программа по внеурочной деятельности Музыкальная капель
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Средняя школа № 87 г. Волгограда
Программа по внеурочной деятельности
«Музыкальная капель»
Составитель:
Учитель музыки
Барбак Ольга Владимировна
Волгоград, 2014 – 2015 учебный годПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ
Певческий голос человека – особое богатство, природный дар. Важно не только сохранить природную особенность, но и правильно развить ее.
Пользоваться певческим голосом человек начинает с детства. С раннего возраста дети чувствуют потребность в эмоциональном общении, испытывая тягу к творчеству.
Именно в период детства важно реализовать творческий потенциал ребенка, сформировать певческие навыки, приобщить детей к певческому искусству. Каждый ребенок находит возможность для творческого самовыражения личности через сольное и ансамблевое пение, пение народных и современных песен с музыкальным сопровождением.
Для того, чтобы ребенок мог овладеть умениями и навыками вокального искусства, самореализоваться в творчестве, научиться голосом передавать внутреннее эмоциональное состояние, разработана программа по внеурочной деятельности «Музыкальная капель», направленная на духовное развитие обучающихся.
ОТЛИЧИЯ ПРОГРАММЫ
Основа программы – эстрадное пение, что позволяет найти многообразие индивидуальных исполнительских манер, жанровой многоплановости.
Содержание программы по внеурочной деятельности является основой для организации учебно-воспитательного процесса по индивидуальной траектории, развития вокальных умений и навыков как групп обучающихся, так и отдельно взятых учеников.
Программа дополнительного образования имеет четкую содержательную структуру на основе постепенной реализации (от простого к сложному) задач тематического блока.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ
Через активную музыкально-творческую деятельность сформировать у учащихся устойчивый интерес к пению и исполнительские вокальные навыки, приобщить их к сокровищнице отечественного эстрадного вокально-песенного искусства.
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Расширить знания обучающихся о музыкальной грамоте и искусстве вокала, различных жанрах и стилевом многообразии вокального искусства, выразительных средствах, особенностях музыкального языка;
Воспитать у обучающихся уважение и признание певческих традиций, духовного наследия, устойчивый интерес к вокальному искусству;
Развить музыкальный слух, чувство ритма, певческий голос, музыкальную память и восприимчивость, способность сопереживать. Формировать вокальную культуру как неотъемлемую часть духовной культуры;
Помочь учащимся овладеть практическими умениями и навыками в вокальной деятельности.
ВЕДУЩИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ИДЕИ, ПРИНЦИПЫ И ТЕХНОЛОГИИ
В основу программы по внеурочной деятельности «Музыкальная капель» положены практические рекомендации и концептуальные положения, разработанные основоположником русской вокальной школы М.И. Глинкой, который рекомендовал специальные этюды и упражнения для развития певческих навыков, предостерегал от увлечения темпом обучения и учил осторожному подходу к молодому голосовому аппарату.
Одним из основополагающих методов избран метод известного учителя-исследователя В.В. Емельянова. По его системе ежедневно десятки тысяч детей, подростков и взрослых поют странные забавные упражнения, и это имеет положительный результат для развития здорового., сильного выразительного голоса на всех уровнях – от детского сада до консерваторий и оперных театров.
Также в основе программы рекомендации по развитию певческого голоса П.В. Голубева, заслуженного деятеля искусств УССР, профессора Харьковской консерватории и методики вокалу Дмитрия Огороднова (алгоритмы вокала, способствующие выработке певческого дыхания, воспитание самоконтроля, слухового, зрительного, интонационного внимания, умения слышать и слушать мебя);Интересен и используется в практике работы многолетний опыт Н.Б. Гонтаренко, педагога отделения музыки и пения Крымского государственного института им. М.И. Фрунзе.
Классические методики, которые используются при реализации программы, позволяют научить обучающихся слышать и слушать себя, осознавать и контролировать свою певческую природу, владеть методами и приемами, снимающими мышечные и психологические зажимы.
ПРИНЦИПЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА
Принцип единства художественного и технического развития пения;
Принцип гармоничного воспитания личности;
Принцип постепенности и последовательности в овладении мастерством пения, о простого к сложному;
Принцип успешности;
Принцип соразмерности нагрузки уровню и состоянию здоровья ребенка;
Принцип творческого развития;
Принцип доступности;
Принцип ориентации на особенности и способности природосообразности ребенка;
Принцип индивидуального подхода;
Принцип практической направленности.
ТЕХНОЛОГИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА
В основу разработки программы по внеурочной деятельности «Музыкальная капель» положены технологии, ориентированные на формирование общекультурных компетенций обучающихся.
