Педагогический совет «Духовно-нравственная культура учителя как основа развития нравственности обучающихся».


«Духовно-нравственная культура учителя как основа развития нравственности обучающихся».

Звучит музыка «Перелистав известные тома» + видео
на экране фотографии педагогов гимназии
в процессе активных форм деятельности с детьми

В.А. Сухомлинский писал: «Самый лучший учитель для ребенка тот, кто, духовно общаясь с ним, забывает, что он учитель, и видит в своем ученике друга, единомышленника. Такой учитель знает самые сокровенные уголки сердца своего воспитанника, и слово в его устах становится могучим орудием воздействия на молодую, формирующуюся личность. От чуткости учителя к духовному миру воспитанников как раз и зависит создание обстановки, побуждающей к нравственному поведению, нравственным поступкам».
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, не в изменениях политических и экономических условий, а в разрушении идеологии, негативно влияющем на личность ребенка. В современном обществе материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Буквально 3-5 лет назад школа переживала драму воспитания. Рассыпались на глазах многие идеалы и ценности. Ушли далеко в прошлое коллективистские традиции октябрятско - пионерско-комсомольского движения. Сегодня подрастающее поколение часто обвиняют в бездуховности, безверии, агрессивности. А разве новое поколение виновато в этом? Мы сегодня столкнулись с поколением безнравственных родителей, чье детство пришлось на «лихие» девяностые. Это поколение, доминантой жизни которого являются материальные блага. В настоящее время, когда новые ФГОС обозначили концептуально актуальность решения проблемы духовно-нравственного воспитания, образовательные организации просто обязаны определить в своих образовательных программах приоритеты духовно-нравственного развития и социализации личности обучающихся.
«Всякая программа преподавания, всякая метода воспитания, как бы хороша она ни была, - пишет К.Д. Ушинский,- не перешедшая в убеждение воспитателя, останется мертвой буквой, не имеющей никакой силы в действительности»
Нет сомнения, что много зависит от общего распорядка в заведении, но главнейшее всегда будет зависеть от личности непосредственного воспитателя, от влияния личности учителя на молодую душу. Это влияние составляет ту воспитательную силу, которую нельзя заменить ни учебником, ни моральными сентенциями, ни системой наказаний и поощрений. Подобное воспитывается подобным. Личность ученика может воспитать только личность учителя.
Кто такой педагог? Он отнюдь не «урокодатель». Он – просветитель, наставник, духовник и друг. Таковы лучшие учителя. Несомненно, вопросы духовного и нравственного воспитания подрастающего поколения выходят в нашем обществе на первый план.
Воспитание – одна из основных функций общества, это общественное явление, определяющее вид человеческой деятельности, который имеет осмысленный целенаправленный характер. Воспитание – это передача общественно-исторического опыта новым поколениям с целью подготовки их к общественной жизни и творческой работе; целенаправленное систематическое воздействие на развитие человека с тем, чтобы подготовить его к выполнению определенных ролей в системе общественных отношений. Главной целью воспитательной деятельности учащихся является формирование личности, а личность и культура, как каждый из нас понимает, неразрывны. Ни для кого не секрет, что культурный человек это человек, не только и не столько успешно обучающийся и образованный, сколько человек, способный сохранить и развить в себе нравственные ценности семьи, общества и человечества, демонстрируя их в повседневной жизни своим поведением, общением и т.д.
Очень высоко оценивал нравственное воспитание Л.Н. Толстой: «Из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра». Часто наблюдая за поведением учеников на переменах, в столовой, на улице, транспорте мы приходим к размышлениям об их недостойных поступках. Мучаем себя вопросами: Ну почему они такие? Чего им не хватает? Почему они безнравственны? Как воспитывать таких детей? Назрела необходимость пересмотра основ духовно-нравственного воспитания. Нужен новый взгляд на саму сущность этого воспитания. Одним из главных «факторов» результативности процесса духовно- нравственного воспитания подрастающего поколения является педагог как носитель духовных ценностей. Проблема духовно-нравственного здоровья педагога как основы его профессиональной культуры остается актуальной вот уже не одно тясячелетие. Как и чему учить в наше непростое время? Какие нравственно-духовные ценности воспитывать в детях? Чтобы учить не только словом, но и делом, необходимо учителю и самому следовать духовно-нравственным принципам, быть примером для подражания ученикам.
