воспитательная система Улыбка нач. классы
Воспитательная система класса «Улыбка»
Введение
Тот, кто живёт в мире нравственных ценностей, с малых лет чувствует себя сыном Отечества.
К.Д. Ушинский
«Система образования, в прямом смысле слова образует личность, формирует сам образ жизни народа, передает новым поколениям ценности нации».
Д.А. Медведев
Государство, осознавая нарастающий процесс отчуждения молодого поколения от нравственных ценностей, последовательно стремится модернизировать систему образования, заглядывая вперёд и выстраивая планы на будущее нашего Отечества, как действительно Великой Державы и требует системно-деятельного подхода к воспитанию. Стандарты второго поколения направлены на духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, становления их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества. Заказ государства на воспитание «высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России» нашёл отражение в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». Считаю, что мне очень повезло, что я работаю в хорошей школе, где создана система всестороннего развития личности ребёнка, где есть замечательная команда единомышленников и возможности для успешной работы. Ведь, ещё А.С. Макаренко предостерегал от действий в одиночку. Поэтому моя система ориентирована на программу развития школы, главная цель которой «идти от ребёнка», от его интересов и потребностей в процессе становления человека образованного, обладающего самостоятельностью и самозначимым образом мысли, высокими гражданскими качествами и стремлением к самореализации ради Отечества. Становится уже очевидным, что мало толку от набора воспитательных мероприятий, требуется воспитательная система класса, дающая наиболее благоприятные условия для развития личности, учитывающая интересы, способности учащихся, их возможности и творческий потенциал. Всё это нашло своё отражение в воспитательной системе класса «Умка», которая помогает сохранить детство ребёнка полноценным, наполненным содержательной игрой, дающей выход познавательной активности ребёнка, сберегающей его здоровье, формирующей гражданина своего Отечества. Моя воспитательная система Улыбка – это целенаправленная познавательная игра-путешествие, которая подразумевает союз Увлеченных, Ловких, Быстрых, Креативных и Активных.. участников в увлекательном и большом круизе «активистов».
Считаю, что в целом воспитательная система способствует максимальному сближению интересов родителей, детей и педагогов в развитии гармоничной личности. Сделан только первый шаг в работе по ВСК «Улыбка».
Обсуждение, корректировка и утверждение ВСК «Улыбка»
Проблемно-ориентированный анализ состояния класса позволил выявить основные проблемы:
адаптации школьников к жизнедеятельности в школе.
состояние здоровья большинства учащихся;
необходимость формирования классного сообщества детей и взрослых на основе партнёрства с семьёй;
культуры общения отдельных учеников с одноклассниками и учителями;
недостаточной психолого-педагогической компетентности родителей, их неумение правильно построить процесс семейного воспитания.
Работа с детьми и родителями: наблюдения, беседы, доверительное общение, проведение первых анкет, анализ и продумывание приёмов и методов ВСК позволяет учителю предоставить родителям целостную картину того воспитательного пространства, которое поможет выйти для формирования проектируемого образа выпускника начальной школы. Учитель в первую очередь совместно с родителями проектирует желаемый образ, обобщает представления детей и взрослых о целях и основных направлениях жизнедеятельности в классном сообществе, предлагает им познакомиться с лучшими традициями школы и традициями бывших выпускников. Право выбора остается за вновь рождённым коллективом.
I. Концепция воспитательной системы «Улыбка»
Выстраивая воспитательную систему класса, мне близки идеи В.А. Сухомлинского о любви к детям, идея нравственного взросления ребёнка, формирование его мировоззренческих понятий через «красоту, игру, сказку, музыку, рисунок, фантазию, творчество». Моя система базируется на замечательных идеях интеллектуального развития младших школьников Л.С. Выготского.
ВСК «Улыбка» - это познавательная игра – путешествие, где выстроена система логически вытекающих одного из другого продуктивных творческих действий (дел):
Что узнаем? (выход на первый уровень результатов, т.е. приобретение социальных знаний, понимания повседневности жизни).
Чему научимся? (достижение второго уровня результатов, т.е. формирование позитивных отношений к базовым ценностям нашего общества).
Какими станем? (выход на третий уровень, т.е. получение школьниками опыта самостоятельного социального действия).
Подчиненных целям развития творческой личности, приобщение детей к жизненно необходимым знаниям, создание необходимых условий для самореализации и самоутверждения личности через игру-путешествие. Программа объединяет коллектив класса, родителей и педагогов, причастных к воспитанию детей.
Игра строится на основе следующих педагогических идей (И.А.Мухина)
-равные права всех участников игры;
-добровольное участие в деятельности;
-отсутствие оценки, соревнования, соперничества, замена этих стимулов самооценкой, самовоспитанием;
- чередование индивидуальной и коллективной работы;
- выбор материала, вида деятельности, способа предъявления результатов
- нравственная ответственность каждого за свой выбор, процесс и результат деятельности.
1.1. Ценностно-смысловое ядро воспитательной системы класса:
Вся деятельность по моделированию, построению и развитию воспитательной системы класса направлена на то, чтобы учащийся в течение четырёх лет смог поверить в свою индивидуальность, развить и проявить ее в деятельности.
Познавая в путешествии свой мир и мир вокруг себя, осознавать себя как представителя своей страны России, её гражданином, который является носителем духовно-нравственных ценностей своего Отечества.
