Проект «Развитие индивидуальных способностей и талантов школьников, обеспечение условий воспитания конкурентноспособного выпускника»

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
АДМИНИСТРАЦИИ СТАРОБЕШЕВСКОГО РАЙОНА
МЕТОДИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ
ОСЫКОВСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА І-ІІІ СТУПЕНЕЙ

Номинация
Современная образовательная
организация




ТЕМА ПРОЕКТА
«Развитие индивидуальных способностей и талантов школьников, обеспечение условий воспитания конкурентноспособного выпускника»
АВТОРЫ
Давыдова Т.Н.
директор школы
Лавриненко Н.А.
заместитель директора по УВР






Каждый из детей – личность;
одна выявленная, другая –
затаённая
Вот оно, поле деятельности.
Выявляй, рассекречивай,
помогай.
Е.Г.Макарова






Оглавление

1.Цели проекта---------------------------------------------------------------------
2.Задачи проекта------------------------------------------------------------------
3.Ожидаемые результаты-------------------------------------------------------
4.Вступление------------------------------------------------------------------------
5.Работа администрации школы по развитию творческих способностей школьников (из опыта работы)

6. Развитие индивидуальных способностей и талантов учащихся, обеспечение условий воспитания конкурентноспособного выпускника ---
6.Выводы-----------------------------------------------------------------------------

7.Литература-----------------------------------------------------------------------
9.Приложение------------------------------------------------------------------------







Цели проекта
Развитие индивидуальных способностей и талантов учащихся
Создание единого информационно-обучающего, творческого простора

Задачи проекта:
Формирование интересов и ценностных ориентаций в сфере культуры, досуга, самостоятельной деятельности.
Привлечение к работе родителей и создание в семье условий, необходимых для достижения цели проекта.
Сотрудничество с детскими учреждениями дополнительного образования.
Максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого ребёнка.
Осуществление педагогического сотрудничества.
Помощь в организации досуга, развивающего индивидуальные творческие способности ребёнка.

Ожидаемые результаты:

Расширение возможностей для творческого развития личности ребёнка, реализации его интересов.

Повышение уровня воспитательной работы в школе.

Формирование социально – значимой творческой личности, способной к самореализации.

