Разработка трёх уроков музыки в 5 классе по теме Вокальная и инструментальная музыка
Разработка: Три урока в 5 классе
Программа по Музыке авторов Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной, первая четверть.
Музыковед-исследователь.
Моя разработка предлагает учащемуся опробовать некоторые навыки исследовательской работы:
- умение задавать вопросы и искать на них ответы,
- умение определять понятия и оперировать специальными терминами,
- умение самостоятельно составить описание музыкального произведения, опираясь на собственные поставленные исследовательские задачи.
Тема: Вокальная и инструментальная музыка.
На предыдущих уроках учитель работал над пониманием учащимися общности жизненных истоков и взаимосвязи музыки и литературы, умением определять жанры и темы музыкальных и литературных произведений. Круг терминов: музыка-литература-вокальная-инструментальная-повесть-песня-романс-танец-соло-хор-аккомпанемент-слово-интонация-текст-тема. Литературные произведения: В.Короленко Слепой музыкант, фрагмент повести; В.Астафьев Затеси, фрагмент (Музыка, быть может, самое дивное создание человека..). Музыкальный материал: Русская народная песня "Уж ты ель моя, ёлушка" в исполнении Омского народного хора, М.Глинка романс "Жаворонок"в исполнении 1)сопрано и 2) детского хора, молдавский народный танец "Жаворонок" в исполнении скрипки и гитары, песня "Моя Россия" слова и музыка Сергея Паради в исполнении учащихся.
Урок 1. Научись спрашивать.
Учитель: - сегодня я хочу поменяться с вами местами. Я буду молчать и слушать музыку, а вы придумайте для меня несколько вопросов касательно звучащей музыки, как будто это я - ваш ученик.
Давайте попробуем вначале проверить, как вы умеете это делать. Прослушайте фрагмент знакомого музыкального сочинения и задайте мне вопрос. Звучит 1 куплет романса "Жаворонок". Вслух желающие дети произносят придуманные ими вопросы. Учитель помогает придать вопросам грамотную словесную форму. На доске прописываются образцы некоторых вопросов.
Затем все учащиеся записывают свои вопросы, которые смогут придумать во время звучания двух музыкальных произведений: одно из пройденного материала, другое неизвестное детям в неизвестном жанре (берётся Вокализ Рахманинова).
Урок 2. Научись отвечать на вопросы.
1) Учащиеся объединяются в группы и составляют перечень вопросов к звучащему произведению, выбирая, как образец, из проверенных учителем собственных работ предыдущего урока корректные, грамотно составленные.
2) Каждой группе предлагается самостоятельно ответить на свои вопросы. Для помощи в работе группам один или двое-трое учащихся становятся экспертами: они получают учебники, словари, чтобы помочь ответить на те из вопросов, ответы на которые учащиеся не могут найти самостоятельно.
3) Если эксперты не знают как ответить, группа может с вопросом обратиться к учителю.
4) Из ответов на вопросы нужно составить рассказ о произведении. Рассказ зачитывает один из участников группы.
Пока группа работает, звучит незнакомое произведение в разных вариантах исполнения (Вокализ Рахманинова в исполнении соло сопрано и большого детского хора).
Система оценки работы в группах: 1 балл за каждый вопрос, 1 балл за каждый правильный ответ. Общая сумма баллов: сколько сумели придумать разных вопросов и на сколько вопросов сумели найти правильные ответы. Победившей группе выставляются пятёрки. Можно дать детям задание оценить в баллах степень своего участия в работе группы. Также возможно снимать баллы за нарушение правил работы.
Нужно отметить, что интерес к подобной работе у детей подогревается соревновательным характером задания.
Урок 3. Покажи свои знания.
Работа в парах. Перед урокам учащимся предлагается выбрать себе напарника и сесть за один стол с выбранным партнёром для работы на уроке. Каждой паре выдаётся карточка(задания для всех одинаковые).
Задание для работы по теме "Жанры вокальной и инструментальной музыки"
1) Дать определение, что такое:
1. Вокальная музыка.
2. Инструментальная музыка
2) Выпиши в две колонки названия музыкальных жанров:
1. Вокальная музыка 2. Инструментальная музыка
песня, романс, танец, кантата, опера, вокализ, вальс, симфония, полонез, баркарола.
3) Определи, к какому жанру относится прослушанное музыкальное произведение.
4) Определи тему прослушанного музыкального произведения.
Для слушания предлагается романс М.Глинки "Венецианская ночь", ранее на уроках не звучавший, выбирается вариант исполнения, где хорошо понятны слова.
Работа письменная, пара записывает ответы на листочке и в конце работы каждый оценивает своё участие по 10-балльной системе. Работы проверяются учителем, выставляются оценки в зависимости от полноты и правильности выполнения заданий и проставленной самооценки учащихся.
Во время проведения уроков в параллели для трёх пятых классов замечены следующие отрицательные моменты:
1. Неумение детей договориться в тех группах, где не вырисовывается сразу явный лидер.