Ориентиром ученику в самостроительстве своей личности и индивидуальности может служить разработанная вместе с учащимися, родителями и классным руководителем образ выпускника, у которого сформированы:
уважение к культуре своего народа и любовь к Отечеству;
уважение и принятие ценностей семьи и общества;
основы учебной деятельности, способность к организации собственной деятельности;
понимание ценности личного здоровья;
осознание Природы как живого мира и бережное отношение к ней;
уважение к Книге, Знаниям, Школе;
первоначальные представления и умения самоопределения в сфере дополнительного образования.
умение самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьёй и обществом.
Была определена система и содержание ценностей и социально-значимых ролей, способствующих развитию социальной компетентности, успешной социальной адаптации и самореализации учащихся.
1.2. Ведущая идея: «идти от Ребенка», от интересов и потребностей его познавательной и творческой деятельности к нравственному самосовершенствованию.
Создание воспитательной системы «Улыбка» основано на научных и практических взглядах на педагогику воспитания и обучения В.А. Сухомлинского, на идеях гуманной педагогике в разработках и книгах Ш.А. Амонашвили, идеях трудового воспитания А.С. Макаренко, идеях личностного развития ребёнка Н.Е. Щурковой.. Основная миссия воспитательной системы – учить учиться и учить достигать цели. Претворение в жизнь данной идеи происходит через коллективное творческое воспитание, в основе которого находятся научные взгляды И.П. Иванова. Стратегия – улучшение окружающей жизни, тактика – содружество старших и младших.
1.3. Принципы построения концептуальной модели воспитательной системы «Улыбка»
Основополагающие идеи – принципы:
принцип гуманистической направленности – необходимость сочетания целей общества и личности;
принцип ценно-смысловых ориентаций- смысловая регуляция личности;
принцип целостности педагогического процесса - единство, взаимосвязь, интеграция урочной внеурочной форм работы;
принцип взаимодействия трёх факторов: семьи, школы, общества;
принцип принятия ребенка как данности (нужно уметь признавать права ученика на уважение его личности, признавать особенности и уровень развития на данном этапе его индивидуальной жизни, а, следовательно, признавать права ребенка на данное поведение и производимый им выбор);
принцип коллективно-творческой деятельности – совместное планирование, реализация и рефлексия творческих дел и социальных проектов;
принцип диалогичности - взаимодействие с личностью с позиций толерантности, умения выстраивать диалогическое общение;
принцип самостоятельности - возможность проявить самостоятельность в посильной для ребенка деятельности;
принцип равенства – признание за каждым права на личностное самоопределение;
принцип сотворчества – совместный поиск истины;
принцип культурологической ориентации – воспитание на примерах лучших образов культуры человечества, умение видеть прекрасное и стремление к созданию красоты и гармонии в себе;
принцип стимулирования и поощрения – любой успех и даже маленькая победа достойны похвалы и признания.
1.4. Цель воспитательной работы «Улыбка»:
Создание благоприятных условий для самореализации, самоутверждения, саморазвития каждого учащегося в процессе включения его в систему самоуправления и в разнообразную содержательную индивидуальную и коллективную деятельность.
1948815718185
Создание благоприятных условий для максимального развития каждого ребенка, сохранение его неповторимости, раскрытие его потенциальных способностей, духовного, умственного и физического совершенствования на каждом возрастном этапе.
Задачи:
Формировать гражданско-патриотическое самосознание, ответственности за судьбу своего Отечества на примере героической истории своего народа.
Способствовать формированию личностного смысла учения, развитию интеллектуального потенциала через введение в творческую и исследовательскую деятельность.
Развивать нравственные качества учащихся и потребность в нравственных поступках и делах.
Воспитывать отношение к семье как базовой ценности общества, готовить к осознанному будущему родительству на основе социального партнёрства с семьёй.
Приобщение к изучению и восприятию культурного наследия своего Отечества.
Приобщение учащихся к здоровому образу жизни, пониманию ценности своего здоровья, осознанному занятию физической культурой и соблюдению правил личной гигиены.
Прививать любовь к природе родного села, края, формировать нравственно-экологическую позицию.
1.5. Механизм построения и функционирования воспитательной системы класса
Главный системообразующий фактор – это совместная с родителями коллективная деятельность, которая в большинстве случаев носит личностно-ориентированный и творческий характер. Основу её составляет годовой круг традиционных дел.
Ведущий метод – организации коллективно-творческой деятельности класса – индивидуальная и коллективная разработка и реализация творческих проектов через игру-путешествие.
Проектная деятельность позволяет ученику избрать каждому ученику наиболее интересное для него дело, в котором он может ярко проявить свои способности.
Схема модели воспитательной системы
«Улыбка» и основные понятия
Воспитательная среда
Образовательная среда
Личность
ученика
Традиции - преемственность
Творчество –
инновации
Социальная активность
Социальная среда
ВСК «Улыбка» обеспечивает личностный рост детей при условии: воспитательная деятельность в классе строится в логике постепенного и постоянного усложнения процесса развития ребенка: выстраивания воспитывающих ситуаций от простого к сложному. У эскадры «Улыбка» есть девиз, песня, эмблема.
Девиз ВСК «Улыбка: «Жизнь без улыбки – Ошибка. Да здравствует смех и улыбка»
Песня ВСК «Улыбка:
От улыбки хмурый день светлей, От улыбки в небе радуга проснется... Поделись улыбкою своей, И она к тебе не раз еще вернется. Припев: И тогда наверняка, вдруг запляшут облака, И кузнечик запиликает на скрипке... С голубого ручейка начинается река, Ну, а дружба начинается с улыбки. С голубого ручейка начинается река, Ну, а дружба начинается с улыбки. От улыбки солнечной одной Перестанет плакать самый грустный дождик. Сонный лес простится с тишиной И захлопает в зеленые ладоши. Припев От улыбки станет всем теплей - И слону и даже маленькой улитке... Так пускай повсюду на земле, Будто лампочки, включаются улыбки! Припев
II. Этапы реализации воспитательной системы «Улыбка»
Для реализации цели и поставленных задач, для того чтобы воспитательная система действовала, я выделяю три этапа.
