Рабочая программа внеурочной деятельности в начальной школе эстетической направленности Музыкальная капель
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа№16
имени героя России Гвардии майора С. Г. Таранца
г. Славянска-на-Кубани
Муниципального образования Славянский район
УТВЕРЖДЕНО Решение педсовета протокол № 1 от 01.09.2015 года Председатель педсовета _______________ подпись руководителя ОУ Ф.И.О..
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Внеурочной деятельности
Тематический кружок общекультурной направленности
Вокальная студия – «Весёлые нотки»
Ступень обучения (класс): начальное общее, 1-4 класс
Количество часов: 135 часов из расчета 1класс – 33часа, 2класс – 34часа, 3класс – 34часа, 4класс – 34часа.
Программа разработана на основе авторской программы
Дополнительного образования «Мир вокального искусства»
2015г.
1.Пояснительная записка.
1.1. Нормативные акты и учебно-методические документы, на основании которых разработана рабочая программа.
Рабочая программа внеурочной деятельности кружка «Веселые нотки» для 1-4 классов составлена на основании следующих нормативных документов и методических рекомендаций:
- приказа Минобрнауки России от 26.11.2010г. № 1241 «О внесении изменений в федepaльный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. № 373» (далее - приказ № 1241);
- приказа департамента образования и науки Краснодарского края от 05.03.2011 № 767/1 «О введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в общеобразовательных учреждениях Краснодарского края в 2011 году»;
- письмо министерства образования и науки Краснодарского края от 22.07.2013 № 47-10635/13-14 «Об учебных планах образовательных учреждений, реализующих федеральные государственные образовательные стандарты общего образования в 2015-2016 учебном году».
- концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (авт. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А., М. просвещение, 2009).
- программа вокального кружка разработана на основе типовых программ
- образовательной программы МБОУ СОШ 16
1.2. Программа вокального кружка «Веселые нотки» для 1-4 классов, помогает реализовать главную цель музыкального образования: формирование музыкальной культуры учащихся, которая должна стать частью их духовной культуры.
Программа ориентирована на детей 7-11 лет.
Количество часов в неделю: 1 час.
Количество часов в год: 1 класс – 33 часа, 2 класс – 34 часа,
3 класс – 34 часа, 4 класс – 34 часа.
Общее количество часов: 135 часов.
Таблица тематического распределения количества часов:
№ п/п Разделы, темы Количество часов
Рабочая программа по классам
Рабочая программа 1
Кл. 2
Кл. 3
Кл. 4
Кл.
1 Волшебное царство звуков 22 9 6 4 3
2 Сказка в музыке 20 4 5 6 5
3 По родным просторам 21 5 5 5 6
4 «Преданья старины глубокой» 11 2 3 3 3
5 Музыкальные коллективы 11 2 2 3 4
6 «Тем памятным событиям
поверьте» 13 2 3 4 4
7 Современный мир музыки 6 - - 3 3
8 «Её величество – сцена» 15 5 5 2 3
9 В мире музыкальных
инструментов. 16 4 5 4 3
Итого: 135 33 34 34 34
1.3. Цель: формирование и развитие музыкальной культуры учащихся как одной из составных частей общей культуры личности. Приобщение учащихся к мировому культурному наследию. Воспитание духовно-нравственной культуры, патриотизма, средствами искусства.
Задачи:
Формирование музыкально-информационной культуры.
Приобретение основ музыкально-теоретических, и музыкально исторических знаний.
Формирование культуры музыкального восприятия.
Развитие интереса к слушанью народной и классической музыки.
Развитие музыкально – исполнительской культуры (приобретение опыта хорового, ансамблевого и сольного пения).
Выявление и развитие музыкальных способностей творческого потенциала учащихся.
Развитие навыков элементарного музицирования, импровизации музыкального инсценирования.
Воспитание музыкального вкуса.
1.4. Основными методическими принципами программы являются: увлеченность, триединство деятельности композитора – исполнителя – слушателя, «тождество и контраст», интонационность, опора на отечественную музыкальную культуру.
Освоение музыкального материала, включенного в программу с этих позиций, формирует музыкальную культуру младших школьников, воспитывает их музыкальный вкус.
