Откртый урок по спецальности Фортепиано на тему Подготовка ученика-пианиста к правильному исполнению гамм
Открытый урок
по специальности «Фортепиано»
преподавателя Козиной Татьяны Юрьевны
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного
образования детей «Новоладожская детская школа искусств»
Дата проведения: 24.03 2014 год.
Урок проводится с ученицей 2-го класса Егоровой Марией. Ученица с хорошими музыкальными данными, но при исполнении гаммаобразных пассажей не хватает ровности и плавности звучания.
Тема урока: Подготовка ученика-пианиста к правильному исполнению гамм
Пояснения: Начинать подготовку ученика-пианиста к правильному исполнению гамм полезно через определенный ряд упражнений. Работа над этими упражнениями никоим образом не является самоцелью – ее следует рассматривать как средство восприятия не механической, а музыкально осмысленной техники. Упражнения связаны с музыкой (они охватывают различные виды техники и всевозможные приемы звукоизвлечения) и постепенно переходят в работу над произведением. Благодаря своей лаконичности, они легко запоминаются, исполнение их не утомляет ученика, не притупляет его внимание.
Упражнения приносят пользу лишь при условии точного их выполнения – приблизительность здесь недопустима. Работа над ними требует полной сосредоточенности.
Главным критерием правильной работы является качество звучания. Малейшее неудобство, напряжение, утомление сразу же отражается на звуке.
Все упражнения следует проходить постепенно, от простого к сложному, умело дозируя ежедневные нормы работы и выбирая для каждого ученика те упражнения, которые ему более всего необходимы в данный момент.
Цель: Добиться плавного непрерывного исполнения гамм и гаммаобразных пассажей без толчков, ровно по звучанию и временным соотношениям.
Задачи урока:
Развивающие.
Развить двигательно-осязательные ощущения пальцев рук
Обучающие.
Научиться технически верно исполнять упражнения на освоение и закрепление новых знаний, умений, навыков по образцу, а также уметь применять их в сходных ситуациях.
Воспитательные.
Воспитать чувство самоконтроля, усидчивости и самоорганизации.
Форма учебного занятия – урок
Форма организации работы – индивидуальная
Тип урока – комбинированное занятие.
Структура учебного занятия.
Продолжительность занятия – 45 минут
Вводная, организационная часть – 5 минут
Приветствие. Сообщение темы и плана занятия.
Основная часть – 30 минут
Проверка имеющихся у ребенка знаний и умений и их готовность к изучению нового материала.
Ознакомление с новыми знаниями и умениями.
Исполнение упражнений на освоение и закрепление знаний, умений, навыков по образцу, а также их применение в сходных ситуациях
Заключительная часть – 10 минут
Подведение итогов занятия. Оценка и самооценка результатов. Домашнее задание.
Ход урока
Организационный момент.
Преподаватель: Основная причина толчков, неровности гамм – малая подвижность и напряженность первого пальца. Поэтому чтобы обеспечить ровное и беглое исполнение, необходимо использовать его природную ловкость и легкость и подкладывать его незаметно, готовя заранее, не меняя уровня кисти.
Предложить ребенку исполнить гамму до-мажор на две октавы в противоположном движении.
Преподаватель: Послушай как прозвучала гамма в твоем исполнении. Не было ровности и плавности звука. С целью выравнивания промежутков между звуками полезно учить гаммы в медленном темпе половинными нотами, считая вслух на две четверти. Можно также быстро и четко проговаривать названия нот – такой «приказ» заставляет пальцы работать подвижнее и четче. Сегодня мы поработаем над упражнениями, которые помогут тебе добиться плавного непрерывного исполнения гамм и гаммаобразных пассажей без толчков, ровно по звучанию и временным соотношениям.
Работа над упражнениями
Упражнение на подкладывание первого пальца.
Расходящиеся движения на октаву и обратно. Играть всю гамму двумя пальцами: 1-2, 1-3, 1-4, 1-5 (левая рука – от до1 вниз). Играть также гамму с перекладыванием через 3, 4, 5 пальцы. Показ преподавателем.
Преподаватель: Выполни это упражнение в разных тональностях, добиваясь плавности. В тональностях, имеющих диезы и бемоли, избегать толчков на черной клавише и не поднимать кисть. Держись ближе к черным клавишам, почти между ними, чтобы при переходах с белых клавиш на черные и обратно не пришлось двигать руку от себя к себе.
Ученица выполняет предложенное упражнение
Преподаватель: Давай обсудим с тобой трудности исполнения, обратим внимание на то, как сделать исполнение более удобным и правильным. Попробуй увеличить темп. Если качество исполнения ухудшается, вернись к первоначальному темпу.
