Молодёжный туристический центр Золотые купола — школа духовно-нравственного воспитания

Департамент образования и социально-правовой защиты детства
Администрации Нижнего Новгорода
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования
ДДТ Нижегородского района
Информационно-исследовательский краеведческий
центр «Истоки»
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415


На областной этап VII
Всероссийского конкурса
авторских программ
дополнительного образования


Авторы:
Воробьева Римма Михайловна,
руководитель ИИКЦ «Истоки»
Лазарева Валентина Анатольевна,
Педагог-организатор ИИКЦ «Истоки»


Нижний Новгород
2006 Содержание
Пояснительная записка 2-5
Участники проекта 6-7
Взаимодействие с организациями 7
Направления деятельности:
Образовательная деятельность 7-13
Просветительско-пропагандистская деятельность 13-19
Проектная деятельность 19-21
Этапы реализации 22
Показатели. Результаты. 22-25
Заключение 25-29
Образовательная программа 30-40
Список литературы 41-43
Приложение. Схемы 44-49
Пояснительная записка
Сегодня настало «время собирать камни», время, когда в России начинают возрождаться все лучшие духовные традиции. Технический прогресс можно приветствовать, но не поклоняться ему, ведь основой движения вперёд должно быть нравственное совершенствование человека. Сейчас много говорят о духовности, но современному прагматическому человеку необходимы конкретные дела. Духовность - это сочетание знания, любви, милосердия и практической помощи тем или тому, что нуждается в защите.
Уважение к историческому прошлому, культурным традициям, стремление сохранить памятники культуры; чувство долга и ответственности за судьбу земли, на которой ты родился, - все эти качества отличают истинного патриота, духовно-нравственную личность. Д.С.Лихачёв говорил о важности патриотического воспитания, краеведческого образования. «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу - задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого: с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своей стране - к её истории, её прошлому и настоящему».
Велика роль Русской православной церкви в формировании, духовной культуры, патриотического духа, гражданского сознания, веры в высокое назначение России. Патриотическое мировосприятие основывается на исторической памяти. Русская православная церковь причисляла к лику святых не только подвижников веры, но и воинов, защитников Отечества, в память об их подвигах возводились храмы. Истинный патриотизм заключается в его духовности. Социально-нравственной задачей человека-патриота является осознание своей исторической, культурной, национальной и духовной принадлежности к Родине как высшего принципа, определяющего смысл и стратегию жизни. Подлинный, духовный в своей основе патриотизм - это бескорыстное служение Отечеству.
Важным социально-значимым событием в жизни Н.Новгорода стал мегапроект «Ильинская слобода», главная цель которого возрождение и развитие духовной культуры на святой Нижегородской земле. «Ильинская слобода» - это духовно-культурный центр Н.Новгорода, сочетание храмов и исторических мест. На Ильинской улице расположены уникальные дома, в центре города - уникальные храмы. После реконструкции данная территория станет местом работы паломнических центров и туристического бизнеса. Гуманитарной составляющей мегапроекта стал проект «Школа культур» - это школа взаимодействия и взаимообогащения светского и религиозного образования. У истоков русской культуры стояло православие, сутью которого является «пробуждение человеческого в человеке» через религию и культуру. Приобщение школьников к православным традициям поможет им обрести жизненные ориентиры, постичь смысл отечественной культуры. «Проект «Школа культур» - возможность прикоснуться к прекрасной одухотворённой культуре прошлого. И если это возрождение духовного центра города, то сделать это можно только всем миром. Наша задача -восстановить историческую культурную и жилую среду в центре Н.Новгорода. Это серьёзный комплексный проект», - отмечал Владыка Нижегородский и Арзамасский Георгий
В рамках реализации проекта «Школа культур» был создан Молодежный туристический центр (МТЦ) «Золотые купола» как школа духовно-нравственного воспитания. Постичь азы духовно-нравственных традиций поможет краеведение, «краелюбие», «культура топоса», т.е. места, где живёт человек.
МТЦ «Золотые купола» создан на базе информационно-исследовательского краеведческого центра (ИИКЦ) «Истоки», расположенного в Нижегородском районе, где сосредоточено большое количество исторических и культурных памятников, в том числе храмового зодчества. Концептуальная идея Центра - вывести небольшое по объёму школьное краеведческое образования на свободное культурно - историческое пространство города (городские музеи, архивы, театры, вузы), сделав достоянием школьников неисчерпаемые богатства его культурного наследия., что помогло бы развить глубинные чувства патриотизма, духовности, присущие русскому человеку.
Нижний Новгород как столица Приволжского Федерального округа становится значительным туристическим центром, поэтому существует потребность в реализации проекта, связанного с туристско-экскурсионной сферой деятельности школьников. Важным социально-значимым событием в жизни Н.Новгорода стал мегапроект «Ильинская слобода», главная цель которого возрождение и развитие духовной культуры на святой Нижегородской земле. «Ильинская слобода» - это духовно-культурный центр Н.Новгорода, сочетание храмов и исторических мест. На Ильинской улице расположены уникальные дома, в центре города - уникальные храмы. Используя духовно-нравственный потенциал города, Молодёжный туристический центр помогает школьникам осознать ценность культурного наследия г.Н.Новгорода, сформировать культуру топоса, проявлять потребность в самостоятельном изучении и сохранении исторических, культурных и духовных ценностей Нижегородского края. Уникальность проекта заключается в том, что экскурсионная деятельность, связанная с обращением к сокровищам нижегородской православной культуры, будет осуществляться школьниками. Проект имеет широкую социальную направленность: охватывает школьников среднего и старшего звеньев, педагогов, светские и религиозные, государственные, научные и общественные организации, связанные с краеведческой, патриотической, православной деятельностью; местных жителей, интересующихся историческим прошлым города, и гостей Нижнего Новгорода.
Цель проекта - формирование национального самосознания (гражданственности, патриотизма, духовности) через приобщение учащихся к изучению, сохранению исторических, культурных памятников и духовно-нравственных традиций Нижегородского края.
Задачи:
Использовать историко-культурный потенциал города и Нижегородского района для воспитания духовной личности и развития её творческих способностей.
Приобщить школьников к углубленной краеведческой, культурологической исследовательской деятельности, практической работе по сохранению памятников истории и культуры.
Оказывать методическую помощь педагогам школ в обогащении содержания общеобразовательных программ краеведческим экскурсионным материалом.
Активно участвовать в пропаганде Н.Новгорода как значительного туристического центра.
Обеспечить условия социализации, культурного и профессионального самоопределения школьников, их творческой самореализации через приобщение к возрождению духовно-нравственных ценностей и традиций города Н.Новгорода, к восстановлению и сохранению памятников православной культуры.
Способствовать духовно-нравственному воспитанию школьников через знакомство с местными религиозно-историческими традициями.

Участники проекта:
- Государственные и общественные, светские и религиозные организации, поддерживающие цели и задачи программы.
- Учащиеся образовательных учреждений Нижегородского района (12-17 лет).
- Педагоги дополнительного образования центра «Истоки». В ИИКЦ «Истоки» работает 13 педагогов, в их числе:
Доктор филологических наук
Один аспирант ННГУ
Три научных сотрудника государственных музеев
Пять педагогов имеют высшую категорию
Трое - 1 категорию.
5 педагогов ИИКЦ «Истоки» принимают участие в реализации проекта «МТЦ «Золотые купола».
Взаимодействие с организациями
Создание и функционирование Молодежного туристического центра «Золотые купола» было бы невозможно без поддержки различных организаций и отдельных лиц. Знания о Нижегородской земле экскурсоводы из МТЦ черпают не только из книг, много дают встречи с краеведами -Т.П.Виноградовой, писателем В.Ф.Карпенко, профессиональными экскурсоводами, работниками библиотек им. Г.Успенского, В.Г.Короленко. Успешной реализации проекта МТЦ «Золотые купола» способствует взаимодействие со следующими организациями: Аппаратом полномочного представительства Президента РФ в ПФО, Администрацией г. Н.Новгорода и УО и СПЗД Нижегородского района г. Н.Новгорода, Нижегородской епархией, ННГУ им. Н.Лобачевского (кафедрами Музеологии, Истории России и краеведения), НИРО (Нижегородским институтом образования), Центром развития и поддержки музеев, музеями им А.С.Пушкина, Н.А. Добролюбова, Нижегородским музеем радиолаборатория, археологическим музеем ННГУ, Дмитриевской башней Нижегородского кремля, туристическими фирмами «Турист», «Гама»; СМИ. (схема №1)

