Технологическая карта урока на тему Камерно-инструментальная музыка.Соната (показательный урок для студентов педагогического техникума)
Показательный урок музыки в 3 а группе ОГБПОУ «Сенгилеевский педагогический техникум»Дата проведения 8.11.2016гПредмет: МузыкаКласс 3б МОУ СШТема: Концерт камерной музыки: соната Тип урока: изучение новых знанийЦель: Знакомство учащихся с сонатой как одним из жанров камерной инструментальной музыки, формирование у них первоначальных представлений о сонатной форме.Задачи учить слушать музыкальные произведения, анализировать содержание; развивать чувство ритма и метрической пульсации, вокально-интонационные данные; воспитывать интерес к музыкальной деятельности.Планируемые результаты: -личностные: учащиеся научатся внимательно слушать музыкальные произведения,
-предметные: учащиеся получат возможность сравнивать музыкальные произведения, получат представление о сонатной форме
-метапредметные:Познавательные УУД: учащиеся научатся анализировать музыкальные произведения в форме сонатного allegro,
Регулятивные УУД: учащиеся получат возможность выражать собственное мнение и суждение о музыкальном произведении,
Коммуникативные УУД: учащиеся получат возможность общения с преподавателями и одноклассниками по вопросам музыкальной культуры
Ход урока
№
Этапы и структурные компоненты урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Анализ.
Мотивационно-целевой этап
МотивацияИллюстрацииВидео: Дети с гитарами
Целеполагание
Посмотрите на иллюстрации (Показ 1,2,3,4)Сколько исполнителей?На каких инструментах играют?Как называется музыка для небольшого количества исполнителей и для исполнения в небольших помещениях?Камерная музыка - это вид музыки, предназначенный для узкого круга слушателей и для исполнения в небольших помещениях. Для нее характерно внимание к внутреннему миру личности, этот вид музыки имеет большие возможности для передачи лирических эмоций и тончайших градаций душевного состояния человека.
Возникновение камерной музыки связано с практикой домашнего музицирования в кругу знатоков-любителей. Камерные произведения исполняются соло или в ансамбле - с двумя (дуэт), тремя (трио), пятью (квинтет) и более вокалистами или инструменталистами. Наиболее распространенными инструментами, применяемые в камерной музыке, есть скрипка, альт, виолончель, фортепиано, флейта.Мы продолжим знакомство с камерной музыкой и познакомимся с жанром СОНАТА. С исполнителями на таких инструментах как фортепиано, флейта ,саксофон,скрипкаТема урока «Концерт камерной музыки: соната»Показ видео Дети с гитарами
Отвечают на вопросыВыводят тему «Камерная музыка.»
Операционно - деятельностный- этап
1.
Хоровое пение
Самовар
1.Установка на 1 прослушивание: предварительная беседа-информация об авторах. Вопросы перед слушанием о характере музыки, о содержании, о настроении.2. 1 прослушивание и беседа3.Виды работ: а) разучивание песни (текста и мелодии по фразам с последующим их объединением и закреплением)
Исполнение песни
2.
Слушание музыкиГайдн Соната(видео фортепиано)
1.Установка на 1 прослушивание: Соната –это музыка для взрослых, третьеклассники-вполне взрослые школьники и способны воспринимать ее. Что же такое соната (СЛАЙД 2)
Соната в переводе с итальянского означает «звучать» Это такое произведение, которое написано для 1или 2х инструментов, которое имеет определенную форму, то есть строение. Соната состоит из 3-4 частей.Мы послушаем сонату Йозефа Гайдна-автрийского композитора 18 века, в творчестве которого и сформировался сонатно-симфонический цикл2.1 прослушивание и беседа.3.Установка на 2 прослушивание: вопросы на средства музыкальной выразительности (мелодия, гармония, ритм, темп, динамика, тембр)4. 2 прослушивание и анализ средств музыкальной выразительности5. Вывод
Разбор сонатной формы. Определение частей сонаты, разделов и партий
3.
Музыкально – ритмические движенияМ.Клементи Сонатина (видео, фортепиано)
1.Установка на 1 прослушивание: предварительная беседа-информация об авторе и произведении. Вопросы перед слушанием о характере музыки, настроении, образахКлементи –итальянский композитор , который с детства поражал всех игрой на фортепиано.2.1 прослушивание(показ видео) и беседа.3.Показ и разучивание музыкально-ритмических или танцевальных движений4. Исполнение с движениями
ГП-хлопкиПП-притопывание
4
ТворчествоМузыка и живописьГендель Соната(видео:виолончели и фортепиано)Чюрлёнис.Сонаты
Георг Фридрих Гендель-немецкий и английский композитор»Послушайте его сонату для 2 х виолончелей и фортепиано.Чюрлёнис-это литовский композитор и художник.Музыкальные способности проявились очень рано.Мальчика стали учить музыке.Он получил высшее музыкальное образованиеЗатем появилась очень сильная тяга к живописи, и он стал писать картины названия которых связал с музыкой.Исполнение музыки и показ иллюстраций.
Слушание и просмотр репродукций
5.
Игра на музыкальных инструментахВова Пецкус. саксофон (видео)
1.Установка на 1 прослушивание: Саксофо
·н тростевой духовой музыкальный инструмент, по принципу звукоизвлечения принадлежащий к семейству язычковых деревянных духовых музыкальных инструментов.2.1 прослушивание и беседа.
Просмотр видео
Рефлексивно - оценочный- этап
РефлексияСоната для флейтыСоната для трубы
В заключении концерта прозвучат сонаты, инструменты на которых исполняют вы должны определитьСоната-что это?Форма?Как называются партии?На доске изобразить графически
Отвечают, анализируют как добились цели урока
15