Технология развивающего обучения;
Технология индивидуального обучения;
Личностно-ориентированная технология;
Технология компетентностного и деятельного подхода.
НАПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Вокально-хоровая работа. Состоит из 12 тематических блоков, объединяющих несколько вопросов теоретического и практического характера, которые реализуются на разных этапах обучения.
Концертно-исполнительская деятельность. Состоит из 2 направлений программы. Обучающиеся исполняют произведения в рамках школьных, городских праздников, конкурсов.
ФОРМА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Наиболее подходящей формой реализации данной программы является вокальная студия. Такая форма позволяет учесть физиологические и вокальные особенности детского голоса: регистры и диапазон соответствующий возрастным особенностям, особенности звуковедения.
СПОСОБ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Программа является интегрированной, т.к. предусматривает тесное взаимодействие музыки, литературы, живописи, элементов танца. Комплексное освоение искусства оптимизирует фантазию, воображение, артистичность, интеллект, т.е. формирует универсальные способности, важные для любых сфер деятельности.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ ПРОГРАММЫ
Обеспечивает формирование умений певческой деятельности и совершенствование специальных вокальных навыков: певческой установки, звукообразования, певческого дыхания, артикуляции, ансамбля;
Координация деятельности голосового аппарата с основными свойствами певческого голоса (звонкостью, полетностью);
Навыки следования дирижерским указаниям;
Слуховые навыки (контроль за качеством своего вокального звучания).
ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ
Наблюдение педагога в ходе занятий;
Анализ подготовки и участия воспитанников вокальной студии в школьных мероприятиях;
Оценка зрителей;
Оценка членов жюри;
Анализ результатов выступлений на различных мероприятиях, конкурсах.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
I. Введение. Владение голосовым аппаратом. Звуковедение. Использование певческих навыков.
«Искусству пения, как и всякому другому искусству, должно предшествовать известные механические умения» (Гете).
Искусство пения – искусство души и для души. Музыка в нашей жизни играет огромную роль. Возникают положительные эмоции, как результат воздействия вокала на чувства слушателей и исполнителя. Пение влияет на развитие личности, речи человека.
«Ни слуха , ни голоса» и перспективы научиться петь есть. Нужно умело пользоваться природными данными и развивать вокальные способности. Способность к пению открывает перспективы развития и возможности участия в мире шоу-бизнеса.
Важно владение голосовым аппаратом. Голосообразование – рождение звука. Вибрация и дыхание – основа рождения музыкального звука.
Гортань человека. Важна способность гортани человека издавать звуки. Существуют 4 режима звуков: шумовой, грудной – натуральный (детский), фальцетный, свистовой или флейтовый.
Также важен регистровый порог. Механизм перевода регистра.
Звуковедение: гласные и согласные. Фонетика речевых гласных, их пение. Речевой диапазон. Требования к пению гласных.
Пение согласных. Знаменитый тезис вокальной педагогики «язык, лежащий лодочкой или ложечкой». Назначение функции расслабления языка. Носовой звук. Переход от носового звука к гласному.
Рупор. «Зевок и полузевок».
Регулировочный образ: место и роль в пении.
Практические занятия:
Диагностические занятия – знакомство с детьми, изучение способности к пению. (Блок 1.)
Координационно – тренировочные занятия. (Блок 2.)
Петь достаточно чистым по качеству звуком, легко, мягко, непринужденно;
Петь на одном дыхании более длинные музыкальные фразы;
Исполнять вокальные произведения выразительно, осмысленно;
Принимать активное участие во всех концертах, фестивалях, конкурсах.