Направления деятельности
МТЦ «Золотые купола» определил для себя основные направления деятельности: образовательная, просветительско-пропагандистская, проектная.
Образовательная деятельность.
Важным социально-значимым событием в жизни Н.Новгорода стал мегапроект «Ильинская слобода», главная цель которого возрождение и развитие духовной культуры на святой Нижегородской земле. «Ильинская слобода» - это духовно-культурный центр Н.Новгорода, сочетание храмов и исторических мест. На Ильинской улице расположены уникальные дома, в центре города - уникальные храмы. Используя духовно-нравственный потенциал города, Молодёжный туристический центр помогает школьникам осознать ценность культурного наследия г.Н.Новгорода, сформировать культуру топоса, проявлять потребность в самостоятельном изучении и сохранении исторических, культурных и духовных ценностей Нижегородского края. Уникальность проекта заключается в том, что экскурсионная деятельность, связанная с обращением к сокровищам нижегородской православной культуры, будет осуществляться школьниками. «Идеал цельного знания достигается соединением всех духовных сил человека, интеллектуальных, нравственных и эмоциональных. Познание - живое нравственное общение личностей»,- писал известный философ П.Флоренский. Экскурсионная деятельность, связанная с обращением к сокровищам нижегородской православной культуры, даёт такое знание.
Цель образовательной деятельности - углубление общеисторических и краеведческих знаний учащихся; воспитание уважительного отношения к истории, культуре своей страны и родного края, любви к земле, на которой родился; развитие творческого, духовного, интеллектуального потенциала учащихся, воспитание гражданственности, патриотизма.
Задачи:
1) Изучение традиций и культуры Нижегородского края.
2) Обогащение арсенала чувств, развитие культуры мысли и слова.
3) Допрофессиональная подготовка.
Образовательная деятельность включает в себя новые образовательные программы, духовный путь усвоения знаний, использование современных технологий, научно-исследовательскую деятельность, участие в районных конкурсах и конференциях (схема №2).
Обучение ведется путем погружения детей в историю, включения детей в творческие исследования истории и культуры родного края, способствует формированию патриотического отношения к своему краю, воспитанию уважения и любви к своей малой родине, к нижегородским историческим корням. Краеведение становится «краелюбием», когда школьник постигает, как много интересного может рассказать каждая улица, каждый дом. История становится не скучным сводом событий и дат, а приближается во времени, облекается в конкретные видимые формы. Ученик может постичь связь времён, понять, что без знания прошлого не будет счастливого будущего.
При обучении основной акцент делается на духовный путь усвоения знаний: от чувственного освоения (посещения церквей, созерцания храмов, икон; встреч с настоятелями церквей) к познанию (через слово педагогов, проповеди священников, книги) и доброделанию: практической помощи храмам, пропаганде знаний об Ильинской слободе, о Н.Новгороде (схема №3).
Цель исследовательских работ, авторских экскурсий - не только информационная насыщенность содержания, но главное - нравственные уроки, полученные во время знакомства со святынями земли Нижегородской.
Для учащихся МТЦ «Золотые купола» введены следующие разделы программы: «Духовная культура Нижегородского края», «Нижегородский край сквозь века», «Основы православной культуры», «Основы риторики», «Экскурсоведение».
В разделе «Нижегородский край сквозь века» - знакомство с жизнью нижегородцев, их интересами и традициями в разные эпохи, раскрытие различных аспектов духовной культуры: историческое наследие Нижегородского края; богатейшее содержание нижегородского «литературного гнезда» (А.С.Пушкин, И.В.Даль, А.Мельников-Печерский, М.Горький). В основе раздела - погружение в историческое прошлое города, поиск интересных фактов из истории улиц, знакомство с историей русской православной церкви на Нижегородской земле.
«Основы православной культуры» преподает катехизатор, учащиеся посещают храмы, беседуют с их настоятелями.
В разделе «Духовная культура Нижегородского края» - изучение основ архитектуры, храмового зодчества, истории церквей и храмов, знакомство со строителями храмов, расположенных в Ильинской слободе: ц. Жен-Мироносиц, ц. Ильи Пророка, ц. Успения на Ильинской горе, ц. Сергия в Петушкове, ц. Вознесения, ц. Похвалы Пресвятой Богородицы; Часовня у Ильинской решетки; Благовещенский монастырь.
Раздел «Искусство красноречия» помогает овладевать коммуникативной культурой, формировать представление о национально-культурном своеобразии русского речевого идеала. Юные экскурсоводы должны в совершенстве владеть речью, правильно составлять тексты авторских экскурсий, грамотно отвечать на вопросы экскурсантов.
С практикой составления и проведения экскурсий знакомит «Экскурсоведение». Овладение методикой проведения экскурсий необходимо для составления авторских экскурсий, школьники отрабатывают экскурсии на маршруте по исторической части Нижнего Новгорода, разрабатывают тематические экскурсии, которые составляются с учетом разных возрастных и социальных, групп населения.
Для того чтобы обучение соответствовало современным техническим требованиям, во время занятий используются компьютерные технологии. Педагоги проводят компьютерные уроки, интернет-технологии используются в исследовательской работе, для гостей города проводятся виртуальные экскурсии. Компьютерные презентации МТЦ, конференции проходят в медиазале Нижегородского музея науки (Нижегородской радиолаборатории).
В основе образовательной деятельности лежат следующие педагогические принципы:
Гуманизации: содействие в самоопределении школьников, в возможности допрофессиональной подготовки в области музееведения и экскурсоведения.
Дифференциации и индивидуализации: добровольный выбор предложенных направлений деятельности, учёт интересов и возможностей детей во время подготовки и проведения мероприятий.
Развития личности: развитие познавательной активности, творчества.
Комплексности: вся программа деятельности, проводимые мероприятия направлены на воспитание гражданственности, патриотизма, духовности.
Для создания авторских экскурсий в Центре происходит приобщение учащихся к научно-исследовательской деятельности: работа в архивах, в библиографических отделах библиотек, беседы с краеведами, настоятелями церквей.
Целью данной деятельности является приобщение школьников к углубленной краеведческой, культурологической исследовательской деятельности, практической работе по сохранению памятников истории и культуры, раскрытие интеллектуального потенциала учащихся, стимулирование познавательной деятельности, формирование системы знаний по истории Нижегородского края.
В своей научно-исследовательской работе учащиеся МТЦ получают консультации педагогов ВУЗов: ННГУ (Нижегородского государственного университета им. Лобачевского), НГПУ (Нижегородского педагогического университета).

Участие в районных конкурсах и конференциях.
Результативностью образовательной деятельности является участие в районных конкурсах и конференциях.
« Детские Рождественские чтения».
В январе 2005г. учащиеся МТЦ приняли участие во «Вторых детских Рождественских чтениях». Предварительно была проведена работа по разработке обобщенного материала по теме «Социальное служение» отмечены работы: «Сергий Радонежский и формирование национального самосознания», «Традиции благотворительности на благо нижегородского образования».
В марте 2005 г. состоялись XIV районные краеведческие чтения «Страницы истории родного края в истории Отечества» (секция НОУ) по секциям: «История Нижегородского края», «История культуры Нижегородского края», «Историческое краеведение». На НОУ были представлены исследовательские работы учащихся МТЦ «Золотые купола».
Читательская конференция «Святыни земли Нижегородской» проведена совместно с писателем-краеведом В.Ф.Карпенко, который представил «Серию книг для юношества»: «Великий князь Юрий Всеволодович», «Преподобный Серафим Саровский».. Цель читательской конференции - знакомство с «величавыми сподвижниками веры», их деяниями, представляющими собой изумительную сокровищницу нравственного богатства.
Краеведческие игры-конкурсы - это увлекательный интеллектуальный и духовный труд, дарящий радость познания, общения и творчества. Участвуя в краеведческих играх-конкурсах, школьники расширяют свой кругозор, приобщаются к культурной жизни родного края, посещают музеи, совершают экскурсии по улицам и площадям города, знакомятся с историей домов, со знаменитыми горожанами. Игры-конкурсы стимулируют интерес к познанию, способствуют лучшему запоминанию краеведческого материала, помогают решать многие воспитательные задачи: гражданственность, патриотизм, нравственность, духовность.
В марте традиционно проходит районный конкурс «Ты - нижегородец». Участники конкурса представляют литературно-музыкальную композицию – экскурсию. 5 апреля 2005 года был проведен районный конкурс «Юный экскурсовод». Этот конкурс для учащихся МТЦ очень важен: здесь можно оттачивать профессиональное мастерство, слушая, как конкурсанты проводят экскурсии. Особую ценность представляет оценка экскурсий компетентным жюри, в составе которого преподаватели ННГУ, профессиональные экскурсоводы из музея науки Нижегородская радиолаборатория, из туристических фирм.
Работы, представленные на конкурс, выполнены в форме авторских экскурсий. Темы конкурса: «Прогулки по улицам города», «Сокровища Започаянья», «Кремль- хранитель воинской доблести нижегородцев».
Участие в научно-практических конференциях.
МТЦ «Золотые купола» принимает участие в районных конференциях. На педагогической конференции «Краеведение как средство воспитания гражданственности, патриотизма и духовности» была представлена презентация «МТЦ «Золотые купола» - школа духовного воспитания».
В апреле 2005г. прошла научно-практическая конференция «Духовно-нравственное воспитание личности на историко-культурных традициях Н.Новгорода». Отчёт о работе МТЦ за один год был дан в виде экскурсии «Летопись МТЦ». Свой первый год рождения МТЦ встречал в кругу многочисленных гостей: это иеромонах Киприан (Ященко), ректор Института экспертизы образовательных программ, декан педагогического факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, гл. редактор газеты «Воскресная школа»; священник А.Емельянов, проректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета; Д.М.Сладков, помощник директора Федерального ядерного центра г. Сарова; О.Ю.Бараева, гл. советник аппарата полномочного представителя Президента РФ в Приволжском федеральном округе; Л.А.Солошенко, начальник управления образования и социально-правовой защиты детства администрации Нижегородского района Г.Н.Новгорода. Для участников конференции была проведена экскурсия «Сокровища Започаянья». Гостей познакомили с территорией храма Успения Божией Матери на Ильинской горе, рассказали о храме Илии Пророка, возведённом 500 лет назад, представили новую экскурсию о храме Иоанна Предтечи.