1.5. В программе «Веселые нотки» уделяется большое внимание вокально-хоровой деятельности: развитию певческого дыхания, певческих навыков, звукоизвлечения и звуковедения с использованием методов звукотерапии, развитию музыкального восприятия и творческого воображения. Запланировано развитие первоначальных умений и навыков музыкально – инструментальной, музыкально – речевой, музыкально – игровой, музыкально – двигательной и музыкально – изобразительной импровизации; умений и навыков выразительного исполнения детского фольклора, а также вошедших в программу песен композиторов – классиков и современных авторов для детей.
В программу включены: драматизация музыкальных произведений, пластические движения под музыку, знакомство с музыкальным фольклором народов России, с центрами отечественной музыкальной культуры.
2. Тематический план программы.
№ п\п
Наименование разделов,
тем Количество часов Характеристика деятельности обучающихся
1
Кл. 2
Кл. 3
Кл. 4
Кл. аудитор
внеаудит аудитор
внеаудиттт аудитор внеаудитор аудитор внеаудитт 1.
1.1
1.2
1.3
1.4
1.5
1.6
1.7
1. Волшебное царство звуков:
Звучность мира
Характеристика звуков
Регистр. Звуковысотный слух.
Тембровые различия.
Ладовое, динамическое развитие.
Звукообразование. 1
1
1
1
2
1 1
1 -
1
1
2
1
1 -
-
1
1
1 1
-
-
-
1
1
1
Музыкально – дидактические игры на развитие звуковысотного, ладового, тембрового слуха.
Вокально-хоровая работа (звукообразование, отработка дикции, слуховое восприятие музыки).
Импровизация.
2.
2.1
2.2
2.3 Сказка в музыке:
Великие музыкальные сказочники.
Сказочные образы в музыке.
Путешествие в сказку. 1
1
1 1 1
2
1 1 2
2
2 1
2
2 Вокально-хоровая работа.
Импровизация вокально-речевая (импровизация).
Элементы ритмопластики.
Драматизация.
Музыкальные игры.
3.
3.1
3.2
3.3 По родным просторам:
Многообразие народной музыки.
Кубань песенная.
«Казачья удаль».
2
1
1 1 1
2
1 1 1
1
1
1
1
3
2
2
1
1
Вокально-хоровая работа.
Восприятие музыки.
Музыкально-ритмическая деятельность.
Театрализованная деятельность.
4.
4.1
4.2 Преданья старины глубокой:
Истоки Русского фольклора.
Народные Традиции и обычаи. 1
1 1
2 1
1 1 1
2 Вокально-хоровая работа.
Театрализованная деятельность.
Игра – путешествие.
5.
5.1
5.2
5.3 Музыкальные коллективы:
Великие исполнители.
Песенное богатство Кубанского Казачьего хора
1
1 1
1 1
2 2
2 Вокально-хоровая работа.
Восприятие музыки.
Пластическое интонирование.
Элементы развивающих музыкальных игр.
6.
6.1
6.2
«Тем памятным событиям поверьте»:
Песни о Родине и героях.
Экскурс. Песни военных лет. 1
1 1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
Вокально-хоровая работа.
Элементы драматизации.
Восприятие музыки.
7.
7.1
7.2
7.3 Современный мир музыки:
Жанровое многообразие.
В музыкальном театре.
Современные музыкальные центры. -
- -
- 1
1 1
1
1 1
Игра-путешествие.
Ритмопластика.
Вокально-хоровая работа.
Интонирование, импровизация.
8. «Её величество – сцена» 3 2 2 3 1 1 3 Сценическое исполнение (вокально-хоровая песня).
Музыкально-игровая, музыкально-двигательная, музыкальная изобразительная импровизация.
9.
9.1
9.2
9.3 В мире музыкальных
инструментов:
Знакомство с музыкальными инструментами.
Виды музыкальных инструментов.
Маленький музыкант. 1
1
1 1 1
2
2 -
1
2
1 -
-
2 1 Музыкально-дидактические игры на развитие слуха.
Вокально-хоровая деятельность.
Элементарное музицирование.
Музыкально-инструментальная импровизация.
Итого: 135 33 34 34 34 3. Содержание программы.1 класс.
Раздел 1. «Волшебное царство звуков» 9 ч.
