Условия повышения эффективности управления ученического коллектива
Условия повышения эффективности управления ученического коллектива
МБОУ «Мужевская СОШ имени н.В. Архангельского»
Классный руководитель: Позднякова Галина Геннадьевна
Создание самоуправления в ученическом коллективе – процесс, требующий глубокого анализа педагогической ситуации, психологической готовности педагога к тому, что - детское самоуправление отнюдь не освобождает педагога от ответственности, он в любом случае будет отвечать за всё происходящее в ученическом коллективе;
- самоуправление не освобождает педагога от работы; при участии воспитанников в управлении коллективом наиболее значительно меняется характер работы (вместо «сделаю» приходит «научу, как сделать»), а не её объём;
- самоуправление в период его становления отнимет у педагога значительное количество времени и сил, в этот период возможно некоторое снижение результатов учёбы;
однако с развитием самоуправления эти трудности преодолеваются;
- целью самоуправления не должно служить манипулирование детьми;
цели самоуправления настолько значительней, а возможности – богаче, что непрофессионально было бы использовать его только для решения прикладных задач педагогического руководства;
- ученическое самоуправление – это фактически соуправление, в котором «на равных» участвуют педагог и воспитанники (участие «на равных» в числе прочего даёт детям право критики в адрес педагога).
В основе самоуправления всегда лежит ответственность за свои дела и дела других членов коллектива.
- самоуправление необязательно должно сразу охватывать всех воспитанников; далеко не все школьники бывают, готовы к немедленному активному участию в самоуправлении.
На самом первом этапе, принимая решение создать ученическое самоуправление, педагог должен чётко представить, чего именно он хочет:
- включения детей в управление жизнью коллектива;
- собственной творческой реализации, повышения своего интереса к работе;
- формирования у воспитанников навыков целеполагание, планирования, анализа деятельности;
- установления более доверительных, дружеских отношений с детьми;
- развития ученического коллектива, создания в нём положительного эмоционального климата;
- снижения своей рабочей нагрузки («дети смогут взять на себя выполнение некоторых моих обязанностей»);
- повышения эффективности своей педагогической деятельности («самоуправление поможет мне лучше учить, воспитывать»);
- своего профессионального роста («я хочу освоить процесс создания и развития ученического самоуправления, потому что владение этими технологиями – важный элемент педагогического мастерства»);
- хороших отношений с коллегами и (или) начальством («мне велели – я выполняю; если выполню хорошо, меня похвалит завуч, будут больше уважать коллеги» и т.п.).
Даже одно из перечисленных побуждений при определённых обстоятельствах может стать достаточным для мотивации педагога на создание детского самоуправления, однако чаще всего мотивов бывает несколько. Человек, осознающий мотивы деятельности, усиливает свою мотивацию, он способен ставить перед собой ясно различимые цели.
Таким образом, самомотивация педагога, его «настрой» на предстоящую работу является началом цепи педагогических действий, отражающей общие черты технологий создания и развития ученического самоуправления.
Следующий этап – изучение ученического коллектива – направлен на изучение общественного мнения и выявление в коллективе социально активных воспитанников.
На этом этапе педагог должен получить достаточно ясные ответы на следующие вопросы: - есть ли у воспитанников желание разделить ответственность за свою жизнь с взрослыми?
- кто из воспитанников наиболее активен в общественной жизни?
- кто пользуется явным авторитетом в классе, является фактическим лидером (в коллективе или микрогруппы)?
- каковы интересы и предпочтения социально активных детей (на что направлена их активность)?
- каковы интересы в коллективе (общие для или почти всех членов коллектива всех; интересы, объединяющие микрогруппы; индивидуальные интересы отдельных воспитанников)?
- какие полезные для детей виды деятельности, отвечающие выявленным - какие стороны своей жизни воспитанники хотят и могут организовать сами?
- как можно педагогу установить более доверительные отношения с социально активными детьми?
На этапе изучения коллектива необходимо использовать разные методы:
наблюдение,
беседа,
анкетирование,
тестирование,
анализ продуктов деятельности (прежде всего, ученических сочинений типа «Если бы я…»).
В практике очень распространён вариант, при котором актив класса избирается до начала деятельности самоуправления, и педагог широко привлекает выбранных активистов к обработке результатов изучения общественного мнения (например, анкетного опроса). Совместная с детьми обработка информации об их коллективе создаёт предпосылки для дальнейшего успешного сотрудничества педагога с активистами, для учёбы актива.