Первый этап: проектный (1 класс)
На первом этапе воспитательная работа должна быть направлена на обеспечение школьнику психологической безопасности и комфорта, признания в коллективе сверстников и взрослых. Совместная деятельность классного руководителя, детей и родителей по созданию комфортной атмосферы позволяет наиболее полно раскрыться способностям ребёнка.
Цель этапа: формирование ценностной среды, создание психологически благоприятных, комфортных условий для развития сплоченности классного коллектива.
Основные задачи и направления:
Поэтому моя задача пробудить творческую активность родителей, желание сотрудничать с классным руководителем, педагогами и со школой в целом, показать и познакомить со всеми возможными кружками и секциями в школе и близлежащими детскими клубами, которые представляют дополнительные услуги для развития творчества и занятий спортом. Девиз работы: «Свистать всех наверх»!
Ожидаемые результаты:
тесное сотрудничество со школьным психологом
активная работа всеми участниками воспитательной системы по созданию необходимого адекватного психологического микроклимата
организация «семейного клуба» (проведение курса лекций для родителей с целью повышения психологической компетентности с привлечением разного рода специалистов, тематические ярмарка полезных советов)
Второй этап: экспериментально - поисковый (2 - 3-й классы)
Цель этапа: создание психолого-педагогических условий для развития личности учащихся, их способности к самопознанию, саморазвитию и самореализации через включение в различные виды деятельности. Формирование представлений о человеке как субъекте жизни и наивысшей ценности на Земле.
Установить по-настоящему доверительные и тесные контакты между учениками, учителем и родителями. «Так держать!» - под таким девизом строится жизнедеятельность класса.
Значительное место отвести экскурсиям в музеи, на предприятия, к городским достопримечательностям.
Принять активное участие в конкурсах, олимпиадах, выставках, соревнованиях.
Ожидаемые результаты:
создание психолого-педагогических условий, направленных на познание учащимися самих себя и реализацию своих творческих способностей;
становление традиций;
оформление годового цикла праздников;
принятие педагогами, учащимися и родителями ценностей, норм и традиций;
накопление банка творческих идей и форм работы;
рост инициативы и активности учащихся.
Третий этап: преобразовательный (4-й класс)
Цель этого этапа: создание условий для овладения школьниками способов конструктивных социальных взаимоотношений, обретение ценностного отношения к социальному устройству человеческой жизни.
Классный руководитель должен всегда помнить о трех основных функциях:
обустройство жизни ребенка в школе
организация предметной деятельности ребенка и ученического коллектива в целом
организация духовной деятельности по осмыслению жизни.
Личность классного руководителя играет здесь важную роль, ведь на каждом этапе обязательно должны присутствовать эти три вида деятельности. Девиз сотрудничества: «Полный вперёд»!
Ожидаемые результаты:
Выход на новый уровень развития структуры самоуправления в классе;
Участие в исследовательских проектах, в конференциях НОУ, в предметных олимпиадах;
Активное участие в социально значимых школьных акциях;
III. Направления деятельности
Материк знаний
Цель направления – повышение у школьников мотивации к обучению, формирование культуры интеллектуального труда, ценности образования, расширение опыта применения полученных знаний, умений и навыков во взаимодействии с окружающим миром в процессе расширения практических задач, опыта сотрудничества со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности. Ребенок может сделать множество удивительных открытий по следам пройденных школьных программ и, главное, узнать приемы развития своей памяти, мышления.
Ожидаемые результаты: ученик владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности, обладающий коммуникативными навыками.
1класс
сентябрь День знаний Кл. рук.,родители
ноябрь Беседа «Правила поведения в школе» Кл. рук.
декабрь Новогодний вернисаж. Конкурс новогодней инсталляции.
Кл. рук., родители, дети
январь Праздник «Прощание с Букварем» Кл. рук.,род.активмай Праздник «Прощай, 1 класс!» Кл. рук.,родители
СК* – СОВЕТ КАПИТАНОВ
2 класс
сентябрь
«Хочу все знать» викторина Кл. рук.
октябрь Собираем портфолиоПосещение планетария
«Мой край – Земля Алтайская» Каждый
Родительский комитет
декабрь Новогодний вернисаж. Конкурс новогодней инсталляции.
Новогодний фейерверк. Открытое мероприятие Кл. рук., родители, дети
март «Правила общения» этическая беседа Кл. рук.
апрель «Первопроходцы Космоса» беседа-викторина Кл. рук.
СК
май «Этих дней не смолкнет слава» Кл. рук.
СК
3 класс
сентябрь
«Сказка ложь, да в ней намёк…» Беседа. Соц.
педагог
декабрь Новогодний вернисаж Кл.рук.. родители, дети
январь Моя библиотечка. Шк. библ.
март Участие в предметных олимпиадах Уч. предм.
апрель Пополнение портфолиокаждый
май «Первоучители славян». Викторина ПК
ПК* - ПРОКЛАДЫВАЮЩИЕ КУРС
4 класс
сентябрь «Как готовить домашнее задание?» Кл. рук.
декабрь «Новогодняя инсталляция». Выставка. Кл.рук.. родители, дети.