Звучность мира. Окружающие нас звуки: шумовые и музыкальные. Навыки пения, сидя и стоя. Дыхание перед началом пения. Одновременный вдох и начало пения. Различный характер дыхания перед началом пения в зависимости от характера исполняемого произведения: медленное, быстрое. Регистр. Звуковысотный слух Развитие звуковысотного слуха. Тембровые различия (экскурсия в музыкальную школу). Музыкальная игра «Теремок», (внеаудиторная деятельность). Знакомство с мажорным и минорным ладом. Развитие слухового восприятия. Динамическое развитие. Знакомство с звукообразование.
Раздел 2. «Сказка в музыке» 4 ч.
Великие музыкальные сказочники. Русский былинный сказ о гусляре Садко. Путешествие в сказку (посещение театра). Первые опыты вокальных, ритмических и пластических импровизаций.
Раздел 3. «По родным просторам» 5 ч.
Многообразие народной музыки. Жанры русской народной песни. Кубань песенная (концертная деятельность). Кубанский песенный колорит. «Казачья удаль».
Раздел 4. «Преданья старины глубокой» 2 ч.
Фольклор — народная мудрость. Истоки русского фольклора. Знакомство с традициями и обычаями, обрядами русского народа(театрализованная деятельность)
Раздел 5. «Музыкальные коллективы» 2 ч.
Великие исполнители: Сережа Парамонов, Робертино Лоретти. Песенное богатство Кубанского казачьего хора.
Раздел 6. «Тем памятным событиям поверьте» 2 ч.
Образы Родины, защитников Отечества в песенном жанре. Экскурс – «Песни военных лет».
Раздел 7. «Её величество - сцена» 5 ч.
Обучение ребенка пользованию фонограммой осуществляется сначала с помощью фортепиано. Пение под фонограмму – заключительный этап сложной и многогранной предварительной работы. Подбор репертуара - согласно певческим и возрастным возможностям. Учить детей пользоваться звукоусилительной аппаратурой, правильно вести себя на сцене. Развитие артистических способностей. Развитие вокально-хоровых навыков сочетает вокально-техническую деятельность с работой по музыкальной выразительности и созданию сценического образа.
Раздел 8. «В мире музыкальных инструментов» 4 ч.
Знакомство с музыкальными инструментами: свирель, дудочка, рожок, гусли, флейта, арфа.
Виды музыкальных инструментов. Знакомство с Моцартом «Маленьким музыкантом». «Весёлый концерт» (внеаудиторная деятельность)
2 класс.
Раздел 1. «Волшебное царство звуков» 6 ч.
Образы осенней природы в музыке.
Уроки До-ми-сольки. Расширение задач: интонирование произведений в различных видах мажора и минора, ритмическая устойчивость в более быстрых и медленных темпах с более сложным ритмическим рисунком. Устойчивое интонирование одноголосого пения при сложном аккомпанементе. Игра – путешествие «Вверх по ступенькам». «Школа волшебства» (экскурсия в музыкальную школу)
Раздел 2. «Сказка в музыке» 5 ч.
Опера-сказка В. Коваля «Волк и семеро козлят» и А. Рыбникова «Волк и семеро козлят на новый лад». «Музыкальный букет» (участие в концерте). Великие музыкальные сказочники (Н.А. Римский – Корсаков). Пушкин и музыка.
Раздел 3. «По родным просторам» 5 ч.
Подготовка к концерту и выступление «День матери».«Кубань песенная». Народные песни.
Казачьи песни. Знакомство с детским фольклорным ансамблем в музыкальной школе.
Раздел 4. «Преданья старины глубокой» 3 ч.
Царство Деда Мороза Театрализованная деятельность. Музыка в праздновании Рождества Христова. «Как на масленой неделе»
Раздел 5. «Музыкальные коллективы» 2 ч.
Музыкальные коллективы Кубани. «Кубанский казачий хор» и его творчество.
Раздел 6. «Тем памятным событиям поверьте» 3 ч.
Образы Родины, защитников Отечества в песенном жанре. Образы родного края в музыке. (участие в концертной деятельности)
Раздел 7. «Её величество - сцена» 5 ч.
Театральные импровизации. Развитие артистических способностей: пантомимические упражнения, в процессе занятий вводится комплекс движений по ритмике. Развитие вокально-хоровых навыков сочетает вокально-техническую деятельность с работой по музыкальной выразительности и созданию сценического образа. «Дружим с музыкой весь день»
Раздел 8. «В мире музыкальных инструментов» 5 ч.