Педагоги в тесном взаимодействии с семьей, с общественностью призваны формировать у подростков морально-нравственные критерии и принципы повседневной жизни. В этом и заключается сущность нравственного воспитания несовершеннолетних, которое осуществляется через процессы воспитания, обучения, саморазвития школьников с использованием комплекса воспитательных, образовательных, развивающих, психологических, физиологических, социальных мер и факторов. Нравственное воспитание эффективно осуществляется только как целостный процесс, соответствующий нормам общечеловеческой морали. Результатом этого процесса является формирование нравственно цельной личности, подразумевающей наличие свободной нравственной воли, умения владеть собой, обретения внутренней свободы и т.д. Нравственность формируется в мероприятиях, в повседневных отношениях и сложностях жизни, в которых ребенку приходится разбираться, делать выбор, принимать решения, совершать поступки. Очень многое зависит и от нравственного пространства, в котором формируется ребенок. Духовно-нравственное воспитание молодежи - неоспоримая и важнейшая опора всякого общества. Недостатки и упущения в нравственном воспитании наносят обществу непоправимый урон. Интеллектуальное развитие молодежи не представляет сегодня такой проблемы, как ее нравственное становление. Это обуславливается тем, что обучение основам наук в наше время происходит достаточно четко, планово и в обязательном порядке. Однако нравственное воспитание молодого поколения сильно отстает. А ведь именно нравственность должна стоять впереди и за собой вести интеллект.
Педагогам необходимо сформировать у детей общечеловеческие ценности, такие как
любовь к матери;
патриотизм;
любовь к Родине;
свобода воли;
добро и зло;
самовоспитание;
добродетель;
совесть;
надежда;
Система нравственного воспитания включает в себя:
во-первых, понимание и учёт в работе всех источников нравственного опыта воспитанников. Такими источниками являются: деятельность (учебная, общественно- полезная), отношения между детьми в коллективе, отношения воспитанников с педагогами и родителями, эстетика быта, мир природы, искусства;
во-вторых, правильное соотношение форм деятельности и просвещения на разных возрастных этапах;
в-третьих, включение нравственных критериев в оценку всех без исключения видов деятельности и проявлений личности детей
Основные источники нравственного опыта.
Это, прежде всего, учебная деятельность, духовное и нравственное развитие воспитанников на уроках осуществляется через содержание программного и дидактического материала, самой организацией урока. Колоссальные потенциальные возможности для нравственного влияния на школьников имеет учебный материал, особенно по литературе и истории. В нём содержится большое количество морально-этических суждений. На уроках преподаватель напрямую выводит учеников на осмысление отношений к человеку и обществу.
Духовное воспитание школьника может происходить на любом уроке. Сильное влияние на нравственное развитие школьников в процессе обучения оказывает личность педагога. Безусловно, я как учитель литературы, понимаю, что сильное воздействие на душу ребенка оказывают произведения художественной литературы. Но каждый учитель на уроке реализует определенные цели, в том числе и воспитательные. Но надо четко отдавать отчет в том, что на уроке кроме содержания конкретного содержания, сформулированного в плане, в сознании ребенка откладываются поведение учителя, его жесты, манера одеваться, разговаривать; характер общения с ним, с другими учащимися, при различных обстоятельствах; как он держится с коллегами, как реагирует на удачи и неудачи одноклассников. Воспитатель, учитель требует от учащихся аккуратности, дисциплины, выполнения ими своих обязанностей. И от того, насколько требовательным, последовательным окажется учитель, будет зависеть и результат. При умелой организации и учебной, и внеучебной деятельности у учащихся формируются основы нравственного поведения, духовной культуры. Нравственный облик педагога раскрывается детям в системе его отношений к своей работе, к учащимся и другим людям, к самому себе. Примеры увлечённого, ответственного отношения к своему делу, принципиальности, чуткости и заботы в отношениях с коллегами и учащимися укрепляют в подростках веру в торжество морали. И, напротив, если учащиеся были свидетелями равнодушного или бестактно
·го отношения педагога к кому-то, нравственному развитию подростков наносится существенный урон. Особенно важно не допускать, чтобы слова, даже искренние, страстные, расходились с его делами, поступками. Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность. Глубокие социально- экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи.