январь Предметные олимпиады. Уч. предммарт «Секреты моего успеха». Беседа-игра. Соц.
педагог
апрель Международный день детской книги. Шк. библ.
май «Идём в 5 класс!» ПК
Море искусств и творчества
Включает в себя весь спектр творческой деятельности: ИЗО, литературное творчество, актерское мастерство, песни и танцы, конструирование, элементы народных ремесел. Это направление нацелено на формирование у детей эстетического отношения к окружающему миру, развитие у них художественной культуры, потребности в самореализации в различных видах творческой деятельности, раскрытие способностей, природных дарований школьников, создание условий для ранней профессиональной ориентации.
Ожидаемые результаты: раскрытие творческих способностей, активный поиск учащегося в системе дополнительного образования.
1 класс
сентябрь
Праздник «Золотая осень» Кл. рук.,род.активноябрь День осенних именинников Кл. рук.,род.активдекабрь Праздник «Здравствуй, ёлка!» Кл. рук.,род.активфевраль Конкурс плакатов ко дню Защитника Отечества. СК
май Подготовка поздравительных открыток ветеранам СК
2 класс
сентябрь
«Книга глазами художника». Беседа. Уч. ИЗО
октябрь Мастер-класс «Волшебная бумага. Искусство торцевания» ЗильбернагельЕ.Ю.
ноябрь Творческие работы к дню Матери. Кл. рук.,СК
декабрь Конкурс поделок «Новогоднее» СК
май Конкурс «Минута славы» Кл. рук.,СК
3 класс
сентябрь
Посещение музея октябрь «Музыкальная гостиная. П.И. Чайковский» Уч.
музыки
декабрь «Русская зима глазами художников». Выставка. Шк. библ.
февраль Музыкальный час. «Отгадай мелодию». Шефы
март Концерт для мам и бабушек. ПК
4 класс
сентябрь
Участие в конкурсе творческих работ и сочинений. Кл. рук.
ноябрь Выход в театр. Родители, кл. руков..декабрь Постановка спектакля «Зимняя сказка» ПК
май Создание творческих презентаций. каждый
Архипелаг здоровья
Цель направления: укрепление здоровья и повышение работоспособности учащихся.
Задачи:
Формировать понятие о том, что забота о своем здоровье является общественным долгом.
Содействовать приобретению необходимого минимума знаний в области гигиены, медицины, физической культуры и спорта.
Воспитывать сознательную установку на ведение здорового образа жизни.
Ожидаемые результаты: ученик выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
1 класс
сентябрь
«Кубок Шукшина» Уч. физк.
октябрь Встреча с врачом «Как беречь свое здоровье» Кл.рук.
декабрь Беседа «Здоровые привычки – здоровый образ жизни» Кл.рук., родители
февраль Выходные на катке (совместно с родителями) Кл. рук.,родители
март Беседа о здоровом питании Кл. рук.
апрель «День здоровья» Уч. физк.
2 класс
сентябрь
«Путешествие в страну здоровья» Кл. рук.,род.активоктябрь «Как рыба в воде» едем в бассейн!» Кл. рук.,род.активдекабрь Выход на лыжах с родителями Кл. рук.,род.активмай «За здоровьем – в лес» туристический поход Кл. рук.,родители
3 класс
октябрь День здоровья. ПК
ноябрь Участие в соревнованиях и турнирах. Уч. физк.
февраль «Хоккей? Хоккей!» дружеская встреча в параллели Уч. физк.
март «Опасности на льду водоёмов». Кл. рук.
апрель «Гигиена школьника». Викторина. Шефы
май Поход в лес. Кл. рук.,родители
4 класс
октябрь «Закаляться нужно уметь». Беседа. Уч. физк.
декабрь Правила обращения с хлопушками и петардами. кл.рук.
январь «Весёлые горки». Катание на лыжах и санках. Кл. рук.,род. актив
апрель «Весёлые старты» Уч. физк.
май «Поход за здоровьем». Кл. рук.,родители
4. Трудовая бухта
Ведущие цели направления – экономическое воспитание, формирование активной жизненной позиции, знакомство с профессиями, трудом взрослых. В результате открытия трудовой бухты школьники получают опыт делового взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми разных профессий.
Ожидаемые результаты: ученик владеющий навыками общения с другими людьми, адаптированный в социально-культурном пространстве, принимающий значение труда как базовой ценности общества.
1 класс
сентябрь «Моя дорога в школу». Знакомство с ПДД Инспектор
ГБДД
ноябрь «Кем я хочу стать?» беседа-игра Кл. рук.
январь «Зачем нужны книги» посещение школьной библиотеки Шк. библ.
февраль Благотворительная акция «Дети – детдому» СК
май «Чей труд важнее?» беседа-размышление Кл. рук.
2 класс
сентябрь
«На кого мне хочется быть похожим?» беседа-игра Кл. рук.
октябрь «Добрые дела моей жизни» беседа Кл. рук.
ноябрь «75 лет – 75 книг» Проект «Подарок школе» Кл. рук.,шк. библ.
декабрь Экскурсия на фабрику ёлочных игрушек «Ариель». Кл. рук.,род.активянварь «Улыбка в жизни человека» викторина - игра Шефы
май «Без труда не выловить и рыбку из пруда». Конкурс пословиц о труде СК
3 класс
сентябрь
«Сбереги дерево» СК
декабрь «Все профессии важны». Беседа-размышление. Кл. рук.
январь Ремонт детских книг в библиотеке. Шк. библ.
март «Мои трудовые обязанности в семье». Диспут. Кл. рук.
