Воспитательная система класса «Дорога в большой мир»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 31»
Артемовского городского округа
Городской дистанционный конкурс «Современный классный руководитель»
Номинация: Классный руководитель среднего звена.
Тема: Воспитательная система класса «Дорога в большой мир»
Выполнил: Фадеева Виталина Михайловна,
классный руководитель 6 «А» класса
МБОУ СОШ № 31
г. Артем
2015г.
Воспитательная система 6 «А» класса
Модель воспитательной системы класса
Воспитательная система класса – это способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и способствующий развитию личности и коллектива.
Длительное время приоритет в образовательной школе отдавался процессу обучения. Сегодня, как никогда, остро встал вопрос о воспитании школьников, так как именно воспитание вводит ребенка в процесс социализации в обществе. Воспитание культурного человека – это воспитание человека не только и не столько успешно обучающегося и образованного, сколько воспитание человека нравственного, способного сохранить и развить в себе нравственные ценности семьи, общества и человечества и использовать их в повседневной жизни, демонстрируя это своим поведением, общением, деятельностью.
Основными задачами воспитания являются: формирование у обучающих гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативы, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. Основная задача школы – помочь ребенку реализовать свои возможности, для этого между педагогом и ребенком необходимо установить такие взаимоотношения, которые способствовали бы его развитию, создали условия для его самовоспитания. Именно к этому я стремлюсь в своей воспитательной работе.
У педагога есть трудная, но очень важная миссия - быть классным руководителем. Одни считают ее дополнением к своей преподавательской работе, другие - наоборот, самой главной. Как бы ни была трудна эта деятельность, она, несомненно, нужна детям, поскольку основное структурное звено в школе - это класс. Именно в нем зарождается интерес к учебе, формируются социальные отношения между детьми. Класс представляет собой систему, которая помогает реализовать заботу о социальном благополучии детей, решать проблему их досуга, сплачивать коллектив, формировать соответствующую эмоциональную атмосферу. Организатором деятельности учеников в классе, координатором воздействий был и остается классный руководитель.
Задача классного руководителя - создавать условия для саморазвития учащихся. Цветок растет сам. Его не надо тянуть за верхушку, «пихать» и «пинать». Его надо поливать, обогревать и освещать солнцем. Ему нужно создавать условия, удовлетворяя его внутренние нужды и запросы. И тогда растение будет здоровым, как ему предписано быть природой.
Ребенок - росток человеческий. В нем изначально заложено неуемное стремление к развитию. Цель становящейся личности - утвердить свое уникальное «я», выявить свое неповторимое предназначение. А цель педагога помочь ему в этом.
В процессе моей работы выработался определенный стиль отношений с детьми:
·Не запрещать, а направлять;
·Не управлять, а соуправлять;
·Не принуждать, а убеждать;
·Не командовать, а организовывать;
·Не ограничивать, а предоставлять свободу выбора.
Я полагаю, что  классный руководитель- это непосредственный и основной организатор учебно-воспитательной работы в классе; классный руководитель- это духовный наставник между обществом и ребенком в освоении основ человеческой культуры, организатор системы отношений через разнообразные виды совместной деятельности классного коллектива, создатель благоприятной развивающей среды и благоприятного морально-психологического климата в классе, координатор усилий педагогов, семьи, социума – всех воспитывающих сил общества, влияющих на становление и развитие личности ребенка. 
 Главная проблема в моей работе как классного руководителя – это создание соответствующего морально-психологического климата, творческой атмосферы, доброжелательного стиля отношений – всего того, что способствует развитию личности каждого ученика, коллектива в целом, помогает в формировании жизненной позиции, общего отношения к жизни, признанию человека как абсолютной ценности. Это важно, как в шестом классе, так и на пороге взрослой жизни, требующей от них способности к саморазвитию, самореализации и самовоспитанию. Доброта, милосердие, честность, порядочность, доброжелательное отношение к окружающим, любовь к Родине, любовь к родной природе – вот те качества, которые я стараюсь формировать  у своих детей.
    Каждый ребенок по-своему талантлив, но ему нужно помочь найти себя, раскрыть свои способности, самореализоваться. И я как педагог всегда ставлю перед собой цель – увидеть, разглядеть, не пропустить в ребенке всё самое лучшее, что в нем есть, и дать импульс к самосовершенствованию.
