Рабочая программа Музыкальная капель
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №3 города Красноармейска Саратовской области»
Принято Утверждаю
на педагогическим совете Приказом №___________
МБДОУ «Детский сад №3» от_____ 2016г
г.Красноармейска Заведующая МБДОУ
(протокол заседания № ___ «Детский сад №3»
от_______2016года) __________Коновалова Л.В.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Кружка коллективного музицирования
«Музыкальная капель»
на 2016-17 учебный год
Программу разработала
музыкальный руководитель
Дикарева Е.М.
первая квалификационная
категория
г.Красноармейск, Саратовская область
Пояснительная записка
Направленность дополнительной образовательной программы
Предлагаемая программа направлена на формирование и развитие навыков коллективного инструментального музицирования воспитанников с использованием металлофонов, ксилофонов и ударных инструментов.
Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность
Коллективное инструментальное музицирование для детей дошкольного возраста является одной из самых доступных форм ознакомления ребенка с миром музыки. Творческая, игровая атмосфера этих занятий предполагает активное участие детей в учебном процессе. Радость и удовольствие от совместного музицирования с первых дней обучения музыке – залог интереса ребенка к этому виду искусства. При этом каждый ребенок становится активным участником ансамбля, независимо от уровня его способностей и образования на данный момент, что способствует психологической раскованности, свободе, дружелюбной атмосфере в группе среди воспитанников. Совместное музицирование способствует развитию таких качеств, как внимательность, ответственность, дисциплинированность, целеустремленность, коллективизм. Воспитанники знакомятся с выдающимися образцами музыкальной литературы, что способствует формированию их музыкального кругозора.
Цели и задачи – развитие творческой активности детей, музыкального вкуса, интереса к музицированию. Развитие музыкальных способностей: чувства ритма, тембрового слуха, музыкальной памяти, формирование навыка ансамблевой игры, развитие творческого мышления, приобретение навыков импровизации. Воспитанники овладевают основными приемами игры на металлофоне и ксилофоне, знакомятся с различными шумовыми ударными инструментами (литавры, барабаны, тарелки, треугольник, бубен, коробочка, колокольчики, кастаньеты и т.д.).
Отличительные особенности: Данная программа ориентирована на особенности процесса музыкального воспитания детей дошкольного возраста и на наличие комплекта инструментов, специально созданных для детского музыкального творчества (различные по размеру и высоте звучания натуральные и хроматические ксилофоны и металлофоны, шумовые ударные инструменты). Музыкальные способности детей позволяют совместить развивающую музыкальную дисциплину (оркестр) с основными теоретическими и практическими занятиями по сольфеджио. Это значительно сокращает начальный этап обучения, поскольку дети параллельно сразу овладевают нотной грамотой и позволяет быстрее подойти к этапу осознанного ансамблевого музицирования. Музыкальный материал подбирается из лучших образцов детской музыкальной литературы. Активно вовлекается в музицирование фольклорный материал.
Сроки реализации: одногодичный курс для детей 6-7 лет.
Форма и режим занятий Занятия проводятся в сформированных группах (по2-3 детей) один раза в неделю, продолжительность занятия 30 минут.
Расписание занятий: Понедельник 15.30-16.00
На каждом занятии используются различные формы работы, сочетаются подача теоретического материала и практическая работа: ритмические упражнения, игра на металлофоне и ксилофоне (основные навыки), игра в ансамбле, творческие упражнения, импровизации. Все формы работы логично сменяют и дополняют друг друга.
Проведение каждого занятия требует от музыкального руководителя не просто тщательной подготовки и владения материалом, но и особого творческого настроения, способности увлечь своих воспитанников и одновременно направлять их во время занятия к достижению поставленной цели.
Формы подведения итогов Проверка усвоения материала проводится в течение учебного процесса в форме индивидуального и совместного опроса воспитанников.
Открытые занятия в течение учебного года, выступление на праздниках, итоговый контрольный занятие в конце учебного года (обычно в форме концерта).
Учебный план
№
п/п
Темы
Количество часов
1
Организационное занятие
1
2
Инструменты оркестра, высота звучания, тембр, диапазон.
1
3
Звукоряд на ксилофоне, металлофоне, диапазон инструмента
1
4
. Постановка рук на ксилофоне, металофоне (поочередное, совместное движение рук). Постановка рук на ксилофоне, металофоне (параллельное, косвенное, перекрещиваю-щееся движение тремоло)
3
5
Ритм. Ритмическое остинато в размере 2/4, 3\4, 4\4, основные ритмоформулы в ритмическом остинато)
5
6
Шумовые ударные инструменты (ложки, треугольник, (маракасы, барабан, тарелки, литавры коробочка, бубен), основные приемы игры на них.