Социализация, допрофессиональная подготовка.
МТЦ позволяет дать интересную работу большому количеству учащихся и студентов. Ценной находкой является обучение школьников студентами. Нынешние 10-11-классники через 1-2 года выйдут из школы, поступят в вузы, но обретённые ими краеведческие знания не могут быть потеряны: их нужно передать другим школьникам. После защиты авторских экскурсий учащиеся МТЦ получают свидетельства экскурсоводов-общественников.
Получение допрофессиональной подготовки экскурсовода способствует всестороннему развитию ребенка как личности. Курс подготавливает ребенка к дальнейшей профессиональной деятельности, и не важно, в какой сфере она будет реализовываться, так как умение получать информацию, правильно её интерпретировать и передавать другим - необходимые и востребованные навыки в современном обществе.

Просветительско-пропагандистская деятельность.
Мы живём в сложное кризисное время, поэтому сегодня так важно возрождение и развитие активного и заинтересованного отношения к отечественной истории, к её достижениям и проблемам. Любовь к родине не привьёшь только декларацией патриотизма, гражданственности, школьники должны почувствовать сопричастность с историей родного края, тогда краеведческие знания перерастут в нравственные, духовные основы личности.
МТЦ «Золотые купола» принимает участие в районных конференциях. На педагогической конференции «Краеведение как средство воспитания гражданственности, патриотизма и духовности» была представлена презентация «МТЦ «Золотые купола» - школа духовного воспитания».
В апреле 2005г. прошла научно-практическая конференция «Духовно-нравственное воспитание личности на историко-культурных традициях Н.Новгорода». Отчёт о работе МТЦ за один год был дан в виде экскурсии МТЦ «Золотые купола» обращается к духовной культуре Нижегородского края, святыням земли Нижегородской. МТЦ позволяет постичь азы православной науки, и, не навязывая, как обычно делает школа, говорить о храмовом зодчестве, иконописи, святителях земли Нижегородской. Экскурсоводы получают на занятиях определённые знания, а возвращение во время экскурсии к данному материалу позволяет создавать фундамент миропонимания, т.к. проведение экскурсии для школьников - это не только изложение каких-либо сведений, а возможность найти своё отношение к окружающему миру.
У экскурсоводов-школьников появляется новый, заинтересованный взгляд на знакомые с детства улочки, дома, мимо которых они раньше проходили равнодушно. Историческое здание для них уже не просто памятник архитектуры, который изучается по учебнику, а узнаваемый, почти живой предмет, с которым хочется общаться, о котором интересно побольше узнать. Здесь и пробуждается «естественное для каждого человека чувство - патриотизм: любовь к родному городу, к родному краю, к родной культуре». (Д.С. Лихачёв)
Активное участие в пропаганде Н.Новгорода как значительного туристического центра - одна из основных задач МТЦ «Золотые купола». Приоритетной здесь является экскурсионная деятельность, но используются и другие формы: - презентации, приём туристических групп, круглые столы, анкетирование, выездные школы, издательская деятельность. Учащиеся МТЦ «Золотые купола» проводят разнообразные экскурсии (схема №4).
Экскурсии для учащихся образовательных учреждений Нижегородского района, педагогов и студентов педагогического колледжа.
Экскурсии для гостей города: для школьников из Москвы, победителей Всероссийского конкурса «Жемчужина России», для участников Всероссийского конкурса «Я - модель», для учащихся Вятской гуманитарной гимназии из Кирова, учащихся из Саратова, краеведов из Шахуньи.
Памятной была экскурсия для представителей делегации наиболее преуспевающих бизнесменов из Японии. Приезд такой делегации - это заметное событие в целом для России, насколько же почётным было общение с такими людьми. С особой гордостью учащиеся МТЦ рассказывали им об исторических и культурных сокровищах нашего родного города. Экскурсия для судей международного класса по легкой атлетике из разных стран мира дала возможность экскурсоводам пройти языковую практику: экскурсия велась на русском и английском языках
Экскурсии - диалоги с государственными деятелями. Кириенко СВ., полномочный представитель Президента РФ в ПФО, в режиме диалога с экскурсоводами МТЦ провёл экскурсию для краеведов Шахуньи, наглядно продемонстрировав, что любовь к родному городу невозможна без знания его истории и культуры. В газете «Город и горожане» 7 июля 2005г. была опубликована статья «Полпред меняет профессию». Заголовок подчеркнул интерес полномочного представителя Президента РФ в ПФО С.В.Кириенко к школьникам-экскурсоводам, к Молодёжно-туристическому центру.
Виртуальные экскурсии по г. Нижнему Новгороду и Нижегородской земле для детских краеведческих организаций С.-Петербурга, Москвы.
В рамках программы «Школа краеведов «Города-музеи» состоялся компьютерный фестиваль «Мир музея», который прошёл в Нижегородском музее радиолаборатории, познакомив участников школы краеведов с прекрасным миром культуры, просвещения. Экскурсоводы под руководством Н.М.Фортунатова, профессора ННГУ, провели виртуальную экскурсию «А.С.Пушкин и Нижегородский край». Для школьников из Москвы, победителей Всероссийского конкурса «Жемчужина России», проведена виртуальная экскурсия по Н.Новгороду.
Презентации экскурсионных маршрутов. МТЦ проводит презентации новых экскурсионных маршрутов. Первыми были представлены маршруты по Ильинской слободе - "Сокровища Започаянья» (храм Успения Божией Матери на Ильинской горе, церковь Рождества Иоанна Предтечи на торгу) По этим маршрутам прошло уже более 40 экскурсионных групп. В мае 2005г. в ознаменование 500-летия Нижегородского кремля, в рамках празднования 60-летия Победы в Великой Отечественной войне была представлена экскурсия «Кремль - хранитель воинской славы».
Презентация территории вокруг церкви Успения Божией Матери. 29 июля состоялось открытие историко-культурного района Успенской церкви, учащиеся Молодежного туристического центра «Золотые купола» провели первую в городе экскурсию по территории вновь отреставрированного историко-культурного района Успенской церкви. На презентации присутствовало много почётных гостей: Филарет, митрополит Минский и Слуцкий, Патриарший Экзарх всея Белоруссии, С. В.Кириенко, полномочный представитель Президента РФ в ПФО, С.В. Обозов, зам. полномочного представителя Президента РФ в ПФО, В.В.Булавинов, глава Администрации Н.Новгорода. Учащиеся МТЦ встречали почётных гостей, рассказывали о деятельности своего центра, проводили экскурсии. МТЦ выпущен каталог экскурсий, которые могут быть проведены по району «Ильинской слободы (Започаянью)».
Презентации МТЦ «Золотые купола».
25 февраля 2004 г. в музее науки ННГУ - Нижегородской радиолаборатории прошла презентация МТЦ «Золотые купола», где был представлен проект, план его реализации и фрагмент первой экскурсии «сокровища Започаянья».
Приём туристических групп в рамках программы «Школа краеведов «Города-музеи» Цель - развитие прочных контактов с детскими краеведческими организациями городов РФ. Учащиеся МТЦ принимали группы школьников из Санкт-Петербурга, Москвы. Составлялись программы приёма гостей, проводились экскурсии, круглые столы.
Круглые столы для «Школы краеведов».
В завершение программы «Школа краеведов «Города-музеи:: Н.Новгород, Городец, Санкт-Петербург» были проведены круглые столы «Музей и его друзья», «Нижний Новгород - столица...» ( Н.Новгород глазами гостей). Для школьников из Москвы, победителей Всероссийского конкурса «Жемчужина России», учащиеся МТЦ «Золотые купола» провели круглый стол «Две столицы».
Выездная школа (путешествие на теплоходе «Пташников» по маршруту Н.Новгород – Москва - Кострома - Углич - Плес - Н.Новгород) паломническая поездка в Троице-Сергиевскую лавру. Летняя выездная школа МТЦ была направлена на совершенствование профессиональных навыков экскурсоводов: посещение и обсуждение экскурсий, которые вели профессиональные экскурсоводы; кропотливая работа над текстом своих экскурсий, оттачивание собственных навыков экскурсовода, многочисленные тренинги и репетиции. Паломническая поездка помогла прикоснуться к основам православия. Состоялось знакомство с древними русскими городами, это помогло ярче осознать: Нижний Новгород - наша малая Родина, старинный уникальный город, которым мы можем и должны гордиться.
Анкетирование на ул.Б.Покровская, Ильинская. Цель - понять, что является для нижегородцев приоритетным в истории родного города, их отношение к проектам «Ильинская слобода», «МТЦ «Золотые купола». Во время анкетирования были анонсированы разнообразные экскурсионные маршруты по Ильинской слободе, Нижегородскому кремлю, центральным улицам Г.Н.Новгорода, По результатам опроса определён рейтинг данных маршрутов, что поможет в дальнейшем разрабатывать экскурсии, вызывающих наибольший интерес.
Просветительско-пропагандистская деятельность невозможна без практического участия в сохранении памятников истории и культуры. В наставлениях Серафима Саровского сказано: кто истинно верует, тот непременно творит и добрые дела - доброделание. Для нас доброделание: участие в субботниках по очистке территории вокруг Успенской церкви и палат Олисова, в том числе совместно с полномочным представителем Президента РФ в ПФО СВ. Кириенко; участие в торжественной службе и церемонии поднятия на храм Успения Божией Матери на Ильинской горе колоколов и крестов; экскурсии для социально незащищённых категорий населения: пенсионеров, детей из детских домов.
Издания МТЦ.
Современные технологии помогают рекламировать деятельность МТЦ «Золотые купола»: создан сайт в системе Интернет, подготовлены компьютерные презентации, развернута рекламная компания в СМИ. Издательская деятельность Центра предполагает редактирование и издание творческих и научных работ учащихся, методических разработок, регулярное издание информационного листка «Летописец», каталога экскурсий.
Пропаганде Н.Новгорода как значительного исторического и культурного центра способствуют наши издания:
- информационные листки «Летописец».Опубликовано 7 «Летописцев», в них рассказывается о деятельности МТЦ «Золотые купола», ведётся постоянная рубрика «Люди Започаянья» - о наиболее известных нижегородцах XVII – XIX B.B.
- открытки «Экскурсионная деятельность МТЦ «Золотые купола»;
- буклеты «Сокровища Започаянья: храм Успения Божией Матери на Ильинской горе», церковь Рождества Иоанна Предтечи на торгу», «Проектная линия «Нижний благотворительный»; - коллаж «Выездная школа Молодежного туристического центра «Золотые купола»; каталог экскурсий, которые могут быть проведены по району «Ильинской слободы (Започаянья)»;.
- информационный стенд для Второй Международной выставки «Нижний Новгород - земля Серафима Саровского».
Культурно-исторический диалог, в который включаются учащиеся благодаря экскурсионной деятельности, содействует патриотическому и духовно-нравственному воспитанию, воспитанию уважения к историческому прошлому родного края, России. Своей экскурсионной деятельностью учащиеся приступают к созданию культурного пространства, включающего памятники истории и культуры, произведения искусства, исторические реликвии.

