Аттестационный материал для проведения промежуточной аттестации по литературе в 11 классе
Аттестационный материал для проведения промежуточной аттестации
в 2014 – 2015 учебном году по литературе в 11 классе
Пояснительная записка
Аттестационный материал составлен в соответствии с:
- приказом Минобразования РФ № 1089 от 05.03.2004 года «Об утверждении Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (с изменениями, внесенными приказом Минобрнауки России от 3 июня 2008 года № 164; приказом Минобрнауки России от 31 августа 2009 года № 320; приказом Минобрнауки России от 19 октября 2009 года №427; приказом Минобрнауки России от 10 ноября 2011 года №2643; приказом Минобрнауки России от 24 января 2012 года №39; приказом Минобрнауки России от 31 января 2012 года №69).
- Положением МАОУ СОШ №23 г. Липецка о порядке экспертизы, утверждения и хранения материала для проведения промежуточной аттестации учащихся (приказ МБОУ СОШ №23 г. Липецка от 02.07.2013 № 224, в ред. приказа директора МАОУ СОШ №23 г. Липецка от 10.01.2014 №16).
Учебник для общеобразовательных учреждений «Русская литература XX века» 11 класс. В 2 ч. Под ред. В.П.Журавлёва – М: Просвещение, 2010 год.
Критерии оценивания
Экзаменационная работа по литературе состоит из двух частей.
Часть 1 содержит задания с выбором ответа.
Часть 2 содержит задания с кратким ответом.
За верное выполнение каждого задания 1 части учащийся получает по 1 баллу. За неверный ответ или его отсутствие выставляется 0 баллов.
За верное выполнение каждого задания 2 части учащийся получает по 2 балла. За неверный ответ или его отсутствие выставляется 0 баллов.
За верное выполнение всех заданий экзаменационной работы можно получить максимально 20 баллов.
Перевод баллов за выполнение экзаменационной работы в отметки по пятибалльной шкале
«5» «4»
«3» «2»
18-20 баллов 15-17 баллов 10-14 баллов 0-9 баллов
Вариант 1
Часть 1
Определите направление по характерным признакам:
Направление, считавшее целью искусства интуитивное постижение мирового единства; объединяющим началом такого единства виделось искусство. Ему характерны «тайнопись неизученного», недосказанность.
А) Символизм
Б) Акмеизм
В) Футуризм
Г) Имажинизм
Какое из перечисленных ниже свойств не характерно для акмеизма
А) Романтические мотивы, географическая и историческая экзотика
Б) Утверждение красоты жизни в ее конкретно – чувственных проявлениях
В) Отношение к слову как конструктивному материалу
Г) Возрождение традиций «золотого века»?
Кто из персонажей романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» характеризуется так: «По виду лет сорока с лишним. Рот какой-то кривой. Выбрит гладко. Брюнет. Правый глаз чёрный, левый почему-то зелёный. Брови чёрные, но одна выше другой»?
А) Воланд
Б) Берлиоз
В) Стравинский
Г) АзазеллоВо время допроса Иешуа Понтий Пилат обнаруживает, что его ум не слушается его больше. Он задаёт обвиняемому вопрос, который не нужно задавать на суде. Что это за вопрос?
А) Что есть власть?
Б) Что есть жизнь?
В) Что есть истина?
Г) Что есть талант?
5. Каково первоначальное название рассказа А.И.Солженицына «Матрёнин двор»
А) «Село Торфонпродукт»
Б) «Не стоит село без праведника»
В) «Беспритульная Матрёна»
6. Какая строчка не принадлежит Маяковскому?
А) «Я хочу быть понят моей страной...»
Б) «И в пролёт не брошусь, и не выпью яда, и курок не смогу над виском нажать»
В) «Мы живём, под собою не чуя страны...»
Г) «Поэзия - та же добыча радия...»
7. В 20- 30 –е годы у писателей было разное отношение к революции. Соотнесите взгляды писателей на революцию:
1) Положительный взгляд.
2) Отрицательный взгляд.
3) Противоречивый взгляд.
А) Бунин «Окаянные дни».
Б) Горький «Несвоевременные мысли»
В) Блок, Маяковский
8. Какие из нижеперечисленных русских писателей стали лауреатами Нобелевской премии:
А) В.Набоков
Б) И. Бунин
В) А.Ахматова
Г) Б. Пастернак
9. Григорий Мелехов в романе-эпопее М.А.Шолохова «Тихий Дон» был награждён в Первую Мировую войну:
А) Георгиевским крестом
Б) медалью за отвагу
В) орденом А. ПервозванногоГ) отпуском на Родину
10. Кто из персонажей пьесы М.Горького «На дне» не является участником любовного конфликта?
А ) Пепел Б) Василиса В ) Бубнов Г ) Наташа
Часть 2.
