Воспитательная программа Дорога Добра (1-4 класс)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Туринская начальная общеобразовательная школа»
Эвенкийского муниципального района
Красноярского края
Воспитательная программа
«ДОРОГА ДОБРА»
Сроки реализации: 4 года
Возрастной контингент: 1 – 4 классы
Составитель: Бабешкина О. Г.
учитель начальных классов
первой квалификационной
категории.
п. Тура 2014 г.
Тому, кто не постиг науки добра,
всякая иная наука приносит лишь вред.
Мишель де Монтень
Основная идея: Добро, Дружба, Успех – путь к социализации юных граждан, воспитания достойного человека, умеющего работать и общаться в коллективе.
Паспорт программы
Название программы «Дорога Добра»
Сроки реализации 1-4 класс (2014 - 2018 уч. год)
Основания для разработки
программы Закон РФ «Об образовании»
Конвенция о правах ребёнка
Устав школы
Заказчик программы Отдел образования,
образовательная система школы, родители
Разработчик программы Классный руководитель: Бабешкина О.Г.
Участники программы Учащиеся класса, классный руководитель, родители, учителя-предметники, работающие в классе, библиотекарь, школьная медсестра.
Краткая аннотация Программа по воспитательной работе называется «Дорога Добра».
Она должна помочь организовать работу в классе в течение четырех лет. Я считаю, чтобы процесс воспитания проходил успешно, вокруг него должна быть атмосфера понимания, поддержки. Ребенка должна окружать красота, игра, творчество. Я стремлюсь, чтобы такие ценности, как: «доброта», «доверие», «уважение», «коллектив». «творчество», «самостоятельность» составляли основу всей жизнедеятельности класса и каждого ученика в отдельности, проявлялись в общении и отношениях внутри класса и за его пределами, чтобы «Дорога Добра» помогла моим ребятам становиться высоконравственной, социализированной личностью, а класс – дружным коллективом.
Предполагаемые результаты реализации программы Улучшение социально-психологического климата в классном коллективе.
Активное участие родителей в жизни класса.
Формирование умений, навы-ков, приобретение жизненного опыта поведения в различных ситуациях.
Рост числа учащихся, занимающихся в спортивных секциях, кружках по интересам.
Воспитание личностных качеств младшего школьника, выпускника начальной школы.
Связи, устанавливаемые для реализации программы. Внутренние: учитель предметники, школьная медсестра, библиотекарь школы.
Внешние: детская библиотека, музей, спортивные секции, ДЮСШ, ДДТ.
Критерии результативности Повышение качества обучен-ности и сплочённости коллектива.
Снижение уровня детской заболеваемости.
Эффективность программы оценивается по результатам диагностик.
Управление программой Осуществляет классный руководитель. В основу воспитательной программы положена совместная деятельность детей, педагогов и родителей.
Система организации контроля над исполнением программы Контроль над исполнением программы осуществляется зам. директора по воспитательной работе, специалистом отдела образования.
Оглавление
1. Пояснительная записка………………………………………………………4
2. Правовая база программы ……………………………………..…………….7
3. Цель и задачи программы…………………………………………………... 7
4. Принципы воспитания……………………………………............................. 8
5. Содержание программы ……………………………...………………….......8
5.1 Основные направления……….…………………………………… ..9
5.2.Методы организации воспитательной деятельности……………… 13
5.3.Внеклассные меоприятия…………………...……………………….. 14
5.4.Устав и законы «жителей» «Доброго города»………...…………… 20
5.5. Классное самоуправление……………………………………………22
6. Индивидуальная работа с учащимися ………………………………………26
7. Работа с одарёнными детьми…………………………………………………26
8. Работа с родителями…………………………………………………………..27
9. Психолого-диагностическое сопровождение………………………………..29
10. Требования к выпускнику начальной школы ……………………………...29
11. Ожидаемый результат программы…………………………………………..30
12. Список литературы ………………………………………………………….31
13. Приложение…………………………………………………………………..33
1. Пояснительная записка
Понятия добра, отзывчивости, сочувствия, сострадания, человеческого участия очень схожи по своему смысловому содержанию и являются наиболее важными и значимыми нравственными категориями в жизни каждого человека.
В нашем стремительном времени 21 века каждый школьник поставлен в определённые социальные условия, которые хотим мы того или нет, самым непосредственным образом влияют на формирование личности наших младших школьников. Современные дети не могут представить свою жизнь без сотовых телефонов, без «общения» с компьютером и компьютерными играми. Думаю, Вы со мной согласитесь, что большинство наших совсем ещё маленьких школьников иногда с трудом разбирается со своим учебником, тетрадью, не всегда с первого раза понимают поставленные перед ними задания. Но как только эти же дети садятся за компьютер, то тут же оказывается, что они лучше взрослых знают: на какие кнопки нажимать, что, и как нужно сделать, чтобы достичь желаемого результата, а если более конкретно: как выиграть игру, победить или перейти на более высокий уровень?
В силу возрастных психологических особенностей детей младшего школьного возраста, для большинства ребят главным является достижение своей цели, и большинству из них совсем не важно, какими средствами её достичь, главное это конечный результат, т.е. – сама победа. Приведу всего лишь один пример. Во внеурочное время, я очень люблю и общаюсь с ребятами на самые разные «жизненные» темы. Ну, так вот, на вопрос, каким человеком тебе хочется стать? Ответы слышу самые разные – умным, сильным, храбрым, мужественным, находчивым, бесстрашным. Бесспорно, что именно такие личностные качества помогают ребятам добиваться, как учебных, так и жизненных успехов.
Но, обратите внимание: ребята называют именно те качества, которые позволяют достичь желаемого результата, в данном случае, пока в компьютерной игре. Ну, а дальше? Думаю что дальше, как следствие, эти уже сформированные «бойцовские» качества, ребята для достижения личностного успеха, умело будут использовать и в своей взрослой жизни. Нет, я не пытаюсь утверждать, что «общение» с компьютером и компьютерными играми – это есть проявление только волевых качеств – силы, бесстрашия, храбрости, мужества и т.д. Более того, я должным образом сознаю, что такие личностно - волевые качества придают каждому ребёнку уверенности в своих силах, знаниях, умениях, позволяют ощущать себя успешными в любой жизненной ситуации. Меня, как учителя начальных классов, здесь беспокоит другое.
Ну, почему ни один ребёнок не сказал: хочу быть добрым… Почему?! Разве в наше время доброта потеряла свой смысл и утратила свою нравственную силу? Неужели современному человеку не нужны такие качества, как сочувствие, сопереживание, отзывчивость, доброжелательность? Или в нашем современном мире ценятся именно только такие «бойцовские качества» человека, так или иначе способствующие проявлению агрессии ребёнка. Чего греха таить: иногда при выяснении своих ещё пока «детских» отношений, я вижу ярко выраженную агрессию не только в их детских глазах, но в ход идут и кулаки, и ноги… Меня очень пугает и волнует такое обстоятельство школьных дел.
Как, учитель, я стараюсь сделать всё возможное, чтобы все мои ученики были не только победителями (мне бы очень хотелось и это), а чтобы они ещё стали добрыми, честными и отзывчивыми людьми, не теряли своего человеческого достоинства при любых жизненных обстоятельствах и в своей дальнейшей взрослой жизни.
Но что и как нужно сделать, чтобы доброта встала в один ряд с такими доблестными понятиями, как мужество и храбрость?
Как психологически грамотно мотивировать ребят на искреннее желание быть добрыми, честными и отзывчивыми?
Как уравнять, сбалансировать понятия доблестных и нравственных категорий? На вопрос: «Как это сделать?» я попыталась ответить своей воспитательной программой.
Моя программа называется «Дорога Добра». Она должна помочь организовать работу в классе в течение четырех лет. Каждый последующий год реализации данной программы опирается на результаты предыдущего года воспитания.
1 класс - Выявление потенциальных возможностей школьников.
2 класс - Формирование нравственных понятий и привычек.
3 класс - Накопление опыта нравственного поведения.
4 класс - Самоанализ поведения, интересов, склонностей, профориентация.
