Урок обществознания по теме: Этнические общности и межнациональные конфликты
Урок № _____ Дата: 2.03.2016
Открытый урок по обществознанию
Курс: 1
Группа 1-15
Профессия «Повар, кондитер»
Раздел: Социальные отношения
Тема занятия: Этнические общности и межнациональные конфликты
Цели занятия: Рассмотреть основные этнические общности (род, племя, народность, нация), их особенности. Межнациональный конфликт. Сущность этноцентризма. Развивать умение объяснять особенности взаимоотношений национального большинства и меньшинства, опираясь на конкретные примеры. Анализировать этнические конфликты, имевшие место в истории. Воспитывать гуманность, терпимость к другим нациями народностям, интерес к обществоведческим дисциплинам, воспитание любви к своей Родине.
Тип занятия: изучение нового материала
Методы: элементы проблемного обучения, объяснение учителя, просмотр презентаций, самостоятельная работа в рабочих листах, мини-доклады студентов.
Оборудование: рабочий лист, толковый словарь Ожегова, ноутбук, мультимедиа.
Общие компетенции: ОК 1, ОК 2, ОК 5
Связь с другими науками: история, право, география, история мировых религий.
Связь с профессией: примеры
Литература:
1.Обществознание под ред Боголюбова, 10 кл. М., Просвещение, 2010
2. Здравомыслов A.Г. Межнациональные конфликты в постсоветском пространстве. - М., 1997.
Ход занятия
1. Организация начала занятия ( 3 минуты)
Проверка наличия студентов в группе и готовность их к занятию
Вступительное слово учителя
Легенда:
Встретились раз белый человек и чернокожий. Белый сказал:
— Как ты уродлив, черный! Как будто весь сажей вымазан!Черный презрительно сощурился и сказал:
Как ты уродлив, белый! Как будто тебя всего обернули бумагой!
Спорили они, спорили, никак не могли прийти к согласию. И решили пойти к мудрецу. Выслушал их мудрец и сказал белому: — Посмотри, как красив твой черный брат! Он черен, как южная ночь, и в ней, подобно звездам, сияют глаза его...
Затем мудрец обратился к чернокожему:
А ты, друг, посмотри, как красив твой белый брат. Он красив, как сверкающий белый снег, что лежит на вершинах наших гор, а волосы его — цвета солнца...
Черный и белый устыдились своего спора и помирились.
А старый мудрец думал о будущем. И представилась ему такая картина... Кружатся в веселом хороводе, танцу» и распевая песни, белые, черные, желтые люди. С любовью смотрят они друг на друга. И перекрывает звуки музыки и песен чей-то молодой голос:
Как хорошо, что все мы разные! А то жить было бы так скучно!
Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить?
(студенты высказывают предположения)
1.1. Сообщение темы и целей занятия (2 мин)
Тема нашего занятия: Этнические общности и межнациональные конфликты (запишите тему занятия в рабочий лист урока)
Цель занятия: Рассмотреть основные этнические общности (род, племя, народность, нация), их особенности. Межнациональный конфликт. Сущность этноцентризма. Развивать умение объяснять особенности взаимоотношений национального большинства и меньшинства, опираясь на конкретные примеры. Анализировать этнические конфликты, имевшие место в истории. Воспитывать гуманность, терпимость к другим нациям, народностям, интерес к обществоведческим дисциплинам, воспитание любви к своей Родине.
2. Мотивация студентов ( 2 мин)
Что такое «этнос»? (высказывания студентов)
Этнос - исторически сложившаяся этническая общность — племя, народность, нация (по словарю Ожегова)
Этнос - общее название национальных образований: нации, народности и т.п. (по словарю Даля)
3. Изучение нового материала ( 25 минут)
Прочитайте в словаре понятие «этническая общность»
3.1 Этническая общность — это
исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей (племя, народность, нация, народ), обладающих общими чертами и стабильными особенностями культуры, языка, психического склада, самосознанием и исторической памятью, а также осознанием своих интересов и целей, своего единства, отличия от других подобных образований.
3.2 Основные виды этнических общностей
Из этого понятия выделите основные составляющие этнической общности?