Вступление
Важнейшими психологическими характеристиками человека являются степень активности его собственных усилий, направленных на преодоление жизненных трудностей, чувство личной ответственности за происходящие с ним события. Актуальное значение эти характеристики приобретают в ходе социальной адаптации к часто меняющимся условиям современной жизни.
В гуманистической психологии общепризнанно, что смысл жизни каждого человека может состоять в его наиболее полной самореализации. Полнота самореализации означает максимально успешность развития своих способностей, использование социальных условий для раскрытия задатков и одаренности, а вместе с тем и возможную пользу, которую он может принести своим близким, обществу, в котором живет, человеческой цивилизации в целом.
В основе самореализации лежат индивидуальные способности, знания, умения, навыки, нравственные и мировоззренческие качества, определяющие в конечном счете масштаб личности человека, его реальный вклад в обогащение материальных и духовных ценностей мира.
Самореализация человека рассматривается как мотив, как опредмечивание (предметное наполнение) его сущностных сил и потребностей, стремление продолжить свое бытие как личности в других людях. Так личность со-творяет и о-творяет себя – в моментах выхода за границы себя и своих возможностей, представленности себя в других людях и воспроизводстве другого человека в себе. При этом человек оказывает (непосредственно, опосредованно) воздействие на все социокультурное пространство.
Теорию самореализации дополняют также идеи "смысла жизни" (В. Франкл), "ответственности за право свободы" (Э. Фромм), "актуализаторской деятельности" (Э. Шостром).
Создание условий для творческой самореализации ребенка – это одно из приоритетных направлений деятельности Министерства образования науки и молодежи . Для наиболее полной работы в данном направлении необходимо внедрять инновационную модель обучения, основанную на взаимодействии и сотрудничестве педагогов, учеников, их родителей, работников внешкольных учебных заведений и сотрудников учреждений, а также, технологии, раскрывающие способности и дарования ребенка; активизирующие его познавательную деятельность, творческий потенциал, практическую самореализацию.
Работа администрации школы по развитию творческих способностей школьников (из опыта работы)
Детское творчество - это новый мир. Это нечто таинственное, которое вселяется в каждом ребенке с его рождением. Нет ни капли сомнения, что все дети талантливы. Но природа решила припрятать талант. Главное вовремя заметить, ведь он не всегда ярко выражен. Талант можно развить, а можно и загубить. Творчество - это высшая форма психической активности, самостоятельности, способность создавать нечто новое, оригинальное. Перед учителем вырастает задание чрезвычайной важности: добиться того, чтобы каждого из тех, кто сейчас ходит в школу вырастить не только крепким здоровым, но и инициативным, думающим человеком, способным на творческий подход к любому делу. Эффективность работы учителя определяется тем, в какой мере учебно-воспитательный процесс обеспечивает развитие творческих способностей каждого ученика, формирует творческую личность и готовит её к познавательной, творческой общественно-трудовой деятельности.
Стратегия современного образования заключается в том, чтобы дать возможность всем без исключения учащимся проявить свои таланты и весь свой творческий потенциал, подразумевающий возможность реализации своих личных планов. Поэтому перед администрацией нашей школы возникла задача – как направить и спланировать работу педагогического коллектива школы совместно с внешкольными организациями и родительским активом. Первым шагом к решению проблемы развития творчества в школе стал педсовет, на котором была определена проблема, над которой будет работать коллектив на протяжении нескольких лет – это «Развитие творческих способностей учащихся в учебно-воспитательном процессе». Администрацией школы был разработан план , который представляет собой скоординированный алгоритм действий, направленный на организацию мероприятий по выявлению творческих возможностей и формированию потребностей в разумной их реализации.Приложение 1.
Практика показала, насколько важны в современных условиях творческая активность учителей, классных руководителей, руководителей кружков и секций, педагога - организатора, работников внешкольных учреждений, поиск ими наиболее совершенных приемов и способов развития и воспитания школьников. Для того, чтобы обучить детей творчеству, педагогу необходимо научиться работать творчески самому. Реализуя поставленные задачи , мы использовали активные и творческие формы воспитательной работы для более полного раскрытия талантов и способностей учащихся..
Были определены следующие направления  работы:
организация классной и внеклассной работы по предмету, направленной на развитие творчества;
организация школьных мероприятий, праздников, акций, конкурсов, викторин, игровых конкурсов, представлений;
организация работы школьных кружков, секций, студий, объединений творческого характера;
участие в школьных, районных, областных олимпиадах, конкурсах, выставках, соревнованиях, мероприятиях;
проектная и исследовательская работа учащихся школы,
организация работы органов школьного самоуправления;
Содержание работы:
планирование, разработка и анализ внеклассных мероприятий по данному направлению;
изучение идей, предложений, интересов и запросов учащихся, их способностей и желания участвовать в делах школы;
изучение запросов родителей в развитии талантов и интересов учащихся;
качественное проведение всех внеклассных мероприятий и тщательная их подготовка;
учет индивидуальных возможностей учащихся и возрастных особенностей в подготовке воспитательных мероприятий;
