Технологическая карта урока чтения на тему Гласный звук ?э?, буква э. Строчная буква э. Чтение слогов, слов со строчной буквой э. Работа с текстом 1 класс
ЧТЕНИЕ
Гласный звук э, буква э. Строчная буква э.Чтение слогов, слов со строчной буквой э. Работа с текстом
Цели деятельности учителя Создать условия для ознакомления с буквой э, звуком [э], обучения чтению слогов и слов с этой буквой; способствовать развитию интереса к урокам чтения
Планируемые образовательные
результаты Личностные: осознавать роль языка и речи в жизни людей.
Предметные: познакомиться со звуком [э], буквой э; читать слова, тексты.
Метапредметные (универсальные учебные действия):
• познавательные: ориентироваться в учебнике; находить ответы на вопросы в иллюстрациях; делать выводы в результате совместной работы класса;
• регулятивные: высказывать предположение на основе работы с материалом учебника; работать по предложенному учителем плану; определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
• коммуникативные: оформлять мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им
Образовательные ресурсы Красивая коробка, картинки: экскаватор, электрический дверной звонок, кубик с буквой э, образец написания буквы
Сценарий урока
Этапы урока Формы,методы,методические приёмы Деятельность учителя Деятельность учащихся Формыконтроля
осуществляемыедействия формируемыеумения 1 2 3 4 5 6
I. Организация начала урока Фронтальная, индивидуальная; словарный метод – беседа; практический метод – практическая работа Учитель и учащиеся приветствуют друг друга. Учащиеся проверяют готовность к уроку.
Коробка – вещь нужная в доме всегда.
Найдётся в семье, положить что туда:
Обувь, ботинки, игрушки,
Зайцы, гирлянды, хлопушки…
Но эта коробка совсем не проста.
Откроем её и заглянем туда.
Учитель открывает коробку и вынимает из неё карточки с написанными на них загадками. (Отгадка-рисунок на другой стороне.) Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку, эмоционально настраиваются на урок Внимательно слушают, дают внутреннюю установку на урок Индивидуальная. Проверка готовности к уроку (наличие необходимых на уроке школьных принадлежностей и их состояние: учебник и тетрадь для печатания в обложке с закладкой, мягкий ластик, остро отточенные карандаши)
II. Изучение нового материала. Фронтальная; словарные методы – Рученька-ручища,
Что в земле ты ищешь?
Ничего я не ищу,
Землю рою и тащу. Экскаватор. Осуществляют логические операции анали- Продолжение табл.
1 2 3 4 5 6
беседа, рассказ; практические методы – практическая работа, упражнение; индивидуальная (Картинка крепится к доске.)
К дальним сёлам, городам
Что идёт по проводам?
Светлое величество,
Это …
(Картинка – дверной звонок.)
– Чем похожи слова-отгадки?
Учитель открывает коробку и достаёт красный кубик с буквой э.
– Звук [э] обозначается буквой э.
(Показ образца печатной и письменной буквы э.)
– Докажите, что это гласный звук. Объясните, почему рядом с «э» буквы с, е, ё.
– Раскрасьте человечка в учебнике на странице 146.
– Что напоминает буква э?
Буква э на с дивится,
Словно в зеркало глядится.
Сходство есть наверняка,
Только нету языка!
А. Шибаев
Месяц с носом – буква «Э» –
В книжку прыгнула к тебе.
Перед «то» напишешь «э» –
«Это» будет на листе. Электричество.
Начинаются со звука [э].
Написание букв похоже, один элемент – полуовал. за, синтеза, сравнения.
Знают образ изучаемой буквы.
Дают характеристику изучаемому звуку.
Обозначают соответствующим цветом звуки. Продолжение табл.
1 2 3 4 5 6
1. Фонетическая зарядка. Какой звук:
– Просит сказать врач, когда осматривает горло?
– Произносим, когда дрожим от холода?
– Звенит колокольчик?
– Жужжит шмель?
– Поют комарики?
– Произносят, когда вскрикивают от испуга?
– Поют без слов.
– Выходит из шарика при сдувании?
– Произносят, когда рыба срывается с крючка? А-а-а.
В-в-в.
Динь.
Ж-ж-ж.
З-з-з.
Ой!
Ля-ля…
С-с-с…
Эх… Чётко произносят звуки. Индивидуальная. Чёткое произнесение звуков.
2. Работа по учебнику, с. 144: – Что вы видите на картинке?
– Вспомните песенку:
Эскимосы, эскимосы
Эскимо едят в морозы… Эскимос, эскимо. Ориентируются на страницах учебника. Объясняют лексическое значение слов. – Где живут эти люди?
На севере, там, где очень холодно. Но эскимо любят все и везде. Оно очень вкусное. Эскимо – сливочное мороженое в шоколаде. Продолжение табл.
1 2 3 4 5 6
Ребус: какое слово спряталось в слове «эскимос»?
– Можно ли назвать эти слова родственными? Почему?
– Как на письме обозначается звук [э]?
