Технологическая карта урока на тему Камерно-инструментальная музыка.Соната (показательный урок для студентов педагогического техникума)

Показательный урок музыки в 3 а группе ОГБПОУ «Сенгилеевский педагогический техникум» Дата проведения 8.11.2016г Предмет: Музыка Класс 3б МОУ СШ Тема: Концерт камерной музыки: соната Тип урока: изучение новых знаний Цель: Знакомство учащихся с сонатой как одним из жанров камерной инструментальной музыки, формирование у них первоначальных представлений о сонатной форме. Задачи учить слушать музыкальные произведения, анализировать содержание; развивать чувство ритма и метрической пульсации, вокально-интонационные данные; воспитывать интерес к музыкальной деятельности. Планируемые результаты: -личностные: учащиеся научатся внимательно слушать музыкальные произведения,
-предметные: учащиеся получат возможность сравнивать музыкальные произведения, получат представление о сонатной форме
-метапредметные: Познавательные УУД: учащиеся научатся анализировать музыкальные произведения в форме сонатного allegro,
Регулятивные УУД: учащиеся получат возможность выражать собственное мнение и суждение о музыкальном произведении,
Коммуникативные УУД: учащиеся получат возможность общения с преподавателями и одноклассниками по вопросам музыкальной культуры








Ход урока

Этапы и структурные компоненты урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Анализ.

Мотивационно-целевой этап


Мотивация Иллюстрации Видео: Дети с гитарами
Целеполагание
Посмотрите на иллюстрации (Показ 1,2,3,4) Сколько исполнителей? На каких инструментах играют? Как называется музыка для небольшого количества исполнителей и для исполнения в небольших помещениях? Камерная музыка - это вид музыки, предназначенный для узкого круга слушателей и для исполнения в небольших помещениях. Для нее характерно внимание к внутреннему миру личности, этот вид музыки имеет большие возможности для передачи лирических эмоций и тончайших градаций душевного состояния человека. 
Возникновение камерной музыки связано с практикой домашнего музицирования в кругу знатоков-любителей. Камерные произведения исполняются соло или в ансамбле - с двумя (дуэт), тремя (трио), пятью (квинтет) и более вокалистами или инструменталистами. Наиболее распространенными инструментами, применяемые в камерной музыке, есть скрипка, альт, виолончель, фортепиано, флейта. Мы продолжим знакомство с камерной музыкой и познакомимся с жанром СОНАТА. С исполнителями на таких инструментах как фортепиано, флейта ,саксофон,скрипка Тема урока «Концерт камерной музыки: соната» Показ видео Дети с гитарами

Отвечают на вопросы Выводят тему «Камерная музыка.»


Операционно - деятельностный- этап

1.
Хоровое пение
Самовар
1.Установка на 1 прослушивание: предварительная беседа-информация об авторах. Вопросы перед слушанием о характере музыки, о содержании, о настроении. 2. 1 прослушивание и беседа 3.Виды работ: а) разучивание песни (текста и мелодии по фразам с последующим их объединением и закреплением)
Исполнение песни


2.
Слушание музыки Гайдн Соната (видео фортепиано)

1.Установка на 1 прослушивание: Соната –это музыка для взрослых, третьеклассники-вполне взрослые школьники и способны воспринимать ее. Что же такое соната (СЛАЙД 2)
Соната в переводе с итальянского означает «звучать» Это такое произведение, которое написано для 1или 2х инструментов, которое имеет определенную форму, то есть строение. Соната состоит из 3-4 частей.Мы послушаем сонату Йозефа Гайдна-автрийского композитора 18 века, в творчестве которого и сформировался сонатно-симфонический цикл 2.1 прослушивание и беседа. 3.Установка на 2 прослушивание: вопросы на средства музыкальной выразительности (мелодия, гармония, ритм, темп, динамика, тембр) 4. 2 прослушивание и анализ средств музыкальной выразительности 5. Вывод
Разбор сонатной формы. Определение частей сонаты, разделов и партий


3.
Музыкально – ритмические движения М.Клементи Сонатина (видео, фортепиано)

1.Установка на 1 прослушивание: предварительная беседа-информация об авторе и произведении. Вопросы перед слушанием о характере музыки, настроении, образах Клементи –итальянский композитор , который с детства поражал всех игрой на фортепиано. 2.1 прослушивание(показ видео) и беседа. 3.Показ и разучивание музыкально-ритмических или танцевальных движений 4. Исполнение с движениями
ГП-хлопки ПП-притопывание


4
Творчество Музыка и живопись Гендель Соната (видео:виолончели и фортепиано) Чюрлёнис.Сонаты

Георг Фридрих Гендель-немецкий и английский композитор»Послушайте его сонату для 2 х виолончелей и фортепиано. Чюрлёнис-это литовский композитор и художник.Музыкальные способности проявились очень рано.Мальчика стали учить музыке.Он получил высшее музыкальное образованиеЗатем появилась очень сильная тяга к живописи, и он стал писать картины названия которых связал с музыкой. Исполнение музыки и показ иллюстраций.
Слушание и просмотр репродукций


5.
Игра на музыкальных инструментах Вова Пецкус. саксофон (видео)

1.Установка на 1 прослушивание: Саксофо
·н тростевой духовой музыкальный инструмент, по принципу звукоизвлечения принадлежащий к семейству язычковых деревянных духовых музыкальных инструментов. 2.1 прослушивание и беседа.
Просмотр видео


Рефлексивно - оценочный- этап


Рефлексия Соната для флейты Соната для трубы
В заключении концерта прозвучат сонаты, инструменты на которых исполняют вы должны определить Соната-что это? Форма? Как называются партии? На доске изобразить графически
Отвечают, анализируют как добились цели урока



15