поддержка инициативы и творческих начинаний учащихся, их стремление к общению и совместному досугу;
демонстрация достигнутых успехов учащихся в творческой деятельности родителям, в школе, на районном и областном уровнях.
При организации работы по развитию творчества в школе используются различные формы работы:
концерты, фестивали, конкурсы самодеятельного творчества и искусства;
выставки поделок декоративно - прикладного творчества и рисунков учащихся школы;
демонстрация успехов учащихся, конкурсных работ школьников перед родителями на родительских собраниях и совместных мероприятиях;
проведение игровых конкурсов, сюжетных и ролевых игр с учащимися;
театральные постановки учащихся школы;
совместные мероприятия детей и родителей творческого направления;
творческие отчеты кружков и студий в конце учебного года;
тематические классные часы, классные мероприятия с обязательным содержанием различных творческих заданий.
Первым направлением работы стала организация урочной и внеклассной деятельности по предмету, направленной на развитие интеллектуальных творческих способностей. Спектр различных форм проведения мероприятий достаточно широк. С каждым годом активнее принимают участие школьники в проведении конференций детских исследовательских работ.
Одним из направлений работы по проблеме является создание в школе системы занятий по интересам, для творческой самореализации учащихся. Ежегодно в школе работает в среднем более 6 кружков, студий, секций различного направления. Мы постарались предусмотреть различные направления деятельности кружков: спортивное, художественное, декоративно-прикладное, вокальное, туристическое, предметное. Традиционно, в течение нескольких лет в школе работают следующие кружки:
Театрального и сценического творчества. Мир сказок, спектаклей и инсценировок любим детьми, оказывает большое влияние на рост творчества, развитие фантазии.
Художественного и декоративно - прикладного творчества. Выполнение художественных и декоративно-прикладных работ – один из важных путей формирования творческого мышления детей. Выставки детских работ и коллективное обсуждение повышают интерес и творческую активность учащихся, помогает увидеть обычное в необычном, выделить уникальное произведение искусства. В самостоятельной работе, в замыслах детям предоставляется полный простор для их фантазии и творчества.
Здоровьесберегающие и спортивные секции.
Предметные и интеллектуальные кружки.
Работа в кружках строится с учетом возрастных особенностей, потребностей и потенциальных возможностей личности каждого ребенка. Педагоги ориентируют детей на свободный выбор и освоение дополнительных образовательных программ, на развитие мотивации детей к познанию и творчеству, на содействие личностному самоопределению детей, их адаптации к жизни в обществе. Каждый год в конце учебного года школьные кружки устраивают творческие отчеты, во время которых показывают результаты работы, устраивают выставки поделок, выступают с подготовленными номерами художественной самодеятельности.
Следует отметить, что именно победы в творческих конкурсах различного уровня - есть основной показатель организации деятельности школы по развитию творчества детей.
После диагностики особенностей творческого мышления, наблюдения за детьми было выявлено большое количество учащихся, обладающих оригинальными способностями к самым различным видам деятельности. При планировании воспитательной работы школы и классов старались находить такие формы внеклассной работы, которые позволяют каждому ученику попробовать себя в различных видах деятельности, начиная с младшего возраста, т. е. ставили задачу организовать работу так, чтобы это было интересно для каждого ребенка. Важным условием проявления творческих способностей ребенка является создание в коллективе класса творческой атмосферы, побуждающей классного руководителя и его воспитанников к коллективному творчеству. Дети хотят демонстрировать свои возможности и способности, стремятся быть инициативными, активными и творческими.
Богатство и насыщенность школьной жизни зависит от активности её классных коллективов и каждого ученика в отдельности. Если в общешкольные дела делегируются наиболее развитые дети, “школьные звезды”, то в классных мероприятиях необходимо максимально задействовать неуверенных в себе, чтобы их развивать, поднимать их самооценку. Важно дать воспитаннику пережить успех, победу, почувствовать уверенность, поверить в себя. Как же сделать так, чтобы развить инициативу и самостоятельность каждого ребенка? С чего начать деятельность классному руководителю по развитию творческих способностей детей? С бесед, анкетирования, опроса выявления интересов детей, их склонностей и способностей. Легче в этом случае было тем классным руководителям, в чьих классах было проведено исследование по выявлению уровня развития творческих способностей детей, их творческого мышления. Во время заседаний МО мы постарались нацелить классных руководителей на то, что необходимо относиться к детям как к младшим товарищам по трудной, но очень интересной работе. Своим личным примером (а значит ненавязчиво, незаметно) помогать ребятам находить в каждом из них что-то хорошее, делиться этим хорошим, вовлекать каждого в поиск того, что можно сделать интересного и полезного для своего класса и для окружающих их людей. Осуществлять задуманное – это значит проявлять творческую заботу о своей школе, о близких и далеких людях, о родном крае. В таком случае у детей постепенно вырабатывается привычка заботиться об окружающих и думать не только о себе, но и других, стремиться к тому, чтобы всем было хорошо и интересно.