– Как ещё на письме может обозначаться [э]?
В каких случаях? Буквой е.
Когда стоит в начале слова или после гласной. Имеют представление о родственных словах. • Чтение столбиков слов. – Прочитайте первый столбик. Докажите, что в этом столбике нет слов.
– Прочитайте второй столбик, сравните с первым. Слово имеет значение. Это слоги.
Слова начинаются с тех слогов, которые в 1-м столбике. Владеют навыками плавного слогового чтения слов.
Осуществляют логическую операцию сравнения. Индивидуальная. Плавное слоговое чтение слов.
• Лексическая работа над словами. – Прочитайте про себя третий и четвёртый столбики.
– Сравните; подчеркните одинаковые слоги.
– Читайте парами: слог – слово.
– Какое слово одинаково в обоих столбиках?
– Что оно означает?
– Прочитайте 5-й столбик.
– Объясните значения слов. Слово «эй».
Так могут окликнуть незнакомца.
Экскаватор – машина, при по- Владеют навыками плавного слогового чтения слов.
Объясняют лексическое значение слов. Индивидуальная. Плавное слоговое чтение слов.
Продолжение табл.
1 2 3 4 5 6
Учитель достает из коробки иллюстрацию – эскалатор в метро.
И. п. – стойка на левой ноге, правая в сторону на пятку. Правая рука вверх в сторону, кисть опущена вниз, левая рука согнута в локтевом суставе на 90°.
1 – то же в другую сторону.
2 – и. п.
Эта кнопка и шнурок –
Электрический звонок. мощи которой копают землю.
Эскалатор – движущаяся лестница в метро. Осуществляют логические операции анализа, синтеза, сравнения.
Выполняют упражнения физкультминутки, четко следуя инструкции учителя. Индивидуальная. Выполнение упражнений физкультминутки согласно инструкции учителя.
• Чтение столби- 1. Маэстро – почётное название крупных музыкантов, живописцев, а также звание выдающихся шахматистов. Владеют навыками Индивидуальная. Плавное
Продолжение табл.
1 2 3 4 5 6
ков слов, работа над лексическим значением. 2. Этика – учение о морали, нормах поведения.
3. Этикет – установленный, принятый порядок поведения, форм обхождения.
4. Этикетка – ярлычок с фабричным, торговым клеймом, надписью.
5. Эмблема – условное изображение какого-нибудь понятия.
6. Эклер – пирожное, начинённое кремом.
7. Эстамп – картина-оттиск, снимок с гравюры.
8. Экзамен – проверочное испытание по какому-нибудь учебному предмету.
9. Эвкалипт – достигающее гигантских размеров южное дерево (кустарник), листья используют как лекарственное сырье.
10. Эколог – специалист по экологии.
11. Экология – наука об отношении растительных и животных организмов друг к другу и к окружающей их среде.
12. Экономия – бережливость при расходовании чего-нибудь.
13. Эскиз – предварительный, неоконченный рисунок, набросок.
14. Эфир – (например: «прямой эфир») – теле- или радиопередача без предварительной записи.
15. Эффект – впечатление, произведённое на кого-либо.
16. Эффектный – производящий эффект.
17. Мэр – глава муниципалитета. плавного слогового чтения слов.
Объясняют лексическое значение слов. слоговое чтение слов.
Учитель достаёт из коробки схемы слов. Вывешивает на доску. Осуществляют логические операции анали- Продолжение табл.
1 2 3 4 5 6
• Чтение загадок, выполнение заданий.
– Хотите угадать, кто это? Что это? (Записано с помощью схем.)
– Прочитайте загадки в Букваре самостоятельно, отгадайте, найдите нужную схему. Заяц.
Глаза.
Дерево.
Окно. за, синтеза, сравнения.
Владеют навыками плавного слогового чтения.
Сопоставляют слово и схему. Индивидуальная. Плавное слоговое чтение.
• Повторное чтение (вслух); отгадывание, обоснование выбора схем. – Проверим выполненное задание. Какая схема соответствует первой отгадке?
– Какая схема соответствует второй отгадке?
– Какая схема соответствует третьей отгадке?
– Четвёртой отгадке? Читают тексты загадок.
Отвечают на вопросы.
Осуществляют самопроверку. Владеют навыками выразительного чтения текста.
Соотносят слово и схему.
Владеют навыками самопроверки. Индивидуальная. Выразительное чтение текста.
Соотнесение слова и схемы.
Продолжение табл.
1 2 3 4 5 6
3. Работа по учебнику, с. 145: Учитель достаёт из коробки книгу Н. Сладкова «Загадочныеистории».
– Сегодня мы познакомимся с одной из историй из этой книгиН. Сладкова, которая называется «Бегающие кусты». • Рассматривание иллюстраций. Прочитайте название, имя автора, ключевые слова: куст, побежит, по степи, шар, семена, корень, ветер.
