Социальное партнерство ОО с родителями в условиях православной гимназии.
Социальное партнерство образовательной организации с родителями в условиях православной гимназии.
Слайд 1
Визитная карточка
Слайд 2
Тема над которой я работала «Социальное партнерство образовательной организации и родителей в условиях православной гимназии»
Слайд 3
СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО - (англ. partnership) - особый тип совместной деятельности между субъектами образовательного процесса, характеризующийся доверием, общими целями и ценностями, добровольностью и долговременностью отношений, а также признанием взаимной ответственности сторон за результат их сотрудничества и развития.
(И.А.Хоменко)
Слайд 4
Партнерство семьи и школы базируется на основе гуманистической педагогики, на отношение к детству как к особой эпохе в жизни человека, на способности личности к саморазвитию в течении всей жизни
Система воспитания и обучения по Амонашвили — это "педагогика целостной жизни детей и взрослых", где родители тоже выступают в качестве педагогов. Необходимость включения родителей в программу воспитания детей всегда осознавалась философами и педагогами (Я.А. Коменским, Штейнером,Л.Н.Толстым, Бунаковым и др.
Я.А.Коменский не мыслил успешно решать задачи воспитания только усилиями школы, без ее взаимодействия родителями: между школой и семьёй должен быть дружественный союз. Таким образом его идея о небходимости и согласованности действий всех субъектов воспитания – семьи и школы. Это взаимодействие в перспективе определялось им как партнерство и сотрудничество. Итак, взаимодействие семьи и школы получает научно-методическое обоснование в трудах Я.А.Коменского. Он утвердил несколько условий его успешной реализации: последовательность, преемственность, единство целей воспитания и требований к ребёнку, активность, целесообразность, самостоятельность и сотрудничество.
Философ Штейнер пытался организовать взаимодействия семьи и школы в виде «семейной общины» , модели на основе сотрудничества родителей , детей и взрослых. Родители активно привлекались к совместной работе со школой, вплоть до участия в ее управлении. Каждый месяц в школе устраивался праздник, который готовился детьми, педагогами и родителями. Еженедельно в школе устраивался родительский день: родители получали теоретические и практические знания и умения .Однако для большинства из них это была недоступная сфера- неготовность родителей к осуществлению задач и принципов антропософской педагогики – привела к непониманию и неготовности родителей к ее реализации.
Принципами Л.Н.Толстого были: природо и культуросообразность, открытость, сотрудничество, связь с жизнью и трудом, самодеятельность и Любовь к детям . Педагог говорил «Хорошо все то, что соединяет людей, дурно то, что разъединяет». Принцип взаимодействия семьи и школы, чтобы между ними создавался союз, необходимо, чтобы школа занималась не только образовательной работой с детьми, она должна организовывать совместную общественную полезную работу с окружающим ее населением, чем она будет разнообразнее, тем больше будет возможности для укрепления их союза.
Развитие взаимодействия школы с семьей в воспитании и социолизации учащихся получило в деятельности Бунакова.
Слайд 5
Положение закона «Об образовании», провозглашающие «демократический, государственно – общественный характер управления образованием…» служат исходными нормами для обеспечения партнерства школы и родителей.
С введением Федерального государственного стандарта большое внимание уделяется работе с родителями.
Федеральный государственный образовательный стандарт представляет собой трехсторонний общественный договор между семьёй, обществом, государством. Родители обучающихся становятся субъектами образовательного процесса, а значит, возлагает на них ответственность за качество образования и воспитания своих детей. Согласно требованиям Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования (пункт 22): «В целях обеспечения реализации основной образовательной программы в образовательном учреждении для участников образовательного процесса должны создаваться условия, обеспечивающие возможность:… участия обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в разработке основной образовательной программы, проектировании и развитии внутришкольной социальной среды, а также в формировании и реализации индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся…»
Таким образом, одними из важных условий реализации ФГОС являются участие родителей обучающихся в проектировании и развитии образовательной программы образовательного учреждения и условий ее реализации. Необходимо проводить работу по педагогическому просвещению и образованию родителей, по укреплению социального партнерства с родителями.
Слайд 6
Я. А. Коменский. «Воспитание имеет целью не только совершенствование человека самого по себе, но и подготовку его к усовершенствованию окружающей жизни.»Л. Н. Толстой пришёл к выводу, что школа должна отвечать интересам и народа, следовательно, должна быть трудовой, что совпадало с теоретическими выводами К. Д. Ушинского – народность, православие, наука.
Идея школы как культурно-образовательного центра своего окружения была развёрнута в народной школе С. А. Рачинского. Целью он определил воспитание личности с целостным и гармоничным мировоззрением, в соответствии с православными и народными идеалами.
Слайд 7
Родители и педагоги – две мощнейшие силы в процессе становления личности каждого человека, роль которых невозможно преувеличить. Актуальное значение приобретает не столько взаимодействие в нашем старом, традиционном понимании, сколько, прежде всего, взаимопонимание, взаимодополнение, социальное партнерство школы и семьи в воспитании и образовании подрастающего поколения.