Организация работы в классах по развитию творчества строится в соответствие с возрастными особенностями учащихся. Каждый классный руководитель с самого начала предоставляет детям большие возможности самим быть организаторами своих дел, проявлять инициативу и заботу об общественно полезных делах, о коллективе и товарищах. Необходимо создать детям условия для появления самостоятельности и постепенно передавать в руки ребят функции самодеятельного управления. Кабинет воспитательной работы школы придерживается принципа: все, что дети могут делать сами, они должны делать самостоятельно. Участие ребят в составлении плана воспитательной работы, подборе материалов для праздников, в распределении заданий и в контроле за их исполнением имеет важное воспитательное значение: дети приобретают организаторские навыки и умения, развивается их самостоятельность, появляется ответственность за выполнение порученного дела, т.е. формируется их активная деятельность и жизненная позиция.
Коллективные творческие дела класса помогают сформировать не только классный коллектив, но и коллектив родителей. Они становятся главными помощниками учителя, помогают в подготовке мероприятий, выдвигают свои предложения по проведению классных мероприятий, становятся сами их участниками.
Следующим направлением работы по развитию творчества школьников стала организация школьных мероприятий, праздников, акций, конкурсов, викторин, игровых конкурсов, представлений. Ученики предпочитают отдавать свой досуг веселым развлечениям, увлекательным играм. Здоровый человек нуждается в деятельном отдыхе. Тем более в этом нуждается ребенок, подросток, для которого игры - это возможность проявить свою творческую активность. Присущая детям жажда деятельности часто находит свое выражение в игре, заменяющей ребенку необходимый для него труд. Хорошая творческая игра требует от играющих различного рода усилий, направленных на достижение цели, т. е. на преодоление возникших в ходе игры препятствий. Цель проведения творческих конкурсов, праздников, игровых программ: формирование творческой личности, умеющей правильно и оперативно ориентироваться в различных жизненных ситуациях.
Интересное дело, участниками которого являются дети, обладает колоссальной силой влияния. Пробудить душу ребенка, развить заложенные природой творческие способности, научить общению, ориентированию в различных жизненных ситуациях – вот основные задачи, которые решает педагогический коллектив. Важным итогом работы всего педагогического коллектива школы в решении проблемы «Развитие творческих способностей учащихся в УВП» стал вывод: детский коллектив нашей школы – коллектив, нацеленный на творчество, созданный для творчества и для обучения детей творческому отношению к своей и общественной жизни. Только в творческом коллективе ребята вырастают, не приспосабливаясь к жизни, а преобразуя её вокруг себя.
Развитие индивидуальных способностей и талантов учащихся, обеспечение условий воспитания конкурентноспособного выпускника
Понятие самореализации
Самореализация человека возможна в различных сферах. Самореализация связана наработкой критериев оценки достижений, со стремлением к некоему моральному идеалу, с намерением воплотить в собственном поведении свое представление о ценности индивида. Но на самом деле речь идет о большем. Самореализация влечет за собой реализацию мира. "Я отвечаю за себя и за всех, – писал Сартр, – и я создаю образ человека, отвечающий моему представлению о том, каким человек должен быть". Мы индивидуально и коллективно делаем моральный выбор, принимаем моральные решения и тем самым постоянно создаем этот мир заново.
Мои противники – мои братья по человечеству. Как я поступаю по отношению к ним, так я поступаю по отношению к себе. Мой главный соперник в игре – это я сам. ( П. Макинтош)
Основную роль играют не сами по себе результаты деятельности, а их психическая переработка личностью, становление внутреннего мира человека, когда открывается истинный, потребностный смысл его жизни и деятельности. "Самореализация – это не вещь, которую можно иметь или не иметь. Это процесс, не имеющий конца, подобный буддийскому пути просветления. Это – способ жизни, способ работы и отношение к миру, а не единичное достижение". ( А. Маслоу).
К. Роджерс исходил из идеи, что развиваться по направлению к самореализации может человек только самостоятельно, никто не может его в этом направлении двигать. Однако при этом принципиально важны условия, в которых происходит становление личности человек. Он писал: "Ничто не может заставить прорасти зерно, но можно создать достаточно благоприятные условия, в которых оно прорастет".
Условия, способствующие самореализации личности
Немаловажным является выявление психолого-педагогических условий, способствующих самореализации личности. На основании философско-методологических предпосылок и данных гуманистической психологии можно выделить 3 пути достижения цели свободного развития личности. Первый путь – это развитие творческого потенциала человека, его природных задатков. При этом А. Маслоу подчеркивает, что подлинное творчество проявляется у человека не только в искусстве или науке, но и в повседневной реальной жизни, каждодневном выборе жизненных ситуаций. Второй путь самореализации человека – это развитие способности к аутентичному способу существования.
Аутентичное бытие – это осознание человеком подлинности своего бытия, это – жизнь "здесь и теперь", когда человек достигает единства своего бытия и своей собственной личности. Это осознание открывается человеку при помощи предельных переживаний. Третий путь самореализации человека – это непосредственное формирование в нем способности к личностному росту.
Факторы, сдерживающие процесс самореализации