В гостях у народных музыкантов. Виды народных инструментов. Инструментальная импровизация на детских шумовых русских народных инструментах. Весёлый концерт. «Здравствуй, лето!»
3 класс.
Раздел 1. «Волшебное царство звуков» 4 ч.
Вводное занятие. Певческая установка, певческая позиция. Гигиена певческого голоса. Развитие музыкального слуха и ритма. Игра – путешествие «Вверх по ступенькам» (внеурочная деятельность).
Раздел 2. «Сказка в музыке» 6 ч.
Путешествие в сказку. Экскурсия «Осенний город». Творчество «Музыка осени». Импровизация в парке. Музыкальный портрет осени. Концертно-исполнительная деятельность. «Музыкальный букет». Сказочные образы. Пушкин и музыка.
Раздел 3. «По родным просторам» 5 ч.
«Кубань песенная» (Посещение концерта). Подготовка к концерту и выступление «День матери». Музыка Кубани. Детская народная песня. Рождественские чудеса. Традиции и обычаи. Рождественские чудеса (концертная деятельность)
Раздел 4. «Преданья старины глубокой» 3 ч.
Царство Деда мороза Театрализованная деятельность. Традиции и обычаи. Концертная деятельность. Обряды и праздники русского народа.
Раздел 5. «Музыкальные коллективы» 3 ч.
Знаменитые хоры прошлого и настоящего. Наследие Кубанского Казачьего хора. Музыкальная копилка. Солисты.
Раздел 6. «Тем памятным событиям поверьте» 4 ч.
Песни о Родине и героях. Музыкальное наследие военной эпохи. Подготовка к концерту. Создание художественного образа. Концертная деятельность.
Раздел 7. «Современный мир музыки» 3 ч.
Вокальные произведения разных жанров. Экскурсия в ЦРТ. Союз искусств.
Раздел 7. «Её величество - сцена» 2 ч.
Сценическая культура и сценический образ. «Мы – артисты». Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей.
Раздел 8. «В мире музыкальных инструментов» 4 ч.
Концерт в музыкальной школе. Концерт ГДК. Внеаудиторная деятельность. Музыкальная сказка об инструментах. Концертно-исполнительная деятельность. Сценическое воплощение в передаваемый образ различного характера.
4 класс.
Раздел 1. «Волшебное царство звуков» 3 ч.
Вводное занятие. Гигиене певческого голоса. Ты запой мне эту песню. Тембр голоса. Сценическое искусство.
Раздел 2. «Сказка в музыке» 5 ч.
Путешествие в сказку. Экскурсия «Музыка осени». Вокальный портрет сказочной осени. Творчество и импровизация. Песенная культура Кубани.
Раздел 3. «По родным просторам» 6 ч.
«Кубань – отчий дом». Кубанские композиторы детям. В современных ритмах. День матери. Концертно – исполнительская деятельность. Рождественские чудеса.
Раздел 4. «Преданья старины глубокой» 3 ч.
Обрядовые праздники. Кубанский фольклор. Царство Деда Мороза. Фольклорные ансамбли Славянского района.
Раздел 5. «Музыкальные коллективы» 4 ч.
Знакомство с великими вокалистами прошлого и настоящего. Вокально-хоровые навыки в исполнительском мастерстве. Вокалисты Краснодарского края. Визитная карточка Краснодарского края. Кубанский казачий хор.
Раздел 6. «Тем памятным событиям поверьте» 4 ч.
Песни о Родине и героях. Великие вокалисты военной эпохи. Концертная деятельность.
Актерское мастерство. Работа над сценическим образом.
Раздел 7. «Современный мир музыки» 3 ч.
Музыкальные театры Краснодара. «Детская Новая волна» - особенности сценического мастерства. Обработка полученных вокальных навыков.
Раздел 7. «Её величество - сцена» 3 ч.
Творчество и импровизация. Сценическое искусство.
«Дом творчества» (тайна сцены) – экскурсия. Сценическая культура.
Раздел 8. «В мире музыкальных инструментов» 3 ч.
«Тайна звука». Свирель. Необычные музыкальные инструменты. Музыкальный концерт. Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей.
4. Предполагаемые результаты реализации программы.