Отсюда, основная цель работы образовательного учреждения с родителями - установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника, создание атмосферы взаимоподдержки и общности интересов.
Слайд 8
Ведущая педагогическая идея
«Только вместе с родителями, общими усилиями, учителя могут дать детям большое человеческое счастье.» Педагогика должна стать наукой для всех – и для учителей, и для родителей… Какими бы прекрасными ни были наши учреждения, самыми главными «мастерами»,
формирующими разум, мысли детей, являются мать и отец.
Поэтому нам, учителям, прежде всего необходимо
заботиться о повышении педагогической культуры родителей,
разъяснять им смысл воспитания и работать с ними в одном направлении.
В.А. Сухомлинский
Слайд 9
Основные направления партнерства
Направления взаимодействия Виды деятельности Содержание деятельности
Психолого-педагогическое просвещение родителей:
Стартовая диагностика,
изучение семей обучающихся - сбор сведений о семьях обучающихся (состав семьи, сфера занятости родителей, образовательный уровень, социальный статус);
- диагностика потребностей родителей в образовательных услугах гимназии по подготовке учащихся;
повышение педагогической и психологической грамотности - информирование, консультирование родителей по вопросам воспитания и обучения;
- содействие в приобщении детей к культурным и духовным ценностям; (опросник)
- встречи, консультации специалистов (духовник, медицинские работники);
изучение нормативных документов, оказание помощи в грамотном применении существующих документов на практике. - изучение Конституции РФ в части прав и обязанностей родителей и детей;
- изучение Конвенции ООН о правах ребенка;
- изучение Закона РФ “Об образовании”;
- Устав образовательного учреждения
- ФГОС ОО
Направления взаимодействия Виды деятельности Содержание деятельности
Участие семей в управлении учебно- воспитательным процессом участие в работе советов различного уровня;
- участие в работе школьных и общественных Советов (родительских советов, Совета гимназии);
- участие родительского комитета в разработке Устава гимназии;
материально-техническое обеспечение образовательного процесса. - обеспечение (материальное и техническое) образовательного процесса с учетом возможностей и желаний родителей;
- организация благоустройства и озеленения школьного двора;
- ремонт и оформление классных кабинетов
Вовлечение родителей в учебно воспитательный процесс
участие в профориента-ционной работе - проведение мастер-классов;
- организация экскурсий на место работы родителей
организация массовых мероприятий, совместной общественнозначимой деятельности и досуга родителей и обучающихся - подготовка поощрительных призов, подарков обучающимся по итогам значимых конкурсов, олимпиад, праздников общешкольного уровня; - организация или участие в различного уровня конкурсах, мероприятиях, концертах, выставках, конференциях;
- совместные выходы обучающихся и родителей в кино, театр, паломнические ,экскурсионные поездки.
проведение открытых мероприятий для родителей - проведение открытых уроков, внеурочных, внеклассных мероприятий для родителей
участие в проектной деятельности. - изучение вопросов, связанных с организацией исследовательской и проектной деятельности;
- определение роли родителей в подготовке совместных исследований, проектов.
Слайд 10
Первостепенное значение имеет формирование единства требований к учащимся в семье и в гимназии.
Православная гимназия – новый тип образовательного учреждения, которое формирует новый тип личности. Православная гимназия имени Александра Невского Городецкой Епархии по благословению и под руководством Епископа Городецкого и Ветлужского Августина (Анисимова) работает по годовому гимназическому кругу.
В основе структуры Годового гимназического круга лежат в иерархической соподчиненности:
Церковный календарь
Природный календарь
Гражданский календарь
Местный (Городецкий) календарь
Гимназический календарь
Детский календарь
Первостепенное значение имеет Церковный календарь, в соответствии с ним год делится на четыре периода, границами которых являются Праздники: Рождество Богородицы (блок «Семья»), Рождество Христово (блок «Служение ближним»), Пасха (блок «Торжество жизни») и Троица (блок «Всякое дыхание да хвалит Господа»).Жизнь блока «Семья» начинается с соборной молитвы на Литургии в Праздник Рождества Пресвятой Богородицы. Важное значение в этот период уделяется Матери.
Задача педагогического коллектива на протяжении всего периода образования гимназистов показывать детям связи всего со всем, целостную картину мира. Так и в блоке «Семья» всё связано: личная семья каждого гимназиста, большая, многодетная гимназическая семья, церковная семья.
День гимназии – День Александра Невского – праздник гимназической и церковной семьи. Александр Невский – небесный покровитель гимназии, поэтому тема Отца, главы рода особенно звучит в период подготовки и празднования Дня гимназии. Для гимназистов первого класса это значимый день, день, когда их принимают в гимназическую семью.