Гаммовые отрезки.(упражнение принадлежит
· И.И.Крыжановскому)
Правая рука играет по позициям гаммы до конца клавиатуры и обратно, левая – вниз от до. Показ преподавателем.
·
·
· ’ /
·
·
·
·’
Преподаватель: Легато играется на одном движении, «выдохе» из руки. Переносы выполняются всей рукой по дуге без взмахов кисти. Полезно учить разными приемами и в разных темпах. Сначала играть очень медленно сочным звуком. Ускоряя с каждым повторением, довести темп до престиссимо, после чего постепенно замедлить его. В быстром темпе «взять в руку» все звуки каждой позиции – для этого предварительно раскрыть ладонь и пальцы; можно играть с энергичным супинационным разворотом, «схватывая в кулак» последнюю ноту. Упражнение подготавливает усвоение аппликатуры гаммы и вырабатывает плавное исполнение легато на одной позиции руки.
Ученица исполняет предложенное упражнение
Преподаватель: Предлагаю тебе самой проанализировать результат.
Упражнение с задержанным звуком (со «станком»). Показ преподавателем. (упражнение принадлежит И.И.Крыжановскому)
Данное упражнение развивает независимость, силу пальцев, укрепляя их ладонные сгибатели.
Преподаватель: Опираясь на задержанный звук, свободно открываются и «захлопываются» пальцы, берущие восьмушки, но без «шлепающего» призвука и без нажима. Ладонь как бы сгибается посередине; пальцы «открываются» и «закрываются» все вместе. «Захлопывающему» - вернее, «захватывающему» движению пальцев помогайте небольшим боковым движением всей руки.
Ученица исполняет предложенное упражнение.
Последования второго-пятого пальцев со «станком» на первом. Показ преподавателем.
Преподаватель: Это упражнение также можно поучить «захлопывающим» движением, укрепляющим ладонные сгибатели. После этого играть легато.
Обрати внимание - положение ладони – глубоко в клавиатуре. Кисть слегка поворачивается к пятому пальцу.
Ученица исполняет предложенное упражнение
Постепенное увеличение гаммаобразной линии в прямом и обратном движении. Показ преподавателем.
Преподаватель: Упражнение играется непрерывным движением с «выходом» на опорном звуке.
Ученица исполняет предложенное упражнение
Подведение итогов
Во всех этих упражнениях нужно стремиться к ровному по звучанию и экономному по движению исполнению. Разучивание должно происходить с постепенным увеличением темпа. Чем больше темп, тем мельче движения, тем ближе друг к другу кончики пальцев (при сохранении ширины ладони). Но, нельзя во всех случаях требовать строго определенного положения рук или движения, пусть даже и рационального. Нельзя сковывать инициативу учащегося и во что бы то ни стало навязывать свое решение. Ученик должен находить и свои приемы исполнения.
Показывать приемы нужно в живой и увлекательной форме и так, чтобы ученик сам убедился в их правильности и удобстве на собственных ощущениях.
Ученице предлагается исполнить ранее разученный Этюд К.Черни, соч.829 до мажор, используя вновь приобретенные знания.
Обязательно сделать оценку исполнения, заострив внимание не только на ошибках, но и на пассажах исполненных успешно, даже если результат будет незначительным.
Планируемый результат.
- спокойное подкладывание первого пальца при смене позиции кисти
- ровное пиано внутри позиции
Методы, технологии обучения
- словесный (устное изложение материала)
- наглядный (показ, исполнение педагогом)
- практический (исполнение тренировочных упражнений)
Техническое оснащение занятия
Занятие проходит в классе размером 12.6 кв.м. Имеются два инструмента – фортепиано, стулья, нотная литература, наглядный и раздаточный материал, канцелярские принадлежности.
Список литературы
А.Шмидт-Шкаловская. О воспитании пианистических навыков. Классика 21 века.- Москва, 2003, с.58-65
Г.А.Праслова. Музыкальное образование как фактор развития человека., С-Пб., 2004.
Учебно-методическое пособие «Альбом ученика-пианиста», 2-3 класс, Ростов-на-Дону, 2011
Н.Ширинская. Гаммы и арпеджио. Москва, 1990.
К.Черни. Избранные фортепианные этюды. Ч.1,2. Москва., 1995.
А.Должанский. Краткий музыкальный словарь. Издательство «Музыка». Ленинград, 1964.
Г.Нейгауз. Об искусстве фортепианной игры. М., 1967 г.
Рисунок 1