    Многолетняя работа с учащимися и родителями позволила мне разработать модель воспитательной системы класса, которая помогает мне более целенаправленно и обоснованно строить воспитательную работу, сосредотачивать усилия на решении важных проблем, согласовывать устремления действий учителя, учащихся и их родителей при планировании и организации жизнедеятельности в классе. А это, несомненно, должно способствовать повышению эффективности педагогической деятельности, достижению более существенных результатов в духовном и физическом развитии учащихся. Система воспитательной работы разработана с учетом возрастных особенностей учащихся, отвечает их интересам.
Всестороннее развитие предполагает включение школьника в многообразные виды деятельности: интеллектуально - познавательную, ценностно - ориентированную, трудовую, общественно - полезную, художественную, спортивную, игровую.
     Творческое развитие предполагает возможность раскрытия и реализации определенных   способностей, заложенных в каждом ребенке.
Ценностно- смысловое ядро воспитательной системы класса.
Цель воспитательной системы-создание благоприятных условий для формирования высокодуховной и физически здоровой личности, способной к творческому созиданию.
Чтобы реализовать данную цель, необходимо решить следующие задачи:
- вовлечение учащихся в работу дополнительного образования предметной направленности с целью повышения качества знаний;
- развитие ученического самоуправления;
- формирование стремления к здоровому образу жизни;
- воспитание духовно-патриатических, гражданских, нравственных качеств личности;
-формирование гуманистических отношений клюдям и природе;
-создание благоприятных условий для самореализации личности.
Ключевыми понятиями, характеризующими сущность воспитательной системы класса, являются: индивидуальность, самостоятельность, доброта, творчество, активность, коллектив, которые одновременно исполняют роль принципов строящейся системы и жизнедеятельности классного сообщества.
Приоритетным видом деятельности в воспитательной системе является коллективная творческая деятельность. Основу этой деятельности составляет коллективное творческое дело (КТД). Что же является надежным результатом творческих дел? Это позитивная активность школьников, причем не зрительская, а деятельностная, сопровождающаяся в той или иной мере чувством коллективного авторства (не нам сделали, устроили, провели, а мы решили, провели, сделали). Нельзя обойти вниманием тот факт, что одним из наиболее ярких проявлений системы являются соуправление и самоуправление.
Самоуправление. Здесь главное – не органы самоуправления, а деятельность, направленная на совершенствование жизни коллектива. Использую метод чередования организационных поручений. Сущность метода заключается в создании гибких, мобильных, часто обновляющихся по составу органов самоуправления с целью обучить всех участников коллективной деятельности организаторскому мастерству.
Органы самоуправления создаются для проведения конкретного дела. Как только оно заканчивается, подводим итог, органы самоуправления считаются распущенными. На следующее дело вновь создаются органы самоуправления, в них входят другие участники.
Соуправление. Школьники очень любят выполнять в классе различные поручения. Они чувствуют себя значимыми, нужными, ждут возможности проявить себя. В начале учебного года провели классные собрания, которые были посвящены:
выбору актива класса (староста, главный дежурный,всеобуч);
распределению поручений ( цветовод, физорг,редколлегия, культмассовый сектор)
Каждый четверг актив класса представляет отчет о проделанной работе за неделю.
Основные направления воспитательной работы.
1.Приобщение к здоровому образу жизни
2.Патриотическое и правовое воспитание
3.Экологическое воспитание
4. Досуг, общение, культура
5. Работа с родителями
Выбор направлений воспитательной работы в классе осуществляется на основе и в соответствии с результатами диагностики, определения уровня развития и интересов учащихся, выявления проблем в личном развитии и межличностных отношениях.
Направление «Здоровье»
Цель: сохранение и укрепление здоровья ребят класса; формирование стремления к здоровому образу жизни, воспитание понимания важности здоровья для будущего самоутверждения.
Задачи:
формировать у учащихся культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья;
знакомить учащихся с опытом и традициями предыдущих поколений по сохранению физического и психического здоровья.
Формы реализации:
1. Посещение бассейна.
2. Участие в спортакиадах, днях здоровья, туристических слетах.
3. Походы выходного дня. 4. Экскурсии. 5. Занятия по правилам дорожного движения, по правилам пожарной безопасности. 6. Беседы «Курение, алкоголь, наркомания и подросток» с приглашением специалистов. 7.Классные часы «Профилактика травматизма и первая медицинская помощь», «Вредные привычки», «Правильное питание в подростковом возрасте», «Безвредного табака не бывает», «Умей сказать нет». 8. Встречи со специалистами медико-психологической службы.
 