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Первый год обучения
№ Название темы урока Дата
План Факт
1 Пение учебно-тренировочного материала 2 Индивидуальные занятия 3 Разбор песни М.А. Пинегина «Скворушка прощается» 4 Работа над дикцией в песне «Скворушка прощается». Исполнение попевок «Осень», «Дождик» 5 Работа над песней «Пестрая песенка» с солистами. Разбор песни «Золотая песенка» 6 Работа над песней «Пестрая песенка». Работа над мелодическими скачками в песне «Золотая песенка» 7 Работа над словами и интонацией в изучаемых песнях 8 Работа над выразительным пением в изучаемых песнях 9 Разбор песни «Азбука» 10 Разбор песни «Алфавит» 11 Работа над мелодической линией в песнях «Азбука», «Алфавит» 12 Работа над словами в изучаемых песнях 13 Работа над хроматизмами в песне «Алфавит». Разбор песни «Песня о школе» 14 Работа над художественным образом, ритмом и мелодией в изучаемых песнях 15 Пение упражнений на интонирование «Домисолька», «Семь подружек». Разбор песни «Нотный хоровод» 16 Работа над художественным образом в песне «Нотный хоровод» 17 Работа над звуковедением в песне «Нотный хоровод» 18 Работа над выученным репертуаром 19 Индивидуальные занятия 20 Разбор песни «Нотная тетрадь» 21 Работа над словом и мелодической линией в песне «Нотная тетрадь» 22 Работа над звуковедением и звукообразованием в песне «Нотная тетрадь» 23 Разбор песни «Колыбельная Волховы» 24 Работа над песней «Колыбельная Волховы» 25 Работа над звуковедением в изучаемой песне 26 Работа над характером песни. 27 Разбор песни «Здравствуй, детство!» 28 Работа над мелодией и словом в песне «Здравствуй, детство!» 29 Разбор песни «Доброе утро» 30 Работа над выразительным пением 31 Работа с песнями с фонограммой 32 Повтор всего репертуара. Подготовка к концерту 33 Концертное выступление Второй год обучения
№ Название темы урока Дата
План Факт
1 Вводное занятие. Правила пения и дыхания. Попевки. 2 Владение своим голосовым аппаратом, дыхательная гимнастика, пение попевок. Сценодвижения к песне «Учителю» 3 Формирование певческого звука, распевание, прослушивание и разучивание песни «Учителю» 4 Жесты дирижера, дыхательная гимнастика, распевание. Разучивание слов песни и мелодии. Сценодвижения к песне «Учителю» 5 Использование певческих навыков, муз. Физ. минутка, распевание. Разучивание слов и мелодии песни «Маленькая модница» 6 Звук. Теьбр звука. Распевание. Разучивание мелодии и слов песни «Улыбка мамы», «Маленькая модница» 7 Гамма до мажор, дыхательная гимнастика, распевание, разучивание мелодии песни «Улыбка мамы» 8 Гамма до мажор, тетрахорды, дыхательная гимнастика, распевание, разучивание мелодии песни «Улыбка мамы» 9 Динамические оттенки, дыхательная гимнастика, распевание. Разучивание песни «Улыбка мамы» под фонограмму 10 Песни к празднику – слушание, дыхательная гимнастика , распевание, разучивание слов песни «Новый год» 11 Хоровод в новый год, дыхательная гимнастика, распевание. Разучивание мелодии песни «Новый год», сценодвижения к песне 12 Песня «Новый год», дыхательная гимнастика, распевание. Разучивание сценодвижений к песне 13 Песня «Вопросы Деду Морозу», дыхательная гимнастика, распевание, повтор песни «Новый год» 14 Разучивание песни «Вопросы Деду Морозу», дыхательная гимнастика, распевание, повторение новогодних песен 15 Разучивание песни «Вопросы Деду Морозу», дыхательная гимнастика, распевание, повторение новогодних песен 16 Подготовка к праздничному выступлению, распевание, повторение новогодних песен 17 Понятие фольклор, дыхательная гимнастика, распевание. Разучивание песни о Родине 18 Детские песни в нашей жизни, распевание, разучивание песни о Родине 19 «Унисон», дыхательная гимнастика, распевание, песни о Родине 20 Понятие Трезвучие в попевке «Как кричит крокодил». Дыхательная гимнастика, распевание, разучивание песни «Мама» 21 Попевка «Как кричит крокодил», песни «Мама», «Моя единственная мама» 22 Муз.физ минутка, распевание, разучивание песен «Мама», «Моя единственная мама» 23 Вокальная постановка, распевание, работа над текущими песнями 24 Вокальная позиция, дыхательная гимнастика, распевание, песни, хоровод 25 Понятие «Дикция», дыхательная гимнастика, распевание, разучивание песни «Мамочка милая, мама моя»26 Дикция вокальных звуков, дыхательная гимнастика, распевание, разучивание песни «Мамочка милая, мама моя» 27 Ритмический рисунок, распевание, разучивание песни «А мы матросы хоть куда», ритмо-игра «передай другому» 28 Темп, дыхательная гимнастика, распевание, разучивание песни «Наследники победы», ритмо-игра «передай другому» 29 Сценическое движение, дыхательная гимнастика, распевание, разучивание песни «Наследники победы» 30 Размер «2/4», разучивание песни «Наследники победы», игра в поэтов «веселая переменка» 31 Размер «3/4», дыхательная гимнастика, распевание, разучивание песен «Майская весна», «Лето» 32 Дыхательная гимнастика, распевание, повтор изучаемых песен 33 Обобщающий урок, повторение, подготовка к концертному выступлению 34 Концертное выступление Третий год обучения