Запишите их в рабочем листе под стрелками.
Задание: С помощью презентации, попробуем дать характеристику этнических общностей (студенты записывают кратко в рабочих листах) Род — группа кровных родственников, ведущих свое происхождение по одной линии (материнской или отцовской). Племя — совокупность родов, связанных между собой общими чертами культуры, осознанием общего происхождения, а также общностью диалекта, единством религиозных представлений, обрядов. Народность — исторически сложившаяся общность людей, объединяемая общей территорией, языком, психическим складом, культурой. Нация — исторически сложившаяся общность людей, характеризующаяся развитыми экономическими связями, общей территорией и общностью языка, культуры, этнического самосознания.
Связь с историей
В VI - VIII веках восточные славяне заселили обширную территорию Восточной Европы, заняли большую часть В-Е равнины, на этой территории проживало 12 племенных союзов, наиболее многочисленные были поляне, ильменские славяне, древляне…
Племя – исторически первая ступень формирования этноса. Племя включает значительное число родов и кланов
В IX в.формируется государство у восточнославянских племен- с центром в г.Киеве – Киевская Русь.
В конце X в. закончилось объединение этих племен в единое государство.
Подчиняясь власти киевского князя каждое племя, отправляло своё ополчение для защиты государства. В военных походах воины были объединены общей целью, чувствовали свое родство друг с другом «Мы из рода русского» заявляли с гордостью
В процессе общения постепенно сглаживались местные различия в языке, возникал и развивался единый древнерусский язык. С течением времени люди престали отождествлять себя с полянами, древлянами, стали считать себя единым целым.
Так постепенно складывалась древнерусская народность. Народность складывается с появлением классов и государств. Данная социальная общность свойственна эпохе рабовладения и феодализма. Решающую роль в превращении союза племен в народность сыграло государство. Оно объединило обширные территории. Устанавливая более тесную связь между людьми и этническими группами.
В результате моголо-татарского нашествия в XIII в.древнерусская народность была разобщена.
С XIV в. политический центр русского этноса сместился со степной зоны Киева на северо-восток. Северо – Восточная Русь, хотя и оказалась в зависимости от Золотой Орды, наиболее полно сохранила древнерусскую культуру и язык .Жители Юго-Западной и западной Руси оказались включены в состав владений Польши, Литвы, Венгрии. Но они не растворились среди народов этих государств, их объединяла православная вера. В тоже время не имея возможности общаться с Северо –Восточной Русью, они сохранили особенности местных диалектов, быта и культуры.
В XV в. Московская Русь добилась независимости и постепенно восстановила единство русских земель
Из некогда единой древнерусской народности формируется русская, украинская . белорусская народности.
Позже с образование централизованного государства и развития капиталистических отношение формируется нация- русские. На базе народностей формируется высший исторический тип этноса - нации.
Просмотр ролика «О нациях»
3.3 Межнациональные отношения в силу их многоаспектности представляют собой сложное явление. Они включают две разновидности:
отношения между разными национальностями внутри одного государства;
отношения между разными нациями-государствами.
Формы межнациональных отношений следующие: мирное сотрудничество и этнический конфликт (от лат. conf lictus — столкновение).
1. Мирное сотрудничество - Разные этнические группы стихийно смешиваются между собой на протяжении многих поколений и в результате образуют одну нацию. Происходит это обычно через межнациональные браки. Таким путем сформировались латиноамериканские народы: в одно целое здесь смешались традиции испанцев, португальцев, местных индейцев и африканцев-рабов.
2. Этническое поглощение - Представляет собой почти полное растворение одного народа (иногда нескольких народов) в другом. Истории известны мирные и военные формы ассимиляции. Современная Америка — пример мирного пути, а древние империи, завоевавшие соседние народы, например Ассирия и Рим, служат образцом немирного пути. В одном случае захватчики растворяли в себе покоренные народы, в другом — сами растворялись в них. В насильственном сценарии более крупная нация запрещает другим использовать родной язык в публичной жизни, получать образование на нем, закрывает книжные издательства и средства массовой информации.