Назовите модернистское поэтическое течение начала 20 века, одним из ярких представителей которого являлся А.А.Блок.
Укажите приём, к которому прибегает автор в строках:
Мне избы серые твои,
Твои мне песни ветровые,
Как слёзы первые любви.
Каким размером написано стихотворение Б.Пастернака «Гамлет».
Гул затих. Я вышел на подмостки.
Прислонясь к дверному косяку,
Я ловлю в далёком отголоске,
Что случится на моём веку.
Назовите жанр, к которому принадлежит произведение М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита».
Какое средство характеристики персонажей использует М.А.Шолохов в следующем фрагменте:
«…Петро напоминал мать: небольшой, курносый, в буйной повители пшеничного цвета волос, кареглазый; а младший, Григорий, в отца попер: на полголовы выше Петра, хоть на шесть лет моложе, такой же, как у бати, вислый коршунячий нос, в чуть косых прорезях подсинённые миндалины горячих глаз, острые плиты скул обтянуты коричневой румянеющей кожей».
Вариант 2
Часть 1
1.Определите направление по характерным признакам:
Направление, провозгласившее «самоценность» явлений жизни, культ искусства как мастерства; отказ от мистической туманности; создание зримого, конкретного образа.
А) Символизм
Б) Акмеизм
В) Футуризм
Г) Имажинизм
2.Какое из перечисленных ниже свойств не характерно для футуризма:
А)Пафос отрицания «старого искусства»
Б)Установка на обновление поэтического языка, активное словотворчество
В)Новые функции искусства как выражения творчества масс
Г)Активное использование мифологических образов в поэзии?
В ком Мастер из романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» увидел своего последователя? Кто из героев романа проникся теми же философскими идеями и нравственными категориями, что и он сам?
А) Стёпа ЛиходеевБ) Иван Бездомный
В) Римский
Какой порок Воланд считает самым тяжким?
А) Ложь
Б) Трусость
В) Предательство
Г) Прелюбодеяние
5. Какова основная идея рассказа А.И.Солженицына «Матрёнин двор»?
А) изображение тяжести жизни крестьянства в колхозах
Б) трагическая судьба деревенской женщины
В) утрата обществом духовных и нравственных основ
6. Импульсом к созданию сборника «Лебединый стан» М. Цветаевой послужила
А) любовь к природе
Б) приверженность идеалам Белой гвардии
В) любовь к мужу Сергею Эфрону
7. Гражданская война в творчестве писателей нашего века. Найдите соответствия:
1)Справедливая война
2)Братоубийственная бойня.
3)Трагический факт истории
А) М. Шолохов «Донские рассказы»
Б) А. Фадеев « Разгром»
В) М. Булгаков, «Белая гвардия».
8. С начала 30-х годов универсальным методом советской литературы становился метод:
А) Критического реализма.
Б) Романтизма.
В) Социалистического реализма.
Г) Просветительского реализма.
9. С какой целью вводит М. Шолохов батальные сцены:
А) показать героизм народа
Б) показать, что делает с человеком война
В) показать бессмысленность войны
Г) поднять дух народа
10. Определите жанр стихотворения С.Есенина «Письмо к женщине»:
А) элегия Б) ода В) послание
Часть 2.
Назовите модернистское поэтическое течение начала 20 века, одним из ярких представителей которого являлся И.Северянин.
Укажите приём, к которому прибегает С.Есенин в строках:
Мир осинам, что, раскинув ветви,
Загляделись в розовую водь.
Каким размером написано стихотворение А.А.Блока «Русь»
Ты и во сне необычайна.
Твоей одежды не коснусь.
Дремлю – и за дремотой тайна,
И в тайне – ты почиешь, Русь.
Назовите жанр, к которому принадлежит произведение М.А.Шолохова «Тихий Дон».
Как называется значимая подробность, являющаяся средством выражения авторского отношения к изображаемому, широко используемая М.Горьким в пьесе «На дне»?
Настя (закрыв глаза и качая головой в такт словам, певуче рассказывает). Вот приходит он ночью в сад, в беседку, как мы уговорились… а уж я его давно жду и дрожу от страха и горя. Он тоже дрожит весь – белый, как мел, а в руках у него леворверт…
Наташа (грызёт семечки). Ишь! Видно, правду говорят, что студенты - отчаянные…
Ответы
Задания Вариант 1 Вариант 2
Часть11 А Б
2 В Г
3 А Б
4 В Б
5 Б В
6 В Б
7 1-В, 2-А, 3Б 1-Б, 2А, 3-В
8 А,Б,Г В
9 А В
10 В В
Часть21 символизм футуризм
2 сравнение олицетворение
3 хорей ямб
4 роман роман-эпопея
5 портрет деталь