Проектная деятельность
Данный вид деятельности предполагает создание собственных и совместных с различными научными и общественными организациями проектов, участие в разнообразных проектах и выставках краеведческой направленности (схема №5).
Проекты МТЦ «Золотые купола».
- «Школа краеведов «Города-музеи». Музеи бережно хранят многовековую историю своего народа, но музей не только собрание вещей, это «храм, собрание, единение, общее дело для всех, живущих ради будущего», для всех «хранителей великой истории некогда великой державы» (Т.И.Ковалёва, председатель Нижегородского центра поддержки и развития музеев). Музеем может стать и целый город. Цель программы «Школа краеведов: приобщение школьников к духовной жизни города через различные формы работы в музеях города стремление сохранить культурное наследие своего народа; формирование активной жизненной позиции, музейной культуры у школьников. Создание сети детских экскурсионных бюро, детских музеев может стать тем общим делом, которое будет объединять «хранителей великой истории» нашей великой державы.
- «Святыни земли Нижегородской». (Дни исторического и культурного наследия). Национальное самосознание невозможно без понимания духовных основ русской культуры, не могут стать нравственными людьми «Иваны, не помнящие родства». Человек должен знать историю, традиции родного края, преклоняться перед национальными святынями. Обращение к духовной культуре русского (православного) народа, знакомство с историей и культурой народных обрядов, с этнографией православных праздников; чествование людей, оставивших заметный след в истории Нижегородского края: основателя города - Юрия Всеволодовича, преподобного С.Саровского, А Невского, К.Минина - способствует духовно-нравственному воспитанию школьников.
- «Паспорт дома». Цель - сохранение памятников истории и культуры Ильинской слободы, систематизация справочно-библиографической информации о 104 объектах культурного наследия Започаянья. Учащиеся МТЦ фотографировали памятники архитектуры, давали описание каждого дома, составляли справочно-библиографический материал на каждый объект. Данная информация стала основой новых экскурсий по Ильинской слободе.
- «Кремлёвская дружина» - летнее профильное трудовое объединение с отрядами «Экскурсоводы», «Музееведы». Цель - знакомство с историко-архитектурными и заповедными местами Н. Новгорода и Нижегородского края через экскурсии и экспедиции, проведение общественно - полезных работ на территории Нижегородского Кремля, получение допрофессинальной подготовки экскурсоводов и музеологов, проведение экскурсий для летних трудовых лагерей, помощь музеям города.
Только познавательная работа не способна побудить подростка к активной самостоятельной деятельности, необходимо соединить получаемые знания с их общественно полезной деятельностью, направленной на возрождение нижегородских традиций, нижегородской культуры. «Кремлёвская дружина» - это школа формирования высокого уровня гражданственности, утверждение патриотических ценностей, идеалов.
Совместные проекты:
-«Историческое исследование» (ННГУим. Н.Лобачевского, кафедра Музеологии)
Цель - создание совместных методик и программ обучения; формирование у учащихся МТЦ навыков углубленной краеведческой, культурологической, философской исследовательской деятельности.
Научно-исследовательская деятельность учащихся направлена на умение ориентироваться в многообразной краеведческой литературе. В творческой поисково-аналитической деятельности происходит раскрытие личности подростка, т.к. создаются условия для демонстрации своих личностных качеств, своего творческого, духовного потенциала. Методические требования к работе в номинации «Самостоятельная разработка экскурсии», методические рекомендации к написанию исторического исследования помогают учащимся МТЦ готовить научно-исследовательские работы на НОУ, создавать авторские экскурсии. На базе Нижегородского музея науки (Нижегородская радиолаборатория) проводились практикумы по использованию интернет-технологий в исследовательской работе, тренинги защиты исследовательских работ. Овладение новыми компьютерными технологиями активизирует деятельность учащихся, позволяет готовить виртуальные экскурсии, развивая ассоциативное мышление, творческие способности.
- «Мое открытие» (с телекомпанией НТР) - это телеочерки, рассказы учащихся МТЦ «Золотые купола» о памятниках нижегородской архитектуры и связанных с ними событиях и исторических личностях. В летнее время НТР рассказывает о деятельности МТЦ «Золотые купола» в составе «Кремлёвской дружины», о практической помощи памятникам истории и архитектуры, проведении общественно полезной деятельности, направленной на возрождение нижегородских традиций, нижегородской культуры.
- «Дети и СМИ» (т/к «Волга», программа «Саквояж»): популяризация знаний об истории Н.Новгорода; создание телесюжетов об экскурсионной деятельности учащихся МТЦ «Золотые купола».
Участие в проектах и выставках
- участие в социально-художественном проекте «Старый Нижний: Люди. Улицы. Дворы -2004-2005г.г.» с выставкой «Нижний благотворительный».
участие во Второй Международной выставке «Нижний Новгород - земля Серафима Саровского». На выставку был представлен информационный стенд, отражающий итоги деятельности МТЦ за полгода. За участие в выставке МТЦ «Золотые купола» был награжден дипломом I степени.
Этапы реализации:
1 этап: научно-исследовательская деятельность учащихся - погружение в историческое прошлое города, поиск интересных фактов из истории улиц, знакомство с историей русской православной церкви на Нижегородской земле. Проведение районной читательской конференции «Святыни земли Нижегородской».
2 этап: составление экскурсионных проектов учащимися на основе научно-исследовательских работ. Участие в районном конкурсе «Юный экскурсовод» с проведением аттестации экскурсий АО «Турист» и выдачей удостоверений «Экскурсовод-общественник».
3 этап: проведение экскурсий по Ильинской слободе для жителей и гостей города. Участие в краеведческих чтениях «Страницы истории родного края в истории Отечества» (НОУ).
4 этап: разработка экскурсий по Нижегородскому району в рамках летнего профильного трудового объединения «Кремлёвская дружина». Проведение районной научно-практической конференции «Духовное наследие».
5 этап: анализ и обобщение работы Молодёжного туристического центра «Золотые купола», организация и проведение конференции по результатам проекта; подготовка нового цикла функционирования центра.
Показатели:
Эффективность проекта оценивается по анкетированию школьников и жителей города, присутствующих на презентации экскурсий «Золотые купола» (Согласно анкетированию, в 2004г. положительно оценивали необходимость экскурсионной деятельности МТЦ 30%, в 2005 г. - 93%)
Индикатором успешности проекта служат количественные показатели:
Количество детей, обучающихся по проекту (в 2004г.-15ч., 2005г.-28ч.)
Количество привлеченных к активному участию в проекте организаций и отдельных деятелей науки и культуры г. Н.Новгорода (Аппарат Полномочного представителя Президента РФ в ПФО, Администрация г. Н.Новгорода и УО и СПЗД Нижегородского района г. Н.Новгорода, Нижегородская епархия Русской Православной церкви, ННГУ им. Лобачевского, НИРО (Нижегородский институт образования), Центр развития и поддержки музеев, музеи им А.С.Пушкина, Н.А. Добролюбова, музей науки (Нижегородская радиолаборатория), Нижегородский кремль, библиотеки им. Г.Успенского, В.Г.Короленко, нижегородские краеведы, туристические фирмы «Турист», «Гама», СМИ).
Количество и качество рефератов, экскурсий и других научных работ учащихся. («Рождественские чтения» - 5, краеведческие чтения «Страницы истории родного края в истории Отечества» - 11, конкурс «Юный экскурсовод» -15.)
Количество и содержание упоминаний в СМИ Телекомпании: НТР - передача «Парашют», «Волга» - передача «Саквояж», «ННТВ» - «Вести Приволжья», ТК «Кремль» - более 20 раз (все основные мероприятия и экскурсии для гостей Г.Н.Новгорода). Газеты «Город и горожане» - 1: «Полпред меняет профессию», «Епархиальные ведомости» -3: «Церковь Успения Божией Матери», «Возрождение Святой Руси», «Паломничество к преподобному Сергию», «Российская газета» - 1: о праздновании Дня рождения А.С.Пушкина в «Кремлёвской дружине».
Качественные показатели
Все мероприятия МТЦ отличались чёткой организацией, использованием современных технологий, высоким эстетическим уровнем.
Социальные показатели
Популярность проекта определяется большим количеством проведённых экскурсий для нижегородских школьников и гостей города, участием в экскурсиях светских и религиозных государственных деятелей, деятелей науки и образования; заинтересованностью СМИ, позитивным общественным мнением, отражённым в анкетировании на улицах Г.Н.Новгорода.
Заинтересованность социальных партнёров отражается в создании совместных проектов, проведении многочисленных совместных мероприятий.
Воспитательные показатели
Все мероприятия МТЦ, проводимые экскурсии были направлены на воспитание патриотизма, гражданственности, духовности. Во время проведения многих мероприятий отмечался возросший уровень воспитанности и общей культуры учеников, которые приняли участие в проекте.
Технологические показатели
Использование современных компьютерных технологий во время обучения, при проведении презентаций; составление виртуальных экскурсий учащимися МТЦ, проведение виртуальных экскурсий, для гостей города. Компьютерные презентации МТЦ, конференции проходят в медиазале Нижегородского музея науки (Нижегородской радиолаборатории).