Направление «Патриотическое и правовое воспитание»
Цели: формирование у учащихся соответствующих знаний о праве, правовых нормах как регуляторах поведения человека в обществе, воспитание и развитие гражданского долга, патриотизма - важнейшей духовно - нравственной ценности.
Задачи:
1. Воспитание личности духовной, нравственной, социально адаптированной к современному обществу;
 2. Воспитывать у учащихся патриотические чувства, формировать гражданскую зрелость
3.Формирование у учащихся правовой культуры, гуманистического мировоззрения, способного к осознанию своих прав и прав других людей, способности к саморазвитию.
4. Формирование чувства гордости за свой родной край, преданность родному    городу, школе;
 5. Развитие чувств единения, школьного братства, коллективизма; 
 6. Развивать интерес к героическому прошлому нашего народа.
Формы реализации :
1.  Классные часы «Символы России», «Традиции семьи», «Юные герои великой войны», «Трагедия в Беслане», «Кто любит труд, того люди чтут»
2.  Классные часы, посвященные Победе в Великой Отечественной войне.
4. Посещение музев.
5.Участие в акциях «Милосердие»: «Помоги собраться в школу», «Посылка солдату», «Помощь ветеранам»
6.Организация экскурсий, походов с целью изучения родного края, 
   его истории.
При организации работы по патриотическому воспитанию обучающихся реализую следующую эффективную воспитательную цепочку:
·Любовь к родителям, родному дому, к родным и близким людям.
·Воспитание и уважение к старшим, к людям труда (приобщение детей к традициям народа, стремление чтить память погибших воинов, проявление уважения к людям пожилого возраста).
·Любовь к родной природе (охрана окружающей среды)
·Моя Родина - Россия (расширение представлений о нашей Родине - России, воспитание любви к своей малой родине).
·Человек - защитник своего Отечества (любовь, забота и сохранение своей родины, формирование чувства патриотизма, уважения и симпатии к другим народам, гордости за Российскую армию, желание служить своему Отечеству).
Заповеди, на основе которых я строю работу по патриотическому воспитанию обучающихся:
·Цени и оберегай своё отечество.
·Овладевай, совершенствуй и сохраняй традиции и культуру своего народа.
·Дорожи историей своего народа.
·Свято относись к символике своей страны.
·Береги красоту своего края.
   Воспитание гражданина — считаю одной из главных задач образовательного учреждения. Стараюсь привлечь к активному участию в различных школьных и классных мероприятиях всех учащихся класса. Особое внимание уделяю детям «группы риска». Стремлюсь создать условия для развития у детей творческой инициативы, гражданской позиции, ответственности и всех качеств, которые востребованы обществом. Стараюсь добиться наилучшего результата и предельной эффективности любого воспитательного дела.
Решая проблему гражданского воспитания учащихся, прежде всего сосредотачиваю свои усилия на формировании у школьника ценностного отношения к явлениям общественной жизни.
Направление «Экологическое воспитание»
Центральное место в воспитательной системе занимает формирование у учащихся экологической культуры, которая складывается из ответственного отношения:
​ к природе (экология природы),
​ к себе как составной части природы (экология здоровья),
​ к окружающему нас миру, к живым существам вокруг нас (экология души).
Цель: Воспитание у подрастающего поколения экологически целесообразного поведения как показателя духовного развития личности.
Задачи:
​ формировать потребность проявлять активность в решении экологических проблем;
​ формировать познавательные, практические и творческие умения экологического характера;
​ формирование здорового образа жизни учащихся.
Формы реализации:
Классные часы: «Охрана природы – твоя обязанность», «Эта хрупкая планета», «Страницы любопытных фактов», «Природа родного края», «Красная книга Приморского края», «Деревья разные бывают». «Природа в произведениях искусства», «Человек есть существо природное и духовное», «Экологический кризис: шанс на спасение», Фестиваль о деревьях.
Направление «Досуг, общение,культура»
Цель: создание условий для проявления учащимися класса инициативы и самостоятельности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях, передача учащимся знаний, умений и навыков социального общения людей, развитие интереса к внеклассной деятельности.
Задачи:
создание условий для равного проявления учащимися класса своих индивидуальных способностей во внеурочной деятельности;
использование активных и нестандартных форм внеклассной деятельности учащихся, отвечающих их интересам и возможностям;
развитие способностей адекватно оценивать свои и чужие достижения, радоваться своим успехам и огорчаться за чужие неудачи.
формировать у учащихся культуру общения в системе «учитель-ученик», «ученик-ученик», «взрослый-ребенок»;
Формы реализации:
Культпоходы в театр на концерты, кино.
Посещение кружков, секций, студий.
Классные собрания:распределение поручений
Участие в делах школы.
Цикл мероприятий «Спешите делать добро».
День матери.
Праздник Осени.
Новогодний праздник.
«А ну–ка, мальчики!», «А ну-ка, девочки!»
Праздничный концерт для мам.
Социометрия, диагностика.
Игры и упражнения не только помогут детям преодолеть эмоциональные проблемы, развить уверенность в себе, воображение, ловкость и смекалку, но и помогут получить огромную радость от общения друг с другом. А главное назначение-помочь детям и взрослым жить вместе дружно, радостно и свободно.
Общение ребенка - это не только способность вступать в контакт и вести разговор с собеседником, но и умение внимательно слушать, использование мимики и жестов для более эффективного выражения своих мыслей, а также осознание особенностей себя и других людей и учет их в ходе общения. Если не научить ребенка грамотно общаться с детства, эта проблема будет сопровождать его всю жизнь.

