«Игра – путь к познанию предметного мира»


Предметный мир окружает ребенка всю его жизнь. Начиная с самого раннего возраста, ребенок активно познает этот мир, исследуя всё происходящее вокруг.
В истории педагогики ознакомление детей с предметным миром всегда считалось одной из важных задач, для решения которых выдвигались разные системы ознакомления детей с предметами (Я.А.Коменский, И. Г. Песталоцци, Ф. Фребель, М. Монтессори, К. Д. Ушинский)
На современном этапе педагогики ознакомление детей с предметным миром не утратило своей актуальности. Многие педагоги отмечают, что предметный мир, окружающие ребенка вещи и игрушки имеют очень важное  значение в развитии. (В.И. Логинова, О.В. Дыбина, М.В.Крулехт)
Именно в предметной деятельности возникает познавательная активность ребёнка, складываются первые эмоциональные впечатления, расширяется его кругозор.

3580130109855материалы
00материалы
206692562230классификация
00классификация
47752062230безопасность
00безопасность

1507490712470Предметный мир
00Предметный мир
96456599885500370776510134600015741651676400025933402152650036626801200150020218401294130003355340129413000-464185520700Предметы вокруг нас
00Предметы вокруг нас
4174490615950Средства цивилизации
00Средства цивилизации
2838451561465Прошлое, настоящее и будущее предметов
00Прошлое, настоящее и будущее предметов
27959051628140География предметов быта
00География предметов быта

К предметам вокруг нас можно отнести:
–предметы, созданные людьми;– назначение и свойства предметов домашнего обихода;– сходные по назначению предметы разной формы;– загадки о предметах быта.
К материалам:
– материалы, из которых сделаны предметы– свойства материалов– целесообразность использования.
К средствам цивилизации:
– предметы, облегчающие труд человека в быту– предметы, создающие комфорт– средства связи, коммуникации– транспорт, сельхозтехника.Классификация:
– по функциональному назначению– по материалу, из которого предметы изготовлены– по признакам, объединяющим предметы в разные группы.
География предметов быта:
– предметы быта русской традиционной культуры– предметы быта, муз. инструменты, одежда других народностей.
Прошлое, настоящее и будущее предметов:
– история появления предметов;– усовершенствование предметов.
Безопасность: правила пользования предметами.
По мере познания предметного мира ученик узнает, что мир обладает разными свойствами и качествами. Ребенок овладевает способами действий с предметами. Предмет вводит школьников в мир взрослых, расширяет его кругозор и влияет на всестороннее развитие.
Процесс познания состоит из трех этапов:
Спонтанно-исследовательский
Происходит первое знакомство с предметом (свойства и качества).
Задача педагога на этом этапе: организовать предметную среду так, чтобы в ней были разные по форме, цвету, материалу и звучанию   предметы. Ученик должен усвоить, зачем нужен этот предмет, что и как им делать.
Вариативный
Ребенок усваивает, что один и тот же предмет можно использовать по разному . Дети узнают о предметах-заместителях. Данный этап способствует развитию воображения, творческих способностей.
Преобразующий
Дети хотят изучать предметы, узнать, как они устроены, какими свойствами обладают, для какой цели могут служить. У ребенка развивается наглядно-образное  мышление, способность оценивать деятельность другого человека. Возникает стремление к преобразующим видам творческой деятельности.
По мере познания предметного мира ребенок овладевает умениями различать опасные и безопасные для него предметы, выделять полезное и интересное, осваивает способы действия с ними, умение ориентироваться в мире предметов.
Ребенок познает окружающий мир достаточно активно, стремясь  увиденное и услышанное претворить в жизнь. Сделать это он может в игре, потому что именно игра позволяет осуществить то, что в реальной жизни недоступно.
А.М. Горький писал:  «Игра – путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить».
Игра не возникает сама собой, а передается от одного поколения детей к другому. В настоящее время эта связь поколений прервана. Дети растут среди взрослых, а взрослым некогда играть, да они и не считают это важным. Если они и занимаются детьми, то они их учат. В результате игра уходит из жизни школьника.
А ведь преимущество игры перед любой другой деятельностью заключается в том, что в ней ребенок сам, добровольно подчиняется определенным правилам и именно выполнение этих правил доставляет максимальное удовольствие.
Поэтому игра – это практически единственная область, где школьник может проявить свою инициативу и творческую активность. И в то же время, дети учатся в игре контролировать и оценивать себя.
Важнейшее место в жизни ребенка занимают дидактические игры.  Дидактическая игра – это средство обучения,  поэтому игра может быть использована при усвоении любого программного материала. А для школьников дидактические игры  – это интересные игры, в процессе которых ребенок начинает интересоваться такими предметами, которые его не интересуют за пределами игровой ситуации.
Дидактическая игра содержит два начала: познавательное (учебное) и занимательное (игровое).
Учитель при этом является и участником игры: учит и играет, а дети, играя, учатся.
В играх с предметами дети учатся сравнивать, устанавливать сходства и различия, знакомятся со свойствами предметов и их признаками (цвет, форма, качество)
Словесные игры углубляют знания детей о предметах, воспитывают желание заниматься умственным трудом.
Чтобы заинтересовать детей  также использую  следующие игры:
Игры-загадки
Цель:  научить детей умению выделять главные признаки предметов.
Игры-путешествия
Цель: расширять  кругозор детей, развивать желание преобразовывать предмет.
Игры-опыты, игры-эксперименты
Цель: развивать логическое мышление, связную речь, воображение, воспитывать самостоятельность.
При использовании дидактической игры учитель должен следовать определенным педагогическим принципам:
1. Опираться на уже имеющиеся знания, полученные, как правило, путем непосредственного восприятия;2. Следить за тем, чтобы дидактическая задача была достаточно трудна и в то же время доступна детям;3. Поддерживать интерес и разнообразие игрового действия;4. Постепенно усложнять дидактическую задачу и игровые действия;5. Конкретно и четко объяснять правила.
Для более успешного усвоения программного материала  школьниками применяю  различный дидактический материал: схемы, модели, алгоритмы, а также  игровые и поисковые задания, проблемные ситуации и опыты.
Я считаю, что перечисленные  игры  позволяют ребёнку  включиться в активную деятельность и  для них открывается возможность вступать в непосредственные контакты с предметами, проявлять инициативу, творчество – это значит происходит формирование познавательного интереса.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод:
Игра – это не только средство для развития, а ещё и  «волшебная палочка», способная научить ребёнка думать, рассуждать, изобретать и доказывать.
МБОУ Пушкинская школа-интернат VIII вида
Доклад на методическое объединение воспитателей
«Игра – путь к познанию предметного мира»
Выполнила: учитель физкультура
Каменская А.Р.
Пушкино, 2016