Самый цивилизованный путь объединения разных народов — создание многонационального государства, в котором соблюдаются права и свободы каждой народности и нации. В подобных случаях несколько языков являются государственными, например, в Бельгии — французский, датский и немецкий, в Швейцарии — немецкий, французский и итальянский. В результате формируется культурный плюрализм (от лат. pluralis — множественный).
3.5 Межнациональные конфликты. В современном мире практически не существует этнически однородных государств.
Таким образом, людям разных национальностей, так или иначе, приходится сосуществовать на одной территории, и мирная жизнь складывается далеко не всегда.
Что такое межнациональный конфликт?
Запишите понятие в рабочем листе.
Межнациональный конфликт — это
одна из форм отношений между национальными общностями, характеризующаяся состоянием взаимных претензий, открытым противостоянием этносов, народов и наций друг другу, имеющим тенденцию к нарастанию противоречий вплоть до вооруженных столкновений, открытых войн.
Основной причиной конфликтов, трений, различного рода предубеждений между представителями разных национальностей выступает этноцентризм. 3.6 Этноцентризм — совокупность неправильных представлений (предубеждений) одной нации по отношению к другой, свидетельствующих о превосходстве первой. Этноцентризм — уверенность в правоте собственной культуры, склонность либо тенденция отвергать стандарты другой культуры как неправильные, низкие, неэстетичные.
3.7 Типы межнациональных конфликтов. (мини-доклады)Национализм (фр. nationalisme от лат. natio — народ) —это идеология и политика, ставящие интересы нации превыше любых других экономических, социальных, политических интересов, стремление к национальной замкнутости, местничеству; недоверие к другим нациям, нередко перерастающее в межнациональную вражду.
Шовинизм (фр. chauvinisme — термин происходит от имени Никола Шовена, литературного героя комедии братьев И. и Т. Коньяр «Трехцветная кокарда», радетеля величия Франции в духе идей Наполеона Бонапарта) — политическая и идеологическая система взглядов и действий, обосновывающая исключительность той или иной нации, противопоставление ее интересов интересам других наций и народов, внедряющая в сознание людей неприязнь, а зачастую и ненависть к другим народам, которая разжигает вражду между людьми различных национальностей и вероисповеданий, национальный экстремизм.
Геноцид (от лат. genos — род и caedere — убивать) — преднамеренное и систематическое уничтожение отдельных групп населения по расовым, национальным или религиозным признакам, а также умышленное создание жизненных условий, рассчитанных на полное или частичное физическое уничтожение этих групп. Примером геноцида является холокост — массовое уничтожение гитлеровцами еврейского населения во время Второй мировой войны.
4. Закрепление полученных знаний. (5-7 мин)
4.1 Примеры межнациональных конфликтов
1. Самый ранний тип этноса (1 балл)
1) народность 2) нация 3) племя
2.В 1991 г. в немецком городе Хайерсверде неофашисты и (2 балла) «бритоголовые», вооружённые ножами и газовыми пистолетами, разгромили общежитие вьетнамских и мозамбикских беженцев. Это пример
1) культурного плюрализма 2) толерантности 3) расовой нетерпимости 4) ассимиляции
3.В Бельгии государственными языками являются французский, датский и немецкий, в Швейцарии — немецкий, французский и итальянский. Это пример,
1) межэтнической интеграции 2) ассимиляции 3) этнического смешивания 4) культурного плюрализма (1 балл)
4. Признак этнической социальной общности
1) единое гражданство 2) язык и культура 3) религия и мораль (1 балл)
Подсчитайте баллы
5 баллов -5
4 балла – 4
3 балла -3
2 и ниже – 2
Работа проверяется. Выставляется оценка.
5. Рефлексия ( 2 мин)
5.1 Лестница успеха
Вернемся, к началу урока вспомните легенду. Мораль той легенды гласит: как хорошо, что мы разные.
Так давайте относиться друг к другу, так как хотели бы, что относились к нам, не зависимо от национальности, ведь мы с вами живем в многонациональном государстве.
6. Домашнее задание. (1 мин)
Приготовить презентацию об одном из этносов, которые живут в нашем крае