май Экскурсия на почту Кл. рук.,род.актив4 класс
сентябрь
Общественно-полезный труд. каждый
октябрь Благотворительная акция «Дети – детям». СК
декабрь «Хочу и надо». Беседа о бюджете семьи. Кл. рук.
февраль «Кем быть?» Размышления о будущей профессии. СК
март «Профессии моей семьи». Творческие работы детей Кл. рук.
май «Загадай желание. Моя мечта». Творческие работы ребят о своих будущих профессиях. каждый
Залив Эко
Цель: формирование экологической культуры.
Включает в себя развитие экологической культуры школьников как совокупности экологически развитых интеллектуальной, эмоционально-чувственной и деятельной сфер, формирование у них позитивного опыта взаимодействия с природой, нравственно-экологической позиции.
Ожидаемые результаты: ученик владеющий основами экологической культуры.
1 класс
сентябрь
«Что тебя окружает». Беседа об экологии Кл. рук.
декабрь «Помоги птицам»! Изготовление кормушек Кл. рук.
январь «Планета в опасности». Просмотр фильма. Обсуждение. Кл. рук.
март «Природа в картинах русских художников». Беседа Шк. библ.
май Экскурсия в парк Кл. рук.,род.актив2 класс
сентябрь «Природа в опасности». Беседа-размышление. Кл. рук.
октябрь Конкурс рисунка «Животные в опасности». Кл. рук.
ноябрь Викторина «Знаешь ли ты животных - чемпионов?» Шефы
декабрь Викторина «Мой край». Кл. рук.
май «Цветик-семицветик». Акция по озеленению класса Кл. рук.
СК, род. актив
3 класс
сентябрь
Экологическая сказка «Путешествие капельки». Шефы
октябрь «Правила поведения на природе». Конкурс рисунков. Уч. ИЗО
ноябрь «Помоги им!». Развешивание птичьих кормушек. СК
январь «Секреты воды». Творческие работы детей. Кл. рук.
март Наблюдения за изменениями в природе. Кл. рук.
СК
апрель Акция «Чистый двор». Кл. рук.
СК
май Экскурсия в парк. Кл. рук.
4 класс
сентябрь
Фотовыставка «Краски лета» ПК
октябрь «Мы в ответе за тех, кого приручили». Уход и воспитание домашнего питомца. Обмен опытом. СК
декабрь «Звуки природы». Почувствуй гармонию и красоту. Кл. рук.
март Наблюдения в природе. Сочинения учащихся. Кл. рук.
май Создание презентаций по окружающему миру. Кл. рук.,каждый
Родная гавань
Цель: Воспитание уважения и любви к родному краю.
Основная идея этого направления – знакомство и изучение Нижегородского края, своей малой Родины, её культурного наследия, художественных народных промыслов.
Ожидаемые результаты: ученик знающий и интересующийся историей Нижегородского края, берегущий культурное наследие края.
1 класс
сентябрь
День рождения с.Сростки – 210. Классный час. Кл. рук.
октябрь Флаг, герб, гимн России. Беседа. Кл. рук.
ноябрь Матрёшкины частушки. Уч.
музыки
апрель «Весенние обряды и заклички». Беседа. Уч.
музыки
май Творческие работы детей. «Моя малая Родина». Кл. рук.,каждый
2 класс
сентябрь
«Каким я вижу город свой». Конкурс рисунков и фото. ПК
октябрь «Путешествие в народную мудрость» (басни, сказки, былины) викторина. Шк. библ.
ноябрь «Каким я вижу своё село». Конкурс рисунков и фото. ПК
март Масленица. Праздник. Кл. рук.,род.активмай Экскурсия по г.Бийску Кл. рук.,род.актив3 класс
сентябрь
«День села»! Классный час. Кл. рук.
январь «Коляда» праздники и обычаи старины. Шк. библ.
февраль Масленица. Праздник. Кл. рук.,род.активапрель Праздник Благовещения. Беседа. Шк. библ.
май Творческие работы детей «Мой край родной». Кл. рук.,каждый
4 класс
сентябрь
Фотовыставка «Моё любимоё село». ПК
ноябрь «Сказки и легенды края». Беседа.
ШК. библ.
февраль Масленица. Праздник. Кл. рук.,род.активмарт Изготовление презентаций «Любимые места края» ПК
май Творческие работы детей «Родная гавань». Кл. рук.,каждый
7. Мыс доброты
Цель: формирование ценности своего существования и ценности существования других людей.
Содержание этого направления ориентировано на формирование у детей позитивного отношения к самому себе, потребности в саморазвитии, самореализации, в социально и личностно значимой деятельности, формирование у них опыта нравственных отношений с окружающим миром, развитие духовной сферы личности.
Ожидаемые результаты: ученик умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать своё мнение, доброжелательный, способный к самосовершенствованию.
1 класс
сентябрь
«С днём рождения, класс»! Праздник. Кл. рук.,род.активдекабрь «Что такое хорошо и что такое плохо?». Викторина Кл. рук.
январь «Дружба начинается с улыбки». Просмотр мультфильма и беседа-обсуждение. Кл.рук., дети, родители
февраль «О дружбе и друзьях». Спектакль. Шефы
апрель Выпуск газеты «Наш класс». Кл. рук.,СК
май Моё портфолио. Кл. рук.,каждый
2 класс
сентябрь
«Как не стать жестоким?» Беседа. Соц.
педагог
октябрь «Из чего сделаны девочки? Из чего сделаны мальчики? Как научиться уважать друг друга?» Кл.рук.,
родители
декабрь «Как научиться быть честным?» Беседа. Кл. рук.