С раннего детства ребёнок должен учиться ценить, любить, чтить свою семью; знать историю рода, земли, где он родился и живёт. Поэтому в гимназии сложилась традиция изучения гимназистами начальной школы жития Александра Невского и погружения гимназистов среднего звена в историю Фёдоровского монастыря. Эти два направления совместной деятельности объединились в первый гимназический проект «Земная и небесная жизнь Александра Невского. История Фёдоровского монастыря».
В течение месяца разновозрастные группы детей – исследовательские команды – добывают знания, оформляют Гимназическую ленту, делятся знаниями и умениями друг с другом. Сплочение коллектива в совместной поисковой деятельности решает важнейшие образовательные задачи не только развитие познавательной активности и качеств профессионала (дети оформляют и представляют на конкурсы разного уровня результаты работы), но и формирование любви и уважения к друг другу, готовность жить в традициях своего народа.
Блок «Служение ближним» начинается с празднования Рождества Христова и продолжается до Пасхи. Это период интенсивной интеллектуальной работы, а также время, когда каждый гимназист может поделиться результатами своего интеллектуального, творческого труда с ближним.
Рождественскую радость дети несут в Общество слепых, интернат, речевую школу. Гимназисты учатся служить людям своими талантами. Важно, сформировать у детей потребность отдать своё, поделиться частичкой себя и ощутить от этого ещё большую радость.
Для того, чтобы чем-то служить, нужно что-то уметь. Поэтому ключевыми задачами этого периода являются задачи воспитания ответственного отношения к делу, познавательная и творческая активность.
Реализация второго гимназического проекта «Улицы нашего города» – это время Великого Поста. Дети кропотливо исследуют историю города: разрушенные и восстановленные храмы, улицы. Действие Промысла Божия удивляет маленьких исследователей и научных руководителей при соприкосновении с историей древнего города.
Исследовательский проект заканчивается выездами в другие города с рассказом о родном городе, небесном покровителе.
«Торжество жизни» - это Пасха, День Победы, День славянской письменности и культуры. В этот период важно сформировать у гимназистов благодарность Богу, предкам, родителям за подаренную жизнь.
«Всякое дыхание да хвалит Господа» - этот весеннее - летний период.
Время, когда просыпается природа и человек стремится к исполнению своего первоначального назначения – возделыванию сада. Ключевой деятельностью гимназистов среднего звена в период летних каникул становится уход за гимназической территорией.
Традиционны для гимназии летние экспедиции.
Период от 01.09 до 21.09 – время подведения итогов летней работы, время совместного анализа и планирования.
Жизнь в гимназической семье, церковной семье и своей собственной приучает ребёнка к соблюдению традиций, формирует потребность в сохранении иерархии во всём.
Готовность встать на защиту убеждений, веры воспитывается в совместном посещении храма, через Исповедь, Причастие.
Педагогическим коллективом православной гимназии имени Александра Невского сформулирована цель программы воспитания: формирование личности ребенка с христианским мировоззрением, развитым нравственным чувством, сильной волей, твердой верой в Бога, любящего свой народ, семью, Отечество, знающего православные традиции и способного их использовать в личном духовном опыте.
Выпускника православной гимназии мы видим похожим на Александра Невского:
Христианин – знает и соблюдает Закон Бога.
Гражданин – знает и соблюдает законы государства, на территории которого находится.
Патриот – знает традиции своей страны и умеет в них жить, готов пожертвовать жизнью за Отечество.
Семьянин - знает и хранит традиции рода.
Воин – умеет разделять грех и добродетель, готов встать на защиту веры, семьи, Родины.
Профессионал – обладает необходимыми знаниями, умениями, навыками, ответственностью, творчеством.
При этом воля направлена на служение ближним.
Слайд 11
Так же главным при работе с родителями является создание условий открытости, информационной прозрачности, доверия для социального партнерства
Слайд 12
Диапазон личного вклада педагоги и новизна
Слайд 13
Результаты педагогической деятельности
Слайд 14
ТранслируемостьСлайд 15
Литература
Инструментарий мониторинга разработан на основе методик Мануйлова Ю.С., Капустина Н.П., Шиловой М.И.. Исследование проводится методами анкетирования, наблюдения, в середине года.
Екатерина II внимательно изучала опыт организации образования в ведущих странах Западной Европы и важнейшие педагогические идеи своего времени. Например, в России XVIII века были хорошо известны труды Яна Амоса Коменского, Фенелона, "Мысли о воспитании" Локка. Отсюда, новая формулировка задач школы: не только учить, но и воспитывать. За основу брался гуманитарный идеал, зародившийся в эпоху Возрождения: он исходил "из уважения к правам и свободе личности" и устранял "из педагогики все, что носит характер насилия или принуждения" (П.Н. Милюков). С другой стороны, воспитательная концепция Екатерины требовала максимальной изоляции детей от семьи и передачи их в руки учителя. Впрочем, уже в 80-х гг. центр внимания был снова перенесен с воспитания на обучение.