Процесс самореализации ограничивают социально-экономическая ситуация, негативное влияние прошлого опыта, конформизм, механизмы защиты, которые порождают двойственное отношение, отделяя нас от самих себя. "Когда человек освободиться настолько, чтобы стать самим собой, заняться любимым делом и ощутить себя одной из частиц в сложнейшей взаимосвязанности элементов
природы, только тогда он сможет наиболее полно
раскрыть свои способности
Невротическая потребность в признании и одобрении – серьезное препятствие на пути развития уникальности человеческой личности в работе, жизни и любви. Многим кажется, что они обретут покой и безопасность в толпе. Но если толпа мчится к пропасти, то чего стоит иллюзия подобного ощущения".
Кроме того, выделены характеристики, присущие самореализующимся людям: поглощенность делом как призванием, аутентичность личности, независимость в суждениях, уверенность в себе, инициативность, гибкость, критичность, внутренний локус контроля, высокая степень рефлексии, детская восприимчивость, спонтанность и естественность поведения, отношение к своим чувствам как к ценности, открытость внешнему и внутреннему опыту, стремление к глубоким личностным взаимоотношениям с людьми.
Уровень развития этих
характеристик важно учитывать при индивидуализации обучения и воспитания.
Значение образования в самореализации личности
Полноценная самореализация личности возможна только в том случае, если:
- человек осознано и глубоко верит в эту жизненную самореализацию, верит в свое индивидуально неповторимое предназначение, видит в нем высший смысл своей жизни;
- человек осознает свои способности, свои интересы, жизненные предпочтения и мотивы поведения и руководствуется ими в различных жизненных ситуациях, он осознает себя частью природы, человеческого сообщества и способен к дружественному взаимодействию с другими людьми;
- человек обладает знаниями, умениями и навыками, позволяющими ему наиболее полно реализовать свои способности в конкретной трудовой деятельности и разнообразных отношениях;
- человек способен к целенаправленным и эффективным волевым усилиям, необходимым для осуществления своего стремления к полноценной жизненной реализации на всех этапах жизненного пути.
Указанные условия могут быть выполнены только на основе эффективного образования. "Получив образование, мы обычно становимся конформистами со стереотипным мышлением, людьми с "законченным" образованием, а не свободными, творческими и оригинально мыслящими людьми" – пишет К. Роджерс. Кризисные явления в современной системе образования свидетельствуют о необходимости коренной перестройки общественного и педагогического сознания, переосмысления отношения к целям и ценностям образования. Один из важнейших принципов перестройки системы образования – переход на позиции гуманистической педагогики и психологии. Как сказал А. Маслоу: "Гуманистическое образование – это процесс, который проходит через всю жизнь, а не ограничивается стенами определенного здания".
Образование способствует актуализации важнейших смыслообразующих сфер личности, формирующих его позиции: ценностную, мотивационно-потребностную и целеполагающую. Услышать других людей, осмыслить и прочувствовать их ценности, их понимание смысла жизни, сопоставить разные голоса, прислушаться к собственному внутреннему голосу, осознать себя, смысл своего существования и определить свое место в культуре – такова логика образования сегодня.
Образование как система ориентации человека на познание и раскрытие своих способностей создает необходимые условия для сознательного выбора человеком приоритетной сферы своей будущей трудовой деятельности, для самоопределения личности в профессиональном плане.
Главная цель профессионального самоопределения заключается в постепенном формировании внутренней готовности человека к осознанному и самостоятельному построению, корректировки и реализации перспектив своего развития (профессионального, жизненного и личностного), готовность рассматривать себя развивающимся во времени и самостоятельно находить личностно значимые смыслы в конкретной профессиональной деятельности. Осознание целей будущей профессиональной деятельности и активно-положительное отношение к ней способствуют актуализации личностных и профессиональных качеств, создают условия для постоянного самопознания, самосовершенствования, самоутверждения как механизма творческой самореализации.
Так многие знаменитые люди как бы обретают вторую жизнь в подрастающем поколении не только непосредственно, но и опосредованно, через систему образования, через его содержание.
Образование как источник необходимых для человека знаний, умений и навыков предоставляет возможность каждому человеку овладеть ими и тем самым подготовиться к предстоящей трудовой деятельности, выйти на высший, творческий этап деятельности, способствующей максимально возможной самореализации личности в общественно полезном труде.
Образование как сфера реальной жизнедеятельности человека вводит его в систему разнообразных межличностных отношений, способствующих формированию нравственных качеств личности. "Общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все, что происходит между людьмиНаша способность к выживанию и установлению близких отношений с
другими, наше представление о смысле жизни, верность собственным идеалам - все это во многом зависит от того, как мы ведем себя в общении с другими людьми". (В. Сатир).
Организуя педагогический процесс, за основу беру следующие положения:
-всегда на стороне ребенка;
-развитие личности за счет ее собственной активности;
-ориентация на субъект – субъектное взаимодействие; открытость, гуманизация, индивидуальный подход;
-создание ситуации успеха.