март «Мои желания» Беседа-размышление по сказке Катаева «Цветик-семицветик» Кл. рук.
апрель «День смеха» КВН Шефы
май Творческие работы детей. Кл. рук.,каждый
3 класс
сентябрь
Организация системы самоуправления в классе. СК
октябрь Этическая беседа «Круг друзей» Кл. рук.
ноябрь «Как отвечать за свои поступки». Беседа. Соц.
педагог
декабрь Письма Деду Морозу. СК
январь «Расскажи мне о себе». Круглый стол. Соцпедагог
февраль «Поздравляем наших мальчиков». девочки
март «Поздравляем наших девочек». мальчики
апрель «Как не ссориться». Игра-тренинг. Кл..рук.,
родители
май «Дружат в классе нашем девочки и мальчики». Игра. ПК
4 класс
сентябрь
«Законы нашего класса». Этическая беседа. Кл. рук.
октябрь «Что я жду от одноклассников?» Беседа-размышление. Кл. рук.,СК
ноябрь «Каким меня видят окружающие?» Игра-тренинг. Соц.
педагог
декабрь «Расскажи мне о себе». Круглый стол. Кл. рук., родители
январь «Правила доброго общения». Викторина. СК
февраль Рыцарский турнир. Конкурсы. Папы
март А ну-ка, девочки! Конкурсы. Мамы
апрель Выпуск газеты «Мой классный класс» ПК
май Творческие работы, фото, отзывы. Кл. рук.,каждый
V. Механизм реализации
ВСК реализуется через деятельность 3 экипажа корабля по 7 содержательным
направлениям к «открываемым географическим объектам»:
гражданско-патриотическое направление: «Родная гавань»;
интеллектуально-познавательно направление: «Материк знаний»;
спортивно-оздоровительное направление: «Архипелаг здоровья»;
культурно-эстетическое направление: «Море искусств и творчества»;
трудовое направление: «Трудовая бухта»;
семейно-ценностное направление: «Родной очаг»;
экологическое направление: «Залив Эко».
Выделение содержательных направлений условно, так как содержание освоения географических объектов является многоцелевым. В реальности ВСК работает как единое целое, каждое направление, имея свою цель, в итоге работает на общий результат.
Формируется эскадра «Улыбка», где происходит разделение класса на 3 экипажа корабликов, которым ребята сами придумывают название.
Команда кораблика состоит из капитана, он ответственный за всю команду,
Вахтенный - отвечает за учебную деятельность.
Физорг – отвечает за спорт.
Журналист – сбор информации.
Эколог – чистота, уход за цветами.
Затейник – игры, развлечения.
Совет капитанов – актив класса.
Высшим органом классного самоуправления является классное собрание, на котором происходит подведение общих итогов; создание законов класса.
Разработана мною гибкая система смены поручений. Раз в полугодие происходит чередование и смена ролей внутри каждого кораблика для того, чтобы каждый ребёнок мог проявить себя в новом качестве, побывав как в роли командира, так и подчиненного, если ребёнок не хочет взять на себя роль члена экипажа, он пассажир кораблика.
КТД проводятся совместно с родителями и учащимися, ответственность за их проведение ложится на СК (СОВЕТ КАПИТАНОВ), либо организуется мобильная творческая группа из детей и родителей, которые направляют совместную деятельность, это ПК (ПРОКЛАДЫВАЮЩИЕ ПУТЬ).
Учитель всегда выполняет при проведении КТД работу, результат которой виден детям и родителям. Работает согласно пословице «Учат слова, но увлекают примеры».
Через КТД родители действительно становятся подлинными партнёрами и союзниками школы, часто открывая при этом вновь своего ребёнка, познавая его как личность. Тут одновременно проходят два важных процесса: объединение классного сообщества в единое целое и становление личности каждого ребёнка в коллективе.
Реализация воспитательной системы осуществляется через работу с учащимися класса:
формирование эскадры «Улыбка»,
совместное планирование деятельности,
участие в проектной деятельности,
проведение социологических опросов;
с родителями:
проведение родительских собраний,
заседаний родительского комитета,
участие родителей в классных и общешкольных праздниках,
дни семейного отдыха,
родительский лекторий,
участие в социально значимой деятельности;
с педагогическим коллективом:
взаимодействие с учителями-предметниками,
педагогами дополнительного образования,
психологической службой,
др. специалистами.
IV. управление
Схема соуправления и самоуправления ВСК
Совет
капитанов
Классный руководитель
ЭСКАДРА
(общее собрание)
Дети
Родители
Капитан
кораблика
«Вундеркинды»
Капитан
кораблика
«Почемучки»
Капитан
кораблика
«Знатоки»
ЭКИПАЖ
- вахтенный
- эколог
- физорг
- затейник
- журналист
ЭКИПАЖ
- вахтенный
- эколог
- физорг
- затейник
- журналист
ЭКИПАЖ
- вахтенный
- эколог
- физорг
- затейник
- журналист
Экипаж «Родители»
ЭКИПАЖ
«Родители»
Кают компания
родителей
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ
КАЮТ-КОМПАНИЯ
затейников
КАЮТ-КОМПАНИЯ
вахтенных
КАЮТ-КОМПАНИЯ
журналистов
КАЮТ-КОМПАНИЯ
физоргов
КАЮТ-КОМПАНИЯ
экологов
Воспитательные центры школы:
Музей, библиотека, кружки, спорт.секцииРодительский комитет
Воспитывающие ситуации
Общешкольное и классное самоуправление
Классное
РЕБЕНОК
сообщество
КТД
Классное сообщество
Коллективные и индивидуальные поручения
Личность классного руководителя
Огромную роль в управлении воспитательной системы играет коллектив родителей.