Я считаю, чтобы процесс воспитания будет проходить успешно, если в классном коллективе царит атмосфера понимания и поддержки. Ребенка должна окружать красота, игра, творчество. Я стремлюсь, чтобы такие ценности, как: «доброта», «доверие», «уважение», «коллектив», «творчество», «самостоятельность» составляли основу всей жизнедеятельности класса и каждого ученика в отдельности. Проявлялись в общении и отношениях внутри класса и за его пределами, чтобы «Дорога Добра» помогла моим ребятам становиться высоконравственной, социализированной личностью, а класс – дружным коллективом. Нельзя добиться хороших результатов изолированно, поэтому работа в классе ведется в тесном содружестве с родителями, с внешкольными учреждениями.
Срок реализации программы – четыре года.
Приоритетным видом деятельности в воспитательной системе «Дорога Добра» является коллективно-творческая деятельность.
Предполагаемым результатом данной воспитательной программы является формирование у детей навыков самостоятельности: самоанализа, самооценки, самоуправления. Это необходимо учащимся при переходе в среднее образовательное звено. Они должны уметь анализировать свою деятельность, не бояться принимать самостоятельно решение, уметь отвечать за свои поступки, передавать свой опыт своим сверстникам.
Средствами воспитания являются деятельность, общение и отношения, которые подчинены правилам, обязанностям и правам, закрепленными Уставом школы.
Деятельность любого вида должна привести к личному успеху, должна быть не бесполезной для людей, нравственно и экономически значимой.
Ведущие виды деятельности: познавательная, интеллектуальная, эстетическая, физическая, спортивная, духовная.
В общении педагога с детьми должны реализовываться следующие правила:
•умение выслушивать его до конца;
•не принимать за него решения, а побуждать его сделать это самостоятельно;
•открытость и доступность учащимся.
Отношения педагога и ученика строятся на взаимном уважении,
доверии, справедливости и требовательности.
Программа предусматривает широкий выбор видов и форм деятельности младших школьников, конкретизируя результаты каждого года воспитания.
2. Правовая база программы:
• Закон «Об образовании»
• Конвенция ООН о правах ребёнка
• Методические рекомендации Министерства образования
• РФ о взаимодействии ОУ с семьёй
• Концепция духовно – нравственного развития и
• Воспитания личности гражданина России
• Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ»
• Устав школы
3. Основная цель программы: воспитание нравственного, ответственного, инициативного человека, способного к сотрудничеству, умеющего работать и общаться в коллективе.
Данная цель охватывает весь педагогический процесс, интегрируя учебную и внеурочную жизнь школьников, разнообразные виды деятельности, общения, традиции класса и школы и достигается путем решения задач воспитания и социализации младших школьников.
Задачи:
- формирование патриотизма и гражданской солидарности;
- формирование в нравственно и эмоционально благоприятной среде классного коллектива и развитие личности ребенка в нем;
- развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям;
- формирование у учащихся почтительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;
- развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей;
- осознание учащимися ценности человеческой жизни, формирования умения противостоять в пределах своих возможностей действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, физического и нравственного здоровья.
- способствовать физическому развитию и укреплению здоровья, формирование представления о здоровом образе жизни как основе существования человека на Земле.
- формирование самостоятельности учащихся.
4. Принципы, на основе которых разработана воспитательная программа “ Дорога Добра”:
1.Гуманизма – отношение к каждому ребёнку как самоценности;
2.Духовности – формирование у младшего школьника нравственных качеств личности на основе общечеловеческих ценностей;
3.Толерантности – терпимости к мнению других людей, обычаям и традициям других народов;
4.Вариативности – многообразие форм работы, отдыха и развлечений, различные варианты технологии и содержания воспитания.
5. Содержание программы.
1 класс « Познай самого себя»- на первом этапе, где дошкольник уже школьник,- ведущая деятельность- учёба. Происходит узнавание себя в ней, в собственном взгляде на окружающих.
2 класс «Учись дружить» - на втором этапе - главное не ты мне, а я тебе. Результат совместной деятельности – забота не только о себе, но и о сверстниках, близких.
3 класс «Азбука коллективной жизни» - на третьем этапе - умение жить и работать в коллективе, подчинение своих интересов интересам коллектива.
4 класс « Вместе мы сила»- на завершающем этапе - от авторитарности управления к демократичности, приём самостоятельных решений, самостоятельный анализ своей деятельности, поступков.
5.1. Основные направления.
Содержание программы я разделила на 5 основных направлений:
1. Я и мир Знаний.
2. Я и мои Друзья.
3. Я и мое Отечество.
4. Я и мои Права.
5. Я и мое Здоровье.
Я и мир Знаний.
Воспитание прилежания, творческого отношения к учению.
Ценности: познание, истина, созидание, целеустремленность.
Задачи:
Изучить индивидуальные способности учащихся. Контролировать успеваемость. Создать условия для развития познавательных интересов.
Формировать учебную мотивацию.
Формы работы:
-Контроль за успеваемостью
-Предметные олимпиады
-Контакт с учителями - предметниками
-Экскурсии
-Встречи с интересными людьми
-Интеллектуальные игры, викторины, конкурсы, турниры
-Классные часы
-Беседы
Ожидаемый результат.
-Ребенок сам много читает, знает, обсуждает с друзьями узнанное.
-Стремится учиться как можно лучше, помогает другим.
-Есть любимое полезное увлечение, к которому привлекает товарищей.
-Работу на уроках и домашние задания выполняет внимательно, аккуратно.
Я и мои Друзья.
Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
Ценности: справедливость, милосердие, честь, достоинство, почитание родителей, забота о старших и младших, нравственный выбор.Задачи:
- Ознакомление с основными правилами поведения в школе, общественных местах.
- Обучение распознавать хорошие и плохие поступки; усвоение первоначального опыта нравственных взаимоотношений в коллективе класса и школы – овладение навыками вежливого, внимательного отношения к окружающим людям.
- Обучение дружной игре, взаимной поддержке, участию в коллективных играх, опыту совместной деятельности.
- Получение представлений о нравственных взаимоотношениях в семье;
Формы работы:
- беседы;
- диспуты;
- заочные путешествия;
- коллективно-творческие дела;
- театральные постановки;
- литературно-музыкальные композиции;
- «открытые» семейные праздники;
Я и мое Отечество.
Воспитание гражданственности, патриотизма.
Ценности (смыслы воспитания): любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, межэтнический мир, доверие к людям, служение Отечеству, правовое государство, свобода и ответственность.
Задачи:
-Воспитание понимания Отечества как непреходящей ценности, связи с предыдущими поколениями.
-Формирование сознания у учащихся, что им жить в новом тысячелетии и строить эту жизнь.
-Воспитание ответственности, гражданской активности, стремления к самореализации.
-Воспитание гордости за свою страну и уважение к её истории.
Формы работы:
-уроки мужества
-классные часы
-беседы
-диспуты
-экскурсии
-встречи с ветеранами и интересными людьми
-акции добра и милосердия
-сбор материалов в школьный музей.
Ожидаемый результат
-Ребенок интересуется и гордиться историческим прошлым отечества, рассказывает об этом другим. Участвует в организации дел класса, школы и привлекает в этому других.
-Любит и бережет природу, побуждает к бережному отношению других.
-Уважает старших, не терпит неуважительного отношения к ним со стороны сверстников.
-Отзывчив к друзьям, близким, дружелюбен к сверстникам, осуждает грубость.
-Сочувствует и помогает слабым, больным, беспомощным и настраивает на это других.
-Честен, не терпит лжи и обмана со своей стороны и со стороны других.
Я и мои Права.
Воспитание уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
Ценности: правовые знания ребёнка, защита, сохранение и коррекция физического и психического здоровья ребенка, правовая грамотность учащихся, осмысление себя как личности, осознание личной причастности к миру во всех его проявлениях, формирование коммуникативных умений школьников, определение детьми что такое « можно», а что такое « нельзя» в школе.
Задачи:
- познакомить учащихся с основными правами и обязанностями;
- познакомить воспитанников с Конвенцией ООН о правах ребенка;
- помочь детям осознать, что нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав.
- помощь детям в осознании того что, люди все разные, но права у них одинаковые;
- содействовать воспитанию чувства уважения к социальным и правовым нормам;
- развивать навыки групповой работы, публичного выступления.
Формы работы:
-уроки о правах и обязанностях
-классные часы
-беседы
-диспуты
-экскурсии
-встречи с интересными людьми
Я и мое Здоровье.
Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.