Направление «Работа с родителями»
   
Цели: способствовать сплочению семьи, укреплению связи школы с семьей. Осознание учащимися значимости семьи в жизни человека.
 Задачи:
1. Формирование уважения к семье как к базовой ценности общества;
2.Оптимизация сотрудничества родителей и педагогов в формирование
личности.
3. Создание благоприятной атмосферы общения в системе «родитель-учитель - ученик»;
4.Психолого-педагогическое просвещение родителей;
5.Организация совместной работы по совершенствованию  нравственных, физических, качеств, социализации подростков
Формы:
1)Тематические родительские собрания с приглашением медицинских работников
и других специалистов. 
2)Индивидуальные консультации педагогов-предметников,
3)Организация работы родительского комитета.              
4)Круглые столы «Вечер трудных вопросов».                   
5)Праздники «Мир моей семьи» (семейные традиции и праздники).
6)Совместные походы на природу.
7)  Посещение семей.
8) День открытых дверей.
 
    Взаимодействие и сотрудничество педагогического, ученического и родительского сообщества - также важное направление функционирования воспитательной системы класса. Ведь очевидно, что если образы жизни и школы кардинально расходятся, то только немногие из школьников смогут выбраться без потерь из подобного противостояния. Поэтому особое внимания уделяется взаимоотношениям ребенка в семье (встречи и беседы с членами семьи, изучение условий проживания).
Общаясь с родителями моих учеников, я поняла, что они первые помощники, члены классного коллектива. Работа с родителями ведется по двум направления - повышение психолого-педагогических знаний и вовлечение их в учебно-воспитательный процесс. В рамках этого направления проводятся родительские собрания, совместные творческие дела, особенно удачно проходят собрания в виде деловой игры-беседы «Я помогаю вам, вы помогите мне». Сообща находим решение в трудных ситуациях по воспитанию детей. Родители участвуют во многих наших праздниках. Интересно проходят творческие дела походы, экскурсии, Дни Здоровья. Очень познавательно и интересно проходит мероприятие День открытых дверей. В этот день родители присутствуют на уроках, следят за обстановкой в классе, на уроках, на переменах, видят ребенка в общении со сверстниками и учителями. Только с помощью совместных дел родители могут стать нам союзниками, так как перестанут относиться к школе как наблюдатели. Немаловажным фактором при проведении подобных мероприятий является присутствие и матерей, и отцов, так как учитываются не только возрастные, но и половые особенности развития детей.
Используя методы воспитания, я вижу результаты.
  Главным критерием оценки результативности воспитательного процесса может выступать воспитанность учащихся, ее изменения из года в год. Считаю, что эффективностью функционирования воспитательной системы обязательно должны быть следующие критерии:
Сформированность классного коллектива.
Уровень воспитанности учащихся.
Сформированность правил норм жизни в коллективе. Стремление к успешности.
( Приложение 1 .Диаграммы воспитанности учащихся)

Я считаю, что данная воспитательная система работы с классным коллективом способствует решению поставленных задач. Формируется личность, готовая к самоутверждению, ответственности, принятию окружающего мира и себя в этом мире. Считаю, что воспитательная система способствует максимальному сближению интересов родителей, детей и педагогов в развитии гармоничной личности. И только тогда выполняется одно из самых главных моих правил: “Чтобы ни случилось сегодня между учеником и учителем, между учащимися класса, ребенок должен уйти домой из школы с хорошим настроением!”
Прогнозируемый результат. Усвоение учащимися патриотических, гражданских, нравственных понятий и норм поведения.
Умение строить свою жизнь по законам гармонии и красоты, творить прекрасное в досуговой деятельности, поведении, общении с окружающими.
Желание продолжить обучение после школы, потребность в углубленном изучении выбранной профессии, в самостоятельном добывании новых знаний.
Адекватная оценка учащимися своих возможностей.
Стремление к физическому совершенствованию, здоровому образу жизни.
Формирование личности, не склонной к употреблению ПАВ.
Приложение 1
Уровень воспитанности

Приложение 2
«Здоровый образ жизни»
Веселая спартакиада


Экскурсии
«Веселая ферма»


«Кравцовские водопады»



Отдых на море



Патриотическое и правовое воспитание




Экологическое направление.



Досуг, общение, культура.







Праздник «Масленица»



Мы разные, но мы вместе.