Сотрудничество классного руководителя и родителей строится на следующих принципах:
совместная педагогическая деятельность семьи и школы;
сочетание педагогического просвещения с педагогическим самообразованием родителей;
педагогическое внимание, уважение и требовательность к родителям;
поддержка и индивидуальное сопровождение становления и развития педагогической культуры каждого из родителей;
содействие родителям в решении индивидуальных проблем воспитания детей;
опора на положительный опыт семейного воспитания
Тематика родительских собраний выстраивается примерно следующим образом:
В первый год обучения это собрания, которые носят просветительский, познавательный характер, направлены на стимулирование интереса родителей к узнаванию своего ребёнка каждый раз с новой стороны, наталкивают родителей на развитие в себе умений воспитательного характера, подчёркивая при этом успехи семей в проявлении положительных родительских умений.
Мы рады встрече с вами. Традиции и обычаи нашей школы.
Адаптация первоклассника в школе.
Портфолио ученика младших классов.
Игра как средство познавательной активности ребенка
Как преодолеть застенчивость и неуверенность ребёнка.
Во втором классе начинается более серьёзная учебная деятельность, появляются оценки, что накладывает определённые отпечатки на поведенческие реакции ребят, влияет на мотивацию учения школьника. Важно уделить внимание на объективные трудности в учёбе ребёнка и показать родителям пути выхода из проблемной ситуации. Родительские собрания направлены на сплочение коллектива на принципах справедливости, добра и человеколюбия, на формирование умения жить среди людей и поступать согласно нравственным нормам.
Моделирование нравственной атмосферы в семье.
Родителям на заметку. Критерии оценивания учащихся во втором классе.
Как воспитать у ребёнка ответственность за свои поступки?
Как сформировать у ребёнка интерес к чтению?
Трудовые традиции в воспитании ребёнка в семье.
В работе с родителями третьеклассников нужно обратить внимание на воспитание ответственного отношения к выполнению нравственных законов жизни в социуме, воспитывая при этом стойкую привычку нравственного поведения. Воспитывать ребят на примерах родных и близких людей, родителей, бабушек и дедушек, воспитывать толерантное отношение к другим людям.
Праздники страны – праздники семьи?
О культуре питания ребёнка в школе и после школы.
Внеучебная деятельность учащихся «за» и «против».
Роль совместного досуга детей и родителей в воспитании коммуникативной культуры школьника.
Родительские собрания в четвёртом классе должны снять определённую тревогу родителей перед переходом на новую ступень обучения, подготовить их к общению с педагогами на среднем этапе обучения.
Кризисы взросления младших школьников.
Как научить своего ребёнка жить в мире людей. Уроки этики.
О родительском авторитете. Чтобы не было поздно.
Особенности выпускных экзаменов в начальной школе.
Как подготовить ребёнка к успешному учению в пятом классе.
Важно в конце сентября (3 неделя учёбы) 1 класса правильно организовать работу родительского комитета класса.
Структура родительского экипажа выглядит следующим образом:
Капитан родительского зкипажа (председатель)
Кают компании Родительского экипажа класса
«УЧЕБНАЯ
ЧАСТЬ» «АХЧ» «ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ» «ПРЕДСЕДАТЕЛЬ» «КАЗНАЧЕЙ»
ФУНКЦИИ РОДИТЕЛЬСКОГО экипажа КЛАССА
Огромную роль в сотрудничестве родителей учеников и классного руководителя играет родительский экипаж класса. От того, насколько слаженно и ответственно подходит к своей деятельности родительский экипаж, зависит атмосфера в классном коллективе, взаимоотношения родителей друг с другом, общение взрослых и детей.
1. Процедура выборов и распределение обязанностей родительского экипажа
Родители делятся на группы (2-5 человек).
Группа «Учебная часть».
Содержание работы (взаимодействие с родителями):
группа составляет план своей работы;
интересуется учебной работой учащихся;
организует посещение уроков, знакомство с учебными программами;
привлекает родителей к работе по профориентации и оказанию необходимой психологической помощи;
оказывает посильную помощь учителям-предметникам в организации учебных экскурсий;
помогает приобретать необходимые учебники, пособия;
по возможности вместе с родителями оказывает помощь учащимся, отстающим в учебе;
Вместе с классным руководителем и родителями ученика способствует формированию мотивации и ответственного отношения к учебе, сознательной дисциплины в классе во время учебных занятий и вне учебной деятельности.
2. Группа «АХЧ».
Содержание работы:
группа организует помощь родителей для: ремонта и оформления класса (учебного помещения); соблюдения санитарного состояния класса (чистота окон, занавесок и т. д.); уборки;
организует участие в совместных субботниках в классе, школе, на пришкольной территории;
помогает приобретать необходимые хозяйственные вещи для класса.
3. Группа «Воспитательная часть».
Содержание работы:
организует помощь родителей в организации экскурсий, походов, развлекательных мероприятий, посещения музеев, театров, кинотеатров;
привлекает родителей для организации кружков, проведения классных часов, вечеров;
организует совместные вечера, спортивные соревнования и т. д.
4. Группа «Казначей».
Содержание работы:
собирает средства у родителей на нужды класса;
составляет смету расходов средств;
отчитывается перед родителями за использование средств;
организует работу по привлечению средств для нужд класса (спонсоры и т. д.).
5. Группа «Председатель».