Судьбы целых народов зависят иногда от характера воспитанности и нравственных убеждений, хотя при этом уровень знаний имеет далеко не первостепенное значение. Важная истина заключается в том, что если нет доброго воспитания, то рухнет даже могущественное государство. Духовно-нравственное воспитание, утверждение идеалов добра, милосердия и справедливости, - являются важнейшей миссией не только религиозной организации, но и общества в целом. Такие ценности во все времена скрепляли наше Отечество, формировали национальные традиции и моральные устои. Сегодня они позволяют России сохранить свои исторические корни и культурно-духовную самостоятельность. Педагогический смысл работы по нравственному становлению личности школьника состоит в том, чтобы помогать ему продвигаться от элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где требуется самостоятельность принятия решения и нравственный выбор. Успешность данного вида деятельности в формировании нравственных качеств школьника зависит от грамотности педагога, разнообразии применяемых им методов и эмоциональном отклике детей.
В заключение следует отметить, что здоровое и благополучное общество состоит в здоровых и благополучных граждан. Для поворота ребенка к духовности учитель сам должен стать носителем высших духовных ценностей. Первый шаг на этом пути – понимание недостаточности своего культурного кругозора. Следующим шагом должна стать попытка изменить свой внутренний мир, наполнив его новым содержанием. Необходимо дать толчок личностному саморазвитию.
Роль учителя велика: он занимается духовно - нравственным развитием и воспитанием юных граждан России, что является ключевым фактором развития страны, обеспечения духовного единства народа и объединяющих его моральных ценностей, политической и экономической стабильности. Невозможно создать современную инновационную экономику, минуя учителя, состояние и качество его внутренней жизни. Темпы и характер развития общества непосредственным образом зависят от гражданской позиции педагога, его жизненных приоритетов, нравственных убеждений, моральных норм и духовных ценностей. Духовно-нравственное здоровье педагога определяет основу его профессиональной культуры. Воспитание человека, формирование свойств духовно развитой личности, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития России.
Любовь к детям является отличительной чертой учителя, являясь той живой силой, которая одухотворяет все происходящее и превращает школу в хорошую семью. Если учитель проникнут истинной любовью (бескорыстной, самоотверженной, верной, терпеливой, снисходительной, серьезной, ласковой ), его влияние будет сильным и плодотворным. Плодами такой любви станут взаимная любовь, привязанность, доверие, свободное, без принуждения, послушание учащихся.
В одной притче спросили лозу, может ли она дорасти до солнца.  «Дайте мне опору – и я дорасту до солнца»,- ответила лоза. Такой опорой и должен стать учитель. Помочь маленькому человечку превратиться в Человека, набраться сил и раскрыться – вот истинное предназначение учителя. Самое сильное влияние на нравственное развитие школьников в процессе обучения оказывает личность педагога. Отношение педагога к своей работе, к людям и самому себе  является для ребенка убедительным комментарием к тем нравственным идеям, которые утверждаются в процессе обучения, укрепляют в подростках веру в торжество морали. Учитель - посредник между ребенком и духовными ценностями прошлых и современных поколений. Эти ценности, знания, морально-этические нормы не доходят до детей в стерилизованном виде, а несут в себе личностные черты учителя, его оценки.
Специфика нашей работы такова, что мы сеем зерна разума и доброты, а прорастают они  не скоро, не вдруг. Но если после наших уроков учащиеся станут хоть немного чище, добрее душой друг к другу и окружающим людям, если понятия долг, честь, ответственность, порядочность не останутся для многих фразой из книги, то учитель может считать свою задачу выполненной.
И в заключение  хочется привести слова  С.Л. Соловейчика: «Воспитание – это обучение нравственной жизни... Воспитывая детей,  мы учим их  добиваться своих целей за свой счет Нравственность указывает нижнюю границу возможных для человека действий и поступков; через требования нравственности переступать невозможно. Нравственность – граница дозволяемого совестью. А верхней границы нет, верх – духовность, она бесконечна Будет нравственность, почти наверняка будет и духовность; не будет нравственности – не будет ничего, никакого воспитания».

