Урок Камерная инструментальная музыка


Камерная инструментальная музыка. Семичева Виктория Викторовна ,учитель музыки
Цель урока: Показать особенности драматургии камерной инструментальной музыки. 
Задачи урока: 
Образовательные:
Повторение жанров вокальной и инструментальной камерной музыки;
Продолжение знакомства с творчеством Ф. Шопена, Н.Паганини, Ф.Шуберта;
Укрепление понимания драматургической основы в произведениях камерных жанров;
Совершенствовать навыки вокально-хорового искусства.
Воспитательные:
Приобщение детей к сокровищам отечественной и зарубежной музыкальной классики;
Создание эмоционально-положительной, творческой атмосферы на уроке, способствующей более полной реализации творческого потенциала учащихся.
Развивающие: 
Формирование музыкального вкуса;
Развивать вокально-хоровые навыки;
Тип урока: комбинированный.
Методы: 
Повторение пройденного материала (устный опрос);
Рассказ учителя с использованием средств визуальной и слуховой наглядности (рассматривание слайдов, слушание музыки);
Анализ музыкальных фрагментов;
Хоровое исполнение песни «За туманом». (слова и музыка Кукина)
Оборудование: ноутбук, синтезатор, проектор, экран.
Материалы: слайдовая презентация; музыкальные фрагменты: М.И. Глинка – М.А. Балакирев «Жаворонок»; Н. Паганини – Ф. Лист «Каприс 24»; Ф. Шуберт – Ф. Лист «Лесной царь»; ноты и текст баллады Я. Френкеля на слова Ю. Левитанского «Баллада о гитаре и трубе».
Ход урока
I. Организационный момент. Презентация. Слайд 1(Тема урока)
Учащиеся входят в класс. Приветствие.
II. Повторение
Учитель: Сегодня нас ожидает удивительное погружение в мир музыкальных образов камерной инструментальной музыки. Но для начала я хотела бы Вас спросить, а что такое камерная музыка?  (Слайд 2)
Ученики: Камерная музыка – это музыка, которая звучит в небольшом помещении. Камерная музыка сочиняется для солирующего инструмента или небольшого коллектива исполнителей. К камерной музыке относятся небольшие произведения.
Учитель: Назовите жанры, которые относятся к камерной музыке?
Ученики: Баркарола, серенада, пьеса, романс, песня, прелюдия, вальс…
Учитель: Правильно. Камерная инструментальная музыка – (итальянское camera, буквально – комната)  написана для небольших инструментальных ансамблей  или солирующих инструментов, предназначена для исполнения в небольшом помещении.
Учитель: Сейчас я предлагаю Вам сделать небольшую творческую работу. На слайде выписаны жанры камерной музыки, среди которых представлены как вокальные жанры, так и инструментальные. (Слайд 3)
серенада;
каприс;
ноктюрн;
фуга;
баллада
прелюдия;
этюд;
баркарола;
романс;
соната;
Выпишите в один столбик камерные вокальные жанры, а в другой – камерные инструментальные жанры. (на творческую работу отводится 2 минуты)
Учитель: Проверим ваши ответы. Назовите мне, пожалуйста, те жанры камерной музыки, которые Вы выписали в первый столбик.
Ученики: Серенада, баллада, баркарола, романс.
Учитель: А во второй?
Ученики: Все. Некоторые жанры написаны и в 1 и во 2 столбике т.к. их можно отнести как к вокальным, так и к инструментальным.
Учитель: Кто из вас может привести музыкальные примеры названных жанров?
Ученики: Романс М.И. Глинки «Я помню чудное мгновенье» – вокальный жанр, а «Романс» Г.В. Свиридова – инструментальный. Баллады Ф. Шопена – инструментальный жанр, а баллада Ф. Шуберта «Лесной царь» – вокальный.
Учитель: Молодцы! Итак, мы продолжим разговор о вокальных и инструментальных жанрах, которые получили своё второе рождение, благодаря творческой фантазии и композиторскому вдохновению, как русских, так и зарубежных композиторов. Такая обработка музыкального произведения с целью внесения новых выразительных элементов, иногда для исполнения на другом инструменте, называется – транскрипция. (Слайд 4)
III. Работа по теме урока
1. Беседа по теме урока 
Учитель: Сейчас прозвучит произведение, с которым Вы уже знакомы – это этюд Ф. Листа «Метель». (Слайд 5)
Учитель: А что такое этюд?
Ученики: Эта пьеса, предназначенная для совершенствования техники на каком-либо инструменте.
Учитель: Прослушаем фрагмент следующего произведения. (слайд 6).
Ученики:  Это  романс «Жаворонок» М.И.Глинки.
Учитель: А что Вы можете сказать об инструментальном сопровождении?
Ученики: Инструментальное сопровождение в романсе играет такую же важную роль, как мелодия и поэтический текст. Иногда аккомпанемент, как бы «договаривает» то, о чём поётся в романсе. Как, например, в только что прозвучавшем произведении, мы ясно слышим пение жаворонка, благодаря фортепиано.
Учитель: Мы не случайно так подробно остановились на характерных особенностях жанра романс, потому что сейчас Вы услышите транскрипцию этого романса – фортепианную миниатюру М.А. Балакирева «Жаворонок» и ответите на следующие вопросы:
Какие особенности романса подчёркнуты в транскрипции?
Что нового Вы услышали в этой пьесе?
В какой форме написана транскрипция?