Ценности: здоровье физическое, здоровье социальное (здоровье членов семьи и школьного коллектива), активный, здоровый образ жизни.
Задачи:
Наблюдать за физическим и психическим развитием учащихся.
Сохранять и укреплять здоровье учащихся.
Констатировать СГН, организацию питания, помощь заболевшим (по учебе).
Пропагандировать здоровый образ жизни.
Организовывать спортивные соревнования, экскурсии. Работать в контакте с врачом.
Формы работы:
-День здоровья
-Встречи с врачом
-Соблюдение СГН
-Организация режима
-Соревнования
-Прогулки
-Походы
-Секции
- Дежурство, генеральные уборки
-Рисунки
-Выставки
-Предупреждение травматизма
Ожидаемый результат
Развитие чувства необходимости охраны здоровья через занятия физической культурой и спортом и ведение здорового образа жизни.
5. 2. Методы организации воспитательной деятельности:
научно-исследовательский;
метод проектов;
коммуникативная методика;
личностно-ориентированный метод;
наглядно-иллюстративный метод;
репродуктивный метод;
метод критического мышления;
5. 3. Темы классных часов
1 класс 3 класс
Первый звонок День Знаний
Россия – Родина моя Порадовать близких – как это просто
Правила поведения в школе Классный коллектив
Ты – ученик Школьный дневник
Школа вежливости Какая у меня память
Режим дня К тебе пришли гости
Мы – пассажиры День Рождения – светлый праздник
Доброе слово – что ясный день Права и обязанности ученика
Письмо Деду Морозу Новогодний праздник
Все профессии нужны, все профессии важны Чем я богат
Люби книгу Удивительное рядом
Правила безопасности при общении с животными Береги свое время и время других
День защитников Отечества А, ну-ка, мальчики!
Потолкуем о маме Коса – девичья краса
Твой труд дома Правила безопасного движения, культура поведения на улице, в транспорте
День космонавтики Вселенная и мы
Хочу все знать Пожарным можешь ты не быть
Здравствуй, лето! Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?»
2 класс 4 класс
День Знаний Здравствуй, школа!
Знакомство с отметками «Расти здоровым»
Перемена с увлечением День Грамотности
Можно и не ссориться Честность – прежде всего
Без друга в жизни худо У меня зазвонил телефон
Путешествие в страну Здоровья Игрушечный город
В гостях у Светофора Культура речи
Каждой вещи свое место Наша улица
Новогодние желания Новый год
Человек среди людей Зимушка-Зима
Когда лень – все идет через пень Чудеса света
Дружба – чудесное слово Что я знаю о моем друге
Наши защитники Богатыри – защитники земли русской
Гимн матери Моя мама – самая лучшая
День птиц День смеха
Герои космоса Милосердие – мой девиз
Правила поведения в театре Мой ум
Скоро лето Обо всем на свете
5.4. Внеклассные мероприятия по приоритетным направлениям воспитательной программы «Дорогою Добра».
1 класс
Направление Наименование мероприятия Форма проведения Дата проведения
Я и мир Знаний Здравствуй, школа! Праздник начала учебного года Сентябрь
Я и моё Отечество Правила поведения в школе Беседа
Сентябрь
Я и мри Права Озорные листочки Занятие по аппликации из осенних листьев совместно с родителями Сентябрь
Я и мой Здоровье Откуда берутся грязнули? Игра-путешествие Сентябрь
Я и мир Знаний Моя школа Конкурс рисунков Октябрь
Я и моё Отечество Наш район Экскурсия Октябрь
Я и мир Знаний Осень золотая Конкурс чтецов Октябрь
Я и мои Права День Толерантности Праздник Ноябрь
Я и мои Друзья Грамотные пешеходы Устный журнал Ноябрь
Я и моё Здоровье Папа, мама, я – спортивная семья! Спортивный праздник Ноябрь
Я и мои Друзья Птичья столовая Изготовление кормушек Ноябрь
Я и мир Знаний Защита Лего-проектов Фестиваль Декабрь
Я и мир Знаний Новогодний сюрприз Изготовление сувениров Декабрь
Я и моё Здоровье Мой режим дня Беседа с психологом и медицинским работником Декабрь
Я и мои Друзья Новогодний карнавал Праздник Декабрь
Я и мои Друзья Рождество Христово Праздник Январь
Я и мои Друзья Волшебные слова Беседа Январь
Я и моё Отечество Самые добрые слова «Мама, Родина, мир» Беседа Февраль
Я и мир Знаний Мир книг Знакомство со школьной библиотекой Февраль
Я и моё Здоровье Уроки МойдодыраУтренник Февраль
Я и моё Отечество У природы нет плохой погоды Конкурс рисунков Февраль
Я и моё Отечество Весна-краснаУстный журнал Март
Я и мир Знаний День открытых дверей Литературно-музыкальная композиция Март
Я и моё Здоровье Домашняя аптечка Беседа Март
Я и мои Друзья Праздник мам «Как трудно быть мамой» Семейная встреча Март
Я и моё Отечество Чем богат наш край Заочная экскурсия Март
Я и мир Знаний День Космонавтики Конкурс рисунков Апрель
Я и мои Друзья Я и мои таланты Круговая беседа Апрель
Нам нравится учиться Что за прелесть, эти сказки! Викторина Апрель
Я и мои Друзья Вырасти растение! Акция по озеленению кабинета Апрель
Я и моё Здоровье Старты надежд Эстафета Апрель
Я и моё Здоровье Мой веселый звонкий мяч Игра Май
Я и моё Отечество Великая победа великого народа Выступление перед ветеранами ВОВ Май
Я и мои Друзья Прощание с выпускниками школы Литературно-музыкальная композиция Май
Нам нравится учиться Праздник славянской письменности Заочное путешествие Май
Я и мои Друзья Прощание с 1 классом
Праздник Май
2 класс
Я и мои Друзья День Знаний Праздник начала учебного года Сентябрь
Я и моё Здоровье Мой любимый вид спорта Конкурс рисунков Сентябрь
Я и моё Отечество Есть в осени первоначальной… Экскурсия в парк Сентябрь
Я и моё Отечество Российский флаг Беседа Сентябрь
Я и мир Знаний Что, где, когда? Викторина Сентябрь
Я и мир Знаний Вечер загадок Викторина Октябрь
Я и мои Друзья Человек среди людей Диспут Октябрь
Я и моё Отечество Моя родословная Занятие с родителями Октябрь
Я и моё Здоровье Вопросы СветофорикаКонкурс по ПДД Октябрь
Я и моё Здоровье Папа, мама, я – спортивная семья! Спортивный праздник Ноябрь
Я и моё Отечество Мы в ответе за тех, кого приручили Диспут Ноябрь
Я и моё Отечество День Толерантности Праздник Ноябрь
Я и мои Друзья День Матери Беседа Ноябрь
Я и мои Друзья Мастерская Деда Мороза Изготовление сувениров Декабрь
Я и мои Друзья Новогодний карнавал Праздник Декабрь
Я и мир Знаний Защита проектов Выступление на школьных фестивалях Декабрь
Апрель
Я и мир Знаний Звездный час Игра Январь
Я и моё Здоровье Ослепительная улыбка на всю жизнь Беседа Январь
Я и мои Друзья Рыцарский турнир Конкурс Февраль
Я и моё Отечество Обелиски в п. Тура Экскурсия Февраль
Я и мои Друзья Широкая Масленица Праздник Февраль
Я и мои Друзья Что в имени тебе моем? Презентации Март
Я и мир Знаний Путешествие в страну ЧиталиюИгра Март
Я и моё Здоровье Здоровый образ жизни Диспут Март
Я и мои Друзья Я чувствую себя счастливым, когда… Круговая беседа Март
Я и моё Здоровье Весне – физкульт-ура! Эстафеты Апрель
Я и мои друзья Пасха – праздник праздников Литературно-музыкальная композиция Апрель
Я и моё Отечество Земля – наш дом родной Утреник Апрель
Я и моё Отечество Никто не забыт, ничто не забыто Выступление перед ветеранами ВОВ Май
Я и мир Знаний Смекай, считай, отгадывай Конкурс Май
Я и моё Отечество Старинные игры и песни Беседа Май
3 класс
Я и мои Друзья День Знаний Праздник начала учебного года Сентябрь
Я и моё Отечество Российский герб Беседа
Сентябрь
Я и моё Отечество Краски осени Экскурсия в парк Сентябрь