Под самореализаций, я понимаю, проявление, развертывание внутренних потенциалов (способностей, возможностей) личности. Осознанной деятельности, направленной на наиболее полное выражение и воплощение сущности человека, его призвание. Самореализация личности воплощается в ее деятельности и в отношениях с предметом и социальной средой.
По моему глубокому убеждению, личность реализуется во взаимодействии с миром, с другими людьми и с самим собой, что находит отражение в ее свойствах и качествах. Свою педагогическую деятельность стараюсь строить на основе уважения и веры в учеников, в стремлении внушать им, что они тоже творцы и исследователи.
Этому помогают условия необходимые для эффективного развития личности школьника, ее самореализации:
-анализ знаний, умений учащихся; причин затруднений в деятельности;
-составление индивидуальной оценочной шкалы, классифицирующей уровень развития учащихся;
-объединение заданий по темам; подбор заданий, стимулирующих интерес учащихся к познавательной деятельности;
-использование заданий, способствующих самодиагностике и самопознанию личности;
-обеспечение активности и самостоятельности, учащихся в процессе выполнения задания; наличие заданий, способствующих формированию адекватного образа.
Опыт работы в школе позволил создать новую для себя систему и успешно использовать ее в развитии способностей и талантов школьника. В ее основу положены следующие принципы:
-ориентация на зону ближайшего развития – заметить малейший успех, закрепить и развить его дальше;
-ориентация на успех – каждый учащийся умный, грамотный, необыкновенный;
-учить самостоятельности, умению планировать свою деятельность, самостоятельно принимать решение, развивать волю и целеустремленность;
-учет результатов знаний;
-Учитель + ученик = содружество и диалог.
В работе над самореализацией личности большая роль принадлежит родителям, всей воспитательной работе в школе. Дети в школьном возрасте тяготеют к черно-белому оцениванию себя. И я учу детей видеть свои сильные и слабые стороны, начиная с самых первых встреч, привлекая родителей. Учащиеся вместе с родителями становятся участниками классных часов, конкурсов, игр.
При составлении плана работы у нас с детьми сложилась система чередования традиционных поручений, что позволяет каждому ребенку побывать в роли организатора и участника. Для этого создается микрогруппа по организации дела, которая имеет название “совет дела”. Моя роль же роль, незаметная корректировка, а основные функции у детей. Это позволяет реализоваться потребностям ребенка, стать взрослее и самостоятельнее. И хотя отследить уровень развития и самореализации сложно, стараюсь в своей педагогической деятельности совершенствовать старые и находить новые формы контроля качества воспитания и развития ребёнка: разрабатываю содержание тестов, анкет; провожу с детьми всевозможные конкурсы, соревнования , КВН и т.д. Это все способствует сохранению и поддержанию мотивации достижения успеха, а также помогает активно выражаться индивидуальности моих детей. Результатом работы по самореализации личности ребенка можно считать усиление желания учащихся принимать участие во всех мероприятиях, проводимых в классе, школе, городе, а также участие большинства детей в конкурсах, предметных неделя, творческих проектах и т.п.
Что позволило выделить некоторые умения и навыки:
-ориентироваться в ситуации (понимать инструкции и планировать свои действия по их выполнению, выявлять непонятное.
-обращаться за помощью к педагогу и сверстникам, дополнительной литературе);
-полноценно участвовать в работе коллектива, в творческой группе;
-произвольно регулировать свое внимание при смене видов работы;
-соотносить полученный результат с планируемым и адекватно его оценивать, осуществлять самоконтроль;
-осознавать свои сильные и слабые стороны, осваивать “технологию успеха и достижений”.
Повышается познавательный интерес детей, что проявляется в желании активной и самостоятельной деятельности. Учащиеся включаются в творческую работу и делают ее с удовольствием.
Дети читают и используют в своей деятельности массу дополнительной литературы по различным предметам. Оглядываясь на опыт по реализации данной проблемы, не могу сказать, что все дети готовы к самореализации личностных возможностей и раскрытию внутреннего потенциала, но ведь школа это только первая ступенька в жизни школьника. Ведь самореализация - одна из целей педагогического процесса, заключающаяся в помощи личности в осуществлении ее позитивных возможностей, в раскрытии задатков и способностей. Самореализация является результатом воспитания личности на протяжении всей его жизни. В жизни дети самореа-лизуются: оканчивают колледжи и институты, работают на любимой работе, строят свои семьи на основе уважения и любви. Ориентиром своей профессиональной деятельности вижу слова великого гуманиста педагога, врача и писателя Януша Корчака “Растет новое поколение, вздымается новая волна. Идут и с недостатками, и с достоинствами; дайте условия, чтобы дети вырастали хорошими. Нам не выиграть тяжбы с грузом нездоровой наследственности, ведь не скажем мы василькам, чтобы стали хлебами”.
Выводы:
Исходя, из вышесказанного, цель своей педагогической деятельности вижу в создании условий для самореализации личности ребенка в осуществлении их позитивных возможностей через раскрытие задатков и способностей.
Эта цель определяет следующие задачи:
-развивать умения и навыки планирования и организации учебной деятельности;
-развивать творческие способности учащихся;
-формировать навыки самоконтроля;
-развивать коммуникативные навыки в процессе воспитания;
-повышать мотивацию к действию и преодолению возникающих затруднений;
-развивать рефлексию в процессе воспитательной деятельности.
Я думаю, что именно развивающее обучение и воспитание помогает развитию и самореализации личности.