(Слайд 6)
 Слушание и обсуждение 
Ученики: В произведении М.А. Балакирева подчёркнуто вокальное начало. Очень важную роль играют изобразительные интонации аккомпанемента. Изобразительное начало, которое мы слышали во вступлении к романсу М.И. Глинки представлено очень ярко и более виртуозно. Что касается музыкальной формы, то явно прослеживается куплетность, но во втором куплете к концу звучит новый музыкальный материал, которого не было в романсе и который обогащает этот образ и придаёт этой транскрипции «живописное» звучание.
Учитель. Вы совершенно точно отметили живописность и виртуозность этой миниатюры. Так мог написать только тот композитор, который в совершенстве владел инструментом. Вот одно из воспоминаний ученика М.А. Балакирева, В.А. Золотарёва: «Каков был Балакирев как пианист? Только теперь, по прошествии многих десятков лет, могу я ответить на этот вопрос. Игра Балакирева поистине незабываема; и по прошествии полустолетия, слушая лучших пианистов, не можешь не вспомнить об его исполнении. Да, конечно, великолепна та «окраска» звука, которую теперь нередко встречаешь у пианистов. Да, конечно, фортепианная техника теперь далеко ушла вперед и подчас поражает слушателя. Но в том-то и дело, что, слушая игру Балакирева, мы забывали и думать о технике, настолько у него всё было напоено музыкой и настолько легко, непринуждённо, не исключая и самых трудных пассажей, подчинено этой музыке». Но разговор о композиторах – пианистах на этом не заканчивается. И вот следующее высказывание:
3. Беседа по теме урока  (Слайд 7,8)
    «Когда играет Лист, не думаешь больше о преодолеваемых трудностях, рояль исчезает, и нам раскрывается музыка». Так сказал об исполнительском мастерстве Ференца Листа Г. Гейне. В XIX веке транскрипции стали одним из наиболее популярных концертно-виртуозных жанров, имеющих самостоятельное художественное значение. Наиболее ярко этот жанр представлен в творческом наследии выдающегося венгерского композитора Ф. Листа. Огромной популярностью пользовались этюды Ф. Листа по каприсам Н.Паганини. Но для начала давайте послушаем Каприс №24 Н. Паганини.
4. Слушание и обсуждение  (Слайд 9)
Учитель: Знакома ли Вам эта музыка?
Ученики: Да, знакома. Мы слушали это произведение на наших уроках.
Учитель: Тогда, может быть, кто-нибудь из Вас вспомнит, а что такое каприс?
Ученики: Каприс – это произведение изысканное и виртуозное.
Учитель: Как вы думаете, почему композитор назвал своё произведение каприс?
Ученики: Это произведение как будто иллюстрирует только что прозвучавшее определение. Тема причудлива. Изложение блестящее.
Учитель: В какой форме написано это сочинение?
Ученики: В форме вариаций.
Учитель: Ф. Лист написал этюд по капрису 24 Н. Паганини. Послушайте и ответьте на вопрос: почему композитор выбрал жанр этюда для данной транскрипции?
(Слайд10)
Ученики: Эта пьеса очень виртуозна и демонстрирует высокий технический уровень исполнителя.
IV. Домашнее задание
Учитель: Запишите в «Творческую тетрадь» свои впечатления от этой музыки. Составьте схему развития музыкального образа в форме вариаций.
V. Работа по теме урока (продолжение)
1. Беседа по теме урока 
Учитель: Лист боготворил музыку австрийского композитора Франца Шуберта, видя в ней высшее выражение лирической поэзии в звуках. Среди фортепианных транскрипций Листа такие известные творения Шуберта, как «Лесной царь», «Серенада», «Форель», «Ave, Maria» и др. В начале нашего урока, Вы отметили, что баллада – это жанр камерной музыки, который может быть представлен как вокальный, так и инструментальный. И сейчас мы ещё раз в этом убедимся.
2. Слушание и обсуждение  (Слайд 11)
Учитель:  Можете ли Вы определить характер всего произведения по этой интонации? (Слайд 12)
Что в ней заключено: покой, умиротворение, безмятежность или напряжение, волнение, тревога?
Ученики: Уже с первых тактов мы чувствуем напряжение, волнение и тревогу.
Учитель: Давайте, послушаем фрагмент этой баллады (слушание). (Слайд 13)
Какими средствами передаёт композитор содержание баллады Шуберта?
Ученики: В транскрипции баллада «Лесной царь» заиграла новыми красками. Так звучание темы отчаявшегося отца звучала в низком регистре, а стенания младенца – в высоком. Мне кажется, что от этого баллада только выиграла.
Учитель: Что усилил Лист в своей пьесе: лиризм, драматизм, трагизм?
Ученики: Однозначно ответить на этот вопрос невозможно. Наверное, правильно было бы сказать, что общее впечатление наполняет душу драматизмом, сцены с Лесным царём более лиричны, а финал – безысходен и потому особенно трагичен.
3. Заключение 
Учитель: Каждый раз, знакомясь с новым произведением, мы обращаем пристальное внимание на круг образов и разнообразную палитру чувств, которые передают средствами музыкальной выразительности композиторы. Но какое же это счастье, когда композиторы, стремясь воплотить в своих произведениях сюжетную линию, достигают совершенства и зрелищности, а мы слушатели можем это услышать и понять.
VI. Работа над песней.
Учитель: Я предлагаю продолжить разговор о балладе и познакомиться с произведением Я. Френкеля на слова Ю. Левитанского «Баллада о гитаре и трубе». (Показ песни. Разучивание 1 куплета).
Список литературы:
Сергеева Г.П., Критская Е.Д. Музыка 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений – 2-е издание М.: Просвещение, 2008, с. 92-95