Я и моё Здоровье Путешествие в страну Здоровья Диспут Сентябрь
Я и мои Друзья Угадай мелодию Праздник Октябрь
Я и мои Друзья Гуляй по улицам с умом Конкурс по ПДД Октябрь
Я и мир Знаний Вокруг света Игра – путешествие Октябрь
Я и мои Друзья Спешите делать добро Беседа Ноябрь
Я и моё Здоровье Папа, мама, я – спортивная семья! Спортивный праздник Ноябрь
Я и моё Отечество День Толерантности Праздник Ноябрь
Я и моё Отечество Природа и мы Устный журнал Ноябрь
Я и мир Знаний Защита проектов Выступление на школьных фестивалях Декабрь
Апрель
Я и моё Отечество Семейный очаг Занятие с родителями Декабрь
Я и мои Друзья Новогодний калейдоскоп Изготовление сувениров Декабрь
Я и мои Друзья Новогодний карнавал Праздник Декабрь
Я и мои Друзья Друг настоящий и мнимый Диспут Январь
Я и мир Знаний На ошибках учатся Познавательная игра Январь
Я и мои Друзья Святки Праздник народных игр Январь
Я и мои Друзья Сядем рядком – поговорим ладком Фольклорный праздник Февраль
Я и мир Знаний Умники и умницы Игра Февраль
Я и моё Отечество Фашизму – нет! День юного героя-антифашиста Февраль
Я и моё Здоровье Как отучить себя от вредных привычек? Беседа Февраль
Я и мир Знаний День открытых дверей Литературно-музыкальная композиция Март
Я и мои Друзья Наши мамы – мастерицы, наши папы – мастера Выставка работ Март
Я и моё Отечество Мир животных Викторина Март
Я и мои Друзья Самая красивая, добрая, милая Праздник мам Март
Я и моё Отечество Акция «Чистота» Операция по благоустройству пришкольной территории Апрель
Я и моё Здоровье Ловкие и быстрые Эстафеты Апрель
Я и моё Отечество Чьи имена носят наши улицы? Устный журнал Апрель
Я и мои Друзья Космический КВН Игра Апрель
Я и моё Отечество Долгий путь «Москва – Берлин» Выступление перед ветеранами ВОВ Май
Я и моё Здоровье Чистота и здоровье Утреник Май
Я и моё Отечество Знай и люби родную природу Праздник Май
4 класс
Я и мои Друзья День Знаний Праздник начала учебного года Сентябрь
Я и моё Здоровье Скажем наркотику – нет! Беседа Сентябрь
Я и моё Здоровье Нам на улице не страшно Конкурс по ПДД Сентябрь
Я и моё Отечество Российский гимн Беседа
Сентябрь
Я и моё Отечество Перед старостью склоним колени Акция милосердия Октябрь
Я и мои Друзья Честность и правдивость. Для чего они? Беседа Октябрь
Я и мир Знаний Корзина знаний Игра Октябрь
Я и моё Отечество Животный мир земного шара Викторина Октябрь
Я и мои Друзья Кто хочет получить приз? Игра Ноябрь
Я и моё Здоровье Папа, мама, я – спортивная семья! Спортивный праздник Ноябрь
Я и моё Отечество День Толерантности Праздник Ноябрь
Я и мир Знаний Защита проектов Выступление на школьных фестивалях Декабрь
Апрель
Я и мои Друзья Мое пожелание Изготовление сувениров Декабрь
Я и мои Друзья Новогодний карнавал Праздник Декабрь
Я и моё Отечество Человек, на котором держится дом Занятие с родителями Декабрь
Я и моё Отечество Знаешь ли ты русскую историю? Конкурс Январь
Я и мои Друзья Забота о маленьких Школа человечности Январь
Я и моё Здоровье Здоровое питание Диспут Январь
Я и мои Друзья Семья-шоу Праздник Февраль
Я и мои Друзья Дверь в детство Игра- путешествие Февраль
Я и моё Отечество Москва. Московский Кремль Викторина Февраль
Я и мои Друзья День открытых дверей Литературно-музыкальная композиция Март
Я и моё Здоровье Мы и наше здоровье КВН Март
Я и мир Знаний Литературный ринг Конкурс Март
Я и мои Друзья Потолкуем о маме Праздник Март
Я и моё Отечество Знаешь ли ты птиц Красноярского края? Викторина Апрель
Я и мои Друзья Ярмарка талантов Творческий отчет Апрель
Я и мои Друзья Все работы хороши Беседа Апрель
Я и мир Знаний Это интересно знать Устный журнал Апрель
Я и моё Отечество Чтобы помнили… Выступление перед ветеранами ВОВ Май
Я и моё Отечество Праздник русской березки Конкурс чтецов Май
Я и мои Друзья Прощание с начальной школой Литературно-музыкальная композиция Май
Результаты проделанной работы заносятся учащимися в «Портфолио».
Примечание: за собой оставляю право корректировать (дополнять) план работы, не отступая от поставленных целей.
5.5. Устав жителей Доброго города.
1.Общие положения.
Классный коллектив « Доброго города» действует на территории МБОУ ТНШ в соответствии с установленными правами и обязанностями, имеет свой девиз, герб, песню.
2.Цели и задачи.
Основная цель классного самоуправления - организация жизнедеятельности классного коллектива, результатом которой должно стать желание и умение каждого ученика заниматься самовоспитанием.
Задачи самоуправления:
Развитие творчества, инициативы у учащихся, формирование их активной жизненной позиции.
Развитие отношений, заботы друг о друге, о школе, о младших товарищах, взаимоуважение детей и взрослых.
Развитие и проявление индивидуальности и способностей каждого члена ученического коллектива.
3.Жители «Доброго города» имеют право на:
Участие в управлении.
Уважение человеческого достоинства, свободное выражение своих взглядов и убеждений.
Труд.
Укрепление здоровья.
Пользование библиотекой.
4.«Жители» обязаны:
Выполнять положения уставов школы и коллектива.
Уважать честь и достоинство каждого человека.
Своевременно, не менее чем за 10 минут, и не ранее, чем за 15 минут, приходить на занятия в школу.
Во время урока внимательно слушать объяснение учителя и ответы товарищей, не разговаривать и не заниматься посторонними делами.
Беречь школьное имущество, бережно относиться к своим вещам и вещам товарищей.
Бережно относиться к учебникам.
Отвечать за чистоту, порядок и сохранность своего рабочего места.
По графику проводить уборки в классе.
Законы жизни классного коллектива.
•Каждый человек имеет право на ошибку и её исправление.
•Человек не имеет право унижать, оскорблять и обижать другого человека.
•Человек должен научиться признавать свою неправоту и отстаивать своё мнение.
•Человек должен учиться дружить и иметь друзей.
•Человек должен уметь помогать другому человеку и не бояться просить помощи.
•Человек должен учиться быть терпеливым и настойчивым в достижении своих целей.
Традиции класса.
Вместе с родителями сформировали такие традиции:
●традиция работы с дневниками учащихся;
●презентация «Портфолио учащегося»;
●традиция классных сочинений о запоминающихся событиях в классе;
●сменная выставка лучших творческих работ учащихся;
●«Классная летопись»;
●Классный конкурс «Ученик года»;
●Награждение лучших родителей учащихся.
Традиционные мероприятия:
•День Знаний;
•Экскурсия в библиотеку: «Этот волшебный книжный мир»;
•Литературные праздники, посвящённые писателям и поэтам;
•«Здравствуй, золотая осень»;
•Тематические недели начальной школы.
•День именинника;
•День матери;
•Мастерская Деда Мороза;
•Изготовление кормушек для птиц;
•Конкурс новогодних газет; к 23 февраля, к 8 марта;
•Участие в предметных олимпиадах и научно-практических конференциях;
•Концерты: ко Дню учителя, ко Дню защитника Отечества, к 8 марта и т.д.
•День здоровья;
•Лесная лыжня;
•А, ну-ка, мальчики;
•А, ну-ка, девочки;
•Весенний субботник;
•Конкурс рисунков на противопожарную тематику;
Отчётный концерт по итогам учебного года
5.6. Классное самоуправление (работа групп в классе).
Названия групп (на месяц): «Добродушные», «Добропорядочные», «Доброжелательные», «Добросердечные», «Добросовестные».