Результаты:
Создана модель Молодёжного туристического центра подготовки экскурсоводов «Золотые купола».
Сформирована команда педагогов, работающих по проекту.
Обучены группы школьников по программам, входящим в проект.
Созданы авторские экскурсионные маршруты по Ильинской слободе.
Изданы информационные листки «Летописец», каталог экскурсий.
Отработаны проекты с нижегородскими государственными и общественными, светскими и религиозными организациями, со СМИ.
Проведены экскурсии для нижегородцев и гостей города.
Произведена работа по благоустройству Нижегородского кремля и территории, прилегающей к храмам Ильинской слободы, в рамках летнего профильного трудового объединения «Кремлевская дружина».
Участие в проекте поможет школьникам расширить кругозор, реализовать свой творческий потенциал в краеведческих исследованиях и авторских экскурсиях. Учащиеся МТЦ найдут себя в общественно значимой культурно-патриотической деятельности, направленной на возрождение и сохранение памятников истории и культуры нашего города, для кого-то участие в проекте станет трамплином для приобретения профессии

Заключение.
Несмотря на столь короткое время деятельности МТЦ «Золотые купола», видно начало духовного роста воспитанников. Общение с наставниками, краеведами, учеными позволяет приобщить детей к духовной культуре. Живое нравственное общение заключается в единстве личностей, индивидуальностей, оно взаимообогащает, позволяет раскрыть в школьниках творческую личность. Некоторые дети, пришедшие к нам, не были замечены в своих школах, но приобщение к творчеству дало возможность по-новому им раскрыться. «Чтобы в русском человеке сложился и окреп духовный характер, он должен увидеть добро, поверить ему и в него и полюбить его. Это видение, эта вера и любовь должны передать свой духовный заряд воле, и заряд этот должен быть осмыслен и принят разумом».
На презентации МТЦ "Золотые купола": было зачитано поздравление полномочного представителя Президента РФ в ПФО СВ. Кириенко: «Создание Молодежного туристического центра "Золотые купола" - это уникальная возможность современным школьникам проявить себя, внести вклад в укрепление Н.Новгорода в статусе настоящей столицы Поволжья». Учащиеся МТЦ «Золотые купола» поставили перед собой цель: как можно больше узнать о Започаянье и познакомить с ним нижегородцев и гостей города; открыть для них жемчужину нижегородского зодчества XVII- XIXB.B. - храмы и купеческие особняки; рассказать о людях, по-настоящему любящих свой город: о купцах-меценатах, о святителях земли Нижегородской. Воспитанники МТЦ уже по-иному относятся к родному городу, они научились видеть то, что зачастую скрыто от равнодушного взгляда - сдержанную тишину и дыхание истории, они поняли, что каждый дом - это чья-то жизнь, каждая улица - чья-то судьба. Учащиеся осознают нравственную основу своей экскурсионной деятельности: «Мы хотим, чтобы по-прежнему глядели в небо золотые купола церквей, призывая людей к духовному совершенству». История уже не является для них скучным сводом событий и дат, они чувствуют, что без знания прошлого у них не будет счастливого будущего (схема №6).
Образовательная программа Молодёжно-туристического центра «Золотые купола» создана в 2003 г. с целью эффективной подготовки учащихся – экскурсоводов. МТЦ получил заказ – подготовить в короткий срок экскурсоводов по «Ильинской слободе», духовному центру Нижнего Новгорода. Экскурсантами должны были стать учащиеся образовательных учреждений Нижегородского района г. Нижнего Новгорода, гости города. Изначально предусматривалось проведение экскурсий, связанных с историко-культурными памятниками г. Нижнего Новгорода XVII-н. XIXв.в, в том числе храмового зодчества.
При реализации проекта МТЦ “Золотые купола” в 2003г. была обучена одна группа учащихся 9-10 классов (15ч.). В 2004-2005г.г. сформированы две группы экскурсоводов, возраст - 9-11 классы.
Об эффективности разработанной программы говорят полученные результаты:
награды МТЦ “Золотые купола”
разработка и проведение авторских экскурсий,
призовые места в районных и городских конкурсах историко-краеведческой направленности,
участие в научно-практических конференциях;
отклики учителей, родителей воспитанников МТЦ,
отражение деятельности в СМИ,
отзывы экскурсантов - нижегородцев и гостей г. Нижнего Новгорода,
Отработанная модель “МТЦ “Золотые купола”- школа духовно-нравственного воспитания” одобрена экспертной комиссией образовательных программ во главе с ректором Института экспертизы образовательных программ иеромонахом Киприаном (Ященко), А.Емельяновым, проректором Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, Аппаратом полномочного представителя Президента РФ в ПФО, Нижегородской епархией Русской Православной церкви.
МТЦ “Золотые купола” расширяет свои связи с детскими краеведческими организациями различных городов РФ. Для проведения большого количества экскурсий необходимо несколько групп экскурсоводов.
В 2006-2007 году предусматривается обучение по новым образовательным программам в трёх возрастных группах:
Младшая группа «Юный экскурсовод» (1-5 кл) – занимательное краеведение.
Средняя группа «Юный исследователь» (6-8 кл) – начало исследовательской работы и составления экскурсий
Старшая группа «Школа экскурсоводов и туристического бизнеса» (9-11 кл.) – составление и проведение экскурсий, подготовка творческих исследовательских работ
Уже в 2005-2006г.г. начата работа по краеведению с социально-незащищёнными категориями детей. Создано объединение по изучению основ краеведения и составлению экскурсий в детском доме №5 (6 класс). Проводятся занятия по программе «Занимательное краеведение» для учащихся 1-3 классов коррекционно-развивающего обучения.
В МТЦ есть эффективная результаты коррекционно-развивающего обучения: учащаяся класса КРО за два года обучения стала прекрасным экскурсоводом, проводила экскурсии-диалоги с С.В.Кириенко, Полномочным представителем Президента РФ в ПФО, в 2006г.поступает на исторический факультет ННГУ им. Лобачевского.
В настоящее время расширяется география экскурсионных маршрутов. Для подготовки новых экскурсий учащиеся отправляются в экспедиции по Нижегородской краю.
Создаются новые проекты МТЦ:
«У истоков Дивеевской обители». Цель – составить новые паломнические маршруты, рассказывающие о деятельности сподвижников Серафима Саровского, благодетелей Серафимо-Дивеевской обители Мотовилова Н.А., Мантуровых Е.В.и М.В.
«Наследники Минина – за Веру и Отечество». Цель - приобщить молодёжь к национальной культуре через знакомство с православными святынями, с героическими страницами истории своего края и истории Отечества Смутного времени; к осознанию себя гражданином и патриотом России. В рамках проекта учащиеся МТЦ создавали историко-философские, литературно- публицистические эссе о Дне народного единства, были организаторами патриотической акции, подготовили и проводили экскурсию по Ивановской площади и храму Иоанна Предтечи, где 4 ноября 2005г. прошло празднование Дня народного единства.
Продолжается работа по проекту «Дети и СМИ» Учащиеся МТЦ «Золотые купола» рассказывают о памятниках нижегородской архитектуры, связанных с ними исторических событиях и личностях. Заметки готовятся для печати в газетах «Епархиальные ведомости», «Сюжет», «Школа», предназначенной для учителей, учеников и их родителей.
Главной задачей остается поиск путей взаимодействия светского и религиозного образования. В МТЦ два направления: паломническое (православное) и светское. В первом направлении предполагается знакомство с основами церковно-славянского языка и основными жанрами древнерусского красноречия.
Светское направление предполагает несколько иной взгляд на проведение экскурсии: экскурсоводам необходимы азы психологии, сценического искусства, основы имиджа делового человека, знакомство с основами фотодела, создание фотоэтюдов. Взгляд художника поможет по-иному представить свою экскурсию.
В программу 2006-2007г.г. будут включены разделы психологии и сценического искусства, основы фотодела.
Пусть деятельность МТЦ «Золотые купола» дала ещё небольшие духовные ростки, но уже очевидно, что «дорогу к храму» эти дети для себя проложили. Мы же в своей деятельности хотели бы руководствоваться наставлениями Преподобного Серафима Саровского. «Сей всюду, сей данную тебе пшеницу, сей на благой земле, сей на песке, сей при пути, сей в тернии: все где-нибудь да прозябнет и возрастет, и плод принесет. Хотя и нескоро» Образовательная программа