Литература и источники:
Березина В.Г., Викентьев И.Л., Модестов С.Ю. Детство творческой личности.
Жукова Т.М. Развитие человека есть развитие его способностей. // Одаренный ребенок.- 2006.- № 1.- С. 46-51.Пб.: издательство Буковского, 1994. 60стр.
Гаджиева Н.М., Никитина Н.Н., Кислинская Н.В. Основы самосовершенствования. – Екатеринбург.: Изд-во Деловая книга, 1998.
Личность, внутренний мир и самореализация /Под. ред. Ю. Н. Кулюткина,. Г. С. Сухобской. – С-П.: Изд-во Тускарора, 1996






Мероприятия по созданию условий для развития творческих способностей школьников


Содержание работы
Система целесообразных форм и мер организации работы.
Сроки
Ответственные

Мероприятия по разработке в школе педагогической теории и практики творческой деятельности

1.
Организация методической работы с педагогическим коллективом по развитию творчества учащихся;

Работа творческих групп педагогов, семинары классных руководителей, заседания методических объединений, школьные методические конференции. Работа творческой группы
2013-2018гг.
Администра-ция школы

2.
Повышение квалификации педагогического коллектива в вопросах выявления и развития уровня творческих способностей учащихся.
Тематические педагогические советы, посещение курсов повышения квалификации, семинаров
2013-2018гг.
Администра-ция школы

Изучение уровня развития творческих способностей учащихся.


