировании адекватной самооценки и чувства самоуважения.
Путь к достижению целевых ориентиров предполагает индивидуальное и коллективное ценностное самоопределение посредством осознания и принятия таких ценностей, как:
Свобода (реализация права выбора одного из возможных вариантов проявления своей активности в сочетании с личной ответственностью за выполнение принятого решения);
Оптимизм (уверенность в себе, своих силах и возможностях; кто всем недоволен, тот всем неприятен);
Требовательность к себе (это путь познания и развития себя, достижения намеченных целей);
Любознательность (стремление все знать и всему научиться; познавая мир, познавай и самого себя);
Признание самого себя (это способствует эмоциональной уравновешенности, появлению и осуществлению желания самореализоваться);
Толерантность (сочувствие, сострадание, взаимопонимание, умение прийти на помощь);
Веселье (радость и удовольствие, получаемые ребёнком от жизни; источником радости может стать любое дело и сам процесс труда, когда преодоление препятствий оценивается как победа, а следовательно, приносит удовлетворение);
Сотворчество (построение индивидуальной и коллективной жизнедеятельности на основе творческих устремлений детей и взрослых).
ЦЕЛИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ КЛАССА
формирование целостной, гармоничной личности.
формирование гражданско-патриотического сознания, развитие чувства сопричастности судьбам Отечества, формирование нравственной позиции.
развитие познавательных интересов, потребности в познании культурно-исторических ценностей, развитие творческой активности.
формирование гражданско-патриотического сознания, развитие чувства сопричастности судьбам Отечества, формирование нравственной позиции.
привлечение учащихся к работе по возрождению, сохранению и приумножению культурных, духовно-нравственных ценностей, накопленных народами России.
В человеке, которого мы воспитываем, должны сочетаться
нравственная чистота, духовное богатство, физическое
совершенство.
В.А.Сухомлинский.
Основные направления воспитательной работы
1.Правовое воспитание
Цель - формирование и развитие правовых знаний и правовой культуры школьников, законопослушного поведения и гражданской ответственности; развитие правового самопознания; оптимизация познавательной деятельности, профилактика безнадзорности, правонарушений и преступлений школьников, воспитание основ безопасности.
Задачи:
1. Воспитание у школьников уважения к Закону, правопорядку, позитивным нравственно-правовым нормам.
2. Развитие интереса к правам человека среди учащихся, их родителей и педагогов.
3. Содействие повышению качества образования в области прав человека, законопослушного поведения школьников.
4. Привитие навыков избирательного права.
5. Усилить профилактическую работу по предупреждению правонарушений, преступлений и асоциального поведения школьников.
6. Активизация разъяснительных работ среди учащихся и родителей по правовым вопросам и разрешению конфликтных ситуаций в семье и школе.
7. Раскрытие творческого потенциала школьников через актуализацию темы прав человека, норм законов и ответственности за их несоблюдение.
2. Духовно-нравственное
Цель - формирование человека, способного к принятию ответственных решений, к проявлению нравственного поведения в любой жизненной ситуации.
Задачи:
Развитие нравственных и духовных ценностей; познавательного интереса, способствующего развитию личности.
Целенаправленное воспитание коллективной и групповой деятельности.
Приобщение учащихся к духовной культуре, отечественным традициям.
Формирование активной жизненной позиции школьников, их сознательного отношения к общечеловеческому долгу, утверждение единства слова и дела как повседневной формы поведения.
Воспитание самоуважения и уверенности в себе, чести, достоинства, прямоты и личной морали, инициативы, энергичности и настойчивости в выполнении любого дела.
Гармоничное духовное развитие личности школьника и привитие ему основополагающих принципов нравственности на основе православных, патриотических, культурно-исторических традиций России.
3.Валеологическое воспитание
Цель - сформировать у учащихся понимание здоровья как гармонии своего внутреннего мира, его биологических, социальных и духовных начал, а также гармонии взаимодействия с миром внешним: природной и социальной средой.
Задачи:
Научить учащихся принимать решение и оказывать первую помощь в сложных критических ситуациях, связанных с угрозой здоровью или жизни;
Изменить представления школьников о своем здоровье и способах его сохранения и приумножения.
Обучить каждого учащегося приемам оценки параметров собственного здоровья.
Сформировать банка данных конкретных методических рекомендаций по контролю и самоконтролю за состоянием здоровья школьников.
Воспитать сознательного отношения к охране здоровья как главной человеческой ценности и формирование целевой установки на здоровый образ жизни.
Воспитать у детей экологического отношения к микро- и макросреде, соответствующего поведения в них.
4. Физическое воспитание
Цель: - сохранение и укрепление здоровья детей среднего школьного возраста, формирование у детей и их родителей ответственного отношения к здоровому образу жизни.