Девиз:
«Классом дружным быть-это раз!
И ответственным – это два!
Ну, а три – вместе к знаниям идти!»
Законы жизни в городе:
Закон уважения
Уважай людей, и тогда люди будут уважать тебя.
Закон дружбы
В жизни происходят события, которые тяжело пережить одному. Тогда на помощь приходит друг.
Закон храбрости
Будь храбрым, не бойся препятствий.
Закон любви
Люби своих родителей, друзей, Родину и всё, что тебя окружает.
Закон доброты
Доброта – это сила. Не бойся быть сильным – дари людям добро.
Закон милосердия
Рядом с тобой может оказаться человек, которому нужна помощь. Помоги!
Закон трудолюбия
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. Будь трудолюбив!
Правила добрых жителей:
Помогай другу: если умеешь что-то делать, научи и его; если он попал в беду, помоги ему, чем можешь.
Делись с другом: если у тебя есть интересные игрушки, книги, поделись с другими ребятами, с теми, у кого их нет.
Останови друга, если он делает что-то плохое.
Хорошо дружить- значит говорить друг другу только правду; если друг в чем- то по отношению к тебе, например, не прав, скажи ему об этом- не таи зла на него.
Не ссорься с друзьями: старайся работать и играть с ними мирно, не спорь по пустякам; не зазнавайся, если у тебя что-то хорошо получается; не завидуй друзьям – надо радоваться их успехам; если поступил плохо, не стесняйся в этом признаться и исправиться.
514351059815
1.
2.
3.
4.
00
1.
2.
3.
4.
Жители города
2927985535940005966460621665006909435173990
1.
2.
00
1.
2.
7109460201295
1.
2.
3.
4.
00
1.
2.
3.
4.
32804101905
00
5143517145
1.
2.
3.
4.
00
1.
2.
3.
4.
2585085812800065093851460500
67354451313180
1.
2.
3.
4.
00
1.
2.
3.
4.
-2476501511300
1.
2.
3.
4.
00
1.
2.
3.
4.
65093859398000
28371809271000
Функциональные обязанности.
1. Глава администрации:
-организует и оказывает помощь в проведении предметных недель
-контролирует проверку «Читательских дневников» и «Портфолио учащихся»
-ведёт контроль за занятостью учащихся в кружках и секциях
2. Дом Культуры:
-подготовка и участие в концертах, праздничных мероприятиях и конкурсах
-посещение театра, кинотеатра, цирка , ДМШ и т.д.
-оказание помощи классному руководителю в проведении мероприятий
3. Редакция газеты:
-проведение конкурсов газет, рисунков, плакатов
-организация фотовыставок по памятным и праздничным датам
-выпуск классной газеты или презентаций
4. Жилищно-коммунальное хозяйство:
-организация и контроль за дежурством в классе и школьной столовой
-проведение субботников
-организация творческих выставок работ учащихся
5. Полиция нравов:
-контролирует посещаемость учащихся
-следит за выполнением работ, поручаемых классу
-контролирует порядок в классном кабинете
6. Стадион:
-организовывает и принимает участие в спортивных соревнованиях
-оказывает помощь в проведении Дней здоровья и спортивных праздников
-организация и проведение «подвижных перемен» и «физминуток»
-участие в акциях: «За здоровый образ жизни!» и «Спорт – альтернатива пагубным привычкам».
6. Индивидуальная работа с учащимися
1.Анализ психологических, психологических карт учащихся, план работы в соответствии с индивидуальными особенностями детей
2.Анализ внеурочной деятельности детей ( занятость в кружках, секциях)
3.Работа по коррекции поведения учащихся
4.Оказание помощи в выполнении обязанностей школьника
5.Индивидуальные беседы с учащимися (по необходимости)
7. Работа с одарёнными детьми
№ п/п Виды деятельности классного руководителя Сроки
1. Мониторинг успеваемости этих учащихся, консультации с учителями-предметниками об оказании педагогической поддержки еженедельно
2. Мониторинг личностного и творческого развития учащихся, проведения психолого-педагогических исследований по этой теме По плану воспитательной работы
3. Помощь в выборе факультативов, спецкурсов, индивидуально-групповых занятий, кружков ДО Сентябрь, а также по мере надобности
4. Оповещение о проводящихся мероприятиях и организация участия в предметных олимпиадах, смотрах, конкурсах По срокам проведения мероприятий
5. Индивидуальные собеседования с родителями с целью корректировки совместных усилий по развитию способностей учащегося 1 раз в четверть
6. Ведение портфолио интеллектуальных и творческих достижений учащихся В течение года
Одарённые дети:
•Интеллектуально продвинутые дети – (ФИ учащихся)
•Творчески одарённые дети – (ФИ учащихся)
•Спорт и физкультура – (ФИ учащихся8. Работа с родителями
Воспитание младших школьников осуществляется не только классным руководителем, но и семьей. Взаимодействие учителя и родителей имеет решающее значение для организации нравственного уклада жизни ученика. Педагогическая культура родителей – один из самых действенных факторов воспитания младших школьников. Поэтому необходимо вести работу по повышению педагогической культуры родителей.
Система работы классного руководителя с родителями основана на следующих принципах:
- совместная педагогическая деятельность учителя и семьи;
- педагогическое внимание, уважение и требовательность к родителям;
- содействие родителям в решении индивидуальных проблем воспитания детей;
- опора на положительный опыт семейного воспитания
В системе повышения педагогической культуры родителей используются следующие формы работы:
- родительское собрание;
- анкетирование;
- беседа;
- посещение на дому;
- организационно-деятельностная игра;
- семейная гостиная;
- вечер вопросов и ответов;
- тренинг для родителей.
Примерный план работы родительского комитета
1.Выборы родительского комитета класса.
2.Участие родительского комитета в проведении внеклассных мероприятий.
3.Оказание помощи в оформлении классной комнаты, дежурства по школе.
4.Работа с родителями учащихся, имеющих проблемы в учебе и дисциплине.
5.Беседы с нарушителями дисциплины: «Совет профилактики»
6.Заседания родительского комитета по итогам полугодий и года.
7.Оказание помощи в подготовке классной комнаты к новому учебному году.
8.Оказание помощи в озеленении классной комнаты и т.п.
Темы информационно-просветительских родительских собраний
1 класс 3 класс
Трудности адаптации первоклассников к школе. «Мой ребенок меня обманывает» Урок духовности
Режим дня – основа успешной учебы школьника. Трудовое участие ребенка в жизни семьи.
Дети и телевидение Воображение и его роль в жизни ребенка
Друзья моего ребенка Интеллектуальный марафон между родителями и детьми
2 класс 4 класс
Здоровый образ жизни семьи – залог физического и психического здоровья ребенка Физиологическое взросление и его влияние на формирование познавательных и личностных качеств ребенка
Детская агрессивность и ее причины Шалость и хулиганство – в чем различие?
Наказание и поощрение в семье
Слабоуспевающий ребенок не значит «плохой человек»
Итоги прошедшего года «Мы и наши таланты» Роль семьи в воспитании нравственных ценностей
Одна из форм воспитательной работы – классный час.
Классный час – гибкая по структуре форма фронтальной работы. Это общение классного руководителя с учащимися с целью содействия формированию классного коллектива и социализации детей.
Формы проведения классных часов различны. Это может быть:
- беседа;
- викторина;
- устный журнал;
- игра-путешествие;
- экскурсия
9. Психолого-диагностическое сопровождение:
Диагностика в классе осуществляется классным руководителем и направлена на обобщение демографических данных ученика и составление социального паспорта класса, на изучение индивидуальных особенностей личности учащегося:
- темперамент;
- способности;
- выявление интересов;
- уровень воспитанности;
- тип личности в общении;
- самооценка;
на изучение межличностных отношений:
- социально-психологический климат в классе;
- социометрия.
Формы проведения диагностики:
- тестирование;
- анкетирование;
- наблюдение;
- беседа.
10. Требования к выпускнику начальной школы
Во все времена деятельность школы была направлена на решение воспитательных задач, однако только в Стандарте второго поколения определены результаты воспитания: чувство гражданской идентичности, патриотизм, учебная мотивация, стремление к познанию, умение общаться, чувство ответственности за свои решения и поступки, толерантность и многое другое. В основе Стандарта лежит концепция духовно-нравственного развития, воспитания личности гражданина России.