5
7
Ансамбль: двухголосие, ритмический аккомпанемент) Разучивание пьес с солистами
4
8
Музыкально-исполнительская работа, звуковедение.
3
9
Участие в проведении досуговой деятельности
7
10
Итоговые занятия, творческие отчеты
2
Итого
36
Содержание предмета
Программа одногодичного курса
Знакомство с основными инструментами оркестра (натуральные ксилофоны и металлофоны, шумовые ударные инструменты). Различие в их звучании в зависимости от размера и материала, из которого они изготовлены.
Работа с ритмами в размере 2/4,3/4, 4/4, (четверти, восьмые, половина)
Формирование навыков игры каждой рукой отдельно и двумя руками поочередно, глиссандо
Игра в ансамбле – весь оркестр исполняет одну партию, аккомпанируя фортепиано, пению.
Импровизация на основе заданных звуков (не больше трех).
Формирование навыков игры двумя руками совместно (остинато) и поочередно (более развернутые примеры).
Игра в ансамбле – оркестр делится на две группы, партии исполняются поочередно. двухголосные партитуры с использованием шумовых инструментов.
Подготовка к выступлению на концертах
Сочетание буквенного обозначения нот и традиционной нотной записи.
Формирование навыков игры двумя руками – параллельное движение, расходящееся движение, перекрещивающееся движение, тремоло
Игра в ансамбле – двухголосные партитуры, с использованием шумовых инструментов. Исполнение партитуры с солистом (пение).
Участие шумовых инструментов в партитуре.
Импровизации в звукоряде пентатоники и в полном натуральном звукоряде, в звукоряде с использованием хроматических звуков, в хроматическом звукоряде.
Закрепление пройденного.
Подготовка к выступлению на заключительном контрольном занятии (концерте).
Краткие методические указания
Форма занятий
На каждом занятии необходимо чередование различных форм работы для эффективного усвоения и закрепления пройденного, сочетание заучивания и импровизации, коллективной и индивидуальной работы в группе.
Ритмические упражнения
Для проведения такой работы используются стихи, считалки, прибаутки, - тексты, которые дают возможность на их основе составить четкую ритмоформулу, удобную для восприятия и запоминания. Упражнения могут быть проделаны с помощью хлопков, притоптываний, шумовых ударных инструментов. Используются следующие виды работы:
знакомство с основными ритмическими рисунками в размерах 2/4, 3/ 4, 4/4.
ритмический аккомпанемент на основе остинато (избранная ритмоформула повторяется на протяжении всего упражнения или его раздела, постепенно усложняясь и удлиняясь)
ритмическое «эхо» (повторение ритмов, предлагаемых учителем или одним из учеников)
ритмические каноны (на основе речевых текстов)
ритмические партитуры (первоначально каждая партия основывается на своем остинатном ритме, затем возможно более свободное построение)
знакомство с различными шумовыми инструментами и приемами игры на них
Игра на металлофоне и ксилофоне (основные навыки)
Для этих упражнений также в качестве ритмической основы используются различные стихи, песенки. Основные навыки игры на металлофоне и ксилофоне формируются следуя таким этапам:
знакомство и работа с буквенными обозначениями звуков на пластинках инструментов
правильная посадка (пластинки инструмента должны находиться на уровне колен, если ребенок сидит, или на уровне пояса, если стоит; ребенку должно быть удобно, руки должны двигаться свободно)
умение правильно держать палочки (не зажимать палочки всей ладонью, не класть указательный палец на палочку, не прижимать головку палочки к пластинке во время удара)
овладение различными приемами игры двумя руками (совместное движение, поочередное движение, параллельное движение, сходящееся и расходящееся движение, перекрещивание рук, тремоло, глиссандо, знакомство с различными штрихами)
игра на инструменте с диатоническим звукорядом заданной остинатной фигуры,
мелодии
игра на инструменте с заменой диатонических звуков хроматическими (использование дополнительных пластинок)
игра на инструменте с хроматическим звукорядом
На начальном этапе работы педагог, по своему усмотрению, может пользоваться ограниченным звукорядом, оставляя на инструменте лишь необходимые пластинки (например, звуки, позволяющие сыграть только квинту, или терцию, или трихордовую попевку), и постепенно добавлять новые звуки, расширяя диапазон до пентатоники и затем до полного семиступенного звукоряда.
