Современный урок: новые подходы к организации. (опубликована в сборнике Воронежского Государственного Педагогического университета « Федеральный государственный образовательный стандарт: опыт реализации» 2015год)


Современный урок: новые подходы к организации.
(опубликована в сборнике Воронежского Государственного Педагогического университета « Федеральный государственный образовательный стандарт: опыт реализации» 2015год)
Если мы сегодня будем учить детей так,
как вчера, мы украдем у них завтра.
Джон Дьюи, философ.
Современная жизнь отличается быстрыми темпами развития. Сегодня нашему обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, способные анализировать свои действия, самостоятельно принимать решения, быть мобильными, способными к работе в команде. В течение своей трудовой деятельности человеку приходится не раз менять профессию, а это значит - овладевать новыми знаниями. Особенно это актуально для молодого поколения. Другими словами, выйдя из стен школы, выпускник должен продолжить саморазвиваться и самосовершенствоваться. А для этого необходимо научиться определенным способам действий. Подготовка учащихся к жизни начинается еще в школе. Поэтому требования к образованию сегодня меняют свои приоритеты: знаниевая составляющая уступает место развивающей. Учитель теперь не просто передатчик информации, он управляет процессом обучения. Новый стандарт предъявляет высокие требования к качеству школьного образования. Он ориентирован на новые результаты: личностные, метапредметные и предметные, что требует совершенствования всей системы школьного образования.
В 2012-2013 учебном году наша школа стала региональной инновационной площадкой по реализации ФГОС ООО. Реализация ФГОС ООО потребовала от учителей пересмотра педагогической практики, функций, интенсивного освоения новых средств обучения, современных образовательных технологий. Педагоги школы понимали, что учить по-старому уже нельзя. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но при всём многообразии – урок остаётся главной формой организации учебного процесса. И для того, чтобы реализовать требования, предъявляемые Стандартами второго поколения, урок должен стать новым, современным! Понятие современный урок неразрывно связано с понятием современный учитель. По словам руководителя проекта по разработке ФГОСов Александра Михайловича Кондакова, «Стандарты второго поколения невозможны без учителя второго поколения»! И прежде, чем войти в класс и начать работу по новым стандартам, учителя нашей школы сами стали учиться. Им предстояло не только приобрести новые знания, но и коренным образом изменить свое отношение к процессу обучения в школе, выстроить новые отношения с учащимися. Теперь учитель выступал в новой роли: он руководил процессом обучения, он учил ученика учиться. Итак, в чем же особенность современного урока?
Для современного урока необходимо современное оборудование.
Современный урок - хорошо спланированный урок. Учитель планирует не только свою деятельность, но и деятельность своих учащихся.
Усиливается ориентация на достижение конкретно сформулированного ожидаемого результата.
Урок должен быть развивающим, проблемным. Учитель сам готов к сотрудничеству с учащимися. Он умеет организовать коллективную деятельность, работу в парах.
Больше внимания уделяет развивающим и воспитательным задачам.
Особое внимание уделяется организации и активизации поисковой деятельности и творческой работе учащихся на уроке.
Связь теории с практикой. Научные знания учащихся не должны быть абстрактными, они должны основываться на опыте ученика и быть практически применимыми.
Обучение учащихся с максимальным учетом их индивидуальных особенностей.
Здоровьесбережение – одно из приоритетных направлений деятельности учителя.
Формирование у учащихся способности к рефлексии (анализ своей мыслительной деятельности).
На современном уроке учащиеся не только являются активными субъектами процесса познания, но они учатся самостоятельно и критически мыслить, видеть и формировать проблему, грамотно работать с информацией, учиться общению со сверстниками и учителями, уметь работать в команде, овладевать навыками информационно-коммуникативных технологий. Изменения произошли в содержании основных типов уроков.
Урок изучения нового – это традиционный (комбинированный) урок. Учитель может его провести в форме лекции, экскурсии, исследовательской работы, учебного и трудового практикума. Цель уроков такого типа - изучение и первичное закрепление новых знаний.
Урок закрепления знаний – это практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация. Цель-выработка умений по применению знаний.
Урок комплексного применения знаний – это практикум, лабораторная работа, семинар и т.д. Цель - выработка умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях.
Урок обобщения и систематизации знаний – это семинар, конференция, круглый стол и т.д. Цель - обобщение единичных знаний в систему.
Урок контроля, оценки и коррекции знаний – это: контрольная работа, зачет, коллоквиум, смотр знаний и т.д. Цель - определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками.
Уровень подготовки учащихся по учебным дисциплинам во многом определяется уровнем подготовленности и проведения урока. Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод: в обновляющейся школе современный урок должен быть направлен на формирование активной, самостоятельной и инициативной личности, способной на творческое развитие, исследовательскую деятельность, рефлексию и самооценку.
Литература.
Федеральная целевая программа развития образования (на 2011-2015 гг.)
(Постановление Правительства РФ №61 от 7 февраля 2011 г.).
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 г..№273-ФЗ).
Федеральный Государственный образовательный стандарт основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010. №1897.В.Букатов. А.Ершова.Нескучные уроки. Школьная лига. 2013.
О.Крылова. И. Муштавинская. Новая дидактика современного урока в условиях введения ФГОС ООО. Каро.2013.
Лукьянова М.И. Современный урок и требования ФГОС. Народное образование – 2012 №8.