И, переходя на практическую часть нашего педагогического совета, я зачитаю высказывание В.А. Жуковского «Никто не учит маленького человека: «Будь равнодушным к людям, ломай деревья, выбирай красоту, выше всего ставь свое личное». Все дело в одной, в очень важной закономерности нравственного воспитания. Если человека учат добру учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу (очень редко, но бывает и так), в результате будет зло. Не учат ни добру, ни злу все равно будет зло, потому что и человеком его надо сделать».

2/ Опыт педагогической деятельности по формированию нравственного опыта через формы урочной деятельности представят сегодня на педагогическом совета учитель русского языка и литературы Агафонова Г.В. и учитель математики Смирнова С.Ю.

3\ «Преемственность урочной и внеурочной деятельности как одно из требований ФГОС»



4\ Формирование духовно-нравственной культуры средствами внеурочной деятельности
учитель информатики Михайлова Н.В.
учитель биологии Детушева Т.Е.


5\ Важной составляющей в духовно-нравственном воспитании учащегося является учитель. Поэтому учитель должен быть высокого уровня педагогической культуры: сочетание требовательности и уважения к личности ученика, любовь к детям и профессии, гуманность, педагогический такт, самокритичность, справедливость, ответственность, самообладание и самоконтроль. Педагог является эталоном для учащихся и имеет свой индивидуальный стиль работы, на практической части проведем диагностику «Особенности индивидуального стиля учителя». 
Итог
В современной образовательной ситуации гуманитарная культура педагога приобретает особую ценность. Технологизация образовательного процесса, повышенный интерес к технологиям обучения и воспитания должны быть тесно связаны с неослабевающим вниманием к гуманитарной сущности педагогической деятельности, всегда ориентированной прежде всего на человека. Педагогическая деятельность по своей сути диалогична – она отражает неразрывную связь учителя и ученика.
Во-первых, гуманность учителя - позиция, которая выражается в умении видеть за любыми внешними проявлениями ребенка черты живого, но сложного человека, имеющего право на индивидуальность, в умении не подавить человеческое профессиональным, проявить и понять настроение детей, ребенка, коллег, родителей, а также соотносить свое душевное состояние с конкретными обстоятельствами.
Во-вторых, гуманность ученика - внутренняя установка на доброе начало, преимущественно выражающаяся в зависимости от возраста ребенка: сначала в умении жалеть, сопереживать, помогать; у подростков - в пестрой смеси порой противоречивых, как и сами ребята, ценностей, в желании общаться со старшими, в оформлении личных интересов и занятий; у старших - в уважении к суждениям и образу жизни сверстников, в порядочности, уважении душевного мира - своего и других, в самостоятельности принимаемых решений, чувств собственного достоинства и достоинств других, в жизненном самоопределении (выборе решений).

В то же время известно: все прогрессивные образовательные системы прошлого и настоящего неизменно строились и строятся на признании прав ученика быть личностью и развиваться, в первую очередь, духовно. Духовно - значит гуманно. Ведь сама гуманизация не что иное, как возрастание веры педагога в потенциалы личности и возможности их раскрытия, обогащения.

«...Гуманное педагогическое мышление, как вечная истина и как стержень всякого высшего педагогического учения и наследия, таит в себе возможность для постоянного обновления жизни школы, для многогранной творческой деятельности учителя и учительских коллективов... Оно «зажигает искры для рождения разных и новых педагогических систем в зависимости от конкретных исторических, социальных, национальных и экономических условий... Гуманное педагогическое мышление находится в постоянном поиске своего «момента истины», ввиду чего границы его более расширены, нежели границы соответствующей практики» (Амонашвили Ш.А.).


















Заголовок 115