2. Отсутствие целостного восприятия произведения, эффекта наслаждения музыкой, так как при первом прослушивании ученик думает и записывает вопросы, а при втором группы совещаются и в классе шумно.
3. Низкая компетентность эксперта: часто ребёнок, даже пользуясь учебником, дает неточный ответ.
4. Отсутствие в вопросах детей глубины и оригинальности, часто вопросы и ответы разных групп очень похожи.
Положительные моменты:
1. Возрастает интерес детей к работе на уроке.
2. Отличную оценку может получить участник группы из числа слабых учащихся, который самостоятельно такую оценку не заработает
3. Работа с содержанием терминов происходит более эффективно, выявляется, в каких моментах у учащихся есть недопонимание.
Выводы: подобные методы могут быть использованы эпизодически, чередуясь с другими по форме, в том числе необходимы: уроки исполнения одной песни, уроки исполнения нескольких песен - в конце четверти или полугодия, как уроки, показывающие обучающимся возможности применения осваиваемых знаний и умений в их практической деятельности; а также по той причине, что учащиеся испытывают удовольствие от хорошо исполненной песни, то есть в той или иной степени присутствует эффект катарсиса.
Приложение 1.
Выдаётся каждой группе во время работы в парах (урок 3):
Задание для работы по теме
"Жанры вокальной и инструментальной музыки"
1) Дать определение, что такое:
1.Вокальная музыка.
2. Инструментальная музыка
3. Выпиши в две колонки названия музыкальных жанров:
1. Вокальная музыка 2. Инструментальная музыка
песня, романс, танец, кантата, опера, вокализ, вальс, симфония, полонез, баркарола.
4. Определи, к какому жанру относится прослушанный музыкальный фрагмент.
5. Определи тему романса Глинки "Венецианская ночь".
Приложение 2.
Выдаётся Эксперту (урок 2)
Листок знатока: "Жанры вокальной и инструментальной музыки"
Определения:
1.Вокальная музыка.
ВОКАЛЬНАЯ МУЗЫКА — это музыка, в которой голос главенствует или равноправен с инструментами, с сопровождением или a cappella (без сопровождения).
По-другому, можно сказать, что ВОКАЛЬНАЯ МУЗЫКА – это музыка для пения с аккомпанементом или без сопровождения.
2. Инструментальная музыка - музыка в исполнении на музыкальных инструментах без участия голоса.
3. Выпиши в две колонки названия музыкальных жанров:
1. Вокальная музыка: песня, романс, кантата, опера, вокализ, баркарола
2. Инструментальная музыка: танец, вальс, симфония, полонез, баркарола.
4. Определи, к какому жанру относится прослушанный музыкальный фрагмент.
Жанры:
РОМАНС - это вокальное сочинение, написанное на небольшое стихотворение лирического содержания.
ВОКАЛИЗ (от лат. vocalis — звучащий, поющий) — музыкальное произведение для голоса без слов.
БАРКАРОЛА – этим поэтичным, красивым словом называют музыкальный жанр, происхождение которого связано с песнями на воде (от итал. barkarola). Вам хорошо известны слова «БАРКАС», «БАРЖА», происшедшие от итальянского barka , что означает лодка. А итальянский глагол rollare означает испытывать бортовую качку. Таким образом, БАРКАРОЛА – качающаяся лодка.
ВЕНЕЦИАНСКАЯ НОЧЬМузыка Михаила Глинки Слова Ивана КозловаНочь весенняя дышалаСветлой южною красой;Тихо Брента протекала,Серебримая луной;Отражен волной огнистойБлеск прозрачных облаков,И восходит пар душистыйОт зеленых берегов,От зеленых берегов.Свод лазурный, томный рокотЧуть дробимыя волны,Померанцев, миртов шепотИ любовный свет луны,Упоенья ароматаИ цветов, и свежих трав,И вдали напев ТоркватаГармонических октав,Гармонических октав.Все вливает тайно радость,Чувствам снится дивный мир,Сердце бьется; мчится младостьНа любви осенний пир,По волнам скользят гондолы,Искры брызжут под веслом,Звуки нежной баркаролыВеют легким ветерком,Веют легким ветерком. <1825> слова; 1835 музыка
Это истинная баркарола, созданная под впечатлением итальянских народных песен. Этот романс образно передает впечатление русского художника от южной природы, ласкового моря и «сладостных напевов» Италии.
Ритм баркаролы здесь служит основным средством для создания музыкального пейзажа. Мерное ритмическое покачивание, «всплески волн» в аккомпанементе и легкая, словно воздушная мелодическая линия выразительно оттеняют поэтическое ощущение природы. Музыка романса полна светлого безмятежного чувства.
Брента -река в Италии, впадает в Венецианский залив, расположенный в области Венеция.
Торквато Тассо (1544—1595)- итальянский поэт, писавший восьмистишия - октавы. Автор поэмы «Освобожденный Иерусалим» , стихи которой распевали венецианские гондольеры.