Однако бывает, что коллектив не имеет опыта (или имеет негативный опыт) самоуправления. В этом случае велик риск, что воспитанники изберут в актив тех, кто не пользуется в классе сколько-нибудь заметным авторитетом (т.е. выбирая формальных «лидеров», воспитанники на самом деле не собираются им подчиняться). Пока педагог поймёт, что «попался на удочку», пока изменит состав актива – пройдёт немало времени, педагогу придётся выразить недоверие «законно избранным» активистам, а это непросто сделать, не дискредитируя саму идею самоуправления в ученическом коллективе. Для такого коллектива лучше подойдёт вариант, когда педагог, выявив социально активных детей ещё до формальных выборов актива, проводит с ними учёбу актива, даёт им разовые поручения, совместно проводит изучение коллектива, поддерживает в коллективе их разумные инициативы. Когда пройдут официальные выборы, коллектив, скорее всего, подтвердит полномочия уже действующих активистов, а педагог получит проверенных и подготовленных помощников в создании самоуправления. Недостаток этого варианта: при постоянном его использовании содержание самоуправления значительно обедняется, потому что активистами становятся всегда только «ставленники» педагога; когда воспитанники это осознают, процесс выборов теряет для них элемент неожиданности, деятельность коллектива, связанная с выбором формальных лидеров, замирает.
Создание актива – ядра самоуправления – процесс, который может и должен управляться педагогом.
Для эффективности ученического самоуправления педагогу, особенно в начале работы с коллективом, необходимо проводить учёбу актива:
- воспитывать, обучать, сплачивать демократически избранных активистов, для того чтобы они имели опыт планирования и осуществления деятельности, владели организаторскими знаниями и умениями, были едины с педагогом и друг другом в своих требованиях к коллективу и отдельным его членам;
- разделять активистов по интересам и готовить их к управлению отдельными видами коллективной деятельности: познавательной, трудовой, спортивно-оздоровительной и т. д.
- регулировать отношения в группе активистов, между активом и коллективом, между отдельными членами актива и коллектива (члены актива могут затеять между собой долгий и обидный спор о том, кто из них «главней», они могут предъявить коллективу чересчур жёсткие требования (заставлять, угрожать), вызвав у товарищей негодование, наконец, активисты могут не вовлекать в деятельность рядовых членов коллектива, сами выполняя ту работу, которой должны управлять.
Перечисленные ситуации требуют тактичного вмешательства педагога);
- доверять активистам только посильную для них работу (от простых управленческих действий – к более сложным; от разового дела – к системе работы). В качестве необходимых условий развития ученического самоуправления выступают вариативность и свобода выбора деятельности учащихся (т.е. разнообразие форм и видов деятельности, возможность самим школьникам выбирать себе дело по душе из множества нужных, полезных, интересных), творческое сотрудничество педагогов и учащихся.
Рекомендации
Важным условием повышения эффективности воспитательной работы в группе является регулярное ведение мастером педагогического дневника.Планирование, учет, критический анализ удавшихся и неудавшихся воспитательных мероприятий дает возможность мастеру накопить педагогический опыт, выработать определенную систему в воспитании учащихся.На каждого учащегося группы в дневнике отводится отдельная страничка, где мастер записывает его поступки, где планируется индивидуальная воспитательная работа.Дневник, как зеркало, отражает жизнь коллектива группы в целом и каждого учащегося в отдельности в течение всего периода обучения в училище.Важно, чтобы педагоги средних специальных учебных заведений учитывали особенности и роль различных органов учебно-воспитательного коллектива, направляли и формировали соответствующие отношения между представителями тех или иных органов, помогали четко разграничивать функции между ними и установить полное взаимопонимание и контакт. Игнорирование и недооценка этого условия способствуют торможению в развитии учебно-воспитательного коллектива.С целью правильного формирования взаимоотношений состав органа коллектива должен избираться самими учащимися, в противном случае учащиеся воспринимают его как орган администрации учебного заведения. Избранный орган коллектива с первых дней своего существования должен активно действовать.Решающую роль в организации ученического коллектива должны играть общественные организации. С первых дней обучения надо постараться вовлечь всех учащихся в профсоюзную работу.Групповая профсоюзная организация должна возглавить соревнование, следить за охраной труда, техникой безопасности, организовать помощь отстающим, заботиться о быте учащегося.Важное место в учебной группе должна занять спортивная группа. Физическая культура и спорт необходимы для всестороннего воспитания молодого человека. Мастеру не обязательно быть спортсменом, чтобы помочь учащимся наладить спортивную работу в группе. Любой мастер может подготовить своих учащихся к участию в училищной спартакиаде, мобилизовать на активную борьбу за спортивную честь своего коллектива. Мастер должен помнить, что регулярные занятия физкультурой и спортом нужны не столько для досуга учащихся, сколько для укрепления здоровья, закаливания, сплочения ученического коллектива, воспитания дружбы и товарищества.Для большего повышения эффективности формирования ученического коллектива мастеру ПО необходимо постоянное общение с учащимися, которое требует от него большого такта, чуткости и справедливости в сочетании с высокой требовательностью, оптимизмом, самообладанием и твердостью в реализации решений. Мастеру необходимо много времени уделять организационной работе вне училища, учащихся более организованных и способных прикрепить в помощь отстающим. Мастеру следует постоянно совершенствовать свои профессиональные качества. В решении каких-либо вопросов мастер должен опираться на ученический коллектив. Но самым главным является атмосфера доброжелательности, которая способствует раскрытию личности учащихся и формированию индивидуальности. Все это дает возможность создать прочный и устойчивый коллектив. В результате мастер чувствует себя в коллективе нужным и необходимым человеком.