Задачи:
Способствовать пониманию учащимися значения ценности физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека.
Расширять знания социально-биологических, психологических основ здорового образа жизни.
Воспитывать стремление к сохранению и укреплению здоровья, развитию и совершенствованию необходимых способностей, качеств и свойств личности.
Формировать убеждение, что для достижения жизненных и профессиональных целей необходимо заниматься спортом.
Формирование навыков здорового образа жизни, гигиены, правил личной безопасности.
Пропаганда физической культуры, спорта, туризма в семье.
5. Патриотическое воспитание
Цель - формирование личности, имеющей высоконравственные идеалы, четкую гражданскую позицию, исполненной достоинства и самоуважения, знающей и уважающей свои корни, культуру, традиции и обычаи своего народа.
Задачи:
Помочь учащимся осознать нравственные нормы и правила.
Углубить знания об истории, традициях, культуре народов России, о своём родном крае, своей семье.
Воспитывать гордость за свою Родину, уважение к патриотам своей земли, защитникам земли Русской.
Способствовать формированию у учащихся чувства сопричастности к истории и ответственности за будущее страны.
Воспитывать у учащихся активную жизненную позицию.
Воспитание готовности к защите своей Родины и служению Отечеству.
6.Учение
Цель - развитие способностей и познавательных интересов учащихся.
Задачи:
Способствовать выработке навыков учебного труда, системно и целенаправленно учить овладению учебными действиями, контролем и саморегуляцией.
Развивать умения научно организовать умственный труд.
Формирование ответственности за учебный труд.
Формирование положительных мотивов учения.
Изучение возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.
Координация деятельности учителей-предметников.
Создание условий для развития познавательных и интеллектуальных интересов и умений учащихся.
7. Досуг.
Цель - формирование художественного и эстетического вкуса
учащихся.
Задачи:
1. Использование нестандартных творческих форм внеклассной
деятельности с учётом возрастных особенностей учащихся.
2. Изучение индивидуальных интересов и потребностей учащихся во
внеурочной деятельности.
3. Демонстрация достижений, результатов, способностей учащихся в
досуговой деятельности родителям, сверстникам.
4. Использование активных форм внеклассной работы на основе учёта
возрастных особенностей учащихся.
8 . Воспитание семейной культуры
Цель - установление тесного контакта с родителями, привлечение родителей к активному участию в организации учебно-воспитательного процесса и управлении школой.
Задачи:
Изучение образа жизни семьи.
Выявить особенности семейного воспитания.
Выявить взаимоотношения детей и родителей.
Выявить взаимоотношения семьи и школы.
Выявление резервов семейного воспитания.
Установление путей взаимодействия школы и семьи.
Учитывать и предупреждать асоциально-аморальное поведение родителей.
Просвещение по проблемам физического, психического здоровья детей, общения, познавательной сферы жизни ребенка.
Включать семью и общественность в воспитательный процесс.
Пропаганда здорового образа жизни.
Этапы реализации Программы.
1. Ориентационно-мотивационный этап.
2. Конструктивно-формирующий этап.
3.Результативно-диагностический этап.
В воспитательной системе три уровня – «ступеньки», которые проходит учащийся за период обучения с 5-го по 9-ый класс.
1. 5-6 класс – исполнитель
2. 7-8 класс – инициатор
3. 9 класс – организатор
Дети учатся жить у жизни
Если ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть.
Если ребенок живет во вражде, он учится агрессивности.
Если ребенка высмеивают, он становится замкнутым.
Если ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством вины.
Если ребенок растет в терпимости, он учится понимать других.
Если ребенка подбадривают, он учится верить в себя.
Если ребенка хвалят, он учится быть благодарным.
Если ребенок растет в честности, он учится быть справедливым.
Если ребенок живет в безопасности, он учится верить в людей.
Если ребенка поддерживают, он учится ценить себя.
Если ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.
Выдержка из «Учительской газеты»
Чтобы поддержать ребенка, необходимо:
Опираться на сильные стороны ребенка.
Избегать подчеркивания промахов ребенка.
Показывать, что вы удовлетворены ребенком.
Уметь и хотеть демонстрировать любовь и уважение к ребенку.
Уметь помочь ребенку разбить большие задания на более мелкие, такие, с которыми он может справиться.
Проводить больше времени с ребенком.
Внести юмор во взаимоотношения с ребенком.
Знать обо всех попытках ребенка справиться с заданием.
Уметь взаимодействовать с ребенком.
Позволить ребенку самому решать проблемы там, где это возможно.
Избегать дисциплинарных поощрений и наказаний.
Принимать индивидуальность ребенка.
Проявлять веру в ребенка, симпатию.