1.
Диагностика выявления уровня творческих способностей школьника
Тестирование , анкетирование , наблюдение , опрос.
2013-2014г
Психолого-педагогическая служба школы, классные руководители

2.
Отслеживание уровня изменения творческих способностей учащихся школы.

Тестирование , анкетирование , наблюдение , опрос
2013-2015гг.
Психолого-педагогическая служба школы, классные руководители

3.
Составление банка данных детей , обладающих яркими способностями в различных областях деятельности.

Наблюдение за способными детьми,
работа с одаренными детьми.
2013-2016гг.
Администра -ция школы , педагоги –предметники классные руководители

Организации воспитательной деятельности, ориентированной на развитие творчества школьников.

1.
Создание системы работы школы для удовлетворения каждым ребенком творческих потребностей.
Проведение игровых конкурсов, сюжетных и ролевых игр с учащимися.
2013-2018гг.
классные руководители, руководители кружков

2.
Проведение школьных, классных коллективных мероприятий по плану
Темы периодов организации воспитательной деятельности :
Здравствуй, школа!
Золотая осень,
Встреча с прекрасным.
Зимние забавы.
Спортландия.
Защитникам Родины посвящается.
Весенняя карусель.
Никто не забыт, ничто не забыто!
Вот и стали мы на год взрослей
- Здравствуй , лето!
2013-
2018гг.
Педагог-организатор, руководители кружков, классные руководители.

3.
Организация школьных мероприятий , праздников, акций, конкурсов, викторин, игровых конкурсов ,представлений.

Концерты, фестивали и конкурсы самодеятельного творчества и искусства;
театральные постановки учащихся школы;

2013-2018гг.
Педагог-организатор, руководители кружков, классные руководители

4.
Организация внеклассной работы по предмету , направленной на развитие творчества;

Выставки поделок декоративно- прикладного творчества и рисунков учащихся школы;
Конкурсы, викторины, игры с творческими заданиями , мероприятия в рамках предметных недель.
Выступления с различными проектами, исследовательскими работами на школьной научно-практической конференции и на конференциях районного уровня
2013-2018гг.
учителя - предметники.

5.
Организация работы в классах по развитию творческих способностей.
Проведение классных мероприятий, направленных на развитие индивидуального и коллективного творчества
Проведение классных часов с обязательным содержанием различных творческих заданий.

2013-2018гг.
Классные руководители.

6.
Организация творческой, проектной и исследовательской работы учащихся школы.
Участие в школьных, районых, областных олимпиадах, конкурсах, выставках, мероприятиях .

2013-2018гг.
Администра-ция школы.

7.
Организация работы органов школьного самоуправления.

Организация деятельности актива школы по проведению мероприятий творческого характера, работа школы актива, проведение Дней самоуправления.
2014-2017гг.
Педагог-организатор,
Совет старшеклассников «Ровесник»

Создание системы работы школы для удовлетворения каждым ребенком творческих потребностей, посредством организации школьных кружков, студий, центров творчества.


1.
Создание системы кружков, секций, и студий с учетом интересов и потребностей учащихся.

Работа кружков, студий : предметных, эстетических, декоративно-прикладных, художественных, туристических, здоровьесберегающих спортивных, интеллектуальных и др.

2013-2018гг.
Педагог-организатор, руководители кружков, классные руководители

2.
Демонстрация достижений учащихся в творческой деятельности;


Выставки поделок декоративно- прикладного творчества и рисунков участников кружков и студий школы.
Творческие отчеты кружков и студий в конце учебного года.

2013-2018гг.
Руководители школьных кружков.

Организация работы по просвещению родителей в вопросах выявления и развития творческих способностей детей.


1.
Организация родительского всеобуча
Проведение классных и общешкольных родительских собраний, родительских конференций
2013-2018гг.
Администра-ция школы,
Классные руководители.

2.
Предоставление родителям необходимой информации об участии ребенка в творческой деятельности школы.

Выставки творческих достижений детей, индивидуальная работа с родителями, знакомство с деятельностью школы на родительских собраниях.
2013-2018гг.
Администра-ция школы

3.
Организация совместной деятельности детей и родителей.
Проведение совместных мероприятий детей и родителей , направленных на развитие творчества.
2013-2018гг.
Педагог-организатор, руководители кружков, классные руководители