В Стандарте второго поколения определен «портрет» выпускника начальной школы:
- любящий свой народ, свой край и свою Родину;
- уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
- любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
- владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
- готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
- доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию,высказывать свое мнение;
- выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
К концу 4 класса ученики видятся личностью:
•духовной;
•активной и инициативной;
•творчески подходящей к решению возникающих жизненных вопросов;
•способной ориентироваться по обстановке, делать выбор на основе усвоенных нравственных ценностей;
•способной к саморазвитию, самовоспитанию.
•свободно владеющей всеми видами общения;
•коммуникативной.
К концу 4 класса классный коллектив представляется как:
•коллектив, в котором отношения между учащимися строятся на доброжелательности, уважении, взаимопонимании, доверии, согласии, поддержке, сопереживании, взаимопомощи;• коллектив, в котором успешно взаимодействуют все участники образовательного процесса: учащиеся друг с другом, учащиеся и учитель, дети и их родители.
11. Ожидаемые результаты реализации программы «Дорога Добра».
Активизация учебно-исследовательской, учебно-познавательной деятельности;
Приобретение опыта сотрудничества, коммуникационных навыков;
Становление нравственных, гражданско-правовых основ, умение их применять в жизни;
Формирование системы ценностных отношений учащихся к окружающему миру;
Освоение учащимися социальных ролей и способов самовыражения, реализация творческого потенциала;
Формирование личности, направленной на систему профильного самоопределения, на основе гражданско-патриотических ориентиров;
Формирование основ демократии, личностного достоинства, уважения прав человека, гражданственности, патриотизма;
Становление доброго отношения к жизни, умения находить в ней радость и желания творить добро; формирование нравственного отношения к человеку, труду, природе;
Формирование успешной личности, способной противостоять проблемам окружающего мира, способной ставить пред собой цели и успешно их добиваться; живущего в согласии с самим собой, с окружающей действительностью, занимающего активную позицию в обществе.
12. Список литературы
1.Алоева М. А. Классные часы и родительские собрания в 1 – 4 классах. – изд. 4-е, доп. и перераб. – Ростов Н/Д: Феникс, 2007. – 328 с.
2.Беспятова Н. К. Военно-патриотическое воспитание детей и подростков как средство социализации. - М.: Айрис-пресс, 2006. – 192 с.
3.Белобородов Н.В. Социальные творческие проекты в школе: Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2006. – 168 с.
4.Великородная В.А., Жиренко О.Е., Кумицкая Т.М. Классные часы по гражданскому и правовому воспитанию: 1 – 4 классы. – М.: ВАКО, 2008. – 224 с.
5.Дереклеева Н. И. Новые родительские собрания: 1 – 4 классы. – М.: ВАКО, 2007. – 320 с.
6.Дереклеева Н. И. Савченко М.Ю. Справочник классного руководителя 1 – 4 классы. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ВАКО, 2007. – 368 с.
7.Каменская Е. Н. Этика. Эстетика. Конспект лекций. – Ростов Н/Д: Феникс, 2005. – 256 с.
8.Классные часы (викторины, беседы, конкурсы, игры). 1 – 4 классы / авт.-сост. А. И. Зайцева, Н. А. Догадова. – Волгоград: Учитель, 2007. – 123 с.
9.Кулинич Г.Г. Классные часы: Культура общения. Личностный рост. Самовоспитание. 10-11 классы. – М.: ВАКО, 2007. – 224 с.
10.Опыт организации исследовательской деятельности школьников: «Малая Академия наук» / авт.-сост. Г.И. Осипова. – Волгоград: Учитель, 2007. – 154 с.
11.Патриотическое воспитание: система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий / авт.-сост. И.А. Пашкович. – Волгоград: Учитель, 2006. – 169 с.
12.Плинер Я.Г., Бухвалов В.А. Воспитание личности в коллективе / М.: Центр «Педагогический поиск», 2001. – 160 с.
13.Проблемные классные часы. 1 – 4 классы / авт.-сост. Я. В. Голубева. – Волгоград: Учитель, 2006. – 175 с.
14.Работа классного руководителя: методическое пособие / под ред. Е.А. Слепенковой. – 2-е издание, М.: АРКТИ, 2006. – 168 с.
15.Савченко М.Ю. Профориентация. Личностное развитие. (1 – 4 классы): практическое руководство для классных руководителей и школьных психологов / Под науч. ред. Л. А. Обуховой. М.: ВАКО, 2005. – 240 с.
16.Серов Б.Н. поурочные разработки по курсу «Государственная символика»: Гимн. Герб. Флаг. – М.: ВАКО, 2005. – 192 с.
17.Эстетическое воспитание в средней школе: материалы для занятий и общешкольные мероприятия для учащихся 1 – 4 классов / авт.-сост. И.А. Тисленкова. – Волгоград: Учитель, 2007. – 135 с.
18.Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: Уроки психологии в школе. – М.: Генезис, 2005. – 167 с.
Приложение 1.
1.1. Циклограмма работы классного руководителя
Дни недели Планирование работы классного руководителя
Понедельник - проверка личных дневников учащихся;
- рабочее совещание;
Вторник - классный час;
- прогулки, экскурсии, игры на воздухе;
Среда - классные дела: подготовка к внеклассным мероприятиям
- заседание МО классных руководителей (раз в месяц);
Четверг - посещение уроков;
- подготовка к внеклассным мероприятиям;
Пятница - встречи с родителями учащихся;
- подготовка к внеклассным мероприятиям;
Суббота - индивидуальная работа с учащимися (разноуровневая работа по графику);
- проведение внеклассных мероприятий;
1.2. Уровень воспитанности учащихся (методика Н.П. Капустина)
Качества личности, которые надо выработать в себе, чтобы достичь успеха
Я оцениваю себя Меня оценивает учитель Итоговые оценки
1. Любознательность:
- мне интересно учиться
- я люблю читать
- мне интересно находить ответы на непонятные вопросы
- я всегда выполняю домашнее задание
- я стремлюсь получать хорошие отметки
2. Прилежание:
- я старателен в учебе
- я внимателен
- я самостоятелен
- я помогаю другим в делах и сам обращаюсь за помощью
- мне нравится самообслуживание в школе и дома
3. Отношение к природе:
- я берегу землю
- я берегу растения
- я берегу животных
- я берегу природу
4. Я и школа:
- я выполняю правила для учащихся
- я выполняю правила внутришкольной жизни
- я добр в отношениях с людьми
- я участвую в делах класса и школы
- я справедлив в отношениях с людьми
5. Прекрасное в моей жизни:
- я аккуратен и опрятен
- я соблюдаю культуру поведения
- я забочусь о здоровье
- я умею правильно распределять время учебы и отдыха
- у меня нет вредных привычек
Оценка результатов:
По каждому качеству выводится одна среднеарифметическая оценка.
В результате каждый ученик имеет 5 оценок.
5 – всегда
4 – часто
3 – редко
2 – никогда
1 – у меня другая позиция
Затем 5 оценок складываются и делятся на 5. Средний балл и является условным определением уровня воспитанности.
Средний балл
5 - 4,5 – высокий уровень (в)
4,4 – 4 – хороший уровень (х)
3,9 – 2,9 – средний уровень (с)
2,8 – 2 – низкий уровень (н)
1. 3. Изучение эффективности воспитательной работы с классным коллективом.
Для определения эффективности воспитательной работы с учащимися использую различные диагностические методики.
Классному руководителю необходимо знать интересы и увлечения ребят, их взаимоотношения со сверстниками, родными и взрослыми людьми, особенности характера, эмоциональное состояние ребёнка. Для этого можно воспользоваться следующими психолого – педагогическими методиками изучения личности младшего школьника.
Задачи диагностики:
- определить уровни развития ребёнка;
- обнаружить изменения в лучшую или худшую сторону;
- увидеть норму или отклонения;
- проанализировать полученные факты;
- установить причины изменений;
- выработать план дальнейшей коррекционной работы по результатам диагностики.
Отбирая диагностические методики, классный руководитель должен руководствоваться следующими критериями:
- возраст учащихся;
- особенности формирования детского коллектива;
- готовность учащихся к диагностическому исследованию;
- степень взаимодействия учащихся и педагога.