Учебно-тематический план


Разделы
1 год обучения
2 год обучения

1
«Нижегородский край сквозь века»
45
32

2
«Духовная культура Нижегородского края»
24
17

3
«Основы православной культуры»
15
12

4
«Искусство слова»
15
24

5
«Экскурсоведение»
45
58


Содержание программы
1 год обучения (144часа)



Тема
Теория
Практика
Всего часов

1
«Нижегородский край сквозь века»


45


Вводная тема
1




Археологическое прошлое Нижегородского края
1




Основание Нижнего Новгорода
1




Великое Суздальско-Нижегородское княжество
1




Повторение
1




XV век: пора утрат и начало возрождения
1




XVI век: под стягами Москвы
1




Нижегородский кремль – форпост Российского государства
1
1



Смута. Подвиг нижегородского ополчения
1




Восстановление государства после Смуты
1




Макарьевская ярмарка XVII века: роль в жизни города
1
1



Нижний Новгород в XVII веке
1




«Бунташный век» в истории России и Нижнего Новгорода
1




Знаменитые нижегородцы XVII века
1




Раскол
1




Повторение
1




Нижний Новгород на рубеже XVII – XVIII веков
1




Петр I в Нижнем Новгороде
1
1



Нижний Новгород в XVIII веке
1




Знаменитые нижегородцы XVIII века
1




Нижегородская губерния в первой половине XIX века
1




Нижегородское ополчение 1812-1814гг.
1




Декабристы-нижегородцы
1




«Карман России»
1




А.С.Пушкин на Нижегородской земле
1
1



Культурная жизнь Нижнего Новгорода второй половины XIX века
1
1



Знаменитые нижегородцы второй половины XIX века
1




Крестьянская реформа в Нижегородской губернии
1




Всероссийская промышленно-художественная выставка 1896 года
1




Повторение
1




Революционные события начала XX века
1




Нижегородская губерния на рубеже XIX- XX вв.
1




Нижний Новгород в 1917 году
1




М.Горький в Нижнем Новгороде
1
1



Первые шаги Советской власти в губернии
1




Г.Горький во время Второй мировой войны
1
1



Г.Горький после Второй мировой войны
1




Повторение
1



2
«Духовная культура Нижегородского края»


24


Храмовое зодчество Устройство храма, символика храмового убранства. Нижегородские храмы.
4
9



Иконопись. Виды икон, символика цвета, законы написания. Местночтимые иконы Нижегородского края. Фрески. Мозаика. Храмовая роспись.
3




Святители земли Нижегородской
4




Святыни земли Нижегородской
4



3
«Основы православной культуры»


15


Происхождение православия (идеолог православия константинопольский патриарх Фотий). Крещение Руси. История русской православной церкви.
3




Символ веры
3




Заповеди Божии
3




Христианские таинства
3




Церковное богослужение
3



4
«Искусство слова»


15


Русский риторический идеал
1




Народные традиции русского красноречия
1




Риторический канон: изобретение речи
1
1



Риторический канон: словесное выражение
1
1



Риторический канон: произнесение
1
1



Композиция публичного выступления
1
1



Риторический канон: запоминание
1
1



Риторика и культура речи
1
1



Речевой этикет
1



5
«Экскурсоведение»


45


Экскурсоведение как наука
1




Сущность экскурсии
2




Функции и признаки экскурсии
2




Классификация экскурсий
2




Тематика и содержание экскурсий
4
4



Показ и рассказ в экскурсии
4




Экскурсионная методика
6
18



Профессиональное мастерство экскурсовода
2




Содержание программы
2 год обучения (144 часа)



Тема
Теория
Практика
Всего часов

1
«Нижегородский край сквозь века»


32


Основание Нижнего Новгорода
1




Старейшие нижегородские монастыри: Благовещенский, Печерский.
1




Древняя планировка города и ее «следы» на карте Нижнего Новгорода. Топонимика.
1




Нижегородский кремль – форпост Российского государства
1




Ополчение Минина и Пожарского
1




Градостроение в Нижнем Новгороде:


3


Екатерининские реформы
1




Приезд Николая I и городские преобразования
1




«Зачем нужен главный архитектор»
1




Прогулки по улицам города:


8


«Большая Покровская – Нижегородский Арбат»
1
1



«Ильинская купеческая слобода»
1
1



«Улица товаров, денег и торговых документов» (Рождественская улица)
1
1



Верхне–Волжская набережная
1
1



Род Пушкиных на Нижегородской земле
1




«Нижний городок – Москвы уголок»
1




Декабристы и Нижний Новгород
1




Крестьянская реформа в Нижегородской губернии
1




Литературный Нижний XIX века:


3


А.П. Мельников-Печерский
1




В.И. Даль
1




В.Г. Короленко
1




«Дворянских гнезд заветные аллеи» (Нижегородские усадьбы)


4


Фотолетописцы земли Нижегородской: Дмитриев и Карелин
1




Нижний Новгород в первой четверти XX века
1




Г.Горький во время Второй мировой войны
1




Г.Горький после Второй мировой войны
1




Нижний Новгород – столица Приволжского федерального округа
1



2
«Духовная культура Нижегородского края»


18


Храмовое зодчество. Нижегородские храмы.

10



Святыни земли Нижегородской
4




Святители земли Нижегородской
4



3
«Основы православной культуры»


12


Христианское вероучение
3




Православные праздники
3




Церковный календарь
3




Православная этика
3



4
«Искусство слова»


24


Основы мастерства публичного выступления
1
1



Аргументирующая речь
1




Виды аргументов и структура доказательства
1
1



Информирующая речь
1
1



Разнообразие стилей
1
1



Речь – импровизация
1
1



«Язык очей и говор жестов»
1




Коммуникативная культура
1




Основы мастерства беседы
1
1



Полемика, диспут, дискуссии
1
1



Ведение экскурсии

6


5
«Экскурсоведение»