– Предположите, о чём будем читать. Может ли это произведение быть сказкой? Делают предположение о содержании текста на основе названия, ключевых слов, иллю-
страции. • Чтение текста вслух, беседа в ходе чтения. – Почему зверь, птица, лягушка никого не удивляют?
– А если куст побежит – что тогда?
– Как вы себе представили «бегущий куст»?
– Где может шагать дерево, летать цветок, прыгать травинка?
– Опишите, как шагает дерево.
– Как летает цветок? В сказке.
Оно большое и тяжёлое, с трудом переставляет корявые корни. Напоминает грузного мужчину.
Легко представить: он похож Владеют навыками выразительного чтения текста.
Формулируют ответы на вопросы по содержанию прочитанного. Индивидуальная. Выразительное чтение текста.
Продолжение табл.
1 2 3 4 5 6
– Как прыгала травинка?
– Как двигался куст? на бабочку, только стебель будет тянуться сзади.
Травинка подпрыгивает, распрямляется, а потом, как пружинка, сжимается, опускается вниз.
Прыгал, бежал, скакал. (Прыжки, бег на месте, подскоки.)
– Теперь вы представляете, как двигался куст. Кого он вам напоминает?
– Можем такое увидеть на самом деле: бегущий куст?
– Учебник поможет ответить на этот вопрос.
– Раз есть отгадка, значит, мы прочитали загадку. Помните, книга называется «Загадочные истории».
– Как мог бежать настоящий куст?
– Но шар катится, значит, куст катился? Ребёнка.
Предположение детей.
Выполняют физкультминутку Индивидуальная. Выполнение физкультминутки согласно инструкции учителя
Продолжение табл.
1 2 3 4 5 6
– Был ли бегающий куст сначала обычным кустом? Когда и почему он покатился?
– Что двигало куст?
– Чем куст похож на сеялку?
– Где растёт этот замечательный куст?
– Как он называется?
– Как у всякой загадки, отгадка написана в самом конце.
– Текст «Бегающий куст» – это сказка? Почему?
– Что можете сказать об авторе этого рассказа?
Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать,
Научитесь наблюдать.
Книга «Загадочные истории» Н. Сладкова будет для вас замечательным учителем. Она научит видеть загадки вокруг нас.
Поэт А. Фет в своём стихотворении тоже отметил необычное перемещение перекати-поля. Послушайте.
Учитель достает из коробки книгу или листок со стихотворением А. Фета.
Ласточки пропали,Лучше б снег да вьюгу
А вчера зарёйВстретить грудью рад!
Всё грачи леталиСловно как с испугу
Да, как сеть, мелькалиРаскричавшись, к югу
Вон над той горой.Журавли летят. Он скручен в шар.
Ветер. Чем сильнее был ветер, тем быстрее катился – мчался куст. Продолжение табл.
1 2 3 4 5 6
• Повторное чтение С вечера всё спится,Выйдешь – поневоле
На дворе темно.Тяжело – хоть плачь!
Лист сухой валится,Смотришь – через поле
Ночью ветер злитсяПерекати-поле
Да стучит в окно.Прыгает, как мяч.
– Проверим вашу наблюдательность. Когда перекати-поле бегает, прыгает по степи (зимой, летом, осенью, весной)?
– Как вы догадались, ведь ни в рассказе, ни в стихотворении слова «осень» нет? Осенью III. Итог урока. Рефлексия деятельности Фронтальная, индивидуальная; практический метод – практическая работа; словесный метод – беседа Учитель заглядывает в коробку.
– На дне коробки ещё кое-что осталось. (Учитель достает небольшой плакат с кроссвордом.)
– Расскажите, как разгадывают кроссворд.
Сначала учитель, а потом ученик, который отгадал слово, читают задания кроссворда. Если возникают сомнения в написании слова, обращаются к учебнику.
По горизонтали:
1. Страус, живущий в Австралии.
2. Специалист в области электричества, электротехники.
3. Дерево или кустарник, кору и листья которого используют в медицине и в промышленности.
По вертикали:
1. Сам вагон открыл нам двери,
В город лестница зовёт.
Мы своим глазам не верим:
Все стоят – она идёт. Делают выводы и обобщения Индивидуальная. Анализ и самоанализ учебной деятельности
Продолжение табл.
1 2 3 4 5 6
4. Общепринятый порядок поведения.
5. Там, где нужно сто лопат,
Я один работать рад.
«Землеройная машина», –
Про меня говорят.
6. На лучинке, в бумажке,
В шоколадной рубашке,
В руки просится само.
Что же это?
1 1 Э М У 5 С Э К 4 К 6 А Э С Э 2 Э Л Е К Т Р И К С А И А К Т К 3 Э В К А Л И П Т
О Е А М Р Т Т О О Р Окончание табл.
1 2 3 4 5 6
– На какую букву начинаются все слова в кроссворде? Почему?
– Что узнали об этой букве?
– Какие картинки наклеим на кубик с буквой?
– Какую загадку разгадали вместе с Н. Сладковым?
– Какие новые слова узнали? Отвечают на вопросы