статьяна темуФормирование социального опыта ребенка
Использование интерактивных игр для приобретения детьми социокультурного опыта.
Капранова С.В.
Мы живем во время противоречий. И у родителей, и у детей стало больше возможностей для приятного времяпровождения, и в тоже время они чаще жалуются на скуку. Культура все больше внимания уделяет чувствам, и в тоже время мы все меньше встречаемся с сочувствием и готовностью помочь окружающим. Хотя у нас появилось немало способов экономии времени, как раз времени-то нам и не хватает. У нас становится все больше социальных работников, но, несмотря на это, увеличивается число людей с серьезными психологическими проблемами.
Изменилась и атмосфера в семьях.. .Родители и дети живут сейчас более интенсивной жизнью, в которой все меньше времени остается для общения друг с другом, для совместных занятий и семейных ритуалов. Многие отцы и матери гордятся тем, что зарабатывают больше денег и живут лучше, чем их родители. Вместе с тем возросшая потребность в деньгах заставляет их работать еще интенсивнее и еще больше. Если раньше семьи в основном сталкивались с внешними проблемами (нехватка денег, материальные затруднения), то сейчас более выражены проблемы внутренние: напряженные отношения, острая и резкая реакция на ошибки и проступки отдельных членов семьи. В тоже время как внешние проблемы нередко сплачивали и укрепляли семью, внутренние напряженные отношения ослабляют ее. Если в семье людям трудно найти общий язык друг с другом, то и распадается она легче, чем прежде.
На детей давят не только описанные выше изменения в школе и дома, они чувствуют, что в профессиональной жизни происходят полные драматизма изменения. Никто не может сказать с уверенностью, что даже успешно окончив школу, он сможет работать в той области, которая его привлекает и которая соответствует полученному им образованию. Рынок труда стал придирчивым. Для многих, похоже, уже нет на нем места, а те, кто получает возможность работать, должны быть не только квалифицированными специалистами в своей области, но и обладать рядом совершенно новых социальных навыков: они должны уметь общаться с самыми разными категориями людей, быть способными работать в команде, заинтересовывать и мотивировать других.
Следовательно, образование должно содержать социокультурный пласт. Можно сказать, что в процессе обучения, воспитания и развития личностных качеств обучающийся должен приобрести некоторый социокультурный опыт, который сможет применять в дальнейшей активной жизни в условиях культурно-исторической ситуации, возникшей в современном обществе. В тоже время, существование человека определено его частным миром, имеющим свое собственное содержание, поэтому освоение обучающимся социокультурного опыта позволяет расширить многообразие собственного «Я» для активного своего проявления в многообразии жизнедеятельности.
Такую возможность может предоставить одна из сфер общего образовательного пространства - система дополнительного образования детей.
Как метко подметил В. П. Голованов, дополнительное образование играет роль «универсальной социокультурной технологии, реализующейся в тесной кооперации с другими общественными практиками» Мы знаем, что развитие ребенка происходит наиболее успешно тогда, когда возникает гармония двух сущностно различных процессов – социализации и индивидуализации. В широком социокультурном контексте – это элемент любого сотрудничества и взаимодействия, поскольку он является проявлением позитивного отношения к деятельности человека и готовности содействия его начинаниям и самореализации.( 1)
Одной из форм обучения детей социокультурным навыкам является использование интерактивных игр. Проводя психологический кружок «Познай себя» с детьми 6 – 10 лет я предлагаю детям интерактивные игры. В ходе игры дети имеют возможность получить новые впечатления, приобрести социальный опыт и общаться друг с другом совершенно не так как в ходе обычной школьной жизни. После проведения игры детям предлагается проанализировать и обсудить полученный ими опыт. Всякий раз подчеркивая ценность выводов, сделанных самими детьми.
Программа «Познай себя» учит ребят через познания себя – жить в согласии с собой и другими.
Важным аспектом использования интерактивных игр в программе является организация времени. Детям необходимо время для прояснение своей личной ситуации и нахождения способов преодоления трудностей. Иногда, кружок это единственное место, где дети могут спокойно поговорить о своей жизни. Возможность выговориться и послушать других - целебна уже сама по себе. Приглашая детей в круг, чтобы поговорить друг с другом и поделиться переживаниями, мы даем им почувствовать общность многих проблем и своеобразие каждого человека.
Педагог, используя интерактивные игры, может помочь детям осознать свои ценности и установить приоритеты, стать более терпимыми, гибкими и внимательными друг к другу, испытывать меньше страхов, стрессов и чувствовать себя менее одинокими.
Практически с использованием некоторых интерактивных игр в работе с детьми я предлагаю вам познакомиться на мастер – классе «Игра как способ приобретения социокультурного опыта»
ЛИТЕРАТУРА
1 В. П.Голованов \\ Внешкольник. Воспитание и дополнительное образование детей и молодежи.-2005 г №9 с 5-7.
2.К. Фопель. \\ Психологические игры и упражнения. «Как научить детей сотрудничать.» – М.: Генезис, 1998 г.
3. С. В. Капранова \\ Программа эмоционально-нравственного развития детей. « Познай себя.» – Р.: 2002 г.
15Основной текст с отступомUser"C:\WINDOWS\TEMP\Автокопия игры.asdUser C:\Мои документы\доклад\игры.docUser C:\Мои документы\доклад\игры.docUser C:\Мои документы\доклад\игры.docUser C:\Мои документы\доклад\игры.docUser C:\Мои документы\доклад\игры.doc
·
·
·