58


Методика составления экскурсии
4




Методика проведения экскурсии
4




Практические занятия по разработке, написанию и ведению экскурсии

15



Индивидуальные консультации

15



Учебные экскурсии по городу, посещение музеев

20


Краткое описание тем.
1 год обучения.
1. Нижегородский край сквозь века.
1.1. Вводная тема.
1.2 Археологическое прошлое Нижегородского края: первые находки, основные стоянки на территории Нижнгородской области: стоянки Арзамасского района, сейминско-турбинская, волосовская, фатьяновская, поздняковская культуры, археологическое изучение территории Нижнего Новгорода.
1.3 Основание Нижнего Новгорода: гипотезы о времени основания города, князь Юрий Всеволодович, его личность. Общероссийские события XIII века.
1.4 Великое Суздальско-Нижегородское княжество: завоевание независимости, ослабление в период междоусобиц, падение под руку Москвы. Нижегородско-Суздальский князь Дмитрий Константинович, Дмитрий Донской.
1.5 Повторение.
1.6 XV век: пора утрат и начало возрождения: Монголо-татарское нашествие, налаживание отношений с Золотой Ордой. Основание Макарьев-Желтоводского монастыря.
1.7 XVI век: под стягами Москвы: завершение собирания земель. Нижний Новгород - важный стратегический пункт.
1.8 Нижегородский Кремль – форпост Российского государства.
1.9 Смута Подвиг Нижегородского ополчения: причины, предпосылки Смуты. Польское нашествие на Россию. Лжедмитрий I. Окончательное изгнание поляков. Избрание на престол Михаила Романова. Нижегородское ополчение. Минин и Пожарский: значение нижегородского ополчения в деле освобождения Москвы. Личность Козьмы Минина. Личность князя Дмитрия Пожарского.
1.10 Восстановление государства после Смуты.
1.11 Макарьевская ярмарка XVII века: роль в жизни города: возобновление монастыря, развитие торга, особенности монастырского жительства на Руси, роль ярмарки в жизни города, общемировая известность торга.
1.12 Нижний Новгород в XVII веке:
1.13 «Бунташный» век в истории России и Нижнего Новгорода: восстания разинцев на нижегородчине: причины и последствия.
1.14 Знаменитые нижегородцы XVII века:
1.15 Раскол:: необходимость систематизации православного учения в России в сер. XVII века. Реформа патриарха Никона. Раскол в РПЦ, появление старообрядчества. Гонения на старообрядцев. Нижегородцы Никон и Аввакум. Старообрядчество в Нижегородском крае: биографии Никона и Аввакума. Деятельность протопопа Аввакума. Гонения на старообрядцев в Нижегородском крае. Старообрядческие скиты на нижегородчине.
1.16 Повторение.
1.17 Нижний Новгород на рубеже XVII-XVIII веков:
1.18 Петр I в Нижнем Новгороде: приезд Петра Великого в Нижний в 1695 и 1722гг. Дискуссия о роли политики Петра в истории России и Нижнего Новгорода.
1.19 Нижний Новгород в XVIII веке: рождение Нижегородской губернии. Первый нижегородский губернатор Ю.А. Ржевский, реформы Екатерины II, нижегородское наместниичество.
1.20 Знаменитые нижегородцы XVIII века:
1.21 Нижегородская губерния в Ѕ XIX века: территориально-административное деление, экономическое развитие, население, культурная жизнь города.
1.22 Нижегородское ополчение 1812-1814 гг.: сбор ополчения, участие в военных действиях на территории России и в Европе.
1.23 Декабристы-нижегородцы: причины и предпосылки восстания на Сенатской площади. Последствия восстания. Нижегородцы, участвовавшие в восстании (С.П. Трубецкой, М.П. Бестужев-Рюмин, А.А. Анненков).
1.24 «Карман России»: экономическое развитие города в XIX веке, нижегородское купеческое сословие.
1.25 А.С.Пушкин на Нижегородской земле: приезд А.С. Пушкина в Нижний Новгород в 1833 году, памятные места Нижнего Новгорода, связанные с именами А.С.Пушкина, прием у губернатора.
1.26 Культурная жизнь Нижнего Новгорода второй половины XIX века: литературный Нижний, художественный Нижний, театральный Нижний.
1.27 Знаменитые нижегородцы второй половины XIX века: А.Д.Улыбышев, М.А.Балакирев, П.И.Мельников, историк Макарий, В.И.Даль, Л.В.Даль.
1.28 Крестьянская реформа в Нижегородской губернии: реакция на проекты реформирования, раскрепощение крестьян, последствия реформы для нижегородских крестьян, крестьянские промыслы.
1.29 Всероссийская промышленно-художественная выставка 1896 года: подготовка города к проведению выставки, работа выставки. Нововведения в городе: электроосвещение, трамвай, кинематограф.
1.30 Повторение
1.31 Революционные события начала XX века: отклик на русско-японскую войну в Нижегородской губернии,события 1905 года, рабочий вопрос в Нижнем Новгороде.
1.32 Нижегородская губерния на рубеже XIX- XX вв.: статистические данные_ социальный состав населения, плотность населения, качество земли, ремесло, политические волнения, реформа П.А.Столыпина, Нижегородский край в годы Первой мировой войны.
1.33 Нижний Новгород в 1917 году: основные события 1917 года, реакция нижегородцев на изменения в стране.
1.34 М.Горький в Нижнем Новгороде: биография писателя, посещение музея «Домик Каширина», последний приезд в Нижний Новгород.
1.35 Первые шаги Советской власти в губернии: становление советской власти в губернии, «военный коммунизм» в губернии, губерния в условиях гражданской войны, Волжская военная флотилия, подъем промышленности, экономический и культурный подъем города в 1920-30-е гг.
1.36 Г.Горький во время Второй мировой войны: перестройка промышленности на военный лад, деятельность органов НКВД-НКБД в области, продовольственная проблема, социальная обстановка в городе, культурная жизнь города в годы войны.
1.37 Г.Горький после Второй мировой войны: послевоенное восстановление, открытие Нижегородской ярмарки.
1.38 Повторение

2. «Духовная культура Нижегородского края»
2.39 Храмовое зодчество Устройство храма, символика храмового убранства. Нижегородские храмы: особенности архитектуры, церковь и собор
2.40 Иконопись. Виды икон, символика цвета, законы написания. Местночтимые иконы Нижегородского края. Фрески. Мозаика. Храмовая роспись.
2.41 Святители земли Нижегородской: Макарий Желтоводский и Унженский, Сергий Радонежский, Серафим Саровский, митрополит Филарет, митрополит Павел I.
2.42 Святыни земли Нижегородской: Макарьевский монастырь, Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь, Саровская пустынь.

«Основы православной культуры»
3.43 Происхождение православия (идеолог православия константинопольский патриарх Фотий). Крещение Руси. История русской православной церкви.
3.44 Символ веры – основа православного христианства, двенадцать членов Символа веры.
3.45 Заповеди Божии
3.46 Христианские таинства: крещение, миропомазание, покаяние, причастие, соборование, венчание, священство.
3.47 Церковное богослужение: понятие о богослужении, порядок богослужения, богослужебные книги, состав церковной службы.

«Искусство слова»
4.48 Русский риторический идеал: риторический идеал и культура, цель и форма слова древней Руси, «Поучение» и «Слово» как основные жанры древнерусского красноречия.
4.49 Народные традиции русского красноречия: славление, заклинания, обереги, приговоры, молитвы, слова, речь летописей, русских былин, сказок, деловая речь, торги.
4.50 Риторический канон: изобретение речи – смысловые модели (топы).
4.51 Риторический канон: словесное выражение – риторика образа, образность речи, эпитеты, сравнения, метафора и метонимия, ирония, парадокс, иносказание, риторические фигуры, средства диалогизации речи, эмоциональность речи.
4.52 Риторический канон: произнесение – тайны голоса, речевая разминка, выразительность речи.
4.53 Композиция публичного выступления: описание предмета речи, как говорить рассуждая, как рассказывать истории.
4.54 Риторический канон: запоминание – учимся слушать, память и внимание, секреты Мнемозины.
4.55 Риторика и культура речи: нормы произношения и ударения, морфологические нормы, лексическая сочетаемость, синтаксические нормы.
4.56 Речевой этикет: формулы речевого этикета, национальные особенности речевого этикета, особенности обращения как формы речевого этикета.

«Экскурсоведение»
5.57 Экскурсоведение как наука: этапы возникновения, становления и развития экскурсионного дела в России
5.58 Сущность экскурсии: определение понятия «экскурсия», ее сущность, классификация.
5.59 Функции и признаки экскурсии
5.60 Классификация экскурсий
5.61 Тематика и содержание экскурсий
5.62 Показ и рассказ в экскурсии: сочетание показа и рассказа в экскурсии.
5.63 Экскурсионная методика: методика и пути ее совершенствования, технология подготовки новой экскурсии, составление маршрута экскурсии, методика проведения экскурсии, техника ведения экскурсии.
5.64 Профессиональное мастерство экскурсовода: личность экскурсовода, его умения и навыки, речь и внеречевые средства общения.

2 год обучения.
1. Нижегородский край сквозь века.
1.1 Основание Нижнего Новгорода: гипотезы о времени основания города, великие князья – основатели города.
1.2 Старейшие нижегородские монастыри: Благовещенский, Печерский.
1.3 Древняя планировка города и ее «следы» на карте Нижнего Новгорода. Топонимика.
1.4 Нижегородский кремль – форпост Российского государства: стороительство Кремля, вооружение Кремля, система обороны города, осады города (1521,1534,1536,1537,1541).
1.5 Ополчение Минина и Пожарского: Лидеры Нижегородского ополчения, памятники, посвященные ополчению в Нижнем Новгороде.
1.6 Градостроение в Нижнем Новгороде:
Екатерининские реформы
Приезд Николая I и городские преобразования
«Зачем нужен главный архитектор»
1.7 Прогулки по улицам города:
«Большая Покровская – Нижегородский Арбат»
«Ильинская купеческая слобода»
«Улица товаров, денег и торговых документов» (Рождественская улица)
Верхне–Волжская набережная
1.8 Род Пушкиных на Нижегородской земле: предки Пушкина на Нижегородской земле, поместья в Львовке и Болдино.
1.9 «Нижний городок – Москвы уголок»: нижегородское ополчение
1.10 Декабристы и Нижний Новгород (С.П.Трубецкой, М.П.Бестужев –Рюмин, А.А.Анненков и др.)
1.11 Крестьянская реформа в Нижегородской губернии: обнародование Манифеста в здании Дворянского собрания, раскрепощение крестьян, последствия реформы для нижегородских крестьян, крестьянские промыслы
1.12 Литературный Нижний XIX века:
А.П. Мельников-Печерский
В.И. Даль
В.Г. Короленко
1.13 «Дворянских гнезд заветные аллеи» (Нижегородские усадьбы)
1.14 Фотолетописцы земли Нижегородской: Дмитриев и Карелин. Посещение музея старой фотографии.
1.15 Нижний Новгород в первой четверти XX века
1.16 Г.Горький во время Второй мировой войны
1.17 Г.Горький после Второй мировой войны
1.18 Нижний Новгород – столица Приволжского федерального округа: характеристика современного города – площадь, территория, население, промышленность, культура, характеристика отдельных районов города.

2. «Духовная культура Нижегородского края»
2.19 Храмовое зодчество. Нижегородские храмы. Посещение храмов и монастырей Нижнего Новгорода.
2.20 Святыни земли Нижегородской. Экскурсии в Макарьевский монастырь, Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь, Саровскую пустынь.
2.21 Святители земли Нижегородской.

3. «Основы православной культуры»
3.22 Христианское вероучение. Основные религиозные понятия и представления. История Ветхого и Нового Завета.
3.23 Православные праздники. Годовой круг праздников на Руси как системообразующий элемент православной культуры.
3.24 Церковный календарь
3.25 Православная этика. Требования православной церкви к поведению ребенка. Беседы о поведении на примере евангельских притч и примеров из жизни святых.