№ Название темы урока Дата
План Факт
1 Учебно-тренировочный материал, распевки, повторение песенного репертуара 2 Индивидуальные занятия 3 Разбор попурри «Школьные годы», распевки4 Работа над дикцией в попурри «Школьные годы»
5 Работа над попурри «Школьные годы» с солистами, разбор песни «Ты откуда музыка» 6 Работа над попурри, над мелодией в песне «Ты откуда музыка» 7 Работа над дикцией в текущих песнях
8 Работа над выразительным пением, работа с фонограммой 9 Разбор песни «Незнайка» 10 Работа над мелодической линией в песне «Незнайка» 11 Работа над дикцией в песне «Незнайка» 12 Работа над хроматизмами в мелодии песни «Незнайка», разбор песни «Баба Яга» 13 Работа над художественным образом в песне «Незнайка» и над ритмом и мелодией в песне «Баба Яга» 14 Пение упражнений на интонирование. Работа над текущими песнями 15 Работа над художественным образом, сценодвижения к песням 16 Повтор выученного репертуара 17 Повтор выученного репертуара 18 Индивидуальные занятия 19 Разбор песни «Песенка о смешной обезьянке» 20 Работа над дикцией, словом и мелодической линией в песне «Песенка о смешной обезьянке» 21 Сценодвижения в песне «Песенка о смешной обезьянке» 22 Работа над звукоизвлечением и звуковыведением в песне «Песенка о смешной обезьянке» 23 Работа над образом в текущей песне 24 Разбор песни «В каждом маленьком ребенке» 25 Работа над песней «В каждом маленьком ребенке» 26 Работа над звуковыведением в последних песнях 27 Работа над характером исполнения в песне «В каждом маленьком ребенке». Разбор песни «Снежный карнавал» 28 Работа над мелодией и словом в последней песне 29 Работа над звуковыведением в песне «Снежный карнавал» 30 Разбор песни «Весна»
31 Работа с песней «Весна с фонограммой»
32 Повтор всего репертуара
33 Подготовка к концертному выступлению
34 Концертное выступление Четвертый год обучения
№ Название темы урока Дата
План Факт
1 Пение учебно-тренировочного материала. Повторение выученного песенного репертуара 2 Знакомство с песней «Волшебная страна» 3 Работа над песней «Волшебная страна», разбор мелодии слов 4 Работа над звуковыведением , скачками в песне «Волшебная страна» 5 Работа над хроматизмами в песне «Волшебная страна». Упражнения на развитие музыкального слуха. Знакомство с песней «Бюро находок» 6 Индивидуальные занятия. Упражнения a,capella7 Работа над мелодией и словом в песне «Бюро находок». Канон 8 Работа над мелодией и словом в песне «Бюро находок». Разбор песни «Новый год» 9 Разучивание песни «Новый год» 10 Работа над позицией пения в песне «Новый год» 11 Пение вокальных упражнений на развитие мягкой атаки, легкого дыхания. Пение выученного песенного репертуара 12 Знакомство с песней «Про сластену короля» 13 Работа над мелодией и дикцией в песне «Про сластену короля» 14 Знакомство с песней «Книголюбы» 15 Работа над дикцией и выразительным пением в песне «Книголюбы» 16 Работа над песней «Книголюбы». Знакомство с песней «Шарики» 17 Работа над формой и выразительным пением в песне «Шарики» 18 Знакомство с песней «Волшебный мост» 19 Работа над художественным образом в песне «Шарики», работа над двухголосием, над мелодической линией в песне «Волшебный мост» 20 Работа над звуковыведением и дикцией в песне «Волшебный мост» 21 Знакомство с песней «Раз, два - радуга» 22 Работа над мелодией с ловом в песне «Раз, два - радуга» 23 Упражнения на развитие точной интонации. Работа над звуковыведением и артикуляцией в песне «Раз, два - радуга» 24 Знакомство с песней «Песенка о смешном человечке» 25 Разбор мелодии и текста песни «Песенка о смешном человечке» 26 Работа над штрихами и паузами в текущей песне 27 Работа над характером исполнения песни «Песенка о смешном человечке» 28 Работа над вокальным ансамблем в песне «Песенка о смешном человечке» 29 Знакомство с песней «Здравствуй, лето» 30 Работа над звуковедением и точной интонацией в песне «Здравствуй, лето» 31 Работа над выразительным пением в песне «Здравствуй, лето» 32 Повторение выученного песенного материала 33 Подготовка к концертному выступлению 34 Концертное выступление Таким образом, в данной программе предусмотрена следующая последовательность и порядок изучения:
1 классы – 1 час в неделю, 33 часа в год
2 классы - 1 час в неделю, 34 часа в год
3 классы - 1 час в неделю, 34 часа в год
4 классы - 1 час в неделю, 34 часа в год