Игра в ансамбле
Этот раздел работы предполагает совместное музицирование детей с использованием шумовых инструментов, металлофонов, ксилофонов, пения, фортепиано. Музыкальной основой для этого может стать ритмическая партитура, песня, пьеса. Ансамблевые партии, заранее продуманные педагогом, разучиваются со всеми детьми, а затем они делятся на партии. Педагог должен стремиться активно подвести детей к подготовленному варианту, создавая атмосферу коллективного творчества. Таким ансамблем можно исполнить:
-ритмический шумовой аккомпанемент к пьесе, исполняемой на фортепиано, к песне, исполняемой учениками
-аккомпанемент на ксилофонах и металлофонах к пьесе или песне с использованием
остинато и более развернутых партий
- игру канонов
- исполнение оркестровой партитуры
Творческие упражнения, импровизация
Все перечисленные выше формы работы обязательно предполагают активное соучастие воспитанников в музицировании. Выделим следующие возможные виды творческих упражнений, которые на уроках тесно переплетаются с остальными
заданиями:
импровизация ритмического аккомпанемента к пьесе, песне
импровизация в заданном звукоряде (первоначально – 2-3 звука, затем пентатоника, полный диатонический звукоряд, хроматическая гамма)
импровизация мелодии на заданный ритм (первоначально – в ограниченном звукоряде)
импровизация на основе заданной ритмической партитуры
импровизация в заданном звукоряде (конкретные заданные звуки, пентатоника, хроматическая гамма)
тембровая импровизация, выбор инструментов для оркестровой партитуры
Музыкально-исполнительская работа
Развитие навыков грамотного, уверенного исполнения. Обработка динамических оттенков и штрихов («пианино», «форте», «крещендо», «диминуэндо»). Обработка динамических оттенков в упражнениях, репертуарных произведениях.
Ожидаемые результаты и способы их проверки
К моменту окончания курса дети должны знать:
буквенные обозначения звуков,
овладеть основными навыками игры на ксилофоне и металлофоне,
знать диапазон и регистр звучания каждого инструмента,
уметь играть в ансамбле заранее выученную партию,
импровизировать на основе заданного остинато,
аккомпанировать на шумовых инструментах на основе знакомых ритмоформул.
воспитанники должны понимать характер музыки,
объяснять, почему для оркестровки данного произведения выбраны те или иные инструменты, штрихи, динамика (дети могут, исходя из их характера музыки, предложить свою собственную оркестровку).
Материально-техническое обеспечение
фортепиано;
металлофоны
ксилофон
набор шумовых инструметов
фонотека (необходимые для занятий музыкальные произведения и фонограммы в записи);
музыкальный центр
Список литературы
Дидактический материал
Методические пособия, сборники
«Система музыкального воспитания Карла Орфа», под ред. Л. А. Баренбойма, Л., 1970
Тютюнникова Т. Э. Уроки музыки. Система обучения К. Орфа. М., «Астрель», 2000
«Французские песни-игры». М., «Музыка», 1991
«Элементарное музыкальное воспитание по системе Карла Орфа». Сб. статей под ред. Л. А. Баренбойма, М.,1978
Репертуарный список
Английские песни «С утра до вечера», «Встанем в круг» (№1)
И. С. Бах «Волынка», «Менуэт Соль мажор» из «Нотной тетради Анны Магдалены Бах
В. Гаврилин «Каприччио» (обр. Л. М. Архиповой, №2)
И. Гайдн «Menuett buff»
5 М. Глинка «Марш Черномора» из оперы «Руслан и Людмила»
Ф. Госсек Гавот
Э. Григ «Шествие гномов»
Э. Григ «Танец эльфов»
А. Майкапар «Капельки» (обр.Т. Э. Тютюнниковой, №7)
.В. А. Моцарт Ария Папагено из оперы «Волшебная флейта»
В. А. Моцарт Rondo alla turca
Р. Паулс «Кашалотик» (№5)
С. Прокофьев «Сказочка», «Марш», «Вечер» из сборника «Детская музыка»
С. Прокофьев «Марш» из оперы «Любовь к трем апельсинам»
Список полезных интернет – ресурсов для педагога
1. http://www.mp3sort.com/
2. http://s-f-k.forum2x2.ru/index.htm
3. http://alekseev.numi.ru/
4. http://www.lastbell.ru/pesni.html
5. http://www.fonogramm.net/songs/14818
6. http://www.vstudio.ru/muzik.htm
7. http://bertrometr.mylivepage.ru/blog/index/
8. http://sozvezdieoriona.ucoz.ru/?lzh1ed
9. http://www.notomania.ru/view.php?id=207
10.http://notes.tarakanov.net/
13PAGE 15
13PAGE 14615
Заголовок 1Заголовок 2Заголовок 415