3. «Искусство слова»
3.26 Основы мастерства публичного выступления: структура публичного выступления, риторический эскиз речи.
3.27 Аргументирующая речь: характеристика, планирование и тактика речи, разновидности аргументирующей речи, работа с аргументами.
3.28 Виды аргументов и структура доказательства
3.29 Информирующая речь: разработка и исполнение информирующей речи, этапы информирующей речи, задачи оратора в информирующей речи.
3.30 Разнообразие стилей
3.31 Речь – импровизация
3.32 «Язык очей и говор жестов»: язык движений в публичной речи, словарь ораторских жестов, мимика и жестикуляция.
3.33 Коммуникативная культура: культура речи и профессионализм, язык и становление личности, совершенствование коммуникативной культуры.
3.34 Основы мастерства беседы: сущность беседы и ее типы, две модели беседы, принципы поведения собеседников и возможности взаимопонимания.
3.35 Полемика, диспут, дискуссии
3.36 Ведение экскурсии

4. «Экскурсоведение»
4.37 Методика составления экскурсии
4.38 Методика проведения экскурсии: методика и пути ее совершенствования, технология подготовки новой экскурсии, составление маршрута экскурсии, методика проведения экскурсии, техника ведения экскурсии.
4.39 Практические занятия по разработке, написанию и ведению экскурсии
4.40 Индивидуальные консультации
4.41 Учебные экскурсии по городу, посещение музеев
Список литературы.

Агафонов С.Л. Нижегородский кремль: архитектура, история, реставрация. Горький, 1976.
Бобин О. Карман России: Нижегородская ярмарка. Н. Новгород, 1991.
Болдино. Осень 1830: фотолитературная композиция. М., 1989.
Бубнов Ю.Н., Орельская О.В. Архитектура города Горького: Очерки истории, 1917-1985. Горький, 1986.
Бубнов Ю.Н. Архитектура Нижнего Новгорода середины XIX-начала XX века. Н. Новгород, 1990.
Великое дело Минина и Пожарского: сборник / Под ред. Н.М. Добротвора. Горький, 1943.
Виноградов В.И. Иллюстрированный путеводитель по Нижнему Новгороду и ярмарке. Н. Новгород, 1895.
Всемирная история: Возрождение и Реформация / Под ред. И.А. Алябьевой. М., 2000.
Город Горький: фотоальбом. Горький, 1982.
Городецкие чтения, вып.4. Городец, 2003.
Горький А.М. о родном городе. Горький, 1978.
Грабарь И. История русского искусства. М., 1915.
Живопись древнего Пскова. XIII-XVI века. М., 1971.
Записки краеведов: очерки, воспоминания, статьи, документы, хроники, вып. 1-10. Горький-Н. Новгород. 1973-2004.
История города Горького: краткий очерк. Горький, 1971.
Каждый род знаменит и славен. Из истории нижегородского предпринимательства XVII-начала XXвека. Н. Новгород, 1999.
Кирьянов И.А. Нижегородский кремль. Горький, 1968.
Коллар В.А. Музыкальная жизнь Нижнего Новгорода - города Горького. Горький, 1976.
Костюнин Н. Древняя даль Нижегородчины. Н. Новгород, 1997.
Купеческий Нижний: фотоальбом. Н. Новгород, 1991.
Лазарев В.Н. Древнерусские мозаики и фрески. XI-XV века. М., 1973.
Манько А.В. Чтения об особах российского императорского дома. М., 1994.
Мельников А.П. Очерки бытовой истории Нижегородской ярмарки. Н. Новгород, 1993.
Миловская С.М. Из старины ко дню сегодняшнему. Н. Новгород, 2001.
Милотворский И. А. Нижний Новгород, его прошлое и настоящее. Н. Новгород, 1911.
Монашество и монастыри в России (XI-XX века)/Под ред. Н.В. Синициной. М., 2002.
Народные художественные промыслы Горьковской области. Горький, 1986.
На рубеже двух веков. Нижегородское Поволжье и Волга в фотографиях М.Д. Дмитриева. Горький, 1988.
Нижегородские предания и легенды. Горький, 1971.
Нижегородский край: факты, события, люди. Н. Новгород, 1994.
Нижегородский край: хрестоматия. Арзамас, 2001.
Нижний Новгород, 1896: город, ярмарка, выставка, путеводитель. Н. Новгород, 1996.
Образ земли нижегородской: альбом. Н. Новгород, 1998.
Орельская О.В. Архитектура эпохи модерн в Нижнем Новгороде. Н. Новгород, 2000.
Памятники истории и культуры города Горького. Горький, 1977.
Памятники истории и культуры Горьковской области. Горький, 1987.
Писатели-горьковчане: библиографический указатель, вып. 1-3. Горький, 1970-1984.
Поспеловский Д.В. Православная церковь в истории Руси, России и СССР. М., 1996.
Россия и Нижегородский край: актуальные проблемы истории. Н. Новгород, 1998.
Россия под скипетром Романовых. 1613-1913. М., 1991.
Рыбаков Б.А. Ремесло древней Руси. М., 1948.
Смирнов Д. Нижегородская старина. Н. Новгород, 1995.
Станков С.С. очерки физической географии Горьковской области. Горький, 1951.
Сто лет XVI Всероссийской промышленно-художественной выставки 1896 г. в Нижнем Новгороде. Н. Новгород, 1997.
Трубе Л.Л. как возникли географические названия Горьковской области. Горький, 1962.
Улицы Нижнего Новгорода: справочник. Н. Новгород, 1994.
Фарбер Л.М. А.М. Горький в Нижнем Новгороде. Горький, 1984.
Филатов Н.Ф. Города и посады Нижегородского Поволжья в XVII веке: история, архитектура. Н. Новгород, 1996.
Филатов Н.Ф. Купола, глядящие в небеса. Нижегородское храмовое зодчество XVII-XX веков. Н. Новгород, 1996.
Филатов Н.Ф. Нижегородские мастера. Горький, 1988.
Филатов Н.Ф. Нижегородское зодчество XVII-начала XX века. Горький, 1982.
Филатов Н.Ф. Нижний Новгород пушкинской поры. 1833. Горький, 1983.
Филатов Н.Ф. Подвиг во имя России: Козьма Минин и Дмитрий Михайлович Пожарский. Н. Новгород, 1996.
Храмцовский Н. Краткий очерк истории и описания Нижнего Новгорода. Н. Новгород, 1857-1859.
Царственно поставленный город. Нижний Новгород в старой открытке. Владимир, 2000.
Чемоданов Л.А. История Горьковской области. Горький, 1975.
Шарун Н.И. По залам Художественного музея. Горький, 1985.
Емельянов Б.В. Экскурсоведение: учебник. М., 2004.
Емельянов Б.В. Профессиональное мастерство экскурсовода: учебное пособие. М., 1986.
Требование к методической разработке экскурсий: методические рекомендации. М., 1979.
Методика подготовки и проведения экскурсии: учебное пособие. М., 1980.
Всеобщая история архитектуры, т. 3. М., 1958.
Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. М., 1986.
Киево-Печерский Государственный историко-культурный заповедник. Киев, 1982.
Кузнецов А.В. Тектоника и конструкция центрических зданий: в 2 т. М., 1951.
Лазарев В.Н. Древнерусские мозаики и фрески. XI-XV века. М., 1973.
Покровский Н. Очерки памятников христианского искусства и иконографии. С-Пб., 1910.
Шмит Ф. Софийский собор в Киеве // Светильник, №8. М., 1913.
Алпатов М. Сокровища русского искусства. XI-XVI века. М., 1971.
Бенуа А.Н. История живописи всех времен и народов. С-Пб., 1912-1917.
Библия: Книги Ветхого и Нового Завета: любое издание.
Бодуэн П. Техника фресковой живописи. М., 1938.
Виннер А.В. Материалы и техника мозаичной живописи. М., 1953
Грабарь И. История русского искусства. М., 1915.
Живопись древнего Пскова. XIII-XVI века. М., 1971.
Лазарев В.Н. Древнерусские мозаики и фрески. XI-XV века. М., 1973.
Михайловский Б., Пуришев Б. Очерки истории древнерусской монументальной живописи со 2/2 XIV-до начала XVII века. М.-Л., 1941.
Покровский Н. Очерки памятников христианского искусства и иконографии. С-Пб., 1910.
Православная культура. М., 2003.
Православная культура. М., 2004.
Православная культура в школе. М., 2004.
Толстой И., Кондаков Н. Русские древности в памятниках искусства, вып. 4 и 6. С-Пб., 1891, 1899.
Удальцова З.В. Италия и Византия в VI веке. М., 1959.
Условность иконы - образ преображенного мира. Иконописный канон: красота, догматика, благочестие // Нижегородские епархиальные ведомости, №17. Н. Новгород, 2005.
Успенский С. Катехизис в рассказах. Сергиев-Посад, 1997.
Шмит Ф. Софийский собор в Киеве // Светильник, №8. М., 1913.
13PAGE 15


13PAGE 143015








Молодежный туристический центр
«Золотые купола» -
школа духовно-нравственного воспитания





Истоки лого-1ЙVV Заголовок 115тB Нижний колонтитул, Номер страницы< Основной текст Оглавление 1 Оглавление 2R Основной текст с отступом