Виды диагностических методик:
Метод беседы: изучение индивидуальных особенностей ребёнка, его интеллектуальной и личностной сферы.
Метод наблюдения: изучение участия ребёнка в конкретном виде деятельности.
Опросник: изучение мотивации действий учащихся, интересов конкретного ребёнка или группы класса в целом; уровеня тревожности учащихся класса.
Проектные тесты: изучение отношений учащихся к миру, самому себе, значимой деятельности, своим социальным ролям.
Анкеты: дают возможность выявить степень влияния коллектива на личность и личности на коллектив, позиции детей в коллективе и степень их значимости в нём.
Графические и рисуночные тесты: позволяют изучить отношение к коллективу, семейные отношения, взаимодействия с педагогами и родителями.
Сочинения: изучение интеллектуальных умений учащихся, их кругозор, личностные качества, отношение к мировым ценностям, мироощущения ребёнка.
Диагностика оценки привлекательности классного коллектива”
(7-10 лет).
Межличностные отношения детей в классном коллективе – это форма реализации социальной сущности каждого ребенка, психологическая основа для сплочения детей. В коллективе у младшего школьника реализуется потребность в социальном соответствии: желание соответствовать социальным требованиям, выполнять правила общественной жизни, быть общественно полноценным. Это побуждает ребенка проявлять интерес к сверстникам, искать друзей.
Детский коллектив активно формирует межличностные отношения. Общаясь со сверстниками, младший школьник приобретает личный опыт отношений в социуме, социально-психологические качества (умение понимать одноклассников, тактичность, вежливость, способность к взаимодействию). Именно межличностные отношения дают основу чувствам, переживаниям, позволяют проявить эмоциональный отклик, помогают развивать самоконтроль. Духовное влияние коллектива и личности взаимно.
Для изучения привлекательности классного коллектива можно использовать
“ Методику оценки привлекательности классного коллектива” (7-10 лет).
Методика предназначена для оценки привлекательности для ученика классного коллектива. Представляет собой анкету, в которой к каждому вопросу предлагается определенным количеством баллов:
Ответ
“а” - 5 баллов,
“б” - 4 балла,
“в” - 3 балла,
“г” - 2 балла,
“д” - 1 балл,
“е” - 0 баллов.
Таким образом, максимальное количество баллов, которые может набрать ребенок после заполнения анкеты, составляет 25 баллов.
Анкета для оценки привлекательности классного коллектива
1. Как вы оценили бы свою принадлежность к классу?
а) Чувствую себя членом класса, частью коллектива;
б) Участвую в большинстве видов деятельности;
в) Участвую в одних видах деятельности и не участвую в других;
г) Не чувствую что являюсь членом коллектива;
д) Учусь, не общаясь с другими детьми класса;
е) Не знаю, затрудняюсь ответить.
2. Перешли бы вы учиться в другой класс, если бы представилась такая возможность?
а) Да, очень хотел бы перейти;
б) Скорее всего, перешел бы, чем остался;
в) Не вижу никакой разницы;
г) Скорее всего, остался бы в своем классе;
д) Очень хотел бы остаться в своем классе;
е) Не знаю, трудно сказать.
3. Каковы взаимоотношения между учениками в вашем классе?
а) Лучше, чем в любом другом классе;
б) Лучше, чем в большинстве классов;
в) Примерно такие же, как и в большинстве классов;
г) Хуже, чем в большинстве классов;
д) Хуже, чем в любом классе;
е) Не знаю.
4. Каковы взаимоотношения учеников с воспитателем (классным руководителем)?
а) Лучше, чем в любом другом классе;
б) Лучше, чем в большинстве классов;
в) Примерно такие же, как большинстве классов;
г) Хуже, чем в большинстве классов;
д) Хуже, чем в любом классе;
е) Не знаю.
5. Какого отношение учеников к учебе в классе?
а) Лучше, чем любом другом классе;
б) Лучше, чем в большинстве классов;
в) Примерно такие же, как и в большинстве классов;
г) Хуже ,чем в большинстве классов;
д) Хуже, чем в любом классе;
е) Не знаю.
Все баллы, полученные ребёнком за каждый ответ, суммируются и интерпретируются следующим образом:
25-18 баллов – классный коллектив является для ребенка очень привлекательным. Атмосфера внутри класса полностью удовлетворяет ребенка. Он дорожит взаимоотношениями с остальными детьми коллектива
( 5 человек)
17-12 баллов – ребенок хорошо адаптирован в классном коллективе. Атмосфера взаимоотношений является для него комфортной и благоприятной. Классный коллектив представляет ценность для ребенка. ( 10 человек)
11-6 баллов – нейтральное отношение ребенка к коллективу свидетельствует о наличии определенных благоприятных зон взаимоотношений, которые дискомфортно влияют на ощущение собственного положения ученика в классе. Имеется явное желание либо отдалиться от коллектива, либо изменить свое отношение в нем
( 4 человека)
5 и менее баллов – негативное отношение к классу. Неудовлетворенность своим положением и ролью в нем. Возможна дезадаптация в его структуре ( 0 человек)
2. Анкета « Оценка уровня школьной мотивации»
Детям предлагается ответить (а педагогам с их слов записать) ответы на 10 вопросов, которые оцениваются от 0 до 3 баллов (отрицательный ответ – 0 баллов, нейтральный – 1 балл, положительный – 3 балла).
Для оценки уровня школьной мотивации учащихся начальных классов может быть использована краткая анкета, состоящая из 10 вопросов, наилучшим образом отражающих отношение детей к школе, учебному процессу.
Вопросы анкеты.
1. Тебе нравится в школе или не очень?
- не очень
- нравится
- не нравится
2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?
- чаще хочется остаться дома
- бывает по-разному
- иду с радостью
3.Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, желающие могут остаться дома, ты пошел бы в школу или остался дома?
- не знаю
- остался бы дома
- пошел бы в школу
4.Тебе нравится, когда отменяют какие-нибудь уроки?
- не нравится
- бывает по-разному
- нравится
5.Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?
- хотел бы
- не хотел бы
- не знаю
6.Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?
- не знаю
- не хотел бы
- хотел бы
7.Ты часто рассказываешь о школе родителям?
- часто
- редко
- не рассказываю
8.Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?
- точно не знаю
- хотел бы
- не хотел бы
9.У тебя в классе много друзей?
- мало
- много
- нет друзей
10.Тебе нравятся твои одноклассники?
- нравятся
- не очень
- не нравятся
Различия между выделенными группами детей были оценены по критерию Стьюдента и было установлено 5 основных уровней школьной мотивации:
1) 25 - 30 баллов (максимально высокий уровень) - высокий уровень школьной мотивации, учебной активности.
Такие дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Они очень четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога. В рисунках на школьную тему они изображают учителя у доски, процесс урока, учебный материал и т.п. ( 5 человек)
2) 20 - 24 балла - хорошая школьная мотивация.
Подобные показатели имеет большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью. В рисунках на школьную тему они также изображают учебные ситуации, а при ответах на вопросы проявляют меньшую зависимость от жестких требований и норм. Подобный уровень мотивации является средней нормой ( 10 человек)
3) 15 - 19 баллов - положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами.
Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителями. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени и учебный процесс их мало привлекает. В рисунках на школьную тему такие дети изображают, как правило, школьные, но не учебные ситуации.
4) 10 -14 баллов - низкая школьная мотивация.
Подобные школьники посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе. В рисунках на школьную тему такие дети изображают игровые сюжеты, хотя косвенно они связаны со школой, присутствуют в школе.
5) Ниже 10 баллов - негативное отношение к школе, школьная дезадаптация.
Такие дети испытывают серьезные трудности в школе: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителями. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывания в которой для них невыносимо. Могут плакать, проситься домой. В других случаях ученики могут проявлять агрессивные реакции, отказываться выполнять те или иные задания, следовать нормам, правилам. Часто у таких школьников отмечаются нарушения нервно - психического здоровья. Рисунки таких детей, как правило, не соответствуют школьной теме, а отражают индивидуальные пристрастия ребенка.
1. 4. Лист успешности классного руководителя (образец)
Заполняется всеми классными руководителями в конце учебного года.
ФИО____________________________________
Кл.руководитель_____________класса.
В классе ___________человек.