В результате внеурочной деятельности кружка в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся:
— чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки Русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России;
– целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений
русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей;
– умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства во внеурочной деятельности, их понимание и оценка – умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
– уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;
– развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;
– ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
– формирование этических чувств доброжелательности эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
– развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий учащихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности:
– овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;
– освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;
– формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов; определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности;
– продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач во внеурочной и внешкольной музыкально-эстетической деятельности;
– освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;
– овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности;
– формирование у младших школьников умения составлять тексты, связанные с размышлениями о музыке и личностной оценкой ее содержания, в устной форме;
– овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе интонационно-образного и жанрового, стилевого анализа музыкальных сочинений и других видов музыкально-творческой деятельности;
Дети должны научиться красиво петь: петь звонко, напевно, чисто интонировать мелодию, выразительно исполнять различные по характеру вокальные произведения, постепенно переходить к исполнению более сложных вокальных произведений, к песням с более широким диапазоном. Необходимо постепенно подвести ребят к хоровому многоголосию, к ансамблевому пению, то есть научить ребенка петь в ансамбле и сольно, раскрывать наиболее полно творческие возможности каждого индивидуума, открывать и растить таланты, подбирать для изучения репертуар соответственно возрасту ребенка и его вокальному опыту, принимать участие в концертах для тружеников села, для ветеранов войны и труда, в районных конкурсах и фестивалях песни.
В процессе обучения в вокальном кружке репертуар должен соответствовать развитию необходимых певческих качеств: голоса, интонации, пластики, ритмичности.
Важно воспитывать у учащегося артистичность, умение перевоплощаться в художественный образ произведения. Это должно проявляться в мимике лица, движениях рук и корпуса.
5. Формы контроля.
Критерием оценки считать качество звука, свободу при пении, не количество, а качество выученного материала, умение практически использовать полученные умения и навыки. Формами контроля являются концертные выступление вокального коллектива для родителей, на день учителя, на празднике осени, на новогоднем утреннике. А так же участие в районных, краевых, региональных конкурсах хоровых коллективов, ансамблей и солистов
6. Методические рекомендации.
Освоить основу музыкальных знаний
Владеть первоначальными, певческими навыками.
Выразительно исполнять включённые в программу народные и композиторские песни в удобном диапазоне.
Различать Виды музыкальных инструментов.
Владеть первоначальными навыками игры на шумовых музыкальных инструментов.
Узнавать на слух основную часть музыкальных произведений, определять их названия.
Уметь выражать словами свои музыкальные впечатления.
Уметь оценивать музыкальные образы людей и сказочных персонажей по критериям красоты, доброты, справедливости.
Получить первоначальные знания в области нотной грамоты.
Участвовать в подготовке и реализации коллективных музыкально-творческих проектов.
Исполнять доступные в музыкальном и сценическом отношении роли в музыкальных инсценировках.
7. Материально – техническое обеспечение программы.
№ п\п Наименование объектов и средств
материально–техническое обеспечения. Количество.
1 Библиотечный фонд.
Программа основного общего образования по музыке.
Авторские программы по музыке.
Хрестоматии с нотным материалом.
Методические пособия (рекомендации к уроку).
Методический журнал «Музыка в школе».
Стандарт основного общего образования по образовательной области «Искусство».
Учебно-методический комплект. 1
3
4
4
10
1
1
2 Печатные пособия:
Плакаты: группы музыкальных инструментов
Схемы: расположение инструментов.
Портреты композиторов. 8
1
1комп.
3 Технические средства обучения:
Компьютер.
Музыкальный центр.
Комплект звуковоспроизводящей аппаратуры (микрофоны).
Колонки
Мультимедийная аппаратура
Экран. 1
1
2
2
1
1
4 Экранно-звуковые пособия:
Аудиозаписи.
Фонохрестоматии по музыке.
Видеофильмы о творчестве композиторов.
Видеофильмы с записью фрагментов оперных и балетных спектаклей. 2
10
5 Оборудование кабинета:
Музыкальные инструменты: фортепиано
Электропианино.
Комплект детских музыкальных инструментов.
Комплект деревянных шумовых русских народных инструментов 1
1
3
1
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР _______________
подпись расшифровка подписи.
« » _________ 2015 год
дата
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания МО учителей эстетического и общетехнического цикла
от 30 августа 2015 года №1,
______________ Кузнецова М.В.