Содержание работы:
организует работу родительского комитета;
составляет план работы;
активно участвует в организации и проведении родительских собраний;
представляет класс в общешкольных родительских объединениях.
Каждый родитель какой-то период в группе должен проработать организатором деятельности родителей
Практикуется деление на родителей на группы для проведения мероприятий для учащихся класса. В этом случае между родителями в группе распределяются обязанности по подготовке и проведению запланированного мероприятия.
Сплоченность родительского коллектива, желание родителей быть участниками образовательного и воспитательного процесса учащихся во многом зависят от организации всей работы классным руководителем.
Работа с родителями реализуется через проект «Семейный очаг».
V. Мониторинг и изучение эффективности
По мнению Н.Е. Щурковой, главным критерием оценки результативности воспитательного процесса может выступать воспитанность учащихся, ее изменения из года в год. Считаю, мерилом эффективности функционирования воспитательной системы обязательно должны быть следующие критерии:
Сформированность классного коллектива.
Уровень воспитанности учащихся.
Сформированность правил норм жизни в коллективе.
Развитие способностей учащихся.
Проявление индивидуальности каждого ученика и классного сообщества в целом.
Удовлетворённость учеников и их родителей жизнедеятельностью в классе и школе.
В соответствии с данными критериями могут быть использованы такие традиционные и нетрадиционные методики изучения результативности учебно-воспитательного процесса:
исследование познавательных процессов личности младшего школьника;
тест Н.Е. Щурковой «Размышляем о жизненном опыте»;
социометрические методы;
краткий тест творческого мышления П. Торренса;
сбор – коллективный разговор об итогах прошедшей четверти (полугодия, года);
тесты А.А.Андреева, Е.Н. Степанова для исследования удовлетворённости детей и взрослых школьной жизнью;
методика изучения воспитанности школьников Н.П. Капустина;
тест А.Н.Симановского «Изучение логических операций у младших школьников»
анкета Н. Лусканова для определения школьной мотивации;
опросник «Мой класс» (Гильбух) для определения степени удовлетворённости,
конфликтности, сплочённости.
Есть система отслеживания воспитательных усилий, корректирование на этой основе воспитательной практики.
Критерии и способы изучения эффективности ВСК
Направление Критерий Методика
Материк знаний Повышение мотивации к учению, компетентность учащихся Методики для исследования развития познавательных процессов личности ученика
Тест А.Н. Симановского «Изучение лог. операций у мл. шк.»
Море искусств и творчества Сформированность эстетической компетентности, потребности в творческом самовыражении, креативности мышления Смотры и конкурсы.
Портфолио учащихся.
Методика диагностики творческой активности учащихся.
Тест П. ТорренсаАрхипелаг здоровья Сформированность ценностного отношения к своему здоровью. Статистический медицинский анализ состояния здоровья учащихся.
Анализ занятости учащихся в спортивных секциях.
Выполнение нормативов по физкультуре.
Трудовая бухта Сформированность ценностного отношения к трудовой деятельности. Творческие работы ребят о профессиях родителей.
Участие в трудовых акциях, общественно-полезном труде.
Залив Эко Сформированность основ экологического сознания. Участие в экологических акциях.
Тест «Экология в нас»
Презентации учащихся по окружающему миру.
Родная гавань Сформированность ценностно-смысловых ориентиров. Анкета «Нравственные ценности»
Тестовая диагностика личностного роста П.В. Степанова
Мыс доброты Сформированность классного коллектива, коммуникативной компетентности в общении и видах деятельности. Методика изучения межличностных отношений.
Гильбух «Мой класс».
Методика изучения воспитанности школьников Н.П. Капустина.
Методика «Атмосфера в группе» М.Нечаева, И. Смирновой
Методика И.П. Иванова. Отслеживание КТД.
VI . Образ проектируемой воспитательной системы «Улыбка»
Модель воспитательной системы «Улыбка» - это модель, дающая возможность самореализовать себя в социуме и творчески преобразовывать социум, менять себя применительно к новым условиям жизни и одновременно сохраняя традиции класса.
Важнейшей целью я считаю формирование у школьников способностей осуществлять личностную самореализацию, активно включаться в жизнь общества, бережно сохраняя его социально-культурные ценности, сознательно выполнять различные социальные роли, предвидеть и разрешать возникающие жизненные проблемы, принимать ответственные решения, осознавать себя гражданином России на основе принятия национальных нравственных ценностей.
Ожидаемые результаты:
улучшение психологической комфортности в едином образовательно-воспитательном пространстве класса;
приобретение опыта общественно значимой гражданской деятельности;
cформированность активной жизненной позиции, интерес к познанию, стремление к самовыражению и самореализации;
сформированность понятийного аппарата и ценностно-смысловых ориентаций к базовым национальным ценностям;
повышение психолого-педагогической культуры родителей, укрепление связи с семьей;
усвоение учащимися продуктивных и достойных человека способов взаимодействия людей друг с другом – сотрудничество, компромисс, взаимные уступки и т.п.
раскрытие творческих способностей учащихся, приобретение опыта коллективно-творческой и проектной деятельности.
приобщение учащихся к здоровому образу жизни, пониманию ценности своего здоровья, владение приёмами здоровьесберегающих технологий.
Реализация идеи воспитания социально-активной личности предполагает внедрение в образовательный процесс уже начальной школы методов проектного обучения, которое выступает мощным интегрирующим фактором взаимосвязи целей обучения и развития, воспитания ответственности и стремления к активной социальной деятельности, приобретения нового ценностного и поведенческого опыта.