1.Занимаются в кружках:_____________
Занимаются в секциях:_______________
2.Уровень сплочённости коллектива:
- работают отдельные уч-ся; выполняют отдельные поручения;
- работает актив класса;
- каждый уч-ся класса включён в общие дела класса.
3.Самоуправление в классе:
- учитель возглавляет работу сам, раздаёт задания, поручения (самоуправление отсутствует);
- дети по заданию учителя собираются сами и вырабатывают план действий;
- класс в состоянии сам создать совет любого дела, организовать и проконтролировать его выполнение.
4. Результаты работы учащихся класса (перечислить):
- отличников:_______________________________
- призёров, победителей олимпиад :_____________
- призёров, победителей творческих конкурсов:___
- призёров, победителей спортивных соревнований:____
5.Представляла результаты уч-ся класса:
- в школе
- в городе
- в области
- в России и проч.
6. Заслуживают поощрения уч-ся (ФИ уч-ся) и за что.
ФИ ученика Награждён (поощрён)
1.5. Памятки для родителей.
Памятка «Создание благоприятной семейной атмосферы».
Помните: от того, как родители разбудят ребёнка, зависит их психологический настрой на весь день.
Время для ночного отдыха каждому ребёнку требуется сугубо индивидуальное. Показатель один: он должен выспаться и легко проснуться, когда его разбудят родители.
Если у вас есть возможность дойти до школы вместе с ребёнком, не упускайте её. Совместная дорога- это совместное общение, ненавязчивые советы.
Научитесь встречать детей после уроков. Не стоит первым задавать вопрос: «Какие отметки ты получил сегодня?», лучше спросить: «Как дела в школе?», «Что было интересного в школе?» и т.п.
Радуйтесь успехам ребёнка. Не раздражайтесь в момент его неудач.
Терпеливо, с интересом слушайте рассказы ребёнка о событиях в его жизни. Ребёнок должен чувствовать, что он любим.
Необходимо исключить из общения окрики, грубые интонации, создайте в семье атмосферу радости, любви и уважения.
Памятка «Воспитание трудолюбия у детей в семье»
Чаще поощряйте ребёнка за самостоятельность, инициативу, качество выполненной работы. Если не все у него получается – не раздражайтесь, а терпеливо объясните ещё раз.
Привлекайте ребёнка к большим семейным делам и приучайте начатую работу доводить до конца.
Каждый член семьи, в том числе и ребёнок, должен иметь обязанности по обслуживанию семьи.
Не наказывайте ребёнка трудом.
Памятка «О воспитании доброты»
1.Общение- суть жизни человека. Если мы хотим видеть наших детей счастливыми, добрыми, надо доставлять ребёнку радость общения с нами – это радость совместного познания, совместного труда, совместной игры, совместного отдыха.
2.Доброта начинается с любви к людям (прежде всего к самым близким) и к природе. Будем развивать в детях чувство любви к окружающим.
3.Научим детей ненавидеть зло и равнодушие.
4.Как можно больше любви к ребёнку, как можно больше требовательности к нему.
5.Двайте совершать добрые дела, хорошие поступки, дети учатся доброте у нас.
6.Научимся владеть собой. Выдержка! Выдержка! Выдержка!
Анкета «портрет моего ребёнка».
Цель: выявление индивидуальных особенностей подростка, его характера, интересов, отношения к школе, а также взаимоотношений между родителями и подростками.
1.Какребёнок относится к вам? К другим членам семьи?
(С любовью, уважением, равнодушно, грубо)
2.Какие качества характера проявляет ваш ребёнок особенно ярко? Какова главная черта его характера?
3.Что отличает вашего ребёнка в поведении, привычках, состоянии здоровья?
4.Что больше всего действует на него: ласка, просьба, требование, угроза, наказание? (Подчеркнуть)
5.Какова роль ребёнка в семье:
-его обязанности
-его права
-разовые и постоянные поручения
6.Есть ли у ребёнка друзья?
(Да. Нет.) Охарактеризуйте круг его общения.
7.Где, как, с кем проводит ребёнок свободное от учёбы время?
8.Какие учебные предметы нравятся ребёнку? Какие можно назвать его любимыми?
9.Как ребёнок относится к школе: охотно идёт туда, охотно ли готовит уроки, как относится к внеклассным делам?
10.Рассказывает ли он вам о своём классе? Что ему нравится? Что не нравится?
11.Кто из взрослых является для них авторитетом?
12.Какой ваш ребёнок в коллективе?
(Общительный, необщительный, добрый, недобрый, щедрый, жадный, необидчивый, обидчивый, командует, подчиняется, помогает, не помогает, уступает , не уступает в конфликтной ситуации)
13.Что бы вы хотели изменить в вашем ребёнке?
14.Нравятся ли вам его увлечения?
(Да. Нет.)15.Удовлетворены ли вы тем, как проводите с ребёнком свободное время?
(Да.Нет.) Чем оно наполнено?
16.Можете ли вы помочь и чем в организации совместных дел, участником которых является ваш ребёнок?
Спасибо за работу!
1.6. Принципы классного руководителя.
Принципы, которыми руководствуюсь при работе с детьми:
1.Я хочу, чтобы школа стала для детей родным домом и стараюсь все сделать для этого.
2.Я хочу, чтобы меня любили, поэтому живу по принципу: относись к детям так, как бы ты хотел, чтоб они к тебе относились.
3.Иногда мне нужно, чтобы дети меня поняли и приняли, поэтому я стараюсь понимать и принимать их.
4.Я человек и склонен ошибаться, поэтому я терпелива к ошибкам детей.
5.Почти всему, что знаю, я научилась на собственном опыте, поэтому я позволяю детям приобретать собственный опыт.
6.Я стараюсь привить детям чувство справедливости, терпимости и упорства.
Чтобы это у меня получалось, я не забуду:
1.Входить в класс с улыбкой.
2.При встрече заглянуть каждому в глаза, узнать его настроение и поддержать, если ему плохо.
3.Быть всегда выдержанным, терпеливым, уравновешенным, внимательным.
4.Вовремя ободрить, поддержать, быть рядом в трудной ситуации.
5.Постараться вселять в ребенка веру в себя.
6.Радоваться маленьким успехам своих учеников, сопереживать их неудачам.
7.Не бояться признаться в своем незнании какого-нибудь вопроса, быть вместе с ними в поиске.
8.Не бояться извиниться, если не права, быть терпимой к ошибкам детей.
9.Жить с детьми полной жизнью: радоваться и огорчаться вместе с ними, увлекаться и удивляться, шутить и наставлять, быть нетерпимыми ко лжи и насилию, справедливыми, упорными, правдивыми
10.Нести детям добрую энергию.
Мои принципы общения с родителями:
1.Помнить, что их дети – самое дорогое в жизни. Быть умным и тактичным. Постараюсь не обидеть и не унизить их достоинство.
2.Каждая встреча должна стать для родителей полезной и результативной. Каждое собрание должно вооружить их новыми знаниями в области педагогики, психологии, процесса обучения.
3.Только в содружестве с родителями можно добиться хороших результатов.
Моя профессиональная позиция : личностно ориентированный подход представляет собой педагогическую систему, включающую в себя индивидуальный, личностный, разноуровневый, дифференцированный подходы.
1.7. Игры и тренинги для сплочения детского коллектива.
«Полёт на МАРС»
Условия игры: в полёт можно взять только один неодушевлённый предмет, один одушевлённый предмет и памятную вещь.
«Подарок»
Условия игры: это должно стать традицией в классном коллективе: на День рождения каждому однокласснику готовятся небольшие подарки (творческие или своими руками) и вручаются с пожеланиями; если подарок не приготовлен, то он может быть импровизированным.
Игра с мячом
Условия игры: дети стоят в кругу; нужно передать мяч и сказать комплимент или слова одобрения рядом стоящему однокласснику.
«Продолжи фразу…»
-Я не люблю., когда…
- Я люблю, когда…
- Мне радостно, когда…
- Мне грустно, когда…
«Солнечный лучик»
Условия игры: ребята рисуют солнышко и столько лучиков, скольким бы детям они хотели бы их подарить; затем лучики отрываются и дарятся с объяснением: почему подарил этому человеку и за что.
«Паровозик»
Условия игры: выбирается «машинист». Все остальные дети становятся «вагончиками» друг за другом; их задача двигаться за «машинистом», не нарушать движения и никого не потерять.